Автобиографический роман в Великобритании в первой половине 20 в

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литературоведение
  • 2323 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 21.05.2011
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС В ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА…………………………………………………………..5
Выводы…………………………………………………………………………….8
ГЛАВА II. ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО РОМАНА…………………………………………………………………………..9
2.1. К определению жанра романа…………………………………………...…10
2.2. Понятия автобиографии и автобиографизма……………………….……..13
Выводы………………………………………………………………...…………14
ГЛАВА III. АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ РОМАН В ЛИТЕРАТУРЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА………………….15
3.1. Автобиографический роман в Великобритании в первой половине XX века. Краткий обзор……………………………………………………………..15
3.2. Автобиографизм в творчестве Сомерсета Моэма………………………..16
3.3. «Сыновья и любовники» Дэвида Герберта Лоуренса……………………17
3.4. Автобиографический роман в творчестве Герберта Уэллса……………..18
3.5. Творчество Джеймса Джойса. «Портрет художника в юности»………...19
3.6. Автобиографическая эпопея Шона О'Кейси……………………………...20
Выводы…………………………………………………………………………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..23


Фрагмент для ознакомления

Роман автобиографичен. История Пола Морела, выросшего в горняцком поселке, огражденного усилиями и любовью матери от тяжелого труда углекопа, получившего благодаря ее поддержке образование, ставшего клерком, а затем художником, близка судьбе самого автора. И все же — это не автобиография Лоуренса. Лоуренс смело раздвинул рамки романа, включив в сферу изображения интеллектуальную, духовную и сексуальную жизнь героев. Уже в первой главе приведены в движение силы влечения и отталкивания, определяющие супружескую жизнь Гертруды и Уолтера Морелов, в образах которых Лоуренс изобразил своих родителей. Их отношения, темпераменты сказываются на детях, на характере взаимоотношений сыновей и матери, сыновей и отца; самоотверженная привязанность Гертруды к сыновьям, и особенно к Полу, прослежена на всех этапах ее развития. Это сильное чувство, компенсирующее неудачно сложившиеся отношения Гертруды с мужем, разделяется Полом и вместе с тем порабощает его, дает ему жизненные импульсы и удерживает от свободы решений и выбора, осложняет его отношения с возлюбленными: сначала с Мириам, затем — с Кларой. Единственная женщина, с которой Пол связан неразрывными узами, — его мать.

3.4. Автобиографический роман в творчестве Герберта Уэллса
Уэллс вошел в историю литературы как создатель жанра социально-фантастического романа, отразившего закономерности научного и общественного развития новейшего времени. Преобладающим в его творчестве является критическое начало.
Уэллс правдиво отразил социально-историческую сущность своего времени; вместе с тем его ищущая мысль проникала в будущее, предопределяя развитие тех социальных тенденций, которые он видел в настоящем. Как романист Уэллс тяготел к обобщенности изображения, что не исключало исторической верности создаваемых им образов. Уэллс писал о социальных сдвигах и мировых катаклизмах, о жестокости войн и колониальных захватов, о возможностях науки и силе человеческого разума. В годы Первой мировой войны написан роман «Мистер Бритлинг пьет чашу до дна» (1916), являющийся автобиографическим по своему характеру и принятый с большим интересом читателями. Сам писатель назвал эту книгу историей своего сознания. Критика увидела в нем нечто большее: мудрый и проникновенный анализ уроков, которые пришлось пережить в годы войны самой Британии. В английской литературе роман «Мистер Бритлинг» — один из первых антивоенных романов, затрагивающих тему «потерянного поколения». Главный герой — писатель Бритлинг, сын которого убит на войне. Передано «движение сознания героя», ход его мыслей под влиянием обрушившихся на него ужасов войны. Уэллс раскрывает связь «одного сознания» с процессами, происходящими «в недрах английской жизни», воздействие «исторической эпохи» на судьбу каждого, на «личный опыт» современников Бритлинга. «Мистер Бритлинг» намечает ряд тенденций, которые будут развиты в произведениях последующих десятилетий. Одна из них — стирание граней между фантастическим и реальным. «Мир, потрясенный катаклизмами, не нуждается в фантазиях о будущих катаклизмах», — эти слова Уэллса, относящиеся к 1934 г., произнесены под влиянием войны и ее последствий.

3.5. Творчество Джеймса Джойса. «Портрет художника в юности»
«Портрет художника в юности» — первый и отчасти автобиографический роман ирландского писателя Джеймса Джойса. Роман был написан в 1907 — 1914 годах. В нем отражены годы становления будущего героя романа «Улисс» Стивена Дедала. Имя героя является ссылкой на древнегреческий миф об инженере Дедале, создавшем искусственную пару крыльев. Кроме того, Стивен Дедал в романе является альтер-эго Джойса. Для того чтобы усилить эффект интимной причастности повествователя к своему герою, Джойс воспользовался элементами так называемой техники «потока сознания». Однако, по словам исследователей, эти опыты самоописания далеки от обычных автобиографий. Джойс пытался взглянуть на себя отстраненным взглядом. Стивен Дедалус, сквозной персонаж нескольких джойсовских произведений. Их отношения модифицировались от текста к тексту — от весьма пристрастного, «субъективного» самоизображения в «Стивене Герое» (ранняя рукопись, впоследствии переработанная автором в роман «Портрет художника в юности») до полного отчуждения своего «я» в тексте «Улисса».
В романе «Портрет художника в юности» Джойс отслеживает интеллектуальное и религиозно-философское становление своего персонажа, который подвергает сомнению безоговорочную истинность католических постулатов и устройство современного ему ирландского общества.

3.6. Автобиографическая эпопея Шона О'Кейси
Шон О'Кейси известен как выдающийся англо-ирландский драматург и автор автобиографической эпопеи в шести томах. Творчество его тесно связано с национально-освободительным движением ирландского народа, с общественным подъемом «бурных тридцатых», с антифашистской борьбой. Он написал ряд трагедий: «Тень стрелка» (1923), «Юнона и Павлин» (1925), «Плуг и звезды» (1926), в которых ставил проблемы национально-освободительной борьбы.
В автобиографическую эпопею О'Кейси вошло шесть романов разных лет: «Я стучусь в дверь» (1939), «На пороге» (1942), «Барабаны под окном» (1945), «Прощай, Ирландия!» (1949), «Роза и корона» (1952), «Закат и вечерняя звезда» (1954). Автобиографическая эпопея О'Кейси отличается хроникальностью и панорамностью повествования, охватывающего семьдесят лет жизни героя. Каждая из первых пяти книг соответственно отображает очередное десятилетие жизни автора. Шестая книга освещает последний период в двадцать лет. Эпопейное единство всех шести книг основано на отображении единого процесса исторического развития Ирландии за семьдесят лет, на изображении жизненного пути героя. Однако отдельные книги, входящие в эпопею, отличаются относительной самостоятельностью. В каждой книге есть особые жанровые черты. Эпопея Шона О'Кейси — это и эпический цикл, включающий романы и лирико-публицистические книги. Изображая исторические события и судьбу главного героя, О'Кейси на первый план всегда выдвигает жизнь и борьбу трудового народа Ирландии.
Советский исследователь А. П. Саруханян относит эти книги О'Кейси к монументальным эпическим произведениям, написанным в жанре художественной автобиографии, и считает, что в «английской литературе XX в. наблюдается процесс сближения двух жанров — автобиографии и романа».
Выводы. В переломную для Великобритании эпоху первой половины XX столетия практически все писатели-романисты обратились в своем творчестве к приему автобиографизма. Автобиографические романы в этот период различаются по структуре, главенствующим в них темам, степени разработанности образов и характеров, стилистике и иным признакам. Объединяет все эти произведения одно. Это эпоха, когда человек стремится разобраться в себе, определить свою роль в истории и роль личности вообще.
Писатель, творческий путь которого пришелся на эпоху глобальных изменений в различных сферах жизни, поставленный перед рядом нравственных выборов, наделяя героев собственными чертами и вписывая их в контекст реальных событий их собственной биографии, осмысляют свой жизненный и творческий путь. В этот исторический период происходит четкое и явное сближение таких жанров, как автобиография и автобиографический роман.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в данной работе мы постарались проследить особенности автобиографического романа в Великобритании в первой половине XX века. Очевидно, что в первой половине XX века писатели все чаще начинают обращаться к собственному жизнеописанию. Это происходит потому, что, включенные в общемировой исторический процесс, они пытаются осмыслить свою жизнь, свое предназначение и свою роль в истории. Человек, стоящий на пороге коренных изменений в стране и в мире, терзаемый противоречиями, оказывается в состоянии кризиса. Один перед лицом истории. Если этот человек — писатель, он с помощью доступных ему инструментов выражает себя для того, возможно, чтобы провести самостоятельную оценку своей личности, характера, жизненных целей и принципов. У автобиографических романов может быть несколько крайне важных функций. Это текст, представляющий художественную ценность, это историческая летопись и это ключ к глубокому пониманию всего творчества писателя. К жанру автобиографического романа в тяжелый для Великобритании, как и для всего мира, период первой половины XX века обращаются такие разные художники слова, как Этель Лилиан Войнич, Джон Голсуорси, Джозеф Конрад, Сомерсет Моэм, Дэвид Герберт Лоуренс, Герберт Уэллс, Джеймс Джойс и другие романисты.








СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. — М ., 1985.
Балашов П.С. Писатели-реалисты ХХ века на Западе: Очерки жизни и творчества. — М ., 1984.
Бахтин М. М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975.
А. И. Белецкий. Судьбы большой эпической формы в русской литературе XIX-XX вв. — Киев, 1948.
Белинский В.Г. Полное собрание сочинений, т. V, Изд. АН СССР, М., 1954.
Богданов А. Роман. — Краткая лит. энциклопедия, т. 6. — М., 1971.
Веселовский А.Н.. Из истории романа и повести. — СПб., 1886.
Гаврилюк А.М. Стиль форсайтовского цикла Джона Голсуорси. — Львов, 1977.
Дьяконова Н . Голсуорси. — М ., 1960.
Днепров В. Черты романа XX века. — М.- Л., 1965.
Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П. Модернизм в зарубежной литературе. — М., 1998.
Жантиева Д.Г. Английский роман ХХ века. — М., 1965.
Зарубежная литература ХХ века: Хрестоматия / Под ред. Б.И. Пуришева и Н.П. Михальской /. — М. 1986.
Зарубежная литература ХХ века / Под ред. В.М. Толмачева. — М., 2003.
Ивашева В. В. Литература Великобритании ХХ века. — М., 1984.
История зарубежной литературы ХХ века. 1917-1945 / Под ред. В.Н. Богословского, З. Т. Гражданской/. — М., 1983.
Кабанова И.В. Английский роман тридцатых годов ХХ века. — Саратов, 1999.
Медарич М. Автобиография / автобиографизм // Автоинтерпритация. Сб. статей. — СПб., 1998.
Михальская Н.П., Аникин Г.В. Английский роман ХХ века. — М ., 1982.
Судленкова О.А. , Кортес Л.П. Сто писателей Великобритании. — Минск, 1997.
Фридлендер Г. Карл Маркс и мировая литература. — Иностранная лит.,М., 1970, № 1.
Яркова А.В. Жанр автобиографического романа в творчестве Б.К. Зайцева // Жанры в литературном процессе: сб. науч. ст. — СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2000.

Бахтин М. М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975.
Богданов А. Роман. — Краткая литературная энциклопедия, т. 6. — М., 1971, c. 350.
Фридлендер Г. К.Маркс и мировая литература. — Иностранная лит., М., 1970, № 1, с. 202 и 313.
19. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений, т. V, Изд. АН СССР, М., 1954, стр. 25-28; т. VI, Изд. АН СССР, М., 1955, с. 217-218.
20. Там же, т. X, 1956, стр. 315-316.
21. Белецкий А.И.. Судьбы большой эпической формы в русской литературе XIX-XX вв. — Киев, 1948, с. 13. Веселовский А.Н.. Из истории романа и повести, в. 1, стр. 31.
Там же.
Медарич М. Автобиография/автобиографизм // Автоинтерпритация. Сб. статей. — СПб.,1998, с. 5.
Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. — М ., 1985.
Саруханян А.П. Творчество Шона О'Кейси, с. 126.












2

1.Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. — М ., 1985.
2.Балашов П.С. Писатели-реалисты ХХ века на Западе: Очерки жизни и творчества. — М ., 1984.
3.Бахтин М. М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975.
4.А. И. Белецкий. Судьбы большой эпической формы в русской литературе XIX-XX вв. — Киев, 1948.
5.Белинский В.Г. Полное собрание сочинений, т. V, Изд. АН СССР, М., 1954.
6.Богданов А. Роман. — Краткая лит. энциклопедия, т. 6. — М., 1971.
7.Веселовский А.Н.. Из истории романа и повести. — СПб., 1886.
8.Гаврилюк А.М. Стиль форсайтовского цикла Джона Голсуорси. — Львов, 1977.
9.Дьяконова Н . Голсуорси. — М ., 1960.
10.Днепров В. Черты романа XX века. — М.- Л., 1965.
11.Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П. Модернизм в зарубежной литературе. — М., 1998.
12.Жантиева Д.Г. Английский роман ХХ века. — М., 1965.
13.Зарубежная литература ХХ века: Хрестоматия / Под ред. Б.И. Пуришева и Н.П. Михальской /. — М. 1986.
14.Зарубежная литература ХХ века / Под ред. В.М. Толмачева. — М., 2003.
15.Ивашева В. В. Литература Великобритании ХХ века. — М., 1984.
16.История зарубежной литературы ХХ века. 1917-1945 / Под ред. В.Н. Богословского, З. Т. Гражданской/. — М., 1983.
17.Кабанова И.В. Английский роман тридцатых годов ХХ века. — Саратов, 1999.
18.Медарич М. Автобиография / автобиографизм // Автоинтерпритация. Сб. статей. — СПб., 1998.
19.Михальская Н.П., Аникин Г.В. Английский роман ХХ века. — М ., 1982.
20.Судленкова О.А. , Кортес Л.П. Сто писателей Великобритании. — Минск, 1997.
21.Фридлендер Г. Карл Маркс и мировая литература. — Иностранная лит.,М., 1970, № 1.
22.Яркова А.В. Жанр автобиографического романа в творчестве Б.К. Зайцева // Жанры в литературном процессе: сб. науч. ст. — СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2000.

Вопрос-ответ:

Что рассматривает статья?

Статья рассматривает автобиографический роман в Великобритании в первой половине 20 века.

Какие выводы можно сделать из статьи?

Из статьи можно сделать вывод, что автобиографический роман был важным жанром в Великобритании в первой половине 20 века. От автобиографического романа требовалась определенная специфика, которую авторы старались отразить в своих произведениях.

Какие понятия рассматриваются в главе II?

В главе II рассматриваются понятия автобиографии и автобиографизма. Авторы статьи анализируют их значение и влияние на жанровую специфику автобиографического романа.

Что требовалось от автобиографического романа в Великобритании в первой половине 20 века?

От автобиографического романа требовалась определенная специфика, которая включала в себя различные характеристики: олицетворение автора, внутренний монолог, развитие сюжета и другие элементы, которые делали произведение интересным и содержательным для читателя.

Как можно определить жанр автобиографического романа?

Жанр автобиографического романа можно определить через его особенности: это художественное произведение, созданное на основе автобиографических фактов, где автор сам становится героем своего рассказа.

Что такое автобиографический роман?

Автобиографический роман - это литературный жанр, в котором автор основывает сюжет и персонажей на своих собственных жизненных событиях и опыте.

Каково значение автобиографического романа в литературном процессе Великобритании в первой половине XX века?

Автобиографический роман имел большое значение в литературном процессе Великобритании в первой половине XX века. Он позволял писателям выразить свои личные и социальные взгляды, а также исследовать сложные темы и проблемы, включая классовое неравенство, войну и политические изменения.

Как определить жанр автобиографического романа?

Жанр автобиографического романа определяется тем, что его основа - это реальные события и персонажи, взятые из жизни самого автора. Однако, автор может использовать литературные приемы и вымышленные детали, чтобы создать более художественную и привлекательную историю.

В чем разница между понятиями "автобиография" и "автобиографизм"?

Автобиография - это личный рассказ об авторе, описывающий его жизнь и опыт. Автобиографизм - это использование элементов автобиографии в произведении, где автор использует свои личные истории и опыт, чтобы создать вымышленные сюжеты и персонажей.

Какая жанровая специфика присуща автобиографическому роману?

Автобиографический роман имеет свою специфику, так как он сочетает элементы факта и вымысла, реальности и вымышленного. Это позволяет автору освещать интересующие его темы и исследовать персональные и социальные вопросы. Жанровая специфика автобиографического романа подразумевает также использование художественных приемов и наличие сюжетной линии.

Какие выводы делаются в первой главе статьи?

В первой главе статьи делаются выводы о литературном процессе в Великобритании в первой половине XX века. Автор рассматривает развитие автобиографического романа как одного из жанров этого периода.

Чем особенен автобиографический роман в Великобритании в первой половине XX века?

Автобиографический роман в Великобритании в первой половине XX века особенен своей жанровой спецификой. Он исследует понятия автобиографии и автобиографизма, а также вносит вклад в определение жанра романа.