Идеи воспитания и образования в просветительско- педагогическом наследии императрицы Екатерины II (2)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История педагогики
  • 2828 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 25.05.2014
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

1. Формирование педагогических взглядов Екатерины II 6
1.1. Личность и биография 6
1.2. Увлечение Екатерины II идеями французских просветителей 8
2. Наследие императрицы 11
3. Просветительская деятельность Екатерины II. 13
3.1. Реформа системы образования 14
3.2. Смольный институт благородных девиц 20
4. Воспитания наследников престола 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29


Фрагмент для ознакомления

Характерно влияние французского опыта (закрытые учебные заведения при монастырях), применен при создании Смольного института, выражено влияние идей. Ж-Ж. Руссо ("Эмиль, или о Воспитании"), Дж.Локка ("Мысли о воспитании"), Д.Дидро и др.
Таким образом, эпоха Екатерины Великой была эпоха государственной педагогики, когда школа активно отделялась от церкви. Цель воспитания состояла в воспитании светски образованного, обладающего широким взглядом на мир, сохраняющего национальные традиции человека. В эту эпоху складывалась государственная система образования.
4. Воспитания наследников престола

Сам процесс обучения будущая императрица считала лишь средством выявления способностей, единственно отвращением от праздности, годным для приучения к труду и прилежанию. Она упорно отрицала всякое принуждение к учению и в отношении сына, и своих внуков, великих князей. Обучение, по ее непререкаемым представлениям, всегда должно сопровождаться религиозным и нравственным воспитанием.
Пропитанная идеями французского просветителя, Екатерина II посвящает в своем «Наказе» целую главу воспитанию. Глава начинается непривычным в тогдашней России следующим общим положением: «Правила воспитания суть первые основания, приуготовляющие нас быть гражданами».
В инструкции, данной 13 марта 1784 года Н. И. Салтыкову (1736–1816) при назначении его к воспитанию великих князей, сказано: «Поваживать воспитанников к непрекословному послушанию Нам и Императорской Нашей власти. Да будет то, что Бабушка приказала, непрекословно исполнено; что запретила, того отнюдь не делать, и чтоб им казалось столько же трудно то нарушить, как переменить погоду по их хотению».
Ее педагогические воззрения, кратко изложенные и ставшие основой одной из глав «Наказа», затем были развернуты в педагогические сочинения, касающиеся воспитания и образования детей, представлявшие интерес не только для наставников ее внуков – великих князей, но составившие важное и поучительное явление в историко-педагогической литературе.
Если Екатерине не удалось привлечь Д’Аламбера к воспитанию наследника Павла, то она пожелала воспитать своих внуков в полном соответствии с правилами современной педагогики и выписала для них швейцарского республиканца Ф. С. Лагарпа (1754–1838).
В качестве первой добродетели, которую она внушает внукам, Константину и Александру, оказывается знание предмета Закон Божий. Затем следует обучение иностранным языкам, но чтоб при том не забывали своего языка русского.
Одновременно с практическим обучением немецкому, латинскому, греческому и французскому языкам великие князья должны в соответствии с учебным планом императрицы-бабушки обучаться письму, чтению, арифметике и рисованию. Пока дети учатся языкам, следует начать географию, общую и частную, – описание земель, промышленности и ремесел Российской империи. Главное в обучении наследников престола – познание России, включая собственный “Наказ” императрицы и ее не менее либеральное “Рассуждение о мануфактурах”.
Великие князья должны были посвящать несколько часов в день изучению России. Пособие по российской истории императрица, как известно, сочиняла сама. После переговоров в Могилеве в мае 1780 года с австрийским императором Иосифом II Владычица полумира получает полное собрание основных руководств, образцы учебников и наглядных материалов, в роскошных переплетах из коричневого сафьяна с золотым тиснением, для общегосударственной системы школ в России.
Военному воспитанию наследников Романовы придавалось большое значение с самых первых дней становления династии. Это было связано, в первую очередь, с восприятием царя, как воина, предводителя войска. В XVIII веке после восшествия на престол Петра I эта формула приобрела особый смысл. По мнению реформатора, символический ряд следовало поддерживать реальной работой. Другими словами, наследник должен был знать военную науку изнутри. Петровские принципы стали в последствии основой для воспитания великих князей на протяжении всего XVIII века.
Получение наследником систематического образования в России, а не за ее пределами стало абсолютным принципом для XVIII в. Мысль об обучении великих князей за границей проникла вновь только в начале XIX в., когда император Александр I выразил намерение отправить Михаила и Николая Павловичей в Лейпцигский университет. Однако практического результата эта идея не принесла, а великие князья остались в России.
Предпочтительным оказался вариант домашнего обучения. Наследники престола не посещали специальных учебных заведений для дворян.
В XVIII веке не был изменен традиционный подход, в соответствии с которым ребенка первоначально отдавали на попечение женщин. Позже великий князь попадал к воспитателю-мужчине.
Воспитание и обучение наследников российского престола XVIII в. поистине могло бы показаться лишь наборов частных случаев, если бы не важнейшая неизменная составляющая этого процесса, а именно военное воспитание великих князей. Значимость этой сферы была очевидна с первых лет жизни престолонаследников. Первые игрушки царевичей были так или иначе связаны с военной сферой.
В период царствования Екатерины II при воспитании великих князей Павла Петровича и Александра Павловича военные занятия не пользовались популярностью. Речь идет о детских годах жизни, когда великие князья еще не имели возможности определиться или с той или иной степенью настойчивости продемонстрировать свой интерес к военной сфере. Так, из дневника все того же С. Порошина видно, что собеседники великого князя не благоволили к военному формализму и выправке. Участие Павла в маневрах 1760-х гг., согласно указанному источнику, было единичным.
Так, военное воспитание наследников престола, начатое с игр в солдатиков, «потешного» оружия и многочисленных рассказах о ратных подвигах прошлого не имевшее иных целей, кроме стремления привить великим князьям черты, повторяя слова Екатерины II, «приличные полу и рождению» смогло в конечном итоге предоставить юным Романовым самую доступную, приемлемую и, наконец, самую увлекательную форму самореализации.
Таким образом, как «просвещенный монарх» Екатерина заботилась об образовании нации и, особенно, воспитании и образовании будущих правителей. Ее внуки получили великолепное домашнее образование, основанное на провозглашенных европейскими мыслителями принципах свободы и природосообразности обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эпоха правления Екатерины II, вошедшая в историю, как эпоха «просвещенного абсолютизма» ознаменована важнейшими преобразованиями государства в духе идей французских просветителей XVIII века. Конечно, последствия создания новых учреждений в государстве не всегда были однозначно положительны. В большинстве своем реформы соответствовали чаяниям узкой прослойки общества в лице дворянства, а не народа в целом.
За период своего царствования Екатерина издала много законов, которые и после ее кончины еще долго служили России. Она внесла неоценимый вклад в дело развития и укрепления государства.
В своих образовательных идеях императрица следовала идеям французских просветителей.
При ней была реформирована система образования, построенная при ней на классно-урочной системе и принципе природосообразного обучения.
В своей заботе о воспитании внуков Екатерина создала программу обучения, отраженную в сочинении «Бабушкина азбука». По данной системе шло обучение и воспитание нескольких поколений наследников.
Таким образом, исходя из сочинений Екатерины II, и ее личного опыта воспитания внуков, можно сделать следующие выводы о ее педагогических взглядах:
Залог процветания государства, по ее мнению, – образование подданных;
Домашнее обучение в России развито плохо, потому для дворян наилучшей формой обучения она видит специальные учебные заведения;
В то же время наследники престола должны обучаться на дому, при участии образованнейших учителей;
По мысли императрицы, необходимо обучать наставников и наставниц из числа русского населения. Исходя из этой необходимости при ней был основан Смольный институт благородных девиц;
Для представителей низших сословий она предполагала создание народных училищ, проект которых был разработан и внедрен в действие. Обучение здесь велось уже на началах классно-урочной системы, разработанной Я. А. Коменским, с преподаванием важнейших навыков письма, чтения и счета;
Представителей дворянства предполагалось обучать классическим языкам, истории, литературе, верховой езде, музицированию и военному делу.
Итак, при Екатерине II России совершила значительный шаг вперед в деле просвещения нации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Борзаковский П. К. Императрица Екатерина Вторая Великая. — М.: Панорама, 1991.
Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие. — М., 1998.
Екатерина II и её время: Современный взгляд / Философский век, альманах. № 11. — СПб., 1999. 
Екатерина II Мысли из особой тетради // Моя жизнь: Записки Екатерины Великой. – Спб.: «Ленинградское издательство», 2008. – С. 339 - 349.
Исторические портреты. 1762-1917. Екатерина II - Николай II . В 2-х кн. Кн. 2. / Под ред. А. Н. Сахарова. – М, 1998.
История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. / Под ред. А. В. Рожникова. - М.: «ПБОЮЛ», 2001
Каменский А. Б.  Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. -  М., 1997.
Ключевский В. О. Исторические портреты. – М., 1990.
Коменский Я. А. Великая дидактика. // Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1955.
Коменский Я. А. Пансофическая школа // Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. -М.: Педагогика, 1982.
Кулючин А.И. Правители России. - Чебоксары: Чувашия, 1994.
Латынина Д.Н. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х-началоХХ в): Уч.пособие - М.:ИД "Форум".1998.
Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - Ставрополь: Кавказский край, 1993 .
Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании /Хрестоматия по истории зарубежной педагогики - М., 1981.
Кулючин А.И. Правители России. - Чебоксары: Чувашия, 1994. – С. 281. 
Кулючин А.И. Правители России. - Чебоксары: Чувашия, 1994. – С. 282. 
Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - Ставрополь: Кавказский край, 1993 . – С. 277 – 278.
Ключевский В. О. Исторические портреты. – М., 1990. – С. 298.
Исторические портреты. 1762-1917. Екатерина II - Николай II . В 2-х кн. Кн. 2. / Под ред. А. Н. Сахарова. – М, 1998. – С. 53. 
Державин Г. Р. Стихотворения. - Л., 1981. – С. 92.
Каменский А. Б.  Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. -  М., 1997. – С. 87.
Екатерина II Мысли из особой тетради // Моя жизнь: Записки Екатерины Великой. – Спб.: «Ленинградское издательство», 2008. – С. 341.
Цит. по: Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. – М.: ООО «Фирма СТД», 2005. – С. 694.
Екатерина II Мысли из особой тетради // Моя жизнь: Записки Екатерины Великой. – Спб.: «Ленинградское издательство», 2008. – С. 341.
Там же, С. 346.
Цит. по: Шишов А. В. Тайны эпохи Екатерины II. –М.: Вече, 2007. – С. 128.
Цит. по: Шишов А. В. Тайны эпохи Екатерины II. –М.: Вече, 2007. – С. 129.
Латынина Д.Н. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х-началоХХ в): Уч.пособие - М.:ИД "Форум".1998. – С. 259.
Озерская Ф. С. Женское образование // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР в XVIII — первой пол. XIX вв. — М., 1973. – С. 82.
Озерская Ф. С. Женское образование // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР в XVIII — первой пол. XIX вв. — М., 1973. – С. 85.
Екатерина II и её время: Современный взгляд / Философский век, альманах. № 11. — СПб., 1999. – С. 170.
Борзаковский П. К. Императрица Екатерина Вторая Великая. — М.: Панорама, 1991. – С. 42.
Латынина Д.Н. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х-началоХХ в): Уч.пособие - М.:ИД "Форум".1998. – С. 262.









2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борзаковский П. К. Императрица Екатерина Вторая Великая. — М.: Панорама, 1991.
2. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие. — М., 1998.
3. Екатерина II и её время: Современный взгляд / Философский век, альманах. № 11. — СПб., 1999.
4. Екатерина II Мысли из особой тетради // Моя жизнь: Записки Екатерины Великой. – Спб.: «Ленинградское издательство», 2008. – С. 339 - 349.
5. Исторические портреты. 1762-1917. Екатерина II - Николай II . В 2-х кн. Кн. 2. / Под ред. А. Н. Сахарова. – М, 1998.
6. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. / Под ред. А. В. Рожникова. - М.: «ПБОЮЛ», 2001
7. Каменский А. Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. - М., 1997.
8. Ключевский В. О. Исторические портреты. – М., 1990.
9. Коменский Я. А. Великая дидактика. // Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1955.
10. Коменский Я. А. Пансофическая школа // Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. -М.: Педагогика, 1982.
11. Кулючин А.И. Правители России. - Чебоксары: Чувашия, 1994.
12. Латынина Д.Н. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х-началоХХ в): Уч.пособие - М.:ИД "Форум".1998.
13. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - Ставрополь: Кавказский край, 1993 .
14. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании /Хрестоматия по истории зарубежной педагогики - М., 1981.

Вопрос-ответ:

Какие идеи воспитания и образования были в просветительском наследии императрицы Екатерины II?

В просветительском наследии императрицы Екатерины II были такие идеи, как введение всеобщего образования, развитие свободного мышления, поддержка наук и просвещения.

Какие педагогические взгляды формировались у Екатерины II?

У Екатерины II сложились педагогические взгляды, основанные на идеях просветителей Франции, таких как Руссо и Вольтер. Она поддерживала развитие свободного мышления, интеллектуального развития, а также стимулировала научные исследования в России.

Какие идеи французских просветителей увлекли Екатерину II?

Екатерина II была увлечена идеями французских просветителей, таких как Жан-Жак Руссо и Вольтер. Она разделяла их взгляды на необходимость образования для всех слоев населения, введение свободы мысли и религиозной толерантности.

Какое наследие императрицы Екатерины II существует в образовательной системе России?

Наследие императрицы Екатерины II в образовательной системе России проявляется в развитии всеобщего образования, поддержке наук и просвещения, а также в создании первых учебных заведений, в том числе Смольного института благородных девиц.

Какая роль была отведена образованию и воспитанию наследников престола во времена Екатерины II?

Во времена Екатерины II образованию и воспитанию наследников престола была отведена важная роль. Императрица придавала большое значение их образованию, стремилась к их интеллектуальному развитию и формированию правильных ценностей.

Какие идеи воспитания и образования пропагандировала императрица Екатерина II?

Императрица Екатерина II пропагандировала идеи просвещения и образования, основанные на принципах французского просвещения. Она придавала большое значение образованию как основе развития страны и ее народа. Екатерина II поддерживала идеи всеобщего образования, распространения знаний, физического и нравственного воспитания.

Какие реформы в системе образования произвела Екатерина II?

Екатерина II произвела ряд реформ в системе образования. Она создала Смольный институт благородных девиц, который предоставлял образование для девочек из дворянских семей. Также императрица основала гимназии и лицеи, чтобы предоставить образование для молодежи разных слоев общества. Екатерина II также совершила реформы в университетской системе, включая открытие новых университетов и улучшение учебных программ.

Каким образом Екатерина II воспитывала своих наследников престола?

Екатерина II придавала большое значение воспитанию своих потомков. Она обеспечивала им престижное образование, нанимала лучших преподавателей и учителей. Она также старалась внушить им принципы морали, этики и ответственности перед народом. Екатерина II стремилась подготовить своих наследников к будущему правлению и воспитывала их как будущих монархов.