Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Статистика
  • 3333 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 29.05.2014
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Статистика потребления 4
1. Сущность потребления и задачи в статистике потребления товаров и услуг 4
2.Структурная группировка 10
3. Ряды распределения 11
4.Аналитическая группировка 16
5.Ряды динамики 23
6. Эластичность 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Фрагмент для ознакомления

-на основе среднего темпа роста у2014=у2013*Т=9702*1,233 = 11964,3 руб.Анализ с Южного федерального округа.Таблица16Исходные данные 20042005200620122013Южныйфедеральныйокруг2532,23304,13918,212266,65931,3Таблица17Расчетная таблица Южныйфедера-льныйокруг Потребительские расходы (на члена домашнего хозяйства в месяц, руб.)Абсолютныеприросты, тыс. челТемпыроста, %Темпыприроста, %абсолютноезначениеЦепныеБазисныеЦепныеБазисныеЦепныеБазисные1% прироста20042532,2-------20053304,1=3304,1-2532,2=3304,1-2532,2=(3304,1:2532,2)*100=(3304,1:2532,2)*100=(3304,1:2532,2)*100 – 100=(3304,1:2532,2)*100 –100 =771,9/30,520063918,2=3918,2-3304,1=3918,2-2532,2=(3918,2:3304,1)*100=(3918,2:2532,2)*100=(3918,2:3304,1)*100 – 100=(3918,2:2532,2)*100 –100=614,1/54,7201212266,6=12266,6-3918,2=12266,6-2532,2=(12266,6:3918,2)*100=(12266,6:2532,2)*100=(12266,6:3918,2)*100 – 100=(12266,6:2532,2)*100 -100 =8348,4/384,420135931,3=5931,3-12266,6=5931,3-2532,2=(5931,3:12266,6)*100=(5931,3: 2532,2)*100=(5931,3:12266,6)*100 -100 =(5931,3: 2532,2)*100 - 100=-6335,3/134,2Итого27952,4       Таблица18Итоговаятаблица Южныйфедеральныйокруг Потребительские расходы (на члена домашнего хозяйства в месяц, руб.)Абсолютныеприросты, тыс. челТемпыроста, %Темпыприроста, %абсолютноезначениеЦепныеБазисныеЦепныеБазисныеЦепныеБазисные1% прироста20042532,2-------20053304,1771,9771,9130,5130,530,530,525,320063918,2614,11386118,6154,718,654,733,0201212266,68348,49734,4313,1484,4213,1384,439,220135931,3-6335,33399,148,4234,2-51,6134,2122,7Итого27952,4       Среднегодовой уровень потребительских расходов Южного федерального округа: =/nx- потребительские расходыn- число лет=27952,4/5=5590,48 руб. - за период с 2004 по 2013 год в среднем потребительские расходы составили 6800,14 руб .= (5931,3 – 2532,2)/4 = 849,78руб.= = 1,237 или 123,7%= 123,7-100=23,7% - следовательно, в среднем за период 2004-2013 годы потребительские расходы выросли на 23,7% или на 849,78руб.Спрогнозируем потребительские расходы населения по Южному ФО на 2014 год можно определить следующими способами:- на основе среднего абсолютного приростау2014=у2013+∆у=5931,3 + 849,78руб = 6781,1 руб.-на основе среднего темпа роста у2014=у2013*Т=5931,3 *1,237 = 7337,7 руб.6. ЭластичностьРассчитаем коэффициенты эластичности по Северо-Западному федеральному округу и Южному федеральному округу по основным продуктам питания.1. Северо-Западный федеральный округТаблица 19Расчет коэффициентов эластичностиСеверо-Западныйфедеральныйокруг20122013ТемпыростаТемпыприроста %АростКэластичностиСреднедушевое потребление продуктов питания, килограмм,все домашние хозяйства,значение показателя за годХлебныепродукты94,994,50,996-0,4-0,4(-0,4/94,9)/(1806,6/13282,2)Мясо и мясопродукты79,282,21,0383,83(3/79,2)/(1806,6/13282,2)Рыба и рыбопродукты19,820,51,0353,50,7(0,7/19,8)/(1806,6/13282,2)Молоко, литр275,5272,30,988-1,2-3,2(-3,2/275,5)/(1806,6/13282,2)Яйца, штук232,9229,70,986-1,4-3,2(-3,2/232,9)/(1806,6/13282,2)Масло растительное и другие жиры11,711,81,0090,90,1(0,1/11,7)/(1806,6/13282,2)Фрукты и ягоды62,369,81,12012,07,5(7,5/62,3)/(1806,6/13282,2)Овощи и бахчевые92,395,71,0373,73,4(3,4/92,3)/(1806,6/13282,2)Картофель7572,20,963-3,7-2,8(-2,8/75)/(1806,6/13282,2)Сахар и кондитерскиеизделия32,833,41,0181,80,6(0,6/32,8)/(1806,6/13282,2)Среднедушевые денежные доходы, рубль,значение показателя за год 13282,215088,81,13613,61806,6 Таблица20КоэффициентыэластичностиСеверо-ЗападныйфедеральныйокругКэластичностиХлебныепродукты-0,03Мясо и мясопродукты0,28Рыба и рыбопродукты0,26Молоко, литр-0,09Яйца, штук-0,10Масло растительное и другие жиры0,06Фрукты и ягоды0,89Овощи и бахчевые0,27Картофель-0,27Сахар и кондитерскиеизделия0,13С ростом дохода на 1 % в Северо-Западном федеральном округе потребление увеличилось на 0,28% мяса и мясопродуктов, на 0,26% рыбы и рыбопродуктов, на 0,06% масла растительного и других жиров, на 0,89 фруктов и ягод, также овощей и бахчевых на 0,27% и на 0,13% - сахара и кондитерских изделий. Причем на фрукты и ягоды отмечается самое большое увеличение спроса. А С ростом дохода на 1 % снижение спроса отмечается на хлебные продукты на 0,03%, на 0,09% на молоко и яйца на 0,1%, самое значительное снижение спроса произошло на картофель на 0,27%. Это можно объяснить тем, что цены на картофель, молоко, яйца и хлебные продукты растут быстрее. [8]2. ЮжныйфедеральныйокругТаблица 21Расчет коэффициентов эластичностиЮжныйфедеральныйокруг20122013ТемпыростаТемпыприроста%АростКэластичностиСреднедушевое потребление продуктов питания, килограмм,все домашние хозяйства,значение показателя за годХлебныепродукты118,7113,90,960-4,0-4,8(-4,8/118,7)/(2175,9/8716,8)Мясо и мясопродукты68,671,31,0393,92,7(2,7/68,6)/(2175,9/8716,8)Рыба и рыбопродукты16,2181,11111,11,8(1,8/16,2)/(2175,9/8716,8)Молоко, литр246,9255,51,0353,58,6(8,6/246,9)/(2175,9/8716,8)Яйца, штук207,6201,70,972-2,8-5,9(-5,9/207,6)/(2175,9/8716,8)Масло растительное и другие жиры11,711,50,983-1,7-0,2(-0,2/11,7)/(2175,9/8716,8)Фрукты и ягоды5661,41,0969,65,4(5,4/56)/(2175,9/8716,8)Овощи и бахчевые112,3112,91,0050,50,6(0,6/112,3)/(2175,9/8716,8)Картофель72,767,90,934-6,6-4,8(-4,8/72,7)/(2175,9/8716,8)Сахар и кондитерскиеизделия3535,51,0141,40,5(0,5/35)/(2175,9/8716,8)Среднедушевые денежные доходы, рубль,значение показателя за год       8716,810892,71,25025,02175,9 Таблица22КоэффициентыэластичностиЮжныйфедеральныйокругКэластичностиХлебныепродукты-0,16Мясо и мясопродукты0,16Рыба и рыбопродукты0,45Молоко, литр0,14Яйца, штук-0,11Масло растительное и другие жиры-0,07Фрукты и ягоды0,39Овощи и бахчевые0,02Картофель-0,26Сахар и кондитерскиеизделия0,06С ростом дохода на 1 % в Южном федеральном округе можно отметить увеличение потребления на 0,16% мяса и мясопродуктов, на 0,45% рыбы и рыбопродуктов, на молоко 0,14%, на 0,39 фруктов и ягод, также овощей и бахчевых на 0,02% и на 0,06% - сахара и кондитерских изделий. Причем на рыбу и рыбные продукты отмечается самое большое увеличение спроса. А С ростом дохода на 1 % снижение спроса отмечается на хлебные продукты на 0,16%, масла растительного и других жиров на 0,07% и яйца на 0,11%, самое значительное снижение спроса произошло на картофель на 0,26%. Это можно объяснить тем, что цены на картофель, яйца и хлебные продукты растут быстрее.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основе рассчитанных данных в этой работе можно сделать следующие выводы о Южном и Северо-западных Федеральных Округах:- На основе приведенных данных в работе можно сделать вывод о том, что наибольший удельный вес в расходах населения составляют расходы на непродовольственные товары 39,3%, также значительный удельный вес составляют расходы на питание 34,42% , а расходы на оплату услуг в 2013 году составили 24,5% от расходов на конечное потребление.- На основе произвеленных расчетов можно сделать вывод о то, что потребительские расходы в Северо-Западном федеральном округе отличаются от средних потребительских расходов (12303,03 рублей) в среднем на 1948,58 рублей или на 25,5%. Наиболее часто встречающаяся величина средних расходов Северо-Западном федеральном округе – 7002,6 рублей. Половина членов домохозяйств имеют расходы меньше 8078 руб., а другая половина - больше этой суммы.- Потребительские расходы в Южном федеральном округе отличаются от средних потребительских расходов (7656,2 рублей) в среднем на 2304,6 рубля или на 18,7%. Наиболее часто встречающаяся величина средних расходов Южном федеральном округе – 6503,4 рубля. Половина членов домохозяйств имеют расходы меньше 7244,5 руб., а другая половина - больше этой суммы.- В результате произведенных расчетов средние потребительские расходы в Северо-западном ФО выше, чем в Южном ФО на 4646,81 рублей, модальные расходы выше на 833,5 рублей, а медианные расходы а выше на 499,2 рубля. -Анализ полученных данных говорит о том, что доходы в Северо-Западном федеральном округе отличаются от средних доходов (13031,11 рублей) в среднем на 2677,6 рубля или на 20,5% .-Доходы в Южном и Северо-Западном федеральных округах отличаются от средних доходов (11568,93 рублей) в среднем на 3456,93 рубля или на 29,9% - Вариация потребительских расходов на 75,7% зависят от вариации размера денежных доходов населения и на 24,3% от прочих факторовСудя по данным эмпирического корреляционного отношения связь между доходами и потребительскими расходами значительная.- В среднем за период 2004-2013 годы потребительские расходы выросли в СЗФО на 23,3% или на 1376,7руб.По прогнозам потребительские расходы населения по Северо-западному ФО на 2014 год составят: на основе среднего абсолютного прироста 11078,7 руб, а на основе среднего темпа роста 11964,3 рублей- В среднем за период 2004-2013 годы потребительские расходы выросли вЮФО на 23,7% или на 849,78руб.По прогнозам потребительские расходы населения по Южному ФО на 2014 год составят: на основе среднего абсолютного прироста 6781,1 руб., а на на основе среднего темпа роста 7337,7 рублей. - С ростом дохода на 1 % в Северо-Западном федеральном округе наибольшее увеличение потребления произошло фруктов и ягод на 0,89, мяса и мясопродуктов на 0,28%, также овощей и бахчевых на 0,27%. А С ростом дохода на 1 % снижение спроса отмечается на хлебные продукты на 0,03%, на 0,09% на молоко и яйца на 0,1%, самое значительное снижение спроса произошло на картофель на 0,27%. Это можно объяснить тем, что цены на картофель, молоко, яйца и хлебные продукты растут быстрее.- С ростом дохода на 1 % в Южном федеральном округе можно отметить увеличение потребления на 0,16% мяса и мясопродуктов, на 0,45% рыбы и рыбопродуктов, на молоко 0,14%, на 0,39 фруктов и ягод. Причем на рыбу и рыбные продукты отмечается самое большое увеличение спроса. А С ростом дохода на 1 % снижение спроса отмечается на хлебные продукты на 0,16%, масла растительного и других жиров на 0,07% и яйца на 0,11%, самое значительное снижение спроса произошло на картофель на 0,26%. Это можно объяснить тем, что цены на картофель, яйца и хлебные продукты растут быстрее.Одним из наиболее важных показателей Статистики потребления населения и в целом уровня жизни является потребительские расходы. Этот показатель показывает расходы на продовольственные и на непродовольственные товары. Так же мы произвели расчеты динамики этих расходов и спрогнозировали расходы на 2014 год. Рассмотрели эластичность спроса в СЗФО и ЮФО на основные группы товаров.СПИСОКЛИТЕРАТУРЫПрактикум по теории статистики: Учеб. пособие / Под ред. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 421с.Курс социально-экономической статистики. Учебник для вузов / Под ред. М. Г. Назарова. - М.: Финстатинформ, 2000. – 771с.Гусаров В. М. Статистика: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 463 с.Салин В. Н. Социально-экономическая статистика: Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 2001. – 461с.Социальная статистика. Учебник для вузов / Под ред. И. И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 1997. – 416с.Теория статистики: Учебник / Под ред. Р.А.Шмойловой.- М.: Финансы и статистика, 2005. - 450с.Статистика под ред. д.э.н., проф. В.М. Симчеры. М. «Финансы и статистика», 2013М.Р. Ефимова, Е.В. Петрова, В.Н. Румянцев. Общая теория статистики. М. «Инфра-М», 2014.М.Г. Назаров Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов М, Юнити-Дана, 2000Российскийстатистическийежегодник2013. Госкомстат

1. Практикум по теории статистики: Учеб. пособие / Под ред. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 421с.
2. Курс социально-экономической статистики. Учебник для вузов / Под ред. М. Г. Назарова. - М.: Финстатинформ, 2000. – 771с.
3. Гусаров В. М. Статистика: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 463 с.
4. Салин В. Н. Социально-экономическая статистика: Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 2001. – 461с.
5. Социальная статистика. Учебник для вузов / Под ред. И. И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 1997. – 416с.
6. Теория статистики: Учебник / Под ред. Р.А.Шмойловой.- М.: Финансы и статистика, 2005. - 450с.
7. Статистика под ред. д.э.н., проф. В.М. Симчеры. М. «Финансы и статистика», 2013
8. М.Р. Ефимова, Е.В. Петрова, В.Н. Румянцев. Общая теория статистики. М. «Инфра-М», 2014.
9. М.Г. Назаров Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов М, Юнити-Дана, 2000
10. Российский статистический ежегодник 2013. Госкомстат

Вопрос-ответ:

Какие задачи решает статистика потребления товаров и услуг?

Статистика потребления товаров и услуг решает следующие задачи: изучение структуры потребления, анализ динамики потребительских предпочтений, определение уровня и динамики спроса на различные товары и услуги.

Что такое структурная группировка в статистике потребления?

Структурная группировка в статистике потребления представляет собой разделение потребителей на группы по различным признакам, таким как возраст, пол, доход и т.д. Это позволяет проводить анализ особенностей потребительского поведения в разных группах и оптимизировать процессы производства и сбыта товаров и услуг.

Что такое ряды распределения в статистике потребления?

Ряды распределения в статистике потребления представляют собой таблицы или графики, отображающие распределение потребления товаров и услуг по определенным признакам, например, по регионам или по отраслям экономики. Они позволяют проводить сравнительный анализ и выявлять закономерности в потребительском поведении.

Что такое аналитическая группировка в статистике потребления?

Аналитическая группировка в статистике потребления представляет собой разделение потребления на группы с целью проведения анализа и выявления зависимостей. Например, потребление товаров и услуг может быть разбито по категориям потребителей (домохозяйства, государственные учреждения, предприятия и т.д.) или по типам товаров (продукты питания, бытовая техника, транспортные услуги и т.д.). Аналитическая группировка помогает понять, какие факторы влияют на потребление и какие стратегии могут быть применены для его стимулирования или регулирования.

Что такое эластичность в статистике потребления?

Эластичность в статистике потребления это мера изменения количества потребляемых товаров или услуг в ответ на изменение их цены или дохода потребителей. Эластичность позволяет оценить, насколько чувствительны потребители к изменениям цены или дохода. Например, если эластичность равна единице, это означает, что изменение цены или дохода на 1% приведет к такому же процентному изменению в потреблении. Если эластичность больше единицы, то потребление будет более чувствительным к изменениям, если меньше единицы - менее чувствительным.

Что такое статистика потребления?

Статистика потребления - это наука о сборе, анализе и интерпретации данных о потреблении населением товаров и услуг. Она позволяет изучать паттерны и тренды в поведении потребителей, а также оценивать рыночный спрос и динамику различных видов потребления.

Какие задачи решает статистика потребления?

Основные задачи статистики потребления включают оценку объемов и структуры потребления, анализ динамики и изменений в потребительском спросе, определение факторов, влияющих на потребительское поведение, и изучение эластичности спроса. Эти данные помогают экономистам, маркетологам и государственным органам принимать решения по улучшению качества жизни населения и развитию экономики.

Что такое структурная группировка в статистике потребления?

Структурная группировка - это метод классификации потребления на различные группы по определенным критериям. Например, товары могут быть классифицированы по отраслям или секторам экономики, по степени избыточности или необходимости. Такая группировка позволяет анализировать структуру рынка потребления и выявлять главные тренды и смещения.

Что представляют собой ряды распределения в статистике потребления?

Ряды распределения - это таблицы или графики, которые показывают, сколько различных категорий товаров или услуг потребляется в определенном промежутке времени. Например, это может быть гистограмма, показывающая распределение потребителей по их уровню дохода или расходам на определенный продукт. Ряды распределения помогают идентифицировать различные сегменты рынка потребления и выявлять потенциальные возможности для улучшения предложения или маркетинговых стратегий.

Что такое эластичность спроса в статистике потребления?

Эластичность спроса - это показатель, который характеризует, насколько сильно изменяется спрос на товар или услугу в ответ на изменение цены или дохода потребителей. Эластичность может быть положительной, отрицательной или нулевой, и она влияет на ценообразование и стратегии маркетинга. Изучение эластичности спроса позволяет предсказывать рыночные реакции на изменения факторов, влияющих на потребление, и определять оптимальные ценовые и маркетинговые стратегии.

Как осуществляется структурная группировка в статистике потребления?

Структурная группировка в статистике потребления предполагает деление товаров и услуг на группы по определенным характеристикам. Например, товары могут быть разделены по отраслям производства, по стоимости, по расположению производства и т.д. Это позволяет проводить анализ и сравнение различных групп товаров и услуг.