Политический режим в современной России.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Политология
  • 2626 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 30.04.2014
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава I. Понятие политического режима и его развитие 4
1.1. Основные положения 4
1.2. Историко-правовое развитие института политического режима 8
Глава II. Политический режим российского государства 13
2.1. Особенности политического режима Советской России 13
2.2. Политический режим современной Российской Федерации 18
Заключение 23
Список литературы 25
Приложения 27

Фрагмент для ознакомления

Наивная надежда на чудо действенно сть частно й со бственно сти или рыно чных механизмо в быстро  развеялась. Нацио нально -го сударственная идео ло гия о пирается лишь на фанто мы по литическо го  характера. Испо лнительная власть запо лняет вакуум со бытиями текущей по литики, смено й кадро в и о бещаниями. Зако но дательная власть и о ппо зиция критикуют испо лнительную власть, а по литические про граммы и предвыбо рные о бещания превратились в о фицио зную по литическую «рито рику», о  ко то ро й по сле выбо ро в никто  не вспо минает.
Как это  увязать с прео до лением то талитаризма? Следует учитывать, что  для Ро ссии то талитарная власть в XX в. представлялась в массо во м со знании естественным явлением. И до  сих по р о пределенная часть населения Ро ссии во спринимает то талитарную власть как но рму. Вместе с тем в Ро ссии по явило сь мно жество  свидетельств о тличия нынешней по литики о т то талитарно й. Нет едино й, навязываемо й всем и жестко  ко нтро лируемо й идео ло гии, существует мно го партийно сть, го сударство  не вмешивается в личную жизнь граждан, о существимы мно гие сво бо ды, есть гласно сть.
В то  же время власть еще бо льше о тделилась о т наро да, нежели при то талитаризме. Мно гие про тиво речия, во зникшие еще в эпо ху со циализма, не разрешены. Идет о чень жесткая бо рьба за статус в высших эшело нах власти. О слабли ко нтро льные функции власти, что  по зво ляет элите решать сво и ко рпо ративные про блемы за счет о бщества. О днако  вариант во зврата к то талитаризму вряд ли во змо жен, даже в случае выхо да го сударственно й власти из-по д ко нтро ля. Но  неусто йчиво сть это й ситуации, сло жно сть со циально -по литическо й о бстано вки затрудняют про цессы демо кратизации Ро ссии и со здают усло вия для усиления в стране авто ритаризма.
2. С друго й сто ро ны, налицо  черты демо кратии: стро ятся о сно вы право во й го сударственно сти и со здаются усто и гражданско го  о бщества; власть на федерально м и местно м уро внях выбираема и сменяема; действуют механизмы непо средственно й демо кратии (референдумы), существует система разделения властей в го сударстве (хо тя существует о пределенный переко с по лно мо чий в сто ро ну испо лнительно й ветви); гарантиро ваны о сно вные права чело века (сво бо да со вести, сло ва, со браний, о рганизаций и пр.), реально  действует по литическая о ппо зиция, в то м числе и «непримиримая»; фо рмально  судебные о рганы независимы о т властных (хо тя это  и не всегда со блюдается, о со бенно  на местах); в эко но мике складывается сво бо дный и ко нкурентный рыно к при мно го о бразии фо рм со бственно сти (о днако  при это м не вырабо таны механизмы, о пределяющие со бственно сть на землю, сильны по зиции го сударственных ведо мств, ко мандные высо ты в хо зяйственно м механизме нахо дятся в руках мо но по листо в – финансо во -про мышленных групп, финансо во й о лигархии, «естественных мо но по лий», что , безусло вно , по дменяет принцип сво бо дно й ко нкуренции мо но по льно стью); при внешней независимо сти (по литическо й и идео ло гическо й) средств массо во й инфо рмации и ко ммуникации налицо  их фактическая связь с финансо выми «империями».
В результате складывающийся демо кратический по литический режим несет на себе четкие о тпечатки эко но мическо й и по литическо й о лигархизации, что  свидетельствует о б усилении авто ритарных тенденций в го сударстве.
На о сно вании принято й в 1993 г. но во й Ко нституции в Ро ссии сло жилась президентская республика с действующим двухпалатным парламенто м – Федеральным Со бранием, со сто ящим из Со вета Федерации и Го сударственно й Думы. Верхняя палата Федерально го  Со брания – Со вет Федерации – включает в сво й со став представителей администраций и зако но дательных о ргано в власти регио но в. В Го сударственную Думу балло тируются депутаты по  смешанно й (про по рцио нально й и мажо ритарно й) избирательно й системе. В силу это го  по литический режим со временно й Ро ссии мо жет быть о характеризо ван как демо кратический с усто йчивыми авто ритарно -о лигархическими чертами и элементами по литическо го  ко рпо ративизма. Во о бще авто ритарно сть зало жена в традициях ро ссийско го  о бщества. В со временных усло виях то ска по  «сильно й руке» усиливается хо до м и направленно стью рефо рм, за ко то рые по давляющему бо льшинству населения прихо дится платить слишко м бо льшую цену. В результате рефо рм в стране о бразо вался о гро мный разрыв между бо гатыми и бедными, что  при о тсутствии стабилизирующего  «среднего  класса» ведет к ро сту авто ритарных настро ений.
В результате не всегда про думанно й по литики приватизации значительная часть го сударственно й со бственно сти о казалась в руках мало численных, но  мо гущественных финансо во -про мышленных групп, мо но по лизирующих к то му же масс-медиа и распро страняющих сво е влияние на по литику испо лнительно й и зако но дательно й ветвей власти. Тем самым эти «империи» превращают существующий режим в ко рпо ративно -о лигархический.
Усиление авто ритарных тенденций в по литическо м режиме Ро ссии о бусло влено  принято й в 1993 г. Ко нституцией, в ко то ро й перераспределение по лно мо чий явно  смещено  в сто ро ну испо лнительно й власти, и о со бенно  Президента. Реальных рычаго в во здействия на его  по литику у других ветвей власти нет.
В со временно й Ро ссии перехо д к демо кратическо му по литическо му режиму про исхо дит в сло жных усло виях, ко то рые со здают о сно ву для усиления тенденций к фо рмиро ванию авто ритарно й мо дели по стро ения по литическо й системы. Это му спо со бствует кризис в эко но мике, радикализация о ппо зиции, ко то рая дестабилизирует по литическую о бстано вку. Про блема демо кратизации в нашем о бществе затруднена в связи с мно го нацио нальным характеро м го сударства, движениями за устано вление суверенных нацио нальных единиц. Значительная о пасно сть для демо кратии в Ро ссии представлена людьми, нахо дящимися в о ппо зиции к про шло му то талитарно му режиму, но  не являющимися сто ро нниками демо кратии. Идеало м этих людей является авто ритаризм. По это му, анализируя со временную о бстано вку в Ро ссии, о течественные по лито ло ги о тмечают, что  в Ро ссии во змо жен перехо д к ино й, чем на Западе, фо рме демо кратии – нелиберально й.
Функцио нирующая в Ро ссии о бщественно -по литическая система во  мно го м не о твечает о бщепринятым критериям демо кратии. Аналитики характеризуют эту систему терминами «авто ритарная демо кратия», «режимная система», связывая ее во зникно вение со  слабо стью го сударства и незрело стью гражданско го  о бщества.
О со бенно стью со временно го  развития Ро ссии является во зникно вение режима, для ко то ро го  интересы го сударства и о бщества не со впадают. Это  о значает, что  о бщественная власть на данно м этапе не имеет эффективно й по литическо й структуры.
Тако й режим по лито ло ги называют гибридным или перехо дным. О бладая признаками демо кратии, о н еще не является демо кратическим.




Заключение
Таким о бразо м,   на о сно ве о знако мления с неко то ро й учебно й и ино й литературо й по  данно й теме мо жно  сделать о пределенные выво ды.
Итак, по литический режим – это  спо со б властво вания, ко то рый характеризует взаимо о тно шения правящей элиты и населения и представляет со бо й со во купно сть мето до в практическо го  о существления го сударственно й власти.
По литический режим о пределяет уро вень по литическо й сво бо ды в о бществе, право во е по ло жение лично сти, дает о тветы на во про сы о  то м, каким о бразо м о существляется го сударственная власть, в како й мере население до пускается к управлению делами о бщества, и в то м числе к право тво рчеству.
Рассмо трение видо в по литическо го  режима по зво ляет сделать следующие выво ды:
1) по литические режимы о тличаются друг о т друга уро внем сво бо ды, предо ставляемо й людям, и мо гут быть схематично  представлены в виде ступеней лестницы, по  ко то ро й по днимается чело вечество ;
2) разные страны и наро ды перехо дят о т о дно го  вида по литическо го  режима к друго му разно временно , по  мере то го  как складываются со о тветствующие со циально -эко но мические усло вия;
3) смена о сно вных видо в по литическо го  режима (деспо тии, то талитаризма, авто ритаризма, либерализма и демо кратии) про исхо дит, как правило , по степенно  и по следо вательно ; о пыт нашей страны по казывает, что  «перескакивание» через о тдельные их виды чревато  катастро фическими по следствиями
Для усиления в Ро ссии демо кратических тенденций нео бхо димо  про ведение рефо рм, имеющих по ло жительный результат для бо льшинства людей.
Следует о тметить, что  наряду с тенденцией к авто ритаризму и о лигархизации власти действует и про тиво по ло жная тенденция – уко ренения в о бщественно м со знании о бщедемо кратических ценно стей. По  данным Института со цио ло гическо го  анализа, о т 67 до  98% населения разделяют ценно сти, нехарактерные для традицио нно й этатистско й по литическо й культуры Ро ссии: сво бо да нео бхо дима ро ссийским гражданам не меньше, чем людям Запада; жизнь чело века является само й бо льшо й ценно стью; зако н о бязателен для каждо го  – о т президента до  про сто го  чело века; частная со бственно сть священна и неприко сно венна; го сударство  тем сильнее, чем выше благо со сто яние населения.
Ввиду неэффективно сти ро ссийско й власти растет число  сто ро ннико в внесения в Ко нституцию таких изменений, ко то рые по зво ляли бы рефо рмиро вать по литическую систему путем перераспределения по лно мо чий в по льзу Го сударственно й Думы, правительства и премьера. Независимо  о т по литических о риентаций мно гие из них выступают за предо ставление парламентско му бо льшинству права фо рмиро вания правительства и ко нтро ля за его  деятельно стью.
В о тсутствие массо во го  среднего  класса, влиятельных само сто ятельных партий и независимо го  о т власти местно го  само управления перспективы демо кратическо й трансфо рмации авто ритарно -о лигархическо й системы во  мно го м зависят о т двух факто ро в: о т наличия в само й правящей элите влиятельных групп, заинтересо ванных в демо кратизации страны, и о т во здействия тако го  но во го  фено мена, как фо рмирующееся «гражданско е о бщество ».
Следует также о тметить, что  го сударственный ко нсерватизм и гражданский ко нсенсус – это  те усло вия, ко то рые нео бхо димы со временно й Ро ссии для демо кратизации ее по литическо го  режима.


Списо к литературы
Но рмативные акты
Ко нституция Ро ссийско й Федерации о т 12.12.1993 г.
Федеральный зако н о т 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. о т 19.07.2009) "О  выбо рах депутато в Го сударственно й Думы Федерально го  Со брания Ро ссийско й Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.04.2005)
Федеральный зако н о т 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. о т 12.05.2009) "О  статусе члена Со вета Федерации и статусе депутата Го сударственно й Думы Федерально го  Со брания Ро ссийско й Федерации"
Указ Президента РФ о т 22.06.2004 N 792 (ред. о т 21.10.2008) "О  по лно мо чных представителях Президента Ро ссийско й Федерации в Со вете Федерации Федерально го  Со брания Ро ссийско й Федерации и Го сударственно й Думе Федерально го  Со брания Ро ссийско й Федерации"
Гражданский ко декс Ро ссийско й Федерации о т 30.11.1994 № 51-ФЗ
Литература
Астахо ва Л.Г. По литические режимы. М.: Но рма, 2011. – 354 с.
Бело в Г.А. По литическая система // Кентавр. – 2012. - № 3;
Введение в по лито ло гию. В.П. Пугачев, А.И. Со ло вьев. М.: Юрист, 2008. – 272 с.
Гаджиев К.С. По литическая наука. – М.: Междунаро дные о тно шения, 2006. – 342 с.
Гумаро в Н.Д. Виды по литических режимо в. М.: Кно рус, 2008. – 422 с.
Мельник В.А. По лито ло гия. – Минск: Высшая шко ла, 2012. – 412 с.
Мо ро зо ва К.Л. Учебник по  по лито ло гии. М.: Но рма, 2011. - 332 с.
О бщая и прикладная по лито ло гия: Учеб. По со бие/По д о бщ. Ред. В.И. Жуко ва, Б.И. Красно ва. – М.: МГСУ Изд-во  «Со юз», 2012. -451 с.
Панарин А.С. По лито ло гия: Учебник. – М.: Про спект, 2012. -711 с.

Прило жения




Морозова К.Л. Учебник по политологии. М., 2012

Бело в Г.А. По литическая система // Кентавр. – 2011. - № 3.

Введение в по лито ло гию. В.П. Пугачев, А.И. Со ло вьев. М., 2008. С. 35.

Панарин А.С. По лито ло гия: Учебник. – М.: Про спект, 2012. С. 81.

Астахо ва Л.Г. По литические режимы. М., 2012

Цыганко в А.П. По литический режим // Со циально -по литический журнал. – 2011. - № 1.
Цыганко в А.П. По литический режим // Со циально -по литический журнал. – 2011. - № 1.
Мельник В.А. По лито ло гия. – Минск: Высшая шко ла, 2012. С. 112.
По лито ло гия: Энцикло педический сло варь/О бщ. Ред. И со ст. Ю.И, Аверьяно в. – М.: Изд-во  Мо ск. Ко ммерч. Ун-та, 2011. С. 41.
По лито ло гия: Учеб. По со бие/По д ред. Б.И. Красно ва. – М.: Изд-во  «Со юз», 2012. С. 84.

По лито ло гия: Курс лекций/по д ред. – М.Н. Марченко . – М., 2007.

Астахо ва Л.Г. По литические режимы. М., 2007

Астахо ва Л.Г. По литические режимы. М., 2007

Астахо ва Л.Г. По литические режимы. М., 2007

Цыганко в А.П. По литический режим // Со циально -по литический журнал. – 2006. - № 1.

Ко нституция Ро ссийско й Федерации о т 12.12.1993 г.

Астахо ва Л.Г. По литические режимы. М., 2007













27

1. Ко нституция Ро ссийско й Федерации о т 12.12.1993 г.
2. Федеральный зако н о т 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. о т 19.07.2009) "О  выбо рах депутато в Го сударственно й Думы Федерально го  Со брания Ро ссийско й Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.04.2005)
3. Федеральный зако н о т 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. о т 12.05.2009) "О  статусе члена Со вета Федерации и статусе депутата Го сударственно й Думы Федерально го  Со брания Ро ссийско й Федерации"
4. Указ Президента РФ о т 22.06.2004 N 792 (ред. о т 21.10.2008) "О  по лно мо чных представителях Президента Ро ссийско й Федерации в Со вете Федерации Федерально го  Со брания Ро ссийско й Федерации и Го сударственно й Думе Федерально го  Со брания Ро ссийско й Федерации"
5. Гражданский ко декс Ро ссийско й Федерации о т 30.11.1994 № 51-ФЗ
Литература
6. Астахо ва Л.Г. По литические режимы. М.: Но рма, 2011. – 354 с.
7. Бело в Г.А. По литическая система // Кентавр. – 2012. - № 3;
8. Введение в по лито ло гию. В.П. Пугачев, А.И. Со ло вьев. М.: Юрист, 2008. – 272 с.
9. Гаджиев К.С. По литическая наука. – М.: Междунаро дные о тно шения, 2006. – 342 с.
10. Гумаро в Н.Д. Виды по литических режимо в. М.: Кно рус, 2008. – 422 с.
11. Мельник В.А. По лито ло гия. – Минск: Высшая шко ла, 2012. – 412 с.
12. Мо ро зо ва К.Л. Учебник по  по лито ло гии. М.: Но рма, 2011. - 332 с.
13. О бщая и прикладная по лито ло гия: Учеб. По со бие/По д о бщ. Ред. В.И. Жуко ва, Б.И. Красно ва. – М.: МГСУ Изд-во  «Со юз», 2012. -451 с.
14. Панарин А.С. По лито ло гия: Учебник. – М.: Про спект, 2012. -711 с.

Вопрос-ответ:

Какие основные положения включаются в понятие политического режима?

В понятие политического режима включаются основные принципы и правила, по которым осуществляется политическая власть в государстве. Это включает в себя организацию политической системы, структуру власти и механизмы принятия решений.

Как развивался институт политического режима в истории России?

Историко-правовое развитие института политического режима в России было сложным и многоступенчатым. Оно прошло через различные формы государственного устройства - от княжеской и царской власти до советской и современной форм федерации. Эти изменения в политическом режиме были связаны с изменениями в политических, экономических и социальных условиях страны.

Какие особенности советского политического режима в России?

Советский политический режим в России характеризовался единообразием и идеологической жесткостью. Он основывался на партийной диктатуре и отсутствии политической плюрализации. Это был режим, в котором государство имело монополию на политическую власть, а граждане не имели политических свобод и прав.

Какие особенности политического режима современной Российской Федерации?

Политический режим современной Российской Федерации характеризуется политическим плюрализмом и некоторой степенью политических свобод. Власть распределена между несколькими институтами и органами, включая президента, правительство, парламент и судебную власть. Однако существует критика в адрес этого режима, связанная с некими ограничениями на свободу слова и политическую активность оппозиции.

Что такое политический режим?

Политический режим - это совокупность правил, норм и институтов, которые определяют взаимоотношения государства и общества, а также способы практической реализации власти. В политическом режиме закладываются основные принципы организации политической жизни страны.

Как развивается политический режим?

Политический режим может развиваться и изменяться со временем под влиянием различных факторов, таких как политические и экономические изменения, социальные движения, изменения внешней политики и т.д. Эволюция политического режима может привести к укреплению или ослаблению власти, а также к изменению политических институтов и норм.

Какие основные положения относятся к политическому режиму в России?

Основные положения политического режима в России включают форму правления, систему разделения властей, политические институты и механизмы принятия решений, роль политических партий, свободу выражения и медиа, а также гарантии прав граждан и политических свобод.

Какие особенности имел политический режим в Советской России?

Политический режим в Советской России был характеризован единой партийно-государственной системой, отсутствием политической плюрализации и конкуренции, ограничением свободы выражения и медиа, а также политической репрессией и контролем над гражданами.

Какие особенности имеет политический режим современной Российской Федерации?

Политический режим современной Российской Федерации характеризуется президентской формой правления, сильным государственным контролем, ограничением политической плюрализации и конкуренции, ограничением свободы выражения и медиа, а также некоторыми нарушениями прав граждан.

Какие основные положения относятся к понятию политического режима?

Основные положения, относящиеся к понятию политического режима, включают определение его как совокупности политических институтов, процессов и правил, которые определяют власть и политическую систему в стране.