Вам нужна дипломная работа?
Интересует Финансы?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Роль налогов в формировании доходов бюджетной системы России.

  • 80 страниц
  • 37 источников
  • Добавлена 09.08.2011
3 300 руб. 6 600 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические и методологические основы налоговой систем Российской Федерации………………………………………………………….6
1.1 Налоги в экономической системе общества…………………………….......6
1.2 Сущность налогов и принципы налогообложения………………………...14
1.3 Роль налогов в формировании финансов государства…………………….23
Глава 2. Бюджетное устройство Российской Федерации…………………31
2.1 Бюджетное планирование и бюджетный процесс. Их содержание и особенности………………………………………………………………………31
2.2 Поступления в бюджет. Порядок формирования бюджета……………….35
2.3 Классификация доходов бюджетов Российской Федерации……………..44
Глава 3. Основные направления на увеличение налоговых поступлений в Бюджет РФ…………………………………………………………………….51
3.1 Устойчивость бюджета……………………………………………………...51
3.2 Перспективы повышения государственных доходов в современной России…………………………………………………………………………….57
3.3 Пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации….68
Заключение……………………………………………………………………...75
Список использованной литературы………………………………………..78
Приложения……………………………………………………………………..81

Фрагмент для ознакомления

Эта схема выглядит следующим образом.
Хозяйствующий субъект заключает с уполномоченным органом государственной власти региона (муниципального образования) договор (на добровольной основе) о том, что в случае, если его совокупные платежи в региональный (местный) бюджет превысят определенный процент от НДС или иного, оговоренного в договоре показателя, то все ставки налогообложения по имеющемуся превышению снижаются, например, в 10 раз. При этом превышение должно определяться не по месячным или квартальным объемам, а нарастающим итогом с начала года для снижения возможности недобросовестного манипулирования отчетными показателями хозяйственной деятельности. Такой договор, вероятно, будет стимулировать хозяйствующие субъекты не только к увеличению темпов роста собственного производства для попадания в зону сверхльготного налогообложения, но и к переводу значительной части своей деятельности из теневой в легальную сферу экономики. При этом вероятность получения бюджетом «переменных» доходов в необходимом объеме (упомянутый выше «процент от НДС» определяется исходя из необходимых бюджету объемов) существенно повысится за счет снижения объемов вероятностных доходов сверх необходимого.

3.2 Перспективы повышения государственных доходов в современной России

В условиях экономического кризиса произошло резкое снижение бюджетных доходов. Общий объем налоговых доходов федерального бюджета за первое полугодие 2009 года составил 1 801,1 млрд. рублей, т.е. снизился в номинальном выражении на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
С начала 2009 года наблюдается существенный рост задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему. Наиболее значительно увеличилась задолженность по региональным налогам и сборам (25%). По федеральным налогам и сборам рост составил 7%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - 13,4%. В первом полугодии текущего года собираемость по НДС составила 85,3% (при том, что бюджетные проектировки на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов исходят из 91,3%).
При расчете объема доходов федерального бюджета на 2010 год учитывались предполагаемые к принятию в 2009 году изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации, вступающие в действие с 1 января 2010 года.
В части налогового законодательства приняты следующие решения:
а) индексация ставок акцизов:
- на табачные изделия: индексация специфических ставок на 44% к уровню 2009 года и увеличение адвалорной ставки до 7%;
- на нефтепродукты - на 10% к уровню 2009 года;
- на алкогольную продукцию - на 30% к уровню 2009 года или на 20% к ранее утвержденным ставкам на 2010 год;
- на пиво - в 3 раза к уровню 2009 года или на 190% к ранее утвержденным ставкам 2010 года;
б) увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ со 147 до 162 рублей за 1 тыс. куб. м;
в) увеличение размеров государственной пошлины на ряд юридически значимых действий (по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (для юридических лиц); за совершение действий, связанных с приобретением гражданства или выходом из него, а также с въездом или выездом из страны; за совершение действий при осуществлении федерального пробирного надзора; за государственную регистрацию и за совершение прочих юридически значимых действий);
г) увеличение средних ставок транспортного налога, установленных статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации, в два раза, при этом сохранив действующий в настоящее время минимальный уровень налоговых ставок, разрешив органам власти субъектов Российской Федерации уменьшать данные ставки не в пять, а в десять раз.
По бюджетному законодательству предполагается реализация следующих решений:
а) увеличение норматива зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат с 95 до 100%;
б) зачисление в доход федерального бюджета доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
В таможенном законодательстве будут осуществляться следующие меры:
а) установление ставки вывозной таможенной пошлины на нефтепродукты в зависимости от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть;
б) введение ставок вывозной таможенной пошлины на никель в зависимости от изменения мировых цен.
В банковском законодательстве запланировано внесение изменения в Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части увеличения норматива зачисления в доход федерального бюджета от фактически полученной Банком России прибыли по итогам года, остающейся после уплаты налогов и сборов, с 50 до 75%.



Рис. 3.1. Доходы федерального бюджета

Общая сумма доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах прогнозируется на уровне 15,5-15,7% ВВП (рис. 3.1). В номинальном выражении доходы ожидаются в 2010 году в размере 6636,2 млрд. рублей, 7346,9 млрд. рублей в 2011 году и 8097,4 млрд. рублей в 2012 году.


Рис. 3.2. Доходы федерального бюджета (изменения в реальном выражении, %)

Снижение доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2010 году составит порядка 8%, а в процентах ВВП они окажутся на 1,4 п.п. ниже. Влияние экономического кризиса на доходы федерального бюджета будет достаточно продолжительным, и даже к 2012 году доходы в реальном выражении прогнозируются на 3% ниже уровня 2009 года (рис. 3.2).
Нефтегазовые доходы федерального бюджета существенно сокращаются: в 2009 году – 6,6% ВВП против 10,5% ВВП в 2008 году (рис. 3.3). В 2010-2012 годах они сохраняются на уровне 6,8-7,0% ВВП.


Рис. 3.3. Нефтегазовые доходы федерального бюджета

Причины, в результате которых поступления до 2012 года будут меньше доходов 2009 года, можно условно разделить на три группы:
- первая связана с реформой социальных платежей и заменой единого социального налога страховыми взносами, поступающими напрямую во внебюджетные фонды,
- вторая - с сужением налоговых баз по основным источников доходов в ВВП,
- третья - с тем фактом, что в 2009 году в федеральный бюджет были мобилизованы временно свободные средства госкорпораций и другие разовые поступления.
Сравнительный анализ сопоставимых показателей свидетельствует, что доходы федерального бюджета в период 2010-2012 годов незначительно вырастут по сравнению с уровнем 2009 года и в течение трех лет будут находиться на уровне 15,6-15,7% ВВП.


Прогнозируемая структура доходов федерального бюджета приведена в таблице 3.1:

Таблица 3.1
Структура доходов федерального бюджета

Показатель 2009 2010 2011 2012 млрд.
руб. % к ВВП млрд.
руб. % к ВВП млрд.
руб. % к ВВП млрд.
руб. % к ВВП Всего доходов 6561,3 17,1 6636,2 15,7 7346,9 15,7 8097,4 15,5 В том числе: Нефтегазовые доходы 2545,8 6,6 2955,0 7,0 3245,2 6,9 3520,8 6,7 НДПИ (без ненефтегазовых доходов) 882,8 2,3 982,9 2,3 1088,0 2,3 1187,1 2,3 Таможенные пошлины 1663,0 4,3 1972,1 4,7 2157,2 4,6 2333,7 4,4 Ненефтегазовые доходы 4015,5 10,4 3681,2 8,7 4101,7 8,8 4576,6 8,8 НДС 1943,7 5,1 2148,4 5,0 2430,4 5,2 2792,0 5,4 Налог на прибыль организаций 172,8 0,4 191,5 0,5 192,4 0,4 200,3 0,4 ЕСН 495,4 1,3 41,3 0,1 0 0 Акцизы 105,8 0,3 145,1 0,3 182,7 0,4 233,9 0,4 НДПИ (без нефтегазовых доходов) 11,1 0,0 10,7 0,0 11,2 0,0 11,8 0,0 Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) 506,6 1,3 546,3 1,3 620,7 1,3 700,5 1,3


Основные характеристики федерального бюджета на 2011 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы и реализуют основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах (таблица 3.2):






Таблица 3.2
Основные характеристики федерального бюджета

Показатель Отчет Оценка Прогноз 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год Доходы, млрд. руб. 5 127,2 6 278,8 7 781,1 9 275,9 6 561,3 6 636,2 7 346,9 8 097,4 %% к ВВП 23,7 23,3 23,5 22,2 17,0 15,7 15,7 15,5 Расходы, млрд. руб. 3 514,3 4 284,8 5 986,6 7 570,9 9 980,1 9 822,8 9 358,6 9 661,2 %% к ВВП 16,3 15,9 18,1 18,2 25,9 23,2 20,0 18,5 в том числе условно утверждаемые 234,0 483,1 %% к общему объему расходов 2,5 5,0 Дефицит/профицит, млрд. руб. 1 612,9 1 994,1 1 794,6 1 705,1 -3 418,8 -3 186,6 -2 011,7 -1 563,8 %% к ВВП 7,5 7,4 5,4 4,1 -8,9 -7,5 -4,3 -3,0
В 2010-2012 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,1% к ВВП в 2009 году до 15,7% в 2010 и 2011 годах, с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,5% к ВВП. В номинальном выражении в 2010-2012 годах планируется рост доходов в среднем на 7% в год.
Учитывая значительное снижение доходов федерального бюджета по сравнению с объемами доходов в 2008 году и необходимость поддержания финансовой стабильности, планируется снижение объема расходов федерального бюджета с 25,9 % к ВВП в 2009 году до 18,5% к ВВП в 2012 году. При этом прогнозируемый объем расходов должен обеспечить исполнение принятых социальных и иных первоочередных расходных обязательств Российской Федерации.
Таким образом, в 2010-2012 годах сохраняется тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами, т.е. планируется дефицит федерального бюджета с последовательным его снижением с 8,9 % к ВВП в 2009 году до 3,0% к ВВП в 2012 году.
Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 году являются средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в 2011-2012 годах – иные источники финансирования дефицита федерального бюджета (таблица 3.3):

Таблица 3.3
Источники покрытия дефицита федерального бюджета
млрд. рублей

Наименование 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего 3 418,8 3 186,6 2 011,7 1 563,8 в % к ВВП 8,9 7,5 4,3 3,0 в том числе: за счет средств Резервного фонда 3028,3 1 674,6 5,6 - в % к ВВП 7,9 4,0 за счет Фонда национального благосостояния - 681,7 737,0 712,1 в % к ВВП - 1,6 1,6 1,4 иные источники финансирования дефицита федерального бюджета 405,2 830,3 1 269,1 851,7 в % к ВВП 1,05 2,0 2,7 1,6
В связи с использованием большей части накопленных в Резервном фонде ресурсов на обеспечение сбалансированности федерального бюджета в 2009 году (более 80%) и нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах в полном объеме на покрытие расходов, поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния не планируются, в связи с чем средства Резервного фонда исчерпаны в 2010 году, а объем средств Фонда национального благосостояния снизился с 2,6 трлн. рублей на начало 2009 года до 0,9 трлн. рублей на конец 2012 года.
Подводя итог, можно сказать, что стратегической целью бюджетной политики является обеспечение устойчивого экономического роста, повышение эффективности участия государства в распределении и перераспределении ресурсов в экономике по мере повышения уровня социально-экономического развития.

Итак, основными задачами реформирования бюджетной политики в среднесрочной перспективе являются:
1. Повышение устойчивости бюджетной системы, снижение долгового бремени.
2. Усиление роли бюджетной политики в качестве инструмента, направленного на стимулирование инвестиционной активности и обеспечение роста экономики.
4. Повышение качества управления государственными активами и пассивами; создание эффективной системы управления государственным долгом.
5. Совершенствование бюджетного процесса и упорядочение бюджетных процедур.
Указанные задачи будут достигаться реализацией бюджетной политики по следующим направлениям:
1) Создание эффективной системы управления и регулирования государственных финансов.
Бюджетная политика должна отвечать требованиям общеэкономического равновесия. В целях обеспечения сбалансированности бюджета в среднесрочной перспективе в условиях значительной долговой нагрузки при ограниченном привлечении внешних ресурсов, необходимости снижения зависимости состояния государственных финансов от внешнеэкономической конъюнктуры необходимо повысить значение прогнозирования государственного бюджета, взаимоувязанного с развитием всех сфер экономики. В этих целях бюджетная политика должна быть построена на основе единой системы регулирования и оптимизации движения финансовых потоков в экономике. Данный подход к управлению и регулированию бюджетным процессом обеспечит маневренность бюджетной сферы и придаст гибкость проводимой бюджетной политике, позволит более четко определять ее приоритеты, прогнозировать стратегию на финансовых рынках и размеры государственных заимствований.
2) Совершенствование бюджетной политики в области доходов, включающее:
- обеспечение эффективного функционирования налоговой системы.
Основным направлением налоговой политики должно стать обеспечение приемлемых как для государства, так и для хозяйствующих субъектов, фискальных условий деятельности. При этом главным приоритетом налоговой реформы является, с одной стороны, увеличение доходов государственного бюджета, с другой стороны, стимулирование предпринимательской и деловой активности в экономике.
- повышение эффективности управления доходностью государственных активов.
Государственное участие в экономике должно осуществляться исходя из принципа его эффективности, определения степени и форм участия, обеспечивающих в том числе необходимый уровень мобилизации доходов в государственный бюджет.
- оптимизация доходов от внешнеэкономической деятельности.
В среднесрочной перспективе будет продолжена работа по унификации таможенного тарифа, сокращению таможенных льгот, гармонизации таможенных процедур, направленных на повышение прозрачности внешнеэкономических операций, обеспечивающих рост доходов государственного бюджета от внешнеэкономической деятельности. В целях совершенствования фискальной и регулирующей функции таможенной системы планируется последовательное снижение средневзвешенной и максимальной импортной пошлины, укрупнение товарных групп, будет усилен таможенный контроль.
3) Формирование эффективной системы бюджетных расходов, ориентированной на стимулирование экономического роста и обеспечение оптимального использования бюджетных средств.
Бюджетная политика в области расходов государственного бюджета в среднесрочной перспективе будет формироваться на основе следующих основополагающих принципов:
- расходы государственного бюджета должны определяться исходя из реализации приоритетов социально-экономической политики, создания условий для подъема инвестиционной и инновационной активности, формирования других необходимых предпосылок устойчивого развития;
- формирование четкой системы критериев обоснования оценки эффективности бюджетных расходов;
- реализация программно-целевого подхода при соблюдении установленных нормативов финансирования расходов государственного бюджета.
4) Повышение эффективности управления государственными активами и пассивами, переход к активному управлению государственным долгом.
Проведение инвентаризации активов и пассивов государства позволит, с одной стороны, перейти к качественно новому уровню управления государственной собственностью, повысить эффективность ее использования; с другой стороны, полная информация об объеме ресурсов, необходимых для выполнения всех принятых государством обязательств, создаст более прозрачные и открытые отношения между государством и обществом, приведет к формированию социального контракта.
5) Совершенствование бюджетного процесса и упорядочение бюджетных процедур путем:
- перевода на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней;
- обеспечения прозрачности бюджетов и бюджетных процедур, обязательная публикация бюджетной отчетности в соответствии с разделами бюджетной классификации на всех уровнях бюджетной системы;
- совершенствования системы государственных закупок, обеспечивающей реальный конкурентный режим при размещении заказов на производство товаров и услуг для государственных нужд;
- урегулирования имеющейся бюджетной дебиторской и кредиторской задолженности, максимальной консолидации в бюджетах всех уровней внебюджетных фондов и целевых бюджетных фондов;
- сохранения принципа общего покрытия бюджетных расходов доходами и др.

3.3 Пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации

Основными направлениями, по которым предполагается развивать налоговую политику в среднесрочной перспективе станут контроль за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения, налогообложение дивидендов, выплачиваемых российским лицам, регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний, совершенствование налога на добавленную стоимость, совершенствование системы вычетов, предоставляемых по налогу на доходы физических лиц, совершенствование налогового законодательства в части регулирования учетной политики налогоплательщиков, создание налоговых стимулов для осуществления инновационной деятельности, реформирование налога на игорный бизнес и ряд других.
«Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011-2013 годы» является одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Помимо решения задач в области бюджетного планирования Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и повышению определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.
Особое значение настоящий документ приобретает в условиях завершения реализации срочных антикризисных действий и перехода к устойчивому развитию экономики.
В трехлетней перспективе 2011–2013 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. При этом в отличие от предыдущих лет налоговая политика ближайших лет впервые после долгого перерыва будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Вместе с тем Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.
Налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны – на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и стимулирования инновационной активности. Создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации в Российской Федерации, будут основными целями налоговой политики в среднесрочной перспективе.
С учетом отмены с 1 января 2010 года единого социального налога и введения страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, а также принимая во внимание, что указанные взносы в настоящее время составляют существенную часть фискальной нагрузки на фонд оплаты труда в экономике, основные направления налоговой политики содержат предложения в области исчисления и уплаты указанных страховых взносов.
В процессе реализации налоговой политики следует также обращать внимание на анализ практики применения и администрирования налоговых льгот, содержащихся в налоговом законодательстве. Принятие решений по вопросам сохранения применения тех или иных льгот необходимо осуществлять по результатам такого анализа, при этом введение новых льгот следует производить на временной основе, с тем чтобы по истечении определенного срока решение о пролонгации действия льготы принималось также по результатам проведенного анализа результативности.
Основными направлениями, одобренными в 2009 году, предусматривалось внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям.
1. Совершенствование налога на прибыль организаций. Федеральным законом от 25 ноября 2009 г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» реализован комплекс мер, направленных на совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами.
2. Совершенствование налога на добавленную стоимость. В целях совершенствования процедуры возмещения налога на добавленную стоимость в Кодекс внесены изменения, направленные на сокращение сроков возмещения налога.
3. Совершенствование акцизного налогообложения. Для упрощения декларирования доходов физическими лицами в Кодекс были внесены изменения, позволяющие не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов.
4. Совершенствование налога на доходы физических лиц.
5. Введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущества физических лиц.
6. Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых. Расширение сферы действия налоговых каникул, предоставляемых по налогу на добычу полезных ископаемых, взимаемому при добыче углеводородного сырья (нефти).
7. Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов. В целях снижения налоговой нагрузки для малого бизнеса, а также в качестве антикризисной меры, в том числе направленной на смягчение негативных последствий повышения ставок страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, были внесены изменения в Кодекс, которые привели к значительному расширению возможностей по применению упрощенной системы налогообложения.
8. Совершенствование налогового администрирования. В целях совершенствования порядка изменения срока уплаты налога и иных вопросов налогового администрирования Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона № 269777-5 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в части урегулирования задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов», внесенный Правительством Российской Федерации.
9. Урегулирование вопросов налогообложения организаций, осуществляющих строительство транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей.
10. Отмена единого социального налога.
11. Совершенствование государственной пошлины.
12. Совершенствование транспортного налога.
13. Совершенствование налога на имущество организаций.
В период 2011-2013 годов будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных «Основными направлениями налоговой политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» и «Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов».
Таким образом, налоговая реформа в среднесрочной перспективе будет реализовываться по следующим направлениям:
1) совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения, придания налоговой системе стабильности и большей прозрачности.
2) совершенствование норм и кодификация правил, регламентирующих деятельность налоговой администрации и налогоплательщиков, устранение противоречий налогового и гражданского законодательства.
3) установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечение «теневых» экономических операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов.
Сокращение налоговых льгот и предотвращение введения не отражаемой в бухгалтерском учете хозяйственной деятельности должны вестись через усиление налогового администрирования, ужесточение контроля за движением наличных денег в легальном секторе экономики и перекрытие каналов их перетока в «теневой» сектор, за практикой осуществления расчетов за реализованную продукцию через счета специально создаваемых структурных подразделений и «третьих» лиц.
Основными направлениями данной работы будут являться:
1. Изменение организационной структуры Налоговой администрации (создание региональных налоговых инспекций, а также федерального налогового округа, в котором должны регистрироваться крупнейшие предприятия, ведущие хозяйственную деятельность на территории России).
2. Ускоренное развитие информационных технологий в налоговой системе, одним из направлений которого является создание центров обработки данных. Основной целью образования центров обработки данных является создание информационного массива на основе слияния потоков информации о хозяйственной деятельности налогоплательщика, поступающей не только от самого налогоплательщика, но и из других источников (государственных и негосударственных структур). Это позволит производить полный и всесторонний анализ информации о налогоплательщике, отслеживание соблюдения налоговой дисциплины плательщиков.
3. Реализация мер по борьбе с неучтенным наличным оборотом -ужесточение правил государственной регистрации юридических лиц, обязательная регистрации в налоговой службе всех банковских счетов предприятий, усиление контроля за движением наличных денежных средств в легальном секторе и перекрытие каналов их перетока в теневой сектор через торговлю и оказание услуг за наличный расчет, ужесточение нормативной базы, регламентирующей деятельность банковской системы, направленное на борьбу с открытием счетов без уведомления налоговой службы, с фиктивными банковскими депозитами, с передачей векселей юридических лиц физическим лицам, и т.п.
4. Расширение перечня случаев, когда налоговым органам предоставляется право доначислять налоговое обязательство сторон сделки исходя из рыночных цен или реальных доходов физических лиц.
Скорейшая реализация указанных мер реформирования налоговой системы позволит существенно повысить собираемость налогов, соотнести налоговую систему с задачами достижения экономического роста.
























Заключение


Любому государству для осуществления его деятельности необходимы определенные финансовые средства, свой бюджет. При формировании бюджета государство использует различные источники доходов, однако на сегодняшний день человеческий опыт не знает более эффективного способа собирания денежных средств, чем налоги. В любом государстве налоги составляют по сравнению с другими источниками доходов большую часть бюджета. В Российской Федерации, как правило, их доля составляет 75%.
Социальное значение налогов определяется выполняемыми ими в обществе функциями. Долгое время фискальная функция налогов (функция сбора денежных средств) доминировала.
Доля налоговой составляющей в обеспечении доходов бюджетов субъектов РФ достаточно разнообразна. Как правило, именно налоговые поступления определяют степень устойчивости бюджета. Налог на добавленную стоимость является одним из важных источников пополнения доходной части федерального бюджета и отличается стабильностью поступления.
Налоговая политика, как правило, определяется, государством, его представительными и исполнительными органами. Данный субъект задает основные черты налоговой политики ее цель, задачи, средства реализации, меры контроля. Налоговая политика в значительной степени определяется субъективными факторами такими, как доминирующая экономическая доктрина, степень компетентности лиц, занимающихся налоговым законодательством, расстановкой политических сил в парламенте (Думе), что сказывается на порядке прохождения принятия законов той политической властью, которая осуществляет выбор приоритетных целей социально-экономического развития страны в конкретный период времени. Из этого следует, что налоговая политика ­ есть отражение экономических интересов различных хозяйствующих субъектов: и крупных и мелких структур; государственных и частных; внутринациональных и действующих за пределами данной страны на мировом рынке.
Государство на каждом отдельном этапе строит налоговую политику с учетом экономического состояния страны и отбирает те принципы, которые являются наиболее актуальными и реализуемыми на данный момент. Налоговая политика способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Налоговая политика фактически формирует налоговую систему, способствует ее развитию или регрессу, определяет степень ее модификации (полной или частной).
Налоги представляют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства.
В 2010 году налоговые поступления составили более 50% от доходов федерального бюджета. В общей сумме поступивших доходов федерального бюджета (3 997,9 млрд. руб.) налоговые доходы составили 51,4%, неналоговые — 48,6%. Большая часть налоговых поступлений федерального бюджета была обеспечена поступлениями НДС (54,9% от общего объема налоговых доходов), НДПИ (33,2%), налога на прибыль (5,7%), акцизов по подакцизным товарам (продукции) (3,2%).
Таким образом, денежные доходы, поступающие в бюджет, свидетельствуют о том, что налоговые поступления играют первостепенную роль в формировании доходной части бюджетов всех уровней, что позволяет решить множество задач социальной и другой направленности.
В частности, исполнение федерального бюджета позволило впервые за 10 лет обеспечить финансирование социальных расходов в объеме, соответствующем параметрам бюджета. Министерству финансов РФ удалось предотвратить нарастание кредиторской задолженности бюджетных организаций образование, здравоохранение, культура и т.п.
Важное значение в реализации государственных и региональных программ отводится регулирующему воздействию налогов на экономические процессы, протекающие в общественном производстве. Содержание и цели налогового регулирования предопределены регулирующей функцией налогов, которая проявляется в виде льгот и санкций, включающих в себя различные вычеты, скидки и т.п. и меры ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.


















Список использованной литературы


1. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть I и II).
2. Бюджетный Кодекс РФ № 145-ФЗ от 31.07.1998 г.
3. Налоговый Кодекс РФ часть I № 146-ФЗ от 31.07.1998 г., часть II № 117-ФЗ от 5 августа 2000г. (ред. от 17.05.2007 г.).
4. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» № 308-ФЗ от 25.11.2009 г.
5. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» № 198-ФЗ от 24.07.2010 г.
6. Федеральный закон от 24 июля 2008 г. № 209-ФЗ «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2008.-№ 31.-Ст.4006.
7. Александров И.М. Налоги и налогообложение. // Учебник. - Издательский дом Дашков и К. - 2008 г.
8. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации // Учебник. М.:Дашков и К. - 2007 г. 305 с.
9. Аветисян, И.А. Вопросы государственного регулирования процессов распределения и использования доходов в современной России. – 2009 г. - №1(5).
10. Биншток, Ф.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности //Учеб. пособие - 2-е изд., перераб. и доп..- М.: ИНФРА-М. - 2007 г.
11. Барулин С.В. Теория и история налогообложения. // Учеб. пособие. М.: Экономисть. - 2006 г.
12. Барулин С.В. Финансы. // Учебник – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011 г. – 640 с.
13. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В. Налоговый менеджмент. // Учеб. пособие. М.: ОМЕГА-Л, 2008 г.
14. Вешунова Н.Л. Бухгалтерский и налоговый учет. // Учебник. М.: Проспект, 2007 г.
15. Годин А.М., Горегляд В.П. Бюджетная система Российской. // -5-е изд. Дашков и К. - 2007 г. - 215 с.
16. Грязнова А.Г., Маркина К.В. Финансы. // Учебник. М.: - 2007 г.
17. Дудин, М. Государственная политика в области малого предпринимательства в современных условиях развития России. // Предпринимательство.- 2008 г.- № 4.
18. Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования. // Финансы. М.: - 2009 г.
19. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. // Учебник. - 6-е изд. - СПб.: Питер. – 2009 г.
20. Журнал. Российский налоговый курьер. 2010 г.
21. Ковалева Т.М., Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в РФ. // Учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2007 г.
22. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. // Курс лекций. – Омега. - 2007 г.
23. Малый бизнес: возможности инвестиционного налогового кредитования // Библиотечка Российской газеты. - 2008 г.
24. Перов А.В., Налоги и налогообложение. // Учеб. пособие. - 8-е изд., перераб. и доп.-М.: Юрайт-Издат. – 2007 г. 119 с.
25. Поляк Г.Б. Государственные и муниципальные финансы. // Учеб.пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2008 г. 375 с.
26. Пышкина Г.М. Налоги и налогообложение. // Учеб. пособие. М.: -2008 г.
27. Русакова И.Г., Кашина В.А. Налоги и налогообложение: // Учебн. пособие - М.: Финансы, ЮНИТИ. - 2007 г.

28. Сердюков, В.В. Совершенствование основных позиций налогообложения нефтяного сектора России. // Вестник финансовой академии. – 2009 г. -№2(50).
29. Тарасова В.Ф., Владыка М.В., Сапрыкина Т.В. Налоги и Налогообложение. // Учебник. М.: КНОРУС – 2009 г.
30. Федулова С.В. Финансы. // Учеб. пособие. М.: 2008 г.
31. Черника Д.Г. Налоги: // Учебник для вузов - 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2008 г.
32. Яндиев, М.И. Региональные и местные бюджетные системы. // Учеб. пособие. М.: - 2007 г.
33. «Российская газета» - www.rg.ru
34. www.nalog.ru
35. www.minfin.ru
36. www.finekon.ru
37. www.budgetrf.ru















Приложения

Приложение 1

Таблица 1 - Сравнение основных параметров прогноза социально-экономического развития, используемых для расчета доходов федерального бюджета
  2010 2011 ФЗ о бюджете
№ 204-ФЗ Оценка Изменение % ФЗ о бюджете № 204-ФЗ Прогноз Изменение % ФЗ о бюджете № 204-ФЗ Прогноз Изменение % ВВП, млрд. руб. 51 475 38 461 -25% 59 146 42 372 -28% 67 610 46 783 -31% Накопленный рост ВВП в % к 2008 году 106,7% 91,5% -14% 113,7% 92,4% -19% 120,8% 94,8% -22% Накопленный ИПЦ в % к декабрю 2008 г. 108,5 112,0 3% 116,0 123,0 6% 124,0 133,0 7,3% Курс доллара среднегодовой 24,7 32,6 32% 26,0 34,5 33% 27,3 37,0 36% Цены Цены на нефть Urals (мировые), долл. / баррель 95 54 -43% 90 55 -39% 88 56 -36% Цены на газ, долл. / тыс. куб. м 421 229 -46% 363 219 -40% 358 215 -40% Экспорт углеводородов Нефть сырая, млн.т 255,0 245,5 -4% 261,0 243,0 -7% 262,0 241,0 -8% Газ природный, млрд.м3 213,5 160,8 -25% 222,7 170,0 -24% 227,0 181,5 -20% Нефтепродукты, млн.т 115,4 117,3 2% 117,6 115,4 -2% 117,8 113,6 -4% Добыча углеводородов Нефть, млн.т 503 488 -3% 514 485 -6% 518 483 -7% Газ природный млрд.м3 700 580 -17% 715 596 -17% 725 610 -16% Внешняя торговля Экспорт, ,млрд. $ 507 274 -46% 502 276 -45% 509 282 -45% Импорт, ,млрд. $ 370 190 -49% 434 195 -55% 490 205 -58% Другие показатели в млрд. руб. ФЗП 12888 10746 -17% 15200 11722 -23% 17708 12977 -27% Прибыль предприя-тий для целей налогообложения 12105 4850 -60% 13550 8510 -37% 15155 8580 -43% Амортизация для целей налогообложения 1630 1854 14% 1815 2022 11% 2021 2251 11%
Пышкина Г.М. Налоги и налогообложение. // Учеб. пособие. М.: 2008 г.
Русакова И.Г., Кашина В.А. Налоги и налогообложение: // Учебн. пособие - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007 г.
Пышкина Г.М. Налоги и налогообложение. // Учеб. пособие. М.: 2008 г.
Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение / О. И. Мамрукова - Курс лекций. - Омега 2007 г.
Грязнова А.Г., Маркина К.В. Финансы. // Учебник. М.: - 2007 г.
Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации // Учебник. М.:Дашков и К. - 2007 г. 305 с.
Барулин С.В. Теория и история налогообложения. // Учеб. пособие. М.: Экономисть. - 2006 г.
Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации // Учебник. М.:Дашков и К. - 2007 г. 350 с.

Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) Ст. 8. «Понятие налога и сбора»
Черника Д.Г. Налоги: // Учебник для вузов - 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2008 г.
Тарасова В.Ф., Владыка М.В., Сапрыкина Т.В. Налоги и Налогообложение. // Учебник. М.: КНОРУС – 2009 г.
Барулин С.В. Финансы. // Учебник – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011 г. – 640 с.
Барулин С.В. Финансы. // Учебник – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011 г. – 640 с.
Годин А.М., Горегляд В.П. Бюджетная система Российской. // -5-е изд. Дашков и К. - 2007 г. - 215 с.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ
Налоговый кодекс РФ часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 17.05.2007 г.), Ст. 143.
www.minfin.ru
www.minfin.ru
Черника Д.Г. Налоги: // Учебник для вузов - 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2008 г.
Тарасова В.Ф., Владыка М.В., Сапрыкина Т.В. Налоги и Налогообложение. // Учебник. М.: КНОРУС – 2009 г.
Ковалева Т.М., Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в РФ. // Учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2007 г.
Федулова С.В. Финансы. // Учеб. пособие. М.: 2008 г.
Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В. Налоговый менеджмент. // Учеб. пособие. М.: ОМЕГА-Л, 2008 г.
Вешунова Н.Л. Бухгалтерский и налоговый учет. // Учебник. М.: Проспект, 2007 г.
www.minfin.ru
Журнал. Российский налоговый курьер. 2010 г.
«Российская газета» - www.rg.ru
www.minfin.ru
www.minfin.ru
www.minfin.ru
www.budgetrf.ru
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» № 198-ФЗ от 24.07.2010 г.












80

Список использованной литературы


1. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть I и II).
2. Бюджетный Кодекс РФ № 145-ФЗ от 31.07.1998 г.
3. Налоговый Кодекс РФ часть I № 146-ФЗ от 31.07.1998 г., часть II № 117-ФЗ от 5 августа 2000г. (ред. от 17.05.2007 г.).
4. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» № 308-ФЗ от 25.11.2009 г.
5. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» № 198-ФЗ от 24.07.2010 г.
6. Федеральный закон от 24 июля 2008 г. № 209-ФЗ «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2008.-№ 31.-Ст.4006.
7. Александров И.М. Налоги и налогообложение. // Учебник. - Издательский дом Дашков и К. - 2008 г.
8. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации // Учебник. М.:Дашков и К. - 2007 г. 305 с.
9. Аветисян, И.А. Вопросы государственного регулирования процессов распределения и использования доходов в современной России. – 2009 г. - №1(5).
10. Биншток, Ф.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности //Учеб. пособие - 2-е изд., перераб. и доп..- М.: ИНФРА-М. - 2007 г.
11. Барулин С.В. Теория и история налогообложения. // Учеб. пособие. М.: Экономисть. - 2006 г.
12. Барулин С.В. Финансы. // Учебник – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011 г. – 640 с.
13. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В. Налоговый менеджмент. // Учеб. пособие. М.: ОМЕГА-Л, 2008 г.
14. Вешунова Н.Л. Бухгалтерский и налоговый учет. // Учебник. М.: Проспект, 2007 г.
15. Годин А.М., Горегляд В.П. Бюджетная система Российской. // -5-е изд. Дашков и К. - 2007 г. - 215 с.
16. Грязнова А.Г., Маркина К.В. Финансы. // Учебник. М.: - 2007 г.
17. Дудин, М. Государственная политика в области малого предпринимательства в современных условиях развития России. // Предпринимательство.- 2008 г.- № 4.
18. Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования. // Финансы. М.: - 2009 г.
19. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. // Учебник. - 6-е изд. - СПб.: Питер. – 2009 г.
20. Журнал. Российский налоговый курьер. 2010 г.
21. Ковалева Т.М., Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в РФ. // Учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2007 г.
22. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. // Курс лекций. – Омега. - 2007 г.
23. Малый бизнес: возможности инвестиционного налогового кредитования // Библиотечка Российской газеты. - 2008 г.
24. Перов А.В., Налоги и налогообложение. // Учеб. пособие. - 8-е изд., перераб. и доп.-М.: Юрайт-Издат. – 2007 г. 119 с.
25. Поляк Г.Б. Государственные и муниципальные финансы. // Учеб.пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2008 г. 375 с.
26. Пышкина Г.М. Налоги и налогообложение. // Учеб. пособие. М.: -2008 г.
27. Русакова И.Г., Кашина В.А. Налоги и налогообложение: // Учебн. пособие - М.: Финансы, ЮНИТИ. - 2007 г.

28. Сердюков, В.В. Совершенствование основных позиций налогообложения нефтяного сектора России. // Вестник финансовой академии. – 2009 г. -№2(50).
29. Тарасова В.Ф., Владыка М.В., Сапрыкина Т.В. Налоги и Налогообложение. // Учебник. М.: КНОРУС – 2009 г.
30. Федулова С.В. Финансы. // Учеб. пособие. М.: 2008 г.
31. Черника Д.Г. Налоги: // Учебник для вузов - 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2008 г.
32. Яндиев, М.И. Региональные и местные бюджетные системы. // Учеб. пособие. М.: - 2007 г.
33. «Российская газета» - www.rg.ru
34. www.nalog.ru
35. www.minfin.ru
36. www.finekon.ru
37. www.budgetrf.ru

У нас вы можете заказать