Исследование особенностей конфликтных отношений школьников подросткового возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 6666 страниц
  • 48 + 48 источников
  • Добавлена 09.05.2014
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические основания исследования особенностей конфликтов у подростков 4
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 4
1.2. Психологическая характеристика конфликта 18
1.3. Особенности межличностных конфликтов в подростковом возрасте 28
Глава II. Эмпирическое исследование представлений и их родителей о стратегиях поведения этих подростков в конфликтах с родителями 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Результаты исследования 35
2.3. Основные характеристики способов преодоления конфликтов 45
Выводы 57
Заключение 60
Список литературы 62

Фрагмент для ознакомления
Список литературы

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - СПб.: Питер, 2008. - 496 с.
2. Большая психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2007. - 544 с.
3. Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М.: Инфра-М, 2009. - С. 208-226.
4. Василюк Ф.Е. Конфликт // Психология конфликта. Хрестоматия; Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. - СПб.: Питер, 2008. - С. 269-271.
5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2007. - 400 с.
6. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. - М.: Инфра-М, 2004. - 240 с
7. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.
8. Громова О.Н. Личностные особенности возникновения конфликтов // Психология деловых конфликтов. Хрестоматия; Под ред. Райгородского Д.Я. - Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2007. - С.383-406.
9. Гулевич О.А. Индивидуальные особенности членов группы как причина межгрупповых конфликтов // Психологический журнал. - 2007. - том 26, №2. - С. 68-77.
10. Дмитриев А.В. Конфликтология. - М.: Альфа-М, 2003. - 336 с.
11. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной психологии // Конфликтология: Хрестоматия. Сост. Н.И. Леонов. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2003. - С. 91-97.
12. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб.: Питер, 2009. - 384 с.
13. Жбанов, Е. К. «Мы» и «Они» // Е.К.Жбанов// Семья и школа. – 2004.
14. Журавлев А.Л. Социально-психологические аспекты исследования конфликта // Современная конфликтология в контексте культуры мира; Под ред. А.Л. Журавлева, А.А. Вахина - М.,2001. - С. 357-372.
15. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология. - М.: Форум: Инфра-М, 2008. - С. 282-335.
16. Зимняя, И.А. Педагогическая психология//И.А.Зимняя. - М.: Академия, 2009 – 602с.
17. Казанская, К.О. Возрастная психология/ К.О.Казанская. - М.: А-Приор, 2007. – 384с.
18. Клецина И.С. Практикум по социальной психологии. - СПб.: Питер, 2008. - С. 122-132.
19. Косякова, О.О. Возрастные кризисы / О.О.Косякова. - Ростов- на – Дону.: Феникс, 2007. – 502с.
20. Крайг, Г. Психология развития / Г.Крайг, Д.Бокум. - СПб.: Питер, 2005. – 940с.
21. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников// В.А.Крутецкий. - М.:Просвещение, 2006. – 508с.
22. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю.Кулагина. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 554с.
23. Курбатов В.И. Конфликтология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 445 с. 16. Лукин Ю.Ф. Конфликтология: управление конфликтами. – М.: Академический проект; Трикста, 2007. - 799 с.
24. Лощенкова, З.Б. Возрастная психология / З.Б.Лощенкова. - М.: Лист, 2002. – 301с.
25. Мадорский, Л.Р. Глазами подростков// Л.Р.Мадорский, А.З.Зак. - М.: Академия, 2001. – 308с.
26. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2005. - С. 607-658.
27. Малкина- Пых И.Г. Возрастные кризисы взрослости/ И.Г.Малкина-Пых. - М.: Эксмо, 2005. – 416с.
28. Мерлин В.С. Психологические конфликты // Психология конфликта. Хрестоматия; Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. - СПб.: Питер, 2008. - С. 218-247. 41
29. Методы социальной психологии //Н.С. Минаева, Д.В. Пивоваров, Э.Л. Боднар и др.; под общ. ред. Н.С. Минаевой. - М.: Академический Проект, 2007. - 351 с.
30. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С.Мухина. - М.ВЛАДОС, 2007.- 528с.
31. Носко, И.В. Психология развития и возрастная психология/ И.В.Носко. - М.: Гардарики, 2007. – 612с.
32. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология//Л.Ф,Обухова. - М.:Академия, 2009. – 405с.
33. Общая психология // В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др. - М.: Просвещение, 1981. - 383 с.
34. Орлова Э.А., Филонов Л.Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации // Психология конфликта. Хрестоматия; Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. - СПб.: Питер, 2008. - С. 415-438.
35. Основы социально-психологических исследований; Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. - М.: Гардарики, 2007. -334 с
36. Поливанова, К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития/ К.Н.Поливанова// Вопросы психологии. –1994. - №1. - С.44 – 58.
37. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесы. - Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2008. - 672 с.
38. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста// Ф.Райс. - Санкт-Петербург, 2000. – 544с
39. Рыбалко, Е.Ф. Практикум по возрастной психологии / Е.Ф.Рыбалко, Л.А.Головей. - СПб.: Речь, 2005. – 428с.
40. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. - М.: Проспект, 2008. - 512 с.
41. Сидоренков А.В. Психологические противоречия в малой группе // Психология конфликта. Хрестоматия; Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. - СПб.: Питер, 2008. - С. 391-406.
42. Скотт Дж.Г. Выбор стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации // Психология деловых конфликтов. Хрестоматия; Под ред. Райгородского Д.Я. - Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2007. - С. 458-528.
43. Слободчиков, В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития / В.И.Слободчиков// Вопросы психологии. 2001. - № 2. - С. 37-49.
44. Слободчиков, В.И. Психология развития человека / В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев. - М: Школьная пресса, 2008. – 351с.
45. Урбанович А.А. Психология управления конфликтными ситуациями в деятельности руководителя // Психология деловых конфликтов. Хрестоматия; Под ред. Райгородского Д.Я. - Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2007. - С.538-564.
46. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Психология конфликта. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 192 с.
47. Царева О. Исследование стилей поведения подростка в конфликтных ситуациях в зависимости от эмоциональных свойств личности // Прикладная психология и психоанализ. - 2006. - №3. - С. 5-15.
48. Цветков В.Л. Конфликтология. – М.: Щит-М, 2004. - 176 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности конфликтных отношений у подросткового возраста?

Подростковый возраст сопровождается рядом психологических особенностей, которые влияют на конфликтные отношения. Возникают проблемы с самоидентификацией, усиливается эмоциональная нестабильность, возрастают потребности в автономии и самостоятельности. Все это приводит к возникновению конфликтов как с родителями, так и со сверстниками.

Каковы психологические особенности подросткового возраста?

Подростковый возраст характеризуется появлением новых потребностей и интересов, сменой ценностей, поисковым характером мышления, проблемами с самоидентификацией и формированием самосознания. Также наблюдается эмоциональная нестабильность и стремление к автономии.

Как можно охарактеризовать конфликт в подростковом возрасте?

Конфликт в подростковом возрасте имеет свои особенности. Он чаще всего связан с появлением новых потребностей и интересов, противоречием социальных ролей, несоответствием ожиданий и действительности. Также важное значение имеет эмоциональная сфера и стремление подростков к самостоятельности.

Какие конфликты возникают между подростками и родителями в подростковом возрасте?

В подростковом возрасте между подростками и родителями возникают различные конфликты. Наиболее распространенные из них связаны с противоречием в желаниях и ожиданиях, борьбой за автономию и независимость, ограничениями и правилами, а также с выбором жизненного пути и ценностей. Такие конфликты могут быть эмоционально насыщенными и требуют выработки стратегий разрешения.

Что показывает эмпирическое исследование представлений подростков и их родителей о стратегиях поведения в конфликтах?

Эмпирическое исследование представлений подростков и их родителей о стратегиях поведения в конфликтах позволяет выявить различия в восприятии и ожиданиях сторон. Оно позволяет определить, какие стратегии являются наиболее эффективными и какие могут привести к дальнейшему обострению конфликта. Такие исследования могут быть полезны для разработки программ по разрешению конфликтов в семейной среде.

Какие особенности подросткового возраста могут влиять на конфликты школьников?

Подростковый возраст сопровождается множеством физиологических, психологических и социально-психологических изменений, которые могут влиять на конфликты школьников. Например, неустойчивость эмоционального состояния, стремление к самостоятельности, появление новых ценностей и интересов, формирование личности и самоопределения. Все эти факторы могут стать источниками конфликтов в школьной среде.

Какие стратегии поведения могут выбирать подростки в конфликтах с родителями?

Подростки в конфликтах с родителями могут выбирать различные стратегии поведения. Некоторые подростки предпочитают конфликтовать и выражать свою независимость, другие могут избегать конфликтов и подчиняться требованиям родителей, а третьи могут применять напряженные стратегии, такие как угрозы, обиды или игнорирование. Выбор стратегии поведения зависит от индивидуальных особенностей подростка, его отношения с родителями и контекста конфликта.

Какие особенности межличностных конфликтов можно выделить в подростковом возрасте?

В подростковом возрасте межличностные конфликты могут иметь особенности, связанные с фазой становления личности и самоопределения. Например, конфликты между родителями и подростками могут быть связаны с демонстрацией независимости и стремлением к самостоятельности. Кроме того, подростки могут более остро реагировать на конфликты из-за эмоциональной нестабильности и силы эмоций в этом возрасте. Также, конфликты среди подростков могут тесно связываться с формированием своего места в социальной иерархии и установлением лидерских позиций.