Связь родительского отношения на стиль воспитания детей дошкольного возраста 2-5 лет.

  • 0 страниц
  • 0 источников
  • Добавлена 15.02.2012
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Фрагмент для ознакомления

Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты корреляционного анализа
Принятие - отвержение Кооперация Симбиоз Контроль Отношение к неудачам Г+ 0,67 0,43 0,46 -0,15 -0,23 Г- -0,8 -0,09 -0,21 0,02 -0,11 У+ 0,002 0,03 0,04 -0,001 0,13 У- -0,14 -0,3 -0,12 -0,12 0,08 Т+ -0,05 -0,18 -0,01 -0,2 -0,07 Т- 0,01 0,25 0,2 -0,05 -0,32 З+ -0,14 0,001 0,08 0,82 0,03 З- -0,04 0,07 0,15 -0,36 0,01 С+ -0,64 -0,06 -0,05 0,18 -0,08 С- 0,63 0,21 0,21 0,26 0,11 Н -0,49 -0,01 -0,25 -0,01 0,16 РРЧ 0,58 0,18 0,1 0,03 0,09 ПДК 0,21 -0,23 -0,12 0,01 0,08 ВН -0,06 -0,14 -0,09 -0,49 -0,07 ФУ 0,34 0,14 -0,05 -0,25 -0,15 НРЧ -0,68 -0,02 -0,05 0,04 -0,13 ПНК -0,17 -0,07 0,14 0,67 0,1 ВК -0,1 -0,01 0,16 0,09 -0,04 ПЖК 0,12 0,29 0,08 0,18 0,1 ПМК -0,01 0,21 0,22 -0,11 -0,02 Критические значения: при р = 0,05 r = 0,27; при р = 0,01 r = 0,35
Таким образом, в результате корреляционного анализа выявлены взаимосвязи родительского отношения и стиля родительского воспитания.
Принятие и положительное отношение к ребенку положительно связаны с гиперпротекцией, минимальностью санкций, расширением сферы родительских чувств, фобией утраты ребенка и отрицательно связаны с гипопротекцией, чрезмерностью санкций, неустойчивостью стиля воспитания, неразвитостью родительских чувств. То есть чем больше мать принимает ребенка таким какой он есть, чем лучше она к нему относится, тем больше времени, сил и внимания уделяет она на воспитание ребенка, тем меньше наказаний и больше поощрений используется при воспитании, тем больше расширены родительские чувства матери, выше боязнь и беспокойство за своего ребенка. Чем больше мать принимает ребенка таким какой он есть, тем более устойчивый стиль воспитания применяется к ребенку, и тем более развиты оказываются родительские чувства матери.
Кооперация, интерес к ребенку положительно связаны с гиперпротекцией и предпочтением женских качеств и отрицательно связаны с игнорированием потребностей ребенка. То есть, чем больше мать проявляет интерес к ребенку, взаимодействует с ним, поощряя самостоятельность, тем больше времени, сил и внимания уделяет она на воспитание ребенка, тем больше мать предпочитает видеть женские качества в ребенке и более внимательно относится к потребностям ребенка, удовлетворяя их.
Такие отношения как симбиоз матери с ребенком положительно взаимосвязаны с гиперпротекцией. То есть, чем меньше психологическая дистанция между матерью и ребенком, тем больше времени, сил и внимания уделяется на воспитание ребенка, тем больше мать считает, что воспитание ребенка центральное дело ее жизни.
Отношение к контролю ребенка положительно взаимосвязано с чрезмерностью требований – запретов, проекцией на ребенка собственных нежелательных качеств, и отрицательно связано с недостаточностью требований запретов и воспитательной неуверенностью родителей. То есть, чем больше мать ведет себя авторитарно по отношению к ребенку, тем больше предъявляется требований к ребенку, ограничивающих его свободу и самостоятельность, тем больше мать проецирует свои нежелательные качества на ребенка и тем больше она уверена в своей воспитательной позиции.
Отношение к неудачам ребенка отрицательно связано с недостаточностью требований-обязанностей ребенка. То есть, чем хуже относится мать к неудачам ребенка, считая его неудачником, тем больше требований предъявляется ребенку.
Таким образом, можно заключить, что между родительским отношением к ребенку и стилем его воспитания имеются сложные разносторонние взаимосвязи.
Ниже представлены корреляционные плеяды.
















Примечания:
- сильная положительная взаимосвязь;
- слабая положительная взаимосвязь;
- сильная отрицательная взаимосвязь;
- слабая отрицательная взаимосвязь.








2


Принятие - отвержение

Г+

Г-

С+

С-

Н

РРЧ

ФУ

НРЧ

Кооперация

Г+

У-

ПЖК

Г+

Контроль

З+

Симбиоз

З-

ВН

ПНК

Отношение к неудачам

Т-

Обратите внимание, что, практически, ни один из родителей не является какой-то дисциплинарные техники, они меняются от ситуации к ситуации. Тем не менее, каждый родитель может выявить доминирующий тип воздействия на ребенка.

2.2 Родительское отношение как фактор подготовки ребенка чувство собственного достоинства

в качестве основных факторов развития самооценки можно выделить традиционно общения и собственную деятельность ребенка. В общении усваиваются формы, виды, критерии оценки, в индивидуальном опыте происходит их апробация, заполнение личных направлениях. Формирование самооценки может рассматриваться как результат усвоения ребенком определенных параметров отношения к нему взрослых. Как отмечает В. В. Столин, с момента своего рождения ребенок включен в сложную систему отношений с другими людьми и постепенно становится объектом и субъектом различных видов деятельности и общественных отношений, поэтому становление самооценки находится в зависимости от мнений, суждений и оценок окружающих.

В первые годы жизни семья является для ребенка основной моделью социальных отношений. В семье, на основе скрытых взаимовнушений и взаимовлияний, что создает уникальную атмосферу, даже тогда, когда не выражаются мысли отмечены ребенка и, проникая в его сознание, проявляется затем в поведении. В семье наиболее эмоционально насыщенными являются отношения между ребенком и матерью. Именно в общении с ним, ребенок получает первый опыт надежности мира и собственной способности жить в этом мире. Экспериментально установлено, что самооценка ребенка коррелирует в значительной степени с поведением матери, чем с поведением отца. Именно материнская любовь является первым социальным зеркалом для самосознания ребенка.

На формирование самосознания ребенка влияют такие параметры, как социальный статус семьи, размер семьи, очередность среди детей, отсутствие одного из родителей (смерть или развод), отношения между родителями.

На основе анализа литературы можно выделить несколько способов воздействия родителей на самосознание ребенка в процессе общения.

Прямо или косвенно (через поведение) внушение родителями образа или самоотношения. В этом внушаемый образ может быть как положительным (умный, добрый, способный), так и отрицательно (неумный, невоспитанный).

Косвенное детерминация самоотношения ребенка путем формирования у него стандартов выполнения тех или иных действий, формирования уровня притязаний.

Контроль за поведением ребенка, в котором ребенок усваивает параметры и способы самоконтроля.

Узнать стоимость работы