РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР И ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ НА МАТЕРИАЛЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 9191 страница
  • 58 + 58 источников
  • Добавлена 04.06.2014
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 8
1.1 Развитие связной речи у детей в норме 8
1.2 Клинико - психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией 13
1.3 Теоретические аспекты использования дидактических игр в работе с дошкольниками 25
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 31
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 31
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
2.3 Взаимосвязь речевых и неречевых функций 46
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ 48
3.1 Логопедическая работа по формированию базы для связного высказывания 48
3.2 Дидактические игры для связной речи 65
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 91


Фрагмент для ознакомления

ЗвукопроизношениеДифференциация звуков [с] - [щ], [с'] - [щ]; [з] - [з']; [ц] - [т']; [ш] - [щ]; [ж] - [з']; [л] - [j], [л'] - [j].Постановка звуков [р] [р'] 4. Фонематические процессы- развитие умение различать фонемы, близкие по месту, способу образования, акустическим признакам;- развитие умение различать фонемы, смешиваемые и не смешиваемые в речи;- развитие умения повторять слоговые ряды с близкими по месту, способу образования, акустическими признаками;- развитие умение слышать и выделять звук на фоне других звуков, слогов, слов;- развитие фонематического анализа, определять место звука в слове.5. Пассивный словарный запас- развитие понимания действий, сложных инструкций;-развитие пониманияобобщающих слов, уменьшительно-ласкательных суффиксов имен существительных;- развитие понимания глаголов с различными приставками6. Активный словарный запас- развитие глагольного словаря, перевод глаголов с разными приставками из пассивного словаря в активный;- название цветов, формы предметов.7. связная речь- обучать пересказу знакомые произведения;- обучать рассказу по серии сюжетных картинок и сюжетной картинке;- обучать описанию предмета.Илья Г.Развитие мелкой моторики- развитие статической координации левой, правой руки и двумя руками одновременно;-развитие оптико-кинестетической организации движений- развитие динамической координации левой, правой рукой и двумя одновременно. Артикуляционная моторика- развитие подвижности языка;- формирование продолжительного речевого вдоха-выдоха, оптимального речевого дыхания;- развитие динамической организации движений артикуляционного аппарата;- развитие мимической мускулатуры.ЗвукопроизношениеДифференциация звуков Ш↔СПостановка звуков [ц], [ч] [л] - [л']; [р] - [р']4. Фонематические процессы- развитие умение различать фонемы, близкие по месту, способу образования, акустическим признакам;- развитие умения повторять слоговые ряды с близкими по месту, способу образования, акустическими признаками;- развитие умение слышать и выделять звук на фоне других звуков, слогов;- развитие фонематического представления: дифференцировать слова, близких по звуковому составу.5. Пассивный словарный запас- развитие понимания действий;-развитие пониманияобобщающих слов, уменьшительно-ласкательных суффиксов имен существительных;- развитие понимания глаголов с различными приставками6. Активный словарный запас- развитие глагольного словаря, перевод глаголов с разными приставками из пассивного словаря в активный;- название цветов, формы предметов.7. Связная речь- обучать пересказу знакомые произведения;- обучать рассказу по серии сюжетных картинок и сюжетной картинке;- обучать описанию предмета.Михаил К.1. Артикуляционная моторика- развитие кинестетической основы артикуляторных движений;- развитие кинетической основы артикуляторных движений;- развитие одновременной организации артикуляторных движений;- развитие движений мимической мускулатуры.2. Мелкая моторика- развитие оптико-кинестетической организации движений;- развитие статической координации движений;- развитие динамической координации движений;- развитие одновременности движений;- развитие переключаемости движений.3. ЗвукопроизношениеДифференциация звуков[P]- [j]; [P’]- [ j ]; [Л]- [ j]; [Л’] – [ j].4. Фонематические процессы- развитие умение различать фонемы, близкие по месту, способу образования, акустическим признакам;- развитие умения повторять слоговые ряды с близкими по месту, способу образования, акустическими признаками;- развитие умение слышать и выделять звук на фоне других звуков, слогов, слов.5. Пассивный словарный запас-развитие пониманияобобщающих слов, уменьшительно-ласкательных суффиксов имен существительных;- развитие понимания глаголов с различными приставками6. Активный словарный запас- развитие глагольного словаря, перевод глаголов с разными приставками из пассивного словаря в активный;- название цветов, формы предметов.7. Связная речь- обучать пересказу знакомые произведения;- обучать рассказу по серии сюжетных картинок и сюжетной картинке;- обучать описанию предмета.Ольга П.1. Артикуляционная моторика- развитие кинестетической основы артикуляторных движений;- развитие кинетической основы артикуляторных движений;- развитие одновременной организации артикуляторных движений;- развитие движений мимической мускулатуры.2. Мелкая моторика- развитие оптико-кинестетической организации движений;- развитие статической координации движений;- развитие динамической координации движений;- развитие одновременности движений;- развитие переключаемости движений.3. ЗвукопроизношениеДифференциация звуков[P]- [j]; [P’]- [ j ]; [Л]- [ j]; [Л’] – [ j].4. Фонематические процессы- развитие умение различать фонемы, близкие по месту, способу образования, акустическим признакам;- развитие умения повторять слоговые ряды с близкими по месту, способу образования, акустическими признаками;- развитие умение слышать и выделять звук на фоне других звуков, слогов, слов.5. Пассивный словарный запас- развитие понимания действий;-развитие пониманияобобщающих слов, уменьшительно-ласкательных суффиксов имен существительных;- развитие понимания глаголов с различными приставками6. Активный словарный запас- развитие глагольного словаря, перевод глаголов с разными приставками из пассивного словаря в активный;- название цветов, формы предметов.7. Связная речь- обучать пересказу знакомые произведения;- обучать рассказу по серии сюжетных картинок и сюжетной картинке;- обучать описанию предмета.Конспекты по лексикеТема «Дикие животные» (занятие № 1)Цель: — активизация и расширение словаря по теме;— формирование обобщающего понятия;— практическое употребление существительных в творительном падеже без предлога и предложного падежа существительных с предлогом в;— развитие мелкой моторики, внимания, памяти.Оборудование: картинки диких животных.ХОД ЗАНЯТИЯ1. Оргмомент. Игра «Ты, дружочек, не зевай, на вопрос мой отвечай». Логопед задает детям самые разнообразные вопросы, например: «Какое сейчас время года? Огурец — это овощ? Сколько ног у курицы? В какой сказке живет Михайло Иванович?»2. Развитие мелкой моторики. Упражнения «Идем в лес», «Деревья».3. Введение в тему. Логопед говорит, что в лесу никого не видно, необходимо взять бинокли (упражнение «Бинокль»). На доске появляются картинки диких животных — зайца, кабана, лося, медведя, лисицы, ежа... Дети друг за другом называют этих животных: «Я вижу...». Логопед делает обобщение: «Кто это? Где они живут? Кто им добывает пищу? Кто делает жилище? — Вот таких животных мы называем дикими».4. Употребление существительных в творительном падеже. Логопед просит представить ситуацию, когда дикие животные придут к нам в гости. Чем бы мы смогли их угостить? Зайца — морковкой, капустой (уточняется, что в лесу он ест кору деревьев, траву, веточки листьев, молодые побеги).Белку — орехами, грибами, шишками.Медведя — малиной, медом, рыбой.Лося — ветками, сеном, травой.Ежа — яблоками, грибами, молоком.Можно выставить картинки с перечисленным кормом, дети получат возможность сделать выбор с опорой на них.5. Физкультминутка. «Три медведя».Три медведя шли долой, дети идут по кругу,Папа был большой-большой, руки — вверх,Мама — чуть поменьше ростом, руки на уровне груди,А сынок — малютка просто, присели,Очень маленький он был, покачивание в приседе,С погремушками ходил.«звенят» погремушками.6. Расширение словаря прилагательных. Логопед рассказывает детям о том, кого встретили медведи в лесу по дороге домой. Сначала они встретили хитрую рыжую пушистую лису (уточняется, какая была лиса). Еще они встретили трусливого беленького длинноухого зайца, маленькую прыгучую глазастую белочку. А еще огромного доброго рогатого лося, круглого колючего ежа. Злого голодного зубастого волка. После беседы можно еще раз уточнить, с кем встретились медведи.7. Употребление существительных в предложном падеже с предлогом в. «Долго добирались медведи домой, наконец, пришли. Как называется их дом? — Берлога». Логопед сообщает, что и остальные звери, попавшиеся им по дороге, тоже спешили домой, и просит детей назвать их дома. Белочка (куда?) — в дупло, волк — в логово, зайка — под куст, лиса — в нору.8. Закрепление материала. Читается стихотворение.Спит в берлоге бурый мишка, под кустом дрожит зайчишка,Лисичка рыжая — в норе, ежик спит в сухой траве.Волчица в логове сидит, а белка из дупла глядит.Еще раз закрепляются названия жилищ диких животных. Стихотворение дети учат с воспитателем вечером.9. Итог занятия. «С кем сегодня познакомились? Почему мы называем их дикими?»Наглядность к занятиюТема «Перелетные птицы» (занятие № 1)Цель: — расширение словаря по теме;— активизация предикативного словаря;— совершенствовать умение вести диалог, задавать вопросы;— развитие памяти, внимания.Оборудование: картинки перелетных птиц, птиц зимующих.ХОД ЗАНЯТИЯ1. Оргмомент. «Назови признаки весны» (с мячом). Ребенок называет один признак весны и передает мяч следующему.2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Летит птица», «Накорми птенцов».3. Введение в тему. Логопед просит детей отгадать загадки.Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг (грач).На шесте дворец. Во дворе певец. А зовут его... (скворец).Кто на елке, на суку счет ведет: «Ку-ку. Ку-ку»? (кукушка).Хочет — прямо полетит, хочет — в воздухе висит,Камнем падает с высот. И в полях поет, поет (жаворонок).Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный.Лепит домик под окном из травы и глины (ласточка).Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек,Бестолковыхпопрыгушек (цапля, журавль).Отгадки выставляются на доску (картинки). Называют еще раз всех птиц все вместе и индивидуально. «Как назвать всех одним словом? Кто это? — Птицы. — Почему вы думаете, что это птицы? Почему мы этих птиц не видели зимой? — Они улетали в теплые края. — Как называют птиц, которые зимой улетают в теплые края, а весной возвращаются снова? — Перелетные птицы».4. Развитие логического мышления. Игра «Четвертый — лишний». Выставляются 3 птицы перелетные, 1 зимующая; 3 птицы зимующие, 1 перелетная; 2 птицы зимующие, 2 перелетные; все перелетные.5. Расширение глагольного словаря. Найти как можно больше слов к ответу на вопрос: «Что может делать птица? (за каждое слово фишка, в конце — у кого больше) — Вить, таскать, носить, кормить, бегать, прыгать, летать, петь, высиживать, ловить, клевать, откладывать...».6. Физкультминутка. Игра «Птицы учатся летать». Имитация: размяли ноги, чуть присели, полетели. «Кто это летит? — Я грач. Я скворец...».7. Умение задавать вопросы. Игра «Отгадай, какую птицу мы загадали?». На доске — картинки птиц (3—4 штуки). Один ребенок выходит из группы. Остальные договариваются, загадывают одну птицу. Ребенок может задать всего лишь три вопроса (игра проводится 3—4 раза).8. Итог занятия. О ком сегодня говорили? Перечислить перелетных птиц.Наглядность к занятиюТема «Перелетные птицы» (занятие № 2)Цель: — активизация словаря по теме;— практическое употребление предлогов;— составление предложений по картинкам;— развитие моторики, внимания, памяти.Оборудование: карточки с птицами, расположенными так, что каждая птица (всего 5) оказывается под пальцем ребенка, картинки перелетных птиц, сюжетная картинка «Вернулись пернатые друзья», предметные картинки.ХОД ЗАНЯТИЯ1. Оргмомент. Игра «Что за птица?». Ребенок поднимает мяч вверх и говорит: «Вот птица». Дети все вместе спрашивают: «Что за птица?» Ребенок отвечает, какую он задумал, например: «Скворец». Передает мяч другому ребенку и т.д.2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Выпусти птицу». Ладонь ребенка лежит на карточке так, что каждый пальчик закрывает нарисованных (наклеенных) птиц. Поочередно приподнимаем пальцы.3. Игра «У кого кто?». У всех птиц бывают птенцы, назовем их.У кукушки — кукушата.У скворца — скворчата.У стрижа — стрижата.У диких уток — утята.У грача — грачата.У журавля — журавлята.У лебедей — лебедята.У диких гусей — гусята. 4. Практическое употребление предлогов. Игра «Кто за кем прилетел?». Логопед дает 3—4- ступенчатую инструкцию: «Сначала прилетели грачи, за грачами скворцы, за скворцами ласточки, за ласточками жаворонки». Ребенок должен расставить картинки по порядку и рассказать, кто за кем прилетел (повторяем 2—3 раза, задание индивидуально для каждого ребенка).5. Физкультминутка. «Птицы учатся летать», см. занятие № 1.6. Составление предложения по картине. Выставляется картина «Прилетели пернатые друзья». Дети рассматривают картину. «Какие птицы нарисованы? Где они отдыхают после дальней дороги? — Грачи сидят на дереве (на верхних ветках). Ласточки отдыхают под крышей сарая. Скворцы выглядывают из скворечника. Жаворонок кружит в небе. Грач собирает веточки у кустов».7. «Посчитаем птиц. Сколько на картине грачей, ласточек, скворцов?..» Дети считают, определяют, кого больше, кого больше всех.8. Развитие памяти. Заучивание скороговорки.Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу.Прививку делать нам пора. Для укрепления пера».9. Итог занятия. «Назвать птенцов птиц».Наглядность к занятиюКонспекты по грамматикеТема «Зимние забавы» (занятие № 3)Цель: — усвоение некоторых форм словоизменения: единственного и множественного числа существительных, существительных в родительном падеже; — активизация и расширение словаря по теме;—овладение навыком составления простого предложения по демонстрации действий и по картинкам.Оборудование: картинки с изображением зимнего спортинвентаря, картина «Зима» (с недорисованными моментами).ХОД ЗАНЯТИЯ1. Оргмомент. Игра «Один — много». Конек — коньки, клюшка — клюшки, шайба — шайбы, снежинка — снежинки, сугроб — сугробы, сосулька — сосульки, горка — горки, мороз — морозы, метель — метели, вьюга — вьюги, снежок — снежки, Снегурочка — Снегурочки...2. Введение в тему. Логопед предлагает детям отгадать загадки. Отгадки-картинки выставляются на доску. Льется речка — мы лежим, лед на речке — побежим (коньки).На прогулке бегуны одинаковой длины.Кони эти рыжи, а зовут их... (лыжи). Все лето стояли, зимы дожидались.Дождались поры, помчались с горы (санки). Этот блинчик клюшкой бей, свои силы не жалей,Как влетит она в ворота, всем «Ура!» кричать охота (шайба).Палка я не простая,А немножко завитая.Без меня игра в хоккейНе интересна для детей (клюшка).«Для чего нужны эти предметы? — Для игр зимой, для зимних забав. — Какие игры можно придумать с санками, на коньках, лыжах, с клюшкой и шайбой?».3. Образование единственного и множественного числа существительных в родительном падеже. Игра «Кто внимательный». Логопед предлагает детям картину и говорит, что художник забыл нарисовать на ней некоторые предметы. Кто отыщет их и ответит на вопрос, чего не оказалось на картине (конька, лыжи, клюшки, палки, ворот, лопатки, санок, кормушки)?4. Физкультминутка. Имитация действий: лепка снежков, катание на лыжах, забивание шайбы в ворота, метание снежков.5. Составление предложения в прошедшем времени. Игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали, покажем». Два ребенка договариваются о демонстрации какого-либо действия, отображающего зимние забавы детей. Показывают его. Остальные отгадывают и обговаривают их. «Оля и Саша катались на коньках. Дима и Олег лепили снежки».6. Составление простого предложения по сюжетной картинке. Например: «Дети лепят снеговика. Девочки катаются на коньках».7. Итог занятия. «Вспомните, о каких предметах в начале занятия я вам загадывала загадки. Для чего они нам нужны?»Наглядность к занятиюТема «Наша Армия» (занятие № 2)Цель: — употребление родительного падежа множественного числа существительных; — активизация словаря по теме;— развитие связной речи: составление рассказа по картине.Оборудование: картина.ХОД ЗАНЯТИЯ1. Оргмомент. Игра «Что лишнее?».Пушка — пистолет — палочка регулировщика — автоматпилотка — фуражка — шинель — бескозыркасамолет — корабль — трамвай — вертолетсапоги — шинель — платье — кительлетчик — танкист — продавец — артиллерист2. Образование существительных множественного числа родительного падежа. Игра «Скажи, кого много в армии».Моряк — моряковтанкист — танкистовразведчик — разведчиков командир — командиров летчик — летчиковдесантник — десантниковподводник — подводниковофицер — офицеров пограничник — пограничниковартиллерист — артиллеристов3. Беседа по картине «День Советской Армии». Вопросы: «Кто изображен на картине? Где находятся дети и солдаты? Почему солдаты пришли в детский сад? Как выглядят солдаты, во что одеты? Как дети развлекают своих гостей? Как наш детский сад отмечал День защитников Отечества? Что больше всего запомнилось на празднике? В каком роде войсквы хотелибы служить?»4. Физкультминутка.Мы пока что дошколята, не шагаем, как солдаты, маршируют на местеРаз, два, дружно в ногу, три, четыре, тверже шаг, идут в шеренге передНа парад идут солдаты, маршируют на местеОни смелые ребята.в конце «отдают честь» 5. Составление рассказа по картине. Заслушивают 3—4 рассказа. Оценивают: «Чей рассказ понравился? Почему?»6. Итог занятия. «Назвать виды войск».Тема «Приставочные глаголы»Цель: Практическое использование в речи, приставочных глаголов: наливает, поливает, выливает.ХОД ЗАНЯТИЯОрганизационному моменту предшествует беседа с детьми:- Кто в детском саду готовит для детей?- Что вы едите в обед на первое? (суп, щи, борщ, рассольник, свекольник).- А что пьете на третье? (компот, кисель, кофе, чай, молоко).I. Организационный момент- Сядет тот, кто запомнит и повторит за мной слова:- Чай, кисель, компот;- Сок, кофе, какао;- Молоко, кефир, кофе;- Борщ, щи, свекольник;- Какао, сок, кисель.II. Сообщение цели занятия- Сегодня мы будем выполнять разные действия, и составлять предложения. Подойди ко мне, Нина. Я завяжу тебе глаза, а ты сделай глоток и угадай, что ты выпила?- Воду.- А теперь вылей воду. Что делает Нина?- Нина выливает воду.(Предложение повторяют 2—3 раза фронтально, а затем и все вместе).- Подойди ко мне, Леня. Налей воду. Что делает Леня?(Предложение повторяют 2—3 раза, а затем и все вместе).- Подумайте, дети, одинаковые действия выполнили Нина и Леня? (разные). Правильно. Налить — это значит во что-то: в стакан, в банку, в тарелку. Вылить — это значит из чего-то: из банки, из стакана, из тарелки.- Посмотрите на эти напитки, что еще можно налить? Иди, Игорь, налей молока. А ты, Женя, налей, компот. Дети составляют предложения про Игоря и Женю.- Ребята, а что наливает повар? Вспомните нашу беседу в начале занятия.- Повар наливает суп, щи, борщ, рассольник и т. д.- А что наливает шофер?- Шофер наливает бензин.- А врач?- Врач наливает лекарства.- Ребята, а если суп прокиснет или чай остынет, их можно вылить? Кто выполнит это действие и расскажи нам о нем?- Маша выливает суп, чай.- Послушайте еще раз, как маленькие части слова на-, вы помогают правильно выполнить действие.Затем дети встают и идут в природный уголок.- Посмотрите на цветы. Для того, чтобы они хорошо росли, их надо поливать. Возьми лейку, Нина, полей цветы.- Что делает Нина?- Нина поливает цветы.- А что поливает садовник, дворник? Дети составляют предложения:- Садовник поливает цветы, клумбу.- Дворник поливает дорожку, улицу.III. Игра «Кто самый внимательный? »- А сейчас поиграем. Внимательно слушайте и ходите только тогда, когда услышите, что я называют часть слова на (вы, по, на, вы, на, по, на).- А теперь вы исправите мои ошибки. Части слова на, по, вы перепутались между собой. Получились разные действия. Например: Мама поливает суп. Садовник наливает клумбу. Паша поливает молоко. Дворник наливает улицу.Дети проговаривают предложения с правильным действием и выделяют первую часть слова.IV. Составление предложений по картинкам.Дети составляют предложения по двум картинкам: врач — лекарство, шофер — канистра, Маша — сок, дедушка — чай, садовник— цветы, папа — вода.- У вас на столе конверты с картинками. На счет раз возьмите конверты. На счет два достаньте картинки и положите их перед собой, на счет три составьте предложение. В вашем предложении должно быть одно из слов-действий: наливает, выливает, поливает.Дети составляют предложения типа: Мама наливает сок. Папа выливает воду. Врач наливает лекарство. Шофер наливает бензин.V. Итог занятия.Приложение 16Таблица Результаты исследования артикуляторной моторикиАБВГСредний балл ФИ ребенкадопоследопоследопоследопоследопослеАндрей В.222312131,52,5Алексей У.222212121,52,0Карина Н.232212231,82,5Илья Г.221212221,52,0Карина К.232322232,02,8Кирилл З.222212121,52,0Диана Ш.232312221,82,5Марина Ф.232222232,02,5Михаил Х.232212121,52,3Ольга П.222212131,52,3Примечание:А) Исследование кинестетической основы артикуляторных движений;Б) Исследование кинетической основы артикуляторных движений;В) Исследование одновременной организации артикуляторных движений;Г) Исследование движений мимической мускулатуры.Приложение 17Таблица Результаты исследования мелкой моторикиАБВГДСредний баллФИ ребенкадопоследопоследопоследопоследопоследопослеАндрей В.23332222222,22Алексей У.12331222221,81,8Карина Н.23332322222,22,2Илья Г.12231222221,61,8Карина К.23222322131,82,2Кирилл З.23222212121,61,8Диана Ш.233322221222Марина Ф.22232312131,62,2Михаил Х.12232212221,61,8Ольга П.12221222121,41,6Примечание:А) Исследование оптико-кинестетической организации движений;Б) Исследование статической координации движений;В) Исследование динамической координации движений;Г) Исследование одновременности движений;Д) Исследование переключаемости движений.Приложение 18Таблица Результаты исследования звукопроизношенияизолированноВ слогахВ словахВ предложенииСредний баллФИдопоследопоследопоследопоследопослеАндрей В.332322222,32,5Алексей У.232222222,02,3Карина Н.332322222,32,5Илья Г.232222222,02,3Карина К.443433223,03,3Кирилл З.232322222,02,5Диана Ш.332322222,32,5Марина Ф.342322222,32,8Михаил Х.232222222,02,3Ольга П.232222222,02,3Приложение 19Таблица Результаты исследования фонематических процессовАБВГДУровень фонематдопоследопоследопоследопоследопоследопослеАндрей В.34332323222,43Алексей У.232323222322,8Карина Н.34332323222,43Илья Г.33332222232,42,6Карина К.443433233333,4Кирилл З.232322222222,4Диана Ш.34332323222,43Марина Ф.33333322232,62,8Михаил Х.34332323222,43Ольга П.33233322222,42,6Примечание:А) дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении;Б) дифференциация звуков смешиваемых в произношении;В) Повторение слогов с оппозиционными звуками;Г) Дифференциация слогов по заданным условиям;Д) Различение слов, близких по звуковому составу.Приложение 20Таблица Результаты исследования пассивного словарного запасаАБВГДсредний баллФИОдопоследопоследопоследопоследопоследопослеАндрей В.44443334333,43,6Алексей У.45343433343,24Карина Н.55343334333,43,8Илья Г.45333333333,23,4Карина К.55444433343,84Кирилл З.45333344333,43,6Диана Ш.44343333333,23,4Марина Ф.55443433333,63,8Михаил Х.44334444333,63,6Ольга П.55443333343,63,8Примечание:А) Понимание конкретных существительных;Б) Понимание обобщающих слов;В) Понимание действий;Г) Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов имен существительных;Д) Дифференциация глаголов с различными приставками.Приложение 21Таблица Результаты исследования активного словарного запасаАБВГДУровень ФИдопоследопоследопоследопоследопоследопослеАндрей В.33332323222,42,8Алексей У.34342322232,43,2Карина Н.44332223222,62,8Илья Г.34332222222,42,6Карина К.443433233333,4Кирилл З.33233322222,42,6Диана Ш.44343333333,23,4Марина Ф.33233322222,42,6Михаил Х.34342323332,63,4Ольга П.44332222232,62,8Примечание:А) Конкретные существительные;Б) Обобщающие понятия;В) Исследование глагольного словаря;Г) Название цветов;Д) Название формы предметов.Приложение 22Таблица Результаты исследования связной речиАБВГУровень ФИдопоследопоследопоследопоследопослеАндрей В.23232121,82Алексей У.232312221,82,5Карина Н.122323121,82,5Илья Г.222312221,52,25Карина К.232322121,82,5Кирилл З.122312121,82,25Диана Ш.232312121,32,5Марина Ф.231212121,52,25Михаил Х.231222121,32,25Ольга П.121212121,52

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400с.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
3. Арушанова А.О. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. - N5. – с. 51-61
4. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М.: АСТ: Астрель, 2008.-123c.
5. Белякова Л.И.., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: гуманитарный изд. Центр Владос, 2009. - 287 с.
6. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 136с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. – 217с.
8. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада / А.К. Бондаренко.—2-е изд., дораб.—М.: Просвещение, 1991.—160 с., ил.
9. Валентинов В. 150 веселых игр. Издательский дом «Литера» СПб., 2002 г. – с. 127
10. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996 г.
11. Визель Т.Г. Мозговая организация речевой функции и ее нарушения // Логопед.- 2004.№6 с 4-9.
12. Винарская Е.Н. Дизартрия. – М.: АСТ, 2006.-141c.
13. Волковская Т.Н. Сравнительное изучение особенностей мыслительной и речевой деятельности дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. – 2005. - № 2 (8). – С. 17
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т.3. – М., 1983. – 368с.
15. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., 2004 – 168 с.
16. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под. Ред. С. Л. Новосёловой.—4-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1985.—144 с., 4 л. ил.
17. Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / Т.Н. Доронова, О.А. Карабпнова, Е.В.Соловьева. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. -127 с.
18. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (дети с ОНР). Кн. для логопеда. – М., 1985 – 112 с.
19. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958 – 378 с.
20. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999. – 320 с.
21. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994 – 96 с.
22. Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990 – 238 с.
23. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов / Е.В. Карпова.—Ярославль: «Академия развития», 1997.—240 с., ил.
24. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. - СПб.: КАРО, 2006. - 304 с.
25. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.-М.: Издательский центр «Академия», 1998.—432 с.
26. Лалаева Р. И. Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.- С.-Петербург., 1999.- 160с.
27. Лалаева Р.И. Взаимосвязь в развитии интеллекта и языковой способности у детей при нормальном и нарушенном онтогенезе // Логопедия. – 2005. - № 1 (7). – С. 5
28. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001 – 224с.
29. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб., 2004. – 224с.
30. Левина Р.Е. Уровни недоразвития речи // Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного возраста. – СПб., 1998 - С. 14-26
31. Лисина М.И. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников / М.И. Лисина, Т.Д. Сарториус. М.: Инфа, 2000. 169 с.
32. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Коррекция дизартрии: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, изд-во «СОЮЗ», 2001. – 192с
33. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребёнка / А.А. Люблинская.-изд. 2-е, испр. и доп.-М.: Просвещение, 1972.—256 с., ил.
34. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1971. – 410 с.
35. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Академия, 2000 – 798с.
36. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. – М., 1974 – 239с.
37. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Т. А. Марковой.-М.: Просвещение, 1982.-128с.
38. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. –М., 1995. – 575c.
39. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр.//Дошкольное воспитание, № 3, 1997 С. 84-87.
40. Петров А.В. Игротека «Ловкие ручки» - развлекает и обучает. Метод.пособие. – В.Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 44 с.
41. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.В.Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 256 с.
42. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 256 с.
43. Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности./Дошкольное воспитание, № 4, 2002 - С. 70-73.
44. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст.группы). Пособие для воспитателя дет. сада / А.И. Сорокина.-М.: Просвещение, 1982.-96 с.
45. Сохин Ф.А. Психолого – педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. 1989. № 3. – С. 23 – 29
46. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М., 1980. – 139 с.
47. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей д/с / Под ред. Ф.А.Сохина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1981. – 144с.
48. Туманова Т.В. Экспериментальное исследование состояния словообразовательной компетенции у детей с общим недоразвитием речи (дошкольного и младшего школьного возраста) онтогенезе // Логопедия. – 2005. - № 1 (7). – С. 21
49. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - Минск, 1976. – 125с.
50. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду: РАОНЦ семьи и детства. – М., 2001 – 134с.
51. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец-ти «Педагогика и психология (дошк.)». - М.: Просвещение, 1989. – 223с.
52. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис – пресс, 2004 - 244 с.
53. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи - воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2000. — 128
54. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч. 1. Первый год обучения. - М.: Изд-во «Альфа», 1993. - 103 с
55. ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное воспитание и обучение детей 5 летнего возраста с ОНР.- М, 1991. – 44 с.
56. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб.пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с
57. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. - 360 с. (Серия "Сам себе психолог")
58. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1969. – 116с.

Вопрос-ответ:

Какая тема статьи?

Тема статьи - "Развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР и псевдобульбарной дизартрией на материале дидактических игр".

Какие диагностические характеристики имеют дошкольники с общим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией?

Дошкольники с общим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией обычно имеют следующие диагностические характеристики: слабый слуховой внимание, нарушения артикуляции, плохая связность речи, нарушения синтаксической структуры предложений, нарушения памяти и интеллектуального развития.

Какие аспекты использования дидактических игр рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются теоретические аспекты использования дидактических игр в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией. Также обсуждаются принципы выбора игр, методики их проведения, адаптации игр под нужды детей с ОНР и псевдобульбарной дизартрией.

Какие проблемы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются проблемы нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи, включая слабый слуховой внимание, нарушения артикуляции, плохую связность речи, нарушения синтаксической структуры предложений, нарушения памяти и интеллектуального развития. Описываются методы и игры, которые используются для развития связной речи у этих детей.

Какие возрастные группы дошкольников рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются старшие дошкольники с общим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией. Возрастная группа конкретно не указана, но обычно старшими дошкольниками считаются дети от 5 до 7 лет.

Какими методами можно развивать связную речь у детей с общим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией?

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией может осуществляться с помощью использования дидактических игр. Данный подход позволяет сформировать у детей навыки связной речи через игровую деятельность.

Какие особенности характерны для детей с общим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией?

Дети с общим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией обычно имеют сложности в формировании связной речи. Они испытывают затруднения в построении логической последовательности высказывания и могут иметь нарушения в артикуляционной сфере. Также дети могут испытывать трудности в звукопроизношении и понимании речи других людей.

Какие теоретические аспекты лежат в основе использования дидактических игр в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи?

Использование дидактических игр в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи базируется на идеях активного взаимодействия ребенка с окружающими его предметами и людьми. При этом игровая деятельность способствует развитию речи, формированию коммуникативных навыков и активизации мыслительной деятельности.