Образ социолога в общественном сознании.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социология общая
  • 30 30 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 08.05.2014
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение 3
Раздел 1. Методологические основы изучения образа в социологии 5
Раздел 2. Анализ образа социолога 20
Заключение 28
Список литературы 30

Фрагмент для ознакомления

Было предложено назвать качества социолога как идеального работника. Был получен ответ, что идеального работника не бывает, однако некоторые качества можно назвать. Среди названных качеств были трудолюбие, коммуникабельность, умение и желание учиться, готовность решать сложные задачи, высокая степень адаптации к меняющимся условиям. Основными качествами являются три: желание учиться, трудолюбие и общительность. По собственным наблюдениям респондента, именно они просто необходимы любому человеку, если он хочет добиться профессиональных успехов в какой-либо деятельности. «С какими проблемами вы чаще всего сталкиваетесь в процессе вашей профессиональной деятельности».В качестве были названы личностные конфликты персонала, приспособление сотрудников к своим профессиональным обязанностям и удовлетворенность трудом. При этом респондент отметил, что эти проблемы, по сути, разрешить раз и навсегда невозможно. Некий минимальный уровень будет существовать всегда, основная задача в данном случае заключается в том, чтобы этот уровень не превысил определенную черту, за рамками которой они будут оказывать негативное влияние на функционирование организации в целом.Важное качество для социолога, как и для других профессий, удовлетворенность трудом. По крайней мере,это обязательное условия для формирования социолога и приближения его к идеалу. «Что Вы понимаете под термином «удовлетворенность трудом».По мысли респондента, удовлетворенность трудом представляет собой возможность получать радость от собственной работы, самореализоваться в рамках профессиональной деятельности. Данный параметр представляется лично ему крайне важным, так как он прямо влияет на ключевой параметр производительности труда.«Что влияет на удовлетворенность трудом социолога».Респондент считает, что удовлетворенность трудом влияет на целый комплекс параметров, которые могут оказаться критически важными для существования организации в целом. К ним относятся производительность труда, как главный параметр, для которого удовлетворенность трудом является основным фактором, уровень и частота конфликтов, текучесть персонала организации, чистота прохождения управленческих решений. Все эти параметры крайне важны для реализации управленческих целей, и для всех них удовлетворенность трудом выступает существенным фактором развития. Очевидно, что респондент придает большое значение изучаемому феномену именно с практической стороны осуществления управленческой деятельности.«Какие существуют способы повышения удовлетворенности трудом».Респондент в качестве методов повышения удовлетворенности трудом назвал известные методы мотивирование персонала. На первое место он поставил уровень материального вознаграждения. При этом было отмечено, что рост денежных доходов далеко не является универсальным методом повышение мотивов к работе и удовлетворенности трудом. Данные методы работают только до определенного уровня и краткосрочны по свои последствиям. Отмечается такой феномен: изначально повышение оплаты сказывается положительно на мотивации, но потом оно начинает восприниматься как должное и сотрудник начинает работать хуже. По этой причине обязательно необходимо совмещать материальное стимулирование с социальными потребностями в общении, уважении, престиже. По мнению респондента, подчас простое уважительно отношение к сотрудникам и внимательность к их пожеланиям способны сделать гораздо больше для повышения удовлетворенности трудом, чем выдача разовой премии, пусть и приличного размера.«Можно ли сказать, что у преподавателей удовлетворенность трудом ниже, чем у других профессий»».Респондент отметил, что такой сферы нет, так как все зависит от самих условий труда и возможности реализации собственных потребностей человека. Иными словами, сантехник может получать большее удовлетворение от собственной работы, чем какой-нибудь менеджер известной фирмы. Теоретически вполне представима ситуация, в рамках которой могут быть созданы условия, когда не будет сфер деятельности с низкой удовлетворенностью трудом. «Как бы вы оценили развитие удовлетворенности трудом преподавателей: она растет или падает».По мнению респондента, удовлетворенность трудом падает. Он отмечает, что с каждым годом становится все труднее заинтересовать людей их профессиональными обязанностями. Абсолютное большинство людей работает исключительно по материальному «принуждению». Не сомнений в том, что в условиях растущей конкуренции удовлетворенность трудом будет только падать, и придется изобретать все большее количество методов для контролирования ситуации. Прогноз респондента достаточно пессимистичен: в будущем неудовлетворенность трудом, если условия не поменяются, будет расти, возможно, она достигнет некоторых критических величин, которые приведут к радикальному изменению действующей организационной культуры. «Каково значение субъективных факторов в развитии удовлетворенности труда».Респондент отметил, что значения собственных представлений работника о его трудовой деятельности и обязанностях, а также его предпочтения и особенности личности весьма важны. Эту индивидуальную специфику следует всегда учитывать при осуществлении управленческой деятельности в сфере удовлетворенности трудом. Однако организационная среда создает окончательные условия реализации индивидуальных предпочтений. В рамках неудачной кадровой политики можно создать такие условия, что даже самый мотивированный человек потеряет всякий интерес к процессу, и удовлетворенность трудом будет закономерно падать.Респондент отметил, что на влияние образа социолога в настоящее время существенное влияние оказывают СМИ, которые часто искажают этот образ, делает его мало престижным. По мысли респондента, телевидение на сегодняшний день является основным и главным источником информации не только в России, но и по всему миру. По данным многочисленных социологических исследования именно из телевидения люди получают основную информацию по окружающему миру. В плане получения новостной информации телевидению вообще нет равных, большинство людей именно из телевидения получают новости различного плана. Стоит добавить, что телевидение полностью доминирует в области получения новостей о социально-политической сфере, которая играет принципиально важную роль в общественной системе. В этом смысле можно сказать, что телевидение во многом определяет отношение человека к обществу и само общественное настроение.Телевидение сегодня рассматривается как одна из базовых форм досуга, развлечения. У шоу-программ и различного рода развлекательных передач огромная аудитория. В сетке вещания каждого телеканала именно развлекательный компонент занимает изрядную долю эфирного времени, а некоторые каналы, например, «ТНТ» вообще четко ориентированы исключительно на развлечение. При этом стоит помнить, что телевидение является самым доступным способом развлечения как в плане физического доступа (телевизор есть фактически в каждом доме, не надо куда-то ехать), так и в финансовом смысле тоже. Все это обуславливает тот факт, что именно телевидение является сегодня самым востребованным способом развлечения и досуга, практически каждая современная российская семья уделяет определенную долю своего свободного времени, чтобы посмотреть какую-либо телепередачу.Значение и популярность телевидения определяется тем, что оно делает доступным такие события, которые без него стали бы для большинства недостижимыми. К примеру, это в полной мере касается спортивных мероприятий. Следует полагать, что без телевидения популярность спорта и вообще социальный феномен спорта как таковой просто бы не существовали. Причиной тому была бы элементарная недоступность большинства спортивных мероприятий для огромной массы людей из-за расстояния и материальных причин. Сегодня же посмотреть футбольный матч по телевизору является банальным делом.Телевидение сегодня является фактором общения, фактором групповой интеграции, в этом его основная социальная роль. Именно телевизионные передачи различной тематики выступают весьма часто главной темой беседы. Информацию по самым популярным темам общения, таким как погода, политика спорт и другие, люди также в массе своей берут из телевизионных передач.По мысли респондента, все эти факторы говорят об огромном значении телевидения, но совершенно искажают образ социолога. Так как телевизионная пропаганда создает негативный образ социолога. Наиболее очевидным негативным фактором выступает возможность масштабного манипулирования сознанием со стороны тех, кто контролирует телевидение. В подавляющем большинстве случаев таким контроллером выступают либо государство, либо крупные коммерческие структуры. Применительно к российской реальности будет справедливее говорить о государстве как основном руководителе современного телевидения. Опасность манипулирования понятна, так как телевидение позволяет накрыть невиданный до этого момента социальный масштаб, и, по сути, «дурить голову» практически всему обществу.Доступность телевидения, о которой говорилось выше, делает безальтернативными другие источники информации и развлечения. Уже многие исследователи говорят о феномене так называемого телевизионного зомбирования, когда людей просто ничего больше не интересует, кроме каких-либо передач по ТВ. Не говоря уже о том, что такое положение дел обедняет духовную жизнь самого человека и существенно нивелирует качественное разнообразие других его форм труда и досуга, оно негативно сказывается на развитии общения и социального взаимодействия в целом.Отметим, что хотя респондент и не был последователен в своих ответах, тем не менее, полученная информация дает представление о современном видении образа идеального социолога теми, кто имеет непосредственное отношение к данной профессии.ЗаключениеВ настоящее время в рамках социологической науки нет однозначного понимания проблемы образа. При этом под конкретным образом для изучения часто понимаются довольно широкий спектр явлений, начиная от образов социальных институтов и заканчивая образом конкретных индивидов. Однако на волне развития качественной методологии изучение образов все больше становится некой нормой для социологических исследований. Как представляется, именно в определении методологических основ изучения образа и заключается основная трудность данной работы. В данном отношении успешность выступает важным аспектом воздействия на общественное сознании посредством НЛП. Возможности современного НЛП часто рассматриваются как совершенно не лимитированные, способные раз и навсегда решить одну из величайших проблем человечества – проблему общения. Однако прежде чем выдавать НЛП подобные щедрые авансы стоит детально разобраться в самой природе данной методике, на каких посылах и фактах она базируется, что лежит в основе ее развития. В данном случае хотелось бы сказать не о положительных сторонах данного направления психологии, они, по мысли автора, очевидны и общеизвестны, а отметить ряд недостатков, которые сформировались еще на этапе становления НЛП и которые предстоит решать.В холе проведенного исследования мы можем отметить некоторые особенности образа социолога. В массовом сознании современного российского общества профессия социолога пока остается неопределенной и даже относящейся к разряду экзотических. Однако со стороны самих социологов их профессия рассматривается как вполне обычная, причем, обладающая некоторой спецификой, не свойственной иной деятельности. При этом имеют место быть и некоторые негативные стороны, которые связаны в основном с проявлениями административного характера, например, трудовые конфликты. Но в данном случае профессия социолога не отличается от других. Стоит отметить, что существенных изменений образа социолога в ближайшем будущем, видимо, ожидать не стоит. С одной стороны социолог уже прочно занимает свою социальную и профессиональную нишу, имея от общества социальный заказ на свои услуги. При этом социолог пока не является, по крайней мере, в России, символом успеха и престижа, и факторов, способных изменить таковое положение дел, пока не зафиксировано. Таким образом, идеального социолога не бывает, модель, приближенная к нему определяется комплексом трех необходимых черт. При этом, как отмечается, складывание образа идеального социолога зависит от внешних условий: удовлетворенность трудом, влияние СМИ. Список литературыЗемлянова Л.М. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. - М., 1995.Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионных коммуникаций. – М.: УМК «Психология», 2000, 386 сПетровский А.В. История советской психологии. - М., 1967.Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред,, авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. – М.: Просвещение», 1990.Федоров И.А. Имидж как программирование поведения людей. - Рязань, 1997.Федоров И.А.Пролегомены социологии духовных коммуникаций. СПб.: Наука, 2007. – 312 с.Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации. – М.: Гардарики, 2006. – 203 с.Философская Энциклопедия. В 5-х т. – М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова, 1960-1970.Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – М., 1994. – 280 сШульц Д., Шульц С. История современной психологии. – СПб. – 2002.

Список литературы

1. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. - М., 1995.
2. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионных коммуникаций. – М.: УМК «Психология», 2000, 386 с
3. Петровский А.В. История советской психологии. - М., 1967.
4. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред,, авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. – М.: Просвеще¬ние», 1990.
5. Федоров И.А. Имидж как программирование поведения людей. - Рязань, 1997.
6. Федоров И.А. Пролегомены социологии духовных коммуникаций. СПб.: Наука, 2007. – 312 с.
7. Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации. – М.: Гардарики, 2006. – 203 с.
8. Философская Энциклопедия. В 5-х т. – М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова, 1960-1970.
9. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – М., 1994. – 280 с
10. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. – СПб. – 2002.

Вопрос-ответ:

Какие качества должен иметь социолог?

Среди названных качеств были трудолюбие, коммуникабельность, умение и желание учиться, готовность решать сложные задачи, высокая степень адаптации к меняющимся условиям.

Какие основные методы изучения образа социолога?

Основные методы изучения образа социолога включают анализ статистических данных, проведение опросов и интервью, анализ документов и литературы, наблюдения и участие в социальных событиях.

Какой образ социолога существует в общественном сознании?

Образ социолога в общественном сознании может быть различным. Одни видят социолога как ученого, работающего в академической среде, другие связывают его с социальными исследованиями и качествами, такими как аналитическое мышление и умение работать с данными. Есть также люди, которые относятся скептически к социологическим исследованиям и не придают особого значения данной профессии.

Какие преимущества имеет социолог?

Преимущества социолога заключаются в возможности изучать и анализировать социальные явления и процессы, разрабатывать и проводить социологические исследования, работать с интересными и актуальными темами, влиять на принятие решений в обществе, а также в получении новых знаний и осознании своей роли в обществе.

Можно ли считать социолога идеальным работником?

Нет, идеального работника не бывает, в том числе и социолога. Однако, социолог должен обладать определенными качествами, такими как трудолюбие, коммуникабельность, умение и желание учиться, готовность решать сложные задачи, высокая степень адаптации к меняющимся условиям, чтобы успешно выполнять свою работу.

Какие качества должен иметь идеальный социолог?

Идеального работника не бывает, но некоторые качества можно назвать. Среди них: трудолюбие, коммуникабельность, умение и желание учиться, готовность решать сложные задачи и высокая степень адаптации к меняющимся условиям.

Какие основные качества социолога требуются для успешной работы?

Для успешной работы социолог должен обладать трудолюбием, коммуникабельностью, умением и желанием учиться, готовностью решать сложные задачи и высокой степенью адаптации к меняющимся условиям.

Какие качества помогут социологу быть эффективным в своей работе?

Для эффективной работы социологу необходимо обладать трудолюбием, коммуникабельностью, умением и желанием учиться, готовностью решать сложные задачи и высокой степенью адаптации к меняющимся условиям.