Политический портрет палестинского муфтия Хадж Амин Аль Хусейни

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: История Зарубежная
  • 5353 страницы
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 09.07.2014
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Политическая карьера аль-Хусейни до второй мировой войны 6
1.1 Начало карьеры аль-Хусейни 6
1.2 Арабское восстание 1936-1939 гг. 11
Глава 2. Деятельность аль-Хусейни во время и после второй мировой войны 18
2.1 Нацистские связи аль-Хусейни 18
2.2 Борьба аль-Хусейни с евреями в послевоенные годы 43
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 53
Приложение 57
Фрагмент для ознакомления

Хадж Амин аль-Хусейни должен был попасть на Нюрнбергский процесс, в результате которого ему бы вынесли очень суровый приговор, в результате которого муфтий бы был лишен своего поста и больше не мог бы работать в политике. На тот момент было собрано большое количество доказательств его вины, большая часть из которых была предоставлена его служанкой (она была специально подослана Европейским агентством для слежки).
Однако подсудимым Нюрнбергского процесса Хадж Амин так и не стал. Франция использовала аль-Хусейни в своей политике против Великобритании, так как они были очень расстроены тем, что были вынуждены покинуть Сирию и Ливан под давлением англичан. В итоге французы не выдали Хадж Амина, сообщив ему, что де Голль «с пониманием относится к его делу» .
Великобритания, опасавшаяся волнений мусульман в своих колониях, тоже не предпринимала никаких действий, хотя и высказывали добродетельные заявления.
Кроме того, отметим, что когда министр иностранных дел Франции Леон Блюм находился с визитом в США, где ему было заявлено со стороны представителей сионизма – укрывательство военного преступника от суда является серьезной проблемой, которая приведет к потере французским государством американской экономической помощи. Сам Л. Блюм был согласен с сионистскими лидерами, однако глава правительства Франции Ж. Бидо остался на своем. Аль-Хусейни аккуратно дали знать, что было бы лучше, если он тихонько скроется.
Поэтому 29 мая 1946 года аль-Хусейни переоделся (сбрил бороду, одел строгий гражданский костюм, ему сделали поддельный паспорт гражданина Сирии) и переправился на самолете в Каир (Египет). Штаб-квартира муфтия в Иерусалиме получила телеграмму спустя 4 дня, в ней говорилось, что «папа вернулся».
С этого дня бескомпромиссный фанатик снова захватил в свои руки власть над арабами Палестины. Молодые, образованные, широко мыслящие арабские интеллигенты, которых англичане надеялись сделать просвещенными лидерами палестинского народа, стали пугливо озираться по сторонам, не следит ли кто-нибудь за ними, и неожиданно начали находить у муфтия массу всяческих достоинств, которых раньше они почему-то не замечали.
В 1946 году он бежал и поселился в Каире и оттуда, а затем из Багдада и Дамаска руководил борьбой палестинских арабов против евреев. После поражения арабов в 1948 г. Хусейни сформировал в Газе (занятой египетскими войсками) «всепалестинское правительство», однако оно не имело никакой реальной власти и вскоре было распущено. В дальнейшем аль-Хусейни жил в Каире и Бейруте, занимаясь политической деятельностью панисламистского характера. Аль-Хусейни был убежденным противником Хашимитской династии, в особенности иорданского короля Абдаллаха ибн Хусейна, который был убит в 1951 г. в Иерусалиме одним из приверженцев Хусейни.
29 ноября 1947 года, сидя в номере ливанского курорта Алей, Хадж Амин внимательно следил за каждым словом дискуссии на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Наутро после голосования, когда была принята резолюция No.181 о разделе Палестины на арабское и еврейское государства, он позвонил по телефону в Иерусалим и приказал начать первую стадию той борьбы, которую во время своего последнего обеда в Берлине поклялся возобновить.
Как и 27 лет назад на заре своей карьеры, он начал битву с того бастиона, который знал лучше всего, - с арабских базаров Иерусалима. Толпы арабов начали собираться там утром 1 декабря. Улица готовилась продемонстрировать ответ аль-Хусейни на решение ООН.
Тем же утром пронесся слух, что у Яффских ворот евреи изнасиловали двух арабских девушек. Толпа росла, вбирая в себя все новых и новых людей - рабочих, бродяг, феллахов, торговцев, школьников, плачущих женщин. Все они хлынули в еврейские кварталы...
В течение недели в декабре 1947 года каждый вечер на улице Каср-эль-Нил, главной магистрали египетской столицы, собирались толпы людей. Они приходили сюда для того, чтобы поглазеть на огни дворца, в котором размещалось министерство иностранных дел. Там совещались восемь разгневанных мужчин. Семеро из них были премьер-министрами или министрами иностранных дел государств, входивших в Арабскую лигу - Египта, Ирака, Саудовской Аравии, Сирии, Йемена, Ливана и Трансиордании. Восьмой был генеральным секретарем этой организации.
За людьми, собравшимися во дворце, стояла внушительная сила. Под их властью было население общей численностью в 45 миллионов человек - в 30 раз превышавшее население Палестины. В распоряжении этих людей имелось пять регулярных армий, три из которых (иракская, египетская и трансиорданская) считались достаточно боеспособными.
В ходе переговоров обнаружилось то, что и так было им всем хорошо известно. Между публичными заявлениями и личными убеждениями этих лидеров была дистанция огромного размера. Что бы они ни собирались предпринять в Палестине, это могло быть сделано отнюдь не ради помощи палестинским братьям. Тем не менее, участники совещания приняли резолюцию, в которой, в частности говорилось: «Арабская лига преисполнена решимости не допустить создания еврейского государства в Палестине и сохранять Палестину в качестве единого и независимого государства».
Надо сказать, что над всей дискуссией незримо витала тень мягкоголосого рыжебородого человека, давно уже игравшего одну из главных ролей в палестинской трагедии, - Хадж Амина аль-Хусейни. Он устроил свой штаб на окраине Каира, откуда пристально следил за ходом конференции. Все арабские лидеры, собравшиеся на улице Каср-эль-Нил, в глубокой тайне поодиночке посетили муфтия в его укромном убежище. Он принимал их под огромной фотографией Иерусалима и пытался склонить к тому решению, которое устраивало его самого.
Аль-Хусейни вовсе не хотел, чтобы в Палестину вторглись арабские армии. Они понимал, что армии приходят, чтобы захватить власть, а у него не было ни малейшего намерения делиться с кем бы то ни было своей властью в Палестине. И в последнюю очередь он согласился бы видеть в Палестине своих соперников, командовавших армиями Ирака и Трансиордании. Цель муфтия заключалась в том, чтобы создать свою собственную армию, которая могла бы разбить евреев без помощи извне.
Резолюция, принятая участниками совещания, вполне устраивало Хадж Амина. Теперь оставалось получить контроль над всеми деньгами и добровольцами, обещанными Арабской лигой, и поставить войска под свое командование. Чтобы доказать обоснованность своих претензий на руководство страной, муфтий немедленно послал в Палестину в качестве главнокомандующего своего двоюродного брата Абдула Кадера Хусейни.
Через несколько дней Хадж Амин покинул Каир. Он уезжал с твердым намерением выполнить клятву, впервые произнесенную одним из его приверженцев и ставшую основным лозунгом муфтия, - «Сбросить евреев в море!».
Со времени конференции Арабской лиги в Каире в декабре 1947 года хадж Амин настаивал, чтобы все оружие и деньги, собранные лигой, были предоставлены в его распоряжение. В начале февраля 1948 года он приехал в Дамаск, в штаб иракского генерала Исмаила Сафуата. Тот был назначен главнокомандующим арабскими вооруженными силами, которым предстояло вторгнуться в Палестину.
В Дамаске муфтию предстояло решить две задачи. Во-первых, он хотел преобразовать Арабский верховный комитет Иерусалима в палестинское Временное правительство, которое собирался противопоставить Еврейскому агентству. Во-вторых, он намеревался настоять на отмене принятого в Каире решения о создании добровольческой Освободительной армии.
Эта армия, набранная из добровольцев арабских стран, руководимая из Сирии, должна была начать в Палестине партизанскую войну еще до ухода британских войск. Если же не удастся помешать формированию этой армии, хадж Амин надеялся, по крайней мере, провести на пост главнокомандующего кого-нибудь из своих ставленников.
Однако муфтий добился немногого. Исмаил Сафуат обвинил его в растратах, хищении оружия, кумовстве и назначениях на ответственные посты ни на что не пригодных людей. На одной из встреч генерал кричал, что приспешники муфтия присвоили деньги и оружие, достаточные для того, чтобы в одной только Хайфе содержать две тысячи бойцов, тогда как на самом деле там действует всего каких-нибудь две сотни человек.
Единомышленники и соратники муфтия понимали, что в дни, когда общественное мнение, потрясенное нацистскими зверствами, повсеместно поддерживает сионистов, борьба палестинских арабов вряд ли привлечет к себе симпатии народов мира. Тем более, что эту борьбу возглавляет человек, сотрудничавший с Гитлером. Враги муфтия в Арабской лиге не желали, чтобы в его руках оказалось слишком много оружия.
Британское правительство не сомневалось, что приемлемое решение палестинского вопроса можно будет найти только в том случае, если им займутся более ответственные правители арабских государств, чем такой скомпрометированный человек, как аль-Хусейни. Англичане дали понять генеральному секретарю Арабской лиги Аззаму Паше и сирийскому премьер-министру Джамилю Мардаму, что они будут против Освободительной армии, если та окажется под контролем муфтия, но займут более примирительную позицию, если этой армией будет командовать кто-нибудь другой.
Столкнувшись со столь серьезной оппозицией, Хадж Амин почувствовал, что его планам угрожает серьезная опасность. Вдобавок король Иордании Абдалла вообще не желал руководимого муфтием правительства. Однако самым тяжелым ударом для муфтия явилось назначение на пост главнокомандующего Освободительной армией ливанца Фаузи Каукиджи - как за прошлые боевые заслуги, так и в противовес муфтию.
11 мая 1948 года в 6 часов вечера премьер-министр Египта Нукраши Паша поднялся со своего места перед трибуной для ораторов в круглом зале заседаний египетского парламента и оглядел сидевших перед ним депутатов. Негромким голосом он попросил членов парламента дать свое согласие на объявление войны еще не родившемуся еврейскому государству.
В это же время после двухдневных дебатов в военном совете Арабской лиги иорданскому монарху Абдалле удалось провалить план, на котором настаивал иерусалимский муфтий - план провозглашения в Палестине арабского государства, правительством которого стал бы иерусалимский Верховный арабский комитет.
Озлобленный аль-Хусейни послал своему благодетелю египетскому королю Фаруку поздравительную телеграмму по случаю вступления Египта в войну и отправил тайного эмиссара в штаб королевской армии в Эль-Арише. Он надеялся убедить египетское командование двинуть армию не на Тель-Авив, а на Иерусалим. Хадж Амин жаждал поскорее вернуться в город, где он номинально числился великим муфтием. Он отлично понимал, что если Святой город будет захвачен королем Абдаллой, то его шансы снова водвориться в мечети Аль-Акса будут так же ничтожны, как и в том случае, если Иерусалим окажется в руках евреев.
Чем закончилась первая арабо-израильская война, начавшаяся сразу после провозглашения в ночь на 15 мая 1948 года государства Израиль, известно. Арабские войска терпели поражение на всех фронтах.
Великий иерусалимский муфтий Хадж Амин аль-Хусейни прожил остаток жизни под Бейрутом. До конца своих дней он ненавидел евреев и англичан. Он умер в Бейруте 4 июля 1974 года.

Заключение

На основе проведенного анализа можно сформулировать следующие выводы.
Значение фигуры Хадж Амина аль-Хусейни в мировой истории нельзя недооценивать, он сыграл важную роль как в арабском восстании 1936-1939 годов, в связях нацистской Германии с мусульманами во время второй мировой войны. В целом, его борьба с евреями имела сокрушительные последствия для последних.
В данном исследовании анализировались все периоды политической карьеры аль-Хусейни, начиная с начального периода, когда он занял пост муфтия Иерусалима, заканчивая его бегством в Египет.
Началом политической карьеры Хадж Амин аль-Хусейни можно назвать получение им поста муфтия Иерусалима в 1921 году. Хотя немаловажным этапом его карьеры стало организация в 1920 году беспорядков в Иерусалиме, направленных против евреев. За это он был даже приговорен Великобританией к тюрьме на срок 10 лет.
Еврейские погромы 1929 года также прошли при активном участии аль-Хусейни.
В 1931 году состоялась Всемирная исламская конференция, на которой муфтий был избран председателем. Можно назвать большой заслугой аль-Хусейни тот факт, что в лице мусульман Иерусалим стал главным религиозным центром.
Аль-Хусейни поставил для себя цель бороться с сионистской оккупацией. Именно поэтому он решил, что его задачи сходятся с задачами нацисткой Германии и Гитлера, в лице которых он видел своих помощников. Хадж Амин осознавал, что найти общий язык с Великобританией ему не удастся. Кром того, англичане оказывали поддержку евреям в создании их собственного государства. Кроме того, Аль-Хусейни был абсолютно убежден, что Германия сможет выиграть войну, которую она развязала. Его также подкупало, что нацисты называли его лидером арабов, что льстило его самолюбию.
После окончания второй мировой войны аль-Хусейни смог избежать Нюрнбергского трибунала, сбежав в Египет, откуда он все равно продолжал свои антисионистскую деятельность.
Несмотря на то, что доказательств виновности Амина аль-Хусейни во многих преступлениях было достаточно, осудить его так и не смогли, он до самой смерти жил в достойных условиях и умер в 1974 году.
Список использованных источников и литературы

Абу Рабиа Камель. Муфтий Иерусалима Амин аль-Хусейни и арабо-германские отношения накануне и в годы Второй мировой войны. Автореферате диссертации на соискание степени к.и.н. СПб., 2012. 25 c.
Демьяненко А.П. Крушение экспансионистских планов германского империализма в отношении арабских стран 1941-1943 // Актуальные проблемы современного востоковедения. История. Экономика. Сборник. М., 1974. С. 92-110.
Капитонов К. Муфтий служивший нацистам // «Люди. Peoples.ru» // URL: http://www.peoples.ru/state/priest/husseini/index.html
Климентов В.П. Переворот 1 апреля в Ираке и Тридцатидневная война // Восток. 2001. №3. C. 49-53.
Левин И. Подготовка войны на арабском востоке. М., 1937. 76 c.
Минаев В. Подрывная деятельность германского фашизма на Ближнем Востоке. М., 1942. 52 c.
Мирский И. Ирак в смутное время. 1930-1941 гг. М., 1961. 184 c.
Носенко Т.В. Иерусалим: три религии – три мира // Электронная библиотека «ЛитМир» // URL: http://www.litmir.net/br/?b=122290&p=80
Романько О.В. Мусульманские легионы во Второй мировой войне. М.: АСТ, 2004. 320 c.
Романько О.В. Мусульманские формирования из граждан СССР в германской армии, 1941-1945 гг. // Культура народов Причерноморья. 1999. №6. C. 203-210.
Румянцев Ф.Я. Тайная война на Ближнем и Среднем Востоке. М.: Международные отношения, 1972. 136 с.
Шерстюков С.А. Британо-иракская война 1941 г. и позиция нацисткой Германии // Известия Алтайского государственного университета. 2011. №4/2 (72). С. 215-219.
Hirszowicz L. The Third Reich and the Arab East. London, 1966. 603 p.
Khalidi R. The Formation of Palestinian Identity: The Critical Years, 1917-1923 // Jankowski J., Gershoni I. (eds.) Rethinking Nationalism in the Arab Middle East. Columbia University Press, 1997. Р. 145-176.
Laqueur W.,Rubin B.M. The Israel-Arab Reader: A Documentary History of the Middle East Conflict. Penguin Books 6th Rev edition, 2001. 234 р.
Lepre G. Himmler’s Bosnian Division; The Waffen-SS Handschar Division 1943—1945. Algen: Shiffer, 1997. 199 р.
Levenberg H. Military Preparations of the Arab Community in Palestine: 1945-1948. London: Routledge, 1993. 264 р.
Lewis B. Semites and Anti-Semites: An Inquiry into Conflict and Prejudice. W.W. Norton & Company, 1999. 259 p.
Lewis B. The Jews of Islam. Princeton University Press, Princeton, 1984. 245 р.
Lewis B. The Middle East: A Brief History of the Last 2,000 Years. New York: Scribner, 1995. 448 р.
Mallmann K.M., Cüppers M. Deutsche - Juden - Völkermord. Der Holocaust als Geschichte und Gegenwart (Germans, Jews, Genocide - The Holocaust as History and Present). Wissenschaftliche Buchgesellschaft Darmstadt, 2006. 371 s.
Manji I. The Trouble with Islam Today. St. Martin’s Griffin, 2005. 240 р.
Mattar P. Al-Husayni and Iraq’s quest for independence, 1939-1941 // Arab Studies Quarterly. 1984. 6,4. P. 267-281.
Mattar Ph. The Mufti of Jerusalem: Al-Hajj Amin Al-Husayni and the Palestinian National Movement. Columbia University Press, 1992. 191 p.
Meinertzhagen R. Middle East diary. 1937-1956. London, 1959. 376 p.
Morse Ch. The Nazi Connection to Islamic Terrorism: Adolf Hitler and Haj Amin Al-Husseini. iUniverse, 2003. 186 p.
Moshe Pearlman. Mufti of Jerusalem: The Story of Haj Amin el Husseini. V Gollancz, 1947. 91 p.
Nicosia R. The Third Reich and the Palestine Question. Austin: The University of Texas Press, 1985. 319 p.
Nicosia, Francis R. The Third Reich and the Palestine Question, Transaction Publishers, 2007. 226 р.
Pappé,Ilan. The Making of the Arab-Israeli Conflict, 1947-1951. I.B.Tauris, 1994. 336 p.
Parfrey, Adam. (ed.) Extreme Islam: Anti-American Propaganda of Muslim Fundamentalism, Last Gasp, 2002. 328 р.
Political diaries of the Arab World: Palestine and Jordan. 1920-1965. Ed. by R. Jarman. Cambridge University Press, 2001. 10 volumes. 7860 p.
Rees P. Biographical Dictionary of the Extreme Right Since 1890. Macmillan Library Reference, 1991. 199 р.
Robinson, G.E. Building a Palestinian State: The Incomplete Revolution. Indiana University Press, 1997. 248 р.
Sachar, Howard M. A History of Israel: From the Rise of Zionism to Our Time, 2nd ed., revised and updated. New York: Alfred A. Knopf, 2006. 1270 р.
Sachar, Howard. Aliyah: The People of Israel. World Publishing Company, 1961. 475 р.
Sayigh, Yezid Armed Struggle and the Search for State: The Palestinian National Movement, 1949-1993. Oxford: Oxford University Press, 2000. 692 р.
Schechtman, Joseph B. The Mufti and the Fuehrer: The rise and fall of Haj Amin el-Husseini, T. Yoseloff, 1965. 336 р.
Schlor J. Tel Aviv: From Dream to City. Reaktion Books, 1999. 352 р.
Scholch, A. The Demographic Development of Palestine 1850-1882 // International Journal of Middle East Studies, XII, 4, November 1985, pp. 485–505.
Schwanitz W. A Mosaic on the Mufti‘s Islam // Jewish Political Studies Review. 2009. May. Article 21.
Segev T. One Palestine, Complete: Jews and Arabs Under the British Mandate. Trans. Haim Watzman. New York: Henry Holt and Company, 2001. 512 р.
Shahin, Mariam Palestine: A Guide. Interlink, 2005. 500 р.
Shlaim, Avi. Israel and the Arab Coalition // Eugene Rogan and Avi Shlaim (eds.). The War for Palestine. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. Р. 79-103.
Stillman, Norman. Jews of the Arab World between European Colonialism, Zionism, and Arab Nationalism // Judaism and Islam: Boundaries, Communications, and Interaction: Essays in Honor of William M. Brinner. Benjamin H. Hary, William M. Brinner, John Lewis Hayeseds, eds. Brill, 2000. Р. 123-138.
Taggar, Yehuda. The Mufti of Jerusalem and Palestine Arab Politics, 1930-1937. Garland Pub, 1987. 427 p.
van Paassen, Pierre Days of our Years. Hillman-Curl, Inc., 1939, LC 39027058. Pp. 363–373.
Wanner J. Amin al-Husayni and Germany‘s Arab Policy in the Period 1939-1945 // Archiv Orientalni. Vol. 54. P. 226-245.
Zertal, Idith. Israel’s Holocaust and the Politics of Nationhood. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. 256 р.
Приложение



Рис. 1. Хаддж Аминаль-Хусейни во время встречи с А. Гитлером

Рис. 2. Великий муфтий Иерусалима Хадж Амин аль-Хусейни

Рис. 3. Смотр мусульманской дивизии СС
Political diaries of the Arab World: Palestine and Jordan. 1920-1965. Ed. by R. Jarman. Cambridge University Press, 2001. 10 volumes. 7860 p.
Абу Рабиа Камель. Муфтий Иерусалима Амин аль-Хусейни и арабо-германские отношения накануне и в годы Второй мировой войны. Автореферат диссертации на соискание степени к.и.н. СПб., 2012. 25 с.
Mattar Ph. The Mufti of Jerusalem: Al-Hajj Amin Al-Husayni and the Palestinian National Movement. Columbia University Press, 1992. 191 р.
Капитонов К. Муфтий служивший нацистам // «Люди. Peoples.ru» // URL: http://www.peoples.ru/state/priest/husseini/index.html
Mattar Ph. The Mufti of Jerusalem: Al-Hajj Amin Al-Husayni and the Palestinian National Movement. Columbia University Press, 1992.P. 54.
Абу Рабиа Камель. Муфтий Иерусалима Амин аль-Хусейни и арабо-германские отношения накануне и в годы Второй мировой войны. Автореферат диссертации на соискание степени к.и.н. СПб., 2012. C. 13.
Mattar Ph. The Mufti of Jerusalem: Al-Hajj Amin Al-Husayni and the Palestinian National Movement. Columbia University Press, 1992. P. 61.
Носенко Т.В. Иерусалим: три религии – три мира // Электронная библиотека «ЛитМир» // URL: http://www.litmir.net/br/?b=122290&p=80
Moshe Pearlman. Mufti of Jerusalem: The Story of Haj Amin el Husseini. V Gollancz, 1947. P. 39.
Mattar Ph. The Mufti of Jerusalem: Al-Hajj Amin Al-Husayni and the Palestinian National Movement. Columbia University Press, 1992. P. 62.
Исламский конгресс - международная неправительственная организация, созданная в 1926 г. для развития сотрудничества между мусульманскими общинами всего мира в области политики, экономики, религии, образования и культуры. Идея сплочения мусульманского мира зародилась после первой мировой войны. Верховный муфтий Иерусалима аль-Хусейни сыграл важную роль в создании организации. После второй мировой войны центр исламского движения переместился в новообразованное мусульманское государство Пакистан.
Taggar Y. The Mufti of Jerusalem and Palestine Arab politics, 1930-1937. New York, 1986. P. 162.
Там же.
Political diaries of the Arab World: Palestine and Jordan. 1920-1965. Ed. by R. Jarman. Cambridge University Press, 2001.Vol. 3. P. 234.
Там же.
Taggar Y. The Mufti of Jerusalem and Palestine Arab politics, 1930-1937. New York, 1986. P. 170.
Mattar Ph. The Mufti of Jerusalem: Al-Hajj Amin Al-Husayni and the Palestinian National Movement. Columbia University Press, 1992.P. 73.
Mattar Ph. The Mufti of Jerusalem: Al-Hajj Amin Al-Husayni and the Palestinian National Movement. Columbia University Press, 1992.P. 74.
Political diaries of the Arab World: Palestine and Jordan. 1920-1965. Ed. by R. Jarman. Cambridge University Press, 2001. Vol. 3. P. 248.
Там же.
Political diaries of the Arab World: Palestine and Jordan. 1920-1965. Ed. by R. Jarman. Cambridge University Press, 2001. Vol. 3. P. 252.
Mattar Ph. The Mufti of Jerusalem: Al-Hajj Amin Al-Husayni and the Palestinian National Movement. Columbia University Press, 1992.P. 78.
Taggar Y. The Mufti of Jerusalem and Palestine Arab politics, 1930-1937. New York, 1986. P. 182.
Political diaries of the Arab World: Palestine and Jordan. 1920-1965. Ed. by R. Jarman. Cambridge University Press, 2001. Vol. 3. P. 260.
Taggar Y. The Mufti.of Jerusalem and Palestine Arab politics, 1930-1937. New York, 1986. P. 183.
Morse Ch. The Nazi Connection to Islamic Terrorism: Adolf Hitler and Haj Amin Al-Husseini. iUniverse, 2003. P. 109.
Political diaries of the Arab World: Palestine and Jordan. 1920-1965. Ed. by R. Jarman. Cambridge University Press, 2001.Vol. 5. P. 401.
Mattar P. Al-Husayni and Iraq’s quest for independence, 1939-1941 // Arab Studies Quarterly. 1984. 6,4. P. 267-281.
Mattar P. Al-Husayni and Iraq’s quest for independence, 1939-1941 // Arab Studies Quarterly. 1984. 6,4. P. 267-281.
Political diaries of the Arab World: Palestine and Jordan. 1920-1965. Ed. by R. Jarman. Cambridge University Press, 2001. Vol. 5. P. 403.
Цит. по: Шерстюков С.А. Британо-иракская война 1941 г. и позиция нацисткой Германии // Известия Алтайского государственного университета. 2011. №4/2 (72). С. 215-219.
Климентов В.П. Переворот 1 апреля в Ираке и Тридцатидневная война // Восток. 2001. №3. С. 50.
Цит. по: Шерстюков С.А. Британо-иракская война 1941 г. и позиция нацисткой Германии // Известия Алтайского государственного университета. 2011. №4/2 (72). С. 215-219.
Климентов В.П. Переворот 1 апреля в Ираке и Тридцатидневная война // Восток. 2001. №3. С. 51.
Шерстюков С.А. Британо-иракская война 1941 г. и позиция нацисткой Германии // Известия Алтайского государственного университета. 2011. №4/2 (72). С. 215-219.
Там же.
Романько О.В. Мусульманские легионы во Второй мировой войне. М.: АСТ, 2004. C. 234.
Романько О.В. Мусульманские легионы во Второй мировой войне. М.: АСТ, 2004. C. 234.
Романько О.В. Мусульманские формирования из граждан СССР в германской армии, 1941-1945 гг. // Культура народов Причерноморья. 1999. №6. C. 208.
Nicosia R. The Third Reich and the Palestine Question. Austin: The University of Texas Press, 1985. P. 186.
Hirszowicz L. The Third Reich and the Arab East. London, 1966. P. 451.
Wanner J. Amin al-Husayni and Germany‘s Arab Policy in the Period 1939-1945 // Archiv Orientalni. Vol. 54. P. 226-245.
Романько О.В. Мусульманские легионы во Второй мировой войне. М.: АСТ, 2004. C. 257.
Mattar Ph. The Mufti of Jerusalem: Al-Hajj Amin Al-Husayni and the Palestinian National Movement. Columbia University Press, 1992. P. 154.
Wanner J. Amin al-Husayni and Germany‘s Arab Policy in the Period 1939-1945 // Archiv Orientalni. Vol. 54. P. 226-245.
Mattar Ph. The Mufti of Jerusalem: Al-Hajj Amin Al-Husayni and the Palestinian National Movement. Columbia University Press, 1992. P. 155.
Wanner J. Amin al-Husayni and Germany‘s Arab Policy in the Period 1939-1945 // Archiv Orientalni. Vol. 54. P. 226-245.
Morse Ch. The Nazi Connection to Islamic Terrorism: Adolf Hitler and Haj Amin Al-Husseini. iUniverse, 2003. P. 126.
Cooper С. Forgotten Palestinian – The Nazi Mufti // American Zionist. 1978. 68/4, March-April. P. 24.
Там же.
Цит. по: Романько О.В. Арабы в германских вооруженных силах, 1941-1943 гг.: политический и военный аспекты вопроса // Культура народов Причерноморья. 1999. №8. C. 210.
Morse Ch. The Nazi Connection to Islamic Terrorism: Adolf Hitler and Haj Amin Al-Husseini. iUniverse, 2003. P. 128.
Wanner J. Amin al-Husayni and Germany‘s Arab Policy in the Period 1939-1945 // Archiv Orientalni. Vol. 54. P. 226-245.
Романько О.В. Арабы в германских вооруженных силах, 1941-1943 гг.: политический и военный аспекты вопроса // Культура народов Причерноморья. 1999. №8. C.209.
Романько О.В. Мусульманские легионы во Второй мировой войне. М.: АСТ, 2004. C. 262.
Morse Ch. The Nazi Connection to Islamic Terrorism: Adolf Hitler and Haj Amin Al-Husseini. iUniverse, 2003. P. 134.
Романько О.В. Арабы в германских вооруженных силах, 1941-1943 гг.: политический и военный аспекты вопроса // Культура народов Причерноморья. 1999. №8. C. 209.
Mattar Ph. The Mufti of Jerusalem: Al-Hajj Amin Al-Husayni and the Palestinian National Movement. Columbia University Press, 1992. P. 162.
Meinertzhagen R. Middle East diary. 1937-1956. London, 1959. P. 301.
Mattar Ph. The Mufti of Jerusalem: Al-Hajj Amin Al-Husayni and the Palestinian National Movement. Columbia University Press, 1992.P. 164.
Там же.
Lewis B. Semites and Anti-Semites: An Inquiry into Conflict and Prejudice. W.W. Norton & Company, 1999. P. 187.
Schwanitz W. A Mosaic on the Mufti‘s Islam // Jewish Political Studies Review. 2009. May. Article 21.
Mattar Ph. The Mufti of Jerusalem: Al-Hajj Amin Al-Husayni and the Palestinian National Movement. Columbia University Press, 1992. P. 165.
Mattar Ph. The Mufti of Jerusalem: Al-Hajj Amin Al-Husayni and the Palestinian National Movement. Columbia University Press, 1992. P. 166.
Там же.
Mattar Ph. The Mufti of Jerusalem: Al-Hajj Amin Al-Husayni and the Palestinian National Movement. Columbia University Press, 1992. P. 166.
Pappé,Ilan. The Making of the Arab-Israeli Conflict, 1947-1951. I.B.Tauris, 1994. P. 330.









2

Список использованных источников и литературы

1. Абу Рабиа Камель. Муфтий Иерусалима Амин аль-Хусейни и арабо-германские отношения накануне и в годы Второй мировой войны. Автореферате диссертации на соискание степени к.и.н. СПб., 2012. 25 c.
2. Демьяненко А.П. Крушение экспансионистских планов германского империализма в отношении арабских стран 1941-1943 // Актуальные проблемы современного востоковедения. История. Экономика. Сборник. М., 1974. С. 92-110.
3. Капитонов К. Муфтий служивший нацистам // «Люди. Peoples.ru» // URL: http://www.peoples.ru/state/priest/husseini/index.html
4. Климентов В.П. Переворот 1 апреля в Ираке и Тридцатидневная война // Восток. 2001. №3. C. 49-53.
5. Левин И. Подготовка войны на арабском востоке. М., 1937. 76 c.
6. Минаев В. Подрывная деятельность германского фашизма на Ближнем Востоке. М., 1942. 52 c.
7. Мирский И. Ирак в смутное время. 1930-1941 гг. М., 1961. 184 c.
8. Носенко Т.В. Иерусалим: три религии – три мира // Электронная библиотека «ЛитМир» // URL: http://www.litmir.net/br/?b=122290&p=80
9. Романько О.В. Мусульманские легионы во Второй мировой войне. М.: АСТ, 2004. 320 c.
10. Романько О.В. Мусульманские формирования из граждан СССР в германской армии, 1941-1945 гг. // Культура народов Причерноморья. 1999. №6. C. 203-210.
11. Румянцев Ф.Я. Тайная война на Ближнем и Среднем Востоке. М.: Международные отношения, 1972. 136 с.
12. Шерстюков С.А. Британо-иракская война 1941 г. и позиция нацисткой Германии // Известия Алтайского государственного университета. 2011. №4/2 (72). С. 215-219.
13. Hirszowicz L. The Third Reich and the Arab East. London, 1966. 603 p.
14. Khalidi R. The Formation of Palestinian Identity: The Critical Years, 1917-1923 // Jankowski J., Gershoni I. (eds.) Rethinking Nationalism in the Arab Middle East. Columbia University Press, 1997. Р. 145-176.
15. Laqueur W.,Rubin B.M. The Israel-Arab Reader: A Documentary History of the Middle East Conflict. Penguin Books 6th Rev edition, 2001. 234 р.
16. Lepre G. Himmler’s Bosnian Division; The Waffen-SS Handschar Division 1943—1945. Algen: Shiffer, 1997. 199 р.
17. Levenberg H. Military Preparations of the Arab Community in Palestine: 1945-1948. London: Routledge, 1993. 264 р.
18. Lewis B. Semites and Anti-Semites: An Inquiry into Conflict and Prejudice. W.W. Norton & Company, 1999. 259 p.
19. Lewis B. The Jews of Islam. Princeton University Press, Princeton, 1984. 245 р.
20. Lewis B. The Middle East: A Brief History of the Last 2,000 Years. New York: Scribner, 1995. 448 р.
21. Mallmann K.M., Cüppers M. Deutsche - Juden - Völkermord. Der Holocaust als Geschichte und Gegenwart (Germans, Jews, Genocide - The Holocaust as History and Present). Wissenschaftliche Buchgesellschaft Darmstadt, 2006. 371 s.
22. Manji I. The Trouble with Islam Today. St. Martin’s Griffin, 2005. 240 р.
23. Mattar P. Al-Husayni and Iraq’s quest for independence, 1939-1941 // Arab Studies Quarterly. 1984. 6,4. P. 267-281.
24. Mattar Ph. The Mufti of Jerusalem: Al-Hajj Amin Al-Husayni and the Palestinian National Movement. Columbia University Press, 1992. 191 p.
25. Meinertzhagen R. Middle East diary. 1937-1956. London, 1959. 376 p.
26. Morse Ch. The Nazi Connection to Islamic Terrorism: Adolf Hitler and Haj Amin Al-Husseini. iUniverse, 2003. 186 p.
27. Moshe Pearlman. Mufti of Jerusalem: The Story of Haj Amin el Husseini. V Gollancz, 1947. 91 p.
28. Nicosia R. The Third Reich and the Palestine Question. Austin: The University of Texas Press, 1985. 319 p.
29. Nicosia, Francis R. The Third Reich and the Palestine Question, Transaction Publishers, 2007. 226 р.
30. Pappé,Ilan. The Making of the Arab-Israeli Conflict, 1947-1951. I.B.Tauris, 1994. 336 p.
31. Parfrey, Adam. (ed.) Extreme Islam: Anti-American Propaganda of Muslim Fundamentalism, Last Gasp, 2002. 328 р.
32. Political diaries of the Arab World: Palestine and Jordan. 1920-1965. Ed. by R. Jarman. Cambridge University Press, 2001. 10 volumes. 7860 p.
33. Rees P. Biographical Dictionary of the Extreme Right Since 1890. Macmillan Library Reference, 1991. 199 р.
34. Robinson, G.E. Building a Palestinian State: The Incomplete Revolution. Indiana University Press, 1997. 248 р.
35. Sachar, Howard M. A History of Israel: From the Rise of Zionism to Our Time, 2nd ed., revised and updated. New York: Alfred A. Knopf, 2006. 1270 р.
36. Sachar, Howard. Aliyah: The People of Israel. World Publishing Company, 1961. 475 р.
37. Sayigh, Yezid Armed Struggle and the Search for State: The Palestinian National Movement, 1949-1993. Oxford: Oxford University Press, 2000. 692 р.
38. Schechtman, Joseph B. The Mufti and the Fuehrer: The rise and fall of Haj Amin el-Husseini, T. Yoseloff, 1965. 336 р.
39. Schlor J. Tel Aviv: From Dream to City. Reaktion Books, 1999. 352 р.
40. Scholch, A. The Demographic Development of Palestine 1850-1882 // International Journal of Middle East Studies, XII, 4, November 1985, pp. 485–505.
41. Schwanitz W. A Mosaic on the Mufti‘s Islam // Jewish Political Studies Review. 2009. May. Article 21.
42. Segev T. One Palestine, Complete: Jews and Arabs Under the British Mandate. Trans. Haim Watzman. New York: Henry Holt and Company, 2001. 512 р.
43. Shahin, Mariam Palestine: A Guide. Interlink, 2005. 500 р.
44. Shlaim, Avi. Israel and the Arab Coalition // Eugene Rogan and Avi Shlaim (eds.). The War for Palestine. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. Р. 79-103.
45. Stillman, Norman. Jews of the Arab World between European Colonialism, Zionism, and Arab Nationalism // Judaism and Islam: Boundaries, Communications, and Interaction: Essays in Honor of William M. Brinner. Benjamin H. Hary, William M. Brinner, John Lewis Hayeseds, eds. Brill, 2000. Р. 123-138.
46. Taggar, Yehuda. The Mufti of Jerusalem and Palestine Arab Politics, 1930-1937. Garland Pub, 1987. 427 p.
47. van Paassen, Pierre Days of our Years. Hillman-Curl, Inc., 1939, LC 39027058. Pp. 363–373.
48. Wanner J. Amin al-Husayni and Germany‘s Arab Policy in the Period 1939-1945 // Archiv Orientalni. Vol. 54. P. 226-245.
49. Zertal, Idith. Israel’s Holocaust and the Politics of Nationhood. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. 256 р.

Вопрос-ответ:

Какую политическую карьеру сделал Хадж Амин Аль Хусейни до второй мировой войны?

Хадж Амин Аль Хусейни начал свою политическую карьеру, занимая различные религиозные и политические должности в Палестине.

Какие связи имел Хадж Амин Аль Хусейни с нацистами?

Хадж Амин Аль Хусейни поддерживал связи с нацистской Германией и выступал против еврейского населения. Он жил в Берлине во время второй мировой войны и пропагандировал нацистскую идеологию.

Каким образом Хадж Амин Аль Хусейни боролся с евреями после второй мировой войны?

После второй мировой войны Хадж Амин Аль Хусейни продолжал активно выступать против евреев и подстрекать к насилию в Палестине. Он организовывал арабские восстания против еврейского населения и препятствовал их иммиграции.

Где и как Хадж Амин Аль Хусейни жил во время второй мировой войны?

Хадж Амин Аль Хусейни жил в Берлине во время второй мировой войны. Он получал поддержку и помощь от нацистского режима, который использовал его в качестве пропагандиста и агента вражды против евреев и западных союзников.

Какую роль играл Хадж Амин Аль Хусейни в арабском восстании 1936-1939 годов?

Хадж Амин Аль Хусейни был одним из главных организаторов и лидеров арабского восстания 1936-1939 годов. Он активно протестовал против жидовской иммиграции в Палестину и организовывал арабские бойцов для борьбы против евреев и британских колониальных властей.

Кто такой Хадж Амин Аль Хусейни?

Хадж Амин Аль Хусейни был палестинским муфтием, политическим лидером и активистом. Он играл важную роль в истории палестинского национализма и боролся за независимость Палестины.

Какие были основные достижения Аль Хусейни до второй мировой войны?

До второй мировой войны, Аль Хусейни начал свою политическую карьеру и сыграл ключевую роль в арабском восстании 1936-1939 годов. Он также привлек внимание нацистской Германии и установил связи с ними, пытаясь использовать их в борьбе с британской мандатной властью и еврейской иммиграцией в Палестине.

Какие были связи Аль Хусейни с нацистской Германией?

Аль Хусейни установил связи с нацистской Германией и Адольфом Гитлером в попытке получить поддержку для борьбы с британской мандатной властью и евреями в Палестине. Он провел встречи с Гитлером и другими высокопоставленными нацистскими чиновниками, выступал на радио в поддержку нацистской Германии и осуществлял пропагандистскую деятельность с целью создания арабо-немецкого союза.

Чем занимался Аль Хусейни после второй мировой войны?

После второй мировой войны, Аль Хусейни продолжал бороться с еврейской иммиграцией в Палестину и британской мандатной властью. Он играл роль в арабо-израильском конфликте и старался мобилизовать арабские страны против Израиля. Он также был одним из основателей Организации освобождения Палестины (ООП) и продолжал свою политическую деятельность в регионе.

Какие источники использовались при написании статьи?

Для написания статьи использовался ряд источников и литературы, включая документы, исследования и статьи историков, а также биографии и мемуары, связанные с жизнью и деятельностью Хаджа Амин аль Хусейни.