Смысл истории

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 2020 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 08.05.2014
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


1.Формулировка философской проблемы смысла истории 3
2.Решение проблемы смысла истории в истории философии 6
3.Представители философии истории, занимающиеся проблемой смысла истории 9
Заключительная часть 18
Список литературы 20

Фрагмент для ознакомления

Смысл творчества. М., 1989. С. 127).Концепция смысла истории Бердяева тесно связана с пониманием философом проблемы смысла бытия человека.В труде «О назначении человека» Н.А. Бердяевым подробно рассматриваются проблемы, связанные с процессом познания, с этикой, истоков зла и добра, назначения человека и его места в историческом процессе, в различных философских системах, мироощущения человека в целом. Важно заметить, что Бердяев в своих размышлениях опирается на наиболее значительные труды знаменитых философов античности, эпохи Средневековья и последующих исторических эпох. Он последовательно анализирует философские системы и теории Канта, Декарта, Аристотеля, Ницше, Аврелия, и многих других мыслителей.Что касается вопроса познания истины, Н.А. Бердяев отмечает, что человек утратил силу, которая помогает ему в процессе познания бытия, соответственно, ему не осталось ничего, кроме как переключиться на изучение самого процесса познания, так как доступа к подлинным истинам бытия у человека более нет. Согласно концепции Н.А. Бердяева, невозможно прийти к бытию, от бытия возможно изойти. Познание же является актом, посредством которого бытие просветляется, также философ говорит о самопознании бытия. Человек же – это тот сосуд, в котором сокрыта загадка как бытия, так и познания. В философской концепции Бердяева человек предстает как истинная загадка этого мира, причем, через эту загадку лежит путь вбытию, возможно осуществление прорыва к самому бытию. Философ говорит о двойственности и неоднозначности человека как феномена: он же является носителем смысла бытия, и он же совершает грехопадение, а значит и обрекает смысл бытия на поругание. Н.А. Бердяев подробно останавливается на проблеме объективирования в познании. По его мнению, объективирование в познании – это не что иное, как отчуждение между познающим и познаваемым, оно приводит к тому, что познающий и познание перестают быть «чем-то» и стают «о чем-то». Н.А. Бердяевым были выделены три периода истории. Первый является периодом целостного органического пребывания в определенном стабильном историческом строе. В это время наблюдается отсутствие исторического познания, поскольку мысль является статичной, а человеческий ум не воспринимает динамичность объекта исторического познания. Второй период отличается тем, что все начинает двигаться, это движение связано с появлением исторических катаклизмов и катастроф, нарушением ритма целостной жизни, а попытки объяснить исторический процесс приводят к тому, что противопоставляются объект и субъект.Третий период связан с осуществлением возврата к историческому, т.е. к проникновению в тайны бытия истории. В это время происходит осмысление судьбы истории, рассмотрение которой осуществляется через человеческую судьбу, поскольку есть связь между историческими эпохами, человеком, его надеждами. К. Ясперс также подробно занимался вопросом смысла истории. Анализ смысла исторического процесса, по его мнению, связан с пониманием истории как единого целого, а это в свою очередь требует получения ответов на следующие вопросы: «Что есть история?» и «В чем заключается ее единство?». История не представляет собой неосознающую себя природу. По этой причине неправомерно рассматривать ее в качестве природного процесса. История является историей людей, которые наделены сознанием. Они хранят и умножают веками сложившиеся традиции, поскольку без традиций история отсутствует: «Исторический процесс может прерваться, если мы забудем о том, чего мы достигли, или если достигнутое нами на протяжении жизни исчезнет из нашей жизни. Даже почти бессознательная стабильность образа жизни и мышления, сложившаяся в силу привычки и само собой разумеющейся веры, стабильность, которая повседневно формируется всей совокупностью общественных условий и как будто коренится в самых глубинах нашего существования, начинает колебаться как только меняются общественные условия. Тогда повседневность порывает с традицией, утрачивается исторически сложившийся этос, привычные формы жизни распадаются и воцаряется полнейшая неуверенность».Согласно концепции Ясперса, единство является целью смысла истории. Единство возникает в том случае, если люди понимают друг друга, могут осознавать особенности духовного мира друг друга: «Единство вырастает из смысла, к которому движется история, смысла, который придает значение тому, что без него было бы в своей разбросанности ничтожным». Как полагал Ясперс, цель может выступать в качестве скрытого смысла. Прежде всего следует подчеркнуть, что понятие смысла истории возможно применитьтолько к человеческому обществу. В природе отсутствует смысл, поскольку происходящие в ней процессы сама природа не осмысливает. В обществе же действуют те люди, которые наделены сознанием. Человек является единственным разумным существом, действия которого обладают целерациональным характером. Эти действия и образуют историю людей. Поэтому вполне естественно, что человек стремится к осмыслению собственной истории. Заключительная часть Таким образом, существует достаточно много философских концепций смысла истории. Множественность этих концепций связана со сложностью самой проблемы смысла истории. Исторический процесс находится в состоянии непрерывного развития, меняются культурные, социальные условия, а значит, невозможно найти или разработать ту концепцию смысла истории, которая будет носить универсальный характер. В целом, возможно выделение четырех основных позиций в решении вопроса о смысле истории:1) у истории есть объективный смысл, поскольку она представляет собой способ для достижения определенных ценностей (речь идет о свободе, всестороннем развитии человека, его благополучии и т.п.), реализация которых хотя и представляет собой итог исторического развития, но не зависит от планов отдельных людей и их групп, от их понимания истории и от их сознательной деятельности; 2) у истории есть объективный смысл, поскольку она сама по себе обладает ценностью, в каждый из моментов существования. Люди и группы не оказывают влияния на эту ценность. Люди и группы могут либо понимать, либо не понимать смысл и ценность истории; 3) история обладает субъективным смысломв качестве средства достижения идеалов, вырабатываемых самим человечеством и которые оно стремится постепенно воплотить в жизнь в собственной деятельности; 4) история обладает субъективным смыслом, поскольку она позитивно ценна сама по себе, и эта ее ценность придается ей не извне, а людьми, которые живут в истории, делают эту историю. На сегодняшний день, как мы выяснили, наиболее популярной является концепция К. Поппера. Вместе с тем, достаточно самобытны концепции К. Ясперса и Н. Бердяева. Несмотря на то, что все концепции в некоторых моментах противоречат друг другу, они помогают посмотреть на исторический процесс, его смысл с разных позиций, осознать всю сложность и противоречивость, неоднозначность истории. Что касается собственного мнения о решении философской проблемы смысла истории, то наиболее перспективной выглядит концепция К. Ясперса. Скорее всего, детальная разработка данной концепции сможет существенно обогатить наше понимание о смысле истории. Список литературыАвгустин Аврелий // Католическая энциклопедия// http://www.ecat.francis.ru/index.htmlАвгустин Аврелий // Православная энциклопедия. Том I. — М., 2000.Бенин В.Л., Десяткина М.В. Учебное пособие по социальной философии.// http://www.textfighter.org/teology/Philos/Benin/benin_vl_desyatkina_mv_uchebnoe_posobie_po_sotsialnoi_filosofii.phpБердяев Н.А. О назначении человека. (Опыт парадоксальной этики)//Ресурс локального доступаНовая философская энциклопедия: В 4 тт. – М, 2001.Поппер К.Р. Нищета историцизма.//Вопросы философии. 1992. N 4.Розов Н.С. Подход к проблеме смысла истории.// http://www.nsu.ru/filf/rozov/publ/approach.htmЯсперс К. Истоки истории и ее цель. Вып. 2. М., 1991.

Список литературы

1. Августин Аврелий // Католическая энциклопедия// http://www.ecat.francis.ru/index.html
2. Августин Аврелий // Православная энциклопедия. Том I. — М., 2000.
3. Бенин В.Л., Десяткина М.В. Учебное пособие по социальной философии.// http://www.textfighter.org/teology/Philos/Benin/benin_vl_desyatkina_mv_uchebnoe_posobie_po_sotsialnoi_filosofii.php
4. Бердяев Н.А. О назначении человека. (Опыт парадоксальной этики)//Ресурс локального доступа
5. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. – М, 2001.
6. Поппер К.Р. Нищета историцизма.//Вопросы философии. 1992. N 4.
7. Розов Н.С. Подход к проблеме смысла истории.// http://www.nsu.ru/filf/rozov/publ/approach.htm
8. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Вып. 2. М., 1991.





Вопрос-ответ:

Какая философская проблема рассматривается в статье "Смысл истории"?

В статье рассматривается проблема смысла истории.

Какое решение проблемы смысла истории предлагается в истории философии?

В истории философии есть разные подходы к решению проблемы смысла истории.

Кто из философов занимался проблемой смысла истории?

Некоторые из философов, занимавшихся проблемой смысла истории, включают в себя Н.А. Бердяева и других представителей.

На чем основана концепция смысла истории Бердяева?

Концепция смысла истории Бердяева тесно связана с его пониманием проблемы смысла бытия человека, как рассматривается в его труде "О назначении человека".

Какие еще проблемы рассматриваются в статье "Смысл истории"?

В статье также рассматриваются проблемы, связанные с процессом познания и с этикой.

Какая философская проблема рассматривается в статье "Смысл истории 1 Формулировка философской проблемы смысла истории3 2 Решение проблемы смысла истории в истории философии6 3 Представители философии истории занимающиеся проблемой смысла истории9 Заключительная часть18 Список литературы20 Смысл творчества М 1989 С 127 Концепция смысла истории Бердяева тесно связана с пониманием философом проблемы смысла бытия человека В труде О назначении человека Н А Бердяевым подробно рассматриваются проблемы связанные с процессом познания с эти"?

В статье рассматривается философская проблема смысла истории.

Какие проблемы связаны с процессом познания по мнению Н. А. Бердяева?

В труде "О назначении человека" Н. А. Бердяев рассматривает проблемы, связанные с процессом познания.

С чем тесно связана концепция смысла истории Бердяева?

Концепция смысла истории Бердяева тесно связана с пониманием философом проблемы смысла бытия человека.

Какие философы занимаются проблемой смысла истории?

Проблемой смысла истории занимаются представители философии истории.