Исследование стресса жизни у менеджеров в сфере ресторанного бизнеса

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 6767 страниц
  • 58 + 58 источников
  • Добавлена 28.05.2014
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 5
Глава 1.Теоретико методологические основы исследования стресса у менеджеров в сфере ресторанного бизнеса 8
1.1.Исследование стресса в зарубежной и отечественной психологии 8
2.2.Психологичекие характеристики менеджеров ресторанного бизнеса 19
1.3.Методы, методики и этапы исследования стресса жизни менеджеров в сфере ресторанного бизнеса 29
Глава 2. Эмпирическое исследование стресса жизни у менеджеров в сфере ресторанного бизнеса 37
2.1. Индивидуально-психологические особенности менеджеров 37
2.2. Уровень стресса жизни у менеджеров в сфере ресторанного бизнеса 46
2.3. Взаимное влияние индивидуально-психологических особенностей на стресс жизни менеджеров в сфере ресторанного бизнеса 50
2.4. Рекомендации по оптимизации стресса жизни у менеджеров в сфере ресторанного бизнеса 53
Заключение 61
Список литературы 63

Фрагмент для ознакомления

Так, в среднем по группе у менеджеров ресторанного бизнеса выявлены:Средний уровень стресса за год и сейчас;Повышенные уровни ответственности, целеполагания, информационной нагрузки;Повышенный уровень в оценке своего здоровья;Низкий уровень доверия астрологии;Средний уровень соревновательных качеств;Повышенные уровни в изучении отношений с людьми и счастья;Повышенные уровни устойчивости, а также отношения к работе;Низкий уровень значимости приметы о чёрной кошке.Рис.5. Формирование стресса жизни у менеджеровИзучим 2 часть результатов испытуемых по шкалам методики Анцупова.Таблица 6Формирование стресса жизни у менеджеров№ испытуемогошкалы стресса жизни (часть 2) (в %)чем живёте?взаимоотношениясемьяжильёдоходыстранасила волиспособностиуверенностьбезопасностьсексотношение к себеотношение другихпрошлымнастоящимбудущим150654545253040506080404570300245554555552535457575653520602047575906030759085656090800505055575403020454540809055402040406609075255807580651004590304525750554560753050456045803035353094055607560356060606565450109010654580452555403040705550303040117070456030653065508560356030101285803035554040558565705080200139075555040303570559575203050201480808590658080709080908520453515759065757090906510075100802060201680504045503545405570802550401017707050554055456570806555045551850503070507555354595602003070196050654035600203560654035204040208070702525503540707055507070252185100856040354060755565401008560227070905075302545809060250901023908080306065809040100907002575246065606545255545356510030530652510075758030607065158065901555302655504575452530554560603550455S686860544472505662766848304434Изучим особенности стресса жизни менеджеров.Так, в среднем по группе у менеджеров ресторанного бизнеса выявлены:Высокий уровень взаимоотношений в коллективе, в семье, отношении к жилью;Удовлетворённость доходом;Пониженный уровень удовлетворённости состоянием развития страны;Высокие показатели оценки своей силы воли;Повышенный уровень оценки развития своих способностей, а также уверенности в себе;Удовлетворённость безопасностью и сексуальной жизнью;Высокий уровень самооценки, но низкий по отношению к другим людям.Кроме этого, менеджеры ресторанного бизнеса по среднегрупповым баллам больше задумываются о настоящем и будущем, чем о прошлом.Рис.6. Формирование стресса жизни у менеджеров2.3. Взаимное влияние индивидуально-психологических особенностей на стресс жизни менеджеров в сфере ресторанного бизнесаДля изучения взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей и стресса жизни менеджеров в сфере ресторанного бизнеса был использован коэффициент линейной корреляции Пирсона.Корреляция в математической статистике, это вероятностная или статистическая зависимость, не имеющая, вообще говоря, строго функционального характера. В отличие от функциональной, корреляционная зависимость возникает тогда, когда один из признаков зависит не только от данного второго, но и от ряда случайных факторов или же когда среди условий, от которых зависят и тот и другой признаки, имеются общие для них обоих условия. Математической мерой корреляции двух случайных величин служит коэффициент корреляции.Некоторые виды коэффициентов корреляции могут быть положительными или отрицательными (возможна также ситуация отсутствия статистической взаимосвязи — например, для независимых случайных величин). Если предполагается, что на значениях переменных задано отношение строгого порядка, то отрицательная корреляция — корреляция, при которой увеличение одной переменной связано с уменьшением другой переменной, при этом коэффициент корреляции может быть отрицательным; положительная корреляция в таких условиях — корреляция, при которой увеличение одной переменной связано с увеличением другой переменной, при этом коэффициент корреляции может быть положительным. Если значение по модулю находится ближе к 1, то это означает наличие сильной связи, а если ближе к 0 — связь слабая или вообще отсутствует. При коэффициенте корреляции равном по модулю единице говорят о функциональной связи, то есть изменения двух величин можно описать математической функцией.Значения коэффициента Пирсона представлены в таблице 7.Таблица 7Значения коэффициента ПирсонаШкалыстресс за годстресс сейчасЗамкнутость-общительность0,5670,642сдержанность – экспрессивность0,7380,659робость – смелость0,1740,031подчиненность-доминантность0,2650,184конформизм – нонконформизм0,1060,274низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения0,6390,518прямолинейность -дипломатичность»0,5210,748доверчивость – подозрительность0,0450,137эмоциональная нестабильность -эмоциональная стабильность0,8350,746спокойствие – тревожность-0,773-0,845низкий самоконтроль – высокий самоконтроль0,6160,582расслабленность – напряженность0,2030,127Интеллект-0,709-0,836практичность – мечтательность0,3060,295консерватизм – радикализм0,2730,256Самооценка-0,673-0,773Коэффициент линейной корреляции Пирсона показал наличие взаимосвязей между следующими характеристиками:Общительность и стрессЭкспрессивность и стрессНормативность поведения и стрессПрямолинейность и стрессЭмоциональная нестабильность и стрессСпокойствие-тревожность и стрессСамоконтроль и стрессИнтеллект и стрессСамооценка и стрессИсходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы:Стресс жизни менеджеров в сфере ресторанного бизнеса взаимосвязан с индивидуально-личностными характеристиками, в частности на стресс жизни влияют такие качества личности, как общительность, экспрессивность, нормативность поведения, прямолинейность, эмоциональная нестабильность, тревожность, самоконтроль, интеллект, самооценка.Следовательно, мы можем сделать заключение о подтверждении гипотезы исследования о том, что на стресс жизни влияют эмоциональные, коммуникативные, интеллектуальные характеристики личности, а также самооценка.2.4. Рекомендации по оптимизации стресса жизни у менеджеров в сфере ресторанного бизнесаПроведенное исследование показывает потребность менеджеров в профилактических и коррекционных методах, среди которых могут быть комплексы мероприятий, направленных на предупреждение или коррекцию (полную или частичную) уже возникших состояний, включающие методы опосредованного (способы реорганизации содержания и условий деятельности: рационализация трудового процесса, рабочего места, обогащение содержания труда, оптимизация социально-психологического климата и др.) и непосредственного воздействия на психическое состояние (нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, самогипноз, психотерапия, тренинги и др.). К сожалению, не существует «универсальных» профилактических средств, позволяющих одним и тем же способом ликвидировать неблагоприятные последствия отрицательных состояний во всем многообразии ситуаций. В построении общей программы оптимизирующих мероприятий ведущую роль должна играть организация профилактической работы. В зависимости от того, на каком уровне планируется ее проведение, в работе будут преобладать установки либо на устранение объективных источников развития неблагоприятных состояний (проективный план), либо на использование компенсаторных средств (коррективный план). Но несомненно одно – такую работу необходимо проводить и проводиться она должна интенсивно.В первую очередь следует предложить практические методы борьбы со стрессом – как с главной причиной развития синдрома эмоционального выгорания (СЭВ).Техники НЛП:Раппорт состоит в установлении доверительных взаимоотношений. достигается посредством подстройки к дыханию, мимике, позе, голосу, движению тела, ценностям.Якорение представляет собой процесс установления якорей. Для фиксации клиента на негативных аспектах жизни, связанных с травматической ситуацией применяется техника интеграции якорей.Техника визуально-кинестетической диссоциации состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на происшедшее с ним со стороны. С помощью диссоциирования можно сгладить неприятные ощущения, чувства, связанные с прошлыми событиями. Всё это даст клиенту возможность справиться с тяжелыми переживаниями, которые были вызваны травматическим событием.Рефрейминг представляет собой технику по присвоению событию другого смысла.Дебрифинг – это метод работы с групповой психической травмой. Представляет собой форму кризисной интервенции, особо организованную и четко структурированную работу в группах с людьми, которые вместе пережили травматическое событие. [4, с.87]Арт-терапияВозможность рисовать свои чувства, и только затем что-то озвучивать; или работать с травмирующими образами не только в воображении, но и на бумаге; возможность изображать свои страхи или объекты страхов и т.д. и т.п., возможность производить какие-то изменения в рисунках — все это может эффективно использоваться в работе с травмой, так как учитывает специфику этого процесса с его правополушарным, невербальным доминированием.Разработаны и другие методы, направленные на снятие навязчивых воспоминаний и уменьшение эмоционального компонента их, иногда довольно необычные.Фосфен и ауденИ.П.Брязгунов и А.Н. Михайлов для устранения симптомов ПТСР разработали принципиально новые методики фосфена и аудена. Фосфен — зрительные ощущения, вызываемые без воздействия света на глаза с помощью механического, химического, электрического раздражения сетчатки глаза. Ауден — звуковые ощущения, исходящие не из внешних источников звука, а вызываемые воздействием механических, химических или других агентов на лабиринт слухового нерва, слуховой корковый анализатор головного мозга. Методики фосфен и ауден применялись непосредственно во время зрительного или звукового воспроизведения больным посттравматического стрессового состояния (вызывания соответствующих зрительных или слуховых образов). При использовании этих методик наблюдалось устранение эмоционального сопровождения травмирующего события. [4,8]Однако проведению этих приемов и методов должно предшествовать обучение клиента тем или иным приемам релаксации, которые всегда могут быть полезны для человека, находящегося в экстремальной ситуации, так как позволят избежать или уменьшить используемую фармакотерапию. Один из наиболее известных методов, который одно время был довольно модным, но в последние годы незаслуженно часто игнорируется, - это аутогенная тренировка по Шульцу. Однако в классическом виде для освоения этого метода требуется довольно много времени. Поэтому чаще психотерапевты используют ее модификацию, превращающую этот метод в гетеротренинг, где присутствуют элементы и внушения, и самовнушения, при этом на первых порах все формулы произносит психотерапевт, а пациент лишь повторяет их про себя. Если постепенно снижать роль психотерапевта, то такой прием может во много раз ускорить процесс освоения релаксации и сделать его использование при работе с травмой более действенным. Быстро осваивается пациентом, а потому удобна для использования прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону, различные приемы медитации, а также использование записанных на пленку сеансов внушения для самостоятельных занятий клиента. После овладения клиентом методами релаксации нередко эффективным оказывается проведение в той или иной форме систематической десенсибилизации.Систематическая десенсибилизацияМетод систематической десенсибилизации был предложен Джозефом Вольпом. В классическом виде он проводится invivo, когда клиенту, находящемуся в состоянии релаксации, постепенно предъявляют предметы или ситуации, вызывающие у него тревогу. При этом предъявление начинают с наименее тревожащих объектов, постепенно двигаясь в иерархии вверх, пока клиент не сможет в состоянии релаксации иметь дело даже с самыми тяжелыми для него ранее объектами. При работе с травмой нецелесообразно сталкивать клиента с реальными ситуациями и объектами, поэтому чаще работа осуществляется в воображении. То есть клиент в состоянии релаксации начинает представлять себе травмирующее событие. При первых появлениях напряжения он просто возвращается к состоянию релаксации. Постепенно в воображении клиент переходит к самым травматичным воспоминаниям.Близкими к методам систематической десенсибилизации являются приемы аутогенного отреагирования и аутогенной вербализации по Луте. При аутогенном отреагировании пациент в состоянии аутогенной релаксации пассивно представляет зрительные образы и вербально описывает их. Аутогенная вербализация проводится без визуализации представлений.Рекомендации для участников исследования заключаются в следующем:Для выхода из стрессового состояния, во-первых, необходимо корректировать свои ошибки поведения, а не переносить негатив на окружающих. Во-вторых, необходимо понизить значимость всего зла, Вас окружающего потому, что это зло - только личная оценка, полностью подвластная тебе сознательно. Можно порекомендовать насмешливо-снисходительное отношение ко всему подобному. Оно не способно сделать Вам ничего плохого. Это очень мощный и действенный метод саморегуляции и ухода от нежелательных зависимых состояний. Чем дольше такое равнодушное отношение к этим проблемам, тем радикальнее они будут уходить, постепенно заменяясь на более адекватное отношение к окружающему. Мир не плохой и не хороший, он такой, каким Вы его воспринимаете. Так научитесь понемногу наделять его проявления ровным позитивом счастливого созерцания. Научитесь радоваться тому, что он дарит желаемого и не замечать неприятного. За все удачные результаты своих действий поощряйте себя, а за все неудачные блокируйте не слишком большим, но негативом по отношении к данной попытке: ее нужно попробовать в следующий раз как-то по-другому.Это естественное отношение к личной адаптации, которое не приводит к депрессии. Третьим средством, мощным стимулом, мотивирующим позитивную значимость жизни, является нахождение своей востребованной роли в социуме. Необходимо научиться жить, принимая эту жизнь без претензий, довольствуясь существующим, не ставя себе никакие планки достижений и целей, ведь недостижение планки - порождает негатив, а длительное недостижение - постоянный негатив. Быть вполне довольным существующим человеком - это тоже вариант. Итак, не только для профилактики выгорания, но и вообще для адекватности адаптируемых реакций стоит негатив связывать не со внешним, а с неудачей собственного результата поведения. Без исключений.Ороли социально востребованных интересов:С точки зрения механизмов мотивации все достаточно очевидно: если нет того, что нам интересно и в чем мы можем принимать участие, то наступает бездеятельная апатия, которая довольно скоро переходит в депрессию. При высоком уровне возбудимости внимания (наивное состояние) интересным может показаться что угодно, то, что на данный момент хоть как-то превышает значимость фона всего другого. Но если интерес не станет постоянным (доминирующим увлечением), то это довольно скоро тоже теряет новизну и привлекательность. То есть важно четко понять: без неподдельного творческого интереса не может быть мотивации вообще, не может быть целей, которые определяются важным смыслом. Таким образом, основная тактика предотвращения депрессий: способствовать эффективно и оптимистично прохождению нормальной стрессовой адаптации к новым возникшим условиям и правильно относится к окружающему, не перенося негативное отношение на него. Далее, в случае непреодолимости обстоятельств - уметь принимать их как есть, не делая из этого неразрешимой проблемы, а приспособившись к таким обстоятельствам, смирившись с ними: довольствоваться имеющимся, если не удается пока дотянуться до большего и не делать из этого трагедии. Очень важно уметь не завышать планку своего мнения о допустимости уровня жизни и социального общения, особенно если это - стремление выглядеть лучше в глазах окружающих (быть "как все люди", "не хуже людей" и т.п.), т.е. оставаться самодостаточной личностью,  а не быть вынужденным подыгрывать мнению других, тем более своему предположительному мнению об этом.В случае возможности преодоления подобных ситуаций в будущем осознавать, что приобретен ценный опыт для того, чтобы в следующий раз более желаемо их переживать. Для того, чтобы снизить выгорание, необходимо заниматься релаксационными занятиями, достаточно10-20 минут в день. Во время занятий повторяйте фразы «Меня ничего не беспокоит», «В моей жизни всё складывается удачно», «Меня ничего не тревожит» и т.д. Очень полезно пройти курс массажа, который поможет расслабиться и успокоиться.Для того, чтобы улучшить своё эмоциональное состояние следует заниматься физическими упражнениями. Это поможет повысить активность, поднять настроение, улучшить самочувствие. Физическая активность стимулирует выработку нейротрансмиттеров в организме. Для снижения депрессивности необходимо что-либо изменить в своей жизни. Неизменным «лекарством» от выгорания являются путешествия, которые помогают не только отдохнуть, расслабиться, отвлечься от проблем, но и познакомиться с новыми людьми.Всё это поднимет настроение, активность, снизит эмоциональное напряжение, следовательно, улучшит самочувствие.Выводы к главе 2.В ходе эмпирического исследования нами была проведена диагностика индивидуально-психологических особенностей менеджеров в сфере ресторанного бизнеса и стресс жизни.У менеджеров были выявлены развитые коммуникативные и интеллектуальные способности, эмоциональное состояние и самооценка испытуемых соответствует норме.Стресс жизни менеджеров в сфере ресторанного бизнеса соответствует среднему уровню, он взаимосвязан с индивидуально-личностными характеристиками, в частности на стресс жизни влияют такие качества личности, как общительность, экспрессивность, нормативность поведения, прямолинейность, эмоциональная нестабильность, тревожность, самоконтроль, интеллект, самооценка.ЗаключениеПричина стресса - это всегда возникновение неадекватности в целостной системе взаимодействий «человек - окружающий мир». В качестве окружающего мира может рассматриваться природная среда, социум, рабочее место, семья, друзья и прочее. Если в этой системе все сбалансировано и гармонично, то человек легко справляется с любыми вызовами окружающей среды, т.е. со стрессом. В этом случае и дистресс, и нежелательная трансформация личности, и другие негативные последствия стресса будут исключены. Поскольку многое зависит от когнитивных процессов и установок личности, то и наиболее эффективными в борьбе со стрессом будут именно когнитивные науки, исследующие и разрабатывающие когнитивные техники и технологии управления стрессом. Уже сейчас среди основных подходов к управлению стрессом выделяются концепции когнитивной психологии и психотерапии.Анализ литературы показал,что результатов исследований работников сферы сервиса на сегодняшний день явно недостаточно, чтобы составить целостное представление о специфических особенностях работы по обслуживанию, о личностных свойствах работников, которые в условиях существующих требований профессии способствуют развитию определенных психических состояний, установок, поведенческих паттернов работников.В ходе эмпирического исследования нами была проведена диагностика индивидуально-психологических особенностей менеджеров в сфере ресторанного бизнеса и стресс жизни.У менеджеров были выявлены развитые коммуникативные и интеллектуальные способности, эмоциональное состояние и самооценка испытуемых соответствует норме.Стресс жизни менеджеров в сфере ресторанного бизнеса соответствует среднему уровню, он взаимосвязан с индивидуально-личностными характеристиками, в частности на стресс жизни влияют такие качества личности, как общительность, экспрессивность, нормативность поведения, прямолинейность, эмоциональная нестабильность, тревожность, самоконтроль, интеллект, самооценка.Таким образом, Можно сделать вывод о подтверждении гипотезы исследования о том, что на стресс жизни влияют эмоциональные, коммуникативные, интеллектуальные характеристики личности, а также самооценка.Список литературыАйсина P.M. Влияние личностных факторов на эмоциональное выгорание менеджеров в условиях коммерческой организации: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. М.: РГСУ, 2007. - 27с. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во КГУ, 1987.Александровский Ю.А. Социальные факторы и пограничные психические расстройства // Социальный стресс и психическое здоровье / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, А.И. Воложина. - М: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.Алиев Х.М. Ключ к себе: Этюды о саморегуляции. -М.: Молодая гвардия, 1990.-223 с.Анцупов А.Я, Шипилов АН. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -591 с.Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессустойчивость человека. — СПб.: 1999.Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы / Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, психология. 1995. № 4. С. 46.Баранов А.А. Стрессоустойчивость в структуре личности и деятельности учителей высокого и низкого профессионального мастерства. — Автореф. дисс... канд. психол. наук. - СПб, 1997.Бобков А.И., Бобкова А.С. Стресс, жизнь и смерть: научно-философский трактат. - М., - 1997.Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. - М: ПЕР СЭ, 2000.Бычков В.Г., Ходорова З.С. Общественное питание: итоги и перспективы. -М.: Экономика, 1984. Варфоломеева В.Л. Главные направления развития массового питания // Тезисы докладов международной научно-практической конференции «Коммерческое дело в России: история, современное состояние, будущее». М.: Изд-во МГУК, 1999д. - 88с. Варфоломеева В.Л. Ресторанный бизнес в столице // Российская торговля. 19995. - №8. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости. -М., 1983.Василюк Ф.Е. Психологический анализ преодоления критических ситуаций: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. - М., - 1981.Величковский Б.Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2007. - 167 с.   Водопьянова Н.Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек-человек» // Практикум по психологии менеджмента и профессиональнойдеятельности: учеб. пособие. Под ред. Г.С. Никифоровой, М.А. Дмитриевой,В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2003. - С. 276-282.  Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Психическое выгорание и качествожизни // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 6. Подред. Л.А. Коростылевой. - СПб.: С-Петерб. ун-т, 2002. С. 140-154.Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика ипрофилактика. - СПб.: Питер, 2005. - 336 с.Генковска В.М. Особенности саморегуляции как форма психологической устойчивости личности в стрессовых ситуациях. Автореф. дисс... канд. психол. наук. - Киев, 1990.Горизонтов П.Д. Стресс / БМЭ, - 2-е изд. -1963. - Т. 8. - С. 626 -Грегори О. Как противостоять стрессу / Стресс жизни: Сборник. -ТОО «Лейла», СПб., 1994.Гремлинг С, Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. — СПб.: Питер, 2002. - 240 с.Гринберг Дж. Управление стрессом. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2002.Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. -Минск: Изд-во Университетское, 1985.Дэвидсон Д. Как справиться со стрессом/Пер. с англ. М.Поповой. -М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2001. - 288 с.Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора. / Очерки психологии труда оператора. Под ред. Милеряна Е.Н. — М.: Наука. - 1974.Изард К. Эмоции человека. - М.: Издательство МГУ, 1980. с. 330Каширин В.П., Сластенин В.А. - С. 438Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, - 1983.Коган Б.М. Психоэмоциональный стресс / Социальный стресс и психическое здоровье. / Под ред. Академика РАМН проф. Т.Б. Дмитриевой и проф. А.И. Воложина. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - с. 101-102.Кондратьева А.С.Социально-психологические аспекты подверженности стрессу: (На материале исследований межличностного восприятия у лиц с артер. гипертонией): Афтореф. дис. ...канд. психол. наук. - М., BS81. Кондратенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия: Учеб. пособие. - 2-е изд., доп. И перераб. - Мн.: Выш..шк., 1997.Котлярова Л.Н. Соотношение психодизритмии и стрессоустойчи-вости человека: Автореф. дис. ...канд. психол. наук, 1988.Лебедев И.Б. Психологические основы стресс преодолевающего поведения (на примере деятельности сотрудников МВД). Монография. - М.: «Единение», 2000. - 160 с.Леви М.В. Методы выявления риска стрессовых расстройств у пожарных. Автореф. дис. ...канд. психол. наук. -М., 2000Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.Линер Р. Мотивационная теория эмоций//Психология эмоций. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1984.Макмахон Г. Тренинг уверенности в себе. - М.: Изд-во Эксмо,2002.Наенко Н.И. Психическая напряженность. - М.: Изд-во МГУ,1976.Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. -М.: Наука, 1976. - 336 с.Немчин Н.И. Адаптация человека к экстремальным условиям и нервно-психическое напряжение. - Л.: Вестник ЛГУ, 1977. № 11. С. 11-18.Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья: Практическое руководство. - М., Изд-во Института Психотерапии, 2001.Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. / Марищук В.Л., Евдокимов В.И. - СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001.Положий Б.С. Психическое здоровье населения в кризисные периоды развития общества // Социальный стресс и психическое здоровье / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, А.И. Воложина. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности/Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. -Спб.:Речь, 2001.-448 с.Психическая напряженность в трудовой деятельности: сборник научных трудов. -М.: Институт психологии АН СССР, 1989. - 300 с.Психические состояния/Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. — СПб.: Питер, 2001.Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Политиздат, 1990.Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, -1979.Социальный стресс и психическое здоровье/Под ред. Т.Б. Дмитриевой и А.И. Воложина. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.Смолова Л.В. Анализ устойчивости к психологическому стрессу педагогов общеобразовательных школ: Автореф. дис... канд. психол. наук. -СПб., 1999.Стресс жизни: Сборник. - ТОО «Лейла», СПб., 1994. - 384 с.Суворова В.В. Психофизиология стресса. - М.: Педагогика, -1975.-207 с.Съедин СИ., Абдурахманов Р.А. Психологические последствия воздействия боевой обстановки. - М.: МО РФ, 1992.Уиткин Дж. Защити себя от стресса. — М., ООО «Мир книги», 2001.-416с.Шведин Б.Я. Влияние психической напряженности на деятельность вахтенного офицера: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М.: ВПА, 1982.Шипилов А.И. Психологические основы взаимодействия офицеров в трудных межличностных ситуациях. Автореф. Дис. ...д-ра психол. наук. - М., - 2000.Шрайнер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1993. - 272 с.

Список литературы
1. Айсина P.M. Влияние личностных факторов на эмоциональное выгорание менеджеров в условиях коммерческой организации: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. М.: РГСУ, 2007. - 27с.
2. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной ус-тойчивости человека. Казань: Изд-во КГУ, 1987.
3. Александровский Ю.А. Социальные факторы и пограничные психические расстройства // Социальный стресс и психическое здоровье / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, А.И. Воложина. - М: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.
4. Алиев Х.М. Ключ к себе: Этюды о саморегуляции. -М.: Молодая гвардия, 1990.-223 с.
5. Анцупов А.Я, Шипилов АН. Конфликтология: Учебник для ву¬зов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -591 с.
6. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессустойчивость человека. — СПб.: 1999.
7. Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы / Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, психология. 1995. № 4. С. 46.
8. Баранов А.А. Стрессоустойчивость в структуре личности и дея-тельности учителей высокого и низкого профессионального мастерства. — Автореф. дисс... канд. психол. наук. - СПб, 1997.
9. Бобков А.И., Бобкова А.С. Стресс, жизнь и смерть: научно-философский трактат. - М., - 1997.
10. Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для ву¬зов. - М: ПЕР СЭ, 2000.
11. Бычков В.Г., Ходорова З.С. Общественное питание: итоги и перспективы. -М.: Экономика, 1984.
12. Варфоломеева В.Л. Главные направления развития массового питания // Тезисы докладов международной научно-практической конференции «Коммерческое дело в России: история, современное состояние, будущее». М.: Изд-во МГУК, 1999д. - 88с.
13. Варфоломеева В.Л. Ресторанный бизнес в столице // Российская торговля. 19995. - №8.
14. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчи¬вости. -М., 1983.
15. Василюк Ф.Е. Психологический анализ преодоления критических ситуаций: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. - М., - 1981.
16. Величковский Б.Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2007. - 167 с.
17. Водопьянова Н.Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек-человек» // Практикум по психологии менеджмента и профессиональнойдеятельности: учеб. пособие. Под ред. Г.С. Никифоровой, М.А. Дмитриевой,В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2003. - С. 276-282.
18. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Психическое выгорание и качество
жизни // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 6. Подред. Л.А. Коростылевой. - СПб.: С-Петерб. ун-т, 2002. С. 140-154.
19. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и
профилактика. - СПб.: Питер, 2005. - 336 с.
20. Генковска В.М. Особенности саморегуляции как форма психоло¬гической устойчивости личности в стрессовых ситуациях. Автореф. дисс... канд. психол. наук. - Киев, 1990.
21. Горизонтов П.Д. Стресс / БМЭ, - 2-е изд. -1963. - Т. 8. - С. 626 -
22. Грегори О. Как противостоять стрессу / Стресс жизни: Сборник. -ТОО «Лейла», СПб., 1994.
23. Гремлинг С, Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. — СПб.: Питер, 2002. - 240 с.
24. Гринберг Дж. Управление стрессом. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2002.
25. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. -Минск: Изд-во Университетское, 1985.
26. Дэвидсон Д. Как справиться со стрессом/Пер. с англ. М.Поповой. -М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2001. - 288 с.
27. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора. / Очер¬ки психологии труда оператора. Под ред. Милеряна Е.Н. — М.: Наука. - 1974.
28. Изард К. Эмоции человека. - М.: Издательство МГУ, 1980. с. 330
29. Каширин В.П., Сластенин В.А. - С. 438
30. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, - 1983.
31. Коган Б.М. Психоэмоциональный стресс / Социальный стресс и психическое здоровье. / Под ред. Академика РАМН проф. Т.Б. Дмитриевой и проф. А.И. Воложина. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - с. 101-102.
32. Кондратьева А.С.Социально-психологические аспекты подверженности стрессу: (На материале исследований межличностного восприятия у лиц с артер. гипертонией): Афтореф. дис. ...канд. психол. наук. - М., BS81. Кондратенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия: Учеб. по¬собие. - 2-е изд., доп. И перераб. - Мн.: Выш..шк., 1997.
33. Котлярова Л.Н. Соотношение психодизритмии и стрессоустойчи-вости человека: Автореф. дис. ...канд. психол. наук, 1988.
34. Лебедев И.Б. Психологические основы стресс преодолевающего поведения (на примере деятельности сотрудников МВД). Монография. - М.: «Единение», 2000. - 160 с.
35. Леви М.В. Методы выявления риска стрессовых расстройств у пожарных. Автореф. дис. ...канд. психол. наук. -М., 2000
36. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.
37. Линер Р. Мотивационная теория эмоций//Психология эмоций. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1984.
38. Макмахон Г. Тренинг уверенности в себе. - М.: Изд-во Эксмо,2002.
39. Наенко Н.И. Психическая напряженность. - М.: Изд-во МГУ,1976.
40. Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивиду¬альных различий. -М.: Наука, 1976. - 336 с.
41. Немчин Н.И. Адаптация человека к экстремальным условиям и нервно-психическое напряжение. - Л.: Вестник ЛГУ, 1977. № 11. С. 11-18.
42. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья: Практи¬ческое руководство. - М., Изд-во Института Психотерапии, 2001.
43. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. / Ма¬рищук В.Л., Евдокимов В.И. - СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001.
44. Положий Б.С. Психическое здоровье населения в кризисные пе¬риоды развития общества // Социальный стресс и психическое здоровье / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, А.И. Воложина. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.
45. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности/Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. -Спб.:Речь, 2001.-448 с.
46. Психическая напряженность в трудовой деятельности: сборник научных трудов. -М.: Институт психологии АН СССР, 1989. - 300 с.
47. Психические состояния/Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. — СПб.: Питер, 2001.
48. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Политиздат, 1990.
49. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, -1979.
50. Социальный стресс и психическое здоровье/Под ред. Т.Б. Дмит¬риевой и А.И. Воложина. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.
51. Смолова Л.В. Анализ устойчивости к психологическому стрессу педагогов общеобразовательных школ: Автореф. дис... канд. психол. наук. -СПб., 1999.
52. Стресс жизни: Сборник. - ТОО «Лейла», СПб., 1994. - 384 с.
53. Суворова В.В. Психофизиология стресса. - М.: Педагогика, -1975.-207 с.
54. Съедин СИ., Абдурахманов Р.А. Психологические последствия воздействия боевой обстановки. - М.: МО РФ, 1992.
55. Уиткин Дж. Защити себя от стресса. — М., ООО «Мир книги», 2001.-416с.
56. Шведин Б.Я. Влияние психической напряженности на деятель¬ность вахтенного офицера: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М.: ВПА, 1982.
57. Шипилов А.И. Психологические основы взаимодействия офице¬ров в трудных межличностных ситуациях. Автореф. Дис. ...д-ра психол. на¬ук. - М., - 2000.
58. Шрайнер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое само¬чувствие за 3 минуты: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1993. - 272 с.

Вопрос-ответ:

Какие основные результаты изучения стресса у менеджеров в ресторанном бизнесе нашел автор?

Автор исследования стресса жизни у менеджеров в сфере ресторанного бизнеса выявил, что уровень стресса у этих профессионалов значительно выше, чем у других категорий работников. Большинство менеджеров испытывают стресс постоянно и из-за различных причин, таких как высокая нагрузка на работе, нестабильный график, нехватка персонала, сложности в общении с персоналом и клиентами. Это может приводить к плохому самочувствию, эмоциональному выгоранию и снижению профессионализма.

Какие методы исследования были использованы при изучении стресса у менеджеров в ресторанном бизнесе?

Для исследования стресса жизни менеджеров в сфере ресторанного бизнеса была использована комбинация качественных и количественных методов. Качественные методы включали глубинные интервью с менеджерами, наблюдение за их поведением на рабочем месте и анализ их документов. Количественные методы включали анкетирование менеджеров с использованием стандартизированных опросников, которые позволяли измерить уровень стресса, эмоциональное выгорание и другие показатели.

Какие психологические характеристики менеджеров ресторанного бизнеса были выявлены в исследовании?

В ходе исследования было выявлено, что менеджеры ресторанного бизнеса обладают определенными психологическими характеристиками. Некоторые из них включают высокий уровень амбициозности, стремление к самореализации, умение принимать решения в условиях неопределенности, высокую социальную ответственность и способность эффективно управлять людьми. Однако, у них также может быть повышенная склонность к перфекционизму и стремление к контролю над всем процессом работы, что может становиться источником стресса.

Что такое стресс жизни?

Стресс жизни - это состояние, которое возникает при негативном воздействии внешних факторов на организм человека, в результате чего возникают различные эмоциональные и физические реакции. В случае менеджеров в сфере ресторанного бизнеса, стресс связан с высокой нагрузкой, постоянным решением проблем, нестабильным графиком работы, конфликтами с сотрудниками и клиентами, а также другими факторами, присущими данной сфере.

В чем отличие стресса у менеджеров в сфере ресторанного бизнеса от стресса в других профессиях?

Стресс у менеджеров в ресторанном бизнесе имеет свои особенности, связанные с высокой ответственностью за качество обслуживания клиентов, постоянным контролем над процессом, нестабильным графиком работы и другими факторами, присущими данной сфере. Отличие также заключается в высокой эмоциональной нагрузке, связанной с работой с людьми, участии в конфликтах и решении проблем на ходу.

Какие методы исследования стресса жизни были использованы в данном исследовании?

В данном исследовании использовались различные методы, такие как тестирование для определения уровня стресса, анкетирование для сбора информации о факторах, вызывающих стресс, и наблюдение за менеджерами в реальных ситуациях, чтобы оценить их эмоциональные и физические реакции на стрессоры. Также были проведены глубинные интервью для получения более подробной информации о влиянии стресса на жизнь менеджеров.

Какие характеристики менеджеров ресторанного бизнеса могут способствовать развитию стресса?

Менеджеры ресторанного бизнеса обычно имеют высокие требования к себе и своей работе, они должны быть организованными, энергичными и уметь быстро принимать решения. Они также часто сталкиваются с низкой стабильностью в работе, что может вызывать беспокойство и неуверенность. Кроме того, работа с клиентами и сотрудниками также может быть источником стресса из-за конфликтов и сложных ситуаций.

Какие теоретико-методологические основы лежат в основе исследования стресса у менеджеров в ресторанном бизнесе?

В основе исследования лежат теоретико-методологические подходы зарубежной и отечественной психологии, которые позволяют изучить психологические характеристики менеджеров ресторанного бизнеса и разработать методики и этапы исследования стресса в их жизни.

Какие методики используются для изучения стресса у менеджеров в ресторанном бизнесе?

Для изучения стресса у менеджеров в ресторанном бизнесе используются различные методики, такие как опросники, индивидуальные интервью, анализ документов, наблюдение и другие. Эти методики позволяют выявить особенности стресса в их жизни, его причины и последствия.

Какие психологические характеристики обладают менеджеры в ресторанном бизнесе?

Менеджеры в ресторанном бизнесе обладают определенными психологическими характеристиками, такими как высокая уровень ответственности, умение принимать быстрые решения, стрессоустойчивость, коммуникабельность и другие. Эти характеристики оказывают влияние на их стрессовую нагрузку и способность справляться со стрессом.

Какие результаты получены в результате эмпирического исследования стресса у менеджеров в ресторанном бизнесе?

В результате эмпирического исследования были получены следующие результаты: большинство менеджеров испытывают повышенный уровень стресса, основные источники стресса - конфликты с сотрудниками и клиентами, высокая рыночная конкуренция и недостаток времени. Однако, менеджеры с высоким уровнем стресса имеют низкую склонность к профессиональному выгоранию и хорошо справляются со стрессом благодаря своим психологическим характеристикам.

Какие методы использовались при исследовании стресса у менеджеров в ресторанном бизнесе?

Исследование стресса жизни у менеджеров в сфере ресторанного бизнеса включало использование различных методов исследования, таких как опросы, интервью, наблюдение и анализ статистических данных.