Психологическая готовность детей к школе.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 6161 страница
  • 70 + 70 источников
  • Добавлена 10.05.2014
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Психологическая готовность детей к школе  
Содержание
Введение 3
Глава 1.Теоретико-методологические подходы к рассмотрению вопроса предпосылок готовности к учебной деятельности в начальной школе 7
1.1.Внешняя структура учебной деятельности. Компонентный состав внешней структуры учебной деятельности 7
1.2.Проблема психологических предпосылок к учебной деятельности в исследованиях отечественных и зарубежных учёных 16
Глава 2.Опытно-экспериментальное изучение психологической готовности к школе 28
2.1.Организация и методы экспериментального исследования 28
2.2.Результаты исследования психологической готовности к школе 31
2.3.Разработка программы развития психологической готовности к школе 41
Заключение 54
Список литературы 56
Приложения 62


Фрагмент для ознакомления

ЗаключениеМного лет в психолого-педагогической литературе ведутся споры относительно того, стоит или не стоит готовить дошкольников к обучению в школе, к переходу от игровой к учебной деятельности. Аргументом в пользу необходимости подготовки детей еще в дошкольные годы к освоению некоторых самых главных учебных умений служит все возрастающее число первоклассников, не способных справиться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Дополнительная аргументация в пользу постепенного перевода детей к освоению учебной деятельности лежит в плоскости хорошо известной в психологии аксиомы о невозможности автоматического и независящего от усилий ребенка и его окружения освоения более сложной деятельности, в данном случае учебной. Эта проблема является комплексной, затрагивающей не только образовательную систему, но и здравоохранение, так как нервно-психические перегрузки сказываются и на соматическом, и на психическом здоровье детей, которое, по мнению многих медиков, имеет тенденцию к ухудшению.Стоит заметить, что детский организм и психика ребенка обладают большим адаптационным ресурсом, опираясь на который можно создать адекватную систему подготовки дошкольников к обучению в школе. При этом следует учитывать, что возраст от 3 лет до 7 характеризуется высокой чувствительностью как к эмоциональному фону воспитания и обучения, так и к физическим нагрузкам, а также разнообразию среды и сенсомоторных действий. Необходимым условием организованной в детском саду системы формирования умений, позволяющим безболезненно переходить на учебную деятельность в начальной школе, следует считать игровую, а не классно-урочную форму занятий, а также постоянный психологический контроль над возможной интеллектуальной перегрузкой детей дошкольного возраста.В нашей работе было проведено обследование, которое выявило стороны психической деятельности детей, нуждающиеся в коррекции. Целью занятий с детьми среднего дошкольного возраста является коррекция индивидуально «отстающих» психических функций и процессов с опорой на способности и задатки ребенка. Главным требованием адекватной подготовки дошкольников к освоению начал учебной деятельности необходимо считать контроль утомления детей во время этих классно-урочных занятий и сохранение интереса детей к ним. Все это возможно соблюсти в полной мере только в том случае, если овладение учебной деятельностью происходит в детском саду, а не в стенах школы, а также при наличии в дошкольном образовательном учреждении психологической службы, призванной следить за психо-эмоциональным состоянием воспитанников и не допускать их переутомления.Развивающую работу с нуждающими в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научиться чему - то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психических функций.Список литературыАванесова В.Н. Теоретические основы занятий как формы организации умственного воспитания и обучения // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н.Поддъякова. - М., 1997. - С. 28-54.Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. – Екатеринбург, 2004. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов - на - Дону.,1999. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М.,1994. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., МГУ, 1999. - 148 с.Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе // Начальная школа: плюс до и после. - 2002. №10.Бабаева Т.И., Логинова В.И. программа “Детство”. Изд. “Детство-Пресс”. 2006.Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Тренировка интеллекта. Игры и тесты для детей 5-7 лет. – Харьков: Фолио, 1997.- 412с. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. – М.: Академия, 2000.-248с.Бодалёв А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1996 . 288 с. Божович Л.И. Правильно организовать жизнь. Развитие воли в раннем и дошкольном возрасте // Семья и школа .-1999.-№2.-С.36-39. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. М., 1997. -С.37 Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. -М.,1994- 192 с.Венгер А.Л., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста - Томск.,2000.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1998. - 130 с.Волкова Е.Т. Готов ли ребенок к школе // Дошкольное воспитание. 2001. №12.Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения: Сб. -М. Л.: Учпедгиз, 1998.- 135 с. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Издательство АПН РСФСР, 1999. Выготский Л.С- Мышление и речь. М., 1996. - 415 с. Выготский Л.С. Проблема возраста. С.-Пб.: Союз , 1997. - С.3-39. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем внимание. – М. , 2003. Готовность к школе. Под ред. И.В.Дубровинкой. М.,1995г.Головнева Н.Я., Ильина М.Н., Парамонова Л.Г. Подготовка к школе. – СПб.: Дельта, 2001.-256с. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: НПО Образование, 1996.-160с.Грейс Н. Приемы развития памяти, внимания и речи. М. Изд-во «Питер», 2008г.Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПб. , 2004. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. - М., МГУ, 1996. - 154 с.Гальперин П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий // Доклады на совещании по вопросам психологии. М., 1997. - С. 188 — 201. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1996. – С. 23.Давыдов В.В. Воспитание и обучение как всеобщая форма развития психики ребёнка // Проблемы развивающего обучения. -М.: Педагогика, 1996.-С.38-55. Давыдова В.В. Теория развивающего обучения. М. ИНТОР, 1996г. Диагностическая и координационная работа школьного психолога. Под ред. И.В.Дубровиной. М.,1997г.Диагностика умственного развития дошкольников. Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. М., Педагогика, 1998 г.Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. М., 1998г.Зимняя И.А. Педагогическая психология. РостовнаДону, М., 2000. часть 4, гл.1, с.191-216Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М. , 1991. Кабанова М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога. – СПб.: Издательский Дом “Нева”; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.-224с. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.,1991.-254с.Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М.: Наука.- 1999.-256 с. Короткова Н.А. Способы согласования действий в совместной игре детей // Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. М., 1999. - С. 43 - 47. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М., изд-во "Наука", 2002. - 96 с.Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. "Психологическая готовность к школе" (Москва, 1987).Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М., 1987. - с.80   Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991. - С. 56.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991. - С. 56. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1997,- 303 с. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребёнка // Избранные психологические произведения .- М.: Педагогика , 1999. -Т.1.- С.281-303. Леонтьев А.Н. Очерки развития психики // Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1999. - Т. 2. - 320 с. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев, 1997. - С.106.Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. -М., 1986.Мухина В.С. "Детская психология", М. 1985 - 315 с.Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М. , 2002.Нежнова Т.А. Динамика "внутренней позиции" при переходе от дошкольного к школьному возрасту. - М., 1988.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ "Сфера", 1996 - 148 с."Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста" под ред. Д.П. Эльконина, А.Л. Вангера, М. 1988 - 189 с.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996. - С. 239.Петроченко Г.Г. "Развитие детей 6 - 7 летнего возраста и подготовка их к школе", М. 1978 - 291 с.Практикум по возрастной и педагогической психологии", под редакцией И.В. Дубровиной, М. 1998 - 225 с.Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004.Светловская И.С. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении // Начальная школа. - 1990. - № 5. - С.57-60.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2000.-288с. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.-192с.Узорова О. В. , Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. – М. , 2003. Узорова О. В. , Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2003. "Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология", Дубровина И.В., Зацепин В.В., М., 1999 - 253 с.Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. "Введение в школьную жизнь", Томск, 1992 - 94 с.150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2002. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. — М., 1998.Шевердина Н. А. , Сушинскас Л. Л. Тестирование будущих первоклашек. – Ростов н/Д. , 2004. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., Издательский центр, “Академия”. 2006.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: (краткий очерк).- М.: Изд-во АПН РСФСР. 1998. - 115 с. Эльконин Д.Б. , Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний,- М.: Просвещение, 1996,- 98 с. Эльконин Д.Б. Комплексная характеристика развития игры // Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Д.И.Фельдштейна.- М.: Междунар.пед.академия.-1999,- С.105-119. Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности // Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Д.И.Фельдштейна.-М.: Междунар.пед.академия.- 1999,- С.157-168. Приложения(содержание игровых комплексов)Игровой комплекс 1.1.Приветствие.Упражнение выполняется в кругу. Педагог показывает детям игрушку (например Кошку), называет как ее зовут и предлагает детям познакомиться с Кошкой поближе: передает Кошку по кругу, и каждый взяв игрушку называет свое имя, фамилию, и что больше всего любит. Остальные дети внимательно слушают.Игра «Кто что любит» После приветствия педагог предлагает проверить - внимательно ли дети слушали друг друга? Для этого Для этого одному из детей предлагается назвать, что любит другой ребенок (Ваня, а ты запомнил, что любит Даша? Даша, а что любит Катя? и т.д.)Игра «Три слова» На заданный звук необходимо быстро назвать имя девочки или мальчика (с этого звука имя должно начинаться) и придумать еще три слова. Например: С — Саша (сельдь, слива, стакан), Т — Таня (туча, тыква, танк), В — Вера (ветер, валенки, вода).Подвижная игра «Паровоз». Поезд отправляется со станции А (показываем карточку с буквой А) — выстраиваются дети, чье имя начинается с буквы А (Алеша, Аня). Поезд едет по кругу. Следующая станция — Б (показываем соответствующую карточку) — выходят дети, чье имя начинается с этой буквы (Борис). Игра продолжается до тех пор, пока все дети не построятся паровозиком.Попрощаемся без слов. Предлагаем детям поздороваться глазами (подмигиваем), руками, плечами, локтями, лбами.Игровой комплекс 2.3. Игровое упражнение «Нарисуй такую же фигуру» (схема 1) Выполняется за столами.Приветствие. Дети в кругу передают друг другу игрушку, приветствуя и называя ласковым именем того, кому передают игрушку.Упражнение «Лабиринт» (можно выполнять за столом, можно - на ковре) Детям раздается рисунок лабиринта (можно один на двоих) и предлагается определить, кто живет в одной сказке. Правило - кто первым определит, должен молча поднять руку.4.Игра «Закончи слово».Выполняется в кругу. Ведущий (сначала педагог - потом один издетей) бросает мяч и называет слог. Ребенок, которому бросили мяч должен добавитьеще один, чтобы получилось целое слово.Ва-(та), ли-(цо), ре-(ка), ту-(ча), ки-(но), зи-(ма), печ-(ка), виш-(ня), зон-(тик), лож-(ка), кни-(га), гро-(за).5.Игра «Слушай хлопки». В соответствии с количеством хлопков дети принимаютопределенную позу (за 10 —20 сек.).Например: 1 хлопок — поза аиста.хлопка — поза лягушки.хлопка — ходьба на месте.Игровой комплекс 3.Приветствие. Дети в кругу передают друг другу игрушку и произносят доброе пожелание.Найди два одинаковых предмета. Детям раздаются карточки, на которых нужно найти два одинаковых предмета. Правило - кто первым нашел, должен молча поднять руку.3. Игровое упражнение «Дорисуй ряд». Выполняется за столами. Детям предлагается дорисовать по образцу до конца два ряда с одинаковым рисунком: верхний ряд правой рукой, нижний ряд - левой рукой.Q4.Игра «Назови одним словом». Ведущий бросая мяч ребенку называет ряд слов, ипредлагает назвать их одним словом. Ребенок возвращает мяч называя обобщающееслово:Лук, морковь, капуста — ... Вишня, яблоко, груша — ... Стол, кровать, шкаф — ... Поезд, самолет, автобус - ... Молоток, топор, лопата - .... Тетрадь, линейка, пенал - .... Заяц, лиса, медведь - .... Ласточка, ворона, синица - ... Собака, кошка, корова - ... и т.д.5.Упражнение «Я на солнышке лежу»- Необходимо представить, что лежим на солнышке и загораем — голова приподнята вверх, слегка разжаты губы и зубы (на вдохе).«Бабочка хочет сесть на язык» — крепко закрыть рот (задержка дыхания).«Нос загорает» — нос «подставить» солнцу, рот полуоткрыт.«Бабочка улетела» — энергично подвигать губами (выдох).«Бабочка выбирает, на чей нос сесть» — нос сморщить (задержка дыхания).«Бабочка улетела» — расслабить мышцы губ и носа (выдох).«Бабочка качается на качелях» — двигать бровями вверх и вниз.Игровой комплекс 4Приветствие. Дети в кругу передавая друг другу игрушку здороваются друг с другом и заканчивают предложение «Я хочу что бы ты....» (поиграла со мной, всегда был веселым, никогда не дрался и т.д.)Игровое упражнение «Чем похожи, чем различны». Материалы: Блоки Дьенеша, карточки с признаками свойств, схема «Домик», набор плоскостных фигур Дьенеша на каждого ребенка.Педагог показывает детям блоки Дьенеша, предлагает рассмотреть их и назвать, чем они похожи и чем отличаются (цветом, формой, величиной, толщиной). Каждое свойство определяется карточкой с соответствующим признаком:Затем детям дается задание отложить из своих наборов фигуры по заданному признаку:все красныевсе круглыевсе большие3.Рассели фигуры по домикам. Детям дается макет домика, в который нужно расселитьфигуры так, чтобы на каждом этаже жили фигуры одного цвета, но разной формы.4.Игра «Будь внимателен!» Дети свободно маршируют под музыку. Затем даем «команду» идети выполняют движения в соответствии с этой командой.Например: «зайчики»— прыгают, имитируя зайца, «лошадки» — ... «птицы» — ...5.Игра «Фея сна» Фея (педагог) под тихую спокойную музыку дотрагивается до каждого «вол-шебной палочкой» и ребенок «засыпает» (наклоняет голову и закрывает глаза). Через 1-2 мин.Фея пробуждает всех от волшебного сна (звуком колокольчика, сменой темпа и громкостимузыки и т.д.)Игровой комплекс 5.Приветствие. (Варианты комплексов 2-4)Игровое упражнение «Лабиринт». (можно выполнять за столом, можно - на ковре) Детям раздается рисунок лабиринта (можно один на двоих) и предлагается определить, кто что любит. Правило - кто первым определит, должен молча поднять руку.3. Игровое упражнение «Нарисуй такую же фигуру» (схема 2) Выполняется за столами4. Игра «Найди третий лишний». Выполняется в кругу. Педагог бросает мяч и называет три слова: два подходят друг к другу, третье — лишнее. Ребенок возвращает мяч и называет лишнее слово.Кресло, ваза, стул.Баян, балалайка, молоток.Часы, чайник, кастрюля.Синица, заяц, коза.Ласточка, муха, стрекоза.Книга, портфель, тетрадь.5. Игра «Совушка». По команде: «День наступает — все оживает!» дети «летают» в разных направлениях... По команде: «Ночь наступает — все замирает!» играющие останавливаются и стоят неподвижно, а водящий «совушка» высматривает и забирает тех, кто шевелится или смеется.Игровой комплекс 6Приветствие (Варианты комплексов 2-4)Игра «Что где растет». Педагог бросает мяч называет овощ или фрукт, ребенок возвращает мяч называя где это растет - на земле, в земле, на дереве.Например: морковь - в земле, арбуз - на земле, слива - на дереве.3.Игра «Магазин» (с плоскостными фигурами Дьенеша). Каждый ребенок выбирает себетри любые фигуры из своего набора (деньги), затем подходит к педагогу и «покупает»игрушку. Условие: купить можно только ту игрушку, в которой есть такая же фигура,какой «расплачивается» «покупатель»:Варианты карточки-«игрушки» (Приложение 4):Ч• ••4.Игровое упражнение: Детям предлагается нарисовать одну из «купленных игрушек»так же как на карточке.5.Игра «Четыре стихии». По команде дети выполняют определенные движения руками.«Земля» — опускают руки вниз.«Вода» — вытягивают руки вперед. «Воздух» — поднимают руки вверх. «Огонь» — вращают руками в локтевых и луче-запястных суставах.Игровой комплекс 7Приветствие (Варианты комплексов 2-4)Игровое упражнение «Лабиринт». (можно выполнять за столом, можно - на ковре) Детям раздается рисунок лабиринта (можно один на двоих) и предлагается определить, кто какую взял игрушку. Правило - кто первым определит, должен молча поднять руку.3.Игра «Назови детеныша» В кругу педагог бросает мяч и называет животное, ребеноквозвращает мяч и называет детеныша:У кошки - котенок, у зайца - ... у собаки - ... и т.д.4.Игровое упражнение «Дорисуй гирлянду». Выполняется за столами. Детямпредлагается дорисовать по образцу до конца два ряда с одинаковым рисунком:верхний ряд правой рукой, нижний ряд - левой рукой.5. Игра «Солнце и дождь». Под легкую музыку дети свободно «гуляют» по помещению, под звуки грозы и дождя бегут к педагогу и прячутся под большой зонт.Игровой комплекс 8Приветствие (Варианты комплексов 2-4)Игра «Сложи такую же фигуру». Выполняется за столами. Детям раздается комплект плоскостных фигур Дьенеша и карточка из комплекта игр-заданий к блокам Дьенеша. Детям нужно выложить такую же фигуру, как на карточке.Примечание. Можно раздать детям одинаковые карточки, тогда необходимо иметь запас плоскостных фигур, так как для конструирования могут потребоваться две одинаковые фигуры, а у детей в комплектах только по одной фигуре каждого вида. Можно раздать детям разные карточки, в этом случае дети обращаются за недостающей фигурой к товарищам, которым эта фигура в данный момент не нужна. Варианты карточек:3.Игра «Придумай рифму». Педагог называет детям слово, дети должны придуматьрифму к этому слову.Каша — (Маша), кот (рот), роза — (мимоза), лиса — (коса), парта — (карта), точка — (ночка), голос — (волос), пень — (тень) и т.д.4.Упражнение «Нарисуй такие же фигуры по точкам». Детям раздаются карточки ипредлагается нарисовать такие же фигуры по точкам.5. Игра «Кот Матроскин». Описание каждого животного сопровождается определеннымидвижениями рук. При повторном чтении дети показывают движения самостоятельно.«Кот Матроскин завел себе хозяйство. Завел Матроскин курочку. Курочка по зернышку кудах-тах-тах. (сложенными вместе пальцами правой руки ударяем по раскрытой левой ладони).Завел Матроскин себе уточку. Уточка та-та-та. (Волнообразные движения обеих рук).Завел индюшонка.Индюшонок шалды-балды. (Движение рук от локтя — одна вверх, другая — вниз). Завел поросенка Поросенок хрюки-хрюки (Соединяем вместе руки). Завел лошаденку Лошаденка скоки-скоки. (Прыжки на месте).Завел коровенку Коровенка муки-муки. (Наклоны в стороны, руки изображают рога).Игровой комплекс 9Приветствие (Варианты комплексов 2-4)Игровое упражнение «Лабиринт» (можно выполнять за столом, можно - на ковре) Детям раздается рисунок лабиринта (можно один на двоих) и предлагается определить, кто чей детеныш. Правило - кто первым определит, должен молча поднять руку.Игра «Запомни и найди» Детям предлагается таблица из 9 изображений и дается установка запомнить изображения, затем таблица убирается, и дети должны отобрать из приготовленного набора карточек с теми изображениями, которые они запомнили (Приложение 5)Игра «Штанга и кораблик» Сопровождаем слова определенными движениями.Упражнение «Штанга» — Встаньте! Представим, что поднимаем тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Тяжело! Подержали штангу, устали руки и бросили штангу. (Руки резко опускаются и свободно повисают вдоль туловища). Руки отдыхают. Легко дышится. Спокойно вздохнуть — выдохнуть. (3 раза).Штангу с пола поднимаем, Крепко держим и бросаем.Упражнение «Кораблик». Представьте, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире, прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной (правая нога напряжена, левая — расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола). Выпрямились! Расслабились! Качнуло в другую сторону — прижимаем левую ногу. (Напряжена левая нога, правая нога расслаблена). Выпрямились. Вдох — выдох!Стало палубу качать, Ногу к палубе прижать. Крепче ногу прижимаем, А другую расслабляем.Игровой комплекс 10Приветствие (Варианты комплексов 2-4)Игра «Выбери нужную фигуру». Детям раздаются наборы плоскостных фигур Дьенеша и предлагается выбрать и показать фигуру по двум заданным признакам,3. Игра «Рассели фигуры в домики» (распределение фигур по заданным признакам)4. Упражнение «Нарисуй такие же фигуры по точкам». Детям раздаются карточки предлагается нарисовать такие же фигуры по точкам (правой рукой и левой рукой): Варианты карточек:и5. Игра «Фея сна» Фея (педагог) под тихую спокойную музыку дотрагивается до каждого «волшебной палочкой» и ребенок «засыпает» (наклоняет голову и закрывает глаза). Через 1-2 мин. Фея пробуждает всех от волшебного сна (звуком колокольчика, сменой темпа и громкости музыки и т.д.)Игровой комплекс 111. Приветствие (Варианты комплексов 2-4)3. Упражнение «Дорисуй гирлянду». Выполняется за столами. Детям предлагается дорисовать по образцу до конца два ряда с одинаковым рисунком: верхний ряд правой2. Игровое упражнение «Лабиринт» (можно выполнять за столом, можно - на ковре) Детям раздается рисунок лабиринта (можно один на двоих) и предлагается определить, кому что принадлежит. Правило - кто первым определит, должен молча поднять руку.рукой, нижний ряд - левой рукой.Игра «Разрезные картинки» Детям предлагаются сюжетные картинки, разрезанные на 6-8 частей, из которых нужно сложить целое изображение. (можно заменить кубиками)Игра «Пружинки»Представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки отталкивают носки наших ног от пола так, что стопы поднимаются кверху, а пятки продолжают упираться в пол. Снова прижмем стопы к полу. Крепче! Сильнее! Ноги напряжены. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились. Отдыхаем. Вдох — выдох! Что за странные пружинки Упираются в ботинки? Дети приподнимают носки, пятки прижаты к полу.- Ты носочки опускай,На пружинки нажимай,Крепче, крепче, нажимай,Нет пружинок — отдыхай! (3 раза).Игровой комплекс 12Приветствие (Варианты комплексов 2-4)Игра «Выбери нужную фигуру» (на основании 3-х признаков, обозначенных карточками цвет, форма, величина).Игровое упражнение «Сложи такую же фигуру». Детям раздаются карточки из игры «Магазин» и предлагается сложить такую же фигуру из своих наборов.4. Игровое упражнение «Сделай всех бабочек одинаковыми». Детям раздаются карточки и дается задание сделать всех бабочек одинаковыми:Сделай всех бабочек одинаковыми.5. Игра «Затейник» Играющие идут по кругу, затейник в центре. «Ровным кругом, друг за другом, Мы идем за шагом шаг. Стой на месте, дружно вместе Сделаем ... вот так!»Дети останавливаются и повторяют движение, которое показал затейник.Игровой комплекс 13Приветствие (Варианты комплексов 2-4)Игровое упражнение «Лабиринт» (можно выполнять за столом, можно - на ковре) Детям раздается рисунок лабиринта (можно один на двоих) и предлагается определить, у кого какая профессия. Правило - кто первым определит, должен молча поднять руку.3. Упражнение «Сделай все кораблики одинаковыми»Сделай все кораблики одинаковыми4.Игра «Наоборот». В кругу ведущий бросает мяч и называет слово, ребенок возвращаетмяч и говорит слово противоположное по значению:Например: Добрый — злой, кислый — сладкий, быстро — медленно, холодно —жарко. Веселый — ... , верх — лучше — справа — легкий — начало — ... ,5.Игра «Цветик-семицветик». У учителя цветок с разноцветными лепестками поколичеству детей. Предлагаем каждому, оторвав лепесток, загадать желание и рассказать онем.Игровой комплекс 146. Игра «Кот Матроскин». (см. ИК-8)Приветствие (Варианты ИК- 2-4)Игра «Съедобное-несъедобное».Игра «Украсим елку бусами». Коллективная работа. Детям предлагается украсить елочку. Каждому ребенку дается карточка, на которой обозначено место фигуры на елочке и признаки фигуры. Ребенок выбирает нужную фигуру из своего набора плоскостных фигур Дьенеша и размещает на определенном месте. (Приложение 4)Упражнение «Нарисуй такую же фигуру» (схема 4).Игровой комплекс 15Приветствие (Варианты комплексов 2-4)Упражнение «Найди отличия». Детям раздаются карточки и предлагается найти отличия в картинках (Приложение 3).Игра «Профессии». В кругу педагог бросает мяч и называет профессию, ребенок возвращает мяч и называет два инструмента, которые нужны для этой профессии: Повар (кастрюля, сковорода....)Врач (шприц, градусник....) Строитель (мастерок, молоток Водитель (руль, колесо Плотник (пила, молоток...) Швея (иголка, нитка....) Журналист (ручка, бумага, камера...) Учитель (мел, ручка, тетрадка.) и т.д.4.Упражнение «Закончи ряд». Выполняется за столами. Детям предлагается дорисоватьсоблюдая закономерность по образцу до конца два ряда с одинаковым рисунком:верхний ряд правой рукой, нижний ряд - левой рукой.ЛIЛII ЛIIIЛI5. Игра «Водяной» Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются покругу со словами: «Дедушка водяной, что сидишь ты под водой, выгляни на чуточку, на одну минуточку».Круг останавливается. «Водяной» не открывая глаз подходит к одному из играющих. Он должен определить, кто перед ним (может трогать, но глаз открывать нельзя).Игровой комплекс 16Приветствие (Варианты комплексов 2-4)Игровое упражнение «Лабиринт» (можно выполнять за столом, можно - на ковре) Детям раздается рисунок лабиринта (можно один на двоих) и предлагается определить, на каком инструменте играют клоуны. Правило - кто первым определит, должен молча поднять руку.5. Игра «Штанга и кораблик» (см. ИК-9)Игровой комплекс 17Приветствие (Варианты комплексов 2-4)Упражнение «Что напутал художник». Детям предлагается картинка - нелепица, обсуждается, что напутал художник.Игра «Назови одним словом»Игра «Четвертый лишний»Игра «Любопытная Варвара» Любопытная Варвара Смотрит влево...Смотрит вправо... А потом опять вперед — Тут немного отдохнет. (Повернуть голову влево так, чтобы увидеть какможно дальше. Потрогать шею справа, ощутить напряжение мышц. Возвратиться в исходное положение. Посмотреть прямо. Повернуть голову вправо. Посмотреть прямо. Расслабились мышцы шеи.)А Варвара смотрит вверх!Выше всех, все дальше вверх!Возвращается обратно —Расслабление приятно! (Поднять голову вверх. Посмотреть на потолок. Больше откинуть шею назад. Выпрямиться. )А теперь посмотрим вниз —Мышцы шеи напряглись!Возвращается обратно —Расслабление приятно! (Медленно опустить голову вниз. Потрогать мышцы шеи сзади. Выпрямиться. )Игровой комплекс 18Приветствие (Варианты комплексов 2-4)Игра «Да и нет не говори».Упр. Дорисуй гирлянду. Выполняется за столами. Детям предлагается дорисовать по образцу до конца два ряда с одинаковым рисунком: верхний ряд правой рукой, нижнийИгра «Чего не стало» Детям предлагаются 10 предметных картинок, дается установка на запоминание. Затем дети закрывают глаза, а педагог убирает одну картинку и предлагает одному из детей назвать, чего не стало. Если ребенок затрудняется - ему помогают все. Повторяется несколько раз.Упражнение «Нарисуй такую же фигуру» (схема 5)Игра «Разрезные картинки» (см.ИК-11)Игра «Пружинки» (см. ИК-11)Игровой комплекс 19Приветствие (Варианты комплексов 2-4)Игровое упр. «Сделай все аквариумы одинаковыми»Игровое упражнение «Собери портфель». Детям предлагается набор предметов и игрушек, из которых нужно отобрать то, что потребуется в школе. Варианты - можно отобрать из набора предметных картинок.Игра «Назови одним словом»Упр. «Я на солнышке лежу» (см. ИК-3)Игровой комплекс 19Приветствие (Варианты комплексов 2-4)Игра «Найди отличия». Детям раздаются карточки и предлагается найти отличия в картинках (Приложение 3).Игра «Урок и переменка». Педагог показывает детям звонок, дети выстраиваются в 2-3 колонны в 3-4 ряда - «на урок». Звенит звонок на переменку - дети свободно перемещаются, играют, прыгают, звонок на «Урок» - все должны встать на свои места.Упр. «Закончи ряд». Выполняется за столами. Детям предлагается дорисовать по образцу до конца два ряда с одинаковым рисунком: верхний ряд правой рукой.

Список литературы
1. Аванесова В.Н. Теоретические основы занятий как формы организации умственного воспитания и обучения // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н.Поддъякова. - М., 1997. - С. 28-54.
2. Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. – Екатеринбург, 2004.
3. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов - на - Дону.,1999.
4. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М.,1994. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., МГУ, 1999. - 148 с.
5. Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе // Начальная школа: плюс до и после. - 2002. №10.
6. Бабаева Т.И., Логинова В.И. программа “Детство”. Изд. “Детство-Пресс”. 2006.
7. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Тренировка интеллекта. Игры и тесты для детей 5-7 лет. – Харьков: Фолио, 1997.- 412с.
8. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. – М.: Академия, 2000.-248с.Бодалёв А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1996 . 288 с.
9. Божович Л.И. Правильно организовать жизнь. Развитие воли в раннем и дошкольном возрасте // Семья и школа .-1999.-№2.-С.36-39.
10. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. М., 1997. -С.37
11. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. -М.,1994- 192 с.
12. Венгер А.Л., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста - Томск.,2000.
13. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1998. - 130 с.
14. Волкова Е.Т. Готов ли ребенок к школе // Дошкольное воспитание. 2001. №12.
15. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения: Сб. -М. Л.: Учпедгиз, 1998.- 135 с.
16. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Издательство АПН РСФСР, 1999.
17. Выготский Л.С- Мышление и речь. М., 1996. - 415 с.
18. Выготский Л.С. Проблема возраста. С.-Пб.: Союз , 1997. - С.3-39.
19. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.
20. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем внимание. – М. , 2003.
21. Готовность к школе. Под ред. И.В.Дубровинкой. М.,1995г.
22. Головнева Н.Я., Ильина М.Н., Парамонова Л.Г. Подготовка к школе. – СПб.: Дельта, 2001.-256с.
23. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: НПО Образование, 1996.-160с.Грейс Н. Приемы развития памяти, внимания и речи. М. Изд-во «Питер», 2008г.
24. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПб. , 2004.
25. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. - М., МГУ, 1996. - 154 с.
26. Гальперин П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий // Доклады на совещании по вопросам психологии. М., 1997. - С. 188 — 201.
27. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1996. – С. 23.
28. Давыдов В.В. Воспитание и обучение как всеобщая форма развития психики ребёнка // Проблемы развивающего обучения. -М.: Педагогика, 1996.-С.38-55.
29. Давыдова В.В. Теория развивающего обучения. М. ИНТОР, 1996г.
Диагностическая и координационная работа школьного психолога. Под ред. И.В.Дубровиной. М.,1997г.
30. Диагностика умственного развития дошкольников. Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. М., Педагогика, 1998 г.
31. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. М., 1998г.
32. Зимняя И.А. Педагогическая психология. РостовнаДону, М., 2000. часть 4, гл.1, с.191-216
33. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М. , 1991.
34. Кабанова М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога. – СПб.: Издательский Дом “Нева”; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.-224с.
35. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.,1991.-254с.Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М.: Наука.- 1999.-256 с.
36. Короткова Н.А. Способы согласования действий в совместной игре детей // Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. М., 1999. - С. 43 - 47.
37. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М., изд-во "Наука", 2002. - 96 с.
38. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. "Психологическая готовность к школе" (Москва, 1987).
39. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М., 1987. - с.80
40. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991. - С. 56.
41. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991. - С. 56.
42. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
43. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1997,- 303 с.
44. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребёнка // Избранные психологические произведения .- М.: Педагогика , 1999. -Т.1.- С.281-303.
45. Леонтьев А.Н. Очерки развития психики // Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1999. - Т. 2. - 320 с.
46. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев, 1997. - С.106.
47. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. -М., 1986.
48. Мухина В.С. "Детская психология", М. 1985 - 315 с.
49. Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М. , 2002.
50. Нежнова Т.А. Динамика "внутренней позиции" при переходе от дошкольного к школьному возрасту. - М., 1988.
51. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ "Сфера", 1996 - 148 с.
52. "Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста" под ред. Д.П. Эльконина, А.Л. Вангера, М. 1988 - 189 с.
53. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996. - С. 239.
54. Петроченко Г.Г. "Развитие детей 6 - 7 летнего возраста и подготовка их к школе", М. 1978 - 291 с.
55. Практикум по возрастной и педагогической психологии", под редакцией И.В. Дубровиной, М. 1998 - 225 с.
56. Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004.
57. Светловская И.С. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении // Начальная школа. - 1990. - № 5. - С.57-60.
58. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2000.-288с.
59. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.-192с.Узорова О. В. , Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. – М. , 2003.
60. Узорова О. В. , Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2003.
61. "Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология", Дубровина И.В., Зацепин В.В., М., 1999 - 253 с.
62. Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. "Введение в школьную жизнь", Томск, 1992 - 94 с.
63. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2002.
64. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. — М., 1998.
65. Шевердина Н. А. , Сушинскас Л. Л. Тестирование будущих первоклашек. – Ростов н/Д. , 2004.
66. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., Издательский центр, “Академия”. 2006.
67. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: (краткий очерк).- М.: Изд-во АПН РСФСР. 1998. - 115 с.
68. Эльконин Д.Б. , Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний,- М.: Просвещение, 1996,- 98 с.
69. Эльконин Д.Б. Комплексная характеристика развития игры // Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Д.И.Фельдштейна.- М.: Междунар.пед.академия.-1999,- С.105-119.
70. Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности // Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Д.И.Фельдштейна.-М.: Междунар.пед.академия.- 1999,- С.157-168.


Вопрос-ответ:

Что такое психологическая готовность детей к школе?

Психологическая готовность детей к школе - это готовность ребенка к началу учебной деятельности, которая включает в себя различные аспекты психологического развития, такие как когнитивные способности, эмоциональная устойчивость, коммуникативные навыки и др. Эта готовность помогает ребенку успешно адаптироваться к новому учебному окружению и осваивать новые знания и навыки.

Какие есть предпосылки психологической готовности к учебной деятельности в начальной школе?

Предпосылки психологической готовности к учебной деятельности в начальной школе включают в себя такие аспекты, как развитие речи и мышления, умение концентрировать внимание, формирование навыков самоконтроля и саморегуляции, развитие социальных навыков, умение работать в коллективе, эмоциональная устойчивость и др. Все эти предпосылки помогают ребенку успешно включиться в учебный процесс и достичь успеха в школе.

Какие аспекты внешней структуры учебной деятельности рассматриваются в исследованиях?

В исследованиях рассматриваются различные аспекты внешней структуры учебной деятельности, включая овладение навыками чтения и письма, умение решать математические задачи, понимание инструкций учителя, организация рабочего места, умение работать с учебными материалами и др. Эти аспекты влияют на эффективность учебного процесса и оказывают влияние на общую успеваемость и адаптацию ребенка в школе.

Какой опытно-экспериментальный подход используется для изучения психологической готовности детей к школе?

Для изучения психологической готовности детей к школе часто используют опытно-экспериментальные подходы, которые включают проведение специально организованных экспериментов, анкетирование родителей и учителей, наблюдение за детьми в различных ситуациях и др. Этот подход позволяет получить объективные данные о психологической готовности детей к школе и определить факторы, влияющие на успешную адаптацию в учебной среде.

Что такое психологическая готовность детей к школе?

Психологическая готовность детей к школе - это комплекс психологических характеристик, которые помогают ребенку успешно адаптироваться к новым учебным условиям и требованиям школы.

Какие подходы используются для изучения психологической готовности детей к школе?

Для изучения психологической готовности детей к школе применяются различные теоретико-методологические подходы, такие как компонентный подход, системный подход, личностно-ориентированный подход и другие.

Какие компоненты входят во внешнюю структуру учебной деятельности?

Во внешнюю структуру учебной деятельности входят компоненты, такие как организация учебного пространства, планирование учебной деятельности, формирование учебной мотивации, развитие учебных навыков и др.

Какие исследования проводятся по проблеме психологических предпосылок к учебной деятельности?

В исследованиях отечественных и зарубежных ученых исследуются психологические предпосылки к учебной деятельности детей, включая факторы развития речи, внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы и другие аспекты, влияющие на успешное обучение в начальной школе.