Отражение теневой экономики в СНС и ее влияние на ВВП

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Экономика
  • 2020 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 14.07.2011
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА КАК НОВОЕ ЯВЛЕНИЕ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
1.1 Сущность и основные характеристики теневой экономики как явления в рыночной системе
1.2 Основные формы теневой экономики и их характеристики
1.3 Методы регулирования теневой экономики и их классификация
2 МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И ОТРАЖЕНИЕ В СНС
2.1 Государственная политика в регулировании теневой экономике на примере США
2.2 Российская модель рыночной экономики и влияние теневой экономики на экономическую безопасность страны
2.3 Проблемы и перспективы экономического роста и безопасности российской экономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А

Фрагмент для ознакомления

Чрезмерное ее развитие невыгодно подавляющему большинству законопослушных граждан. Поэтому речь должна идти не о ликвидации теневой экономики и не о капитуляции перед ее напором, а о поддерживании динамического равновесия между законной экономикой и экономикой вне закона.
Задача правоохранительных органов – сдерживать теневую экономическую деятельность в тех рамках, в которых она не разрушает экономическую систему. К наиболее значимой угрозе в настоящее время относят уклонение от уплаты налогов. Далее будут рассмотрены особенности влияния теневой экономики на экономическую безопасность и перспективы экономического развития Российской Федерации и обеспечение безопасности.
2.3 Проблемы и перспективы экономического роста и безопасности российской экономики

Стратегическая цель рыночной модели экономики в России сегодня - это формирование эффективной экономики с сильной социальной ориентацией. Что касается российской экономики в рамках Концепции 2020, отметим, что стратегия социально-экономического развития России до 2020 года (Стратегия) по сути, является политическим решением о переводе российской экономики с инерционного энерго-сырьевого на инновационный путь развития. Реализация этой стратегии должна основываться на Концепции социально-экономического развития страны, разработанной Правительством исходя из этого решения (Концепция).
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что для профилактики преступности и 6opьбы с ней необходимо развитие в первую очередь правовой базы как основы надежной защиты прав и законных интересов граждан, а также соблюдение международных правовых обязательств Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью и соблюдения прав человека. Важно лишить преступность питательной среды, обусловленной коллизиями в законодательстве, кризисом в экономике и социальной сфере.
Недостатки действующего законодательства:
Один из основных недостатков действующего российского законодательства - отсутствие комплекса специализированных уголовно-правовых, процессуальных, финансово-фискальных мер, направленных непосредственно на борьбу с организованной преступностью (а не с преступностью в широком понимании). Большинство из действенных мер предусмотрено в законопроектах по борьбе с оргпреступностью и коррупцией, которые на протяжении ряда лет дорабатываются в различных высших законодательных инстанциях и так и не приняты в виде закона. В действующем законодательстве отсутствуют такие основополагающие понятия, как «организованная преступность» и «коррупция». Новый УК РФ практически полностью обходит нормы, касающиеся борьбы с организованной преступностью.
Другой фактор, существенно осложняющий правоприменительную практику, - отсутствие закона о защите свидетелей, что резко снижает эффективность расследования деятельности организованных преступных групп. В определенной степени на результаты борьбы с организованной преступностью органов ФСБ, МВД и других влияет изменение общероссийского уголовного законодательства в сторону уменьшения числа экономических преступлений, относящихся к подследственности органов безопасности. Материалы, направляемые оперативными подразделениями в прокуратуру и органы внутренних дел для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности, далеко не всегда используются эффективно, и часто уголовное дело прекращается.
Необходимо на государственном уровне с участием сотрудников правоохранительных органов создать систему криминологической экспертизы разрабатываемых и принимаемых законов и нормативных актов, регулирующих сферу экономических отношений, с особым упором на правовую защиту экономической безопасности личности, общества и государства. При этом следует обеспечить участие представителей правоохранительных структур в экспертизе данных нормативных правовых актов.
Отечественный и международный опыт выявления и пресечения фактов отмывания (легализации) доходов, полученных незаконным путем, их сокрытия от контроля налоговых органов показывает, что за последние годы одним из его основных механизмов стало широкое использование электронных казино, букмекерских контор, иных игровых систем. Однако анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность субъектов предпринимательства в сфере игорного бизнеса, показывает, что, несмотря на принятие в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 182-ФЗ гл. 29 «Налог на игорный бизнес» НК России, в ней, как и в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) средств, полученных незаконным путем», не предусмотрено положения, отдельно регламентирующие порядок налогообложения и контроля компаний, занимающихся организацией игорного бизнеса в сети Интернет, что позволяет им не только уходить от налогообложения, но и дав возможность практически неограниченного использования финансовых активов, полученных криминальным путем, для легализации.
Итак, для стимулирования сокращения теневой экономики России необходимо обратиться к опыту зарубежных стран.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе необходимо было определить особенности теневой экономики на примере России. В процессе написания работы было выяснено, что теневая экономика - экономика, укрываемая в целях избежать налогов или в связи с нежеланием экономических субъектов придавать известность своим действиям и доходам.
Теневая экономика (скрытая, параллельная, подземная, неформальная, кэш-экономика, черный рынок) также - это все виды экономической деятельности, не учитываемые официальной статистикой и не включаемые в ВНП.
Структура теневой экономики состоит в разделении на криминальный и некриминальный сектор. Также теневую экономику, как было выяснено, можно разбить на три сектора:
неофициальная экономика;
фиктивная экономика;
подпольная экономика.
Выяснили, что в российском законодательстве отсутствуют такие понятия, как «теневая экономика» и «теневой капитал», что порождает некоторые проблемы при квалификации деяний субъектов теневой экономической деятельности с точки зрения Уголовного кодекса (УК) Российской Федерации (РФ). Каждый исследователь этого сложнейшего социально-экономического явления, рассматривая его с различных позиций, привносит свои оценки, взгляды и суждения, предлагая различные пути и способы учета теневых экономических явлений либо механизмы государственного противодействия развитию данной сферы.
Были рассмотрены особенности теневого сектора на примере США. Выяснили, что методы борьбы с теневой экономикой в США в условиях современности следующие:
развитое антитрестовое законодательство;
активная поддержка предпринимательских структур посредством предоставления льгот и преференций;
активная политика по борьбе с коррупцией;
отлаженная система исполнительных органов власти (например, развитая финансовая система).
В завершении можно отметить, что теневая экономика представляет собой хозяйственную, коммерческую и иную экономическую деятельность, скрытую от официального учета и контроля.
Итак, в процессе написания данной работы было выяснено, что в любой стране, в том числе и Российской Федерации, необходимо эффективное противостояние развитию теневого сектора экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Алентьев А.А. Основы макроэкономики.- М.: «Вид-М», 2009.- 599 с.
Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник. - М.: ДИС, 2009. - 320 с.
ВВП США в 2010 году вырастет на 2-3%, безработица до 9,5%, инфляция до 1,6% // Деньги.- 2010.- 22 мая
Дегтярев А.А.. Основы экономической теории.- М.: «Пересвет», 2009.-479 с.
Еремина В. Анализ регулирование экономики развитых стран // Россия и глобальная экономика.- 2010.- 1 февраля.- № 36 (437)
Захаров И.Ю. Государственное регулирование экономики.- М.: «Визави», 2009.-480 с.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Российская нация.- 2009
Латов Ю.В. Экономика вне закона. (Очерки по теории и истории теневой экономики).- М.: Московский общественный научный фонд, 2010.-660 с.
Лившиц А., Никулина И. Введение в рыночную экономику. – М.: «Альянс», 2010.-349 с.
Общая характеристика финансовой системы США // Glob fin- 2009.- март.- №4
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.- М.: «Пересвет», 2010.-436 с.
Россия и современность // Российская газета - Федеральный выпуск.- 2006.- 25 марта.- №4027
России как в США нужна борьба с теневой экономикой // Экономика.- 2009.- 21 февраля
Фридрих Шнайдер извинился за ошибки в расчетах теневой экономики в Латвии // Курс Балтики.- 2010.- 1 октября
Что такое теневая экономика // Газета-Ру.- 2007.- 4 октября


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Показатели развития экономики России в перспективе до 2020 года

2007 год 2008 -2010 годы 2011 - 2015 годы 2016 - 2020 годы Цены на нефть (мировые), долларов США за баррель 69,3 99 91 108 Мировая экономика, среднегодовой прирост 4,9 4,2 4,4 4,0 Численность населения, млн. человек 142,1 141,8 142,2 143,4 Инфляция среднегодовая, прирост цен, процентов 9 10,3 6,4 3,5 Валовой внутренний продукт, среднегодовой прирост 8,1 6,8 6,4 6,3 Промышленное производство, среднегодовой прирост 6,3 5,7 5,3 5,1 Реальные располагаемые доходы населения, среднегодовой прирост 10,7 10,0 7 6,7 Розничный товарооборот, среднегодовой прирост 16,1 12,8 7,5 6,4 Инвестиции, среднегодовой прирост 21,1 14-14,8 10,3 10,0 Иностранные инвестиции (прямые) (по методологии платежного баланса), процентов валового внутреннего продукта 3,6 2,9 3,1 3,5 Экспорт, среднегодовой прирост 4,5 2,8 2,8 3,8 Импорт, среднегодовой прирост 26 20 8,7 6,5


Латов Ю.В. Экономика вне закона. (Очерки по теории и истории теневой экономики).- М.: Московский общественный научный фонд, 2010.-660 с., с.25
Алентьев А.А. Основы макроэкономики.- М.: «Вид-М», 2009.- 599 с., с.103
Алентьев А.А. Основы макроэкономики.- М.: «Вид-М», 2009.- 599 с., с.100
Что такое теневая экономика // Газета-Ру.- 2007.- 4 октября
Захаров И.Ю. Государственное регулирование экономики.- М.: «Визави», 2009.-480 с., с.308
Еремина В. Анализ регулирование экономики развитых стран // Россия и глобальная экономика.- 2010.- 1 февраля.- № 36 (437)
ВВП США в 2010 году вырастет на 2-3%, безработица до 9,5%, инфляция до 1,6% // Деньги.- 2010.- 22 мая
Фридрих Шнайдер извинился за ошибки в расчетах теневой экономики в Латвии // Курс Балтики.- 2010.- 1 октября
России как в США нужна борьба с теневой экономикой // Экономика.- 2009.- 21 февраля
Общая характеристика финансовой системы США // Glob fin- 2009.- март.- №4
Общая характеристика финансовой системы США // Glob fin- 2009.- март.- №4
Дегтярев А.А.. Основы экономической теории.- М.: «Пересвет», 2009.-479 с., с.217
Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник. - М.: ДИС, 2009. - 320 с., с.84
Лившиц А., Никулина И. Введение в рыночную экономику. – М.: «Альянс», 2010.-349 с., с.281
Лившиц А., Никулина И. Введение в рыночную экономику. – М.: «Альянс», 2010.-349 с., с.302
Россия и современность // Российская газета - Федеральный выпуск.- 2006.- 25 марта.- №4027
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Российская нация.- 2009












3

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алентьев А.А. Основы макроэкономики.- М.: «Вид-М», 2009.- 599 с.
2.Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник. - М.: ДИС, 2009. - 320 с.
3.ВВП США в 2010 году вырастет на 2-3%, безработица до 9,5%, инфляция до 1,6% // Деньги.- 2010.- 22 мая
4.Дегтярев А.А.. Основы экономической теории.- М.: «Пересвет», 2009.-479 с.
5.Еремина В. Анализ регулирование экономики развитых стран // Россия и глобальная экономика.- 2010.- 1 февраля.- № 36 (437)
6.Захаров И.Ю. Государственное регулирование экономики.- М.: «Визави», 2009.-480 с.
7.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Российская нация.- 2009
8.Латов Ю.В. Экономика вне закона. (Очерки по теории и истории теневой экономики).- М.: Московский общественный научный фонд, 2010.-660 с.
9.Лившиц А., Никулина И. Введение в рыночную экономику. – М.: «Альянс», 2010.-349 с.
10.Общая характеристика финансовой системы США // Glob fin- 2009.- март.- №4
11.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.- М.: «Пересвет», 2010.-436 с.
12.Россия и современность // Российская газета - Федеральный выпуск.- 2006.- 25 марта.- №4027
13.России как в США нужна борьба с теневой экономикой // Экономика.- 2009.- 21 февраля
14.Фридрих Шнайдер извинился за ошибки в расчетах теневой экономики в Латвии // Курс Балтики.- 2010.- 1 октября
15.Что такое теневая экономика // Газета-Ру.- 2007.- 4 октября

Вопрос-ответ:

Каковы основные характеристики теневой экономики?

Теневая экономика характеризуется непризнанием государством и обществом, отсутствием учета в официальной статистике, неопределенностью в отношении правового статуса и неофициальными формами организации.

Какие существуют формы теневой экономики?

Основными формами теневой экономики являются неформальная занятость, подземная экономика, нелегальная миграция, контрабанда, уклонение от налогов, коррупция и схемы отмывания денег.

Какие методы регулирования теневой экономики существуют?

Методы регулирования теневой экономики можно классифицировать на административные, экономические и правовые. К административным методам относятся ужесточение наказаний, контроль за оборотом наличных денег, проверки и рейды. Экономические методы включают снижение налогового бремени, упрощение процедур регистрации и лицензирования, проведение амнистии и т.д. Правовые методы связаны с изменением законодательства и внедрением мер, направленных на борьбу с коррупцией и противодействие отмыванию денег.

Какая государственная политика в регулировании теневой экономики проводится в США?

В США проводится активная государственная политика по борьбе с теневой экономикой. В рамках этой политики применяются меры по ужесточению наказаний за нарушение законодательства, проводятся систематические проверки и рейды, а также внедряются новые технологии для борьбы с отмыванием денег и финансовыми преступлениями.

Каким образом теневая экономика отражается в системе национальных счетов (СНС) и влияет на ВВП?

Теневая экономика оказывает отрицательное влияние на СНС и ВВП. Поскольку многие теневые операции не учитываются официальной статистикой, ВВП занижается, а данные о проценте экономической активности и потреблении могут быть неточными. Более того, теневая экономика снижает налоговые поступления и создает неблагоприятные условия для развития официального сектора экономики.

Какие основные характеристики теневой экономики в рыночной системе?

Основными характеристиками теневой экономики являются незаконные операции, неофициальная занятость, уклонение от уплаты налогов и отчетности, обход государственных регулирований и контроля, скрытые договорные отношения. Теневая экономика характеризуется низкой прозрачностью и высоким уровнем коррупции.

Какие существуют формы теневой экономики и как их можно охарактеризовать?

Основными формами теневой экономики являются незарегистрированные предприятия и предприниматели, нелегальные рынки, торговля контрафактными товарами, нелегальная миграция и трудовая деятельность, уклонение от уплаты налогов и сокрытие доходов. Все эти формы характеризуются отсутствием государственной регистрации, оплаты налогов и социальных взносов, а также нарушением трудового законодательства и обходом правил рыночной конкуренции.

Какие методы регулирования теневой экономики существуют и как их можно классифицировать?

Существуют различные методы регулирования теневой экономики, такие как налоговая политика, мониторинг и контроль, ужесточение наказания и санкций, стимулирование легальной экономики, повышение прозрачности и открытости государственных процессов. Эти методы можно классифицировать на фискальные, административные и правовые, социальные и этические, а также информационные и технические.

Какую государственную политику в регулировании теневой экономики можно наблюдать на примере США?

В США государственная политика в регулировании теневой экономики основана на сокращении налоговых льгот и уровня налогообложения, ужесточении антикоррупционных мер, повышении эффективности и открытости банковской системы, а также на стимулировании легальной предпринимательской деятельности и создании благоприятного инвестиционного климата. При этом особое внимание уделяется борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.