Вам нужна дипломная работа?
Интересует Менеджмент?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Особенности антикризисного управления на различных стадиях жизненного цикла предприятия

  • 91 страница
  • 65 источников
  • Добавлена 07.06.2014
3 575 руб. 7 150 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 4
1 Анализ деятельности предприятия (ООО «Сервис Трейд») 6
1.1 Общая характеристика деятельности ООО «Сервис Трейд» на рынке 6
1.2 Технико-экономические показатели деятельности ООО «Сервис Трейд» по основным направлениям развития предприятия 14
1.3 Оценка финансово-хозяйственной деятельности ООО «Сервис Трейд» 21
2 Мероприятия, направленные на формирование системы антикризисного управления ООО «Сервис Трейд» 37
2.1 Анализ существующей антикризисной стратегии управления на ООО «Сервис Трейд» 37
2.2 Разработка мероприятий антикризисной стратегии в соответствии со стадиями жизненного цикла 48
2.3 Формирование общей антикризисной стратегии ООО «Сервис Трейд» 62
3 Оценка эффективности предложенных мероприятий 69
3.1 Расчет затрат на проведение разработанных мероприятий антикризисной стратегии 69
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий 72
Заключение 84
Список использованной литературы 86
Приложения 92
Фрагмент для ознакомления

Для формирования проекта решений по выходу из кризиса ООО «Сервис трейд» в рамках обшей корпоративной стратегии построим дерево целей проекта (рис. 10). Рис. 10. Дерево целей проектаСтратегическая цель достигается на основе достижения функциональных целей по основным подсистемам: маркетинг, финансы, производство, кадровый потенциал. Для достижения функциональных целей должны быть поставлены подцели (третий уровень дерева целей). После целей третьего уровня уже начинается формулирование и постановка конкретных задач и разработка соответствующих мероприятий для достижения поставленных целей.В связи с тем, что конкурентная позиция предприятия оценивается как сильная, а возможности роста рынка продукции и услуг можно считать умеренно быстрыми, то для предприятия наиболее приемлемыми являются стратегии центрированной или конгломеративной диверсификации: поиск и использование дополнительных возможностей новых продуктов и расширение предприятия за счет технологически не связанных с имеющимися продуктами.Для дальнейшей разработки стратегии необходимо проанализировать возможность применения основных типов стратегий, и составить список стратегий.Возможности применения эталонных стратегий для предприятия представлены в табл. 24. Таблица 24Выбор эталонной стратегии для ООО «СЕРВИС ТРЕЙД»СтратегияПреимуществаОграниченияСтратегия лидерства по издержкамСнижение издержек фирмы за счет применения эффекта масштабаКомпания не может снизить стоимость услуг слишком сильноСтратегиядифференциацииИспользовать преимущества эксклюзивности представляемых марокМалая известность эксклюзивных марок в обществеСтратегия фокусированияУсиление влияния на отдельных сегментах рынкаОпасность потери других сегментов и рыночной доли в целомРассмотрев возможности конкурентного поведения ООО «СЕРВИС ТРЕЙД» на рынке, предлагается придерживаться стратегии дифференциации, которая позволит повысить конкурентоспособность предприятия за счет расширения рынка и формирования положительного имиджа для привлечения крупных платежеспособных клиентов.Использование стратегий концентрированного роста позволяет фирме улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли, а также определяет необходимость поиска возможностей улучшения своего положения на существующем рынке.Возможности применения данного типа стратегий для ООО «СЕРВИС ТРЕЙД» рассмотрены в табл. 25. Из анализа видно, что предприятию для роста конкурентоспособности следует придерживаться стратегии проникновения на рынок, в рамках данной стратегии необходимо проводить рекламные компании и организовывать различные мероприятия, что привлечет новых клиентов.Таблица 25Выбор стратегии роста для ООО «СЕРВИС ТРЕЙД»СтратегияПреимуществаОграниченияСтратегия проникновения на рынокАктивное продвижение на рынкеСнижение возможности новых рыночных предложенийСтратегия разработки продуктаДополнительные возможности имеющегося рынка за счет более полного удовлетворения потребностейТрудности с выходом на новые рынкиСтратегия освоения рынкаЭкспансия на новые рынки и отдельные сегментыУгроза высоких входных барьеров на новых рынкахСтратегия диверсификацииВыход на новые рынки с новыми продуктамиБольшие объемы необходимых рыночных исследований и дополнительных финансовых и прочих ресурсовТаким образом, для повышения конкурентоспособности инновационного портфеля ООО «СЕРВИС ТРЕЙД» необходимо придерживаться стратегии развития предприятия, составляющей стратегию проникновения на рынок, соединенную со стратегией сфокусированной дифференциации. В рамках данной стратегии компания будет увеличивать рыночную долю на основе выявления новых конкурентных преимуществ.Внедрение данной стратегии позволит предприятию увеличить абсолютные показатели деятельности: выручку – до 10 % от достигнутого уровня при росте затрат не более чем на 5 %, что приведет к росту прибыльности и рентабельности деятельности ООО «СЕРВИС ТРЕЙД» (рис. 11)Ключевыми показателями проекта будут:Показатели прибыльности деятельность (комплексе), руб/руб.Показатели рентабельности деятельности (комплекс), %Динамика выручки и объемов продаж, млн. руб, %Рисунок 11 - Стратегическая карта новой бизнес-стратегии ООО «СЕРВИС ТРЕЙД»Сумма и структура затрат на производство и реализацию продукции, млн. руб., %Доля рынка, млн. руб., %Структура клиентов, %Структура поставщиков, %Показатели эффективности маркетинговой деятельности, млн. руб, ,руб/руб, %Структура ассортимента, %, ед.Количество и структура персонала, чел, %Капиталовложения, млн. руб.Данная система показателей позволит контролировать процесс внедрения мероприятий проекта и эффективность его выполнения.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий3.1 Расчет затрат на проведение разработанных мероприятий антикризисной стратегииПолная оценка проекта включает в себя анализ всех основных элементов его реализации. Количество и качество параметров и критериев для оценки инновационных изменений на каждом этапе может измениться. Основными же критериями всегда будут:-товарооборот и выручка ООО «Сервис трейд»-затраты и прибыль предприятия,-количество постоянных и вновь привлеченных клиентов;- структура активов и пассивов, ликвидность баланса.Влияние на эти критерии будут оказывать различные показатели деятельности, которые в результате проектных изменений, должны измениться в лучшую сторону, например:-повышение оборачиваемости оборотных средств;-количество выполняемых заказов;-уменьшение количества рекламаций;-время на поиск поставщиков;-оптимизация кредиторской и дебиторской задолженности, их сроков, и т.д.Цели, стратегия, политика предприятия. Проводя оценку в этом направлении, необходимо выявить, насколько цели и задачи инновационного проекта совпадают с целями и стратегией развития предприятия. Для ООО «Сервис трейд» разработанная проектная стратегия полностью соответствует общим целям и стратегии развития предприятия.Маркетинг. Для реализации проекта необходимо, чтобы маркетинговые исследования рынка подтвердили его актуальность, востребованность, выявили конкретных будущих потребителей. В данном случае, конечным результатом будет улучшение положения предприятия на рынке и восстановление его рентабельности.Однако целью маркетингового исследования проекта является не столько оценка будущего спроса, сколько оценка объема продаж, который будет обеспечен в результате ее внедрения, причем эта оценка имеет очень важное значение, так как объем продаж — это конечный показатель успеха стратегии. При оценке возможного объема продаж необходимо оценить общий размер рынка, долю рынка, вероятность коммерческого успеха. Финансы. При выборе антикризисной стратегии большое значение имеет правильная оценка ее эффективности (прибыльности). Для этого следует оценить затраты по разработанной стратегии и сравнить их с планируемым приростом продаж. В нашем случае затраты на 1 год составят:Затраты на формирование оптимальной структуры пассива – 1310 тыс. руб. (ориентировочно), в том числе:- разработка регламентирующей документации и составление контрактов – (дополнительная оплата 5 сотрудникам за 3 месяца работы в размере оклада с отчислениями 34% – 22 тыс.руб.*5 человека*3месяца *1,34= 442,2 тыс. руб.- разработка и обновление должностных инструкций (700 руб. – стоимость разработки одной должностной инструкции), необходимое количество должностных инструкций согласно штатному расписанию – 64, итого затрат – 0,7*64= 44,8 тыс. руб.- расходы на организацию работы новых отделов и служб, включая затраты на мебель и оргтехнику – 820 тыс. руб.- канцтовары – 3 тыс. руб.Годовые затраты на создание и продвижение интернет-магазина, а также программу тренингов - 1415,0 тыс. руб., в том числе:- переформирование сайта предприятия в Интернет-магазин и его поддержка на год – 225 тыс. руб.- заработная плата сотрудников Интернет-магазина (редактор – 25 тыс. руб/месяц, администратор – 35-40 тыс. руб./месяц) с отчислениями (34 %) ориентировочно составит 1042 тыс. руб.- система тренингов (по 2 сотрудника на тренинги работы с дилерами и на промышленном рынке и 3 сотрудника – на тренинг активных продаж) = (25,7+15,6)*2+21,8*3= 148 тыс. руб.Затраты на формирование маркетингово-инновационной службы (табл. 26). Установим размер оплаты труда специалистам в 30 тыс. руб. и 45 тыс. руб. для руководителя отдела. Предусмотрены ежеквартальные премии из прибыли при превышении плана продаж в размере 3 % от суммы превышения.Для оснащения 6 новых рабочих мест потребуется 247 тыс. руб. (мебель + оргтехника). Также ежемесячно необходимо будет выделять 30 тыс. руб. на представительские расходы и 18 тыс. руб. на бензин отделу (менеджеры будут не только работать в офисе, но и посещать клиентов). Таблица 26Затраты на создание нового отдела маркетинга и инноваций ООО «СЕРВИС ТРЕЙД»№МероприятиеЗатраты, тыс. руб.Вид затратмесяцгод1Подбор персонала (6 человек)нет, возложено на отдел кадров нет2Оборудование отдела (6 новых мест)247247капитальные2.1Мебель для оборудования рабочих мест68682.2Компьютеры 1451452.3Оргтехника и телефония34343Заработная плата руководителя отдела 45540текущие, управленческие4Заработная плата менеджеров 1802160текущие, управленческие5Представительские расходы30360текущие, управленческие6Амортизация7373текущие, управленческие7Затраты на транспорт18216текущие, управленческие8Налог на имущество55прочие9ЕСН76,5918текущие, управленческие10Расходные материалы и канцелярские товары112текущие, управленческие11Страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний2222текущие, управленческиеИТОГО697,54553В функции сотрудников данного отдела будет входить работа по формированию и выполнению мероприятий маркетинговой стратегии компании, а также работа с портфелем инноваций и обеспечению инновационного развития предприятия в целом.Итого планируемых затрат на 1 год проекта – 7278 тыс. руб.В таблице 27 приведен плановый расчет прибылей и убытков по проекту, в таблице 28 показано движение денежных потоков по проекту.3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятийПоказатели эффективности проекта, рекомендуемые для расчета, по проведенному исследованию, были получены следующие:Срок окупаемости (РВР) –= 4177,56/793,36=5,2года; Норма дисконта – 7 % (уровень инфляции)Чистая приведенная стоимость (NPV) проекта = 3277,84 тыс.руб. Внутренняя норма доходности (IRR) проекта = 6 %.Анализ чувствительности NPV к изменению основных показателей представлен на рис. 12-14. Таблица 27Расчет прибылей и убытковПоказатель201320142015201620172018201920202021Выручка от реализации продукции15265,9018471,7422350,8027044,4732723,8139268,5747122,2956546,7567856,10Затраты14566,7017480,0420976,0525171,2630205,5136246,6143495,9352195,1262634,14валовая прибыль699,20991,701374,761873,222518,303021,963626,364351,635221,95налоги139,84198,34274,95374,64503,66604,39725,27870,331044,39Кэш-фло операционной деятельности559,36793,361099,801498,572014,642417,572901,093481,304177,56Расходы по проекту10000,000,000,000,000,000,000,000,000,00Чистая прибыль-9440,64793,361099,801498,572014,642417,572901,093481,304177,56Таблица 28Расчет денежных потоковПоказатель201320142015201620172018201920202021Выручка от реализации продукции15265,9018471,7422350,8027044,4732723,8139268,5747122,2956546,7567856,10Затраты14566,7017480,0420976,0525171,2630205,5136246,6143495,9352195,1262634,14валовая прибыль699,20991,701374,761873,222518,303021,963626,364351,635221,95налоги139,84198,34274,95374,64503,66604,39725,27870,331044,39Кэш-фло операционной деятельности559,36793,361099,801498,572014,642417,572901,093481,304177,56Расходы по проекту10000,000,000,000,000,000,000,000,000,00Кэш-фло инвестиционной деятельности-10000,000,000,000,000,000,000,000,000,00Кредит 10000,00   Чистая прибыль-9440,64793,361099,801498,572014,642417,572901,093481,304177,56Оплата кредита 2828,572628,572428,572228,572028,571828,571628,570,00Кэш-фло от финансовой деятельности0,00-2828,57-2628,57-2428,57-2228,57-2028,57-1828,57-1628,570,00Баланс наличности-9440,64-2035,21-1528,77-930,00-213,93389,001072,521852,734177,56Баланс наличности на конец периода-8881,28-1241,85-428,96568,571800,722806,573973,605334,038355,13поток-9440,64793,361099,801498,572014,642417,572901,093481,304177,56дисконтированный поток (чистая приведенная стоимость)-9440,64741,46960,611223,281536,961723,691933,122167,982431,38накопленный дисконтированный поток-9440,64-8699,18-7738,57-6515,29-4978,33-3254,64-1321,52846,463277,84Рис. 12. Анализ чувствительности NPV к изменению ценыИз графика видно, что снижение цены услуг приводит к снижению чистой приведенной стоимости проекта, и наоборот. При этом снижение или увеличение цены на 30 % дает изменение чистой приведенной стоимости на 27 %.Рис. 13. Анализ чувствительности NPV к изменению себестоимостиИз рисунка видно, что чем ниже себестоимость, тем выше чистая приведенная стоимость проекта. При этом изменение себестоимости до 30 % дает изменение чистой приведенной стоимости на 23-24 %.Рис. 14. Анализ чувствительности NPV к изменению объема производстваИз графика видно, что рост объемов производства услуг приводит к пропорциональному росту чистой приведенной стоимости проекта, и наоборот. При этом влияние изменения объемов производства достаточно низкое – максимальное изменение объемов производства в 30% дает соответствующее изменение NPV только на 7,2 %.Рис. 15. Анализ чувствительности NPV к изменению инвестиционных издержекИз рисунка видно, что увеличение инвестиционных затрат до 30 % уменьшает чистую приведенную стоимость проекта всего на 0,3 %.Следовательно, наиболее влияющим фактором на чистую приведенную стоимость проекта выступает цена – изменение практически одинаковое.Согласно таблице по прибылям и убыткам, безубыточность достигается в 1 квартале 2 года реализации проекта.Итоговая эффективность проекта антикризисной стратегии рассчитана в табл. 29. Из расчетов видно, что при убыточности проекта в первый год, уже в течение второго года предприятие получает прибыль и выходит на рентабельность деятельности. Таблица 29.Итоговая эффективность проекта за 5 лет (срок окупаемости)Показатель20132014201520162017Выручка15265,9018471,7422350,8027044,4732723,81Затраты24706,5417678,3821251,0025545,9030709,17Чистая прибыль (убыток)-9440,64793,361099,801498,572014,64рентабельность продаж, %-61,844,294,925,546,16рентабельность затрат. %-38,214,495,185,876,56По итогам проекта рентабельность увеличивается. Проект в целом при расчетах за 5 лет является прибыльным (2014,64 тыс. руб.) и рентабельным (больше 6 %). Такие низкие показатели вызваны большими затратами по проекту.Таким образом, на нормальную эффективность (среднеотраслевая рентабельность на уровне 10 %) проект выходит не раньше 5 лет присутствия на рынке.Для разработанной стратегии наиболее вероятными будут риски необеспечения финансирования, так как предприятие практически не имеет свободных средств. Но с другой стороны, затраты планируемых мероприятий достаточно небольшие, предприятие постоянно снижает суммы долгосрочных кредитных обязательств, так что вполне возможным будет взять банковский кредит при необходимости.Всегда возможны риски усиления конкуренции и возникновения непредвиденных затрат, но проведенный анализ внешней седы показывает что имеющегося потенциала предприятия достаточно для ведения запланированной стратегии.Определим основные риски стратегии в таблице 30.Таблица 30Риски проекта антикризисной стратегии№Описание рискаИсточникХарактер риска1Финансовые риски1.1Банкротство/невозможность закончить проект всвязи с недостатком средствВнутреннийФинансовый1.2Превышение бюджетаКак внутренний, так и внешнийФинансовый2Временные риски2.1Превышение сроков реализации проектаКак внутренний, так и внешнийВременной2.2Задержка в согласовании документов по проекту внутри компанииВнутреннийВременной2.3Задержка в согласовании документов по проекту из внешней средыВнешнийВременной3Технические риски3.1Сбои переноса данных в новый программный продукт управленческого учета из старой системыВнутреннийТехнический3.2Сбои работы оборудования в связи с повышением нагрузки (повышением потока информации и обращений пользователей)ВнутреннийТехнический3.3Отсутствие необходимого уровня квалифицированных сотрудниковВнутреннийТехнический4Макроэкономические риски4.1Изменение законодательства в области хозяйственной деятельности ООО «Сервис трейд», таможенного законодательства ВнешнийМакроэкономический4.2Изменение налогового законодательстваВнешнийМакроэкономический4.3Появление новых конкурентовВнешнийМакроэкономическийДалее проведем количественный анализ выявленных рисков по методике оценки вероятности наступления (1 – минимальная вероятность, 5 – максимальная вероятность) и силе воздействия наступления рискового события (1 – минимальное воздействие, 5 – максимальное воздействие) (табл. 31).Таблица 31Анализ рисков антикризисной стратегии№ ОписаниеВероятность наступления (1 - 5)Сила воздействия (1 - 5)Коэффициент воздействия1Финансовые риски   19/9,51.1Банкротство/невозможность закончить проект всвязи с недостатком средств25101.2Превышение бюджета3392Временные риски   24/82.1Превышение сроков реализации проекта 33 92.2Задержка в согласовании документов по проекту внутри компании3392.3Задержка в согласовании документов по проекту из внешней среды2363Технические риски   26/8,73.1Сбои переноса данных в новый программный продукт управленческого учета из старой системы2483.2Сбои работы оборудования в связи с повышением нагрузки (повышением потока информации и обращений пользователей)34123.3Отсутствие необходимого уровня квалифицированных сотрудников3264Макроэкономические риски   20/6,74.1Изменение законодательства в области хозяйственной деятельности ООО «Сервис трейд», таможенного законодательства 2364.2Изменение налогового законодательства2484.3Появление новых конкурентов326Из проведенного анализа видно, что хотя по числу рисков группа финансовых рисков меньше, но по среднему значению риски данной группы – максимально опасные (9,5 баллов). Минимально оценены риски макроэкономических факторов – 6,7 баллов.Общий уровень риска стратегии:Максимальное значение рисковых факторов -5*5*11=275Суммарное выявленное значение рисковых факторов – 19+24+26+20 = 89Общий уровень риска – 89/275 =0,323.Далее представим основные меры по профилактике и управлению возникшими рисками (табл. 32) Таблица 32Мероприятия по реагированию на риски ОписаниеК-т воздействияПрофилактика возникновения рискаРеагирование на возникновение риска1Финансовые риски  1.1Банкротство/невозможность закончить проект в связи с недостатком средств5Отслеживание текущих показателей работы компании, контроль денежных потоков, раннее реагирование на возможные проблемы в компанииЗаморозка или закрытие проекта с минимальными потерями.1.2Превышение бюджета9Отслеживание текущих денежных потоков, четкий план расходов и бюджет, контроль за всеми платежами в соответствии с запланированными, при возникновении вероятности наступления риска оповестить команду проекта и выработать стратегию профилактикиПоиск возможности сократить общий бюджет проекта в оставшихся платежах по проекту2Временные риски  2.1Превышение сроков реализации проекта  2.2Задержка в согласовании документов по проекту внутри компании12Планирование времени на согласование документов, взаимный контроль участников проекта за временем согласования, оповещение ключевых фигур о превышении времени согласованияНа раннем этапе возникновения риска, оповещение ключевых участников проекта (заказчик) для предотвращения ухудшения показателей проекта2.3Задержка в согласовании документов по проекту из внешней среды6Планирование времени на согласование документов, контроль со стороны рабочей группы проекта, строгие санкции в договорахПисьменное уведомление подрядчика о факте наступления риска, переговоры об оптимизации общего времени по проекту, применение санкций в крайних случаях2.4Прочие задержки12Планирование стадий и контрольных точек, контроль со стороны заинтересованных сторон, заблаговременное уведомление о возможности наступления риска, принятие решений по оптимизацииУвеличение рабочего времени для увеличения выработки в день, выделение дополнительного персонала на снижение отставания, пересмотр показателей проекта, пересмотр показателей проекта3Технические риски  3.1Сбои переноса данных в новый программный продукт управленческого учета из старой системы8Планирование и контроль со стороны информационного отдела, проверка алгоритмов передачи данных перед полной передачей, контроль со стороны руководителя информационного отделаВозврат к предыдущей версии, перепроверка алгоритмов, повторный перенос данных3.2Сбои работы оборудования в связи с повышением нагрузки (повышением потока информации и обращений пользователей)16Планирование загрузки со стороны ИТ отдела, контроль показателей нагрузки на стадии тестирования, предупреждение о возможности наступления риска заблаговременноВыяснение причины сбоя, выявление слабых мест в структуре оборудования, покупка дополнительного оборудования3.3Отсутствие необходимого уровня квалифицированных сотрудников6Планирование загрузки со стороны ИТ отдела, контроль показателей нагрузки на стадии тестирования, предупреждение о возможности наступления риска заблаговременноЗакупка необходимого оборудования4Макроэкономические риски  4.1Изменение законодательства в области хозяйственной деятельности ООО «Сервис трейд», таможенного законодательства 3Мониторинг со стороны ответственного отдела по вероятным изменениям законодательстваВ зависимости от глубины воздействия, может быть принято решение о закрытие проекта или решение о продолжении проекта4.2Изменение налогового законодательства8Мониторинг со стороны ответственного отдела по вероятным изменениям законодательстваВ зависимости от глубины воздействия, может быть принято решение о закрытие проекта или решение о продолжении проекта4.3Появление новых конкурентов6Мониторинг со стороны маркетингово-инновационного отдела.В зависимости от глубины воздействия, может быть принято решение о закрытие проекта или решение о продолжении проектаТаким образом, разработанные мероприятия по выходу ООО «Сервис трейд» из кризиса являются экономически эффективными и находятся в средней зоне риска.ЗаключениеВ результате проведенного анализа финансового состояния объекта исследования - ООО «Сервис трейд» можно сделать следующие выводы.Предприятие является одним из лидеров на рынке страны, ведет активную деловую и финансовую стратегию, занимая все большую долю рынка. При этом в 2012 году наблюдается небольшой спад в деятельности, вызванный переоснащением основных производственных мощностей. Коэффициенты ликвидности предприятия на конец года стали ниже нормативных показателей. В течение анализируемого периода наблюдаются отрицательные значения роста показателей рентабельности, свидетельствующие о наступающей убыточности хозяйственной деятельности. Таким образом, низкий уровень финансовой устойчивости ООО «Сервис трейд» требует разработки антикризисной стратегии, ориентированной на повышение платежеспособности предприятия.Эффективность актуальной стратегии предприятия весьма невелика (0,61 из 1), предприятие находится чуть выше среднего уровня привлекательности на рынке. Основные проблемы маркетинговой деятельности, выявленные в результате анализа:- практическое отсутствие маркетинговых исследований потребителей;- медленный рост доли рынка и количества покупателей;- слабая рекламная деятельность и политика продвижения;- отсутствие работы по повышению квалификации персонала в области продаж, в том числе электронных.Следует разработать программу повышения конкурентоспособности стратегии предприятия, а именно разработать новый маркетинговый план.Таким образом, при управлении развитием компании необходимо придерживаться стратегии развития предприятия, составляющей стратегию проникновения на рынок, соединенную со стратегией сфокусированной дифференциации. В рамках данной стратегии компания будет увеличивать рыночную долю на основе выявления новых конкурентных преимуществ. В соответствии с разработанными целями, был предложен ряд мероприятий по совершенствованию деятельности предприятия и разработки и реализации маркетинговой стратегии. Данные мероприятия включают:1. Формирование новой маркетинговой стратегии на основе построенного дерева целей по результатам проведенного анализа2. Разработка дополнительной программы продвижения продукции ООО «Сервис трейд», включая стимулирование продаж.3. Создание интернет-магазина и проведение соответствующего обучения персонала.Проведенная оценка проекта мероприятий маркетингового плана показала их быструю окупаемость, результативность и эффективность.Таким образом, предложенные в рамках разработанной стратегии мероприятия маркетингового плана предприятия являются достаточно эффективными, приносят ООО «Сервис трейд» дополнительных покупателей, увеличивают его выручку и прибыльность, что повышает его конкурентоспособность на рынке. Следовательно, цель работы выполнена, все поставленные задачи решены. Список использованной литературыАмблер, Т. Практический маркетинг[Текст]/ Т. Амблер, пер. с англ., под общей ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Издательство «Питер», 2009 - 400с.Анурин, В.Р. Маркетинговые исследования потребительского рынка[Текст]/ В.Р. Анурин, И.В. Муромкина, Е.С. Евтушенко. - СПб.; Питер, 2008. – 376 Армстронг, Г. Введение в маркетинг [Текст] 7-е издание. Учебное пособие / Гарри Армстронг, Филлип Котлер, пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2009.-640с.Березин, И.С. Маркетинг и исследования рынков[Текст]/ И.С. Березин. - М.: Русская Деловая Литература, 2010.-416с.Бирюков, В. Введение в CRM [Электронный   ресурс] / В. Бирюков, В. Дрожжинов – Режим доступа - http://www.russianenterprisesolutions.comБогданова Т.А., Градов А.П. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой – СПб.: Специальная литература, 2006. – 511 с.Большаков А.С. Антикризисноеуправление: финансовый аспект, СПбГУП, 2005.Бушуева, Л.И. Маркетинговые информационные системы в управлении предприятием / Л.И. Бушуева. [Электронный   ресурс] – Режим доступа: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2010Валдайцев С.В.Антикризисноеуправление на основе инноваций. Учебник для ВУЗов, М., Проспект, 2007.Ведров, Е.С. Маркетинговые исследования. [Текст] Учебный курс (учебно-методический комплекс). Часть 1. / Е.С. Ведров, Д.В. Петухов, А.Н. Алексеев. – М. Центр дистанционных технологий МИЭМП, 2010. – 312 с.Ведров, Е.С. Маркетинговые исследования. [Текст] Учебный курс (учебно-методический комплекс). Часть 2. / Е.С. Ведров, Д.В. Петухов, А.Н. Алексеев. – М. Центр дистанционных технологий МИЭМП, 2010. – 432 с.Гончаров М.И., Лемзяков Г.А. Консалтинг в антикризисномуправлении. Теория и практика, Экономика, 2006.Горемыкин, В.А. Планирование предпринимательской деятельности предприятия[Текст]/ В.А. Горемыкин, А.Ю. Богомолов. - М.: Инфра-М, 2011. – 214 с.Грант, Р.М. Современный стратегический анализ[Текст]/Р.М. Грант. - СПб: Питер, 2008. - С.560.Дойль, П. Менеджмент-маркетинг и стратегии[Текст]/ Питер Дойль, пер. с англ. – М.: ПрЕсс, 2008. – 442 с.Дудинска, Э. Информация в деятельности менеджера по маркетингу третьего тысячелетия [Электронный   ресурс] / Э. Дудинска. – Режим доступа:- http://www.my-market.ru/market__157.htmlДурович, А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности[Текст] / А.П. Дурович. - Мн.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 2009. - 464с.Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Инновационный менеджмент / Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. — М.: Высшее образование, 2008.Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисноеуправление: учебник. М., Омега-Л, 2007.Завгородняя, А.В. Маркетинговое планирование[Текст]/ А.В.Завгородняя – Спб: Питер, 2009Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Магистр, 2008. – 526 с.Захаров В.Я., Блинов А.О., Хавин Д.В. Антикризисное управление: Теория и практика. М., ЮНИТИ, 2006.Информационные системы маркетинга [Электронный   ресурс]. – Режим доступа: http://www.my-market.ru/market__155.htmlКавтарадзе Л. Инновации в современной розничной торговле [Текст]//РИСК (Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция), 2010, № 3 (июль-сентябрь). – 39-45Ковалев, А.И. Маркетинговый анализ[Текст]/ А.И. Ковалев, В.В.Войленко. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2012. – 213 с.Котлер, Ф. Основы маркетинга[Текст]/ Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг, пер. с англ.-4-е европ.изд.- К.;М.;СПб.: Издат.дом. «Вильямс», 2010.-105с.Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент[Текст]/ Ф. Котлер, пер. с англ. - СПб: Питер Ком, 2008.-896.Кузьмин, В. Вопросы развития маркетинговых систем [Электронный   ресурс]/ В. Кузьмин. – Режим доступа: http://www.my-market.ru/market__162.htmlКузьмин, В. Совершенствование маркетинга в организациях [Электронный   ресурс]/ В. Кузьмин. – Режим доступа - http://www.my-market.ru/market__154.htmlЛамбен, Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива[Текст]/ Ж.-Ж. Ламбен. – СПб.: наука, 2008Леви М., Веитц Б.А. Основы розничной торговли[Текст]/ М. Леви, Б.А. Веитц. – СПб: Питер -. 2012.Маркетин[Текст]г/ под ред. Л.В. Бирюковой. - М.: Экономика, 2008. – 214 с.Маркетинг[Текст] Учебник / Под ред. Э.А.Уткина. – М.: ЭКМОС, 2010. – 423 с.Маркетинговая оценка проекта (концепции) [Электронный   ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultestate.ru/node/18Маркетинговые исследования и информация [Электронный   ресурс]. – Режим доступа: http://www.mbaplus.info/text/rynok/isled_infoМаркетинговые стратегии роста прибыльности и стоимости бизнеса. Практика крупных российских компаний[Текст]. – М.: «Экономика», 2008. - 237 с.Маршанд, Д.А. Мастерство: Менеджмент. [Электронный   ресурс]/ Доналд А. Маршалл, пер. с англ. – Режим доступа: http://www.my-market.ru/market__149.htmlМировой ритейл упал в продажах, но вырос в прибыли: исследование [Электронный   ресурс]. - Режим доступа: http://www.retail.ruНикишкин В.В., Цветкова А.Б. Особенности комплекса маркетинга в розничной торговле[Текст] // Маркетинг в России и за рубежом . - 2008. - № 4. – 54-56 Основы маркетинга: учеб.пособие [Текст]/ Г.А. Васильев, Н.Д. Эриашвили, Н.А. Нагапетьянц и др.; под ред. проф. Г.А. Васильева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 543 с.Отт, Р. Создавая спрос. Эффективные советы и рекомендации по маркетингу ваших товаров и услуг[Текст]/ Ричард Отт, пер. с англ. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2011.-320с.Панов А.И. Стратегический менеджмент: учебное пособие для вузов[Текст]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012Пешкова, Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы[Текст]/ Е.П.Пешкова. – М.: Ось-89, 2009. – 198 с.Повышение качества обслуживания [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.rdtex.ru/iso/root/improvement_quality_service.htmlПопов Е.В. Потенциал маркетинга предприятия[Текст]/ Е.В. Попов. // Маркетинг в России и за рубежом, 2010. - №5. – 37-39.Портер М. Международная конкуренция: Пер с англ. [Текст] / Под ред. и с предисловием Протас В.Ф. – М.: Издательство: ЮНИТИ, 2009. – 452 с.Проект cтратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010 – 2015 годы и период до 2020 года. [Электронный   ресурс] - Режим доступа: http://www.bta-rb.ru/ 17-05-2010Ресурсы компании [Электронный   ресурс]. – Режим доступа: http://www.quans.ru/products/analiz/company-resurs/Родионова, В.Н. Стратегический менеджмент[Текст]/ В.Н. Родионова, Н.В. Федоркова, А.Н. Чекменев. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 123 с.Рынок розничной торговли [Электронный   ресурс]. – Режим доступа: http://bplans.r-cons.ruРынок розничной торговли [Электронный   ресурс]. – Режим доступа: http://expert-rating.ruСестр, Г. Стратегическое значение информации и роль базы данных в маркетинге[Электронный   ресурс]/ Г. Сестр, пер. с нем. – Режим доступа : http://www.my-market.ru/market__164.htmlСистема маркетинговой информации. [Электронный   ресурс]. – Режим доступа: http://www.msvuz.ru/mar-006.htmСовременный маркетинг [Текст]/под ред. Хруцкого. - М., 2009 г. – 335 с.Спиридонов, И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России[Текст]: Учебное пособие/ И.А. Спиридонов – М.:ИНФРА-М., 2010. – 212 с.Степанов Р.В Управление инвестированием создания и развития инновационно-маркетинговой службы торгового предприятия[Текст]// Транспортное дело России. – 2009. - №3. – 56-63Стратегический менеджмент [Текст]/ под ред. Виханского О.С. – Ростов-на-Дону, 2011 г. – 166 с.Стратегическое планирование: простые инструменты решения сложных задач [Электронный   ресурс]. – Режим доступа: http://www.improvement.ru/bibliot/decision/decision05.shtm.Технологии, которые изменят торговлю// Продвижение Продовольствия. Procl&Food, 2010. — № 3.- 15-17Фатхутдинов, Р.А. Стратегический маркетинг[Текст]/ Р.А. Фатхуддинов, учебник для ВУЗов. 5-е издание. – СПб.: Питер, 2008 – 352 Федеев Конкуренция в розничной торговле [Электронный   ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-xecutive.ruФерштейн А. Соседние регионы – новые возможности для Вашей компании Электронный   ресурс]. – Режим доступа: http://consulting.cpmbusiness.ru, 27.11.2009.Черкасов А., Современный ритейл, инновации, интеграция и гибкость[Текст]// Мое дело. Магазин, 2008- N 3. - с.45-48Шевцова, О.Н. Структуризация внешней среды организации[Текст]/ О.Н. Шевцова // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2009. - №3 (20). - С.34 – 39Эванс, Дж. Р. Маркетинг[Текст] / Дж. Р. Эванс, Б. Берман. - М.: "Экономика", 2010 г. – 210 с.ПриложенияПриложение 1Сравнительно-аналитический баланс (актив) наименование статей код строкина начало периодана конец периодаизмененияабсолютная величинаотносительная величинаабсолютная величинаотносительная величинаабсолютная величинаотносительная величинав % к величине на начало годав % к изменениям итога баланса(тыс. руб.)(%)(тыс. руб.)(%)(тыс. руб.)(%)12345678910Актив         I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы 1110695505,002,07732727,002,0037222,00-0,07105,351,25Основные средства 11509339463,0027,819814045,0026,84474582,00-0,97105,0815,92Доходные вложения в материальные активы1160122691,000,37180666,000,4957975,000,13147,251,94Финансовые вложения 11707220955,0021,5016140607,0044,158919652,0022,64223,52299,21Отложенные налоговые активы 1180364872,001,09329638,000,90-35234,00-0,1890,34-1,18Прочие внеоборотные активы 119023245,000,0711560,000,03-11685,00-0,0449,73-0,39ИТОГО по разделу I (внеоборотные активы) 110017766731,0052,9127209243,0074,429442512,0021,51153,15316,75Окончание приложения 112345678910II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ  Запасы в том числе: 12102145707,006,392032278,005,56-113429,00-0,8394,71-3,80Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям1220182142,000,5432182,000,09-149960,00-0,4517,67-5,03Дебиторская задолженность 123012863969,0038,316364411,0017,41-6499558,00-20,9049,47-218,03Финансовые вложения 1240376819,001,12861617,002,36484798,001,23228,6616,26Денежные средства 1250245511,000,7362209,000,17-183302,00-0,5625,34-6,15Прочие оборотные активы 1270 0,00 0,00   0,00ИТОГО по разделу II (оборотные активы) 129015814148,0047,099352697,0025,58-6461451,00-21,5159,14-216,75БАЛАНС 120033580879,00100,0036561940,00100,002981061,000,00108,88100,00Приложение 2Сравнительно-аналитический баланс (пассив)  на 31.12.2012на 31.12.2013изменениянаименование статейкод строкиабсолютная величинаотносительная величинаабсолютная величинаотносительная величинаабсолютная величинаотносительная величинав % к величине на начало годав % к изменениям итога баланса(тыс. руб.)(%)(тыс. руб.)(%)(тыс. руб.)(%)(%)(%)12345678910Пассив III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Уставной капитал 13104200101,254200101,150,00-0,10100,000,00Добавочный капитал 13501357137040,411357137037,120,00-3,30100,000,00Нераспределенная прибыль/убыток1370-3026877-9,01-2528717-6,92498160,002,1083,5416,71ИТОГО по разделу III (капитал и резервы) 13001096450332,651146266331,35498160,00-1,30104,5416,71IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА  Заемные средства14101125620033,52740000020,24-3856200,00-13,2865,74-129,36Отложенные налоговые обязательства14203711751,114236491,1652474,000,05114,141,76Прочие обязательства145015443184,608515442,33-692774,00-2,2755,14-23,24ИТОГО по разделу IV (долгосрочные обязательства) 14001317169339,22867519323,73-4496500,00-15,5065,86-150,84Окончание приложения 212345678910V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА  Займы и кредиты 1510658807819,621305467335,716466595,0016,09198,16216,92Кредиторская задолженность152025884267,7131057988,49517372,000,79119,9917,36Доходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов 1530705090,21582850,16-12224,00-0,0582,66-0,41Оценочные обязательства15401976700,592053280,567658,00-0,03103,870,26ИТОГО по разделу V (краткосрочные обязатнльства) 1500944468328,131642408444,926979401,0016,80173,90234,12БАЛАНС 170033580879100,0036561940100,002981061,000,00108,88100,00

1. Амблер, Т. Практический маркетинг[Текст]/ Т. Амблер, пер. с англ., под общей ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Издательство «Питер», 2009 - 400с.
2. Анурин, В.Р. Маркетинговые исследования потребительского рынка[Текст]/ В.Р. Анурин, И.В. Муромкина, Е.С. Евтушенко. - СПб.; Питер, 2008. – 376
3. Армстронг, Г. Введение в маркетинг [Текст] 7-е издание. Учебное пособие / Гарри Армстронг, Филлип Котлер, пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2009.-640с.
4. Березин, И.С. Маркетинг и исследования рынков[Текст]/ И.С. Березин. - М.: Русская Деловая Литература, 2010.-416с.
5. Бирюков, В. Введение в CRM [Электронный ресурс] / В. Бирюков, В. Дрожжинов – Режим доступа - http://www.russianenterprisesolutions.com
6. Богданова Т.А., Градов А.П. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой – СПб.: Специальная литература, 2006. – 511 с.
7. Большаков А.С. Антикризисноеуправление: финансовый аспект, СПбГУП, 2005.
8. Бушуева, Л.И. Маркетинговые информационные системы в управлении предприятием / Л.И. Бушуева. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2010
9. Валдайцев С.В. Антикризисноеуправление на основе инноваций. Учебник для ВУЗов, М., Проспект, 2007.
10. Ведров, Е.С. Маркетинговые исследования. [Текст] Учебный курс (учебно-методический комплекс). Часть 1. / Е.С. Ведров, Д.В. Петухов, А.Н. Алексеев. – М. Центр дистанционных технологий МИЭМП, 2010. – 312 с.
11. Ведров, Е.С. Маркетинговые исследования. [Текст] Учебный курс (учебно-методический комплекс). Часть 2. / Е.С. Ведров, Д.В. Петухов, А.Н. Алексеев. – М. Центр дистанционных технологий МИЭМП, 2010. – 432 с.
12. Гончаров М.И., Лемзяков Г.А. Консалтинг в антикризисномуправлении. Теория и практика, Экономика, 2006.
13. Горемыкин, В.А. Планирование предпринимательской деятельности предприятия[Текст]/ В.А. Горемыкин, А.Ю. Богомолов. - М.: Инфра-М, 2011. – 214 с.
14. Грант, Р.М. Современный стратегический анализ[Текст]/Р.М. Грант. - СПб: Питер, 2008. - С.560.
15. Дойль, П. Менеджмент-маркетинг и стратегии[Текст]/ Питер Дойль, пер. с англ. – М.: ПрЕсс, 2008. – 442 с.
16. Дудинска, Э. Информация в деятельности менеджера по маркетингу третьего тысячелетия [Электронный ресурс] / Э. Дудинска. – Режим доступа:- http://www.my-market.ru/market__157.html
17. Дурович, А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности[Текст] / А.П. Дурович. - Мн.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 2009. - 464с.
18. Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Инновационный менеджмент / Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. — М.: Высшее образование, 2008.
19. Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисноеуправление: учебник. М., Омега-Л, 2007.
20. Завгородняя, А.В. Маркетинговое планирование[Текст]/ А.В.Завгородняя – Спб: Питер, 2009
21. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Магистр, 2008. – 526 с.
22. Захаров В.Я., Блинов А.О., Хавин Д.В. Антикризисное управление: Теория и практика. М., ЮНИТИ, 2006.
23. Информационные системы маркетинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.my-market.ru/market__155.html
24. Кавтарадзе Л. Инновации в современной розничной торговле [Текст]//РИСК (Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция), 2010, № 3 (июль-сентябрь). – 39-45
25. Ковалев, А.И. Маркетинговый анализ[Текст]/ А.И. Ковалев, В.В.Войленко. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2012. – 213 с.
26. Котлер, Ф. Основы маркетинга[Текст]/ Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг, пер. с англ.-4-е европ.изд.- К.;М.;СПб.: Издат.дом. «Вильямс», 2010.-105с.
27. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент[Текст]/ Ф. Котлер, пер. с англ. - СПб: Питер Ком, 2008.-896.
28. Кузьмин, В. Вопросы развития маркетинговых систем [Электронный ресурс]/ В. Кузьмин. – Режим доступа: http://www.my-market.ru/market__162.html
29. Кузьмин, В. Совершенствование маркетинга в организациях [Электронный ресурс]/ В. Кузьмин. – Режим доступа - http://www.my-market.ru/market__154.html
30. Ламбен, Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива[Текст]/ Ж.-Ж. Ламбен. – СПб.: наука, 2008
31. Леви М., Веитц Б.А. Основы розничной торговли[Текст]/ М. Леви, Б.А. Веитц. – СПб: Питер -. 2012.
32. Маркетин[Текст]г/ под ред. Л.В. Бирюковой. - М.: Экономика, 2008. – 214 с.
33. Маркетинг[Текст] Учебник / Под ред. Э.А.Уткина. – М.: ЭКМОС, 2010. – 423 с.
34. Маркетинговая оценка проекта (концепции) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultestate.ru/node/18
35. Маркетинговые исследования и информация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mbaplus.info/text/rynok/isled_info
36. Маркетинговые стратегии роста прибыльности и стоимости бизнеса. Практика крупных российских компаний[Текст]. – М.: «Экономика», 2008. - 237 с.
37. Маршанд, Д.А. Мастерство: Менеджмент. [Электронный ресурс]/ Доналд А. Маршалл, пер. с англ. – Режим доступа: http://www.my-market.ru/market__149.html
38. Мировой ритейл упал в продажах, но вырос в прибыли: исследование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.retail.ru
39. Никишкин В.В., Цветкова А.Б. Особенности комплекса маркетинга в розничной торговле[Текст] // Маркетинг в России и за рубежом . - 2008. - № 4. – 54-56
40. Основы маркетинга: учеб. пособие [Текст]/ Г.А. Васильев, Н.Д. Эриашвили, Н.А. Нагапетьянц и др.; под ред. проф. Г.А. Васильева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 543 с.
41. Отт, Р. Создавая спрос. Эффективные советы и рекомендации по маркетингу ваших товаров и услуг[Текст]/ Ричард Отт, пер. с англ. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2011.-320с.
42. Панов А.И. Стратегический менеджмент: учебное пособие для вузов[Текст]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012
43. Пешкова, Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы[Текст]/ Е.П.Пешкова. – М.: Ось-89, 2009. – 198 с.
44. Повышение качества обслуживания [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.rdtex.ru/iso/root/improvement_quality_service.html
45. Попов Е.В. Потенциал маркетинга предприятия[Текст]/ Е.В. Попов. // Маркетинг в России и за рубежом, 2010. - №5. – 37-39.
46. Портер М. Международная конкуренция: Пер с англ. [Текст] / Под ред. и с предисловием Протас В.Ф. – М.: Издательство: ЮНИТИ, 2009. – 452 с.
47. Проект cтратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010 – 2015 годы и период до 2020 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bta-rb.ru/ 17-05-2010
48. Ресурсы компании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.quans.ru/products/analiz/company-resurs/
49. Родионова, В.Н. Стратегический менеджмент[Текст]/ В.Н. Родионова, Н.В. Федоркова, А.Н. Чекменев. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 123 с.
50. Рынок розничной торговли [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bplans.r-cons.ru
51. Рынок розничной торговли [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://expert-rating.ru
52. Сестр, Г. Стратегическое значение информации и роль базы данных в маркетинге[Электронный ресурс]/ Г. Сестр, пер. с нем. – Режим доступа : http://www.my-market.ru/market__164.html
53. Система маркетинговой информации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.msvuz.ru/mar-006.htm
54. Современный маркетинг [Текст]/под ред. Хруцкого. - М., 2009 г. – 335 с.
55. Спиридонов, И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России[Текст]: Учебное пособие/ И.А. Спиридонов – М.:ИНФРА-М., 2010. – 212 с.
56. Степанов Р.В Управление инвестированием создания и развития инновационно-маркетинговой службы торгового предприятия[Текст]// Транспортное дело России. – 2009. - №3. – 56-63
57. Стратегический менеджмент [Текст]/ под ред. Виханского О.С. – Ростов-на-Дону, 2011 г. – 166 с.
58. Стратегическое планирование: простые инструменты решения сложных задач [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.improvement.ru/bibliot/decision/decision05.shtm.
59. Технологии, которые изменят торговлю// Продвижение Продовольствия. Procl&Food, 2010. — № 3.- 15-17
60. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический маркетинг[Текст]/ Р.А. Фатхуддинов, учебник для ВУЗов. 5-е издание. – СПб.: Питер, 2008 – 352
61. Федеев Конкуренция в розничной торговле [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru
62. Ферштейн А. Соседние регионы – новые возможности для Вашей компании Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://consulting.cpmbusiness.ru, 27.11.2009.
63. Черкасов А., Современный ритейл, инновации, интеграция и гибкость[Текст]// Мое дело. Магазин, 2008- N 3. - с.45-48
64. Шевцова, О.Н. Структуризация внешней среды организации[Текст]/ О.Н. Шевцова // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2009. - №3 (20). - С.34 – 39
65. Эванс, Дж. Р. Маркетинг[Текст] / Дж. Р. Эванс, Б. Берман. - М.: "Экономика", 2010 г. – 210 с.

Узнать стоимость работы