на Курсовую работу
консультацию по
написанию
скачайте
результат на сайте
Соотношение законов и подзаконных нормативных актов
- 32 страницы
- 21 источник
- Добавлена 16.05.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1.ЗАКОН – ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК РОССИЙСКОГО ПРАВА
1.1.Характеристика закона и его виды в Российской Федерации 8
ГЛАВА 2.Понятие и виды подзаконных нормативных правовых актов 21
ГЛАВА 3.Нормативные аспекты соотношения законов и подзаконных нормативных правовых актов 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Свое действие ведомственные акты распространяют на должностных лиц и работников данного ведомства, а в целом ряде случаев они обязательны для граждан и организаций, не подчиненных данному ведомству;5) акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, должны проходить регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и должны быть опубликованы в официальном печатном органе, после чего они вступают в силу;6) ведомственные акты неоднородны по форме и содержанию. Это вызваноразличием в характеристике самих органов (коллегиальные и единоначальные) испецификой компетенции и характером решаемых органом задач. В настоящее время количество видов ведомственных нормативных актов ограничено, и среди них могут быть постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения. В федеральных законах определяются сферы принятия ведомственных актов; могут содержаться поручения конкретному органу принять определенный акт; даются указания на издание повторяющихся ведомственных актов одного типа; определяются пределы свободного усмотрения ведомств. На практике эти пределы ведомственного нормотворчества соблюдаются не всегда, зачастую нарушается «мера подзаконности». Принятие ведомственных актовдолжно опираться на закон, они должны издаваться "на основании и во исполнение закона", выступая средством его развития и конкретизации, а не "на пустом месте". Таким образом, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты) занимают самостоятельную позицию среди остальных источников права Российской Федерации, в них содержится значительная часть всех правовых предписаний. Эти акты призваны развивать и конкретизировать положения федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства России. Они в большей степени, чем другие акты, отражают сложность и динамику регулируемых общественных отношений.Система подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации выполняет очень важную роль вторичного регулятора общественных отношений, а также осуществляет собственное регулирование по определенным в законе вопросам. ГЛАВА 3.Нормативные аспекты соотношения законов и подзаконных нормативных правовых актовВ законе может содержаться общее указание на необходимость принятия нормативного правового акта иного вида, либо прямое указание на принятие нормативного правового акта конкретного вида определенным органом по определенному в законе вопросу. Властный орган, основываясь на уже принятом законе, может в рамках своей компетенции принять соответствующий нормативный правовой акт в целях исполнения закона.Подзаконный нормативный правовой акт, конкретизируя и развивая закон, не может выходить за рамки предмета закона, не может ему противоречить. В подзаконном акте не могут быть установлены принципиально иные, чем в законе, права и обязанности субъектов права. Предметная сфера подзаконного нормативного правового акта, издающегося на основании и во исполнение закона, определяется предметной сферой закона.Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта, закрепленное формулой "на основании и во исполнение закона", может быть опосредовано другими видами подзаконных нормативных правовых актов. Постановления Правительства Российской Федерации издаются на основании и во исполнение не только Конституции Российской Федерации и федеральных законов, но и нормативных указов Президента Российской Федерации. Существуют определенные особенности в соотношении закона с конкретными видами подзаконных нормативных правовых актов, где это соотношение закреплено другой общей формулой: "не должны противоречить закону". В данной формуле ничего не сказано обосновании издания такого подзаконного нормативного правового акта. В ней четко указано подчиненное положение такого акта по отношению к закону, что он не должен ему противоречить. Нормативные правовые акты, которые не должны противоречить законуследует относить к подзаконным нормативным правовым актам.Если обнаружится противоречие между федеральным законом и актом меньшей юридической силы, издающимся в соответствии с данной формулировкой, например, указом Президента Российской Федерации, то оно должно решаться в пользу федерального закона. Единственное условие для приведения в действие принципа верховенства закона, закрепленного в ч.2 ст.4 Конституции Российской Федерации, является то, что федеральные законы сами не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ч.1 ст.15) и федеральным конституционным законам, они должны быть приняты и опубликованы в установленном Конституцией порядке. Таким образом, подзаконный нормативный правовой акт, который не должен противоречить закону, в определении юридической силы может быть связанным главным образом с законом. Для такого актахарактерна большаясамостоятельность в вопросах издания, арегулирование различных вопросов общественной жизни, входящих в компетенцию органа, издающего акты такого рода, должно подчиняться содержательному регулированию этих отношений законом. В Конституции Российской Федерации (ч.1 ст.15) установлено, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Соотношение Конституции со всеми остальными актами установлено в общем виде. Оно не позволяет нам определить юридическую силу каждого конкретного вида нормативного правового акта, издающегося в Российской Федерации. Оно определяет только юридическую силу Конституции Российской Федерации и закрепляет ее верховенство по отношению ко всем остальным видам нормативных правовых актов.Все нормативные правовые акты и другие источники права не должны иметь содержательных расхождений с Конституцией Российской Федерации.Нормы подзаконных нормативных правовых актов должны быть последовательно согласованы с нормами законов, не должны содержать каких-либо расхождений с ними. Только единая, лишенная противоречий, система действующих норм права может выступать эффективным регулятором общественных отношений в Российской Федерации.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, исследовав данную тематику, можно сделать следующий вывод.Выявление системных связей и свойств закона и подзаконного нормативного правового акта требует исследования различных аспектов соотношения между ними.В вопросе определения оптимального соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта важно учитыватьопределение степени иерархической зависимости и подчиненности подзаконных нормативных правовых актов по отношению к закону, определение оснований издания подзаконных нормативных правовых актов и рамок их принятия, установление предметных сфер регулирования соотносимых актов. Каждый из данных аспектов проблемы соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта не может существовать сам по себе, не может быть изолирован один от другого, все они взаимосвязаны и взаимообусловлены и представляется необходимым, чтобы все эти аспекты находили четкое и однозначно сформулированное нормативное закрепление.Соотношение определенного вида подзаконных нормативных правовых актов с законом опосредуется нормативным правовыми актами, занимающими между ними промежуточное положение. Нормативные указы Президента Российской Федерации опосредуют соотношение федерального закона и постановления Правительства Российской Федерации. Нормативные указы не укрепляют двусторонние связи федерального закона с постановлениями Правительства, а, наоборот, ослабляют их, пытаются поставить издание постановлений Правительства Российской Федерации в зависимость от издания нормативных указов. Такая практика в современных условиях представляется неоправданной.Анализ различных видов нормативных правовых актов показывает, что в них не всегда удачно используются общие формулировки соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта. В учредительных документах многих субъектов Российской Федерации при установлении соотношения актов определенного властного органа с актами других властных органов не учитывается их зависимость от нормативных правовых актов федерального уровня, закрепленная в Конституции Российской Федерации и федеральных законах. На мой взгляд, в целях укрепления законности издания нормативных правовых актов различных уровней необходимо вводить исчерпывающий перечень актов большей юридической силы, с которыми закрепляется соотношение. Такое нормативное соотношение должно соответствовать Конституции Российской Федерации и федеральным законам.В установлении нормативного соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта важно чтобы не нарушалось иерархическое строение системы нормативных правовых актов РФ. Каждый последующий за законом иерархический уровень может занимать только один вид нормативных правовых актов определенного властного органа, а не два вида актов органов различных уровней, как это произошло с нормативными указами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Центрального Банка Российской Федерации. Подобного рода нарушений быть не должно.В содержании подзаконных нормативных правовых актов учитываются конкретные условия регулирования общественных отношений. Раскрываются эти условия благодаря использованию различных форм развития и конкретизации положений закона в подзаконных нормативных правовых актах. Эти формы направлены на формулирование предметных связей между законами и подзаконными нормативными правовыми актами, имеющими многоступенчатый характер.Как показывает практика, в некоторых случаях между законом и подзаконным нормативным правовым актом могут устанавливаться не только связи нисходящего типа (от закона к подзаконному нормативному правовому акту), но и связи восходящего типа (от подзаконного нормативного правового акта к закону). Наиболее удачные положения некоторых подзаконных нормативных правовых актов могут быть воспроизведены в кодексах или тематических законах. Это ничуть не противоречит принципу законности, но в лучшую сторону может повлиять на качество самого закона, его адекватности динамично развивающимся отношениям в российском обществе.Каждый вариант соотношения конкретного вида законов с конкретным видом подзаконных нормативных правовых актов имеет определенную специфику, сложность, а зачастую носит и противоречивый характер.Практика издания нормативных указов Президента Российской Федерации по любому вопросу в отсутствие закона не находит нормативно закрепленного подтверждения в Конституции Российской Федерации. По вопросам, отнесенным к компетенции Президента, он можетиздавать свои указы до принятия соответствующего федерального закона, поскольку об обязанности главы государства издавать свои акты на основании федерального закона в Конституции ничего не сказано, а закреплено только то, что они "не должны противоречить федеральному закону".В настоящее время нормативные указы Президента Российской Федерации явно недостаточно связаны с федеральным законом. Резервы для издания нормативных указов в полной мере еще не использованы Президентом РФ. Они могут быть связаны с первоочередным развитием норм федеральных законов в целях координации деятельности различных органов государственной власти, в выработке основных направлений государственного воздействия на регулирование общественных отношений.Не совсем логичной представляется нормативная формулировка соотношения постановлений Правительства Российской Федерации с актами большей юридической силы, в частности с нормативными указами Президента Российской Федерации. В соответствии с конституционной формулировкой Правительство издает постановления на "основании и во исполнение нормативных указов Президента". Правительство Российской Федерации не вправе издавать свои нормативные правовые акты в отсутствие нормативных указов Президента Российской Федерации.Представляется более логичным в современных условиях российского варианта разделения властей соотношение актов Правительства Российской Федерации с актами большей юридической силы изложить в следующей редакции: "Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации и федеральных законов. Акты Правительства Российской Федерации не должны противоречить нормативным указам Президента Российской Федерации".Оптимальное соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта содержит требование последовательного согласования норм подзаконных нормативных правовых актов с нормами законов, отсутствия расхождений и противоречий с нормами законов. Только единая, лишенная противоречий система действующих нормативных правовых актов может выступать эффективным регулятором общественных отношений в Российской Федерации.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫНормативно-правовые акты:1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013).3.Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».4.Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 07.05.2013) «О Правительстве Российской Федерации».5.Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2013) «О Конституционном Суде Российской Федерации».6.Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».7.Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 03.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации».Список литературы:8.Абдулаев А.И. Теория государства и права. Учебник. - М., 2009. – 437 с. 9.Бабаева В.К. Теория государства и права. – М.: Юрист, 2009. – 213с. 10.Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Норма, 2009. 11.Борисов А.Б. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). С комментариями Конституционного суда РФ. – М.: Книжный мир, 2013. – 256 с.12.Козлова Е.И. Конституционное право России. – СПб.: Проспект, 2012. – 592 с.13.Комарова С.А. Общая теория государства и права. - М.: Юрайт, 2009. – 150 с. 14.Костерина Э.В. Конституционное право России в схемах и таблицах. Учебное пособие. – СПб.: Проспект, 2014. – 192 с.15.Муратова Д.А. Признание норм гражданского права не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Автореферат дисс. к. ю. н. М., 2009. 16.Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Изд-во НОРМА, 2010. – 552 с. 17.Пиголкин А.С. Общая теория права: Учебник для юридических вузов. - М. Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. – 384 с. 18.Поляков А.В. Общая теория права: Курс лекций. – СПб: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2010. – 642 с.19.Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Юрайт-М, 2012. – 224 с.20.Смоленский М.Б. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – СПб.: Феникс, 2014. – 288 с.21.Шереметьев Е.А. Конституционное право. Конспект лекций. Учебное пособие. – СПб.: Проспект, 2014. – 130 с.
Нормативно-правовые акты:
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013).
3.Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
4. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 07.05.2013) «О Правительстве Российской Федерации».
5. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2013) «О Конституционном Суде Российской Федерации».
6. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
7. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 03.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации».
Список литературы:
8.Абдулаев А.И. Теория государства и права. Учебник. - М., 2009. – 437 с.
9.Бабаева В.К. Теория государства и права. – М.: Юрист, 2009. – 213с.
10.Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Норма, 2009.
11.Борисов А.Б. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). С комментариями Конституционного суда РФ. – М.: Книжный мир, 2013. – 256 с.
12.Козлова Е.И. Конституционное право России. – СПб.: Проспект, 2012. – 592 с.
13.Комарова С.А. Общая теория государства и права. - М.: Юрайт, 2009. – 150 с.
14.Костерина Э.В. Конституционное право России в схемах и таблицах. Учебное пособие. – СПб.: Проспект, 2014. – 192 с.
15.Муратова Д.А. Признание норм гражданского права не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Автореферат дисс. к. ю. н. М., 2009.
16.Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Изд-во НОРМА, 2010. – 552 с.
17.Пиголкин А.С. Общая теория права: Учебник для юридических вузов. - М. Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. – 384 с.
18.Поляков А.В. Общая теория права: Курс лекций. – СПб: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2010. – 642 с.
19.Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Юрайт-М, 2012. – 224 с.
20.Смоленский М.Б. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – СПб.: Феникс, 2014. – 288 с.
21.Шереметьев Е.А. Конституционное право. Конспект лекций. Учебное пособие. – СПб.: Проспект, 2014. – 130 с.
Курсы
Теории государства и права
На тему:
Закон как источник права
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие, признаки и виды законов
1.1 Понятие закона и его признаки
1.2 Виды законов
1.3 Юридическая сила закона,
Глава 2. Законодательный процесс
2.1 Стадии законодательного процесса в РОССИИ,
2.2 Субъекты законодательной инициативы
Глава 3. Соотношение закона и законодательства
3.1 Понятие законодательства в широком смысле
3.2 Понятие и виды законов
3.3 Соотношение закона и подзаконного акта
Вывод
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Испокон веков в любом государстве возникает необходимость регулирования общественных отношений, в связи с которой были приняты соответствующие правовые решения. Наиболее важных и устойчивых общественных отношений вне законов, которые занимают ведущее место в правовой системе.
Исторический закон же пришел, чтобы заменить права обычаю (законы Хаммурапи в древнем Вавилоне, законы XII таблиц в древнем Риме, Русская Правда в России, и др.).
Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который содержит правовые нормы, формируют правовую базу, которая охватывает большинство сфер человеческой деятельности. Человек постоянно в контакте с предусмотренными в эти нормы (правила), требованиями, запретами и дозволениями. Закон, выступая гарантом прав и свобод человека требуют соблюдения, исполнения и применения установленных положений.
По мере стремительного развития и усложнения общественных отношений государство расширяет границы своего регулирующего воздействия.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время общественные отношения, быстро меняющиеся в постиндустриальном обществе, требуют интенсивного законотворчества. В условиях политических и экономических реформ, проводимых в России, проявляется не только проблемы, обновления, совершенствования законодательства, но также производит широкий спектр нерешенных проблем права, без которых невозможно реализовать новые экономические и социальные программы. В нашей стране взят курс на формирование правового государства, следовательно, необходимо формирование принципиально новых правовых институтов, которые соответствуют определенным критериям. В связи с этим повышается роль в государственной и общественной жизни, главный источник права - закон устанавливает правовые рамки деятельности всех государственных и общественных институтов.