Независимость суда и новые положения закона о дисциплинарном судебном присутствии, которые усилили полномочия председателя суда

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Гражданский процесс
  • 1919 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 05.05.2011
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение
1. Сущность и значение независимости суда. Председатель суда
2. Дисциплинарное судебное присутствие и независимость судей
Заключение
Список литературы и нормативных правовых актов

Фрагмент для ознакомления

«Независимый суд - главный гарант соблюдения прав, свобод и законных интересов личности, необходимый для построения правового государства».
Независимость является одним из главных принципов деятельности судов Российской Федерации, сущность которого определена в ст. 120 Конституции РФ, где указано, что судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
Независимость судей - это «неотъемлемая составляющая самостоятельности судебной власти, и с этой точки зрения сами по себе меры организационно-правового, социально-правового, кадрового характера, направленные на обеспечение независимости судей как носителей государственной судебной власти при осуществлении правосудия, являются объективно необходимыми обществу».
Важным условием для повышения реальной независимости судей является создание специального дисциплинарного суда для рассмотрения вопросов о привлечении судей к дисциплинарной ответственности, введенного в действие Федеральным конституционным законом от 09.11.2009 № 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии».
В Дисциплинарном присутствии рассматриваются жалобы на решения квалификационных коллегий. Прежде чем новая инстанция займется делом того или иного судьи, с ним должны разобраться именно квалификационные коллегии судей. А если их решения кого-то не устроят, то жалоба будет двигаться выше по инстанциям. До сих пор такими инстанциями были суды общей юрисдикции, вплоть до Верховного суда.
У председателей судов появился ещё одна возможность получить нужное решение уже после отказа в этом квалификационной коллегией.
Де-факто председатель суда не только не лишился возможности «управлять» судьями, но и получил в руки ещё один инструмент для этого.
История учит, что часто благое начинание либо извращается, либо приводит к обратному эффекту ввиду некорректного внедрения. К примеру, нововведение закона 1885 г. о высшем дисциплинарном присутствии Правительствующего сената в России скорее подрывало престиж суда, поскольку создало прецедент, когда судья фактически подвергался наказанию на основе бездоказательных утверждений, только по той причине, что Высшее дисциплинарное присутствие сочло более приемлемым не добиваться судопроизводственным процессуальным порядком вынесения независимого решения о виновности или невиновности судьи.
Подорвет ли и без того невысокий сейчас престиж суда деятельность Дисциплинарного судебного присутствия либо, наоборот, укрепит независимость суда - покажет время.


Список литературы и нормативных правовых актов

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря.
Федеральный конституционный закон от 09.11.2009 № 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии» // Российская газета. 2009. 11 ноября.
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Российская газета. 1994. 23 июля.
Закон РФ от 26.06.1992 г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. 1992. 29 июля.
Распоряжение Президента РФ от 20.05.2008 № 279-рп «Об образовании рабочей группы по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации о судебной системе» // Российская газета. 2008. 24 мая.
Кодекс судейской этики (утвержден VI Всероссийским съездом судей 1 декабря 2004 г.) // Вестник ВАС РФ. 2005. №2.

Баглай М.В. Конституционное право российской Федерации: уч. – 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007. – 784 с.
Выступление Президента Российской Федерации Д.А.Медведева // Российский судья. 2009. №1. С.4-6.
Гук П.А. Независимость и судейское усмотрение // Российская юстиция. 2008. № 11. С.45-47.
Ермошин Г.Т. Гарантии независимости судьи - носителя государственной власти. Социально-правовые аспекты // Российский судья. 2005. №5. С.6-10.
Клеандров М.И. Статус судьи: уч.пос. – Новосибирск: Наука, 2000. – 444 с.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: уч. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрситъ, 2004. – 587 с.
Коротков М.Г. Суд как субъект правовой политики (к постановке проблемы) // Российский судья. 2006. № 8. С.11-14.
Куликов В. К ответу, ваша честь // Российская газета. 2009. 11 ноября.
Макарова З. Независима ли независимая судебная власть? // Уголовное право. 2001. № 3. С. 75-78.
Макарова О.В. Некоторые проблемы укрепления гарантий независимости судей // Журнал российского права. 2008. №5. С.104-110.
Михайловская И.Б. Суды и судьи: независимость и управляемость. Монография. – М.: Проспект, 2008. – 64 с.
Полетаев В. Суд для своих // Российская газета. 2010. 17 марта.
Пузанов И. Кому служит суд // ЭЖ-Юрист. 2010. № 30. С. 8 - 9.
Рыжов Д.С. Высшее дисциплинарное присутствие Правительствующего сената как орган надзора за судебными учреждениями в пореформенной России // Право и политика. 2007. № 9. С.110-114.
Северин Ю.Д. Организационные основы правосудия. - М.: Белый берег, 2003. – 272 с.
Соломон-мл. П.Г. Судебная реформа В.В. Путина: не только независимость, но и подотчетность судей // Конституционное право: восточное обозрение. 2002. № 3. С. 32-38.
Терехин В.А. Обеспечение независимости суда - приоритетное направление судебно-правовой политики // Российская юстиция. 2009. № 10. С.6-10.
Фоков А.П. О Дисциплинарном судебном присутствии // Российский судья. 2010. №1. С. 2 - 3.
Халиков А.Н. Роль председателя суда в обеспечении независимости судей // Российский судья. 2007. № 5. С.3-5.
Российская газета. 1993. 25 декабря.
Михайловская И.Б. Суды и судьи: независимость и управляемость. Монография. – М.: Проспект, 2008. С.5.
См.: Терехин В.А. Обеспечение независимости суда - приоритетное направление судебно-правовой политики // Российская юстиция. 2009. № 10. С.6.
См.: Распоряжение Президента РФ от 20.05.2008 № 279-рп «Об образовании рабочей группы по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации о судебной системе» // Российская газета. 2008. 24 мая.
Российский судья. 2009. №1. С.4.
Там же.
Федеральный конституционный закон от 09.11.2009 № 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии» // Российская газета. 2009. 11 ноября.
Гук П.А. Независимость и судейское усмотрение // Российская юстиция. 2008. № 11. С.45.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: уч. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрситъ, 2004. С.542.
См.: Ермошин Г.Т. Гарантии независимости судьи - носителя государственной власти. Социально-правовые аспекты // Российский судья. 2005. №5. С.6.
Коротков М.Г. Суд как субъект правовой политики (к постановке проблемы) // Российский судья. 2006. № 8. С.11-12.
Ермошин Г.Т. Указ. соч. С.6.
Утвержден VI Всероссийским съездом судей 1 декабря 2004 г. // Вестник ВАС РФ. 2005. №2.
Российская газета. 1992. 29 июля.
Баглай М.В. Конституционное право российской Федерации: уч. – 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007. С.661.
Ермошин Г.Т. Указ. соч. С.8.
Содержание и значение этих гарантий подробно анализируются в литературе, например: Клеандров М.И. Статус судьи: уч.пос. – Новосибирск: Наука, 2000: Ермошин Г.Т. Гарантии независимости судьи - носителя государственной власти. Социально-правовые аспекты // Российский судья. 2005. №5 - №7 и др.
См.: Макарова З. Независима ли независимая судебная власть? // Уголовное право. 2001. № 3. С. 75.
См.: Макарова О.В. Некоторые проблемы укрепления гарантий независимости судей // Журнал российского права. 2008. №5. С.105.
Халиков А.Н. Роль председателя суда в обеспечении независимости судей // Российский судья. 2007. № 5. С.3.

Макарова О.В. Некоторые проблемы укрепления… С.109.
Северин Ю.Д. Организационные основы правосудия. - М.: Белый берег, 2003. С. 173.
Российская газета. 1994. 23 июля.
Фоков А.П. О Дисциплинарном судебном присутствии // Российский судья. 2010. №1. С.2.
См.: Куликов В. К ответу, ваша честь // Российская газета. 2009. 11 ноября.
См.: там же.
Кудашев Ш. Ответственность судей - эффективно ли будет дисциплинарное присутствие? // Мировой судья. 2009. № 9. С. 4.
Соломон-мл. П.Г. Судебная реформа В.В. Путина: не только независимость, но и подотчетность судей // Конституционное право: восточное обозрение. 2002. № 3. С. 32.
Полетаев В. Суд для своих // Российская газета. 2010. 17 марта.
Пузанов И. Кому служит суд // ЭЖ-Юрист. 2010. № 30. С.9.
См.: Кудашев Ш. Указ. соч. С.5.
Макарова О.В. Некоторые проблемы укрепления … С.104.
Ермошин Г.Т. Указ. соч. С.9.
См.: Рыжов Д.С. Высшее дисциплинарное присутствие Правительствующего сената как орган надзора за судебными учреждениями в пореформенной России // Право и политика. 2007. № 9. С.112.




17

Список литературы и нормативных правовых актов

1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2.Федеральный конституционный закон от 09.11.2009 № 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии» // Российская газета. 2009. 11 ноября.
3.Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Российская газета. 1994. 23 июля.
4.Закон РФ от 26.06.1992 г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. 1992. 29 июля.
5.Распоряжение Президента РФ от 20.05.2008 № 279-рп «Об образовании рабочей группы по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации о судебной системе» // Российская газета. 2008. 24 мая.
6.Кодекс судейской этики (утвержден VI Всероссийским съездом судей 1 декабря 2004 г.) // Вестник ВАС РФ. 2005. №2.

7.Баглай М.В. Конституционное право российской Федерации: уч. – 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007. – 784 с.
8.Выступление Президента Российской Федерации Д.А.Медведева // Российский судья. 2009. №1. С.4-6.
9.Гук П.А. Независимость и судейское усмотрение // Российская юстиция. 2008. № 11. С.45-47.
10.Ермошин Г.Т. Гарантии независимости судьи - носителя государственной власти. Социально-правовые аспекты // Российский судья. 2005. №5. С.6-10.
11.Клеандров М.И. Статус судьи: уч.пос. – Новосибирск: Наука, 2000. – 444 с.
12.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: уч. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрситъ, 2004. – 587 с.
13.Коротков М.Г. Суд как субъект правовой политики (к постановке проблемы) // Российский судья. 2006. № 8. С.11-14.
14.Куликов В. К ответу, ваша честь // Российская газета. 2009. 11 ноября.
15.Макарова З. Независима ли независимая судебная власть? // Уголовное право. 2001. № 3. С. 75-78.
16.Макарова О.В. Некоторые проблемы укрепления гарантий независимости судей // Журнал российского права. 2008. №5. С.104-110.
17.Михайловская И.Б. Суды и судьи: независимость и управляемость. Монография. – М.: Проспект, 2008. – 64 с.
18.Полетаев В. Суд для своих // Российская газета. 2010. 17 марта.
19.Пузанов И. Кому служит суд // ЭЖ-Юрист. 2010. № 30. С. 8 - 9.
20.Рыжов Д.С. Высшее дисциплинарное присутствие Правительствующего сената как орган надзора за судебными учреждениями в пореформенной России // Право и политика. 2007. № 9. С.110-114.
21.Северин Ю.Д. Организационные основы правосудия. - М.: Белый берег, 2003. – 272 с.
22.Соломон-мл. П.Г. Судебная реформа В.В. Путина: не только независимость, но и подотчетность судей // Конституционное право: восточное обозрение. 2002. № 3. С. 32-38.
23.Терехин В.А. Обеспечение независимости суда - приоритетное направление судебно-правовой политики // Российская юстиция. 2009. № 10. С.6-10.
24.Фоков А.П. О Дисциплинарном судебном присутствии // Российский судья. 2010. №1. С. 2 - 3.
25.Халиков А.Н. Роль председателя суда в обеспечении независимости судей // Российский судья. 2007. № 5. С.3-5.

Вопрос-ответ:

Что представляет собой независимость суда?

Независимость суда представляет собой главный принцип, который гарантирует независимость судей и обеспечивает их способность принимать решения на основе права, без какого-либо влияния со стороны других судебных или внесудебных органов власти. Это необходимо для создания правового государства и защиты прав и свобод граждан.

Какие полномочия получил председатель суда по новому закону о дисциплинарном судебном присутствии?

Согласно новому закону о дисциплинарном судебном присутствии, председатель суда получил дополнительные полномочия. Теперь он имеет право участвовать в рассмотрении дисциплинарных дел против судей, принимать решения о назначении дисциплинарного взыскания и применять меры реагирования на совершение дисциплинарного проступка.

Какое значение имеет независимость суда?

Независимость суда имеет огромное значение для гарантирования соблюдения прав, свобод и законных интересов личности. Без независимого суда невозможно построить правовое государство, так как решения судов должны основываться на законе и выполняться безудержным влиянием со стороны других органов власти. Это защищает граждан от произвола и обеспечивает справедливость в юридической системе.

Что такое дисциплинарное судебное присутствие и как оно связано с независимостью судей?

Дисциплинарное судебное присутствие - это процедура рассмотрения дисциплинарных дел против судей. Оно связано с независимостью судей, так как гарантирует, что дисциплинарные процедуры будут проводиться справедливо, независимо и без какого-либо вмешательства со стороны внешних органов. Независимость судей важна для того, чтобы они могли принимать решения в соответствии с законом и не подвергаться давлению и угрозам со стороны других властных структур.

Что такое независимость суда и каково ее значение?

Независимость суда - это принцип, согласно которому судебная власть должна быть независима от влияния других ветвей власти и должна осуществлять свою деятельность в соответствии с законом. Значение независимости суда заключается в обеспечении справедливого судебного разбирательства, защите прав и свобод граждан, а также в создании основы для правового государства.

Какие полномочия имеет председатель суда и как они были усилены новыми положениями закона о дисциплинарном судебном присутствии?

Председатель суда является руководителем судебной коллегии или судебного органа и обладает определенными полномочиями. Новые положения закона о дисциплинарном судебном присутствии усилили полномочия председателя суда, предоставив ему право привлекать судей к дисциплинарной ответственности, принимать решения о проведении дисциплинарных разбирательств, а также назначать наказания для судей, нарушивших дисциплину.

Что такое дисциплинарное судебное присутствие и как оно связано с независимостью судей?

Дисциплинарное судебное присутствие - это процедура, в рамках которой рассматриваются вопросы о судейской дисциплине и принимаются решения о наложении дисциплинарных взысканий на судей. Оно связано с независимостью судей, так как гарантирует соблюдение дисциплины и этических норм в судебной системе, а также позволяет предотвратить возможное вмешательство других ветвей власти в судебную власть.

Почему независимый суд является главным гарантом соблюдения прав, свобод и законных интересов личности?

Независимый суд является главным гарантом соблюдения прав, свобод и законных интересов личности, так как он осуществляет судебную власть независимо от других ветвей власти и руководствуется только законом. Это обеспечивает справедливое рассмотрение дел, защиту прав граждан от возможного произвола и неправомерных действий, а также обеспечивает соблюдение принципа верховенства права.