Манипулирование общественным сознанием, как форма информационного воздействия.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Информационные системы в политологии
  • 2222 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 18.11.2011
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление


Введение
1.Понятие «манипулирование массовым сознанием»
2. Манипулирование как часть системы информационного воздействия и общества
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Выделяют следующую классификацию предпосылок и причин манипулирования массовым сознанием на телевидении.
1 .Экономические причины. Усилиями участников капиталистического производства и рыночных отношений формируется общество потребления. За этим следует преобладающая переориентация населения с духовно-нравственных ценностей на материальные.
2.Политические. В авторитарном государстве по определению не должно быть свободных и материально независимых граждан, имеющих собственное мнение и гражданскую позицию. Демократическое же устройство в принципе является высокоэффективной и пластичной формой организации общества. Но и здесь государство нередко становится «корпорацией», подминающей под себя все сколько-нибудь автономные структуры, в том числе и СМИ. Человек в такой системе превращается в один из её элементов, которым можно и должно манипулировать.
3.Психологические. Современный человек часто проявляет инфантильность, т.е. нежелание брать на себя ответственность во всех сферах жизни, нежелание принимать решения и отвечать за свои действия и их последствия. Люди ищут поддержки, защиты у «сильных» и «умных». Все это учитывают субъекты управления различных уровней.
Причины манипулирования массовым сознанием заключаются, прежде всего, в столкновении интересов различных социальных групп и бизнес — структур, в борьбе между ними. Развитие техники и внедрение новых технологий явилось благоприятной почвой для телевизионного манипулирования. Несомненно, демократическое общество немыслимо без высокой степени информированности граждан, которая является залогом принятия ими своевременных и правильных решений. Скрытая локальная ангажированность СМИ есть не что иное как нарушение принципов демократии.

Заключение

Исследование механизмов и масштабов политических манипуляций, проведённое в данной работе, позволяет сказать со всей определённостью: манипулирование в его сегодняшней форме свело действительное участие народа в своей судьбе практически на нет, превратив проявления «воли народа» не более чем в декоративные (неэффективные) выступления. Следовательно, нельзя говорить о том, что в России существует демократия как общественно-политическая система, предполагающая участие народа в жизни страны и сконцентрированность правящей элиты именно на общенародных и общегосударственных интересах. Понятие демократии сегодня сузилось до определения «система, подобная существующей в странах Запада и прежде всего в США» — это относится не только к России, но ко всему (и прежде всего западному) миру, в котором манипулятивная демократия установилась ещё раньше, чем в России.
В воздействии на массовое сознание заинтересованы представители различных структур, в том числе бизнесмены, чиновники, а также отдельные субъекты, обладающие возможностями влиять на сознание общества. Воздействие осуществляется на различных уровнях, разными субъектами и с неодинаковыми конкретными целями. Современный человек живет в информационном обществе, которое создает чрезвычайно благоприятные условия для скрытого воздействия на его сознание.
Задача защиты от скрытого воздействия на массовое сознание на телевидении является не только национальной, но и глобальной. Наиболее весомое средство противодействия ему - коллективная защита, создание особых институциональных и нормативных механизмов, защищающих права и свободы каждой конкретной личности, развитие в обществе реальной демократии.



Список литературы

Быкова О.Н. Опыт классификации приемов речевого манипулирования в текстах СМИ- http://library.krasu.ru/ft/ft/_articles/0070209.pdf
Бухарин С.Н. Бухарин С.Н. Информационное противоборство. - М.
Кн. 2: Теоретические основы. - 2010.- 501 с.
Владимирова М.Б. Трансформация массового сознания под воздействием СМИ-http://www.linguanet.ru/science/dissertations/2010/Vladimirova%20M.B./Vladimirova%20M.B.pdf
Душкина М.Р. Психология влияния: монография /М. Р. Душкина. - М.: Питер, 2010.- 224 с.
Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита: монография /Георгий Грачев. - [Изд. 2-е, испр. и доп.]. - Волгоград: Издатель, 2010.- 335 с..
Грачев Г.В. Манипулирование личностью: Орг., способы и технологии информ.-психол. воздействия /Георгий Грачев, Игорь Мельник. - [2-е изд., испр. и доп.]. - М.: Алгоритм, 2002.- 284,[1] с.
Зелинский С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. Средства массовой коммуникации, информации и пропаганды — как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивида и масс. — СПб.: Издательско-Торго-вый Дом «СКИФИЯ», 2008. — 280 с.
Иванчук Н.В. Технологии зла в манипуляторной деятельности: монография /Н. В. Иванчук; Урал. акад. гос. службы. - 2-е изд., перераб. и доп.. - Екатеринбург: УрАГС, 2005.- 229, [1] с.
Кара-Мурза С.Г. Краткий курс манипуляции сознанием: монография /Сергей Кара-Мурза. - М.; М.: ЭКСМО; Алгоритм, 2003.- 443,[1] с.
Назайкин А.Н. Как манипулировать журналистами: монография /А. Н. Назайкин. - М.: Дело, 2010.- 238,[1] с.:
Лифтон Р.Д. Технология «промывки мозгов»: психология тоталитаризма:[пер. с англ.] /Роберт Джей Лифтон. - СПб.; М.: Прайм-Еврознак; ОЛМА-ПРЕСС, 2005.- 576 с.
Лихобабин М.Ю. Технологии манипулирования в рекламе: (способы зомбирования) /М. Ю. Лихобабин. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 139, [2] с.
Маркс Д. ЦРУ и контроль над Разумом: Тайн. история науки упр. поведением человека:В поисках «маньчжур. кандидата» : [Пер. с англ.] /Джон Маркс. - М.: Междунар. отношения, 2003.- 309 с.
Митник К.Д. Искусство обмана: [пер. с англ.] /Кевин Митник. - М.: Компания АйТи, 2010.- 359 с.
Ольшевский А.С. Негативные PR-технологии: монография /А. С. Ольшевский, А. С. Ольшевская. - М.: ИНФРА-М, 2010.- 327 с.
Панкратов А.Н. Психотехнология управления людьми: Практ. рук. /А. Н. Панкратов, В. Н. Панкратов. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии; Психотерапия, 2010.- 293 с.
Парфенова З.А. Методы психологического воздействия: учеб. пособие /З. А. Парфенова; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации, Сиб. акад. гос. службы. - Новосибирск: СибАГС, 2010.- 419 с. с.
Почепцов Г.Г. Пропаганда и контрпропаганда: монография /Георгий Почепцов. - М.: Центр, 2010.- 252,[1] с.
Пугачев В.П. Управление свободой /В. П. Пугачев. - М.; М.: УРСС; КомКнига, 2005.- 268 с.
Рюмшина Л.И. Психология манипулирования людьми: (ценност.-смысловой аспект) /Л. И. Рюмшина; Рост. гос. ун-т, Фак. психологии. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2003.- 141,[1] с.
Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию: Авт. концепция /Елена Сидоренко. - СПб.: Речь, 2010.- 255 с.
Современное информационное общество и нарастание в нем процессов манипулирования массовым сознанием // Этносоциум и межнациональная культура: научный и общественно-политический журнал. — М., 2009. — №2. — С.107-119.


Владимирова М.Б. Трансформация массового сознания под воздействием СМИ-http://www.linguanet.ru/science/dissertations/2010/Vladimirova%20M.B./Vladimirova%20M.B.pdf
Бухарин С.Н. Бухарин С.Н. Информационное противоборство. - М.
Кн. 2: Теоретические основы. – 2010.с.88.
Владимирова М.Б. Трансформация массового сознания под воздействием СМИ-http://www.linguanet.ru/science/dissertations/2010/Vladimirova%20M.B./Vladimirova%20M.B.pdf

Современное информационное общество и нарастание в нем процессов манипулирования массовым сознанием // Этносоциум и межнациональная культура: научный и общественно-политический журнал. — М., 2009. — №2. — С.119.
Владимирова М.Б. Трансформация массового сознания под воздействием СМИ-http://www.linguanet.ru/science/dissertations/2010/Vladimirova%20M.B./Vladimirova%20M.B.pdf

Митник К.Д. Искусство обмана: [пер. с англ.] /Кевин Митник. - М.: Компания АйТи, 2010.- с.34.
Владимирова М.Б. Трансформация массового сознания под воздействием СМИ-http://www.linguanet.ru/science/dissertations/2010/Vladimirova%20M.B./Vladimirova%20M.B.pdf

Зелинский С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. Средства массовой коммуникации, информации и пропаганды — как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивида и масс. — СПб.: Издательско-Торго-вый Дом «СКИФИЯ», 2008. с.22.


Ольшевский А.С. Негативные PR-технологии: монография /А. С. Ольшевский, А. С. Ольшевская. - М.: ИНФРА-М, 2010.- с.61.

Владимирова М.Б. Трансформация массового сознания под воздействием СМИ-http://www.linguanet.ru/science/dissertations/2010/Vladimirova%20M.B./Vladimirova%20M.B.pdf
Владимирова М.Б. Трансформация массового сознания под воздействием СМИ-http://www.linguanet.ru/science/dissertations/2010/Vladimirova%20M.B./Vladimirova%20M.B.pdf

Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию: Авт. концепция /Елена Сидоренко. - СПб.: Речь, 2010.- с.121.
Быкова О.Н. Опыт классификации приемов речевого манипулирования в текстах СМИ- http://library.krasu.ru/ft/ft/_articles/0070209.pdf
Панкратов А.Н. Психотехнология управления людьми: Практ. рук. /А. Н. Панкратов, В. Н. Панкратов. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии; Психотерапия, 2010.- с.89.

Быкова О.Н. Опыт классификации приемов речевого манипулирования в текстах СМИ- http://library.krasu.ru/ft/ft/_articles/0070209.pdf


Владимирова М.Б. Трансформация массового сознания под воздействием СМИ-http://www.linguanet.ru/science/dissertations/2010/Vladimirova%20M.B./Vladimirova%20M.B.pdf













2

Список литературы

1.Быкова О.Н. Опыт классификации приемов речевого манипулирования в текстах СМИ- http://library.krasu.ru/ft/ft/_articles/0070209.pdf
2.Бухарин С.Н. Бухарин С.Н. Информационное противоборство. - М.
Кн. 2: Теоретические основы. - 2010.- 501 с.
3.Владимирова М.Б. Трансформация массового сознания под воздействием СМИ-http://www.linguanet.ru/science/dissertations/2010/Vladimirova%20M.B./Vladimirova%20M.B.pdf
4.Душкина М.Р. Психология влияния: монография /М. Р. Душкина. - М.: Питер, 2010.- 224 с.
5.Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита: монография /Георгий Грачев. - [Изд. 2-е, испр. и доп.]. - Волгоград: Издатель, 2010.- 335 с..
6.Грачев Г.В. Манипулирование личностью: Орг., способы и технологии информ.-психол. воздействия /Георгий Грачев, Игорь Мельник. - [2-е изд., испр. и доп.]. - М.: Алгоритм, 2002.- 284,[1] с.
7.Зелинский С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. Средства массовой коммуникации, информации и пропаганды — как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивида и масс. — СПб.: Издательско-Торго-вый Дом «СКИФИЯ», 2008. — 280 с.
8.Иванчук Н.В. Технологии зла в манипуляторной деятельности: монография /Н. В. Иванчук; Урал. акад. гос. службы. - 2-е изд., перераб. и доп.. - Екатеринбург: УрАГС, 2005.- 229, [1] с.
9.Кара-Мурза С.Г. Краткий курс манипуляции сознанием: монография /Сергей Кара-Мурза. - М.; М.: ЭКСМО; Алгоритм, 2003.- 443,[1] с.
10.Назайкин А.Н. Как манипулировать журналистами: монография /А. Н. Назайкин. - М.: Дело, 2010.- 238,[1] с.:
11.Лифтон Р.Д. Технология «промывки мозгов»: психология тоталитаризма:[пер. с англ.] /Роберт Джей Лифтон. - СПб.; М.: Прайм-Еврознак; ОЛМА-ПРЕСС, 2005.- 576 с.
12.Лихобабин М.Ю. Технологии манипулирования в рекламе: (способы зомбирования) /М. Ю. Лихобабин. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 139, [2] с.
13.Маркс Д. ЦРУ и контроль над Разумом: Тайн. история науки упр. поведением человека:В поисках «маньчжур. кандидата» : [Пер. с англ.] /Джон Маркс. - М.: Междунар. отношения, 2003.- 309 с.
14.Митник К.Д. Искусство обмана: [пер. с англ.] /Кевин Митник. - М.: Компания АйТи, 2010.- 359 с.
15.Ольшевский А.С. Негативные PR-технологии: монография /А. С. Ольшевский, А. С. Ольшевская. - М.: ИНФРА-М, 2010.- 327 с.
16.Панкратов А.Н. Психотехнология управления людьми: Практ. рук. /А. Н. Панкратов, В. Н. Панкратов. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии; Психотерапия, 2010.- 293 с.
17.Парфенова З.А. Методы психологического воздействия: учеб. пособие /З. А. Парфенова; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации, Сиб. акад. гос. службы. - Новосибирск: СибАГС, 2010.- 419 с. с.
18.Почепцов Г.Г. Пропаганда и контрпропаганда: монография /Георгий Почепцов. - М.: Центр, 2010.- 252,[1] с.
19.Пугачев В.П. Управление свободой /В. П. Пугачев. - М.; М.: УРСС; КомКнига, 2005.- 268 с.
20.Рюмшина Л.И. Психология манипулирования людьми: (ценност.-смысловой аспект) /Л. И. Рюмшина; Рост. гос. ун-т, Фак. психологии. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2003.- 141,[1] с.
21.Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию: Авт. концепция /Елена Сидоренко. - СПб.: Речь, 2010.- 255 с.
22.Современное информационное общество и нарастание в нем процессов ма¬нипулирования массовым сознанием // Этносоциум и межнациональная культура: научный и общественно-политический журнал. — М., 2009. — №2. — С.107-119.

Вопрос-ответ:

Что такое манипулирование массовым сознанием?

Манипулирование массовым сознанием - это форма информационного воздействия, основанная на использовании различных методов и техник, с помощью которых пытаются влиять на мысли, взгляды и поведение людей в обществе.

Какое место занимает манипулирование в системе информационного воздействия и общества?

Манипулирование является частью системы информационного воздействия и общества. Оно используется различными силами и структурами для достижения определенных целей, контроля над общественным сознанием и формирования определенных убеждений и взглядов.

Какие экономические причины могут способствовать манипулированию массовым сознанием на телевидении?

Манипулирование массовым сознанием на телевидении может быть обусловлено экономическими причинами. Одной из причин является формирование общества потребления, которое основывается на усилиях участников капиталистического производства и рыночных отношений.

Какие методы манипулирования могут использоваться на телевидении?

На телевидении используется множество методов манипулирования. Одним из них являются эмоциональные приемы, которые направлены на вызывание определенных эмоций у зрителей и, как следствие, формирование определенных убеждений и приверженности к определенным идеям или ценностям.

Какое влияние оказывает манипулирование массовым сознанием на общество?

Манипулирование массовым сознанием может оказывать значительное влияние на общество. Оно может формировать массовые убеждения, влиять на поведение людей, создавать определенные стереотипы и представления о мире. Таким образом, манипулирование может влиять на социальные процессы и даже политическую ситуацию в обществе.

Какое значение имеет манипулирование общественным сознанием?

Манипулирование общественным сознанием является формой информационного воздействия, которая позволяет влиять на мнения, взгляды и поведение людей. Это может быть использовано для достижения различных целей, например, политических, коммерческих или идеологических.

Как манипулирование массовым сознанием вписывается в систему информационного воздействия и общества?

Манипулирование общественным сознанием является частью системы информационного воздействия и общества. Оно происходит через СМИ, социальные сети, рекламу и другие каналы коммуникации, которые передают определенные сообщения и идеи, воздействуя на восприятие и мышление людей.

Какие причины могут стать основанием для манипулирования массовым сознанием в сфере телевидения?

В сфере телевидения выделяют несколько причин и предпосылок манипулирования массовым сознанием. Одной из таких причин являются экономические мотивы. Участники капиталистического производства и рыночных отношений стремятся формировать общество потребления, что ведет к преобладающей показу рекламы и коммерческих интересов в телевизионной программе.

Какие еще предпосылки и причины манипулирования массовым сознанием на телевидении выделяются?

Кроме экономических мотивов, также можно выделить политические и идеологические причины манипулирования массовым сознанием на телевидении. Например, политические элиты могут использовать медиа для укрепления своей власти, формирования определенной политической агенды и манипулирования общественным мнением в свою пользу.