Формирование связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 118118 страниц
  • 78 + 78 источников
  • Добавлена 28.05.2014
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 7
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПРИ НОРМАЛЬНОМ И НАРУШЕННОМ РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ 7
1.1 Лингвистические и психолингвистические основы связной речи 7
1.2 Формирование связного высказывания в онтогенезе и дизонтогенезе 13
1.3 Особенности связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 22
ГЛАВА 2 29
ПРАТКИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ 29
2.1 Цель, задачи, методы и организация исследования 29
2.2 Содержание методики исследования 30
2.3 Исследование уровня сформированности связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня и анализ результатов 34
2.4 Цель, задачи, принципы и направления о логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи 38
2.5 Содержание коррекционно-развивающей работы 39
2.6 Анализ эффективности коррекционно-логопедической работы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Приложение 1 60
Приложение 2 66
Приложение 3 84
Приложение 4 86
Приложение 5 87
Приложение 6 114
Фрагмент для ознакомления

Речь. Коммуникация: Словарь. / С.Н. Цейтлин, В.А. Погосян, М.А. Еливанова, Е.И. Шапиро. – СПб., 2006.Чудинова, Л.М. Приемы активизации речи у алаликов // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. /Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1961. – 252с.Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте.//Избр. псих. труды.-М.,1989.ПРИЛОЖЕНИЕПриложение 1Таблица 2 - Критерии оценки высказывания к методикам №1,2,3,4,5,6.Уровень развития связного высказыванияВиды тестовых заданийМетодика1 трансформация предложенияМетодика 2 Подбор слов по аналогииМетодика 3 Темо-ремантические отношения в предложенииМетодика 4 Изучение семантического компонента. Рассказ по аналогии.Методика 5 Синтаксическое прогнозирование. На материале сложного предложения.Методика 6 Проверка понимания текста.5 балловРебенок легко входит в контакт. Текст понимает в полном объеме. Свободно пользуется лексическими средствами. Вопросы задает. Все задания выполнены самостоятельно. Все задания выполнены самостоятельно и верно. Словарный запас соответствует возрасту.Задание выполнено самостоятельно. Ребенок использует при составлении предложения как однородные члены предложения, переключается на другой тип ориентировки.При составлении рассказа использует сложные предложения.Рассказ по содержанию информативен. Все его фрагменты представляют связные развернутые высказывания Применение лексико-грамматических средств соответствует взрасту.Ребенок соблюдает требуемую синтаксическую схему высказывания, выполнение «грамматических обязательств», заданных в первой части высказывания, сохранение целостного смысла высказывания. Задание выполняется без помощи. Выделяет действующих лиц, понимает факты, события, описанные в тексте, мотивирует адекватную оценку поступкам персонажей.4 баллаКонтактен, но инициатива исходит от экспериментатора. Текст понимает в полном объеме. Ответы не достаточно развернуты. Допускается одна ошибка, которую ребенок сам и исправляет. Вопросы задает.При выполнении задания ребенок допустил одну ошибку, которую исправил самостоятельно. В речи присутствуют все части речи. В основе весь рассказ составлен самостоятельно и верно, иногда требуется стимулирующая помощь или уточняющая помощь. Ребенок воспринимает помощь, выделяет в своем предложении аналогичные члены предложения.Большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания. Отмечаются отдельные морфолого-синтетические нарушения (ошибки в построении фразы, в употреблении глагольных форм и т.д.) В основе все предложения составлены самостоятельно и верно, иногда требуется стимулирующая или уточняющая помощь.Выделяет действующих лиц, понимает факты, события, описанные в тексте, при формировании главной мысли и оценки поступков персонажей требуется небольшая помощь в виде уточняющих вопросов.3 баллаРебенок контактен. Не всегда понимает речь в полном объеме. Требуется побуждение. Темп выполнения замедленный, требуется повторения задания.3-4 задания выполняются с ошибками, которые исправляются с помощью наводящих вопросов. Темп выполнения замедлен.Задание выполняется в замедленном темпе. Иногда требуется повторное воспроизведение образца, Наводящие вопросы к членам предложения. Помощь использует.Большая часть рассказа состоит из простых предложений. В рассказе присутствует простое перечисление предметов и действий . Информативность рассказа недостаточна. Присутствует аграмматизм., нарушение структуры фраз. Помощь в виде наводящих вопросов.Задание выполняется в замедленном темпе. В большинстве предложений не выполняются «грамматические обязательства», заданные в первой части высказывания. Присутствуют смысловые ошибки. Помощь в виде уточняющих вопросов. Действующих лиц выделяет с помощью уточняющих вопросов, фактическое содержание понимает, главная мысль понята недостаточно глубоко и точно, оценка поступков героев формулируется с помощью в виде уточняющих вопросов, иногда с контекстной подсказкой. 2 баллаРебенок в контакт вступает с трудом. Требуется значительная активизация. Ребенок мало активен и малоразговорчив. Наблюдается избирательное общение. Речь понимает не в полном объеме. Помощь не использует.Часть ответов с уточняющей помощью, часть – с контекстной подсказкой, темп выполнения замедлен, требуется повторение задания.При выполнении задания требуется значительная помощь в виде стимулирующих вопросов и контекстной подсказки. Присутствует нарушение порядка слов в предложении, искажение смысла.Большая часть рассказа перечисление представленных предметов и действий. Отмечается крайняя бедность содержания. Резко нарушена связь в повествовании. Грубые лексико-грамматические недостатки затрудняющие воспроизведение рассказа. Контекстные подсказки.Значительная помощь в виде стимулирующих вопросов и контекстных подсказок. .В составленных ребенком предложениях в большей части присутствует аграмматизм, нарушение целостности смысла всего высказывания.Действующих лиц выделяет с помощью в виде подсказки, фактическое содержание понимает, омечаются искажения смысла, оценка поступкам героев даётся с помощью вопросов, подсказок.1 баллНеадекватные ответы, помощь не использует.Неадекватные ответы, помощь не использует.Невыполнение задания. Помощь не использует.Невыполнение задания. Помощь не использует.Невыполнение, помощь не использует.Неадекватные ответы, отказ от деятельности.Таблица 3 - Критерии оценки высказывания к методикам № 7,8,9.Уровень развития связного высказыванияВиды тестовых заданийМетодика 7. Репродуктивные возможности. Пересказ рассказа.Методика 8. Составление рассказа по сюжетным картинкам.Методика 9. Составление рассказа по картине.5 балловПересказ составлен самостоятельно, структура текста, последовательность событий не нарушены, соблюдаются грамматические нормы, используются разнообразные лексические средства, передается основная мысль текста.Ребенок рассматривает картинки внимательно, с интересом, серию раскладывает самостоятельно, без ошибок, рассказ составлен самостоятельно, соответствует изображенной ситуации, сохранены все смысловые звенья, соблюдена последовательность, определены временные и причинно-следственные связи между событиями, используются разнообразные лексические средства, соблюдены грамматические языка. Выделяются основные объекты, распознаются их действия, в том числе выразительные движения персонажей. Ребенок стремится к интерпретации с выходом за пределы наглядно данного. Понимание картины отличается глубиной, отчетливостью и полнотой. Дети самостоятельны как при осмыслении отдельных изображенных объектов, их частей, так и при раскрытии существенных связей и отношений между ними. 4 баллаРассказ составлен с некоторой помощью в виде уточняющих вопросов, отмечаются незначительные трудности в реализации замысла, недостаточная развернутость высказывания; грамматические нормы соблюдены, основная мысль передается.Картинки рассматривает внимательно, серию раскладывает самостоятельно, ошибки замечает и исправляет их без помощи взрослого, рассказ составлен в основном самостоятельно, соответствует изображенной ситуации, основные смысловые звенья сохранены, последовательность не нарушена, временные и причинно-следственные связи определены, отмечается нерезкое выраженные нарушения связности повествования, недостаточная развернутость высказываний, лексический запас хороший, в грамматическом оформлении допускается ошибки, но замечает и исправляет их самостоятельно, иногда – с помощью уточняющего вопроса. При раскрытии содержания картины ребенок выделяет все ее объекты, передает основной смысл сюжета, устанавливает смысловые связи и отношения между объектами картины, но причинно-следственные зависимости раскрывает только частично. Используется помощь взрослых в виде вопросов. Развивает сюжет, дает собственное толкование событий.3 баллаПри пересказе требуется помощь в виде наводящих вопросов, подсказок, отмечаются пропуски частей текста без искажения смысла, может нарушаться последовательность событий, отмечаются трудности в построении высказываний, многочисленные паузы, повторы фраз, словарный запас ограничен, лексика авторского текста используется не полностью, преобладают простые распространенные предложения, отмечается аграмматизм. Серию раскладывает с ошибками, при исправлении ошибок требуется помощь в виде уточняющих вопросов, иногда прямых указаний, контекстных подсказок, рассказ в основном соответствует изображенной ситуации, отдельные звенья пропущены, при составлении рассказа требуется помощь в виде вопросов, указаний на картинку, деталь; связность повествования нарушена, отмечаются продолжительные паузы, лексический запас бедный, отмечаются замены слов, расширение и сужение значения, проявляется аграмматизм.Попытки словестной интерпретации ребенком изображения не выходят за пределы установления частных пространственных связей, истолкования позы персонажей, выделения только внешних связей между объектами. 2 баллаПересказ составлен по вопросам, ответы односложные, связное высказывание затруднено, словарный запас небольшой, в основном, существительные и глаголы, отмечается ошибочное употребление слов, сужение или расширение значения слов, преобладают простые предложения, иногда простые распространенные, отмечается аграмматизм, соскальзывание на побочные темы.При раскладывании серии действует импульсивно, допускает ошибки, при исправлении ошибок нуждается в помощи, рассказ частично соответствует изображенной ситуации, не вскрыты временные и причинно-следственные связи между событиями, пропущены смысловые звенья, имеются искажения смысла, рассказ представляет собой перечисление предметов, изображенных на картинках, помощь в виде вопросов использует, но отвечает односложно, словарный запас ограничен, отмечается аграмматизм.Словестная интерпретация картин сводится к простому, неорганизованному перечислению предметов и их признаков. Последовательность называния объектов определяется последовательностью их зрительного выделения. В высказываниях ребенка не наблюдается попыток осмыслить свойства объектов, изображенных на картине, характер их взаимодействий. 1 баллОтказ от выполнения задания, неадекватные ответы.Отказ от выполнения задания, неадекватные ответы.Отказ от выполнения задания, неустойчивое внимание, неадекватные ответы.Приложение 2Методика №9Методика № 2Методика № 3Методика № 5Методика № 8Приложение 3лексический материал к картинам Боголюбова «Морской пейзаж» и К.Коровина «Парижские огни».К.Коровин «Парижские огни»К.Коровин «Парижские огни»Слова-признакиСлова-предметыСлова-действияБурный; ПозднийЛетний; теплыйвечерРадуетЗовет (на улицу)ВетвистыеГустыезелёныеДеревья(каштаны)РастутЗеленеютУкрашают (улицу)Радуют (взор, взгляд, глаз)восхищаютСерыеВысокиеТемныеСветящиесяТаинственные нарядныеТоржественныедомаСкрытые (ночью) СтоятВозвышаютсяЗачаровываютОкружают (улицу)Широкая вечерняяЗапруженная МноголюднаяУлицабульварБежит(вдоль домов) ТянетсяЗовет (погулять)РазноцветныеЗеленые КрасныеЛиловыеФиолетовыеИзумрудныеРубиновыеЗазывающиеволшебныеогниГорятСветятсяУкрашают(улицу)ЗавораживаютосвещаютБоголюбов «Морской пейзаж»Слова- признакиСлова -предметыСлова - действияСолнечноеРаннееПрозрачноеЛетнееХолодноеяркоеутронаступилоУтреннееЛимонноеВысокоесолнечноенебоПросыпаетсяУлыбаетсянависаетСонныйКрутойКаменистыйСкалистыйВысокийдалекийберегВстречаетРазбивает (волны)ГолубоеСинееСпокойноеГладкая гладьзеркальноемореШумиткачаетПарусныйБыстроходныйдеревянныйкорабльПлыветБежитНесется (к родным берегам)БлеститПутешествуетторопитсяВесельныйшестивесельныйЯлшлюпкаПодплываетПодходитперевозитЗатуманенныйТаинственныйСолнечныйпробуждающийсягородЗовет (корабли)СтроитсяТоргуетвстречаетЛёгкиеВоздушныекучевыеоблакаПлывутОтражаютсяУлетают(в даль)Приложение 4Приемы обучения детьми рассказыванию приведены в приложениисовместное рассказывание – когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает;образец рассказа – это краткое живое описание предмета или события, доступное для переживания и заимствования;план рассказа – это когда взрослый задает 2-3 вопроса, который определяет его содержание и последовательность (совместное составление плана педагогом и детьми, коллективное обсуждение плана);коллективное составление рассказа;моделирование (модель – это схема, отражающая структурные элементы рассказывания);оценка детских рассказов;вспомогательные вопросы;указания;исправление ошибок;прослушивание детьми своих рассказов.составление предложений по двум предметным картинкам с последующим распространением однородными определениями, другими второстепенными членами предложения.восстановление различного рода деформированных предложений, когда слова даны вразбивку, когда слова употреблены в начальной форме, когда отсутствует начало или конец предложения;составление предложений по «живым картинкам» с демонстрацией действий на фланелеграфе.Приложение 5Занятие1Тема: «Нелли Закусина. «На мосту».Цели: формирование связной речи.Задачи:Образовательные задачи: формировать умение связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль; закреплять навыки словоизменения; подбирать родственные слова; объяснять смысл пословиц и поговорок и применять их; развивать память, воображение, мелодико-интонационные и темпоритмические характеристики речи. Развивающие задачи: развитие зрительного и слухового внимания, логического мышления;Воспитательные задачи: закладывать нравственные основы и начал. 1. Организационный момент.- Отгадайте, что я загадала: течет, бежит, голубая лента (река)2. Сегодня мы познакомимся с Новосибирским автором НэллиЗакусиной и её стихотворением:На мостуМой город стоит на огромной реке.Она – словно синего неба кайма.Ладошку к глазам поднесу – вдалекеНа двух берегах голубеют дома.А вниз погляжу – корабли подо мнойИграют тяжелой прозрачной волной.Рукой помашу им, ведь те кораблиНа север, наверное, груз повезли.Смотрю я на Обь. А река – на меня.Зелёные тени, и золота дня,И белые чайки над голубизной,И мост отражается вместе со мной.1. О чем стихотворение? (О городе и реке).2. Что играет тяжелой прозрачной волной? (Корабли плывущие по реке).3. Куда повезли грузы корабли? (На север).4. Что увидел ребенок посмотрев вниз? (Отражение – себя стоящим на мосту).5. Увидел бы ребенок свое отражение в реке если бы шел дождь? ( Отражение бывает только тогда когда бывает свет, например светит солнце, чаще всего при дожде солнце не светит).6. Какое имя носит река в которую смотрит мальчик? (Река Обь).7. Что такое кайма и почему река является каймой неба? (Полоса по краю ткани, отличающаяся от нее цветом – автор воображает реку каймой, полосой по краю неба)8. А если бы ты вез грузы на север по реке, кем бы ты был капитаном, коком, юнгой?9. На чем лучше всего путешествовать по реке? (На плоту, катере, буксире, теплоходе, барже, шлюпке, яхте).Игра: «Чего не стало».Логопед выкладывает перед детьми картинки водного транспорта: плот, буксир, теплоход, баржа, шлюпка, яхта. Четко проговаривая название каждой предметной картинки просит запомнить расположение каждой картинки. Дети закрывают глаза. Логопед убирает одну из картинок. Дети должны определить чего не стало. И назвать.Игра: «Волшебные приставки».Поднесу, унесу, принесу, занесу, отнесу, обнесу, внесу.Игра: «Один – много».Плот – плотыБуксир – буксирыТеплоход – теплоходыБаржа – баржиШлюпка – шлюпкиЯхта – яхтыМост – мостыБерег – берегаКорабль – кораблиЧайка – чайкиГруз – грузыФизминуткаЕсли речка голубаяПробудилась ото сна(Руки через стороны вверх, потянулись).И бежит в поля, сверкая,(Прыжки на месте).Значит, к нам пришла весна.(Хлопки в ладоши).Если снег везде растаял,И трава в лесу видна,(Приседания).И поет пичужек стая –Значит, к нам пришла весна.(Хлопки в ладоши).Если солнце разрумянитНаши щеки до красна,(Наклоны головы к левому-правому плечам).Нам еще приятней станет –Значит, к нам пришла весна.(Прыжки на месте).Игра : «Назови ласково»Мост – мостикГруз – грузикКорабль – корабликБерег – бережокПлот – плотикШлюпка – шлюпочкаЯхта – яхточкаОбъяснение смысла,заучивание пословиц:Своя земля и в горсти мила.Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.Итоги: оценка работы детей. Логопед предлагает детям рассказать о том, чем они занимались, а потом оценить работу друг друга.Занятие 2Тема: «Нелли Закусина. «Продавали собак»Цели: формировать связную речь.Задачи образовательные: Составление рассказа по заданному сюжету; учить связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль; Грамматически правильно оформлять высказывание, активизировать синонимический словарь детей; формировать умение употреблять в речи существительные единственного и множественного числа.Развивающие задачи: развитие зрительного и слухового внимания, логического мышления;Воспитательные задачи: закладывать нравственные основы и начал. Ход занятия1. Организационный момент:- Отгадайте, о ком мы сегодня поговорим: лает, охраняет, друг (собака).2. Чтение стихотворения Н. Закусиной:Продавали собак на базаре –Гордых, добрых, серьезных, смешных.И собаки украдкой бросалиВзгляд на тех кто осматривал их.Шерсть ерошил безжалостный ветер.Я никак до сих пор не пойму:Прижимался ль к хозяину сеттер,Или жался хозяин к нему?Понимая, что расстаются,Сеттер хмурил бугристую бровь,Словно думал: зачем продаютсяВерность, Преданность, Боль, и Любовь?1. О ком мы прочитали стихотворение?2. Как бы вы назвали стихотворение? («Не обижайте собак», «Предательство»).3.Почему сеттер прижимался к своему хозяину? (Он должен был расстаться с хозяином, хозяин его продавал).4. Есть ли у вас домашние питомцы?5. Как нужно заботится о своих питомцах? (Поить, кормить, чесать, выгуливать, гладить, говорить ласковые слова, лечить, защищать, дружить).6. Как вы думаете может ли данная история кончится хорошо? Давайте придумаем что было до того, как хозяин и сеттер оказались на базаре и что случилось потом.Игра: «Скажи наоборот»Хорошо – плохоВерность – предательствоЛюбовь – ненавистьДобрый – злойСмешной – грустныйСерьезный - легкомысленный ФизминуткаВо дворе играл щенокПрыгал, бегал и считал:«Раз – прыжок и три кивка, Два направо голова,Три налево поворот» -И помчался до ворот, А потом вздохнул и сел:Он устал и присмерел.Игра: «Один – много»Хороший – хорошиеВерный – верныеДобрый – добрыеСмешной – смешныеСерьезный – серьезныеПлохой – плохие.Предатель - предателиЗлой – злыеГрустный – грустныеЛегкомысленный – легкомысленныеИгра: «Назови ласково»Хороший – хорошенькийВерный – верненькийГрустный грустненькийПлохой – плохенькийДобрый – добренькийРаскрыть смысл пословицы,заучивание пословицы:Старый друг лучше новых двух.Друг познается в беде.С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.Итог: оценка работы детей. Логопед предлагает детям рассказать о том, что они изучали на занятии.Занятие 3Тема: Георгий Семёнов «Звенел ручей, галоши плыли».Цели: формирование связной речиЗадачи:Образовательные задачи: формировать умение связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль; Закреплять навыки словоизменения; подбирать родственные слова; объяснять смысл пословиц и поговорок и применять их; развивать память, воображение, мелодико-интонационные и темпоритмические характеристики речи. Развивающие задачи: развитие зрительного и слухового внимания, логического мышления;Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Закладывание нравственных основ и начал. Ход занятия:1. Организационный момент.- Ребята, отгадайте, какие времена года на моих картинках, давайте разложим картинки по порядку. (Зима, весна, лето, осень).2. В нашем городе живет замечательная детский поэт Георгий Семёнов. Он сочиняет для детей замечательные стихи. Давайте познакомимся с одним из них:Звенел ручей, галоши плыли.Отлично плавали галоши, Красиво льдинками звеня.Два ледокола – у Антоши,Два ледокола – у меня.Нам помешал пробиться к речкеПриказ из штаба: по домам!И ледоколы встали к речке,А капитаны – по углам.3. Вопросы по содержанию стихотворения:1. Кто герои прочитанного стихотворения? (Два мальчика: Антон и мальчик который рассказывает эту историю).2. Чей приказ был из штаба? (Приказ дали мамы мальчиков).3. Какое время года описано в стихотворении? (Весна).4. Чем ранняя весна похожа на зиму? (Ещё лежит снег, люди в теплой одежде, день короче ночи).4. Как вы думаете почему наказали мальчиков? (Опасно играть в ледяной воде, это приводит к простуде).5.Что нужно делать что бы быть здоровым? (Нужно делать зарядку, есть полезную пищу, вовремя ложиться спать, одеваться по погоде, заниматься спортом).4.Игра: «Разгадай загадки»Кто поляны белит белым Тает снежокИ на стенах пишет мелом, Ожил лужок, Шьёт пуховые перины, День прибывает. Разукрасив все витрины? Когда это бывает? (зима) (весна)Гром грохочет на реке, Растет она вниз головойСлышно даже вдалеке. И звонко плачет лишь весной (Ледоход) (Сосулька)Пришли теплые деньки, Замерли густые елиЗазвенели ручейки, Слушают, как с пышных лапПодснежник расцветает, Капли падают: кап, кап. Когда это бывает? Узнаете звук……(капели). (Весна)ФизминуткаМы устали, засиделись, нам размяться захотелось.(Одна рука вверх, другая вниз рывками менять руки)То на стену посмотрели,То в окошко поглядели.Вправо, влево поворот,А потом наоборот.(Повороты корпусом)Приседанья начинаем,Ноги до конца сгибаем.Вверх и вниз, вверх и вниз,Приседать не торопись!(Приседания).И в последний раз присели,А теперь на место сели.(Дети садятся).5.Игра: «Один – много».Галоша – галошиЛьдинка – льдинкиЛедокол – ледоколыРечка – речкиДом – домаШтаб – штабыПечка – печкиКапитан – капитаныУгол – углы6.Игра «Слова родственники»Льдина, льдинка, льдинищаРека, речка, реченька, речушка, речникПечь, печка, печище, печникДом, домик, домище, домишко, домовой.7.Игра: «Слова друзья».Звенят – бренчат;Помешать – воспрепятствоватьПробиться – прорваться8. Игра «Четвертый лишний»Град, дождь, туман, зима.Снег, зима, весна, лето.Галоши, сапоги, ботинки, носки.Капель, проталина, сосулька, морозРека, ручеек, озеро, ручка9.Игра: « Сосчитай»Две льдинки, пять льдинокДва дома, пять домовДва ледокола, пять ледоколовДве галоши, пять галошДва ручейка, пять ручейков10.Знакомство детей с пословицами:Здоровье всего дороже.Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.Береги здоровье с молоду.11. Итоги занятия: - С каким детским поэтом мы познакомились, как называется стихотворение которое мы учили.Занятие 4.Тема: «Георгий Семёнов. «Крапива».Цели: формирование связной речи.Образовательные задачи: формировать умение связно, непрерывно, логично высказываться; грамматически правильно оформлять предложение; упражнять в словоизменении и словообразовании; активизировать в речи числительные.Развивающие задачи: развитие зрительного и слухового внимания, логического мышления, памяти.Воспитательные задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Организационный момент:- Ребята.отгадайте загадку и вы узнаете о чем мы узнаем на занятии:Не огонь, а жжется,В руки не даетсяВыросла под ивой,Звать её …? (крапива)Сегодня мы продолжим знакомится с творчеством Георгия Семёнова:«Крапива»Вся крапива –В кружевах.Так красива –Просто ах!Но стоит она, вздыхая:Неужели я плохая?Захотелось ей в букет – Говорят крапиве: - Нет!Малыши играют в прятки –Лезут даже под лопух, от крапивы без оглядкиУбегая во весь дух.Почему красавицаНикомуНе нравится?1. О ком стихотворение? (О крапиве).2. Как вы думаете крапива красива?3. Почему красавица никому не нравится? (Она жжется)4. Как вы думаете почему есть растения которые жгутся, колются? (растения таким образом защищаются).5. Какие еще растения ты знаешь? (подорожник, одуванчик, лопух, мать-и-мачеха, ромашка)Игра: «Хорошо – плохо»Логопед предлагает разобраться крапива это хорошо или плохо.Хорошо: крапива лекарственное растение, крапиву можно есть, она не только съедобна, но и полезна в ней много витаминов. С помощью крапивы лечат радикулит, отваром моют голову – лечат волосы. Плохо: Она жжется – это неприятно. Крапива является сорняком и ею быстро зарастают клумбы.Игра: «Продолжи»Когда Ваня порезал ногу Таня дала ему подорожник, потому что….Девочка дотронулась до крапивы и вскрикнула, потому что….Дети собрали букет из ромашек и поставили его в вазу, потому что….Я подарил букет маме, потому что…..Игра: «Назови одним словом»Ромашка, ландыш, василек, одуванчик – цветыБереза, осина, сосна, тополь, ель – деревьяСирень, шиповник, боярышник, смородина – кустарник.Игра: «Чего не стало» Логопед выкладывает перед детьми картинки водного с изображением растений: крапива, мать-и-мачеха, подорожник, ромашка, подснежник, лопух. Четко проговаривая название каждой предметной картинки просит запомнить расположение каждой картинки. Дети закрывают глаза. Логопед убирает одну из картинок. Дети должны определить чего не стало. И назвать угаданную картинку в родительном падеже. Составить предложение с выделенным словом.Игра: «Измени по образцу»Крапива растет у забора – растущая крапива у забора.Девочка поливает ромашки – поливающая ромашки девочка.Человек срывает подорожник – срывающий подорожник человек.Роза цветет на клумбе - цветущая роза на клумбе.Одуванчик раскрывается после дождя – раскрывающийся одуванчик после дождя.Игра: «Посчитаем»Две ромашки – пять ромашекДве розы – пять розДва подснежника – пять подснежниковДва листа подорожника – пять листов подорожникаДва куста крапивы – пять кустов крапивы.Раскрыть смысл пословицы,заучивание пословицы:Не то золото, что блестит.С иными водится – что в крапиву садится.Старая крапива сильней жжется.Чужими руками легче крапиву рвать.Итоги: оценка работы детей. Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, чему научились.Занятие 5.Тема: «Елизавета Стюарт. «Недотрога».Цели: формировать связную речь.Образовательные задачи: учить детей придумывать начало и конец к сюжету стихотворения; связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль; грамматически правильно оформлять предложения; подбирать слова-признаки, синонимы к слову; упражнять в словообразовании, словоизменении. Углублять представления о пословицах, осмысливать смысл образных выражений.Развивающие задачи: развивать воображение, память, логическое мышление.Воспитательные задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Ход занятияОрганизационный момент. Игра с мячом « О чем я говорю?»Дети подбирают по смыслу слово: хитрая…(лиса), медлительная …(черепаха, улитка), злой ….(волк), жужжащий …(пчела, жук, шмель).Сегодня мы познакомимся еще с одним представителем Новосибирской литературы – Елизаветой Стюарт:НедотрогаЭто кто ползет с трудом,За собою тащит дом?По листу непрытко движется улитка.Подожди немножко –Дай потрогать рожки.А она попятилась,В домик свой запряталась,Чтоб её не видели…Подумаешь – обидели!Ползи своей дорогой –Какая недотрога1. О ком стихотворение? (О улитке).2. Как ползла улитка? (непрытко).3. Как называет улитку автор? (недотрога)4. Как вы думаете нравятся ли автору, Елизавете Стюарт, улитки?5. А если бы улитка была огромного роста? Как бы нам о ней рассказал автор?6. Давайте придумаем, что было до того как ребенок встретился с улиткой и что случилось после?Игра: «Скажи по другому»Непрытко – не торопясь, медленно, не спеша.Потрогать – прикоснуться, задеть.Запряталась – спряталась, скрылась, исчезла.Обиделась – оскорбилась.ФизминуткаМы становимся всё выше,Достаем руками крыши.На два счёта поднялись,Три, четыре – руки вниз.(Потягивание на носочках с подниманием рук вверх и опусканием в И.п) Игра: «Длинное предложение»Улитка ползет.Улитка-недотрога ползет.Улитка-недотрога ползет по веточке.Улитка-недотрога ползет по еловой веточке.Улитка-недотрога ползет по еловой веточке утром.Улитка-недотрога ползет по еловой веточке летним утром.Улитка-недотрога ползет по еловой веточке летним утром и мечтаетУлитка-недотрога ползет по еловой веточке летним утром и мечтает о росинке.Игра: «Творческое рассказывание»Дети представляют, что превратились в улиток. Каждый придумывает, что могло с ним приключиться. Итоги: оценка работы детей. Логопед предлагает вспомнить, чем занимались на занятии.Занятие 6Тема: «Георгий Семёнов «Шмель».Цель: формирование связной речи.Образовательные задачи: формировать навыки творческого рассказывания; составлять предложения и объединять их в рассказ; связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль; упражнять детей в словообразовании, словоизмененииРазвивающие задачи: развивать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, воображение, мышление, внимание.Воспитательные задачи: прививать любовь к своей малой Родине, его литературного наследию. ШмельА у Паши садик естьС домиком садовым.Этот садик полон весьЗапахом медовым.Облетел дозором садУдалой Аника:И мохнат, и полосат, Вместо носа пика.И пока в саду гуделВоин полосатый,Паша в домике сидел,Словно виноватый.1.О ком стихотворение? (О шмеле и Паше).2. Что есть у Пашки? (садик с домиком садовым).3. Кто облетал дозором сад? (Аника воин – шмель).4. Зачем шмель летал в сад к Пашке? (есть нектар и пыльцу).5.Почему Пашка сидел дома, пока шмель облетал дозором сад? (Пашка боялся шмеля).6. Почему люди боятся шмелей? (Шмель может укусить).7. Что было бы если Паша был храбрым, а шмель трусом?8. Давайте представим, что Пашка - волшебник? Игра с мячом: «Подбери слово»Ползает: улитка, жук, муравей, паук, гусеница.Порхает: бабочка, мотылек, колибри.Летает: стрекоза, пчела, шмель, оса, жук.Жужжит: шмель, пчела, жук.Мохнатый: шмель, шершень, пес.Пучеглазая: стрекоза.Игра: «Отгадай загадку»Домовитая хозяйка Шевелились у цветкаПролетает над лужайкой все четыре лепестка Похлопочет над кустом – Я сорвать его хотел -Он поделится медком. Он вспорхнул и улетел. (Пчела). (Бабочка).У кого глаза на рогах, Гудит, а не мотор,А дом на спине? Летит, а не птица, (Улитка) Жалит, а не змея. (Шмель).Не птица, а летает. Землю роет,С хоботом, а не слон. А сам воет.Никто не приучает, Шесть ног без копытА на нос садится. (Муха) Есть и рога, а не бык.(Жук)Игра: «Веселые приставки».Летать – прилетать – облетать – улетать – залетать – отлетать – слетать – влетать.ФизминуткаРаз, два – выше голова,Три, четыре – руки шире,Пять, шесть – тихо сесть, Семь, восемь – лень отбросим.Раз – согнуться-разогнуться,Два – нагнуться, потянуться,Три – в ладоши три хлопка,Головою три кивка.На четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть,Семь, восемь – лень отбросим.(Выполняем движения по тексту)Игра: «Слова родственники».Сидеть – сидение – сиделка – посидеть – седеющий.Игра: «Посчитай»Две мухи – пять мух;Два жука – пять жуков;Два шмеля – пять шмелей;Две пчелы – пять пчел;Две бабочки – пять бабочек.Игра: «Что лишнее».Муха, жук, шмель, пчела, улитка, бабочка.Игра: «Назови ласково».Жук – жучок;Пчела – пчелка;Муравей – муравьишка;Муха – мушка;Паук – паучок.Итоги: логопед подводит итог занятия и оценивает деятельность каждого из детей.Занятие 7Тема: Александр Береснев «Всё на что-нибудь похоже».Цель: формирование связной речи.Образовательные задачи: Учить связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль; активизировать словарь; составлять предложения и составлять из них рассказ; применять знания в практике речевого общения.Развивающие задачи: развивать воображение, воспитывать активность детей.Воспитательные задачи: воспитывать любовь к литературным произведениям.«Всё на что-нибудь похоже»Ясной ночьюВ небе синемСерп луны, Как ломтик дыни.Перевернутые Лодки –Как солдатские пилотки.Облака –Сугробы снега.Вот бы мнеПо ним побегать!Посмотрите:Это ежУдивительноПохожНа клубокС иголками,ДлиннымиИголками.Колесо –На букву О,На баранкуИ кольцо,Гриб – на зонт,Пельмень – на шляпу,Брат – на маму,Я - на папу.1. О чем говорится в стихотворении? (О том, что всё на что-нибудь похоже).2. Как вы думаете серп луны похож только на дольку дыни?3. Ребята, как вы думаете действительно облака похожи на сугроб снега?4 Облако, оно какое? (воздушное, пушистое, невесомое, мягкое, белое..)5 Что можно сказать о снеге? (холодный, пушистый, белый, рыхлый, мягкий..)6. Как бы вы назвали стихотворение? 7. Почему люди любят всё сравнивать?3. Игра «Один – много».Ночь – ночи;Ломтик – ломтики;Дыня – дыни;Лодка – лодки;Пилотка – пилотки;Снег – снега;Облако – облака;Ёж – ежи;Клубок – клубки;Иголка – иголки;Колесо – колеса;Буква – буквы;Баранка – баранки;Кольцо – кольца;Шляпа – шляпы;Зонт – зонты;Гриб – грибы;Брат – братья.ФизминуткаМы устали, засиделись,Нам размяться захотелось(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)То на стенку посмотрели,То в окошко поглядели.Вправо, влево поворот,А потом наоборот.(Поворот корпусом.)Приседанья начинаем,Ноги до конца сгибаем.Вверх и вниз, Вверх и вниз,Приседать не торопись!(приседания.)И в последний раз присели, А теперь на место сели.(Дети садятся.)4. Игра «Назови ласково»Ночь – ночка;Дыня – дынька;Кольцо – колечко;Зонт – зонтик;Шляпа – шляпка;Гриб – грибочек,Брат – братик;Клубок – клубочек;Ёж – ёжик;Снег – снежок;Облако – облачкоПилотка – пилоточка.Игра: «Длинное предложение»Облако……плывет. (белое, кучерявое, белое)Клубок…………покатился. (шерстяной, зелёный, круглый)Снег………..лежал (пушистый, белый, ослепительный, холодный)Гриб …. Рос ( мокрый, большой, коренастый)Светит …….солнышко (яркое, ласковое)Глаз радуют…….Цветы (яркие, разноцветные, луговые)Сел ….. кузнечик (зеленый, маленький).Игра: «Верно или нет?»- Дождь пошел, потому что Яна открыла зонт.- Неверно. Правильно – Яна открыла зонт, потому что пошел дождь.- Водитель – это тот кто водит на экскурсии.- Неверно. Правильно – Водитель – это тот, кто водит машину.- Садовник – это тот кто работает в детском саду.- Неверно. Правильно – Садовник - это человек ухаживающий за деревьями и кустарниками в саду.Итоги: логопед подводит итоги занятия и оценивает деятельность каждого из детей.Занятие 8Тема: «Владимир Шамов «Федор и медведь»Цель: формирование связной речи.Образовательные задачи: Учить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно. Познакомить с мифом о возникновении названия села Кривощеково. Совершенствовать грамматический строй речи. Развивающие задачи: Совершенствовать навык пересказа, развивать зрительное восприятие и речевой слух, память и мышление.Воспитательные задачи: воспитывать интерес к истории Родного края.Ход занятия1. Организационный момент:Создание эмоционального положительного фона занятия. Подготовка детей к восприятию содержания рассказа.- Ребята, как называется наш город? (Новосибирск)- Вы знаете как наш город возник, что было на месте нашего города? Живет в нашем городе писатель, который написал книгу сказок о нашем городе. И сегодня мы познакомимся с одним из них.2. Первичное прослушивание сказки детьми. Звучит запись рассказа. Во время прослушивания логопед демонстрирует детям иллюстрации из книги.Федор и медведьПришел на высокий берег реки Обь мужик – Федор Кривощек. Звали его так оттого, что лягнула его кобыла в детстве да повредила правую щеку. Пришел, огляделся да и стал строить. Мужики в ту пору многие в Сибирь подавались – на земли вольные. Рядом с Федором поселился десяток семей, и назвали они деревню свою – Кривощеково. В честь Федора, значит. Однажды произошел такой случай. Работали бабы в поле. Солнце высоко стояло, жаркий был день. Вдруг услышали бабы дикий рев. Вышел к ним из леса медведь. На задних лапах шел, а передние впереди себя держал. Подошел медведь прямо к Дуняше, дочери Федора, она с самого края поля траву полола. Ревет, как скаженный. Люди в поле застыли как мертвые. Увидела дивчина, что у медведя в лапе огромная заноза сидит. Смекнула, преодолела страх да и выдернула её. Медведь на передние лапы опустился и пошел прочь, головой покачивая.3. Беседа по прочитанному.Кто пришел на высокий берег реки? (Федор Кривощек)Почему его так звали? Зачем пришел на высокий берег Оби Федор?Почему назвали деревню Кривощеково?Почему рассказ называется Федор и медведь?О ком еще говорится в сказке, какие герои живут в этой сказке?Как подошел медведь к Дуняше?Почему медведь вышел к людям?Как вы думаете, если бы лошадь не ударила по щеке Федора назвали бы село Кривощеково?4 Повторное чтение сказки. И пересказ по частям двумя детьми.5 Игра : «Один – Много»Федор – ФедорыМедведь – медведиБерег – берегаКобыла – кобылыЩека – щекиСемья – семьиДеревня – деревниСлучай – случаиДень – дниЛапа – лапыТрава – травы6 Игра: «Скажи ласково».Высокий берег – высокий бережокПравая щека – правая щечкаПередние лапы – передние лапкиИтоги занятия: логопед подводит итог занятия и оценивает деятельность каждого из детей.Занятие 9Тема: «Александр Берестов «Хитрые грибы»Цель: формирование связной речи.Образовательные задачи: продолжать учить связно , непрерывно, логично высказывать свою мысль; активизировать словарь детей по темам: «Грибы», «Деревья»; уметь грамматически правильно строить предложения отвечать на вопросы; сравнивать предметы.Развивающие задачи: развивать мышление, слуховое внимание, память.Воспитательные задачи: прививать любовь к природе родного края.1. Организационный момент.- Я загадаю загадку и отгадав вы узнаете о чем мы узнаем сегодня.Много рук, а нога одна. (Дерево).Во лесу, во боруСтоят старые старички,На них красные колпачки. (Гриб).2. Знакомство с творчеством Александра Береснева. Хитрые грибыУвела меня дорожкаОт крылечка в лес густой.Я не малое лукошко,А корзину взял с собой.Я заглядывал под кочки, Под березовые пни,Ох, и хитрые грибочки!Где же спрятались они?Зря искал их под осинойИ под елью зря искал.Видно, я большой корзиной Все грибы перепугал.1. Куда увела дорожка мальчика?2. Лес был какой?3. Зачем пошел в лес мальчик?4. Что он взял с собой?5. Где искал грибы мальчик?6. Почему грибочки спрятались?7. Как бы ты назвал стихотворение?8. Грибы можно искать только в лесу?9. Какие грибы ты знаешь?10. Игра: «Один – много».Увела – увелиЗаглядывал – заглядывалиСпрятался – спряталисьИскал – искалиПерепугал – перепугалиДинамическая гимнастикаМы шли – шли – шли и грибочек нашли.Полезай в кузовок, белый гриб, мой дружок. Мы шли – шли – шли и ещё грибок нашли.Полезай в кузовок, сыроежка, мой дружок.11. Игра: «Слушай и отвечай»- Что такое лес?- Какие деревья и кустарники ты знаешь?- Какие деревья бывают зелеными круглый год?- Под какими деревьями растут грибы? (береза, осина, ель)- Какой гриб растет на вырубках? (опенок)- Какие грибы растут в хвойном лесу? (грузди, сыроежки).- Какие грибы предпочитают лиственные леса? (белые грибы)- Какие несъедобные грибы знаете? (мухомор, бледные поганки, ложные опята).- Какие грибы любят жить семейками? ( опята, лисички, грузди).- Какие пословицы и поговорки вы знаете? (Груздь дождя не любит. Если лужи среди дворов – много белых грибов. Собирай, не мешкай – это сыроежки.)- Что мы делали? (Мы отвечали на вопросы о грибах, деревьях)Игра: « Найди отличия».- Чем различаются белые грибы?- У белого гриба шляпка коричневая, а у опенка желтая. У гриба ножка толстая, а у опенка тонкая. Белый гриб растет в лиственных лесах, а опята на вырубках. Белый гриб чаще растет поодиночке, а опята растут семьями.- Чем похожи эти грибы?- Белый гриб и опенок – съедобные грибы. У белого гриба и опенка есть шляпки, ножки, грибницы.Игра: «Что сначала, что потом?»- Положили в корзинку и сорвали гриб.- Сорвали гриб и положили в корзинку.- Нашли грибы и пришли в лес.- Пришли в лес и нашли грибы.- Пошли домой и набрали грибов.- Набрали грибов и пошли домой.Итог занятия: Что мы делали на занятии? Логопед подводит итоги.Приложение 6Речевая картапо изучению сформированности связной речи у детейстаршего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.РМПК №251Дата: 10 мая 2012г.Заключение: ОНР, 3 уровень, стертая дизартрия.Дата: 12 мая 2013г.Виноградов Александр ВикторовичДата рождения: 15 июня 2006Домашний адрес: Фабричная, 45 кв. 3Отец: Виноградов Виктор СергеевичМесто работы: ООО «Вертикаль»Должность: монтажник.Анамнез.Ребенок от первой беременности.Первые слова к 1,5 годам.Заговорил фразами к 2 годам.Начал сидеть в 6 месяцев.Ходить: 11 месяцев.Ведущая рука – правая.Исследование синтаксического компонента. 1) Беседа с ребенком (операции трансформации)Как тебя зовут? Саша.Сколько тебе лет? Шесть.Ты бабушка? Почему? Нет.У тебя два папы? Я правильно сказала? Один и дедушка есть.У тебя нет рта? Есть.Ты не умеешь кушать? Я правильно сказала? Большой. Кушаю.Ты не пойдешь не гулять? Что это значит? Не знаю.Папа починил стул. Значит, стул уже можно сидеть можноМама постирала платье. Значит платье уже веревка на улице, вешают.Такое бывает: суп сам сварился, пирог сам испекся? В мультике волшебный горшок варил.Я где-то живу. Спроси меня про это?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Издательский центр «академия», 1992
2. Апухтин, В.Б. Психолингвистический метод анализа смысловой структуры текста: Автореф. дис... канд. филол. наук.- М., 1977.
3. Баева, А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6-летних детей с общим недоразвитием речи// Логопед..- 2004.№2 с 43-51
4. Баринова, ЕА. Лингвистические основы методики развития связной речи// Развитие речи учащихся: Уч. зап. ЛГПИ им. А.И. Герцена. — Л., 1971.
5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студ. пед. инст-тов по спец-ти «Дошкольная педагогика и психология». - 2-ое изд. - М.: Просвещение, 1981.
6. Вершина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим речи 3 уровня // Логопед. -2004. №1 с 34 - 40.
7. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: Просвещение, 1978. – 102с.
8. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
9. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. — М., 1956.
10. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: КомКнига, 2006 – 144с.
11. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 2007. – 471с.
12. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. — М., 1984.
13. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., 2004
14. Голубева, Л.Р. Мыслительный процесс классификации у детей дошкольного возраста / Л.Р. Голубева // Психология дошкольника: хрестоматия: для студентов средних педагогических заведений/ Сост. Г.А. Урунтаева. Москва: Академия, 1997.
15. Горелов, И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: Учеб. пособие. - М., 1997. - 224 с.
16. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. Пособие / О.Е. Грибова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 96с.
17. Дети с нарушением речи. Технологии воспитания и обучения: Методическое пособие / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: В секачева, НИИ Школьных технологий, 2008. – 192с.
18. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
19. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации. — М., 1982.
20. Жукова, Н.С, Мастюкова, ЕМ., Филичева, Т.Е. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1998.
21. Жукова, Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999.
22. Закусина, Н. М. Мой город золотой. – Зап-сиб. Новосибирск, 1983.
23. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М.,2001.
24. Зимняя, И.A. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. — М., 1984.
25. Исаченко, В.Г., Савельева, Г.Т. Краеведение. Спб.: Зеркало-медиа,2008. – с.325
26. Карпова, С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. - М., 1978.
27. Кислова, Т.Р. По дороге к Азбуке. Метод. Пособ. – М.: Балласс, 2013. – 208с.
28. Клюева, Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. — Ярославль, 1997.
29. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. — М., 1973.
30. Комаров, К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. — М., 1982.
31. Короткова, А.В. Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико- грамматического стоя речи 3 уровня //Логопед 2004. №1 с. 27-34.
32. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П. Короткова. – М.: Просвещение, 1982. – 182с.
33. Ладыженская, ТА. Связная речь// Методика развития речи на уроках русского языка. — М., 1980.
34. Лалаева, Р. И. Серебрякова, Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.- С.-Петербург., 1999.- 160с.
35. Лалаева, Р.И. Взаимосвязь в развитии интеллекта и языковой способности у детей при нормальном и нарушенном онтогенезе // Логопедия. – 2005. - № 1 (7). – С. 5
36. Лалаева, Р.И., Серебряков,а Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001
37. Лебедева, И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: Учебно-методическое пособие / Под ред. Проф Л.Б. Баряевой. – СПб.:ЦдК проф. Л.Б. Баряевой, 2009. – 175с.
38. Левина, Р.В. Опыт изучения неговорящих детей. – М., 1951.
39. Леонтьев, А.А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистика и теории коммуникации // Синтаксис текста. – М., 1979. С 12.
40. Леонтьев, АА. Исследования детской речи// Основы теории речевой деятельности. — М., 1974.
41. Лингвистический энциклопедический словарь // под ред. В.Н. Ярцева. – Москва. Советская энциклопедия., 1990
42. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения. - М., 1986
43. Лопатина, Л.В., Серебрякова, Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Коррекция дизартрии: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, изд-во «СОЮЗ», 2001.
44. Лурия, А.Р. Язык и сознание// Под ред. Е.Д. Хомской. — М.,2001.
45. Люблинска,я АА. Детская психология. — М., 1979.
46. Магалиф, Ю.М. Сказки. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1991. -296с.
47. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения. — М., 1974.
48. Методика развития речи детей дошкольного возраста// IIод ред. Л.П. Федоренко. — М., 1984.
49. Микляева, Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование: метод. Пособие /Н.В. Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 96с.
50. Моисеенко, Е.М. Психолингвистический подход к исследованию семантико-синтаксических нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопедия. – 2005. - № 2 (8). – С. 31
51. Нечаева, ОА. Функционально-смысловые типы речи. (Описание, повествование, рассуждение). — М., 1986.
52. Нищева, Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыков пересказа. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО –ПРЕСС»», 2010. - 80с.
53. Павлов, И.П. Избранные произведения. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1948.
54. Парамонова, Л.Г. Воспитание связной речи у детей. Методическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство – пресс», 2011. – 176с.
55. Поваляева, М.А. Справочник логопеда. – Ростов н/Д: «Феникс». 2007. – 445с.
56. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.В.Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.
57. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи /Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др; под. Ред. Проф Л.В. Лопатиной. – СПБ.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 209. -415с.
58. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. СПб.: “Питер”, 2002.
59. Рыбалова, И. А. Использование потенциала краеведения в логопедической работе / И. А. Рыбалова // Логопед. - 2009. - № 3. - С. 4-9.
60. Семенов, Г.Н. Волшебная дверь. – Стихи для детей. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2001. – 178с.
61. Сеченов, И.М., Павлов И.П., Введенский Н.Е. Физиология нервной системы. - //Избранные труды, вып. 1. – М., Медгиз, 1952
62. Смирнова, И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. – СПб.: «Детство-Пресс», 2010, - 320с.
63. Смолянинова, Е.Н. Связная речь (словосочетание) и грамматика. – СПб, 2003.
64. Стюарт, Е.К. Огонек. – Стихи для детей. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1965.
65. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1986.
66. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей д/с / Под ред. Ф.А.Сохина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1981.
67. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 240с.
68. Ушинский, К.Д. Родное слово. Собр. Соч. – М., 1948
69. Филичева, Т.Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. – М.: «Просвещение», 2010. – 272с.
70. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. Пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 224с.
71. Филичева, Т.Б. Чиркина, Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис – пресс, 2004
72. Филичев,а Т.Б., Туманова, Т.В. Дети с общим недоразвитием речи - воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.
73. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч. 1. Первый год обучения. - М.: Изд-во «Альфа», 1993.
74. Филичева,Т.Б., Чиркина, Г.В. Коррекционное воспитание и обучение детей 5 летнего возраста с ОНР.- М, 1991г.
75. Цейтлин, С. Н. Язык. Речь. Коммуникация: Словарь. / С.Н. Цейтлин, В.А. Погосян, М.А. Еливанова, Е.И. Шапиро. – СПб., 2006.
76. Чудинова, Л.М. Приемы активизации речи у алаликов // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. /Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1961. – 252с.
77. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.
78. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте.//Избр. псих. труды.-М.,1989.

Вопрос-ответ:

Какие основные лингвистические и психолингвистические основы связной речи?

Лингвистические основы связной речи включают лексическую, грамматическую и фонетическую стороны языка. Психолингвистические основы связной речи связаны с психическими процессами, такими как внимание, память и мышление.

Как формируется связное высказывание в онтогенезе?

Формирование связного высказывания в онтогенезе происходит поэтапно. Сначала ребенок учится формировать простые предложения, затем объединять их в более сложные конструкции. В процессе развития речи ребенок усваивает грамматические правила, научается выбирать соответствующие слова и устанавливать связи между ними.

Какие особенности связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня?

У старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня наблюдаются следующие особенности связного высказывания: неполнота высказываний, нарушения грамматической структуры, использование простых предложений без связующих слов и разные другие проблемы, связанные с ограниченностью лексического запаса и недостаточным контролем над речевыми процессами.

Какими методами изучается формированность связной речи у детей старшего дошкольного возраста?

Формированность связной речи у детей старшего дошкольного возраста изучается с помощью различных методов исследования, таких как наблюдение над речевой деятельностью ребенка, анализ его высказываний, тестирование и экспериментальные задания. Также применяются методы коррекционно-развивающей работы, направленные на развитие связной речи.

Почему формирование связной речи является важным аспектом речевого развития у детей?

Формирование связной речи является важным аспектом речевого развития у детей, так как связное высказывание позволяет передавать сложную информацию, выражать свои мысли и идеи, устанавливать контакт с окружающими людьми. Недоразвитие связной речи может затруднять коммуникацию и социальную адаптацию ребенка.

Какие основные аспекты формирования связной речи рассматриваются в теоретической части статьи?

В теоретической части статьи рассматриваются лингвистические и психолингвистические основы связной речи, а также особенности формирования связного высказывания в онтогенезе и дизонтогенезе