Технология обследования и формирования грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Логопедия
  • 1717 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 28.05.2014
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Проблема развития грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня 4
1.1 Формирование грамматического строя речи у детей в онтогенезе 4
1.2 Особенности развития грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня 5
2. Обследование уровня развития и формирование грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня 9
2.1 Методика обследования и результаты грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня 9
2.2 Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня 11
Заключение 15
Список литературы 17
Фрагмент для ознакомления

Так, на начальном этапе работы проводится нормирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения), в дальнейшем — закрепление словоизменения в связной речи.
Коррекционная работа состояла из трёх этапов по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР.
Первый этап — формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.
Задачи:
- образование существительных множественного числа
- согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.
Второй этап включает работу над следующими формами словоизменения.
Задачи:
- образование существительных множественного числа родительного падежа
- дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени
- согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.
Третий этап — закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.
Задачи:
- работа над пониманием распространенных предложений
- закрепление структуры сложноподчиненного предложения с союзом «чтобы»
Заключительным этапом работы является закрепление процессов словообразования и словоизменения в специально разработанных занятиях.
Таким образом, логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно параллельно.

Заключение
Нарушение грамматического строя речи имеет широкое распространение среди дошкольников с ОНР. Изучение особенностей формирования процессов словоизменения и словообразования, определение направлений и содержание коррекционной работы по их развитию у данной категории детей рассматривается как актуальный вопрос теории и практики логопедии.
Обнаруживаются специфические ошибки, характерные только для детей с ОНР при словоизменении в:
формировании словоизменения у детей с ОНР проявляются в расхождении объема активного и пассивного словаря,
в употреблении формы родительного падежа множественного числа,
в согласовании прилагательного с существительным,
в недостаточно точном употреблении слов,
в нарушении дифференциации глаголов единственного и множественного числа,
в нарушении чередования в основе глагола
при словообразовании:
неусвоение грамматического значения рода.
искажение корневой части производного слова на основе тенденции «выравнивания основы», нарушение чередования.
употребление словосочетания прилагательного «маленький, маленькая» и исходного существительного.
замена уменьшительной формы другими словами (с опорой на звуковые или семантические ассоциации).
употребление словосочетания с прилагательным «маленький, маленькая» с уменьшительно-ласкательным существительным или с существительным без уменьшительно-ласкательного значения.
искаженное воспроизведение основы с использованием уменьшительно-ласкательного суффикса.
наложение, т. е. двойное использование суффиксов.
лексические замены.
В процессе формирования словоизменения и словообразования дошкольники с ОНР проходят те же этапы формирования речевой функции, что и нормально развивающиеся дети, но прохождение этих этапов задерживается во времени и имеет ряд особенностей.
Неспособность различать различные формы у детей с ОНР также обусловлена несформированностью морфологических обобщений и отсутствием так называемого «чувства языка» (языковой компетентности), с помощью которого нормально развивающийся ребенок усваивает практическим путем всю сложную систему русского языка.
Выявленная зависимость обосновывает необходимость комплексного коррекционно – логопедического воздействия.
Предложенная коррекционная логопедическая работа проводится по следующим направлениям:
уточнение грамматического значения слова;
формирование парадигмы словоизменения;
формирование словообразования;
развитие умения определять родственные слова и производить морфологический анализ слов;
Список литературы

Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. - СПб.,2007
Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Обследование грамматического строя речи. - М., 2012
Ковшиков А.А. Экспрессивная алалия. - М., 2011
Коррекция нарушений речи: программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Автор-составитель Г.В. Чиркина // Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина. - М. 2010
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб., 2010
Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Сазонова. — М., 2007
Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи – М., 2004
Соловьева Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями / Л.Г. Соловьева // Дефектология. – 2007.– № 4. – С. 37–45
Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М., 2008.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. воспитание и обучение. - М., 2010
Шахнарович А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики. - М., 2009
Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. Н. Сазонова. — 3-е изд., стер. — М., 2007
Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Обследование грамматического строя речи. М.; Владос - 2012
Соловьева, Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями / Л.Г. Соловьева // Дефектология. – 2007.– No 4. – С. 37–45
Ковшиков А.А. Экспрессивная алалия. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011
Коррекция нарушений речи: программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Автор-составитель Г.В. Чиркина; авторы программ: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина. - М.: Просвещение, 2010.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.2010.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. воспитание и обучение. - М., 2010
Шахнарович А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики. - М., 2009
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб., 2010
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб., 2010
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб., 2010












2


Список литературы

1. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. - СПб.,2007
2. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Обследование грамматического строя речи. - М., 2012
3. Ковшиков А.А. Экспрессивная алалия. - М., 2011
4. Коррекция нарушений речи: программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Автор-составитель Г.В. Чиркина // Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина. - М. 2010
5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб., 2010
6. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Сазонова. — М., 2007
7. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи – М., 2004
8. Соловьева Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с рече-выми нарушениями / Л.Г. Соловьева // Дефектология. – 2007.– № 4. – С. 37–45
9. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М., 2008.
10. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. воспитание и обучение. - М., 2010
11. Шахнарович А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики. - М., 2009

Вопрос-ответ:

Какие технологии используются для обследования и формирования грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня?

Для обследования и формирования грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня используются различные технологии. Одной из них является методика обследования, которая позволяет определить уровень развития грамматического строя речи у ребенка. Кроме того, существуют специальные упражнения и игры, которые помогают развивать грамматические навыки у детей с ОНР III уровня.

Какова проблема развития грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня?

Проблема развития грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня заключается в том, что они испытывают сложности в правильном использовании грамматических конструкций и образовании предложений. У них может быть нарушена связь между словами и грамматическими правилами, что затрудняет понимание и выражение речи. Эта проблема требует специального вмешательства и работы над формированием грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня.

Какие особенности наблюдаются в развитии грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня?

У детей с ОНР III уровня наблюдаются особенности в развитии грамматического строя речи. Они могут испытывать трудности в образовании и использовании грамматических форм, а также в правильном построении предложений. Дети могут пропускать некоторые слова или использовать неправильные грамматические окончания. Эти особенности требуют специальной работы и подхода при обследовании и формировании грамматического строя речи.

Как происходит обследование уровня развития и формирования грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня?

Обследование уровня развития и формирования грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня проводится с использованием специализированных методик. В рамках этого обследования анализируется лексико-грамматический состав речи, правильность образования предложений, использование грамматических показателей и другие аспекты грамматического строя речи. Результаты обследования помогают определить уровень развития и сформировать индивидуальную программу работы над грамматическим строем речи у детей с ОНР III уровня.

Почему у детей с ОНР III уровня возникают проблемы с развитием грамматического строя речи?

У детей с ОНР III уровня возникают проблемы с развитием грамматического строя речи из-за нарушений в когнитивной и языковой сферах. Они испытывают трудности в усвоении правил грамматики, формировании сложных предложений и правильном использовании временных и модальных форм.

Как формируется грамматический строй речи у детей с ОНР III уровня?

Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня происходит путем систематической работы с ними по развитию грамматических навыков. В процессе обучения используются специальные методики и упражнения, направленные на усвоение правил грамматики и отработку навыков правильного построения предложений.

Как проводится обследование уровня развития и формирования грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня?

Обследование уровня развития и формирования грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня проводится с помощью специальных методик и тестов. Врачи и логопеды анализируют речевую продуктивность, правильность использования грамматических конструкций и навыки общения детей, чтобы определить их уровень развития и составить индивидуальную программу поддержки и развития.

Какие особенности развития грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня?

Особенности развития грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня заключаются в том, что они испытывают трудности в усвоении и применении правил грамматики. У них может быть недостаточное развитие языковых структур, слабая грамматическая осознанность и трудности в построении сложных предложений.

Какие результаты можно получить при использовании методики обследования грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня?

При использовании методики обследования грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня можно получить результаты, показывающие уровень развития грамматических навыков ребенка. Это помогает определить индивидуальные потребности и составить программа поддержки и развития, а также оценить эффективность обучения и прогресс ребенка в области грамматики.

Какие есть технологии для обследования и формирования грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня?

Для обследования и формирования грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня используются различные технологии, такие как коммуникативно- игровой метод, метод моделирования, метод тренинга, методика систематического обследования и др. Каждая из этих технологий имеет свои особенности и принципы работы, направленные на развитие грамматической структуры речи у детей с ОНР III уровня.

Какие особенности развития грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня?

У детей с ОНР III уровня наблюдаются ряд особенностей в развитии грамматического строя речи. Они испытывают трудности с формированием правильных грамматических конструкций, имеют ограниченный словарный запас, недостаточную грамматическую подготовку и т.д. Эти особенности требуют особого подхода при обследовании и формировании грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня.