Психологические условия адаптации молодых сотрудников в организации
Заказать уникальную дипломную работу- 60 60 страниц
- 50 + 50 источников
- Добавлена 23.07.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Теоретико-методологические основы исследования адаптации молодых сотрудников в организации
1.1. Социально-психологическая природа феномена адаптации личности.
1.2. Понятие и этапы психологического обеспечения адаптации сотрудников организации.
1.3. Модель социально-психологической адаптации сотрудников в организации.
2. Экспериментальное исследование деятельности психолога по созданию психологических условий адаптации молодых сотрудников в организации.
2.1. Организация и методики исследования процесса адаптации молодых сотрудников в организации.
2.2. Программа адаптации молодых сотрудников в организации.
2.3. Оценка эффективности программы адаптации молодых сотрудников в организации.
Заключение
Список литературы
Приложения
Таблица 7План реализации программы формирования адаптивных качеств сотрудников№ занятияТема занятияЦели занятияКраткое содержание занятий1«Зачем мы здесь собрались?» - Знакомство участников с психологическим тренингом как методом работы - формирование интереса и мотивации к посещению следующих занятий- продолжение работы по групповому сплочению - формирование доверительной обстановки.1. Вводная беседа2. Знакомство 3. Обсуждение правил работы4. Конкретизация ожиданий от тренинга1. Упражнение – разминка «Циферблат»2. Упражнение « передача движения»3. Упражнение «падение в пропасть»4. Упражнение «посидите так, как сидит ….»5. Рефлексия.2 «Учимся взаимопониманию»- изучение основного языка жестов,- обретение собственного речевого стиля- развитие навыков эффективного общения - знакомство с невербальными средствами коммуникацииСеминар-тренинг. Большая игра1. Упражнение «рисования по инструкции»2. Анкета «умеете ли вы слушать?»3. Упражнение «молчанка – говорилка»4. Упражнение «слушание в разных позах»5. Упражнение «вавилонская башня»6. Получение обратной связи. 3«Я среди других людей»- развитие социальной наблюдательности- формирование умения понимать и принимать потребности других людей- развитие умения понимать невербальные сигналы других участников общения- Развитие способности к эмпатии, толерантности.1. Упражнение разминка « Взаимные самопрезентации»2. упражнение «Сказочная самопрезентация»3. Информационный блок: средства общения4. упражнение «Карусель»5. упражнение «Двойник»6. Упражнение «разговор в рисунках»- достраивание композиции- тематические рисунки- групповой коллаж7. Обсуждение полученных результатов.8. получение обратной связи4«Мои адаптивные качества»- Создание условий для оценки учениками своего уровня уверенности в себе- Формирование чувства полноценности – умелости в предметной деятельности и общении- Развитие произвольности, способности ориентироваться на сложную систему требований новой среды1. Упражнение «три портрета» 2. упражнение «Мои качества»3. упражнение «Я успешен»4. «Скульптура»5. «Мой портрет в лучах солнца»5«Мне все по плечу»- преодоление имеющихся внутренних препятствий- Выявление моделей поведения, которые мешают адаптивному поведению- выявление причин, мешающих эффективной адаптации- Выявление основных жизненных стратегий (ресурсы и зоны роста).1.Разминка «Рукопожатие»2.Упражнение «Сказочная самопрезентация»3.Упражнение «Волшебство»4.Обсуждение «Ограничения»5.Упражнение «Экспедиция»6.Обсуждение, какие собственные ресурсы могут помочь быть успешными в процессе адаптации7.Подведение итогов, рефлексия»6«Адаптивность»- формирование социальной позиции, чувства полноценности и умелости;- овладение навыками конструктивного общения.- развитие мыслительной гибкости, способности приспосабливаться к различным системам учебных требований- формирование навыков контроля и самоконтроля в учебной деятельности- расширение социального опыта детей- Проведение работы, направленной на осознание детьми индивидуальных особенностей своей учебной деятельности, формирование индивидуального стиля деятельности.1. «Геометрия уверенности»2. Проигрывание ситуаций»3. Творческие идеи4. «Общение без границ»5. «Я такой же, как и все!»7«Мое мнение»- Развитие новых возможностей мыслительной сферы психики;- Дальнейшее нравственное развитие-переход к выработке индивидуальных норм поведения, основанных на ответственности.- Анализ социальных отношений в коллективе. - Обучение навыкам самоанализа в общении.1. «Посчитаем»2. «Я – Алла Пугачева»3. «Мой герой»4. «Комплимент я тебе, ты мне»5. «На льдине»6. «Ком»8«Я самостоятельный»- Определение места своего Я в более широкой системе социальных связей и отношений- Развитие интереса к собственной интеллектуальной деятельности и её процессу-анализу, поиску наиболее оптимальных форм организации своей учебной деятельности.- Развитие учебной самостоятельности школьников в вопросах целеполагания и планирования учебной деятельности.1. «Откровенно говоря»2. «Стресс-тест»3. «Я устал»4. «Самостоятельность»5. «Слепые и поводыри»6. «Хлопушка»9«Я-Мы-Ты-Вы»- Развитие способностей к целеполаганию в учебной и других видах собственной деятельности.- Отработка навыков самопознания и саморегуляции, общения, самораскрытия и принятия других людей в процессе общения.1. «Пустой стул»2. «Живая картина»3. «Кто был более понятен и почему»4. «Аутогенная релаксация»5. «Всеобщее внимание».6. «Кочки»10«Мир вокруг меня»- Становление личностной и гражданской позиции.- Формирование чувства значимости, способности к самообразованию и психологическому саморазвитию. - Готовность к ответственным социальным отношениям.- Обучение элементам саморегуляции. - Развитие навыков ближайшего и перспективного целеполагания.1. «Вавилонская башня»2. «Хорошие и плохие поступки»3. «Способы снятия нервно-психического напряжения»4. «Как управлять своими эмоциями»5. «Стряхни»6. «Снежки»2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования психологических условий адаптации молодых сотрудников в ООО «Рустел»После апробации программы по формированию адаптивных качеств личности как психологического условия адаптации молодых сотрудников в организации ООО «Рустел», мы с помощью методик, использованных на первом этапе нашего исследования, повторно диагностировалистепень мобилизации личности, уровень ее активности и адаптированности в организации. Для проверки эффективности тренинговой программы, определения достоверности сдвига значений до и после тренинга был использован Т-критерий Вилкоксона. Это связано с тем, что данный критерий позволяет работать с зависимыми выборками, группы испытуемых достаточно небольшие для использования параметрических критериев и распределение изучаемых признаков не соответствует нормальному распределению. Данный критерий применяется для оценки различий экспериментальных данных, полученных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Обработка результатов осуществлялась в компьютерной программе Statistica 6.0. Таблица 8Значения Т – критерия Вилкоксона для экспериментальной группы по социально-психологической адаптивности личности, p ≤ 0,05Экспериментальная группа после программыЭкспериментальная группа до программыValid NTZp-levelValid NTZp-levelАдаптивность120,002,6655700,0076861212,000000,3380620,735317Автономность 120,001,6035670,108810122,0000001,0954450,273323Высокий уровень активности личности122,0000002,0283700,042523121,5000001,2780190,201244Ориентация на успех120,002,9340580,003346121,5000001,2780190,201244Хорошая саморегуляция поведения123,5000002,0304060,0423161211,000000,5070930,612090Высокий уровень мотивации профессиональной деятельности120,002,9340580,0033461217,500000,0700140,944183Бездеятельный 12121,5000000,8017840,422679128,0000000,524142Примечание -Жирным шрифтом выделены статистически значимые различияВ экспериментальной группе после проведения тренинговой работы наблюдается статистически значимое повышение практически по всем шкалам проведенных нами методик. Статистически значимые сдвиги получены по шкалам «адаптивность», «Высокий уровень активности личности», «Ориентация на успех», «Хорошая саморегуляция поведения», «Высокий уровень мотивации профессиональной деятельности».С помощью Т – критерия Вилкоксона мы определили интенсивность сдвигов показателей по отдельным шкалам индивидуально-психологических особенностей адаптивности личности. Таким образом, развития индивидуально-психологических качеств личности, как условия адаптации в организации, действительно способствует снижению внутренней конфликтности, повышению уровня активности личности, степени мобилизации ее сил, что в свою очередь сказывается на ее профессиональных успехах и достижениях. Подобранные нами методики в полной мере соответствовали поставленной цели, задачам и гипотезе исследования. Результаты данных методик обрабатывались с помощью методов математической статистики. В результате проведенного эмпирического исследования мы еще раз эмпирически подтвердили основные положения, рассмотренные нами на теоретическом уровне исследования об особенностях психологических условий адаптации молодых сотрудников в организации. В эмпирическом исследовании были подобранны эффективные в данном случае методы получения и обработки данных. Поэтому мы можем говорить о достоверности полученных результатов исследования, которое позволило нам эмпирическим путем проверить теоретические предположения нашей работы.Таким образом, по итогам проведенного контрольного этапа исследования, основные результаты позволяют утверждать, что опытно-экспериментальная работа по формированию адаптивных качеств и способностей личности методом социально-психологического тренинга привела к значительным изменениям в адаптивном поведении личности. Таким образом, гипотеза подтвердилась, цель достигнута.Заключение1. Исходя из цели исследования, гипотезы, а также объекта и предмета, в работе были поставлены следующие задачи:Теоретико-методологический анализ исследований психологических условий адаптации молодых сотрудников в организации;Изучение психологического обеспечения адаптации молодых сотрудников организации;Рассмотрение психологических условий адаптации молодых сотрудников в организации;Организация и проведение экспериментального исследования деятельности психолога по созданию психологических условий адаптации молодых сотрудников в организации.2. Адаптация сотрудников организации выступает важнейшим этапом в кадровом менеджменте. Однако такой важный процесс как адаптация не всегда серьёзно воспринимается и руководством компании и кадровыми службами. В настоящее время в отечественном менеджменте отсутствуют единые базовые программы адаптации персонала.3. Как показал анализ литературы, под социально-психологической адаптацией личности понимают такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мереидет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет кней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения исвободного выражения своих творческих способностей. 4. В ходе теоретического анализа установлено, что социально-психологическая адаптация работников к изменениям напрямую связана с уровнем развития организации. В организации с тщательно спроектированной ориентировочной основой деятельности (где сотрудникам понятны цели, стратегия компании, осуществляется грамотное текущее регулирование деятельности, контроль и пр.) сопротивление изменениям персонала менее выражено и проявляется преимущественно на эмоциональном уровне.5. Нами была разработана модель психологических условий адаптации молодых сотрудников в организации. В соответствии с данной моделью психологических условий адаптации сотрудников в организации мы выделяем три основных условия: индивидуально-психологические, социально-психологические, психофизиологические.6. Экспериментально исследованы условия социально-психологической адаптации молодых сотрудников в организации. Исследование индивидуально-психологических условий адаптации показало, что сотрудники отличаются низким уровнем автономии, что свидетельствует о том, что они боятся противопоставить свое мнение мнению старших коллег и начальству. Также они не склонны проявлять особенностей своего мышления, а в большей степени проявляют конформное поведение, не учитывая своих потребностей и предпочтений.Испытуемые данной экспериментальной выборки характеризуются склонностью к уходу от проблем. Сравнительно небольшой процент сотрудников организации способны на достаточно высокий уровень коммуникации. Готовность к открытости и коммуникативному контакту проявляют сравнительно небольшой процент сотрудников. Большая часть испытуемых испытывает страх и в проявлении эмпатии, гибкости в поведении. Т.е. можно отметить, что сотрудники не готовы изменить точку зрения на проблему, посмотреть на нее глазами другого человека, активно слушать собеседника, быть внимательным и толерантным.7. На основе данных результатов мы разработали тренинговую программу, направленную на формирование социально-психологической адаптивности личности молодых сотрудников организации ООО «Рустел». 8. Проверка эффективности разработанной нами программы основывалась на проведении первичного и итогового исследования на группе испытуемых экспериментальной группы, а также оценке статистически значимых сдвигов в уровне интенсивности показателей адаптивности личности. По итогам статистического анализа данных у испытуемых отмечается тенденция к повышению уровня социально-психологической адаптивности личности. Цель достигнута, все задачи решены, гипотеза подтверждена.Список литературыАндриенко Е.В., Социальная психология. М.: Издательский дом «Академия», 2010. – 312 с. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.: Ось-89, 2004. - 112 с.Баженова Е.В. Мотивация и стимулирование: на пути к успеху фирмы. М.: АСТ, 2009. – 192с.Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А., Социальная психология личности.М. 2010. – 410 с. Берберян А.С., Дорошин Б.А., Дорошина И.Г. (ред.) Практика коммуникативного поведения в социально-гуманитарных исследованиях. Материалы международной научно-практической конференции 5–6 декабря 2010 года.– Пенза – Ереван – Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2010. – 200 с.Беребин М.А. (ред.) Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики. Тематический сборник научных трудов. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. - 155 с.Бонивелл И. Ключи к благополучию: Что может позитивная психология. Пер. с англ. Бабичевой М.А. . – М.: Время, 2009.- 192 с.Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике.СПб. : Речь, 2007. 283 с.Гаврилова О. Обзор систем, методов и методик оценки персонала. - "Кадровая служба и управление персоналом предприятия", N 6, июнь 2009 г. – 13 с.Гулевич О.А. Психология коммуникации. М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. - 384 с.Дворянских Н.В. Формирование эффективной системы управления персоналом на промышленном предприятии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Ижевск, 2003. – 27 с.Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. [Текст] / – М., Изд-во Института Психотерапии. 2012. C.193-197Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л., 2008. -213 с. Доронина Л.А. Повышение эффективности управления предприятием на основе совершенствования кадрового менеджмента. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — Москва, Российский государственный гуманитарный университет, 2003. — 148 с.Дятлов, В.А., Кибанов, А.Я., Одегов, Ю.Г. Управление персоналом. – М.: Академия, 2007. – 262 с.Забродина Л.В., Карпов А.В., Чернышев А.П., Шадриков В.Д. Психологический анализ трудовой деятельности. Ярославль, 2008. – 112 с. Займалин, Е.П., Светуньков М.Г. Социология и психология управления: Методические материалы для студентов. – Ульяновск: УлГТУ, 2008. – 30 с.Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. [Текст] / Т.В. Зайцева. «Речь, Смысл», 2002. – 80 с.Закаблуцкая Е. Эффективное собеседование. Подбор сотрудников на 100 %. СПб.: Питер, 2009. - 240 с.Занковский А.Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния // Психологические проблемы профессиональной деятельости. М.: Наука, 1991. – 58 с.Занько, Д.И. Адаптация, мотивация и развитие персонала отдела продаж. М.: Вершина, 2008. – 240 с.Зборовский, Г.Е. Общая социология. Учебник для вузов. – Екатеринбург, 2009. – 718 с.Зильбер, А.П. Этика и закон в медицине критических состояний: Этюды критической медицины. / А.П. Зильбер Петразаводск: Изд-во ПетрГУ, 1998.Злобина Е. Г. Теоретико-методологические предпосылки исследования стиля жизни личности // Стиль жизни личности. - Киев, 2011. - С. 16-22.Иванова С. Оценка компетенций методом интервью: Универсальное руководство. М.: Альпина Паблишерз, 2011. — 155 с.Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. [Текст] / Е.П. Ильин. Изд.: Питер. 2009 г. – 576 с. Иоголевич Н.И. Психология интегральной индивидуальности менеджеров разного уровня управления: полисистемный подход. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. – Пермь., - 2007. – 39 с.Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. - 416 с.Кузнецова О.В. Взаимосвязь уровней тревожности и механизмов адаптации личности в период юности. Москва: Институт Психологии РАН, 2009. - 22 с.Леевик Г.Е. Аттестация персонала по международным стандартам качества. М: БПА, 2007. - 424 с.Лежепекова, Л.Н. Психогигиена и психопрофилактика в работе практического врача / Л.Н. Лежепекова, Б.А. Якубов – М.: Медицина, 2012. – 184 с.Люссато А. Тесты по подбору персонала. СПб.: Нева,2003. – 128 с.Магура М.И. Поиск и отбор персонала. ИД "Управление персоналом", 2003 г. , 304 с.Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. [Текст] / И.Г. Малкина-Пых. М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с.Митрофанова Е.А., Ивановская Л.В. Управление персоналом: теория и практика. Оценка результатов труда персонала и результатов деятельности подразделений службы управления персоналом. Оценка результатов труда персонала и результатов деятельности подразделений службы управления персоналом : Учебно-практическое пособие / под ред. А. Я. Кибанова. — Москва: Проспект, 2012. — 72 с.Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг Ресурсы стрессоустойчивости. [Текст] / Г.Б. Монина — СПб.: Речь, 2009. — 250 с.Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). [Текст] / А.А. Налчаджан. Издательство АН Армянской ССР. Ереван. 2008. 69 с.Половинко В.С., Сазонова М.Г. Система оценки персонала в концепции управления по результатам. Монография. - ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2008. - 255 с.Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъективный подход [Текст] / С.Т. Посохова. Дис. на соискание д. псих. н. СПб., 2001. – 314 с. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И. В. Равич-Щербо. — М.: Педагогика, 2008. - 333 с.Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект. [Текст] / М.В. Ромм. Издательство «Наука» Новосибирск, 2002 - 173 с.Смотрова Т.Н.(ред.). Социально-психологическая адаптация личности в изменяющемся обществе: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. [Текст] / Т.Н. Смотрова. Балашов: Николаев, 2010. — 160 с. Современные технологии отбора и приема на работу. МГУК, Вяземск, 2010. - 48 с.Управление персоналом. Практикум: конкретные ситуации. – М.: Экзамен, 2003. 401 с. Управление персоналом: учебное пособие. / Под ред. Т.Ю. Базарова. – М.: ИНФРА-М, 2004. 240 с. Управление человеческими ресурсами /Под ред. М. Пула, М.Уорнера. –СПб.: Питер, 2002. 112 с. Фатхутдинов, Р. А. Управленческие решения: Учебник. 5-е издание, переработанное и дополненное. – М.: ИНФРА – М. – 2008. – 314 с.Хруцкий В.Е., Толмачев Р.А. Оценка персонала. Критика теории и практики применения системы сбалансированных показателей. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2007, 224 с.Цапкин В.Н. Психологическая помощь и психотерапия. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалий личности (Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных университетов). - Москва: изд-во МГУ, 1988. 180 с.Шапиро С.А., Шатаева О.В. Основы управления персоналом в современных организациях. Экспресс-курс. ГроссМедиа,2008. – 199 с.Приложение 1Адаптационный лист нового сотрудникаФ.И.О. ____________________________________Должность _________________________________Подразделение _____________________________Руководитель ______________________________Наставник _________________________________Дата выхода на работу «___» ___________ 20 ___ г.Испытательный срок три месяца,с «____» ____________ 20 ___ г. по «____» _____________ 20 ___ г.Задачи на испытательный срок:1) выполнение принятых ежемесячных планов по продажам (в руб.);2) прием территории;3) ознакомление с ассортиментом, техническими характеристиками товаров;4) определение потенциала вверенной территории;5) ознакомление с внутренними правилами и процедурами отдела.1. Мероприятия по адаптацииМероприятиеДата, времяОтветственный сотрудникПодпись о выполненииПередача новых знаний об организации, вручение Комплекта новичка Специалист по персоналуЭкскурсия по компании, представление нового сотрудникаСпециалист по персоналуВводный инструктаж о правилах в компании и ответы на вопросы нового сотрудникаСпециалист по персоналуРазъяснение задач и вручение Индивидуального плана работы на испытательный срокРуководительОзнакомление с рабочим местомРуководительПрием вверенной территории: истории продаж, текущей ситуации, планов на будущееНаставникИнструктаж по технологиям работыНаставникОбучение на рабочем местеНаставникИнформирование о текущих и перспективных планах подразделения, передача регламентов и основных документов по направлению деятельности нового сотрудникаНаставникОзнакомление с порядком взаимодействия отдела с другими отделамиНаставникИнформирование о системе документооборота и системе отчетностиНаставник2. Перечень мероприятий к исполнениюМероприятиеДата, времяОтветственный сотрудникПодпись о выполненииОформление документов в отделе персоналаСпециалист по персоналуЗнакомство с ключевыми клиентами,рассылка информации о новом сотруднике и перечня вопросов, по которым можно в дальнейшем с ним контактироватьРуководительТренинг «Техника продаж»НаставникПрохождение теста на знание ассортимента и характеристик продукции/услуг компанииНаставникОтчет нового сотрудника об изучении конкурентной средеНаставникКонтроль процесса адаптации нового сотрудника в Карточке контроля за адаптацией)Специалист по персоналуБеседа с руководителем по прошествии первого месяца испытательного срокаРуководительБеседа с руководителем по прошествии третьего месяца испытательного срокаРуководительПринятие решения о дате окончания испытательного срокаРуководительПринятие решения о дальнейшем сотрудничествеРуководительПодпись руководителя_______________________________Подпись наставника_______________________________С программой ознакомлен_______________________________ (подпись сотрудника)«_____» _______________ 201___ г.Приложение 2Анкета адаптированности сотрудникаУважаемый сотрудник!Предлагаем Вам принять участие в исследовании процесса адаптации работников на предприятии. Ваши ответы будут учитываться при выявлении наиболее важных проблем, с которыми сталкивается человек на новом месте работы, и для разработки программы помощи адаптирующимся. Мы надеемся, что, искренне отвечая на вопросы этой анкеты, выявляя моменты, на которые руководству и отделу работы с персоналом следует обратить внимание, Вы поможете быстрее освоиться на предприятии не только себе, но и будущим новичкам. 0 – абсолютно не согласен, 5 – абсолютно согласенВопросыШкала Оцените по 5 балльной шкале, насколько хорошо Вас проинформировали о структуре организации при поступлении на работу012345Оцените по 5 балльной шкале, насколько хорошо Вас проинформировали о сотрудниках организации при поступлении на работу012345Оцените по 5 балльной шкале, насколько хорошо Вас проинформировали о Ваших должностных обязанностях при поступлении на работу012345Оцените по 5 балльной шкале, насколько хорошо Вас проинформировали о Вашем отделе организации при поступлении на работу012345Оцените по 5 балльной шкале, насколько хорошо Вас проинформировали о руководстве организации при поступлении на работу012345Насколько сложным был для Вас процесс адаптации к организации012345Испытывали ли Вы сложности в адаптации к новому месту работы012345Случались ли у Вас конфликты в организации в период адаптации012345Удовлетворены ли Вы оказанной Вам помощи в процессе адаптации012345Нуждаетесь ли Вы в помощи в адаптационный период012345Прикреплялся ли к Вам наставник на этапе адаптации012345Какой метод для разрешения конфликтов Вы использовали чаще всегоКак долго продолжалась адаптация в организацииУкажите, какие вопросы об организации Вас интересовали больше всегоКакую информацию Вы получали от сотрудников или руководства в период адаптацииКто помог Вам на этапе адаптацииПриложение 3№ИспытуемыеШкалы Позитивное отношение к окружающимАвтономностьУправление средойЛичностный ростЦели в жизниСамопринятие1Смирнова А.А. 1111012Русланов В.П.0000103Григорьева Л.П.1111114Пронина С.Т.0000105Полякова Н.Г.1101016Смирнов В.Р.0001107Чистякова М.И.1011008Лоскутова Е.Е.0000109Андреева О.К.10111010Нестерова М.С.01001111Корнеева Н.Г.10100012Громова С.В.11001113Анохина О.Д.10100014Синицина К.К.01110115Блохин Ш.А.01110116Русин И.И.01110117Малышко П.О.10111118Караваева М.О.01001119Титов Е.Г.10111120Мальцев П.А.010000Приложение 4№ИспытуемыеШкалы шкала лжиадаптациядезадаптАДАПТАЦИЯпринятие себянепринятие себяСАМОВОСПРИЯТИЕпринятие другихнепринятие другихПРИНЯТИЕ ДРУГИХэмоцион комфэмоцион дискомфЭМОЦ КОМФвнутренн контрвнешн контрИНТЕРНАЛЬНОСТЬдоминированиеведомостьСТРЕМЛЕНИЕ К ДОМИНИРэскапизм1Смирнова А.А. 3913214747,31433356,58282359,36213041,18533560,2352330,3202Русланов В.П.301368362,1481378,69301176,6251956,82422463,6472535,9123Григорьева Л.П.155318422,36133925103923,53184130,51284836,840270214Пронина С.Т.158414536,68213537,5113030,56173433,33403057,1452231,25175Полякова Н.Г.331246864,58491873,13281273,6828487,5350100141171,79256Смирнов В.Р.411266267,0240981,63231073,4171454,84501478,1341830,77147Чистякова М.И.451636073,0962691,1823877,53361078,2645590161962,75268Лоскутова Е.Е.341299856,83482070,59321276,19161650462961,33102841,67239Андреева О.К.248310145,11182839,13132835,7863514,63531874,651201001110Нестерова М.С.331253876,69501181,9722779,04260100391079,594561,54911Корнеева Н.Г.3213212451,56452366,18222452,38262353,06492764,47152752,631612Громова С.В.3115510459,85562073,68302262,07272057,45572767,86141860,871913Анохина О.Д.2812912850,19442365,67212550,2232646,94473259,491226482014Синицина К.К.261419958,75522171,23242553,53241758,54522369,3341929,631915Блохин Ш.А.271466768,54481181,36331276,74271465,85471575,8181551,611216Русин И.И.311067757,92361669,23161950,26221068,75451575141762,222117Малышко П.О.391712985,560395,2430587,830196,7752296,381551,611318Караваева М.О.261039153,09391868,42231761,88192147,5401671,43111461,112119Титов Е.Г.411583382,7260493,75291175,9825486,2153394,64131366,67720Мальцев П.А.351655973,66571480,2834393,15301173,1757187671745,1620Приложение 5№ИспытуемыеСтратегии адаптивного поведения Шкала 1Шкала 2Шкала 3Шкала 41Смирнова А.А. 44252Русланов В.П.56243Григорьева Л.П.46374Пронина С.Т.95935Полякова Н.Г.861066Смирнов В.Р.10101487Чистякова М.И.998128Лоскутова Е.Е.810989Андреева О.К.1089710Нестерова М.С.108121211Корнеева Н.Г.1078712Громова С.В.12129813Анохина О.Д.669814Синицина К.К.12781315Блохин Ш.А.1111111216Русин И.И.8132517Малышко П.О.10511818Караваева М.О.10810819Титов Е.Г.1438620Мальцев П.А.109109Приложение 6№ИспытуемыеICBQ уровень открытости личности к новомучувствительность к чужому настрою и ожиданиямгибкость и рациональность поведения1Смирнова А.А. высокийсреднийвысокий2Русланов В.П.среднийвысокийсредний3Григорьева Л.П.высокийсреднийвысокий4Пронина С.Т.среднийвысокийсредний5Полякова Н.Г.высокийсреднийвысокий6Смирнов В.Р.высокийвысокийсредний7Чистякова М.И.среднийвысокийвысокий8Лоскутова Е.Е.высокийсреднийвысокий9Андреева О.К.высокийвысокийсредний10Нестерова М.С.среднийсреднийвысокий11Корнеева Н.Г.высокийвысокийвысокий12Громова С.В.высокийсреднийсредний13Анохина О.Д.среднийвысокийсредний14Синицина К.К.высокийвысокийвысокий15Блохин Ш.А.высокийвысокийвысокий16Русин И.И.высокийсреднийвысокий17Малышко П.О.низкийсреднийсредний18Караваева М.О.среднийсреднийсредний19Титов Е.Г.среднийвысокийвысокий20Мальцев П.А.высокийвысокийсреднийПриложение 7№Испытуемые Содержание трудаЗанимаемая должностьПерспективы карьерного ростаСистема вознаграждения Информированность о происходящем в компанииОрганизация труда и мотивацияУдовлетворенность организацией рабочего местаПрозрачность должностной инструкцииУдовлетворенность коллективомУдовлетворенность стилем руководстваПринятие организационных норм и правил1Смирнова А.А. 2542245314422Русланов В.П.4223542232243Григорьева Л.П.1455315545314Пронина С.Т.4552234232255Полякова Н.Г.1455541543536Смирнов В.Р.4144232233127Чистякова М.И.2241541422248Лоскутова Е.Е.3542234123549Андреева О.К.53114225353110Нестерова М.С.22341235222311Корнеева Н.Г.55425355455412Громова С.В.42335254542313Анохина О.Д.15455425415414Синицина К.К.22354542222315Блохин Ш.А.14244414514216Русин И.И.41222245541217Малышко П.О.25355314525318Караваева М.О.35225341435219Титов Е.Г.55435422443320Мальцев П.А.545242354433Приложение 8Индивидуальные результаты по методике социально-психологической адаптации личности№СотрудникиХарактеристики личности1Смирнова А.А. Высокие адаптивные качества, высокий уровень социальной желательности, принимает себя и окружающих людей, ведомый2Русланов В.П.Высокие адаптивные качества, низкий уровень эмоционального контроля, хорошая саморегуляция поведения, склонен к уходу от проблем, хорошие лидерские качества3Григорьева Л.П.Низкий уровень мотивации профессиональной деятельности, ведомый4Пронина С.Т.Высокий уровень мотивации профессиональной деятельности, ведомый5Полякова Н.Г.Высокие адаптивные качества, хорошая саморегуляция поведения, Высокий уровень мотивации профессиональной деятельности, ведомый6Смирнов В.Р.Ведомый, эмоциональный комфорт, принятие себя и других людей. 7Чистякова М.И.Склонен к уходу от проблем, ведомый8Лоскутова Е.Е.Высокие адаптивные качества, хорошие лидерские качества, Низкий уровень мотивации профессиональной деятельности, ведомый9Андреева О.К.Высокие адаптивные качества, хорошая саморегуляция поведения, Высокий уровень мотивации профессиональной деятельности, ведомый, принятие себя и других людей.10Нестерова М.С.низкий уровень эмоционального контроля, хорошая саморегуляция поведения, Низкий уровень мотивации профессиональной деятельности11Корнеева Н.Г.хорошие лидерские качества, эмоциональный дискомфорт, непринятие своей личности12Громова С.В.Высокие адаптивные качества, низкий уровень эмоционального контроля, хорошая саморегуляция поведения, склонен к уходу от проблем13Анохина О.Д.Низкий уровень мотивации профессиональной деятельности, эмоциональный дискомфорт14Синицина К.К.Склонен к уходу от проблем, Высокий уровень мотивации профессиональной деятельности15Блохин Ш.А.Хорошие лидерские качества, Высокий уровень мотивации профессиональной деятельности, эмоциональный дискомфорт16Русин И.И.Высокие адаптивные качества, низкий уровень эмоционального контроля, хорошая саморегуляция поведения, склонен к уходу от проблем, 17Малышко П.О.Хорошая саморегуляция поведения, хорошие лидерские качества, Низкий уровень мотивации профессиональной деятельности18Караваева М.О.Высокие адаптивные качества, хорошая саморегуляция поведения, склонен к уходу от проблем, Высокий уровень мотивации профессиональной деятельности, эмоциональный дискомфорт19Титов Е.Г.Высокие адаптивные качества, низкий уровень эмоционального контроля,20Мальцев П.А.Склонен к уходу от проблем, ведомый, хороший уровень саморегуляции
1. Андриенко Е.В., Социальная психология. М.: Издательский дом «Академия», 2010. – 312 с.
2. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.: Ось-89, 2004. - 112 с.
3. Баженова Е.В. Мотивация и стимулирование: на пути к успеху фирмы. М.: АСТ, 2009. – 192 с.
4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А., Социальная психология личности.М. 2010. – 410 с.
5. Берберян А.С., Дорошин Б.А., Дорошина И.Г. (ред.) Практика коммуникативного поведения в социально-гуманитарных исследованиях. Материалы международной научно-практической конференции 5–6 декабря 2010 года. – Пенза – Ереван – Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2010. – 200 с.
6. Беребин М.А. (ред.) Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики. Тематический сборник научных трудов. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. - 155 с.
7. Бонивелл И. Ключи к благополучию: Что может позитивная психология. Пер. с англ. Бабичевой М.А. . – М.: Время, 2009.- 192 с.
8. Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике.СПб. : Речь, 2007. 283 с.
9. Гаврилова О. Обзор систем, методов и методик оценки персонала. - "Кадровая служба и управление персоналом предприятия", N 6, июнь 2009 г. – 13 с.
10. Гулевич О.А. Психология коммуникации. М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. - 384 с.
11. Дворянских Н.В. Формирование эффективной системы управления персоналом на промышленном предприятии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Ижевск, 2003. – 27 с.
12. Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. [Текст] / – М., Изд-во Института Психотерапии. 2012. C.193-197
13. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л., 2008. -213 с.
14. Доронина Л.А. Повышение эффективности управления предприятием на основе совершенствования кадрового менеджмента. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — Москва, Российский государственный гуманитарный университет, 2003. — 148 с.
15. Дятлов, В.А., Кибанов, А.Я., Одегов, Ю.Г. Управление персоналом. – М.: Академия, 2007. – 262 с.
16. Забродина Л.В., Карпов А.В., Чернышев А.П., Шадриков В.Д. Психологический анализ трудовой деятельности. Ярославль, 2008. – 112 с.
17. Займалин, Е.П., Светуньков М.Г. Социология и психология управления: Методические материалы для студентов. – Ульяновск: УлГТУ, 2008. – 30 с.
18. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. [Текст] / Т.В. Зайцева. «Речь, Смысл», 2002. – 80 с.
19. Закаблуцкая Е. Эффективное собеседование. Подбор сотрудников на 100 %. СПб.: Питер, 2009. - 240 с.
20. Занковский А.Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния // Психологические проблемы профессиональной деятельости. М.: Наука, 1991. – 58 с.
21. Занько, Д.И. Адаптация, мотивация и развитие персонала отдела продаж. М.: Вершина, 2008. – 240 с.
22. Зборовский, Г.Е. Общая социология. Учебник для вузов. – Екатеринбург, 2009. – 718 с.
23. Зильбер, А.П. Этика и закон в медицине критических состояний: Этюды критической медицины. / А.П. Зильбер Петразаводск: Изд-во ПетрГУ, 1998.
24. Злобина Е. Г. Теоретико-методологические предпосылки исследования стиля жизни личности // Стиль жизни личности. - Киев, 2011. - С. 16-22.
25. Иванова С. Оценка компетенций методом интервью: Универсальное руководство. М.: Альпина Паблишерз, 2011. — 155 с.
26. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. [Текст] / Е.П. Ильин. Изд.: Питер. 2009 г. – 576 с.
27. Иоголевич Н.И. Психология интегральной индивидуальности менеджеров разного уровня управления: полисистемный подход. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. – Пермь., - 2007. – 39 с.
28. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. - 416 с.
29. Кузнецова О.В. Взаимосвязь уровней тревожности и механизмов адаптации личности в период юности. Москва: Институт Психологии РАН, 2009. - 22 с.
30. Леевик Г.Е. Аттестация персонала по международным стандартам качества. М: БПА, 2007. - 424 с.
31. Лежепекова, Л.Н. Психогигиена и психопрофилактика в работе практического врача / Л.Н. Лежепекова, Б.А. Якубов – М.: Медицина, 2012. – 184 с.
32. Люссато А. Тесты по подбору персонала. СПб.: Нева,2003. – 128 с.
33. Магура М.И. Поиск и отбор персонала. ИД "Управление персоналом", 2003 г. , 304 с.
34. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. [Текст] / И.Г. Малкина-Пых. М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с.
35. Митрофанова Е.А., Ивановская Л.В. Управление персоналом: теория и практика. Оценка результатов труда персонала и результатов деятельности подразделений службы управления персоналом. Оценка результатов труда персонала и результатов деятельности подразделений службы управления персоналом : Учебно-практическое пособие / под ред. А. Я. Кибанова. — Москва: Проспект, 2012. — 72 с.
36. Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг Ресурсы стрессоустойчивости. [Текст] / Г.Б. Монина — СПб.: Речь, 2009. — 250 с.
37. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). [Текст] / А.А. Налчаджан. Издательство АН Армянской ССР. Ереван. 2008. 69 с.
38. Половинко В.С., Сазонова М.Г. Система оценки персонала в концепции управления по результатам. Монография. - ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2008. - 255 с.
39. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъективный подход [Текст] / С.Т. Посохова. Дис. на соискание д. псих. н. СПб., 2001. – 314 с.
40. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И. В. Равич-Щербо. — М.: Педагогика, 2008. - 333 с.
41. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект. [Текст] / М.В. Ромм. Издательство «Наука» Новосибирск, 2002 - 173 с.
42. Смотрова Т.Н.(ред.). Социально-психологическая адаптация личности в изменяющемся обществе: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. [Текст] / Т.Н. Смотрова. Балашов: Николаев, 2010. — 160 с.
43. Современные технологии отбора и приема на работу. МГУК, Вяземск, 2010. - 48 с.
44. Управление персоналом. Практикум: конкретные ситуации. – М.: Экзамен, 2003. 401 с.
45. Управление персоналом: учебное пособие. / Под ред. Т.Ю. Базарова. – М.: ИНФРА-М, 2004. 240 с.
46. Управление человеческими ресурсами /Под ред. М. Пула, М.Уорнера. –СПб.: Питер, 2002. 112 с.
47. Фатхутдинов, Р. А. Управленческие решения: Учебник. 5-е издание, переработанное и дополненное. – М.: ИНФРА – М. – 2008. – 314 с.
48. Хруцкий В.Е., Толмачев Р.А. Оценка персонала. Критика теории и практики применения системы сбалансированных показателей. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2007, 224 с.
49. Цапкин В.Н. Психологическая помощь и психотерапия. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалий личности (Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных университетов). - Москва: изд-во МГУ, 1988. 180 с.
50. Шапиро С.А., Шатаева О.В. Основы управления персоналом в современных организациях. Экспресс-курс. ГроссМедиа,2008. – 199 с.
Вопрос-ответ:
Какие факторы являются основными в психологической адаптации молодых сотрудников в организации?
Основными факторами в психологической адаптации молодых сотрудников в организации являются социальная поддержка со стороны коллег и руководства, четкое определение ролей и обязанностей, а также возможность саморазвития и профессионального роста.
Какие этапы можно выделить в психологическом обеспечении адаптации сотрудников организации?
В психологическом обеспечении адаптации сотрудников организации можно выделить такие этапы: предварительная работа с молодыми сотрудниками, включающая ознакомление с организацией и ее ценностями; активный этап адаптации, включающий поддержку и оказание помощи в решении проблем; и, наконец, заключительный этап, который направлен на укрепление адаптации и развитие молодых сотрудников.
Какие психологические условия помогают успешной адаптации молодых сотрудников в организации?
Для успешной адаптации молодых сотрудников в организации необходимы следующие психологические условия: поддержка со стороны коллег и руководства, обеспечение четкой структуры и правил в организации, обучение и развитие сотрудников, а также возможность самореализации и профессионального роста.
Какова роль психолога в создании психологических условий адаптации молодых сотрудников?
Роль психолога в создании психологических условий адаптации молодых сотрудников заключается в проведении предварительной работы с новыми сотрудниками, оказании поддержки и помощи в решении возникающих проблем, а также ведении тренингов и программ развития для укрепления адаптации и профессионального роста.
Какая модель социально-психологической адаптации сотрудников в организации наиболее эффективна?
Наиболее эффективной моделью социально-психологической адаптации сотрудников в организации является модель, которая включает в себя поддержку со стороны коллег и руководства, организацию обучения и развития, а также возможность самореализации и профессионального роста.
Какую роль играют психологические условия в адаптации молодых сотрудников в организации?
Психологические условия играют важную роль в процессе адаптации молодых сотрудников в организации. Качество психологической поддержки и обеспечения психологической безопасности влияют на приспособление новых сотрудников и их успехи в работе. Создание позитивной атмосферы, поддержка со стороны коллег и руководства, а также обучение и развитие личности способствуют успешной адаптации молодых сотрудников.
Какая социально-психологическая природа феномена адаптации личности?
Адаптация личности является сложным и многогранным процессом, включающим в себя взаимодействие с внешней средой и внутренними изменениями. Социальные факторы играют важную роль в адаптации, так как они определяют ожидания окружающих людей и социальные роли, которые приходится выполнять новому сотруднику. Психологический аспект адаптации связан с перестройкой личности, настройкой на новые условия и требования, развитием новых навыков и ролей.
Какие этапы психологического обеспечения адаптации сотрудников в организации можно выделить?
Процесс психологического обеспечения адаптации сотрудников в организации можно разделить на несколько этапов. Первый этап - ознакомление с организацией и коллективом, приобретение базовых знаний о правилах и процедурах работы. Второй этап - развитие навыков и умений, обучение новым задачам и требованиям. Третий этап - социальная интеграция, включающая взаимодействие с коллегами и участие в командных проектах. Четвертый этап - самоопределение и саморазвитие, когда сотрудник осознает свои профессиональные цели и начинает развиваться в выбранной области.
Какие основные принципы лежат в основе теоретико-методологических основ исследования адаптации молодых сотрудников в организации?
Основными принципами теоретико-методологических основ исследования адаптации молодых сотрудников в организации являются системный подход, социально-психологический подход, индивидуально-психологический подход, исследование адаптации в различных организационных условиях.