Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Роль компьютера в обучении и развитии детей младшего школьного возраста.

  • 44 страницы
  • 15 источников
  • Добавлена 16.07.2011
900 руб. 1 800 руб.
Купить в 1 клик Скачать превью
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогические особенности использования компьютерного обучения
1.2. Преимущества и недостатки компьютерного обучения
1.3. Перспективы развития информационных технологий и их применения в обучении детей младшего школьного возраста
Глава II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Индивидуально-психологические особенности младших школьников
2.2. Методика интеграции новых технологий в учебный процесс учащихся младшего школьного возраста
2.3. Разработка программно-методического комплекса для начальной школы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Что касается критериев полезности конкретной информационной технологии в образовании, то его можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.

2.3. Разработка программно-методического комплекса для начальной школы

В данном параграфе рассмотрим направления, в которых возможна работа по созданию учебного программного обеспечения:
создание обучающих программ;
создание программ, направленных на контроль усвоения знаний и умений.
Существует три основных системы программирования учебного материала:
линейная (Скиннер),
разветвленная (Краудер),
смешанная (рис. 2).
В линейной программе материал разбивается по порциям (дозы), которые последовательно (линейно) предъявляются для обучения ученику. После порции материала излагается проверочное задание. Сделав задание, ученик получает ключ для самоконтроля и самокоррекции и вне зависимости от результатов выполнения упражнения переходит к работе над следующей порцией материала. Логика обучения носит линейный характер. Составители таких программ имеют своей целью предупреждение ошибок учащихся
В разветвленную программу вводятся дополнительные разъяснения в тех случаях, когда учащиеся ошибаются или затрудняются с ответом, т. е. последовательность сообщения нового материала меняется в зависимости от результата выполнения предыдущего задания. Если задание выполнено верно, то ученику разрешается приступить к изучению новой порции материала, в противном случае, он получает дополнительные, как правило, облегченные упражнения. Правильно сделав  эти упражнения, ученик должен вернуться к исходной позиции, и только после ее успешного выполнения ему разрешается продолжить работу. Эти программы нередко сочетаются, образуя комбинированные программы. Такой вариант программирования в большей степени адаптирован к индивидуально-типологическим особенностям учащихся.


Рис. 2. Виды систем программирования учебного материала

Компьютерные программы обычно классифицируются следующим образом:
Таблица 1.
Классификация компьютерных программ
(автор – Е.В. Данильчук)
Классификация основных характеристик компьютерных программ по функциональному назначению по способу программи-рования по способу адапти-роваться к уровню знаний учеников обучающие
игровые
информациионные
контролирующие
комбинированные линейные
разветвленные
комбинированные адаптивные
частично адаптивные
неадаптивные
Рис. 3. Виды компьютерных программ

Компьютерное обучение имеет возможности организовывать самостоятельную работу учащихся, особенно в процессе тренировки и активизации учебного материала. Эти возможности компьютера влияют на характер используемых упражнений и заданий.
При составлении программ четко формулируются цели, проводится логическая проработка содержания, выделяются основные понятия, идеи и ведущие логические связи, устраняются  детали, описательный и второстепенный материал. Весь материал делится на небольшие, завершенные по смыслу отрезки (шаги), обеспечивается их проработка по заранее составленным рациональным алгоритмам, формирующим обобщенные подходы и стратегии деятельности, осуществляется пошаговый контроль, своевременная коррекция, исправление ошибок. Если программа составлена с учетом развития мыслительных способностей, т. е. развития наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т. д., то она учит ученика видеть, узнавать, думать. Для эффективного использования всех возможностей компьютерного обучения необходимо, чтобы новые технологии были интегрированы в учебную программу. Здесь есть варианты.
1. Весь курс обучения может быть реализован с помощью компьютера. Такие курсы встречаются довольно редко. Они оказались менее эффективны, чем те, в которых предполагается более тесное сотрудничество учителя и учащегося. В некоторых случаях, однако, полностью компьютерный курс может стать наиболее верным выбором: при заочной форме обучения или для изучения редких языков, преподавателей которых трудно найти.
2. Наиболее предпочтительным представляется использование отдельных компьютерных программ в качестве неразрывного компонента учебной программы наравне с традиционными материалами.  
Наиболее часто применяются следующие:
1. Вопросно-ответный диалог. Суть работы ученика состоит в том, чтобы дать ответ на вопрос компьютера, используя в качестве основы и схемы учебный материал, содержащийся в вопросе.
2. Диалог с выборочным ответом. Для ответа компьютеру ученик выбирает один из ряда предлагаемых вариантов.
3. Диалог со свободно конструируемым ответом. Такой диалог обеспечивается программой со всеми возможными вариантами ответов на каждый поставленный компьютером вопрос, с тем, чтобы последний мог понять и оценить правильность ответа.
4. Упражнения на заполнение пропусков. Компьютер предлагает учащемуся текст или набор предложений с пропусками. Необходимо заполнить пропуски, используя подсказку.
5. Конструирование текста. На дисплее появляется текст, затем предлагаются различные упражнения по его восстановлению: расстановка абзацев текста в правильном порядке, расстановка предложений в правильном порядке, расстановка знаков препинания, восстановление слов, обозначенных в тексте точками, ученик может вводить слова, соревнуясь с компьютером или с партнером.
6. Диктант. В упражнениях этого режима учащемуся предлагается ввести через клавиатуру прозвучавшее слово, словосочетание или предложение. Используя функции управления звуком, можно прослушать данное слово, словосочетание или предложение несколько раз. По завершении ввода ответ можно сравнить с правильным вариантом.
7.Компьютерные программы.
Мэтчмастер (программа на подбор соответствий). Ученик должен правильно соединить лексические единицы (от слова до абзаца в три строки) правой и левой колонок. Выбор проводится путем просмотра обеих колонок с использованием стрелочек-индикаторов.
Чойсмастер (программа на выбор вариантов). Это простая в работе программа для создания упражнений на множественный выбор. Программист может установить 3 - 5 вариантов выбора или разное количество для каждого примера и при необходимости включить индикаторы ошибок, регистрирующие каждое неверное действие. Вопросы могут демонстрироваться по порядку или вразброс.
При составлении упражнений учителю не обязательно придерживаться определенного количества вопросов. После выполнения упражнения могут быть добавлены вопросы. Для этого применяется программа «Редактор». Работающий с компьютером может выбрать проверяющий и обучающий режимы. При первом ученик до конца выполнения упражнения не знает, какие из его ответов правильны. Второй режим обеспечивает немедленный ответ и действие индикатора ошибок.
Клоузмастер (программа на заполнение пропусков). Программа позволяет учителю вводить, записывать на диск или редактировать тексты объемом до 50 строк. Перед демонстрацией текста устанавливается, какие слова в тексте должны быть опущены (от каждого пятого до каждого пятнадцатого слова). Учащийся, просматривая текст с пронумерованными пробелами, заполняет их. Тексты с пробелами могут быть получены в печатном виде.
Кроссвордмастер (программа на заполнение кроссворда). Программа позволяет создавать, записывать и решать на компьютере кроссворды.
Юнисаб (программа на подстановку). В демонстрируемом тексте предварительно отобранные слова или выражения одно за другим выделяются более ярким изображением. Ученик должен подставить вместо них другие слова или выражения.
Гэпмастер (программа на заполнение пропусков). Программа позволяет преподавателю вводить большие тексты и определять элемент, который должен быть опущен – приставки, суффиксы, слова или выражения. При необходимости он может установить разрешение на другой, тоже правильный, ответ. Учащийся может выбирать проверяющий или обучающий режим и заполнять пробелы в любой последовательности. Каждый ответ может сопровождаться ключом.
Спидрид (программа на скоростное чтение).
Тестмастер (программа на тестирование в вопросно-ответной форме).
В мультимедийных обучающих программах используются различные методические приемы, позволяющие проводить ознакомление, тренировку и контроль [11, C. 10 - 11].
В условиях современной российской школы наиболее предпочтительным представляется использование отдельных компьютерных программ в качестве неразрывного компонента учебного курса наравне с традиционными материалами. Причем, как показывает опыт преподавателей, использующих такие компьютерные программы, им следует отвести: 1) ограниченное место (компьютер не может заменить необходимого человеческого общения) и 2) непременно ввести контроль над обязательным выполнением заданий (для воспитания серьезного отношения к учебной деятельности).
В общем случае в технологии создания обучающих программ для персонального компьютера можно выделить следующие основные этапы:
1) формулировка целей, которые могут быть достигнуты с помощью данной программы;
2) лингводидактический отбор и организация материала: a) выбор типов упражнений; б) создание информационных массивов для них (слов, словосочетаний, предложений, речевых образцов, текстов, рисунков, схем); c) учет различных ответов учащихся на поставленные вопросы и подготовка реакции компьютера на них;
3) содержательное описание работы (сценарий программы) на основе отбора и организации учебного материала;
4) конкретизация сценария программы в соответствии с техническими требованиями определенного типа ЭВМ (форматизация экрана, установка функций отдельных клавиш и т. п.);
5) алгоритмизация сценария;
6) программирование (создание пробного варианта программы);
7) апробирование программы в различных условиях учебного процесса и ее корректировка.
Второе направление относится к разработке средств тестирования и диагностики уровня знаний. Требуется провести анализ технологии компьютерного тестирования:
определить виды учебной деятельности, которые можно проконтролировать с помощью компьютера, выявить адекватные типы заданий;
разработать структуры тестовых заданий и системы тестов в целом;
изучить временные требования и ограничения при проведении тестирования на компьютере, оценить рациональные объемы отдельных тестовых заданий;
создать содержательное наполнение системы учебным материалом с учетом общей концепции начального образования и образовательных стандартов;
определить способы ввода учебного материала и защиты данных от несанкционированного доступа;
сформулировать требования к организации накопления и хранения тестов, результатов тестирования, статистических данных.
И, как и при создании обучающих программ, завершают цикл написание программы, ее апробация в реальных условиях и корректировка.
Таким образом, при необходимости внедрения компьютерного обучения в учебный процесс в начальной школе нам представляется разумным разработать мультимедийное дополнение к принятому в школе УМК с учетом указанных этапов работы над ПО. Как и при подготовке тестирующей программы, особо важным видится этап апробации и внесения изменений в работу ПО для повышения качества конечного продукта, попадающего в распоряжение учителей и учащихся.










ВЫВОДЫ по второй главе

1. Рассмотрены психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста, которые необходимо учитывать при организации компьютерного обучения в начальной школе. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
2. Разработана методика интеграции новых технологий в учебный процесс, которая включает следующие технологические этапы: изучение психолого-педагогических особенностей обучения детей младшего школьного возраста; выявление в учебном процессе точек, требующих внедрения новых информационных технологий; разработка новых или отбор существующих компьютерных программ и программно-методических средств; разработка ориентированной на учителей начальной школы подготовки по курсу «Новые информационные технологии»; организация обучения учителей; организация методического мониторинга и аудита в школах, внедряющих новые информационные технологии; обобщение практического опыта, отслеживание новых педагогических тенденций и направлений развития технических средств.
3. Рассмотрены направления, в которых возможна работа по созданию учебного программного обеспечения: создание обучающих программ; создание программ, направленных на контроль усвоения знаний и умений. Определены типы упражнений и заданий, которые целесообразно выполнять в процессе компьютерного обучения учащихся младшего школьного возраста: вопросно-ответный диалог; диалог с выборочным ответом; диалог со свободно конструируемым ответом; упражнения на заполнение пропусков; конструирование текста; диктант и компьютерные программы. Раскрыто содержание компьютерных программ: мэтчмастер, чойсмастер, клоузмастер, кроссвордмастер, юнисаб, гэпмастер, спидрид, тестмастер.
















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог всей работе, следует сказать, что существует противоречие между возрастающей ролью и долей компьютерных технологий, повышающих эффективность обучения учащихся младшего школьного возраста, и отсутствием научно обоснованной методики организации подобной деятельности в начальной школе. Данная проблема действительно недостаточно изучена.
Характеристика опыта использования новых информационных технологий в процессе обучения детей младшего школьного возраста показала, что зарубежный опыт преподавания намного опережает отечественный, что подтверждает необходимость и актуальность проведения данного исследования. Анализ существующего программного обеспечения компьютерного обучения в области обучения детей младшего школьного возраста выявил, что выбранные дидактические компьютерные программы адекватны разработанным моделям обучения.
Было выявлено, что при сравнении компьютерных учебных материалов и печатных учебных пособий, аудио- и видеокурсов, в первую очередь следует отметить предоставляемые компьютером технологические и методические преимущества:
индивидуализация и дифференциация обучения;
оперирование большими объемами информации;
комплексное мультисенсорное воздействие на различные каналы восприятия (визуальные, аудиальные, кинестетические) путем использования текста, звука, мультипликации, видео;
неограниченное количество обращений к заданиям;
немедленное предоставление обратной связи и др.
При работе с компьютерными технологиями меняется роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества.
В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.
Таким образом, компьютерная технология содержит огромный культурный и дидактический потенциал, который уже используется в обучении во всем мире. Однако для оптимального и эффективного использования компьютерной технологии в обучении детей младшего школьного возраста требуется огромная научно-исследовательская работа, результаты которой позволят определить общие и частные принципы работы, критерии отбора материалов, а также существенно обновить арсенал методических средств и приемов обучения.












СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Березина, Н.В. Использование лингафонного оборудования в начальной школе / Н.В. Березина // Иностранные языки в школе. – 2008. – № 1. – с. 43–47.
  Березина, Н.В.Лингафон, компьютер, аудио- и видеоаппаратура на уроках английского языка в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. – № 4. – с. 53–57.
Биболетова, М.З. Мультимедийные средства как компонент УМК “Enjoy English” для средней школы. // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 3. – с. 95–98.
Бухаркина, М.Ю. Мультимедийный учебник: что это? // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 4. – с. 29–33.
Воспитание интереса учащихся начальных классов к учебным предметам.: Межвуз. сб. науч. трудов. – Уфа: Башк. пед. ин-т, 1994. - 156 с.
Выготский, Л.С. Общая психология / Л. С. Выготский /Отв.ред. В.В. Петухов. В 3т. - Изд. 2-е. – М.: «УМК «Психология»; Генезис, 2001. – 389 с.
Гвоздева, А.В. Индивидуальные особенности восприятия и познания при изучении иностранных языков / А.В.Гвоздева, Г.В.Сороковых // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 5. – с. 73–80.
Грейдина, Н.Л. Как «Профессор Хиггинс» помогает изучать английский язык / Н.Л.Грейдина, З.Х. Миракян // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 6. – с. 96–99.
Данильчук, Е.В. Информационные технологии в образовании. – Волгоград: Перемена, 2003. – 186 с.
Интеллектуальное развитие и воспитание младших школьников: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др. / Под ред. Л. Г. Нисканен. – М.: Академия, 2002. – 208 с.
Информационные технологии и образование./Редколл.: Виноградов и др. – М.: ИНИОН РАН, 2002. – 286 с.
Казанский, Н.Г. Дидактика (начальные классы): Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Н.Г. Казанский, Т.С. Назарова. - М.: «Просвещение», 1987. – 256 с..
Кошелев, В.И. Уроки для учителей / В.И.Кошелев, А.В.Анохин // Информ техника. – 2009. – № 2. – с. 19–21.
Обухова, Л.Ф. Детская психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 1999. – 357 с.
Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. – М., Воронеж: МПСИ, 2004. – 357 с.















3




Комбинирован-ные программы


Смешанная система


Разветвленная система


Линейная система

Виды систем программирова-ния учебного материала


Особенности применения компьютерного обучения



Адаптивность



Управляемость



Неограничен-ность обучения


Создание атмосферы психологиче-ского комфорта


Контролирую-щие программы


Информаци-онные программы


Игровые программы


Обучающие программы


Виды компьютер-ных программ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Березина, Н.В. Использование лингафонного оборудования в начальной школе / Н.В. Березина // Иностранные языки в школе. – 2008. – № 1. – с. 43–47.
2. Березина, Н.В.Лингафон, компьютер, аудио- и видеоаппаратура на уроках английского языка в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. – № 4. – с. 53–57.
3.Биболетова, М.З. Мультимедийные средства как компонент УМК “Enjoy English” для средней школы. // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 3. – с. 95–98.
4.Бухаркина, М.Ю. Мультимедийный учебник: что это? // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 4. – с. 29–33.
5.Воспитание интереса учащихся начальных классов к учебным предметам.: Межвуз. сб. науч. трудов. – Уфа: Башк. пед. ин-т, 1994. - 156 с.
6.Выготский, Л.С. Общая психология / Л. С. Выготский /Отв.ред. В.В. Петухов. В 3т. - Изд. 2-е. – М.: «УМК «Психология»; Генезис, 2001. – 389 с.
7. Гвоздева, А.В. Индивидуальные особенности восприятия и познания при изучении иностранных языков / А.В.Гвоздева, Г.В.Сороковых // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 5. – с. 73–80.
8.Грейдина, Н.Л. Как «Профессор Хиггинс» помогает изучать английский язык / Н.Л.Грейдина, З.Х. Миракян // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 6. – с. 96–99.
9.Данильчук, Е.В. Информационные технологии в образовании. – Волгоград: Перемена, 2003. – 186 с.
10. Интеллектуальное развитие и воспитание младших школьников: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др. / Под ред. Л. Г. Нисканен. – М.: Академия, 2002. – 208 с.
11. Информационные технологии и образование./Редколл.: Виноградов и др. – М.: ИНИОН РАН, 2002. – 286 с.
12. Казанский, Н.Г. Дидактика (начальные классы): Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Н.Г. Казанский, Т.С. Назарова. - М.: «Просвещение», 1987. – 256 с..
13. Кошелев, В.И. Уроки для учителей / В.И.Кошелев, А.В.Анохин // Информ техника. – 2009. – № 2. – с. 19–21.
14. Обухова, Л.Ф. Детская психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 1999. – 357 с.
15. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах /
Д.Б. Эльконин. – М., Воронеж: МПСИ, 2004. – 357 с.




У нас вы можете заказать