Особенности решения проблем демографического развития США и России, как составляющая мировой демограф. политики на соврем этапе.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Международные отношения
  • 119119 страниц
  • 55 + 55 источников
  • Добавлена 02.07.2014
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 5
Глава 1. Теоретические основы государственной демографической политики на современном этапе 10
1.1. Определение демографической политики государства 10
1.2. Сущность, методы и принципы государственного регулирования демографических процессов 16
1.3. Механизмы государственного регулирования демографических процессов 23
Глава 2. Особенности демографического развития России и США в начале XXI века 33
2.1. Анализ механизма государственной политики демографического развития США 33
2.2. Оценка эффективности реализации демографической политики в России 57
2.3. Выявление проблем демографического развития ведущих держав мира 79
Глава 3. Направления совершенствования и развития и развития государственной политики по обеспечению мер демографической безопасности 88
3.1. Исследование приоритетов и возможностей государственного регулирования демографического развития России 88
Реализация принципов гендерной политики также ориентирована на развитие направления социальной защиты. 93
3.2. Совершенствование механизма государственного регулирования демографического развития России 98
Заключение 104
Список источников 110
Приложения 116

Фрагмент для ознакомления

Однако это определение не является однозначным, ведь к такой системе решений может принадлежать много направлений деятельности правительства. Важнейшей задачей государственной власти остается обеспечение интересов населения, достижение его благосостояния; т.е. социальную политику можно считать одним из видов деятельности государства, по социальной защите, которая охватывает: социальная защита обездоленных; борьбу с бедностью; регулирования рынка труда; здравоохранение; образование; культуру.
Целью социальной политики является создание условий для развития и оптимального функционирования социальных отношений, предоставление особой защиты тем слоям населения, которые в ней нуждаются, а именно: объектам социальной политики, решение или смягчение социальных проблем, вызванных экономическими обстоятельствами. К объектам социальной политики относится социально-трудовая сфера, характеризующая степень социального развития и отражает единство и взаимообусловленность отношений труда и социальных отношений. Главными субъектами выступают человек и социальное государство.
Главная задача государственной социальной политики - обеспечить социальную стабильность общества, его социальную безопасность. В течение ХХ в. в странах Запада сформировался значительный опыт поддержки социальной безопасности путем компромисса интересов стран и классов, налаживания механизмов социальной направленности антагонистически противоречивых процессов. Собственно, социальное государство и возникло как механизм для достижения этих целей. Этому государству присущи широко разветвленная система социальных услуг, бесплатное образование, здравоохранение, доступ к различным сферам культуры, спорта, помощь государства слабым слоям общества.
Основными принципами социального государства являются: социальная справедливость, социальная безопасность, социальные гарантии прав человека и гуманных условий жизни. Социальное государство обеспечивает достойное существование населения. Эта цель достигается с помощью солидарной рыночной экономики (создание благоприятных условий включения в рыночных отношений всех слоев населения); социальной демократии (сочетание гражданского самоуправления с представительной демократией) и социальной этики (ориентации на достижение согласия, взаимодействия на основании признания автономного права каждого человека защищать свое достоинство). Итак, социальное правовое государство оказывается наиболее справедливой современной формой взаимоорганизации гражданского общества и политической организации, к которой стремятся цивилизованные страны.
Социальное государство берет на себя некоторые общенациональные функции, например, в области образования, культуры, здравоохранения, пенсионного обеспечения и других форм социального обеспечения и защиты. Если эти функции приоритетны (даже если они не полностью реализованы), то государство является социально ориентированным по своему назначению и по намеченному пути развития. Фактически же государство становится социальным, когда эти функции в основном реализованы и обеспечены права и гарантии человека, придерживаются демократических принципах и проводится социально-экономическая политика, обеспечивающая достойный уровень жизни и всестороннее развитие граждан своей страны.
Социально ориентированное государство создает благоприятное пространство общественных возможностей, гарантирует возможность беспрепятственного взаимодействия социальных групп и других элементов социальной структуры, способствует улучшению социального положения граждан и социальных групп. Сейчас социальная ориентация государств и практически высокий уровень социальной защищенности характерны в основном для европейских стран - Германии, Франции, Скандинавских стран, а также Израиля и Канады. Такую же цель своего развития выбирают другие государства, они гарантируют материальное обеспечение всех без исключения граждан не ниже социальных нормативов и обеспечения достойных условий проживания. Эти принципы европейских государств по своей сути являются социальными.
Потребность в политике социальной защиты и соответствующих средствах ее проведения при переходе от административно-командной экономической системы к системе с ориентацией на рынок определяется необходимостью мер, направленных на недопущение чрезмерного снижения уровня жизни наименее обеспеченных и наиболее уязвимых слоев населения. Некоторые такие средства социальной защиты работать только в период перехода к рынку, тогда как другая их часть будет действовать и дальше как неотъемлемый объемный элемент рыночного экономического уклада. К временно действующим мерам социальной защиты относятся различные виды ограниченного субсидирования, а также четко направленные усилия на сокращение безработицы. Эти усилия могут быть отнесены к категории защитных или компенсационных мер, необходимых в переходный период. В этом и состоит их отличие от организационно оформленных механизмов «официального социального обеспечения», которые срабатывают в случае характерных для определенных этапов жизни человека финансовые трудности. Временные меры социальной защиты имеют существенное значение во многих случаях. Считается, что они могут помочь более плавно и в кратчайшие сроки реализовать программы системных преобразований.
Реализация принципов гендерной политики также ориентирована на развитие направления социальной защиты.
Социальная защита имеет ряд признаков. Во-первых, это система общественных отношений, которая предназначена для удовлетворения личных материальных потребностей граждан через индивидуальную форму распределения из специальных фондов. Во-вторых, социальная защита осуществляется государством за счет средств общества. В-третьих, средства предоставляются вместо заработной платы или как дополнение к ней в случаях, предусмотренных законодательством, в случае потери или снижения заработка, дополнительных расходов или невозможности трудоустройства».
Система социальной защиты связана с особенностями организации социального хозяйства, целью которого является повышение благосостояния и жизненного уровня граждан, то есть социальная защита является проявлением социально ориентированной экономики. По мнению С. Калашникова, социально ориентированная экономика - это высокоразвитая форма рыночной экономики, что позволяет наиболее полно сочетать принципы свободного рыночного хозяйства и социальной справедливости. Автор отмечает, что основные параметры социальной защиты зависят от параметров развития общества. Это означает, что социальная защита во многом определяется уровнем и качеством развития социально-экономических процессов в стране.
Социальная защита (обеспечение) определяется как «форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей граждан при наступлении социального риска (нетрудоспособности, безработицы, потери кормильца, малообеспеченности) за счет специальных социальных фондов или за счет бюджетов разных уровней (государственного и местных) в случаях и на условиях, установленных в законе. Система социальной защиты включает пенсии, пособия работающим (при временной нетрудоспособности; по беременности и родам и др.)., многодетным и одиноким матерям, малообеспеченным семьям, у которых есть дети; содержание и обеспечение престарелых и инвалидов в домах-интернатах, протезирование; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; льготы инвалидам и многодетным матерям.
Развитие направлений социальной защиты определяет определенные социальные риски. Социальные риски - это события в жизни человека, при которых возникает опасность потери материальных средств для обеспечения его первоочередных потребностей, необходимых для сохранения и воспроизведения полноценной жизни как члена общества. Социальные риски является краеугольным камнем социальной защиты. От того, как меняется их перечень, что на законодательном уровне признается государством, можно проследить развитие социальной защиты и оценить его состояние в конкретном государстве.
Следовательно, целесообразно трактовать понятие «социальная защита» как функцию общества по обеспечению социального положения гражданина, сложившегося в результате действия социальных рисков, в соответствии с условиями, определяемыми с его неотъемлемыми и общепризнанными правами. Социальная защита является, с одной стороны, функциональной системой, т.е. системой направлений, по которым она осуществляется, а с другой - системой институтов, обеспечивающих ее (государство, суд, профсоюзы и другие общественные организации). В любом государстве есть целая система социальных институтов, осуществляющих социальную защиту граждан. Важнейшим и наиболее мощным социально-организационным институтом является само государство. Важную роль в выполнении функций социальной защиты играют такие институты, как страховые компании, различные специализированные фонды, благотворительные организации, а также общественные и политические организации, которые осуществляют социальную защиту социальных групп и слоев населения.
Социальная защита может быть качественно обеспечена только в социальном государстве. В целом развитие принципов социального государства имеет длительную историю. Термин «социальное государство» (welfare state - государство всеобщего благосостояния) введено еще архиепископом Темплом. Однако его активная теоретическая разработка началось в первой половине XX в. преимущественно в немецкой литературе. Понятие «социального государства», которое было выдвинуто в 1929 p. немецким государствоведом X. Хеллером распространилось в Европе. Окончательно в смысле политико-правовой концепции понятие «социальное государство» вошло в научную литературу после его фиксации в Конституции ФРГ в 1949 году На определение сущности социального государства кардинально повлияли труды таких ученых, как Ф. Нойман, Г. Хаферкамп, Г. Хартвиг, В. Абендрот и др.. В частности, США идея социального государства была воспринята позднее, чем в странах Европы, поскольку тип сознания американского общества был ориентирован на принцип индивидуализма. Однако в результате именно США во многом выстраивают действенную систему развития и реализации принципов социального государства, которое лежит в основе успешной реализации принципов демографической политики.
В целом же, как было выявлено в предыдущей главе, демографическая политика во многом базируется на принципах и приоритетах социальной защиты населения:
- обеспечение членам общества прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима
- защита от факторов, снижающих жизненный уровень
- создание условий, позволяющих гражданам беспрепятственно зарабатывать себе на жизнь любыми, не противоречащими закону способами
- создание условий, обеспечивающих удовлетворение определенного минимума (в объеме общественных возможностей с учетом национально-исторической специфики) потребностей граждан в образовании, медицинской помощи и др..
- обеспечения благоприятных условий труда для наемных работников, защита их от негативных воздействий индустриального производства обеспечения экологической безопасности членов общества
- защита граждан от преступных посягательств
- защита гражданских и политических прав и свобод, отвечающих принципам правового, демократического государства
- создание условий, исключающих вооруженные социальные и межнациональные конфликты
- защита от политического преследования и административного произвола
- обеспечение свободной духовной жизни, защита от идеологического давления
- создание благоприятного психологического климата в обществе в целом, в отдельных ячейках и структурных образованиях, защита от психологического прессинга
- обеспечение максимально возможной стабильности общественной жизни
Подводя итоги следует отметить, что демографическая политика государства является важнейшим социальным механизмом преобразования общества. В качестве субъектов политики могут быть: государство, именно гражданское общество, частные корпорации. Они осуществляют как профилактическую, так и компенсационную социальную защиту, социальную поддержку в самых разных сферах общественной жизни: финансовой, промышленной, сфере услуг, экологической, медицинской, образовательной. Для того, чтобы население одобряло проводимую демографическую политику, направленную на повышение его уровня и качества жизни, необходимо определить и утвердить социальные ориентиры общественного благосостояния, в тесной взаимосвязи с социальными интересами населения, учитывая возможности конкретных слоев населения, ресурсные условия регионов для предоставления доступных социальных услуг.
Приоритетом демографической политики в ее социальной ориентированности определяется повышение не только уровня и качества жизни населения, но в целом стабилизация процессов рождаемости и смертности. Для России рождаемость в среде коренного населения при успешной реализации демографической политики должна повышаться. Однако необходимо и снижение уровня смертности, заболеваемости, дискриминации, устранения проблем безработицы и проблем миграции.
Реализации принципов демографической политики в ее основах также не должна противоречить принципам международного права и ущемлять права человека. Существующие модели применения демографических санкций и репродуктивного принуждения являются недопустимым элементом в связи с чем, применять санкции к лицам, которые не поддерживают модель репродуктивного приоритетную для государства представляется недопустимым и неэффективным. Стимулирование должно быть связано также не только с предложением со стороны государственных структур льгот, но и стремление со стороны государства повышать уровень и качество жизни граждан, способствовать внедрению не только актуальных, но и действенных демографических программ, ориентированных на все регионы РФ.


3.2. Совершенствование механизма государственного регулирования демографического развития России

Анализ зарубежного опыта свидетельствует, что наряду с уникальностью, обусловленной социально-экономическими, идейно-политическими условиями, особенностями культуры и традиций страны, демографической ориентированности государства свойственны следующие модели:
- профессиональный подход;
- система научных и практических знаний;
- общественное признание или определение значимости на уровне государственных структур.
Реализация социальной защиты населения в США преследует следующие конкретные цели, актуальные для демографии:
- способствовать нормальной жизнедеятельности человека, восстанавливать, поддерживать или укреплять функционирование индивидов, семей, социальных групп, организаций и общин;
- планировать, развивать и реализовывать социальную политику, услуги и программы, которые должны удовлетворять основные потребности человека, а также оказывать помощь конкретным людям в развитии их способностей и навыков;
- использовать средства социальной защиты населения, предусмотренные законом;
- постоянно повышать квалификацию и действующую систему контроля уровня профессиональных знаний практикующих специалистов.
Ценностными установками практики за рубежом являются уважение чести и достоинства человека, неповторимости и уникальности его личности вне зависимости от выполнения им принципов и приоритетов актуальных для стабилизации демографии.
Данные приоритеты являются актуальными для внедрения на уровне РФ и их реализация будет повышать эффективность действующих демографических программ и способствовать созданию новых.
Одним из приоритетов в связи с повышающейся численностью пожилых людей является стимулирование развития медицинской сферы, а также сферы, которая снизит социальную и демографическую нагрузку на население в плане заботы о престарелых гражданах.
В частности, службы по защите пожилых людей в США финансируются в соответствии со ст. 3 Закона о пожилых американцах 1965 г. и ст. 20 Закона о социальном обслуживании. Технология их работы следующая:
1) служба получает информацию о случаях насилия над пожилыми людьми и расследует её (информация конфиденциальна);
2) если служба считает, что случай нарушает закон штата о насилии, то направляется социальный работник, который расследует это дело (в безотлагательных случаях - в течение 24 часов). Клиенту предоставляются все услуги кризисного характера;
3) если случай насилия не доказан, то клиенту предоставляется весь набор социальных и медицинских услуг, которые община может предоставить и в которых он нуждается. Пожилой человек может отказаться от этих услуг;
4) отдельно рассматриваются случаи, когда пожилой человек недееспособен, - в таком случае решение принимает суд.
Также действует фостерная программа для пожилых «родителей» существует с 1965 года и предлагает пожилым людям возможность оказать помощь и поддержку детям, требующим особого ухода: детям, живущим далеко от родителей; молодым (несовершеннолетним) матерям; детям, ставшим жертвами СПИДа; несовершеннолетним правонарушителям; жертвам насилия и беспризорности; детям, имеющим специфические или исключительные потребности.
Центры дневного пребывания для пожилых людей являются государственными или частными учреждениями и имеются в каждом городе. Работают в них как специалисты, так и волонтёры. Руководит центром совет директоров и попечителей. Профессиональные работники оказывают некоторые медицинские услуги (делают флюорографию, измерят давление). Специалисты (социальные работники) проводят мероприятия по спорт - и арттерапии, массажу и т. д. Местные организации обеспечивают развлекательные программы (поездки, концерты, спектакли, сезонные мероприятия, например, подготовку к Рождеству).
Программа по питанию «еда на колёсах» действует с 1972 г. В соответствии с законом 1965 г., штаты должны предоставлять питание пожилым людям через его организацию в Центрах для пожилых людей или церквах, доставлять пищу домой (это и есть «еда на колёсах»). Государственный департамент США по пожилым людям курирует эти программы, оказывает помощь пожилым людям с низким доходом, тем, кто живёт один, и из так называемой группы риска.
С 1994 года существует также программа продовольственных марок. Все, кто определён как участник этой программы, получает продовольственные товары в эквиваленте «марка - доллар». Пожилые люди в общем количестве получающих продовольственные марки составляют 10 %. Как правило, это те, кто живёт ниже признанной черты бедности. В ряде штатов существуют рестораны для пожилых. Оплата входа и питания - пять долларов; для пожилых, предъявивших карточку члена Ассоциации пенсионеров, - три доллара. Питание организовано по типу «шведского стола», и посетители могут проводить здесь время, в том числе питаться, с утра до вечера.
Дом сестринского ухода с адвокатскими услугами интересен в том плане, что медицинские сёстры, прошедшие специальную геронтологическую подготовку, оказывают также и адвокатские услуги, связанные с расчётом оплаты за лечение, улаживание дела с наследством и другие.
Хосписные программы действуют с 1974 г. Это многопрофильные программы, предусматривающие систему помощи смертельно больным людям в течение последних месяцев их жизни. ЦельХосписа (как программы) - создать хорошие условия для больного и оказать поддержку его семье. Таким образом, объектом обслуживания является не только клиент, но и его семья.
В результате возможно отметить, что государство ориентировано на выполнение своей социальной роли и поддерживает нуждающееся население, что обусловливает высокий уровень доверия и принятия необходимости той модели поведения, которая будет актуальной для государственных структур, в том числе и на уровне демографической политики. Повышение качества социальной сферы тем самым является одним из основополагающих приоритетов решения демографических проблем в РФ.
Актуальным также является решение проблем мигрантов с целью привлечения их к работе в России и одновременно снижения социальной напряженности. Фактически миграционные процессы в современной России напрямую связаны с экономической ситуацией, а точнее с наличием, либо отсутствие рабочих мест в регионах. Из осознания данного фактов правительству необходимо выстраивать миграционную политику. Одновременно с данными процессами так же необходимо учитывать этническую составляющую, так как Россия является многональной и многоконфессиональной страной. Столкновения между народностями на традиционно – культурной и религиозной почве приводят к весьма выраженному оттоку населения в те регионы, где они психологически будут чувствовать себя более комфортно и безопасно.
Основополагающей причиной возникновения конфликтов на межнациональной основе выделяется неудовлетворительная работа местной власти в данном направлении, которая чаще всего пускает решение данной проблемы на самотек. Местная власть не стремится решить проблему трудоустройства и расселения мигрантов, так же как не решает проблему незаконного использования труда мигрантов. Достаточно часто сами мигранты становятся причиной возникновения социальных конфликтов и провоцируют их своим вызывающим и антисоциальным поведением, возникающей в местах их расселения антисанитарией и самовольными захватами земли и жилых помещений.
Переселяясь в регионы с иными социальными ценностями и традициями мигранты не пытаются воспринять нормы и правила проживания принимающей стороны. Напротив – они пытаются навязать свои устои. Это вызывает агрессию со стороны коренного населения и, как следствие, отторжение прибывших, изоляцию от отношений с ними.
Таким образом, данная проблема определяет основное из необходимых направления адаптация мигрантов к новым условиям проживания и включение их в систему социальных связей территории расселения.
Необходимым приоритетом также является развитие и внедрение гендерных программ и устранение проблемы дискриминации женщин в РФ.
В данном аспекте возможно выделить следующие направления:
- Содействие в развитии женского предпринимательства.
- Интеграция гендерного аспекта в экономическую политику.
- Организация борьбы с женской нищетой и низким социально – экономическим статусом.
- Развитие программ образования и повышения квалификации для женщин.
- Содействие повышению уровня медицинского здравоохранения в отношении женщин и развития защиты здоровья, в том числе и на уровне информирования.
- Защита женщин от насилия.
- Борьба за права женщин и наделение их равными возможностями на уровне законодательства.
- Работа со СМИ в продвижении гендерной идеологии и составляющих аспектов гендерной политики.
В связи с повышением экономической активности женщин в РФ возникает необходимость разработки социальных гарантий, которые учитывали их потребности. Развитие социальных услуг, связанных с уходом за детьми и больными членами семьи может освободить женщин от неоплачиваемой работы по дому, так как функции заботы и ухода за детьми может взять на себя государство. Благоприятным результатом станет и то, что все большее количество мужчин вовлекается в уход за детьми, они могут работать в сферах, которые ранее считались преимущественно женскими.
Экономическая активность женщин также может способствовать тому, что они начинают восприниматься как равноправные члены общества и данный факт способствует изменению законодательства с учетом принципов гендерного равенства.
Устранению проблем гендерного неравенства на уровне РФ также может способствовать активизации женских движений, которые будут инициировать дебаты о равной оплате труда, предоставлении возможности совмещения семейной жизни и карьеры, праве женщины на прерывание нежелательной беременности, праве обезболивания при родах, недопустимости проявления насилия в отношении женщин и пр. данные факторы сделают репродуктивное поведение женщин более уверенным в связи с повышением гарантий для них в праве на саморазвитие.
В целом, развитие актуальных для РФ направлений демографической политики должно основываться не только на опыте стран Запада, но также и на приоритетах и нуждах непосредственно населения РФ.

Заключение
Демографическая составляющая является одной из значимой составляющей внутренней политики всех развитых стран, что обусловливает изучение данного понятия и выделение отдельного направления науки, изучающей демографические процессы.
Демографическая политика является частью социальной политики каждого современного государства и включает в себя рассмотрение таких сфер общественной жизни, как:
- процесс воздействия на воспроизводство населения и изучение процессов воспроизводства населения;
- процессы социализации подрастающего поколения и успешность процессов социализации;
- регулирование рынка труда;
- особенности миграционных процессов.
При этом, объектом демографической политики как страна в целом, так и ее отдельные регионы, населенные пункты, семьи и пр. В качестве цели демографической политики государства определяется процесс регулирования численности населения и долгосрочные перспективы относительно желаемых процессов и темпов воспроизводства населения, сохранения динамики численности населения, преобладания отдельных национальностей и пр. Идеальная модель называется демографическим оптимумом и для каждой страны представляет собой собственную модель.
Направления демографической политики включают в себя такие компоненты, как создание условий для рождаемости и социализации, для выполнения родителями их обязанностей, регулирование процессов смертности и ограничение заболеваемости, влияние на процессы продолжительности жизни, обеспечение условий для выживания слабо защищенных категорий населения и пр.
Регулирование демографических процессов является частью государственной демографической политики и в целом зависит от ситуации в каждой отдельной стране, включая модели и резервы ее развития. Во многом принципы государственного регулирования демографических процессов основываются именно исходя из существующих критериев уровня и качества жизни.
Современная практика социального управления ориентирует социальную политику государства и отдельных административных единиц на обеспечение роста уровня и качества жизни населения. В научном плане это ставит задачу разработки адекватного инструментария для измерения и мониторинга качества жизни населения. Сегодня общепринятым стало мнение, что для формирования основных направлений социальной политики в кратко- и долгосрочной перспективе важно комплексное использование статистических показателей и индикаторов субъективного качества жизни, фиксируемого в социологических исследованиях и выраженных в понятии «индекс качества жизни».
Определение критериев качества жизни представляется основополагающим в определении принципов регулирования государственной демографической политики так, как определяет приоритетные сферы воздействия.
Методы и принципы государственного регулирования демографической политики основываются на таких составляющих как:
- специфика потребности государства в запрещении либо поощрении рождаемости;
- уровень экономического развития и потенциала;
- уровень жизни и качество жизни населения;
- приоритетная система ценностных ориентаций и модели общественного устройства.
Механизмы государственного регулирования демографических процессов основываются на необходимости решения групп проблем, которые препятствуют устранению проблем демографического характера. Приоритетной сферой внимания для стран с развивающейся экономикой в данном аспекте является семья так, как семья оценивается как основополагающий институт социализации и именно на семью возлагаются обязанности по воспроизводству. При этом механизмы государственного регулирования в большей мере ориентированы на женщину, что в целом подтверждается ориентированность существующих программ и мер поддержки. В связи с этим, в качестве одного из механизмов регулирования демографических процессов возможно определить поддержку существующих установок на процесс воспроизводства, как уже действующую модель.
При формировании и реализации демографической политики необходимо осуществлять такие действия:
- Исследовать и предоставить сравнительную оценку реально существующей качества жизни всех социальных слоев и социальных групп населения, а также качества жизни общества в целом в конкретные периоды времени;
- Предвидеть и прогнозировать возможные изменения положения этих социальных общностей под влиянием реально действующих социально - экономических, политических факторов;
- Разрабатывать, а при необходимости и корректировать программу действий по социальному развитию общества (социальной группы, региона), исходя из его экономических состояний, возможностей.
Демографическая политика причастна ко всем основным сферам общественной жизни, а не только социальной сфере. Общественные отношения прямо или косвенно влияют на положение и возможности развития различных социальных общностей, поэтому на стадии формирования социальной политики необходимо учитывать:
- Приоритетное значение проблем социальной защищенности населения в условиях рынка;
- Существенное повышение роли личного трудового вклада в удовлетворении материальных, бытовых и социально - культурных потребностей населения;
- Формирование все большего спроса на социальное партнерство в масштабе всей страны;
- Рост значения координации действий государственного центра, регионов и местного самоуправления, направленных на социальное развитие.
Современные демографические процессы во многом представляются сходными для стратегий развития мирового сообщества, на уровне развитых стран имеют не только общие тенденции, но и общие группы проблем. Данные аспекты делают возможным и необходимым рассмотрение и сравнение особенностей демографического развития РФ с развитыми странными.
В результате анализа демографических процессов США было выявлено, что на современном этапе в США существует целый ряд проблем демографического характера, которые возможно определить в следующих направлениях:
- Снижение уровня рождаемости и сокращение численности «белого населения»;
- Высокий приток мигрантов и нелегальной миграции;
- Кадровый голов в отношении высококвалифицированных специалистов;
- Повышение уровня налоговой нагрузки на работающее населения за счет увеличения количества пенсионеров;
- Снижение качества образования и уровня образованности населения;
- Проблема сохранения прав и привилегий коренного населения (индейцев, эскимосов и пр.);
- Нестабильная динамика семейно – брачного поведения американцев, увеличение числа разводов и сокращение количества браков;
- Увеличение числа рождения детей вне браков;
- Увеличение количества бездетных браков;
- Проблема обеспечения доступности медицинского обслуживания для населения;
- Проблема внедрения гендерных программ и регулирования их исполнения.
Демографические проблемы США очень тесно переплетаются с проблемами социальными и по многим направлениям демографическую политику невозможно назвать стабильной и успешной. Однако, ряд направлений также возможно характеризовать в качестве показательных в плане реализации и результативности.
Демографическая политика в России носит в основном экономический характер, заключаясь в материальной поддержке определенных групп населения. Среди наиболее актуальных демографических проблем были выявлены:
- Снижение естественного прироста коренного населения;
- Отсутствие организационных структур, ориентированных на реализацию устранения демографических проблем и внедрение социальных и демографических программ;
- Проблемы изменения репродуктивного поведения семьи и модели поведения молодых людей репродуктивного возраста;
- Рост числа мигрантов и необходимость увеличения мигрантов;
- Проблемы обеспечения населения качественным медицинским обслуживанием;
- Проблемы сохранения репродуктивного здоровья россиян
В целом было определено, что для устранения групп проблем демографическая политика государства является важнейшим социальным механизмом преобразования общества. В качестве субъектов политики могут быть: государство, именно гражданское общество, частные корпорации. Они осуществляют как профилактическую, так и компенсационную социальную защиту, социальную поддержку в самых разных сферах общественной жизни: финансовой, промышленной, сфере услуг, экологической, медицинской, образовательной. Для того, чтобы население одобряло проводимую демографическую политику, направленную на повышение его уровня и качества жизни, необходимо определить и утвердить социальные ориентиры общественного благосостояния, в тесной взаимосвязи с социальными интересами населения, учитывая возможности конкретных слоев населения, ресурсные условия регионов для предоставления доступных социальных услуг.
Приоритетом демографической политики в ее социальной ориентированности определяется повышение не только уровня и качества жизни населения, но в целом стабилизация процессов рождаемости и смертности. Для России рождаемость в среде коренного населения при успешной реализации демографической политики должна повышаться. Однако необходимо и снижение уровня смертности, заболеваемости, дискриминации, устранения проблем безработицы и проблем миграции.
Реализации принципов демографической политики в ее основах также не должна противоречить принципам международного права и ущемлять права человека. Существующие модели применения демографических санкций и репродуктивного принуждения являются недопустимым элементом в связи с чем, применять санкции к лицам, которые не поддерживают модель репродуктивного приоритетную для государства представляется недопустимым и неэффективным. Стимулирование должно быть связано также не только с предложением со стороны государственных структур льгот, но и стремление со стороны государства повышать уровень и качество жизни граждан, способствовать внедрению не только актуальных, но и действенных демографических программ, ориентированных на все регионы РФ.

Список источников и литературы

Источники
Демографический ежегодник. – М.: ИСП, 2010. – 408 с.
Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года [режим доступа] - http://www.zakonprost.ru/content/base/part/538230 (дата обращения: 24.05.2014)
Национальная программа демографического развития России. Проект. - М.: ИСП, 2010. – 137 с.
Отчет Бюро переписей США о доходах потребителей, август 2008 года [режим доступа] - http://www.census.gov/prod/2008pubs/p60-235.pdf (дата обращения: 24.05.2014)

Литература
Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, «Сашко», 2010. – 356 с.
Аверин А. Н. Социальная политика государства / А. Н. Аверин. — М., 2012. — 354 с.
Алисов Н.В. География мирового населения / Алисов Н.В., Хорев Б.С. // Экономическая и социальная география мира. - М., 2007. -362 с.
Антонов А.И. Современные демографические тенденции и аналитические прогнозы, проблемы семейно-демографической политики в социальном государстве // Вестн. Моск. ун-та. Сер.18. Социология и политология. - 2010. - №4. - С. 134-150.
Багдасарян В. Управляема ли демография? // Власть. - 2006. - №10. - С. 10-19.
Бекетов Н.В. Основные приоритеты формирования государственной демографической политики России / Н.В. Бекетов, А.С. Денисова, И.А. Елшина // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2008. - №5. - С. 10-21.
Володин Н.Н. Анализ демографической ситуации в Российской Федерации и меры по ее улучшению // Нац. проекты. - 2006. - №6. - С. 78-80.
Гриненко А. Социальная и борьба с бедностью в условиях перехода к рынку / А. Гриненко, Т. Кожан / / Аспекты работы. - 2010. - № 5. - С. 47-49.
Гриненко А. Социальная и борьба с бедностью в условиях перехода к рынку / А. Гриненко, Т. Кожан / / Аспекты работы. - 2010. - № 5. - С. 47-49.
Демографическая модернизация России в XX веке // Обществ, науки и современность. - 2007. - №3. - С. 128-140.
Динамика населения России в ХХI веке и приоритеты демографической политики / А. И. Антонов, В. А. Борисов. — М.: Ключ-С, 2006. – 426 с.
Злобин Н. Америка... Живут же люди!. - Москва: Эксмо, 2012. - 416 с.
Илышев А. Демографическая программа: приоритеты и механизм реализации / Илышев А., Багирова А., Павлова Л. // Экономист. - 2008. - №6. - С. 46-51.
Илышев А.М. Демографическая программа: симптомы неблагополучия и проблема социальной ответственности сферы образования // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2008. - №11. - С. 19-27.
Илышев А.М. Демографическая ситуация до 2025 года: вызовы времени и альтернативность развития / А.М. Илышев, А.П. Багирова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2008. - №6. - С. 7-19.
Калашников С. Социальное рыночное хозяйство и социальное государство / С. Калашников / / Человек и труд. - 2013. - № 9. - С. 45.
Капица С.П. Демографическая ситуация и будущее России / С.П. Капица, А.Д. Жуков; материал подготовила А. Мостинская // В мире науки. - 2010. - №2. - С. 13-17.
Карамышев Д. В. Концепция инновационных преобразований: межотраслевой подход к реформированию системы здравоохранения (государственно-управленческие аспекты) / Д. В. Карамышев. - М.: НАГУ «Магистр», 2011. – С. 304.
Кармен ДеНавас-Уок, Бернадетт Д. Проктор и Джессика С. Смит: Доходы, бедность и медицинское страхование в США в 2007 году [Carmen DeNavas-Walk, Bernadette D. Proctor and Jessica C. Smith, «Income, Poverty, and Health Insurance Coverage in the United States: 2007»],
Клупт М. Демография регионов Земли. — СПб.: Питер, 2008. – 518 с.
Корниенко В. Реализация идеала социально-правового государства в обществе / В. Корниенко / / Право. - 2011. - № 2.
Кулешова Н.С. Демографические процессы в современной России // Вестн. Моск. ун-та. Сер.12. Полит. науки. - 2010. - №3. - С. 40-47.
Лавриненко. И.М. Государственная социальная политика РФ: опыт и проблемы трансформации (80-е ─ первая половина 90-х гг. ХХ в.) - М., 2010. – 335 с.
Лагункина В. Хоспис как проблема общества //Социономия. – 2013. – № 2. – С. 5-9.
Либанова Э. Бедность: определение, критерии и показатели / Э. Либанова / / Аспекты труда. - 2011. - № 6
Магновский И. Демократическая, социальное, правовое государство и гражданское общество: единство и обусловленность / И. Магновский / / Право. - 2010. - № 7
Магуайр Е. Экономика здравоохранения / Е. Магуайр, Д. Хендерсон, Г. Муни; пер. с англ. - К.: Основы. - 2010. – С. 313.
Макарова О.В. Государственные социальные программы: теоретические аспекты, методика разработки и оценки: монография / В. Макарова. - М.: Лира, 2004. - 328 с.
Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В.Лазарев - СПС «Гарант» - 2010. – 371 с.
Нестеренко П. Преодолевают болезни доброта и забота / П. Нестеренко / / Курьер. - 2010. - № 5.
Нонко В., Стецюк Т. Иностранный опыт медицинского страхования / / Главный врач.-2012. - № 4. - С. 42-44.
Основы теории народонаселения. / Под ред. Д. И. Валентея. М., «Высшая школа», 1973. – 389 с.
Постатейный научно-практический комментарий Семейного кодекса Российской Федерации / Под ред. Эрделевского А.М. - М.: ИСП, 2003. – 215 с.
Ракитский Б.В., Ракитская Г.Я. Глобализация капитализма как новейший этап социальной организации человечества (глобализация социальной непримиримости). Материалы к научно-геополитической конференции «Глобализация и антиглобализм». - М.: 2011. - 36 с.
Сакаев В. Демографическая политика в современной России: переходы к определению целей // Власть. - 2010. - №12. - С. 43-45.
Синичук С.М. Право социального обеспечения / С. М. Синичук - М.:, 2013. - 306 с.
Фокин В., Фокин И. Нам есть чему учиться у американских коллег /Социальная работа. – 2010. – № 1. – С. 54-58.
Шевчук П. И. Социальная политика / П. И. Шевчук. - М.: Мир, 2012. - 400 с.
Якубенко А. Функции социального государства. Этапы формирования / А. Якубенко / / Социальная защита. - 2013. - № 7.
Laura A. Scofea. The Development and Growth of Employer-Provided Health Insurance / / Monthly Labor Review-vol. 117 № 3 (March 1994) - C.3-10.
Robert D. Eilers. Regulation of Blue Cross and Blue Shield Plans. Homewood 2010. – С. 456.
The Impact of Health Insurance Coverage on Health Disparities in the United States, Human Development Report, UNDP, 2010. – 212 с.

Интернет - источники
Алексеев В.А., Борисов К.Н., Рожецкая С.В.Проблемы здравоохранения США и предпринимаемая реформа [режим доступа] -http://www.rosmedportal.com/index.php?option=com_content&view=article&id=1410:2011-10-11-21-28-46&catid=25:the-project (дата обращения: 24.05.2014)
Алешковский И.А. Демографический кризис как угроза национальной безопасности России [режим доступа] - http://www.intelros.ru/readroom/vek-globalizacii/ya2-2012/18423-demograficheskiy-krizis-kak-ugroza-nacionalnoy-bezopasnosti-rossii.htm l(дата обращения: 24.05.2014)
Травкина Н.М. Демографическая ситуация в США: новые тенденции [режим доступа] - http://www.rusus.ru/?act=read&id=90 (дата обращения: 24.05.2014)
Decentralization in Health Care: Strategies and Outcomes - Европейское региональное бюро ВОЗ / Европейская обсерватория по системам здравоохранения. [режим доступа] - http://www.observatory.dk (дата обращения: 24.05.2014)
Insuring America's Health: Principles and Recommendations, Institute of Medicine, January 2014 [режим доступа] - http://www.iom.edu/?id=19175 (дата обращения: 24.05.2014)
Jones, Brent Medical expenses have very steep rate of growth. USA Today [режим доступа] - http://www.usatoday.com/news/health/2010-02-04-health-care-costs_N.htm (дата обращения: 24.05.2014)
Roberts, Michelle; Rhoades, Jeffrey A. The uninsured in America, first half of 2009: estimates for the U.S. civilian noninstituionalized population under age 65. Medical Expenditure Panel Survey, Statistical Brief #291. Rockville, Md.: Agency for Healthcare Research and Quality (AHRQ) [режим доступа] - http://meps.ahrq.gov/mepsweb/data_files/publications/st291/stat291.pdf (дата обращения: 24.05.2014)
State-by-state breakout of excess deaths from lack of insurance [режим доступа] - http://pnhp.org/excessdeaths/excess-deaths-state-by-state.pdf (дата обращения: 24.05.2014)
The impact of US health care reform on Workers’ Compensation and other Casualty lines [режим доступа] -http://www.mjsorority.com/MJ/Sorority.nsf/vwLUNewsLibrary/frmCMSNewsUploader/$FILE/Health_Care_Reform_Paper_11-9-10.pdf (дата обращения: 24.05.2014)



Приложения

Приложение 1

Динамика ожидаемой продолжительности жизни при рождении в России, лет
Годы Все население Городское население Сельское население всего муж-чины жен-щины всего муж-чины жен-щины всего муж-чины жен-щины 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1896–1897 (по 50 европейским губерниям) 30,54 29,43 31,69 29,77 27,62 32,24 30,63 29,66 31,66 1926–1927 (европейской части РСФСР) 42,93 40,23 45,61 43,92 40,37 47,50 42,86 40,39 45,30 1958–1959 67,91 62,99 71,45 67,92 63,03 71,48 67,84 62,86 71,30 1965–1966 69,50 64,32 73,41 69,44 64,59 73,14 69,14 63,32 73,40 1970–1971 68,93 63,21 73,55 68,51 63,76 73,47 68,13 61,78 73,39 1980–1981 67,61 61,53 73,09 68,09 62,39 73,18 66,02 59,30 72,47 1986–1987 70,13 64,91 74,55 70,32 65,38 74,44 69,09 63,21 74,40 1990 69,19 63,73 74,30 69,55 64,31 74,34 67,97 62,03 73,95 1991 68,92 63,37 74,19 69,30 63,95 74,25 67,67 61,68 73,79 1992 67,80 61,91 73,66 68,10 62,35 73,72 66,79 60,63 73,33 1993 65,03 58,75 71,80 65,31 59,08 71,90 64,15 57,82 71,41 1994 63,85 57,42 71,08 64,09 57,67 71,18 63,11 56,71 70,73 1995 64,52 58,12 71,59 64,70 58,30 71,64 63,99 57,64 71,40 1996 65,80 59,62 72,40 66,21 60,06 72,62 64,62 58,42 71,76 1997 66,73 60,85 72,84 67,30 61,49 73,16 65,14 59,15 71,91 1998 67,07 61,22 73,13 67,54 61,75 73,38 65,75 59,80 72,41 1999 65,92 59,87 72,40 66,34 60,31 72,62 64,73 58,68 71,74 2000 65,34 59,03 72,26 65,69 59,35 72,46 64,34 58,14 71,66 2001 65,23 58,92 72,17 65,57 59,23 72,37 64,25 58,07 71,57 2002 64,95 58,68 71,90 65,40 59,09 72,18 63,68 57,54 71,09 2003 64,85 58,55 71,84 65,35 59,00 72,18 63,42 57,29 70,86 2004 65,27 58,89 72,30 65,81 59,38 72,65 63,76 57,55 71,27 2005 65,30 58,87 72,39 65,99 59,52 72,86 63,44 57,19 71,07 2006 66,60 60,37 73,23 67,29 61,03 73,70 64,73 58,67 71,89 2007 67,51 61,39 73,90 68,21 62,09 74,34 65,60 59,57 72,62 2008 67,88 61,83 74,16 68,59 63,53 74,62 65,96 60,00 72,86 2009 68,67 62,77 74,67 69,38 63,50 75,13 66,72 60,87 73,38
Приложение 2

Динамика суммарного коэффициента рождаемости (детей на одну женщину), россия



Динамика нетто-коэффициента воспроизводства населения, россия













Приложение 3


Коэффициенты демографической нагрузки, общая демографическая нагрузка, нагрузка детьми и пожилыми на 100 человек трудоспособного населения. Россия, 1985–2050 гг.
Год Коэффициент демографической нагрузки Коэффициент демографической нагрузки детьми Коэффициент демографической нагрузки пожилыми 1985 57,6 35,7 21,9 1990 63,8 37,6 26,2 1995 61,1 34,2 26,9 2000 57,3 28,2 29,1 2005 46,8 21,2 25,6 2010 46,8 19,9 26,9 2015 52,1 20,7 31,4 2020 59,4 21,7 37,7 2025 64,5 21,7 42,8 2030 65,9 20,9 45,0 2035 69,6 20,7 48,9 2040 76,5 21,9 54,6 2045 88,6 24,5 64,1 2050 103,0 27,5 75,5




















Приложение 4

Индикаторы демографического развития россии, 1989–2010 гг.
  1989 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 1 2 3 4 5 Численность населения, млн человек 147,0* 146,9 143,5 143,0 Общий прирост (убыль) населения, ‰ 4,8 –4,0 –5,0 –0,5 Естественный прирост (убыль) населения, ‰ 3,9 –6,7 –5,9 –1,7 Миграционный прирост населения, ‰ 0,9 2,7 0,9 1,2 Общий коэффициент рождаемости, ‰ 14,6 8,7 10,2 12,5 Общий коэффициент смертности, ‰ 10,7 15,4 16,1 14,2 Суммарный коэффициент рождаемости, детей на одну женщину 2,01 1,20 1,29 1,59 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, оба пола, лет 69,90 65,34 65,30 68,98 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, мужчины, лет 64,80 59,03 58,87 63,03 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, женщины, лет 74,47 72,26 72,39 74,87 Общий коэффициент брачности, ‰ 9,4 6,2 7,5 8,5 1 2 3 4 5 Общий коэффициент разводимости, ‰ 3,9 4,3 4,2 4,5 Средний возраст населения, лет 34,9 37,1 38,1 38,9 Доля населения моложе трудоспособного возраста, % 24,5 19,3 16,7 16,1 Доля населения старше трудоспособного возраста, % 18,5 20,6 20,3 21,6


Антонов А.И. Современные демографические тенденции и аналитические прогнозы, проблемы семейно-демографической политики в социальном государстве // Вестн. Моск. ун-та. Сер.18. Социология и политология. - 2010. - №4. - С. 134-150.
Багдасарян В. Управляема ли демография? // Власть. - 2006. - №10. - С. 10-19.
Бекетов Н.В. Основные приоритеты формирования государственной демографической политики России / Н.В. Бекетов, А.С. Денисова, И.А. Елшина // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2008. - №5. - С. 10-21.
Илышев А. Демографическая программа: приоритеты и механизм реализации / Илышев А., Багирова А., Павлова Л. // Экономист. - 2008. - №6. - С. 46-51.
Сакаев В. Демографическая политика в современной России: переходы к определению целей // Власть. - 2010. - №12. - С. 43-45.
Robert D. Eilers. Regulation of Blue Cross and Blue Shield Plans. Homewood 2010. – 456 с.
Laura A. Scofea. The Development and Growth of Employer-Provided Health Insurance
Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года [режим доступа] - http://www.zakonprost.ru/content/base/part/538230 (дата обращения: 24.05.2014); Национальная программа демографического развития России. Проект. - М.: ИСП, 2010. – 137 с.
Демографический ежегодник. – М.: ИСП, 2010. – 408 с.;
Отчет Бюро переписей США о доходах потребителей, август 2008 года [режим доступа] - http://www.census.gov/prod/2008pubs/p60-235.pdf (дата обращения: 24.05.2014)
Нонко В., Стецюк Т. Иностранный опыт медицинского страхования / / Главный врач.-2012. - № 4. - С. 42-44.
Сакаев В. Демографическая политика в современной России: переходы к определению целей // Власть. - 2010. - №12. - С. 43-45.
Алешковский И.А. Демографический кризис как угроза национальной безопасности России [режим доступа] - http://www.intelros.ru/readroom/vek-globalizacii/ya2-2012/18423-demograficheskiy-krizis-kak-ugroza-nacionalnoy-bezopasnosti-rossii.htm l(дата обращения: 24.05.2014)
Травкина Н.М. Демографическая ситуация в США: новые тенденции [режим доступа] - http://www.rusus.ru/?act=read&id=90 (дата обращения: 24.05.2014)
Валентей Д.И. Демографический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1985. - С. 118.
Динамика населения России в ХХI веке и приоритеты демографической политики / А. И. Антонов, В. А. Борисов. — М.: Ключ-С, 2006. - С. 91.
Клупт М. Демография регионов Земли. — СПб.: Питер, 2008. - С. 311.
Илышев А.М. Демографическая программа: симптомы неблагополучия и проблема социальной ответственности сферы образования // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2008. - №11. - С. 20.
Антонов А.И. Современные демографические тенденции и аналитические прогнозы, проблемы семейно-демографической политики в социальном государстве // Вестн. Моск. ун-та. Сер.18. Социология и политология. - 2010. - №4.- С. 148.
Якубенко А. Функции социального государства. Этапы формирования / А. Якубенко / / Социальная защита. - 2013. - № 7. – С. 110.
Клупт М. Демография регионов Земли. - СПб.: Питер, 2008. – С. 112.
Якубенко А. Функции социального государства. Этапы формирования / А. Якубенко // Социальная защита. - 2013. - № 7. – С. 110.
Ярошенко И. С. Право социального обеспечения. / И. С. Ярошенко. - М.: Финансы, 2012. – С. 80.
Багдасарян В. Управляема ли демография? // Власть. - 2006. - №10.- С. 32.
Лавриненко. И.М. Государственная социальная политика РФ: опыт и проблемы трансформации (80-е ─ первая половина 90-х гг. ХХ в.) - М., 2010. – С. 200.
Ракитский Б.В., Ракитская Г.Я. Глобализация капитализма как новейший этап социальной организации человечества (глобализация социальной непримиримости). Материалы к научно-геополитической конференции “Глобализация и антиглобализм”. - М.: 2011. – 26.
Аверин А. Н. Социальная политика государства / А. Н. Аверин. — М., 2012. – С. 115.
Гриненко А. Социальная и борьба с бедностью в условиях перехода к рынку / А. Гриненко, Т. Кожан / / Аспекты работы. - 2010. - № 5. - С. 47-49.
Statistical Abstract of the United States – 2008, - p. 8.
Statistical Abstract of the United States – 2008, - p. 10.
Там же
Травкина Н.М. Демографическая ситуация в США: новые тенденции [режим доступа] - http://www.rusus.ru/?act=read&id=90 (дата обращения: 25.05.2104)
Statistical Abstract of the United States – 2008, p. 373.
Lee M., Mather M. U.S. Labor Force Trends // Population Bulletin. Vol. 63, №2, June 2008, p. 3.
Демография США [режим доступа] - http://geo2000.nm.ru/data/n_amer/usa/14.htm (дата обращения: 24.05.2014)
Травкина Н.М. Демографическая ситуация в США: новые тенденции [режим доступа] - http://www.rusus.ru/?act=read&id=90 (дата обращения: 25.05.2104)
Кent M., Mather M. What Drives U.S. Population Growth? // Population Bulletin. Vol.57, № 4, December 2002, p. 3.
Кent M., Mather M. What Drives U.S. Population Growth? // Population Bulletin. Vol.57, № 4, December 2002, p. 4.
Население США [режим доступа] - http://states-of-america.ru/naselenie-ssha/ (дата обращения: 24.05.2014)
Там же
Население США [режим доступа] - http://states-of-america.ru/naselenie-ssha/ (дата обращения: 24.05.2014)
По данным независимой неприбыльной организации «Правовая служба штата Нью Джерси» [режим доступа] - //http://www.lsnjlaw.org/english/governmentaid/benefits/index.cfm (дата обращения:24.05.2014)
Кармен ДеНавас-Уок, Бернадетт Д. Проктор и Джессика С. Смит: Доходы, бедность и медицинское страхование в США в 2007 году [Carmen DeNavas-Walk, Bernadette D. Proctor and Jessica C. Smith, "Income, Poverty, and Health Insurance Coverage in the United States: 2007"], отчет Бюро переписей США о доходах потребителей, август 2008 года. [режим доступа] - http://www.census.gov/prod/2008pubs/p60-235.pdf (дата обращения: 24.05.2014)
Пять вопросов к Шейле Зедлевски, директору Центра аналитических исследований по вопросам доходов и социальной помощи Института экономики города [Five Questions for Sheila Zedlewski, director of Urban Institute's Income and Benefits Policy Center], . [режим доступа] -http://www .urban.org / toolkit / fivequestions / SZedlewski.cfm (дата обращения: 24.05.2014)
Кармен ДеНавас-Уок, Бернадетт Д. Проктор и Джессика С. Смит: Доходы, бедность и медицинское страхование в США в 2007 году [Carmen DeNavas-Walk, Bernadette D. Proctor and Jessica C. Smith, "Income, Poverty, and Health Insurance Coverage in the United States: 2007"], отчет Бюро переписей США о доходах потребителей, август 2008 года. [режим доступа] - http://www.census.gov/prod/2008pubs/p60-235.pdf (дата обращения: 24.05.2014)
Laura A. Scofea. The Development and Growth of Employer-Provided Health Insurance / / Monthly Labor Review-vol. 117 № 3 (March 1994) - C.3-10.
Robert D. Eilers. Regulation of Blue Cross and Blue Shield Plans. Homewood 2010. – С. 456.
Roberts, Michelle; Rhoades, Jeffrey A. The uninsured in America, first half of 2009: estimates for the U.S. civilian noninstituionalized population under age 65. Medical Expenditure Panel Survey, Statistical Brief #291. Rockville, Md.: Agency for Healthcare Research and Quality (AHRQ) [режим доступа] -http://meps.ahrq.gov/mepsweb/data_files/publications/st291/stat291.pdf (дата обращения: 24.05.2014)
Decentralization in Health Care: Strategies and Outcomes - Европейское региональное бюро ВОЗ / Европейская обсерватория по системам здравоохранения. [режим доступа] - http://www.observatory.dk (дата обращения: 24.05.2014)
Нонко В., Стецюк Т. Иностранный опыт медицинского страхования / / Главный врач.-2012. - № 4. - С. 42-44.
Злобин Н. Америка... Живут же люди!. - Москва: Эксмо, 2012. – С. 114.
Insuring America's Health: Principles and Recommendations, Institute of Medicine, January 2014 . [режим доступа] - http://www.iom.edu/?id=19175 (дата обращения: 24.05.2014)
The Impact of Health Insurance Coverage on Health Disparities in the United States, Human Development Report, UNDP, 2010. - С. 90.
Что несет США реформа здравоохранения . [режим доступа] - www.investgazeta.net (дата обращения: 24.05.2014)
Злобин Н. Америка... Живут же люди!. - Москва: Эксмо, 2012. – С. 201.
Алексеев В.А., Борисов К.Н., Рожецкая С.В.Проблемы здравоохранения США и предпринимаемая реформа [режим доступа] -http://www.rosmedportal.com/index.php?option=com_content&view=article&id=1410:2011-10-11-21-28-46&catid=25:the-project (дата обращения.2405.2014)
Там же
Что несет США реформа здравоохранения [режим доступа] - www.investgazeta.net (дата обращения: 24.05.2014)
The impact of US health care reform on Workers’ Compensation and other Casualty lines [режим доступа] - http://www.mjsorority.com/MJ/Sorority.nsf/vwLUNewsLibrary/frmCMSNewsUploader/$FILE/Health_Care_Reform_Paper_11-9-10.pdf (дата обращения: 24.05.2014)
Плиш Б. А. Государственное управление здравоохранением в странах Восточной Европы: дис. ... канд. экон. упр.: спец.25.00.02 / Б.А. Плиш; НАГУ. – 2011. – С. 23.
Магуайр Е. Экономика здравоохранения / Е. Магуайр, Д. Хендерсон, Г. Муни; пер. с англ. - К.: Основы. - 2010. – С. 313.
Карамышев Д. В. Концепция инновационных преобразований: межотраслевой подход к реформированию системы здравоохранения (государственно-управленческие аспекты) / Д. В. Карамышев. - М.: НАГУ Магистр, 2011. – С. 304.
Jones, Brent Medical expenses have 'very steep rate of growth. USA Today [режим доступа] - http://www.usatoday.com/news/health/2010-02-04-health-care-costs_N.htm (дата обращения: 24.05.2014)
Алешковский И.А. Демографический кризис как угроза национальной безопасности России [режим доступа] - http://www.intelros.ru/readroom/vek-globalizacii/ya2-2012/18423-demograficheskiy-krizis-kak-ugroza-nacionalnoy-bezopasnosti-rossii.html (дата обращения: 24.05.2014).
Архангельский В. Н. Факторы рождаемости. М.: ТЕИС, 2006. - С. 9.
Алешковский И.А. Демографический кризис как угроза национальной безопасности России [режим доступа] - http://www.intelros.ru/readroom/vek-globalizacii/ya2-2012/18423-demograficheskiy-krizis-kak-ugroza-nacionalnoy-bezopasnosti-rossii.html (дата обращения: 24.05.2014).
Национальная программа демографического развития России. Проект. М., 2010. - С. 5.
Антонов А.И. Многодетная семья в эру депопуляции (результаты всероссийского исследования многодетных матерей) / А.И. Антонов // Демографические исследования. - 2009. - №№8-9. - С. 23.
Савинов Л. И. Семьеведение: Учебное пособие. - Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2010. - С. 91.
Черняк Е.М. Трансформация института семьи в условиях социальной культурной модернизации. - М., 2004. - С. 37.
Демографическая политика в РФ [режим доступа] - http://www.za-zhizn.ru/node/219 (дата обращения: 24.05.2014)
Там же
Демографическая политика в РФ [режим доступа] - http://www.za-zhizn.ru/node/219 (дата обращения: 24.05.2014)
Там жен
Демографическая политика в РФ [режим доступа] - http://www.za-zhizn.ru/node/219 (дата обращения: 24.05.2014)
Алешковский И.А. Демографический кризис как угроза национальной безопасности России [режим доступа] - http://www.intelros.ru/readroom/vek-globalizacii/ya2-2012/18423-demograficheskiy-krizis-kak-ugroza-nacionalnoy-bezopasnosti-rossii.html (дата обращения: 24.05.2014).
Демографический ежегодник России 2005–2010. - М.: Росстат, 2006–2011. – С. 112.
Демографический ежегодник России 2005–2010. - М.: Росстат, 2006–2011. – С. 116.
Там же
Демографический ежегодник России 2005–2010. - М.: Росстат, 2006–2011. – С. 219.
Там же
Демографический ежегодник России 2005–2010. - М.: Росстат, 2006–2011. – С. 235.
Там же
Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года [режим доступа] - http://www.zakonprost.ru/content/base/part/538230 (дата обращения: 24.05.2014)
Там же
Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года [режим доступа] - http://www.zakonprost.ru/content/base/part/538230 (дата обращения: 24.05.2014)
Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года [режим доступа] - http://www.zakonprost.ru/content/base/part/538230 (дата обращения: 24.05.2014)
Алешковский И.А. Демографический кризис как угроза национальной безопасности России [режим доступа] - http://www.intelros.ru/readroom/vek-globalizacii/ya2-2012/18423-demograficheskiy-krizis-kak-ugroza-nacionalnoy-bezopasnosti-rossii.html (дата обращения: 24.05.2014).
Четверикова О. Демографическая революция в Европе [режим доступа] - http://communitarian.ru/publikacii/evropa/demograficheskaya_revolyuciya_v_evrope%3A_migraciya_kak_orudie_globalizacii/ (дата обращения: 24.05.2014)
Четверикова О. Демографическая революция в Европе [режим доступа] - http://communitarian.ru/publikacii/evropa/demograficheskaya_revolyuciya_v_evrope%3A_migraciya_kak_orudie_globalizacii/ (дата обращения: 24.05.2014)
Биллиг М. Нации и языки // Логос. 2005. Вып. 4 (49). - С. 4.

Даймонд Л. Глобальная перспектива. – Спб.: Питер, 2008. - С. 317.
Регель Г. Лиссабонский договор: новый вариант евроконституции? // Новая Европа. 2008, № 1. - С. 36.

Корниенко В. Реализация идеала социально-правового государства в обществе / В. Корниенко / / Право. - 2011. - № 2. – С. 41.
Якубенко А. Функции социального государства. Этапы формирования / А. Якубенко / / Социальная защита. - 2013. - № 7. – С.111.
Магновский И. Демократическая, социальное, правовое государство и гражданское общество: единство и обусловленность / И. Магновский / / Право. - 2010. - № 7. – С. 57.
Нестеренко П. Преодолевают болезни доброта и забота / П. Нестеренко / / Курьер. - 2010. - № 5. – С. 38.
Ярошенко И. С. Право социального обеспечения: учеб. пособие. / И. С. Ярошенко. - М.: Финансы, 2012. – С. 218.
Калашников С. Социальное рыночное хозяйство и социальное государство / С. Калашников / / Человек и труд. - 2013. - № 9. - С. 45.












5

Список источников и литературы

Источники
1. Демографический ежегодник. – М.: ИСП, 2010. – 408 с.
2. Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года [режим доступа] - http://www.zakonprost.ru/content/base/part/538230 (дата обращения: 24.05.2014)
3. Национальная программа демографического развития России. Проект. - М.: ИСП, 2010. – 137 с.
4. Отчет Бюро переписей США о доходах потребителей, август 2008 года [режим доступа] - http://www.census.gov/prod/2008pubs/p60-235.pdf (дата обращения: 24.05.2014)

Литература
5. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, «Сашко», 2010. – 356 с.
6. Аверин А. Н. Социальная политика государства / А. Н. Аверин. — М., 2012. — 354 с.
7. Алисов Н.В. География мирового населения / Алисов Н.В., Хорев Б.С. // Экономическая и социальная география мира. - М., 2007. -362 с.
8. Антонов А.И. Современные демографические тенденции и аналитические прогнозы, проблемы семейно-демографической политики в социальном государстве // Вестн. Моск. ун-та. Сер.18. Социология и политология. - 2010. - №4. - С. 134-150.
9. Багдасарян В. Управляема ли демография? // Власть. - 2006. - №10. - С. 10-19.
10. Бекетов Н.В. Основные приоритеты формирования государственной демографической политики России / Н.В. Бекетов, А.С. Денисова, И.А. Елшина // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2008. - №5. - С. 10-21.
11. Володин Н.Н. Анализ демографической ситуации в Российской Федерации и меры по ее улучшению // Нац. проекты. - 2006. - №6. - С. 78-80.
12. Гриненко А. Социальная и борьба с бедностью в условиях перехода к рынку / А. Гриненко, Т. Кожан / / Аспекты работы. - 2010. - № 5. - С. 47-49.
13. Гриненко А. Социальная и борьба с бедностью в условиях перехода к рынку / А. Гриненко, Т. Кожан / / Аспекты работы. - 2010. - № 5. - С. 47-49.
14. Демографическая модернизация России в XX веке // Обществ, науки и современность. - 2007. - №3. - С. 128-140.
15. Динамика населения России в ХХI веке и приоритеты демографической политики / А. И. Антонов, В. А. Борисов. — М.: Ключ-С, 2006. – 426 с.
16. Злобин Н. Америка... Живут же люди!. - Москва: Эксмо, 2012. - 416 с.
17. Илышев А. Демографическая программа: приоритеты и механизм реализации / Илышев А., Багирова А., Павлова Л. // Экономист. - 2008. - №6. - С. 46-51.
18. Илышев А.М. Демографическая программа: симптомы неблагополучия и проблема социальной ответственности сферы образования // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2008. - №11. - С. 19-27.
19. Илышев А.М. Демографическая ситуация до 2025 года: вызовы времени и альтернативность развития / А.М. Илышев, А.П. Багирова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2008. - №6. - С. 7-19.
20. Калашников С. Социальное рыночное хозяйство и социальное государство / С. Калашников / / Человек и труд. - 2013. - № 9. - С. 45.
21. Капица С.П. Демографическая ситуация и будущее России / С.П. Капица, А.Д. Жуков; материал подготовила А. Мостинская // В мире науки. - 2010. - №2. - С. 13-17.
22. Карамышев Д. В. Концепция инновационных преобразований: межотраслевой подход к реформированию системы здравоохранения (государственно-управленческие аспекты) / Д. В. Карамышев. - М.: НАГУ «Магистр», 2011. – С. 304.
23. Кармен ДеНавас-Уок, Бернадетт Д. Проктор и Джессика С. Смит: Доходы, бедность и медицинское страхование в США в 2007 году [Carmen DeNavas-Walk, Bernadette D. Proctor and Jessica C. Smith, «Income, Poverty, and Health Insurance Coverage in the United States: 2007»],
24. Клупт М. Демография регионов Земли. — СПб.: Питер, 2008. – 518 с.
25. Корниенко В. Реализация идеала социально-правового государства в обществе / В. Корниенко / / Право. - 2011. - № 2.
26. Кулешова Н.С. Демографические процессы в современной России // Вестн. Моск. ун-та. Сер.12. Полит. науки. - 2010. - №3. - С. 40-47.
27. Лавриненко. И.М. Государственная социальная политика РФ: опыт и проблемы трансформации (80-е ─ первая половина 90-х гг. ХХ в.) - М., 2010. – 335 с.
28. Лагункина В. Хоспис как проблема общества //Социономия. – 2013. – № 2. – С. 5-9.
29. Либанова Э. Бедность: определение, критерии и показатели / Э. Либанова / / Аспекты труда. - 2011. - № 6
30. Магновский И. Демократическая, социальное, правовое государство и гражданское общество: единство и обусловленность / И. Магновский / / Право. - 2010. - № 7
31. Магуайр Е. Экономика здравоохранения / Е. Магуайр, Д. Хендерсон, Г. Муни; пер. с англ. - К.: Основы. - 2010. – С. 313.
32. Макарова О.В. Государственные социальные программы: теоретические аспекты, методика разработки и оценки: монография / В. Макарова. - М.: Лира, 2004. - 328 с.
33. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В.Лазарев - СПС «Гарант» - 2010. – 371 с.
34. Нестеренко П. Преодолевают болезни доброта и забота / П. Нестеренко / / Курьер. - 2010. - № 5.
35. Нонко В., Стецюк Т. Иностранный опыт медицинского страхования / / Главный врач.-2012. - № 4. - С. 42-44.
36. Основы теории народонаселения. / Под ред. Д. И. Валентея. М., «Высшая школа», 1973. – 389 с.
37. Постатейный научно-практический комментарий Семейного кодекса Российской Федерации / Под ред. Эрделевского А.М. - М.: ИСП, 2003. – 215 с.
38. Ракитский Б.В., Ракитская Г.Я. Глобализация капитализма как новейший этап социальной организации человечества (глобализация социальной непримиримости). Материалы к научно-геополитической конференции «Глобализация и антиглобализм». - М.: 2011. - 36 с.
39. Сакаев В. Демографическая политика в современной России: переходы к определению целей // Власть. - 2010. - №12. - С. 43-45.
40. Синичук С.М. Право социального обеспечения / С. М. Синичук - М.:, 2013. - 306 с.
41. Фокин В., Фокин И. Нам есть чему учиться у американских коллег /Социальная работа. – 2010. – № 1. – С. 54-58.
42. Шевчук П. И. Социальная политика / П. И. Шевчук. - М.: Мир, 2012. - 400 с.
43. Якубенко А. Функции социального государства. Этапы формирования / А. Якубенко / / Социальная защита. - 2013. - № 7.
44. Laura A. Scofea. The Development and Growth of Employer-Provided Health Insurance / / Monthly Labor Review-vol. 117 № 3 (March 1994) - C.3-10.
45. Robert D. Eilers. Regulation of Blue Cross and Blue Shield Plans. Homewood 2010. – С. 456.
46. The Impact of Health Insurance Coverage on Health Disparities in the United States, Human Development Report, UNDP, 2010. – 212 с.

Интернет - источники
47. Алексеев В.А., Борисов К.Н., Рожецкая С.В.Проблемы здравоохранения США и предпринимаемая реформа [режим доступа] -http://www.rosmedportal.com/index.php?option=com_content&view=article&id=1410:2011-10-11-21-28-46&catid=25:the-project (дата обращения: 24.05.2014)
48. Алешковский И.А. Демографический кризис как угроза национальной безопасности России [режим доступа] - http://www.intelros.ru/readroom/vek-globalizacii/ya2-2012/18423-demograficheskiy-krizis-kak-ugroza-nacionalnoy-bezopasnosti-rossii.htm l(дата обращения: 24.05.2014)
49. Травкина Н.М. Демографическая ситуация в США: новые тенденции [режим доступа] - http://www.rusus.ru/?act=read&id=90 (дата обращения: 24.05.2014)
50. Decentralization in Health Care: Strategies and Outcomes - Европейское региональное бюро ВОЗ / Европейская обсерватория по системам здравоохранения. [режим доступа] - http://www.observatory.dk (дата обращения: 24.05.2014)
51. Insuring America's Health: Principles and Recommendations, Institute of Medicine, January 2014 [режим доступа] - http://www.iom.edu/?id=19175 (дата обращения: 24.05.2014)
52. Jones, Brent Medical expenses have very steep rate of growth. USA Today [режим доступа] - http://www.usatoday.com/news/health/2010-02-04-health-care-costs_N.htm (дата обращения: 24.05.2014)
53. Roberts, Michelle; Rhoades, Jeffrey A. The uninsured in America, first half of 2009: estimates for the U.S. civilian noninstituionalized population under age 65. Medical Expenditure Panel Survey, Statistical Brief #291. Rockville, Md.: Agency for Healthcare Research and Quality (AHRQ) [режим доступа] - http://meps.ahrq.gov/mepsweb/data_files/publications/st291/stat291.pdf (дата обращения: 24.05.2014)
54. State-by-state breakout of excess deaths from lack of insurance [режим доступа] - http://pnhp.org/excessdeaths/excess-deaths-state-by-state.pdf (дата обращения: 24.05.2014)
55. The impact of US health care reform on Workers’ Compensation and other Casualty lines [режим доступа] -http://www.mjsorority.com/MJ/Sorority.nsf/vwLUNewsLibrary/frmCMSNewsUploader/$FILE/Health_Care_Reform_Paper_11-9-10.pdf (дата обращения: 24.05.2014)

Вопрос-ответ:

Какие проблемы демографического развития возникают в США и России?

В США одной из основных проблем является низкий уровень рождаемости и старение населения. В России же главная проблема - сокращение численности населения и миграционные процессы.

Какие особенности решения проблем демографического развития в США и России?

В США основной акцент делается на создании условий для увеличения рождаемости и оказания поддержки молодым семьям. В России же основное внимание уделяется мерам по привлечению мигрантов и поддержке семей с детьми.

Какие методы использует государство в своей демографической политике?

Государство использует различные методы, такие как введение материнских капиталов, льгот для семей с детьми, программы образования о планировании семьи, поддержка мигрантов и другие меры, направленные на увеличение рождаемости и стабилизацию численности населения.

Какие принципы лежат в основе государственного регулирования демографических процессов?

Основные принципы государственного регулирования демографических процессов включают в себя принцип социальной справедливости, принцип стимулирования рождаемости, принцип учета интересов мигрантов и принцип учета демографической ситуации в регионах страны.

Какие механизмы использует государство для регулирования демографических процессов?

Государство использует такие механизмы как финансовая поддержка семей с детьми, создание программ образования о планировании семьи, финансирование научных исследований в области демографии, привлечение высококвалифицированных специалистов из-за рубежа и другие меры, направленные на регулирование демографических процессов.

Какие особенности решения проблем демографического развития США и России существуют?

Проблемы демографического развития в США и России имеют свои особенности. В США, например, существует высокий уровень рождаемости у молодых женщин, но также наблюдается высокий уровень разводов и неравномерное распределение населения по территории. В России, с другой стороны, прослеживается низкий уровень рождаемости, высокая смертность, особенно среди мужчин, и сокращение населения на отдаленных северных территориях страны.

Какая роль демографической политики в современном мире?

Демографическая политика играет важную роль в современном мире. Она направлена на регулирование демографических процессов, таких как рождаемость, смертность и миграция, и имеет цель обеспечить устойчивое и равномерное развитие населения. Демографическая политика также включает меры по поддержке семей и материнства, контролю над рождаемостью, улучшению качества жизни и здравоохранения населения.

Какие методы и принципы используются в государственном регулировании демографических процессов?

Государственное регулирование демографических процессов основывается на различных методах и принципах. К ним относятся: финансовая поддержка семей, материнский и детский капитал, льготы для многодетных семей; создание социально-экономических условий для рождения и воспитания детей; разработка программ по противодействию детским бракам и нежелательным беременностям; проведение массовых информационных кампаний по популяризации семейных ценностей и здорового образа жизни.

Какие основные проблемы демографического развития США и России в настоящее время?

В настоящее время основные проблемы демографического развития США и России включают низкую рождаемость, старение населения, неравномерное распределение населения по регионам и миграционные процессы.

Какие методы и принципы государственного регулирования демографических процессов используются в США и России?

В США и России используются различные методы и принципы государственного регулирования демографических процессов. К ним относятся разработка и реализация демографической политики, финансовая поддержка семей с детьми, проведение мероприятий по противодействию старению населения, регулирование миграционных процессов и др.