Нейропсихологические особенности учащихся средней школы, осваивающих различные музыкальные дисциплины

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Нейропсихология
  • 2525 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 28.05.2014
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты влияния музыки на нейропсихологические особенности человека 3
1.1. Историческая эволюция науки о воздействии музыки на организм человека 3
1. 2. Влияние музыкальной деятельности на структуру головного мозга (исследования особенностей структуры мозга музыкантов) 6
1. 3. Влияние занятий музыкой на развитие нейропсихологических особенностей детей 9
1. 4. Психологические основы обучения музыке 13
Глава 2. Функции музыкальных занятий в системе общего развития школьников 17
2. 1. Развитие общих способностей при занятиях музыкой 17
2. 2. Применение занятий музыкой в коррекционной педагогике 21
Заключение 25

Фрагмент для ознакомления

Если память тренируется с раннего возраста, то в будущем для ребенка не будет составлять сложности запоминание любого вида информации.Занятия на различных струнных инструментах так же способствуют развитию мелкой моторики пальцев, правда, в значительно большей степени левой руки, поскольку нахождение звука нужной высоты на струне требует высокой точности и высокой степени координации слуха и движений пальцев, что вырабатывается в процессе занятий.Безусловно, в процессе обучения игре на струнных инструментах, происходит развитие общей координации движений, как и на фортепиано.Занятия вокалом в наибольшей степени оказывают влияние на развитие координации движений и образного мышления. При обучении вокальной технике, ученику необходимо учиться координировать работу дыхательных мышц, положение гортани, мягкого неба, лицевых мышц. Спецификой обучения вокальной технике является то, что в процессе пения участвуют группы мышц, не управляемые мозговой деятельностью «напрямую», такие как, например, гладкая мускулатура легких. Кроме того, особенностью является то, что певческий аппарат находится внутри и педагогу для объяснения приходится активно применять различные образные сравнения. Все это, безусловно, способствует развитию образного и абстрактного мышления.Еще необходимо отметить то, что занятия вокалом могут способствовать исправлению некоторых речевых дефектов, связанных с недостатками в работе дыхания или дикции. Известны случаи, когда, например, у детей с заиканием при разговорной речи, при пении такие проблемы исчезали. Исследователь вокальной техники, Морозов В.П., отмечает, что высокая певческая форманта, которая вырабатывается в голосе в процессе занятий вокалом, положительно влияет на общее эмоциональное и физическое состояние организма. Причем это относится не только к певцу, но и к слушателям.Кроме того, в целом, обучение игре на инструментах или вокалу способствует развитию творческого мышления и воображения. Они развиваются при прослушивании музыки, желании передать ее характер, содержание и музыкальную выразительность. При игре на инструменте или пении, развивается не только мышление и воображение, но и внимание. Ребенку необходимо концентрировать внимание на разных аспектах музыкальной деятельности (техника, музыкальность, нюансы исполнения) в зависимости от задач, которые ставит перед ним педагог. Если ребенок будет невнимателен, и постоянно будет отвлекаться на посторонние вещи, вряд ли ему удастся достичь успехов в обучении музыке.Известный русский певец Иван Козловский говорил, что «Власть искусства над человеком огромна, музыка и пение очищают душу, поднимают душевные силы, проникают в глубины личности, недоступные слову».2. Применение занятий музыкой в коррекционной педагогикеЗанятия музыкой широко используются в коррекционной педагогике.Для детей с дефектами развития характерны недостатки опорно-двигательной системы, вялость мышечного тонуса, либо ее гипертонус, нарушенная координация движений. В процессе занятий музыкой, при выполнении детьми различных упражнений у них постепенно происходит формирование и совершенствование произвольного внимания, двигательного самоконтроля, целостности движений, активизируется воображение.Особенностью занятий с проблемными детьми является то, что в процессе обучения музыке наряду с решением музыкально-эстетических задач решаются задачи коррекционно-развивающие.При работе с детьми, имеющими дефекты в развитии, в процессе занятий музыкой происходит работа по следующим направлениям:психофизиологическоепсихотерапевтическоесоциально-педагогическоеСодержание музыкальных занятий коррекционного характера и методика их преподавания определяются, с одной стороны, спецификой музыкального искусства, а с другой — природой и спецификой нарушений в развитии конкретного ребенка.Основными задачами музыкально-коррекционных занятий являются следующие:- приобщение детей с дефектами развития к основам музыкальной культуры, развитие их музыкально-эстетических интересов и потребностей- развитие музыкальных способностей детей- коррекция нарушений в развитии ребенка по средствам музыки и музыкальной деятельности- развитие у детей представлений о различных видах музыкальной деятельности и формирование у них посильных способов данного вида деятельности- формирование доступных знаний о музыке, ее особенностях и различных видах музыкальной деятельности- создание положительного эмоционального фона, возможности для самостоятельной и творческой деятельности детей- способствование социальной адаптации и выработка коммуникативных навыков у детейВ процессе музыкальных занятий ребенок с дефектами развития проявляет свои индивидуальные качества и особенности, учится подчинять свои действия общим задачам. Музыка, с которой соприкасается ребенок в школьном возрасте, оказывает формирующее воздействие на его поведение и регулирует эмоциональные проявления в коллективе и семье. Коррекционные возможности музыкальных занятий связаны с возбуждением у ребенка позитивных переживаний, проявлением творческой инициативы, удовлетворением эстетических и познавательных потребностей.Восприятие музыки способствует развитию и совершенствованию сферы эмоционального восприятия у детей с умственной отсталостью, нарушенным зрением, с задержкой психического развития. Благодаря этому, дети становятся более восприимчивыми к тем эмоциям и чувствам, которые выражают окружающие их люди – взрослые и сверстники.В процессе певческой деятельности у детей с отклонениями в развитии речи, совершенствуются звукопроизношение и артикуляция, развиваются музыкально-сенсорные способности, связанные с распознаванием высоты, длительности, динамики и тембра звука. Так же, у детей с нарушенным слухом пение протяжных музыкальных звуков в вокальных упражнениях помогает закреплять навык чтения с губ. В процессе пения остаточный слух у таких детей вступает в действие с наибольшей активностью.При игре на различных музыкальных инструментах у детей происходит активация самостоятельных и творческих проявления, развивается слух, память, вырабатывается координация движений рук, пальцев.В целом у детей совершенствуется эмоционально-волевая и мотивационная сферы, возрастает активность восприятия, формируется музыкальная культура.Структура музыкальных занятий с детьми, имеющими недостатки в развитии, зависит от содержания музыкального материала. Она должна меняться в зависимости от видов музыкальной деятельности и характера поставленных учебных задач.При построении педагог должен опираться на следующие критерии:уровень умственных, физических и эмоциональных способностей ребенкапреемственная связь изучаемого материала между собой в плане развития музыкальных и общих способностей ребенка в процессе усвоения музыкального репертуара и формирования необходимых знаний, умений и навыковвзаимосвязь и логическая последовательность всех видов музыкальной деятельностивозрастные особенности детей специфика имеющихся у ребенка отклонений в развитииЭффективность структуры музыкального занятия определяется:содержанием учебного материалаправильной постановкой целей и задач обучениярациональным использованием различных приемов и методов обученияучетом возрастных и индивидуальных особенностей детейуровнем профессиональных качеств педагога, который определяется его умением контактировать с детьми и владением технологией музыкального развития детей с дефектами развития.Таким образом, музыкальные занятия являются незаменимым аспектом в коррекционном обучении детей с различными дефектами развития. В музыкальной деятельности возможно соединение различных коррекционных упражнений для развития двигательных, речевых и других физических функций организма ребенка, а так же таких общих способностей, как память, внимание, мышление и воображение с развитием эстетических и этических ценностей.ЗаключениеТаким образом, согласно изученным материалам о влиянии занятий музыкой на нейропсихологические особенности человека, можно сделать следующие выводы:Занятия общими музыкальными дисциплинами способствуют развитию логического мышления, поскольку музыкальная теория является структурно организованной.Игра на музыкальных инструментах и занятия вокалом способствуют развитию координации движений.Игра на инструменте вносит вклад в формирование речевых функций у ребенка, а так же может помочь детям с задержкой речевого развития, вследствие активного задействования мелкой моторики пальцев.При изучении музыкальных дисциплин происходит активная тренировка памяти.В целом, музыкальные занятия приводят к развитию эмоционально-образного и абстрактного мышления.Занятия музыкой в школьный период способствуют формированию культуры слушателя.Согласно результатам проведенного исследования, встает вопрос о необходимости введения обязательных основ музыкального образования в систему общего образования и развития школьников. Кроме того, введение обязательного музыкального образования может способствовать выявлению наличия высоких специальных музыкальных способностей у ребенка, что может повлиять на его самоопределение и выбор профессии в будущем.Список использованной литературы:Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Издательский центр «Академия», 2003г.Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2005г.В.П. Морозов Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М.: Центр «Искусство и наука», 2008 г.Бекина, С.И., Ломова, Т.П. Музыка и движение. М.: Музыка, 1984г.Gall F. Sur les fonctions du cerveau. Paris, 1822Langner G. Neuronal mechanisms underlying the perception of pitch and harmony. Effects of Music Training on the Child’s Brain and Cognitive Development // The Neurosciences and Music II: From Perception to Performance, 2005Auerbach S. ZurLokalisation des musikalischenTalentesimGehirnunad am Schädel // Arch. Anat. Physiol.,1906BeheimSchwarzbach D. CytoarchitektonikderDorsalflächeder 1. Temporalwindung links (T.1) beisechsmenschlichenGehirnen (daruntervierElitegehirne) derSammlung von C. und O.Vogt. // Z. milkrosk.anat. Forsch., 1974Gaser Ch., Schlaug G. Gray Matter Differences between Musicians and Nonmusicians // Avanzini G. et al. (eds). The neurosciences and music. New York, 2003Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М.: Издательство московского университета, 2002г.Gaab N., Tallal P., Kim H et al. Neural correlates of rapid spectrotemporal processing in musicians and nonmusicians // The Neurosciences and Music II: From Perception to Performance, 2005Koelshch S., Fritz T., Scholse K., Alsob D. & Schlaug G. Adults and children processingmusic // Neuroimage, 2005Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М.: АСТ, 2007г.Costa Giomi E. Does music instruction improve fine motor abilities? // The Neurosciences and Music II: From Perception to Performance. 2005Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Институт психологии РАН, 2008г.Масленкова Л.М. Психология музыкального диктанта. Л.: Музыка, 1977г.Зинченко П.Н. Непроизвольное запоминание. М.: Академия педагогических наук, 1961г.

Список использованной литературы:

1) Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Издательский центр «Академия», 2003г.
2) Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2005г.
3) В.П. Морозов Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М.: Центр «Искусство и наука», 2008 г.
4) Бекина, С.И., Ломова, Т.П. Музыка и движение. М.: Музыка, 1984г.
5) Gall F. Sur les fonctions du cerveau. Paris, 1822
6) Langner G. Neuronal mechanisms underlying the perception of pitch and harmony. Effects of Music Training on the Child’s Brain and Cognitive Development // The Neurosciences and Music II: From Perception to Performance, 2005
7) Auerbach S. Zur Lokalisation des musikalischen Talentes im Gehirn unad am Schädel // Arch. Anat. Physiol., 1906
8) Beheim Schwarzbach D. Cytoarchitektonik der Dorsalfläche der 1. Temporalwindung links (T.1) bei sechs menschlichen Gehirnen (darunter vier Elitegehirne) der Sammlung von C. und O.Vogt. // Z. milkrosk.anat. Forsch., 1974
9) Gaser Ch., Schlaug G. Gray Matter Differences between Musicians and Nonmusicians // Avanzini G. et al. (eds). The neurosciences and music. New York, 2003
10) Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М.: Издательство московского университета, 2002г.
11) Gaab N., Tallal P., Kim H et al. Neural corre lates of rapid spectrotemporal processing in musicians and nonmusicians // The Neurosciences and Music II: From Perception to Performance, 2005
12) Koelshch S., Fritz T., Scholse K., Alsob D. & Schlaug G. Adults and children processing
music // Neuroimage, 2005
13) Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М.: АСТ, 2007г.
14) Costa Giomi E. Does music instruction improve fine motor abilities? // The Neurosciences and Music II: From Perception to Performance. 2005
15) Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Институт психологии РАН, 2008г.
16) Масленкова Л.М. Психология музыкального диктанта. Л.: Музыка, 1977г.
17) Зинченко П.Н. Непроизвольное запоминание. М.: Академия педагогических наук, 1961г.

Вопрос-ответ:

Как музыка влияет на нейропсихологические особенности человека?

Музыка оказывает положительное влияние на нейропсихологические особенности человека, такие как память, внимание, моторику и эмоциональную сферу.

Как влияет занятие музыкой на структуру головного мозга?

Исследования показывают, что занятие музыкой способствует изменению структуры головного мозга, особенно у музыкантов. Это связано с развитием областей, отвечающих за слуховую и моторную деятельность.

Какое влияние оказывают занятия музыкой на развитие нейропсихологических особенностей детей?

Занятия музыкой среди детей способствуют развитию нейропсихологических особенностей, таких как интеллект, координация движений, эмоциональная сфера и память.

Какая историческая эволюция науки о воздействии музыки на организм человека?

Исследования влияния музыки на организм человека проводились с древних времен, однако систематическая научная работа в этой области началась в XIX веке. Вплоть до сегодняшнего дня ученые продолжают исследовать вопрос воздействия музыки на органы чувств и психические процессы.

Какие особенности структуры мозга у музыкантов?

У музыкантов обнаружены особенности в структуре мозга, связанные с увеличением объема серого вещества в областях, отвечающих за слуховую информацию и моторику. Также у музыкантов наблюдается более эффективное взаимодействие между различными областями головного мозга.

Какая связь существует между музыкой и нейропсихологическими особенностями человека?

Музыка оказывает значительное влияние на нейропсихологические особенности человека. Она способна активировать различные области мозга, улучшать память, внимание и креативное мышление. При игре на инструменте или пении активизируются моторные области мозга, что способствует развитию координации движений и финомоторики. Также прослушивание музыки способствует релаксации и снятию стресса.

Какие исследования проводились по изучению структуры мозга у музыкантов?

Проводились исследования, которые показали, что у музыкантов, особенно тех, кто начал заниматься музыкой в раннем возрасте, наблюдаются структурные изменения в определенных областях мозга, связанные с восприятием и обработкой музыки. Например, у музыкантов увеличено объем серединного мозга и зрительной коры, что может быть связано с развитием музыкального слуха и визуального восприятия музыки.

Как занятие музыкой влияет на нейропсихологическое развитие детей?

Занятие музыкой имеет положительное влияние на нейропсихологическое развитие детей. Оно способствует развитию памяти, внимания, концентрации, а также улучшает моторные навыки и координацию движений. Дети, которые занимаются музыкой, часто проявляют большую творческую активность и имеют развитую музыкальность. Также занятия музыкой помогают детям развивать социальные навыки, такие как сотрудничество, слушание и уважение к другим.