Техника и приемы общения.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 3939 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 05.03.2012
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1. Техника и приемы общения
1.1. Сущность общения
1.2. Техника общения
1.3. Приемы общения
Глава 2. Формирующий эксперимент
2.1. Организация эксперимента: цели, задачи, гипотеза, ход проведения
2.2. Результаты эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Фрагмент для ознакомления

В целом именно улыбке специалисты среди всех экспрессивных средств уделяют наибольшее внимание. Существует почти 60 описаний улыбки (веселая, игривая, печальная, замечательная, кривая, грустная, победная т.д.).
Отдельную систему - праксодику и экстралингвистика - составляют невербальные средства, касающиеся голоса и его вокализаций, - интонация, громкость, темп, тембр, тональность, а также вкрапления в голос - смех, плач, покашливание, дикция и т.д.. Благодаря таким особенностям голос человека будто проникает в душу собеседника, передавая ему нужную мысль.
Большую нагрузку имеют паузы в речи. Это кажется парадоксом: человек молчит, а информация слушателям поступает.
Особой среди невербальных средств является проксемика или система организации пространства и времени общения. Автор Проксемика Э. Холл назвал ее "пространственной психологией" [12,с.10].
А вот как можно определить статус человека по той дистанцией, которую он сам определяет для себя:
если к чиновнику, который сидит за столом в кабинете, человек стучит в дверь и долго ждет приглашения "войдите", а за разрешением заходит и уже в дверях начинает что-то докладывать, то статус ее низкий;
если человек проходит половину пути к столу начальника и, не садясь в кресло,что- то докладывает, то статус ее средний;
если человек проходит к столу и садится в кресло (даже без приглашения), то статус ее высок.

Глава 2. Формирующий эксперимент

2.1. Организация эксперимента: цели, задачи, гипотеза, ход проведения

Выборка: молодежь в возрасте от 20 до 25 лет.
Количество испытуемых: 10 человек.
Цель эксперимента: проследить динамику изменения навыков общения у молодежи в результате участия в тренинге развития коммуникативных компетенций.
Задачи:
Провести первичную диагностику выборки и сделать выводы и интерпретацию полученных результатов.
Разработать и провести тренинг развития коммуникативных компетенций в группе испытуемых.
Провести вторичную диагностику выборки.
Проанализировать динамику коммуникативных компетенций и ее качество у испытуемых.
Гипотеза: в результате проведения специально разработанного тренинга развития коммуникативных компетенций у участников эксперимента повышается потребность в общении из-за улучшения качества общения.
Методика: «Потребность в общении».
Ход исследования:
Формирование выборки.
Организация и проведение первичной диагностики «Потребность в общении».
Обработка и интерпретация полученных результатов.
Разработка тренинговой программы в соответствии с поставленными целями и результатами первичной диагностики.
Организация и проведение тренинговой программы «Психологическая культура общения и эффективное межличностное взаимодействие».
Организация и проведение вторичной диагностики «Потребность в общении».
Обработка и интерпретация полученных результатов.
Проведение корреляционного анализа по критерию Стьюдента относительно значимости полученной динамики.
Определение выводов относительно нашей гипотезы.

2.2. Результаты эксперимента

1. В результате проведения первичной диагностики (текстовый материал, инструкции по проведению, ключ и интерпретация указаны в Приложении 1) мы получили, что из 10 испытуемых:
50% (пятеро) имеют низкую потребность в общении;
50% (пятеро) имеют среднюю потребность в общении.
Сводные данные указаны в таблице 1 Приложения 2.
Вывод: в группе испытуемых поровну распределились низкая и средняя потребность в общении.
2. В соответствии с полученными результатами мы разработали тренинговую программу «Психологическая культура общения и эффективное межличностное взаимодействие».
Программа тренинга указана в приложении 3.
3. Спустя 2 недели после проведения тренинговой программы мы проводим вторичную диагностику потребности в общении. Сводные данные результатов указаны в таблице 2 приложения 2:
50% (пятеро) имеют высокую потребность в общении;
40% (четверо) имеют среднюю потребность в общении:
10% (один) имеет низкую потребность в общении.
4. Для получения объективного результата нашего эксперимента воспользуемся критерием Стьюдента.
В результате мы получили:
Результат: tЭмп = 5.6
Критические значения:
tКр p≤0.05 p≤0.01 2,26 3,25
Полученное эмпирическое значение t (5.6) находится в зоне значимости.
Вывод: тренинг «Психологическая культура общения и эффективное межличностное взаимодействие» имеет значимое значения для достижения динамики относительно развития потребности в общении в сторону ее усиления.
В результате мы подтвердили нашу гипотезу относительно того, что в результате проведения специально разработанного тренинга развития коммуникативных компетенций у участников эксперимента повышается потребность в общении из-за улучшения качества общения.

Заключение

Общение – процесс сложный.
Мы умеем говорить слова и складывать их в предложения, однако разные люди поймут нас по-разному. И наоборот, услышав одну фразу я и мой друг можем воспринять ее с разным смыслом.
Это доказывает всю многогранность и сложность процесса общения.
В нашей работе мы рассмотрели аспекты техники общения, их роль, а именно значение уметь говорить и слушать. Поскольку качество техники общения обеспечивает качество всего коммуникативного и дальнейших отношений с собеседником.
Кроме осознаваемых факторов, влияющих на процесс коммуникации, существуют и не осознаваемые человеком. Это больше относится к невербальному языку. Нам сложно контролировать мышцы лица, движения глаз, положение спины, ног и рук… Однако мы можем сделать их более осознаваемыми и использовать в процессе общения.
Используя материал нашей работы, мы видим, что общению можно научиться. Это доказывает наш эксперимент: группа с осознаваемой потребностью общения на низком уровне после прохождения двухдневного тренинга значимо повысила уровень потребности в общении за счет улучшения качества данного процесса.
В процессе работы мы достигли поставленной цели – мы исследовали технику и приемы общения.
В процессе достижения поставленной цели, мы выполнили следующие задачи:
1. Исследовали сущность общения.
2. Исследовали технику общения, ее составляющие и компоненты.
3. Исследовали приемы общения.
4. Провели формирующий эксперимент относительно потребности в общении.
Так же мы подтвердили гипотезу относительно того, что в результате проведения специально разработанного тренинга развития коммуникативных компетенций у участников эксперимента повышается потребность в общении из-за улучшения качества общения.

Список литературы

Акимова М.К., Галстян О.А. Тренинг и развитие комуникативной компетентности педагога / Акимова М.К., Галстян О.А. // Высшее образование сегодня. – 2007. – 40 – 44 (№ 12).
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
Бодалев А.А. Психология общения. – НПО «МОДЭК» МПСИ, 2002 – 320 с.
Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. Тайны эффективного взаимодействия – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2010 – 416.
Гейбор Д. Управление человеком в конфликтных ситуациях / Дон Гейбор; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.:АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006. - 246, [6] с. - (Библиотека практической психологии).
Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношениях. – СПб.: Питер, 2010 – 576 с.
Курпатов А.В. 3 ошибки наших родителей. Конфликты и комплексы. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. – 256 с.
Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 240 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении – СПб.: Питер, 2009 – 320 с.
Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2004 – 208 с., илл.
Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативности. – СПб.: Речь, 2008 – 315 с.
Смирнова Е.А. Роль формирования коммуникативных умений в профессиональной подготовке будущих специалистов / Смирнова Е.А // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. – 2007 (вып.8.).
Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности студентов в системе высшего образования разного профиля / Смирнова Е.А. // Вестник Костромского государственного университета им. Некрасова: Серия гуманитарных наук «Педагогика, психология, социальная работа, акмеология, ювенология, социкинетика». – 2006. - 62-65 (вып 2.).
Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. – СПб.: Речь, 2006. – 240 с.
Фопель К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе. Сборник упражнений. Пер. с нем. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2007. – 160 с.
Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. – 4-е изд. – М.: Генезис, 2006. – 240 с.: ил.
Шевцова И.В. Тренинг тренеров: 9 дней личностного роста. – СПб.: Речь, 2008. – 128 с.

Приложение 1

Инструкция к тесту: ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы.

Тестовый материал методики «Потребность в общении»
Мне доставляет удовольствие участвовать в различного рода торжествах.
Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих товарищей.
Мне нравится высказывать кому-либо свое расположение.
Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы.
Я чувствую, что в отношении к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей.
Когда я узнаю об успехе моего товарища, у меня почему-то ухудшается настроение.
Чтобы быть удовлетворенным собой, я должен кому-то в чем-то помочь.
Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей по работе.
Мои друзья мне основательно надоели.
Когда я делаю плохую работу, присутствие людей меня раздражает.
Прижатый к стене, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мнению, не повредит моим друзьям и знакомым.
В трудной ситуации я больше думаю не столько о себе, сколько о близком человеке.
Неприятности у друзей вызывают у меня такое состояние, что я могу заболеть.
Мне приятно помогать другим, если даже это доставит мне значительные трудности.
Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, даже если он не прав.
Мне больше нравятся приключенческие рассказы, чем рассказы о любви.
Сцены насилия в кино внушают мне отвращение.
В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность больше, чем когда я нахожусь среди людей.
Я считаю, что основной радостью в жизни является общение.
Мне жалко брошенных собак и кошек.
Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но более мне близких.
Я люблю бывать среди людей.
Я долго переживаю ссоры с близкими.
У меня определенно больше близких людей, чем у многих других.
Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе.
Я больше доверяю собственной интуиции и воображению во мнении о людях, чем суждениям о них со стороны других людей.
Я придаю большее значение материальному благополучию и престижу, чем радости общения с приятными мне людьми.
Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей.
По отношению ко мне люди часто неблагодарны.
Я люблю рассказы о бескорыстной любви и дружбе.
Ради друга я могу пожертвовать всем.
В детстве я входил в компанию, которая держалась вместе.
Если бы я был журналистом, мне нравилось бы писать о силе дружбы.

Ключ к тесту
За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 1 балл.
Ответы «да» на вопросы: 1, 2, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 30, 31, 32, 33,
Ответы «нет» на вопросы: 3, 4, 5, 6, 9, 10, 15, 16, 25, 27, 29.

Интерпретация результатов:
Если результат от 0 до 23, то:
Низкая потребность в общении. Для таких лиц характерно:
- не стремится к поддержанию и восстановлению хороших отношений между людьми;
- нет сильных переживаний при разрыве хороших отношений с ними;
- не способен простить проступок ради восстановления хороших отношений;
- отсутствует стремление помогать другим;
- отсутствует способность отказаться от собственных удобств ради других;
- с ним нельзя поделиться переживаниями, и от этого станет легче;
- отсутствует склонность проявлять участие;
- нет стремления установить добрые отношения со многими людьми;
- нет стремления расширить сферу своего общения;
- не любит участвовать в совместных мероприятиях, целью которых является установление хорошего настроения и теплых взаимоотношений.
2. Если результат от 24 до 25 баллов, то:
Средняя потребность в общении. Для таких лиц характерно:
- неопределенность в стремлении к поддержанию и восстановлению хороших отношений между людьми;
- неопределенностям переживания при разрыве хороших отношений с ними;
- колебания, если приходится простить проступок ради восстановления хороших отношений;
- сомнение: помогать ли другим;
- не всегда способен отказаться от собственных удобств ради других;
- с ними не всегда можно поделиться переживаниями;
- с трудом устанавливает добрые отношения со многими людьми;
- не всегда стремится расширить сферу своего общения.
3. Если результат от 26 до 33, то:
Высокая потребность в общении. Для таких лиц характерно:
- стремление к поддержанию и восстановлению хороших отношений между людьми;
- сильные переживания при разрыве хороших отношений с ними;
- способность простить проступок ради восстановления хороших отношений;
- стремление помогать другим;
- способность отказаться от собственных удобств ради других;
- с ними можно поделиться переживаниями, и от этого станет легче;
- склонность проявлять участие;
- стремление установить добрые отношения со многими людьми;
- стремление расширить сферу своего общения;
- склонность к участию в совместных мероприятиях, целью которых является установление хорошего настроения и теплых взаимоотношений.

Приложение 2

Таблица 1
Сводные данные первичной диагностики «Потребность в общении»


испытуемого 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 баллы 23 20 24 19 25 21 24 24 25 10 уровень н с с н с н с с с н
Где:
Н – низкий уровень потребности в общении.
С – средний уровень потребности в общении.
Таблица 2
Сводные данные вторичной диагностики «Потребность в общении»


испытуемого 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 баллы 24 24 30 23 31 24 26 28 33 20 уровень с с в н в с в в в с
Где:
Н – низкий уровень потребности в общении.
С – средний уровень потребности в общении.
В – высокий уровень потребности в общении.


Приложение 3

Программа тренинга «Психологическая культура общения и эффективного межличностного взаимодействия»
Цель тренинга: повышение уровня психологической культуры общения,осознание своей потребности в общении, развитие имеющихся и приобретение новых навыков эффективной коммуникации.
Актуальность темы: каким бы видом деятельности не занимался человек, кокой бы бизнес не осуществляло, в каком бы коллективе не работала, на первом месте всегда стояло, стоит и будет стоять человеческое общение. Обладая основными приемами и техниками эффективного общения, человек достигает желаемого результата более легко, в короткие сроки, с наименьшими затратами.
Целевая аудитория: молодежь.
Продолжительность тренинга: 16 часов (2 дня).
Структура тренинга:
1. Вступительная часть:
Знакомство; информирование о теме, цели, задачи, содержание и конечный результат тренинга; объявления регламента и правил работы, определение уровня осведомленности и ожидания участников.
2. Основная часть:
Психологическая культура общения - определение.
Психологическая культура общения - врожденное умение или приобретенное?
Факторы, влияющие на то, является ли общение приятным или неприятным.
Коммуникативная компетентность.
Эмоциональный интеллект как составляющая коммуникативной компетентности.
Вербальные и невербальные составляющие общения.
Дистанция во время общения.
Жесты и их переводы.
Слушать и слышать. Техники активного слушания.
Регуляция эмоционального напряжения в отношениях.
Умение сказать НЕТ.
Техника «Я-утверждение».
Конструктивный подход к разрешению конфликтов.
3. Заключительная часть:
Подведение итогов тренинга, оценка достижения целей тренинга, ответы на вопросы, анкетирование.
Методы проведения: мини-лекция, фасилитация, тестирование, презентация, обсуждение в большом кругу, работа в составе всей группы, «мозговой штурм», индивидуальная работа, работа с задачами в методических материалах, анкетирование, работа в малых группах, самодиагностика, домашние задания, ролевые игры
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня знаний о психологической культуре общения и эффективного межличностного взаимодействия.
Осознание собственной ответственности за результаты и последствия межличностной коммуникации.
Самодиагностика уровня коммуникативной компетентности.
Тестирование эмоционального интеллекта.
Развитие навыков эффективной коммуникации.
Расширение собственного поведенческого репертуара.












39

Список литературы

1.Акимова М.К., Галстян О.А. Тренинг и развитие комуникативной компетентности педагога / Акимова М.К., Галстян О.А. // Высшее образование сегодня. – 2007. – 40 – 44 (№ 12).
2.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
3.Бодалев А.А. Психология общения. – НПО «МОДЭК» МПСИ, 2002 – 320 с.
4.Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. Тайны эффективного взаимодействия – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2010 – 416.
5.Гейбор Д. Управление человеком в конфликтных ситуациях / Дон Гейбор; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.:АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006. - 246, [6] с. - (Библиотека практической психологии).
6.Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношениях. – СПб.: Питер, 2010 – 576 с.
7.Курпатов А.В. 3 ошибки наших родителей. Конфликты и комплексы. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. – 256 с.
8.Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 240 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
9.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении – СПб.: Питер, 2009 – 320 с.
10.Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2004 – 208 с., илл.
11.Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативности. – СПб.: Речь, 2008 – 315 с.
12.Смирнова Е.А. Роль формирования коммуникативных умений в профессиональной подготовке будущих специалистов / Смирнова Е.А // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. – 2007 (вып.8.).
13.Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности студентов в системе высшего образования разного профиля / Смирнова Е.А. // Вестник Костромского государственного университета им. Некрасова: Серия гуманитарных наук «Педагогика, психология, социальная работа, акмеология, ювенология, социкинетика». – 2006. - 62-65 (вып 2.).
14.Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. – СПб.: Речь, 2006. – 240 с.
15.Фопель К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе. Сборник упражнений. Пер. с нем. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2007. – 160 с.
16.Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. – 4-е изд. – М.: Генезис, 2006. – 240 с.: ил.
17.Шевцова И.В. Тренинг тренеров: 9 дней личностного роста. – СПб.: Речь, 2008. – 128 с.

Вопрос-ответ:

Какая роль улыбки в общении?

Улыбка играет важную роль в общении. Она помогает снять напряжение, создает доверие и положительное настроение. Специалисты уделяют ей особое внимание, так как считают ее одним из самых выразительных средств общения.

Сколько описаний улыбки существует?

Существует почти 60 описаний улыбки. Мы можем видеть улыбку веселую, игривую, печальную, замечательную, кривую и многие другие. Каждая из них передает определенные эмоции и настроения.

Какой эффект оказывает улыбка на окружающих?

Улыбка оказывает положительный эффект на окружающих. Она делает нас более привлекательными и приветливыми, вызывает доверие и симпатию. Улыбка может помочь нам лучше установить контакт с другими людьми и создать хорошую атмосферу в общении.

Как проводится формирующий эксперимент?

Формирующий эксперимент проводится с целью проверки гипотезы. Для этого необходимо определить цели и задачи эксперимента, собрать необходимые данные и провести исследование. В ходе эксперимента сравниваются результаты и делаются выводы.

Зачем нужен организационный эксперимент?

Организационный эксперимент нужен для проверки гипотезы и получения конкретных результатов. В ходе эксперимента устанавливаются цели, задачи и гипотеза, а также определяются методы и ход проведения исследования. Результаты эксперимента анализируются и помогают сделать выводы.

Какие техники общения существуют?

Существуют различные техники общения, такие как активное слушание, невербальное общение, установление контакта и другие.

Чему учатся люди при изучении техники общения?

При изучении техники общения люди учатся устанавливать эффективный контакт с собеседниками, активно слушать и понимать их, использовать невербальные сигналы, добиваться взаимопонимания и достижения целей в общении.

Какие приемы общения могут быть использованы?

Существует множество приемов общения, таких как использование открытых вопросов, активное слушание, эмпатия, умение находить общие интересы и другие.