Сравнения, относящиеся к человеку, в русских народных сказках

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Лексикология
  • 1616 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 29.05.2014
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования 5
1.1 Понятие сравнения в стилистике 5
1.2 Структура сравнений 7
Глава 2. Использование сравнений в русских народных сказках 10
2.1 Сравнения, относящиеся к человеку, в русских народных сказках 10
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Приложение А……………………………………………………………………
Фрагмент для ознакомления

Вот они сели на своих богатырских коней, припустили их на войско вражее, полетели, как ясные соколы на стадо голубей...(Фома Беренников).
Для понимания поэтики народных сказок существенную роль играет и другой аспект изучения сравнений, а именно совокупность явлений и предметов окружающего мира, выступающих в качестве образов сравнения. Образы сравнения в зависимости от их источника в природе и человеческой жизни также объединяются в несколько групп:
1. Образы, заимствованные из животного мира, например:
Мужчины в сказках сравниваются с соколами:
Иван Царевич взъехал на гору, словно сокол взлетел, и увидел там –дворец стоит (Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде).
Так, стремительность полета сокола характеризует скорость движения положительных сказочных героев-мужчин.
Испуганного же героя сравнивают с птенчиком:
Митя стоял, как испуганный птенчик. и только в ту сторону смотрел, куда она полетела (Баба-яга и жихарь).
Беспомощных людей сравнивают с цыплятами:
А в избушке жила баба-яга: никого она к себе не подпускала и ела людей, как цыплят (Василиса Прекрасная).
2. Вторая группа образов объединяет явления природы и происходящие в ней процессы.
Шум речного порога образует сравнение, характеризующее храп девицы-богатырки:
...девица Синеглазка спит, как сильный речной порог шумит (Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде).
Темная туча как мрачное и грозное явление природы - образ сравнения, создающий атмосферу страха при появлении отрицательных героев или характеризующий настроение героев перед боем:
Жеребь показывает вперед Еруслану Лазаревичу бить. Разъехались как две тучи грозные (Балдак Борисьевич).
Вдруг прилетает Ворон Воронович: был он светел, как ясный день, а увидал Ивана-царевича - и сделался мрачней темной тучи (Три царства – медное, серебряное и золотое).
3. Третья группа образов выделяется по принадлежности к хозяйственно-бытовой сфере крестьянской жизни.
В сравнениях этой группы обычно используется идеализирующая гиперболизация при изображении величины (размеров, формы частей тела) положительных и отрицательных героев:
На берегу высыпало народу, что гороху, премногое множество (Мудрые ответы).
Никого она к себе не подпускала и ела людей, как цыплят (Василиса Прекрасная).
В соответствии со своим чудесным происхождением герои-богатыри обладают и невиданной силой. Богатырская сила героев характеризуется с помощью выразительного сравнительного оборота словно перо гусиное:
Никто палки за один край приподнять не может, а Иван-царевич, да Иван кухаркин сын, да Иван Быкович между пальцами её повёртывают, словно перо гусиное (Иван Быкович).
Как показало исследование, русские сказки содержат весьма ограниченное количество сравнений, причем почти все они, в соответствии с комплексом критериев их выделения, являются формулами.

Заключение
Рассмотрев теоретические предпосылки исследования сравнения в стилистике, и проанализировав сравнения, относящиеся к человеку, на примере русских народных сказок, можем сделать следующие выводы:
1. Сравнение – один из способов косвенной характеристики явления; сравнение предполагает уподобление одного предмета другому, в результате чего выявляется и усиливается некоторый общий признак.
2. В структуре сравнения принято различать:
объект сравнения, под которым понимают изображаемые, сравниваемые факт или явление действительности;
образ сравнения – привлекаемые для объяснения или в качестве изобразительного средства другие факты и явления;
признак сходства, который служит основанием для уподобления, сравнения одного предмета или явления с другим.
3. Для анализа был рассмотрен сборник «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева в трех томах. Из данных сказок методом сплошной выборки были отобраны 36 сравнений, относящихся к человеку.
В русских народных сказках сравнения, относящиеся к человеку, выражены чаще всего простыми сравнениями, водятся с помощью союзов или без союзов.
Что же касается тематических групп, то чаще всего сравнения, встречаемые в русских народных сказках, характеризуют либо: 1. внешность людей – героев сказки, или 2. дают образную характеристику различным действиям и поступкам героев. Часть сравнений этой группы отображает эффективность или результат действий персонажа.
Образы сравнения в зависимости от их источника в природе и человеческой жизни также объединяются в две группы: 1. Образы, заимствованные из животного мира и 2. Образы, объединяющие явления природы и происходящие в ней процессы.
Список использованной литературы
Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: В 3-х т. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ru-skazki.ru/afanasyev-russian-folk-tales-1957.html (дата обращения 21.04.2014)
Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – Л., 1940. – 648 с.
Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис-Пресс, 2010. – С. 107-108.
Егорова О.А. Традиционные формулы как явления народной культуры (на материале русской и английской фольклорной сказки): дисс. на соиск. степени к-та культурологи. – М., 2002. – 259 с.
Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. Электронный ресурс. Режим доступа: http://literary_terms.academic.ru/593/%D0%A1%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 (дата обращения 21.04.2014)
Петрухина М.В. Кластер "человек телесный" в лексиконе русской волшебной сказки: автореф. дисс. на соиск. степени к-та филолог. наук. – Курск, 2006. – 20 с.
Стилистика русского языка: учебник / М.Н. Кожина, Л.P. Дускаева, В.А. Салимовский. — М.: Флинта: Наука, 2008. – 464 с.
Учебный словарь стилистических терминов. Часть 1. Электронный ресурс. Режим доступа: http://sigieja.narod.ru/stilslovar1.htm#_%D0%A1%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 (дата обращения 21.04.2014)
Щурик Н.В. Опыт лингвосемиотического анализа народной волшебной сказки :на материале британских и русских народных волшебных сказок: автореф. дисс. на соиск. степени к-та филолог. наук. – Иркутск, 2007. – 23 с.
Электронный ресурс. Режим доступа: http://стройков.рф/stylistic_terms.html (дата обращения 21.04.2014)











2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: В 3-х т. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ru-skazki.ru/afanasyev-russian-folk-tales-1957.html (дата обращения 21.04.2014)
2. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – Л., 1940. – 648 с.
3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис-Пресс, 2010. – С. 107-108.
4. Егорова О.А. Традиционные формулы как явления народной культуры (на материале русской и английской фольклорной сказки): дисс. на соиск. степени к-та культурологи. – М., 2002. – 259 с.
5. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. Электронный ресурс. Режим доступа: http://literary_terms.academic.ru/593/%D0%A1%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 (дата обращения 21.04.2014)
6. Петрухина М.В. Кластер "человек телесный" в лексиконе русской волшебной сказки: автореф. дисс. на соиск. степени к-та филолог. наук. – Курск, 2006. – 20 с.
7. Стилистика русского языка: учебник / М.Н. Кожина, Л.P. Дускаева, В.А. Салимовский. — М.: Флинта: Наука, 2008. – 464 с.
8. Учебный словарь стилистических терминов. Часть 1. Электронный ресурс. Режим доступа: http://sigieja.narod.ru/stilslovar1.htm#_%D0%A1%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 (дата обращения 21.04.2014)
9. Щурик Н.В. Опыт лингвосемиотического анализа народной волшебной сказки :на материале британских и русских народных волшебных сказок: автореф. дисс. на соиск. степени к-та филолог. наук. – Иркутск, 2007. – 23 с.
10. Электронный ресурс. Режим доступа: http://стройков.рф/stylistic_terms.html (дата обращения 21.04.2014)

Вопрос-ответ:

Что такое сравнение в стилистике?

Сравнение в стилистике - это речевая фигура, которая заключается в сопоставлении двух объектов с целью усиления выразительности, яркости и эмоциональности высказывания.

Какова структура сравнений?

Сравнение состоит из сравниваемого объекта (того, к чему предмет сравнения относится) и объекта сравнения (того, с чем предмет сравнивается).

Какие сравнения используются в русских народных сказках?

В русских народных сказках часто используются сравнения, относящиеся к человеку. Например, "он был сильный, как великий богатырь", "она была красива, как весенняя росса".

Можете привести пример сравнения из русской народной сказки?

Конечно! Вот пример сравнения из русской народной сказки: "Вот они сели на своих богатырских коней, припустили их на войско вражее, полетели как ясные соколы на стадо голубей".

Какие предметы употребляются в сравнении относящемся к человеку?

В сравнениях, относящихся к человеку, могут использоваться различные предметы, такие как животные (волк, лев), природные явления (солнце, луна), герои из сказок (богатыри, волшебники) и другие.

Что такое сравнение в стилистике?

Сравнение в стилистике - это синтаксическая конструкция, которая устанавливает сходство между двумя объектами или явлениями. В русских народных сказках сравнения часто используются для описания человека.

Какова структура сравнений в русских народных сказках?

Структура сравнений в русских народных сказках может быть различной, но обычно она включает сравниваемый объект, сравнительное слово или выражение, и объект, с которым происходит сравнение. Например, "он силен, как бык" - в этом примере "он" и "бык" являются сравниваемыми объектами, а "сильный" и "как" - сравнительными элементами.

Какие сравнения используются в русских народных сказках?

В русских народных сказках часто используются сравнения, относящиеся к человеку. Например, "силен, как бык", "ловок, как лиса", "красива, как царевна". Такие сравнения помогают создать яркое образное представление о персонажах сказки.

Как описываются герои русских народных сказок?

Герои русских народных сказок описываются с помощью различных сравнений. Например, они могут быть сильными, как быки, ловкими, как лисы, красивыми, как царевны. Такие сравнения помогают усилить характеристики персонажей и создать яркое впечатление о них.

Какую роль сравнения играют в русских народных сказках?

Сравнения в русских народных сказках служат для более яркого и образного описания героев. Они помогают передать их характерные черты, сделать их более запоминающимися для читателя. Кроме того, сравнения вносят разнообразие в текст и делают его более живым.

Какое значение имеют сравнения в русских народных сказках?

Сравнения в русских народных сказках служат для создания яркой и красочной образности, помогают передать особенности и характеристики героев и событий.

Какая структура присуща сравнениям в русских народных сказках?

Сравнения в русских народных сказках обычно имеют следующую структуру: первая часть сравнения - это конкретное описание, а вторая часть - сравнительная характеристика, которая придает особый образ сравниваемому объекту.