Коррекция школьной дезадаптации методом арт-терапии.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 9191 страница
  • 73 + 73 источника
  • Добавлена 05.08.2011
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение…………………………………………………………….3
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика школьной дезадаптации
.1.Феномен школьной дезадаптации …………………………6
.2.Особенности дезадаптивного поведения у подростков …12
.3.Формы и методы коррекции
дезадаптивного поведения …………………………………….21
.4.Метод арт-терапии ……………………………………….. 31
Глава 2. Экспериментальное исследование дезадаптивного поведения подростков
.1.Комплексная диагностика старшеклассников …………. 40
.2.Разработка коррекционной программы ………………….48
.3.Проверка эффективности разработанной коррекционной программы …………………………………………………………………..67
Заключение ………………………………………………………….82
Список использованной литературы……………………………….86
Приложения………………………………………………………….92


Фрагмент для ознакомления
Список использованной литературы

1.Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.:ТЦ Сфера, 2008.- 665с.
2.Алексеева М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М.: АПК и ПРО, 2003. – 88 с.
3.Аметова Л. А. Формирование арттерапевтической культуры младших школьников «Сам себе арттерапевт». М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003а. – 36 с.
4.Андреева Т. В. Социальная психология семейных отношений. СПб.: Питер, 2006.- 426с.
5.Арбузова В. Н. Клинико-психологические особенности школьной дезадаптации у старшеклассников / В. Н. Арбузова Т. Ю. Проскурина, А. В. Кукурудза // Охрана здоровья детей и подростков / МЗ УССР. – К. : Здоров'я, 1992. – С. 110–112.
6.Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика. Проблемы психологической адаптации. – М.: Просвещение, 1996.-128с.
7.Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии [Текст] / М. Бетенски; Пер. с англ.М. Злотник. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 256 с.
8.Боронска Т. Оборотень и ринг. Изучение бессознательных процессов с помощью метафор//Практикум по арт-терапии (под ред. А. И. Копытина). СПб.: Питер, 2000.
9.Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О. А. Возрастно- психологический подход в консультировании детей и подростков. М.: Просвещение, 2002.- 409 с.
10.Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.
11.Варламова А. Я. Школьная адаптация / Варламова А. Я. – Волгоград : Издательство Волгоградского университета, 2005. – 204 с.
12.Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед.институтов/ В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2002.
13.Волков Б.С. Психология подростка: Учебное пособие. М.: Гаудеамус: Акад. Прект, 2005. 205 с.
14.Вострокнутов Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации / Н. В. Вострокнутов // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. – М. : [б. и.], 1995. – С. 8–11.
15.Гамезо М. В., Герасимова В. С, Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М.: Изд. Дом «Ноосфера», 2005.-358с.
16.Гарганеев С.В., Балашов П.П. Механизмы школьной дезадаптации подростков и пути её преодоления // Вестник Московского Университета, 2003, №1 (27).
17.Гозлозман Ж.М., Потанина А.Ю. Нарушения общения и школьная дезадпатация //Вестник Московского университете Серия 14 Психология. 2001. №3.
18.Дженнингс С. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии [Текст] /С. Дженнингс, А. Минде; Пер. с англ.И. Динерштейн. - М.: Эксмо, 2003. - 384 с.
19.Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». / Под ред. А.И.Копытина. – СПб.: Речь, 2002. – 144 с.
20.Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О.Ю. Ермолаев. - М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2002.
21.Заваденко Н. Н. Школьная дезадаптация / Н. Н. Заваденко, Н. К. Петрухин, А. С. Мангелис и др. // Вопросы психологии. – 1999. – № 4. – С. 21–28.
22.Заваденко Н. Н., Петрухин А. С., Манелис Н. Г., Успенская Т. Ю., Суворинова Н. Ю., Борисова Т. Х. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование, Вопросы психологии 1999. №5.-С.16-26.
23.Задвицкая Д.М. Тренинг первичных коммуникативных навыков для детей и подростков с трудностями в общении и нарушениями эмоциональной сферы. -М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1999.-С. 146-182.
24.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2001.- 388 с.
25.Кон И.С. Психология ранней юности. -М.: Просвещение, 1989.-255с.
26.Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. -336 с.
27.Копытин А. И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб.: Академия Постдипломного педагогического образования, 2005.-142с.
28.Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999.-226с.
29.Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.
30.Копытин А.И. Техники портретной фотографии в психологической работе с детьми и молодежью// Школьный психолог , 2010. - № 4 (февраль). - С. 11-13.
31.Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2005.-824с.
32.Крыжановская Л. М. Психология развития. М.: Владос,2002.-365с.
33.Кузьмина Е. Р. Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей. М.: Когелет. 2001. – 48 с.
34.Куницына В. Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения: актуальные проблемы психологической теории и практики. СПб.: Речь, 2004.- 134с.
35.Лебедева Л. Д. Арт-терапия в педагогике // Педагогика. – 2000. -- №9. – с. 27-34.
36.Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003.
37.Левина И.Л. Распространённость, типология, клиническая динамика и профилактика школьной дезадаптации. Автореф. дисс….д.м.н.- Томск, 2003.- 41с.
38.МакНифф Ш. Целостное восприятие арт-терапии //Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. Том 8, №1, С.10-23, 2005.
39.Максимова Н. Ю. Воспитательная работа с социально-дезадаптированными школьниками : метод. рекомен. / Максимова Н. Ю. – К. : ІЗМН, 1997. – 136 с.
40.Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001. -219 с.
41.Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 246 с.
42.Наш проблемный подросток: Учебное пособие.- СПб: Союз, 1998.-144 с.
43.Никольская И. М. Арттерапия – терапия изобразительным искусством // СПб.: Питер, 2005. С. 993-999.
44.Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М.: Педагогическое общество России, 2000.-448 с.
45.Овчарова Р.В. Практическая психология образования.- М.: Академия, 2003.-448 с.
46. Оклендер В. Окна в мир ребенка. – М., 2007.
47.Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. Акад. пед. и соц. наук. – М.: МПСИ; Воронеж, 2000.
48.Осипук Э. Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета «Школьный психолог», №4, 2007, С. 18-19.
49. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. /Под ред. М.Р. Битяновой. СПб.: Питер, 2006. 302 с.
50.Прихожан A.M. Проблема подросткового кризиса.//Психол. наука и образование.- 1997, №1.-С.82-87.
51.Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990.-80 с.
52.Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во ЭКСМО Пресс, 2001. 640 с.
53. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Academa, 1998.
54.Психологический тренинг с подростками/ Л.Ф. Анн. -СПб.: Питер, 2003.-272 с.
55. Психология подростка. Полное руководство. / Под ред. члена корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб, 2003.
56.Психология человека от рождения до смерти/ Реан А.А.-СПб: Еврознак,2002.-656 с.
57.Рабочая книга практического психолога/ Бодалева А.А.-М.: Издательство института психотерапии,2001.-620с.
58.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: БАХРАХ-М, 2002. – С. 77 – 78.
59.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. -СПб, 2000.-С.430.
60.Раттер М. Помощь трудным детям: Пер с англ. М.: Апрель Пресс: Эксмо-Пресс, 1999.-431с.
61. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. М.: Мир, 1993.-318 с.
62.Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека- СПб.: Речь, 2006.-246с.
63.Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. Основы поведенческой психотерапии. Ростов н/Д.: СПб.: Речь, 2005.-174 с.
64.Уэлсби К. Часть целого: арт-терапия в школе//Арт-терапия. Хрестоматия (под ред. А. И. Копытина А. И.). СПб.: Питер, 2001.
65.Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности: избр. психол. тр. М.: Ин-т практ. Психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996.- 512 с.
66.Шалимов В.Ф., Новикова Г.Р., Ополинский Э.С. Пограничные психические расстройства у детей и школьная дезадаптация //Российский психиатрический журнал, 2001, №4.- с.26- 30.
67.Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005.-349с.
68.Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков: Диагностика и коррекция. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
69.Шевелёва Е. В. Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в психокоррекционной работе психолога// Школьный психолог. №4, 2007.-С.29-35.
70.Школьная дезадаптация: Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. - Материалы Всероссийской научно-практической конференции 25-27 октября 1995 г.- Москва, 1995.
71.Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни // Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Речь, 1999.
72. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. - М.: МПСИ, Воронеж НПО "Модэкс", 2001.
73.Юнг К.Г. О символизме мандалы (Относительно символизма мандалы). // О природе психе. / М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2002. – С. 95-182.

Вопрос-ответ:

Каковы особенности дезадаптивного поведения у подростков?

У подростков, испытывающих школьную дезадаптацию, наблюдаются несколько особенностей в их поведении. Во-первых, это может проявляться в виде значительного ухудшения академических результатов, затруднений в выполнении школьных заданий и отставании в учебе. Во-вторых, подростки могут стать изолированными от сверстников, испытывать затруднения в установлении и поддержании социальных связей. В-третьих, дезадаптивное поведение может проявляться в форме агрессивности, тревожности, депрессии и других эмоциональных проблем.

Какие формы и методы коррекции дезадаптивного поведения существуют?

Существует несколько форм и методов коррекции дезадаптивного поведения. В зависимости от конкретной ситуации и особенностей подростка, могут применяться индивидуальные консультации с психологом или педагогом, групповая работа, тренинги, игровая терапия или арт терапия. Также могут использоваться различные педагогические методики и подходы, например, применение похвалы, установление четких правил и ожиданий, адаптация учебного материала и другие методы, направленные на оказание индивидуальной помощи и поддержки подростку в образовательной среде.

Что такое метод арт терапии?

Метод арт терапии – это форма психотерапии, основанная на использовании художественной деятельности для выражения и разрешения эмоциональных и психологических проблем. В рамках арт терапии, подростки могут работать с различными художественными материалами, такими как краски, глина, карандаши и другие. Это помогает им визуализировать свои эмоции и переживания, а также находить новые способы их выражения. Арт терапия также может способствовать развитию самоанализа, саморефлексии и самоутверждения.

Что такое коррекция школьной дезадаптации?

Коррекция школьной дезадаптации - это процесс преодоления проблем, связанных с неприспособленностью школьника к учебной и социальной среде школы. В данной статье рассматривается метод арт терапии в качестве одного из способов коррекции дезадаптивного поведения.

Какими особенностями характеризуется дезадаптивное поведение у подростков?

Дезадаптивное поведение у подростков может выражаться в разных формах, таких как агрессия, отсутствие мотивации к учебе, низкая самооценка, социальная изоляция и другие. Эти особенности могут привести к проблемам в школьной жизни и негативно сказаться на развитии подростка.

Какие формы и методы коррекции дезадаптивного поведения существуют?

Формы и методы коррекции дезадаптивного поведения могут быть разнообразными, включая психотерапию, педагогическую поддержку, семейное консультирование и другие. В данной статье рассматривается метод арт терапии как один из эффективных способов коррекции дезадаптивного поведения.

Что такое арт терапия?

Арт терапия - это метод психотерапии, основанный на использовании художественных материалов и творческого процесса для самовыражения и самопознания. Она может помочь подросткам выразить свои эмоции, осознать свои внутренние конфликты и научиться лучше справляться с проблемами.

Как проводится комплексная диагностика старшеклассников для изучения дезадаптивного поведения?

Комплексная диагностика старшеклассников включает разные методы изучения их дезадаптивного поведения, такие как анкетирование, наблюдение, интервью, анализ учебной документации и другие. Это позволяет получить всестороннюю информацию о проблемах, которые могут влиять на школьную адаптацию подростков.

Какая цель ставится перед методом арт терапии в коррекции школьной дезадаптации?

Целью метода арт терапии в коррекции школьной дезадаптации является помощь подросткам в справлении с эмоциональными и социальными проблемами, путем использования художественных и творческих методов.

Какие основные формы и методы коррекции дезадаптивного поведения существуют?

Основными формами и методами коррекции дезадаптивного поведения являются психотерапия, когнитивно-поведенческая терапия, социально-педагогическая коррекция и арт терапия.

Как проводится комплексная диагностика старшеклассников при исследовании дезадаптивного поведения?

Комплексная диагностика старшеклассников при исследовании дезадаптивного поведения включает психологическое тестирование, анкетирование, беседы с педагогами и родителями, анализ школьных успехов и проблем взаимоотношений со сверстниками.