Межбюджетные трансферты как инструмент финансового регулирования

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственные и муниципальные финансы
  • 2525 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 11.06.2014
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Межбюджетные отношения 5
1.1. Формы и функции межбюджетных трансфертов в РФ 5
1.2. Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации 9
2. Анализ межбюджетных трансфертов в 2011-2013 гг………………………13
2.1. Взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами других уровней бюджетной системы……………………………………………………………..13
2.2. Взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами государственных внебюджетных фондов 18
2.3. Проблемы и перспективы развития межбюджетных трансфертов в РФ 21
Заключение 24
Список использованных источников и литературы: 25
Фрагмент для ознакомления

Бюджеты ФСС и ФОМС в 2011 - 2013 гг. прогнозировались без дефицита, покрываемого за счет средств федерального бюджета. Федеральные бюджетные ассигнования бюджету ФСС поступали, в основном, на обеспечение выплат нестрахового характера.Снижение федеральных расходов на систему здравоохранения в 2014 году возможно нарушить данный прогноз на ближайшую перспективу. Федеральные бюджетные расходы на межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов в 2009 – 2013 году приведены в таблице 2.Таблица 2 –Федеральные бюджетные расходы на межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов20092010201120122013отчетзаконсводная бюджетн. росписьПроектный вариантПроектный вариантПроектный вариантМежбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов (млрд. рублей)2113,32755,22571,32432,92659,22899,8Изменение к предыдущему годумлрд. рублей533,3642458,2-322,4226,4240,7в %33,830,521,8-11,89,49,2Изменение к сводной бюджетной росписи:млрд. рублей-138,7в %-5,5Доля в ВВП, %5,56,25,84,94,94,8Доля в общих расходах федерального бюджета, %222825,222,923,823,9Анализ данных таблицы 2 показывает, что в 2012 - 2013 годах тенденция увеличения федеральных бюджетных расходов на межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов, сохранилась. К 2013 году эти трансферты увеличились на 37,2 % по сравнению с 2009 годом, их доля составилаоколо четверти общих федеральных бюджетных расходов.Доля межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам государственных внебюджетных фондов, в ВВП 2013 года составила около 5%, что на 0,7 процентного пункта меньше, чем в 2009 году и на 1 процентный пункт меньше, чем в 2010 году.2.3. Проблемы и перспективы развития межбюджетных трансфертов в РФДействующее законодательство и правоприменительнаяпрактикавыявляют следующие проблемы реализации механизма межбюджетного распределения доходов:1. Перераспределение налоговых доходов между объектами бюджетной системы. В связи с федеральным законодательством, предусмотренными налоговыми льготами и изъятиями бюджеты субъектов Российской Федерации недополучаютфинансовые средства, необходимые для финансового обеспечения расходных обязательств на соответствующих территориях. Указанный механизм имеет следующие существенные недостатки,несмотря на то, что расщепление налоговых поступлений позволяет сократить дотационность нижестоящих бюджетов: отсутствие на местном уровне взаимосвязи между объемом предоставляемых услуг и налоговой нагрузкой, заинтересованности органов власти субъектов и местного самоуправления в развитии налоговой базы и формировании инвестиционного и предпринимательского климата; ограничение возможностей для проведения долгосрочной экономической и бюджетной политики.2. Межбюджетное распределение дотаций, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов.Сложившийся порядок предоставления межбюджетных трансфертов основан на сформированном в начале 20 в. механизме предоставления финансовой помощи. На современном этапе развития финансового законодательства механизм регулирования межбюджетных трансфертов имеет следующие особенности:особые условия предоставления, касающиеся особенностей организации бюджетного процесса на территориях публично-правовых образований - получателей трансфертов. Предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется с использованием сформированных в соответствии с бюджетным законодательством бюджетных фондов. особый порядок осуществления операций с трансфертными средствами.Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.12.2010 N 1171 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов" предоставление из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, осуществляется с учетом следующих положений:а) перечисление межбюджетных трансфертов осуществляется на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации;б) операции по кассовым расходам бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, учитываются на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства;в) перечисление межбюджетных трансфертов осуществляется в соответствии с заявками по форме и в сроки, установленные главным распорядителем средств федерального бюджета, если иное не предусмотрено соответствующими нормативными правовыми актами. 3. Особая процедура применения мер принуждения за нарушение условий использования указанных бюджетных средств.4. Особый порядок расчета объема межбюджетных трансфертов.Следует отметить, что закрепленный действующим законодательством порядок формирования доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований посредством предоставления межбюджетных трансфертов позволяет усомниться в эффективности механизма перераспределения бюджетных доходов в форме финансовой помощи. Зависимость от имеющих целевой характер межбюджетных трансфертов из федерального центра тормозит рост экономической самостоятельности субъектов Российской Федерации. В настоящий момент происходит изменение механизмов формирования и использования доходов бюджетов в целях стимулирования финансовой самостоятельности регионов, что имеет существенное значение в рамках реализации бюджетной реформы на территории Российской Федерации. Например, одним из существенных стимулов для увеличения собственных доходов муниципалитетов является возможность замены дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации. Кроме того, положительным представляется опыт регионов в части закрепления механизмов, стимулирующих экономическую активность муниципалитетов. Однако зависимость объема предоставляемых межбюджетных трансфертов от объема налогов, уплачиваемых хозяйствующими субъектами на соответствующей территории, позволяет выделить проблему выбора из набора инструментов финансовой помощи, направленной на стимулирование публично-правовых образований. Основным инструментом, альтернативным предусмотренным БК РФ механизмам финансирования, выступает предоставление налоговых льгот и освобождений. ЗаключениеВ современной экономике первостепенное значение отводится определённой экономической свободе регионов. Проблема распределения функций, зачастую является причиной возникновения несоответствия между доходами определенного уровня государственного управления и обязанностями по его расходам. Подобные несоответствия определяют способ организации финансовых отношений между уровнями государственного управления. Главным образом это сказывается на объемах межбюджетных государственных трансфертов. Организация финансовых потоков между бюджетами субъектов РФ имеет свои особенности и специфику. Иногда один из уровней подобных потоков организован таким образом, что оказывает непосредственное влияние на другие, либо контролирует их с помощью финансов. Анализ поступления дотаций, субсидий и субвенций, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время объем финансовых потоков дотаций в бюджетах регионовувеличивается, а субвенций и субсидий- сокращается. Это обусловлено завершением целевых федеральных программ. Наряду с этим прекратилось софинансирование таких расходов, как родительская плата за детский сад, отменены субсидии на оплату коммунальных услуг. Расходы по этим статьям полностью легли на региональный бюджет.В целом можно сказать, что система горизонтального бюджетного выравнивания является крайне неэффективной. На сегодняшний день оптимальная методика расчета межбюджетных трансфертов не выработана. Первоначальный смысл дотаций, заключающийся в сглаживании неравномерной бюджетной обеспеченности регионов, теряется. Существующая организационная политика межбюджетных трансфертов на сегодняшний день не является стимулом для регионов к самостоятельному заработку средств, хотя большинствосубъектов РФ имеют значительный потенциал по наращиванию доходной бюджетной базы.Список использованных источников и литературы:Бюджетный кодекс РФ (в редакции 03.11.2013);Асанова А. Б. Межбюджетные трансферты и необходимость совершенствования государственного финансового контроля за их использованием.// ЮНИТИ – ДАНА, 2012.Балтина А.М. Межбюджетные отношения в регионе: организация и формы регулирования, Оренбург, ОГУ, 2013.Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Поляка Г.Б. – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2011. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебник для ВУЗов. - М.: ИНФРА-М, 2011. Дорждеев А. В. Межбюджетные отношения в РФ: обеспечение единства интересов центра и регионов.// Журнал «Регионы: управление и развитие» №4, 2014.Дробозина Л.А. Финансы. - Учебник для вузов. Юнити-ДАНА, 2013. Игудин А.Г. Межбюджетные отношения и реформа местного самоуправления. // Финансы. – 2014. - № 7. Завьялов Д.Ю. Методология распределения финансовой помощи на региональном уровне. // Финансы. № 10, 2013. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы, ИНФРА-М, 2012. Никулина Е.В.Совершенствование формирования доходов региональных бюджетов. // Менеджмент в России и за рубежом, 2014 №7. Российская экономика в 2015 г. Тенденции и перспективы – М.: ИЭПП, 2013.Степанов Л.Г. Государственное регулирование региональной экономической политики. «Представительная власть» №6, 2014.Шилов М.А. Искусственнаядотационность регионов как залог единства России. Журнал «Капитал страны» № 12, 2013.Илларионов А. Г. «Эффективность бюджетной политики в России в 2011-2013 гг.» «Вопросы экономики» №2, 2011.Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ. // Вопросы экономики, 2013, № 3.Финансы и кредит. Управление финансами: http: //www.finansisto.ru;Бюджетная система РФ: http://www. budget.ru;Анализ межбюджетных трансфертов в 2011 - 2013 гг. / Заключение Счетной палаты на проект бюджета // PROTOWN.RU // http://www.protown.ru/;http:// www.jurisconsult. ru.

Список использованных источников и литературы:

1. Бюджетный кодекс РФ (в редакции 03.11.2013);
2. Асанова А. Б. Межбюджетные трансферты и необходимость совершенствования государственного финансового контроля за их использованием./ / ЮНИТИ – ДАНА, 2012.
3. Балтина А.М. Межбюджетные отношения в регионе: организация и формы регулирования, Оренбург, ОГУ, 2013.
4. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Поляка Г.Б. – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
5. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебник для ВУЗов. - М.: ИНФРА-М, 2011.
6. Дорждеев А. В. Межбюджетные отношения в РФ: обеспечение единства интересов центра и регионов.// Журнал «Регионы: управление и развитие» №4, 2014.
7. Дробозина Л.А. Финансы. - Учебник для вузов. Юнити -ДАНА, 2013.
8. Игудин А.Г. Межбюджетные отношения и реформа местного самоуправления. // Финансы. – 2014. - № 7.
9. Завьялов Д.Ю. Методология распределения финансовой помощи на региональном уровне. // Финансы. № 10, 2013.
10. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы, ИНФРА-М, 2012.
11. Никулина Е.В. Совершенствование формирования доходов региональных бюджетов. // Менеджмент в России и за рубежом, 2014 №7.
12. Российская экономика в 2015 г. Тенденции и перспективы – М.: ИЭПП, 2013.
13. Степанов Л.Г. Государственное регулирование региональной экономической политики. «Представительная власть» №6, 2014.
14. Шилов М.А. Искусственная дотационность регионов как залог единства России. Журнал «Капитал страны» № 12, 2013.
15. Илларионов А. Г. «Эффективность бюджетной политики в России в 2011-2013 гг.» «Вопросы экономики» №2, 2011.
16. Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ. // Вопросы экономики, 2013, № 3.
17. Финансы и кредит. Управление финансами: http: //www.finansisto.ru;
18. Бюджетная система РФ: http://www. budget.ru;
19. Анализ межбюджетных трансфертов в 2011 - 2013 гг. / Заключение Счетной палаты на проект бюджета // PROTOWN.RU // http://www.protown.ru/;
20. http:// www.jurisconsult. ru.

Вопрос-ответ:

Какие формы и функции имеют межбюджетные трансферты в России?

Межбюджетные трансферты в России имеют различные формы и функции. Они могут быть направлены на компенсацию расходов субъектов РФ на исполнение федеральных полномочий, поддержку социально-экономического развития регионов, а также на финансирование особых условий жизни и сложного климата в отдельных регионах. Функции межбюджетных трансфертов включают регулирование доходов и расходов бюджетов разных уровней, обеспечение социальной справедливости и экономической стабильности, а также повышение инвестиционной привлекательности регионов.

Что такое Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ?

Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ - это специальный фонд, созданный в рамках бюджетной системы России, который предназначен для финансовой поддержки субъектов РФ. Фонд формируется за счет средств федерального бюджета и может использоваться для компенсации расходов субъектов РФ на исполнение федеральных полномочий, финансирования особых условий жизни и сложного климата в отдельных регионах, а также развития социальной инфраструктуры и привлечения инвестиций в регионы.

Какие взаимоотношения существуют между федеральным бюджетом и бюджетами других уровней бюджетной системы России?

Федеральный бюджет взаимодействует с бюджетами других уровней бюджетной системы России через межбюджетные трансферты. Федеральный бюджет направляет средства на финансирование обязательных расходов местных бюджетов, компенсацию расходов субъектов РФ на исполнение федеральных полномочий и других целей. Таким образом, федеральный бюджет играет роль одного из источников финансирования бюджетов других уровней и обеспечивает их устойчивое функционирование и развитие.

Какие формы и функции имеют межбюджетные трансферты в РФ?

Межбюджетные трансферты в РФ имеют различные формы и выполняют несколько функций. Формы межбюджетных трансфертов включают гранты, субсидии, субвенции, иные финансовые помощи. По своим функциям они осуществляют финансовую поддержку регионов, обеспечивают социальную стабилизацию, способствуют развитию региональной экономики и т.д.

Что такое Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации?

Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации - это специальный фонд, созданный для целей межбюджетного трансфера средств от федерального бюджета в региональные бюджеты. Фонд осуществляет финансовую поддержку субъектов РФ путем предоставления субсидий, субвенций и других форм помощи.

Какие взаимоотношения существуют между федеральным бюджетом и бюджетами других уровней бюджетной системы?

Федеральный бюджет поддерживает бюджеты других уровней бюджетной системы, например, региональные и муниципальные бюджеты. Это осуществляется через межбюджетные трансферты, которые могут быть в форме грантов, субсидий и субвенций. Такая финансовая помощь обеспечивает региональное и муниципальное самоуправление, обеспечивает социально-экономическое развитие регионов и т.д.

Какие взаимоотношения существуют между федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов?

Федеральный бюджет также поддерживает бюджеты государственных внебюджетных фондов, таких как Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и др. Взаимоотношения осуществляются путем межбюджетных трансфертов, в том числе через предоставление субвенций и субсидий. Это позволяет обеспечивать финансовую устойчивость фондов и реализацию их социальной функции.

Какие взаимоотношения существуют между федеральным бюджетом и бюджетами других уровней в России?

Между федеральным бюджетом и бюджетами других уровней в России существуют различные взаимоотношения. Федеральный бюджет направляет средства на финансирование различных программ и проектов в регионах, а также осуществляет финансовую поддержку региональных бюджетов. Например, федеральный бюджет может перечислять субсидии на балансовые счета субъектов России для компенсации убытков, возникших при исполнении федеральных заданий. Также федеральный бюджет имеет право устанавливать лимиты на расходы региональных бюджетов и контролировать их исполнение. Все эти взаимоотношения способствуют более равномерному распределению финансовых ресурсов в стране.