Вам нужна курсовая работа?
Интересует Социология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Коммуникативная и социальная компетентнось в межличностном общении.

  • 27 страниц
  • 13 источников
  • Добавлена 18.09.2011
700 руб. 1 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Межличностное общение в структуре общения
1.1. Общение как научная категория
1.2. Характеристики общения: структура, функции, классификация, средства
Глава 2. Коммуникативная и социальная компетентность как факторы эффективности межличностного общения
2.1. Понятие и характеристика коммуникативной компетентности
2.2. Понятие и характеристика социальной компетентности
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

На основе восприятия человека человеком формируется представление не только о внешнем облике, но также о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках партнера по общению. Перцептивная сторона общения для его успешного осуществления предполагает эффективное осуществление основных функций социальной перцепции: познание себя, познание партнера, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление определенных эмоциональных взаимоотношений.
Согласно А. А. Бодалеву, основным механизмом межличностного взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Термин «идентификация» имеет в социальной психологии несколько значений. В проблематике общения идентификация — это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления. Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека. Рефлексия в проблеме понимания друг друга - это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракции, в широком понимании означающая формирование эмоционально-оценочных представлений друг о друге, о своих межличностных взаимоотношениях (как положительных, так и отрицательных), как своего рода социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента.
При социальной компетентности важно как субъект общения воспринимает своего партнера по общению, т.е. перцептивные навыки. Перцептивные навыки состоят в умении управлять восприятием партнера по общению и организовывать его - адекватно оценивать социально-психологический настрой партнеров, устанавливать необходимый контакт, улавливать первое впечатление и оценивать, чем оно вызвано. Перцептивные навыки позволяют верно оценивать эмоционально-психологические реакции партнеров по общению, прогнозировать эти реакции, избегая тех, которые помешают достигнуть цели общения
В качестве субъектов социального восприятия выделяют: отдельную личность, социальную группу, большую общность людей. В качестве объектов социальной компетентности – то же самое. Таким образом можно говорить о самовосприятии, межличностном восприятии, межгрупповом восприятии, о восприятии личностью группы, о восприятии группой личности. Этот процесс можно отобразить схематически, что представлено на рисунке 3.

Рисунок 3. Варианты процессов восприятия в общении

Ш. Тейлор, Л. Пипло Д. Сирс называют следующие эффекты межличностного восприятия при социальной перцепции эффекты бумеранга, новизны, ореола, стереотипизации. Г.М. Андреева подчеркивает важность стереотипизации, селективности восприятия, что отражает «значимость целей воспринимающего субъекта, его прошлый опыт и т.д.».
В процессе общения осуществляется сбор и анализ информации о собеседнике и последующая его интеграция в суждения.
Социальная компетентность личности - это социально-психологическое свойство, отражающее определенный уровень развития личности и включающее в себя следующие составляющие: знания закономерностей социального взаимодействия и межличностного общения, умения и эмоциональные отношения, связанные с восприятием, оценкой и пониманием людей.
По степени сложности социальная компетентность бывает следующих типах:
1) выражение (способность выражать свои мнения, желания),
2) восприятие (способность замечать поведение других, наблюдать, воспринимать события и динамику взаимодействия в процесс общения),
3) открытость (способность вслушиваться в содержание, высказывать в ответ свое мнение),
4) сотрудничество (способность осознавать и воспринимать возможности собственных действий и ответственность, умение понимать и приспосабливаться к действиям других),
5) формирование (способность адаптироваться, налаживать контакты, находить свое место в группе, вести себя соответственно сложившейся в группе ситуации, умение вести разговор),
6) идентификация (способность поставить себя на место другого, осознавая при этом собственные возможности и границы).
Основные функции социальной компетентности: познание себя, познание партнера, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление определенных эмоциональных взаимоотношений.
Коммуникативная и социальная компетентность возникают не на пустом месте, а формируется в процессе опыта человеческого общения – усвоения языковых конструкций, ситуаций общения, интериоризации ценностей и норм культуры, развития эмоционально сферы и эмпатии. На коммуникативную компетентность влияет социально-экономическое положение взаимодействующих, их демографические особенности. Динамический аспект опыта общения составляет процессы социализации и индивидуализации, которые обеспечивают социальное развитие человека, а также адекватность его реакций на ситуацию общения и их своеобразие. Таким образом, эффективность общения и удовлетворенность им, с одной стороны, зависят от навыков коммуникативной и социальной компетентности, а с другой стороны, выступает условием их формирования и развития.
На уровень развития общения и удовлетворенности им существенное влияние оказывают личностные особенности: адаптивность, самопринятие, принятие других, интернальность, эмоциональный комфорт.
Помимо индивидуальных качеств коммуникантов для психологической удовлетворенности общением важна коммуникативная совместимость как такой психологический эффект, который выражается во взаимном принятии, согласии и частичной идентификации на эмоционально-чувственном, интеллектуальном и деятельностном уровнях.
Заключение
В данной курсовой работе рассмотрены коммуникативная и социальная компетентность в межличностном общении.
В ходе анализа литературы по теме исследования раскрыты сущность и содержание общения как научной категории, рассмотрены характеристики общения: структура, функции, классификация, средства; охарактеризованы коммуникативная компетентность, социальная компетентность как факторы успешного общения.
Для успешного процесса и результата общения характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Система внутренних ресурсов, которые необходимы для построения успешного общения в определенной ситуации (ситуациях) межличностного и группового взаимодействия называют коммуникативной компетентностью.
Нередко в исследовательской литературе понятия коммуникативная и социальная компетентность употребляются в одном и том же смысле. Это связано с тем, что в русском языке разделяются термины «общение» и «коммуникация», в большинстве иностранных языков – нет, взаимодействие между людьми определяется термином коммуникация. Разбираясь же с вопросами специфических черт коммуникативной и социальной компетентности важно подчеркнуть, что коммуникативная компетентность - это навыки речи и неречевых средств, социальная компетентность – уровень понимания поведения других и себя. В первом понятии в ситуации общения подчеркивается лингвистический и паралингвистический (невербальный) контекст, процессы передачи и восприятия информации, во втором понятии акцент делается на психологической составляющей процесса общения.
В ходе работы подтвердилась гипотеза о том, что коммуникативная и социальная компетентность выступают показателями качества общения; чем выше коммуникативная компетентность, тем выше лучше информационный обмен между участниками общения; чем выше социальная компетентность, тем лучше осуществляется взаимопонимание между участниками общения.
В дальнейшем разработка темы коммуникативной и социальной сторон компетентности в общении может быть продолжена в направлении изучения коммуникативной и социальной компетентности представителей отдельных социальных групп – профессиональных, возрастных; сравнении навыков компетентности при удовлетворяющем и неудовлетворяющем общении.
Список литературы
Андреева Г. М. Социальная психология. – М: Аспект Пресс, 1999.
Бишоф А. Самоменеджмент. Эффективно и рационально. — М.: Омега-Л, 2006.
Бодалев А.А. Социально-перцептивная компетентность профессионала как один из факторов эффективности его работы // Развитие социально-перцептивной компетентности личности // Материалы научной сессии, посвященной 75-летию академика А.А. Бодалева / Под ред. / А.А. Деркача. - М.: Луч, 1998.- С. 5-8.
Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. / Пер. с англ. — СПб.: Прайм-еврознак, 2003.
Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб: Питер, 2009.
Инструменты развития бизнеса: тренинг и консалтинг / Сост. Л. Кроль, Е. Пуртова. - М.: Независимая фирма «Класс», 2001
Конецкая В.П. Социология коммуникации. - М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1997.
Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 1999.
Лунева О. В. Общение // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 4. - С. 157-159.
Лютова С.Н. Основы психологии и коммуникативной компетентности. – М., 2007
Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева. - М.: ПЕР СЭ, 2006.
Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2004.
Фефелов В.И. Понятия «общение», «коммуникация» и «коммуникативная культура» в философском аспекте // Прикладная психология и психоанализ. 2007. № 1.
(Андреева Г. М. Социальная психология. – М: Аспект Пресс, 1999.)
(Фефелов В.И. Понятия «общение», «коммуникация» и «коммуникативная культура» в философском аспекте // Прикладная психология и психоанализ. 2007. № 1., с. 17)
(Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб: Питер, 2009).
(Конецкая В.П. Социология коммуникации. - М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1997).
(Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. / Пер. с англ. — СПб.: Прайм-еврознак, 2003.)
(Андреева Г. М. Социальная психология. – М: Аспект Пресс, 1999.)
(Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб: Питер, 2009).
(Лунева О. В. Общение // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 4. - С. 157-159.)
(Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 1999.)
( по Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб: Питер, 2009., с. 46)
(Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева. - М.: ПЕР СЭ, 2006)
(Конецкая В.П. Социология коммуникации. - М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1997).
(Бишоф А. Самоменеджмент. Эффективно и рационально. — М.: Омега-Л, 2006, с. 76)
(Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб: Питер, 2009, с. 311)
(Бодалев А.А. Социально-перцептивная компетентность профессионала как один из факторов эффективности его работы // Развитие социально-перцептивной компетентности личности // Материалы научной сессии, посвященной 75-летию академика А.А. Бодалева / Под ред. / А.А. Деркача. - М.: Луч, 1998.- С. 5-8.)
(Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2004)
(Андреева Г. М. Социальная психология. – М: Аспект Пресс, 1999., 87)









10





25



Доклад

Рассказ

Диалогическая речь

Монологическая речь

Невербальные

Вербальные

Средства общения

О

О

группа

член группы



О - объект восприятия

S - субъект восприятия



8

7

6

О

S

S О



S

S

S

S

5

4

О



О

О

S





О

S

3

2

1

Группа

Индивид


































































Коды, символы

Предметы

Действия

Мимика

Жесты

Направленный диалог (беседа)

Свободный диалог

Интерактивная


Перцептивная

Коммуникативная

Команда

Лекция

Выступление

Список литературы
1.Андреева Г. М. Социальная психология. – М: Аспект Пресс, 1999.
2.Бишоф А. Самоменеджмент. Эффективно и рационально. — М.: Омега-Л, 2006.
3.Бодалев А.А. Социально-перцептивная компетентность профессио-нала как один из факторов эффективности его работы // Развитие социально-перцептивной компетентности личности // Материалы научной сессии, посвя-щенной 75-летию академика А.А. Бодалева / Под ред. / А.А. Деркача. - М.: Луч, 1998.- С. 5-8.
4.Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. / Пер. с англ. — СПб.: Прайм-еврознак, 2003.
5.Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб: Питер, 2009.
6.Инструменты развития бизнеса: тренинг и консалтинг / Сост. Л. Кроль, Е. Пуртова. - М.: Независимая фирма «Класс», 2001
7.Конецкая В.П. Социология коммуникации. - М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1997.
8.Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 1999.
9.Лунева О. В. Общение // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 4. - С. 157-159.
10.Лютова С.Н. Основы психологии и коммуникативной компетентно-сти. – М., 2007
11.Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева. - М.: ПЕР СЭ, 2006.
12.Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2004.
13.Фефелов В.И. Понятия «общение», «коммуникация» и «коммуникативная культура» в философском аспекте // Прикладная психология и психоанализ. 2007. № 1.

У нас вы можете заказать