Роль концепта "политическая система" в анализе современного развития постсоветских государств (на примере России, Украины и Белоруссии).

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Политические системы
  • 2424 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 10.07.2011
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ПЛАН


Введение……………………………………………….………………………………3
1. Теоретические аспекты исследования политических систем
1.1. Значение системных концепций для анализа политических систем
1.2. Классификация политических систем
2. Роль концепта «политическая система» при анализе современной ситуации в России, Украины и Белоруссии
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

В этой связи можно утверждать, что по разным причинам политическая система (особенно мы видим это на примере России, Украины и Белоруссии) в полном объеме не поддается институциональному регулированию и искоренению со стороны государства. Во-первых, ряд процессов опосредован стихией как поля политического сознания, так и общественной среды, питающей деконструктивные процессы; во-вторых, сама политическая система может запускать механизмы саморегуляции и самоорганизации, а в-третьих, неупорядоченность государственного управления и контроля, неэффективность институциональных факторов снижают её стабильность.
Примененная к изучению политических систем системно-эволюционная теория Никласа Лумана позволяет рассматривать изучаемые предприятия как аутопойетические, характеризующиеся внутрисистемной адаптацией к глобальной политической среде. При этом изменения элементов системы являются следствием ее отклоняющегося самовоспроизводства, которое может осуществляться как целенаправленно, так и случайно. Так, например, в современное время в условиях активизации оппозиционной (а нередко и экстремистской) деятельности в России, Белоруссии и Украине возникают новые требования к системе, ответы на которые ещё не найдены. Внутрисистемная адаптация в политической оппозиции осуществляется с учётом его внутренних особенностей и готовности его приверженцев к борьбе с самим государством.
Изменения элементов политической системы являются следствием её отклоняющегося самовоспроизводства, которое может осуществляться как целенаправленно, так и случайно. Так поиск наиболее эффективных стратегий государства для стабилизации политической системы может привести к созданию новых подсистем, которые, с одной стороны, формируют правила игры, с другой – берут ситуацию под жесткий контроль. Об этом говорит и отсутствие смены верховной власти в России.
Подавляющее большинство современных стран, в том числе и Россия, Украина, Белоруссия, в своих программных документах заявляют о приверженности демократически идеалам, однако специалисты считают демократическими, по разным оценкам, не более 35-59 государств мира.
Так, российский политолог Б.Макаренко, анализируя политические системы и оценивая шансы бывших советских республик перейти от авторитаризма к демократии, группирует государства, оперируя медицинскими терминами: Литва, Эстония, Латвия – «выздоравливающие», Молдавия, Украина, Россия, Армения – «есть надежда на поправку», Грузия, Белоруссия, Азербайджан – «хроническая болезнь», Киргизия, Казахстан, Таджикистан – «острая стадия, опасно для жизни демократии», Узбекистан, Туркменистан – «доктор сказал: в морг» (т.е. демократии там не было и быть не может, несмотря на разные заявления о ней со стороны руководства).
По его мнению, ни одно из государств европейской части СНГ не избежало опасных симптомов. «В самой тяжкой степени больна Белоруссия. Казалось бы, все хорошо начиналось: демократические выборы президента, смена высшей власти. Победил не коммунист. Далее - срыв за срывом: нелегитимное продление президентского срока, фактический разгон парламента, жесткие гонения на печать, судебное давление на оппозицию, пропажа оппозиционных политиков. Самые одиозные отклонения выправлены выборами президента, но надежд на скорое возвращение Белоруссии в демократическую колею мало».
Таким образом, при внешнем процессе концентрации власти, её средств, ресурсов и полномочий, нынешняя система «управляемой демократии» в рассматриваемых государствах крайне непрочна. Одним из сегментов в наиболее уязвимом звене политических систем России, Украины и Белоруссии – политическом сознании – является оппозиция. Она, подобно вектору, пронизывает такие подсистемы как политика, мораль, право, религия, культура, повседневность, имея, однако, в них разные проявления и формы.
Заключение
Итак, роль концепта «политическая система» важна при анализе современного развития и определении дальнейшего вектора развития России, Украины и Белоруссии. Его трансформации связаны с успехом «оранжевой революции» на Украине, политическими реформами сверху в Белоруссии и России, усиливающими централизацию власти.
Выявление сформировавшихся тенденций и анализ изменений, происшедших в основных политических институтах и подсистемах в ходе всего периода постсоветской трансформации России, Украины и Белоруссии создали необходимую теоретическую базу для обоснованных выводов о произведенном эффекте транзита политической системы в целом и его перспективах. Так, наиболее значительный результат достигнут в России в области формирования многокомпонентной, многофункциональной политической системы, образующей институциональную и правовую инфраструктуру демократического развития. Стратегически важным направлением дальнейшей модернизации политической системы признан переход к новому качеству ее деятельности в сфере управления обществом с точки зрения как используемых методов, так и достигаемых результатов. Соответственно, обобщающим, комплексным критерием успеха завершающего этапа политических реформ, эффективности созданной в процессе их проведения демократической политической системы должна служить положительная динамика показателей, отражающих состояние экономики, социальной и духовной жизни общества, развитие его человеческого потенциала.
Основным звеном отвечающей этим требованиям оптимальной модели политической системы должна стать собственная национальная модель социального государства, а главным направлением корректировки всей системы – ее социальная и духовно-нравственная ориентированность. Самый надежный способ реализации такой модели – достижение межэлитного компромисса и гражданского согласия в рассматриваемых обществах, формирование и освоение новой политической культуры.
Литература
Источники
Даль Р. Проблемы гражданской компетентности // http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Polit/dal/pr_gra.php.
Луман Н. «Что происходит?» и «Что за этим кроется?». Две социологии и теория общества // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. М.: Книжный дом «Университет», 2002. Ч. 2. 424 с.
Парсонс Т. Понятие общества // Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия. М., 2004. С.234-263.
Исследования
Жабко С.Р. Политическое самосознание украинцев. Эволюция развития. - Киев, 2006. 428 с.
Марахов В.Г. Социальная философия. Курс лекций. СПб: СПбГУ, ВВМ 2009. 409 с.
Решетникова К.В. Методологические основы квалификации технологий управления организационными конфликтами // Социс. 2008. № 10. С.112-120.
Ритцер Д. Современные социологические теории. СПб: ПИТЕР, 2002. 820 с.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003. 603 с.
Чиркин В. Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник. М.: Юристъ, 2005. 379 с.
Эндрейн Ч. Сравнительный анализ политических систем. Эффективность осуществления политического курса и социальные преобразования. Пер. с анг. М.: Издат дом «ИНФРА-М», 2000. 448 с.
Периодическая печать
Арель Д. Украина выбирает запад, но без востока // Pro et contra. 2005. № 1. С.39-51.
Агошкина Е.Б. Категория «система» в современном мышлении // Вопросы философии. 2009. № 4. С.34-42.
Борисов Н. Конституционные альтернативы Украины: назад в будущее? // Власть. 2011. № 2. С.64-69.
Гончаров П. К. Политическая система общества: гносеологическая и онтологическая основы теории // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 2.
Гудков Д. Изменит ли партийную систему модернизация России // Власть. 2011. № 1. С.12-14.
Коктыш К. Белорусский проект обретения идентичности // Pro et contra. 2006. № 2-3. С.105 - 121.
Кротков В. Два понимания глобальной трансформации // Свободная мысль. 2009. № 9. С.107-116.
Меньшиков А.С. Как теоретизировать политику? // Полис. 2010. № 1. С.82-101.
Прасолов В. Проблемы развития института трипартизма в современной России // Власть. 2011. № 3. С.38-45.
Севенен Э. Никлас Луман: критическая теория // Социс. 2007. № 12. С.109 - 114.
Судаков С.С. Эпистемология политического прагматизма // Полис. 2010. № 1. С.61-69.
Хейл Г. Президентский режим, революция и демократия // Pro et contra. 2008. № 1. С.6-22.
Интернет-источники
Макаренко Б. Консолидация демократии, или «детские болезни» постсоветских государств // http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1031637240.
Диссертации
25. Гончаров П.К. Политическая система российского общества в условиях постсоветского транзита. Автореф. дис…. докт.полит.наук. М., 2009. 54 с.

См.: Агошкина Е.Б. Категория «система» в современном мышлении // Вопросы философии. 2009. № 4. С.34 - 42.
См.: Марахов В.Г. Социальная философия. Курс лекций. СПб: СПбГУ, ВВМ 2009. С.7.
Марахов В.Г. В.П. Тугаринов – философ и человек // Тугариновские чтения. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители», выпуск 1. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.45-49 //
http://anthropology.ru/ru/texts/marahov/mysl01_10.html.
См.: Марахов В.Г. Социальная философия. Курс лекций. СПб: СПбГУ, ВВМ 2009. 409 с.
См.: Парсонс Т. Понятие общества // Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия. М., 2004. С.234-242.
Луман Н. «Что происходит?» и «Что за этим кроется?». Две социологии и теория общества // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. М.: Книжный дом «Университет», 2002. Ч. 2. 424 с.
См.: Ритцер Д. Современные социологические теории. СПб: ПИТЕР, 2002. С.219, 220.
См.: Решетникова К.В. Методологические основы квалификации технологий управления организационными конфликтами // Социс. 2008. № 10. С.112-120; Шутенко Н.Д. Феномен миссии в стратегическом целеполагании российских организаций // Социс. 2008. № 5. С.98-105.
См.: Севенен Э. Никлас Луман: критическая теория // Социс. 2007. № 12. С.109.
См.: Чарльз Ф. Эндрейн. Сравнительный анализ политических систем. Эффективность осуществления политического курса и социальные преобразования. Пер. с анг. М.: Издат дом «ИНФРА-М», 2000. С.247-248.
См.: Гончаров П.К. Политическая система российского общества в условиях постсоветского транзита. Автореф. дис…. докт.полит.наук. М., 2009. 54 с.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2003. 603 с.
Там же. С.397.
Там же.
См.: Даль Р. Проблемы гражданской компетентности // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/dal/pr_gra.php
Чиркин В. Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник. - М.: Юристъ, 2005. 379 с.
Жабко С.Р. Политическое самосознание украинцев. Эволюция развития. - Киев, 2006. – С.28.
См.: Коктыш К. Белорусский проект обретения идентичности // Pro et contra. – 2006. - № 2-3. – С.105.
См.: Макаренко Б. Консолидация демократии, или «детские болезни» постсоветских государств // http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1031637240
Там же.












24

Литература
Источники
1.Даль Р. Проблемы гражданской компетентности // http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Polit/dal/pr_gra.php.
2.Луман Н. «Что происходит?» и «Что за этим кроется?». Две социологии и теория общества // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. М.: Книж¬ный дом «Университет», 2002. Ч. 2. 424 с.
3.Парсонс Т. Понятие общества // Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия. М., 2004. С.234-263.
Исследования
4.Жабко С.Р. Политическое самосознание украинцев. Эволюция развития. - Киев, 2006. 428 с.
5.Марахов В.Г. Социальная философия. Курс лекций. СПб: СПбГУ, ВВМ 2009. 409 с.
6.Решетникова К.В. Методологические основы квалификации технологий управления организационными конфликтами // Социс. 2008. № 10. С.112-120.
7.Ритцер Д. Современные социологические теории. СПб: ПИТЕР, 2002. 820 с.
8.Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003. 603 с.
9.Чиркин В. Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник. М.: Юристъ, 2005. 379 с.
10.Эндрейн Ч. Сравнительный анализ политических систем. Эффективность осуществления политического курса и социальные преобразования. Пер. с анг. М.: Издат дом «ИНФРА-М», 2000. 448 с.
Периодическая печать
11.Арель Д. Украина выбирает запад, но без востока // Pro et contra. 2005. № 1. С.39-51.
12.Агошкина Е.Б. Категория «система» в современном мышлении // Вопросы философии. 2009. № 4. С.34-42.
13.Борисов Н. Конституционные альтернативы Украины: назад в будущее? // Власть. 2011. № 2. С.64-69.
14.Гончаров П. К. Политическая система общества: гносеологическая и онтологическая основы теории // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 2.
15.Гудков Д. Изменит ли партийную систему модернизация России // Власть. 2011. № 1. С.12-14.
16.Коктыш К. Белорусский проект обретения идентичности // Pro et contra. 2006. № 2-3. С.105 - 121.
17.Кротков В. Два понимания глобальной трансформации // Свободная мысль. 2009. № 9. С.107-116.
18.Меньшиков А.С. Как теоретизировать политику? // Полис. 2010. № 1. С.82-101.
19.Прасолов В. Проблемы развития института трипартизма в современной России // Власть. 2011. № 3. С.38-45.
20.Севенен Э. Никлас Луман: критическая теория // Социс. 2007. № 12. С.109 - 114.
21.Судаков С.С. Эпистемология политического прагматизма // Полис. 2010. № 1. С.61-69.
22.Хейл Г. Президентский режим, революция и демократия // Pro et contra. 2008. № 1. С.6-22.
Интернет-источники
23.Макаренко Б. Консолидация демократии, или «детские болезни» постсоветских государств // http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1031637240.
Диссертации
25. Гончаров П.К. Политическая система российского общества в условиях постсоветского транзита. Автореф. дис…. докт.полит.наук. М., 2009. 54 с.

Вопрос-ответ:

Какова роль концепта "политическая система" в анализе развития постсоветских государств?

Роль концепта "политическая система" заключается в том, чтобы понять и объяснить, какие институты, процессы и взаимодействия определяют политическую жизнь в данных государствах. Анализ политической системы помогает увидеть особенности и проблемы современного развития постсоветских государств, таких как Россия, Украина и Белоруссия.

Какие теоретические аспекты использованы в исследовании политических систем постсоветских государств?

В исследовании политических систем постсоветских государств были использованы различные теоретические подходы и концепции, такие как постсоветская транзитология, неполная демократия, авторитаризм, патримониализм и другие. Эти подходы помогают понять и объяснить особенности политической системы в данных странах.

Какова классификация политических систем постсоветских государств?

Политические системы постсоветских государств могут быть классифицированы на основе различных критериев, например, уровня демократии, типа политического режима, уровня государственного контроля, степени коррупции и др. Однако, классификация может быть сложной из-за специфических особенностей каждого конкретного государства.

Какую роль играет концепт "политическая система" в анализе современной ситуации в России, Украине и Белоруссии?

Анализ политической системы России, Украины и Белоруссии с использованием концепта "политическая система" позволяет понять особенности политической организации этих государств. Он помогает выявить ключевые институты, процессы и взаимодействия, которые определяют политическую жизнь в данных странах. Такой анализ может помочь в объяснении проблем, вызовов и перспектив современного развития в России, Украине и Белоруссии.

Какую роль играет концепт "политическая система" в анализе современного развития постсоветских государств на примере России, Украины и Белоруссии?

Концепт "политическая система" играет важную роль в анализе современного развития постсоветских государств. Он позволяет подходить к изучению политических процессов и институтов данных стран системно и комплексно, помогая понять и объяснить их функционирование, особенности и причины различий между ними. Анализ политической системы позволяет исследовать такие аспекты как политические институты, власть, партии, политические процессы и принципы управления в данных государствах.

Что значит системный подход в анализе политической системы?

Системный подход в анализе политической системы подразумевает рассмотрение ее как целостной системы, включающей в себя различные компоненты: политические институты, политические процессы, нормы и принципы управления, а также взаимодействие этих компонентов между собой и с окружающей средой. Такой подход позволяет увидеть связи и зависимости между различными элементами политической системы и понять ее функционирование в целом.

Какие существуют классификации политических систем?

Существует несколько основных классификаций политических систем. Одна из них основывается на анализе формы правления и различает монрхии, республики и диктатуры. Другая классификация основывается на разделении политических систем на демократические и авторитарные. Третья классификация основывается на степени централизации политической власти и выделяет федерации, конфедерации и унитарные государства. Каждая из этих классификаций имеет свои особенности и позволяет лучше разобраться в разнообразии политических систем.

Какое значение имеют системные концепции при анализе политических систем?

Системные концепции играют важную роль в анализе политических систем, так как они позволяют рассмотреть политическую систему как комплексное явление, включающее взаимосвязанные элементы, структуры, процессы и отношения.

Как классифицируются политические системы?

Политические системы могут быть классифицированы по различным критериям, например, по форме правления (монархия, республика), по организации власти (парламентаризм, президентская республика), по уровню демократии (авторитаризм, демократия) и т.д.

Какую роль играет концепт политическая система при анализе ситуации в России?

Концепт политическая система позволяет проанализировать особенности политического устройства России, определить ее институты и процессы, исследовать взаимодействия между политическими акторами и другие аспекты политической жизни страны.

Какое значение имеет концепт политическая система при изучении ситуации в Украине и Белоруссии?

Концепт политическая система позволяет провести анализ политического строя Украины и Белоруссии, выявить их отличия и сходства, изучить особенности политических институтов и процессов в этих странах, а также проанализировать взаимодействия политических сил и кризисные явления в обществе.