Гуманистическая педагогика

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 4242 страницы
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 20.06.2014
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Основные принципы гуманистической педагогики 3
Глава 2. Особенности гуманистического подхода в педагогике (на примере концепций А. Сухомлинского, Эльконина и Давыдова и других представителей отечественной педагогики) 3
Заключение 3
Список литературы 3
Фрагмент для ознакомления

6. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно».В системе Эльконина-Давыдова особое внимание уделяется психологическим новообразованиям, присущим тому или иному возрасту учащихся, а также процессу умственного развития. В связи с этим, психологи должны использовать разнообразные методики диагностики процесса развития теоретического (разумного) мышления. От учителя здесь не требуется диагностика, так как ею занимаются школьные психологи.К недостаткам современной дидактической системы можно отнести отсутствие деятельностной педагогики, в которой главной целью является развитие основ теоретического мышления, тогда как именно этот тип мышления оказывается крайне полезным в жизни человека в современных условиях. Кроме того, также стоит выделить невнятность предметного содержания, которое выражается в обилии в учебном процессе и учебных пособиях лишней информации. На сегодняшний день очевидно, что многие задачи обучения должны осуществляться за более короткий промежуток времени, чтобы у учащихся оставалось больше времени на решение личностных задач, подчас не связанных с обучением. Отечественная дидактическая система имеет и целый ряд достоинств – внимание к проблемам самовоспитания, нацеленность на высокий результат обучения и усвоения учащимися новых знаний, хороший уровень практической подготовки, компетентность педагогов.Система Эльконина-Давыдова как раз и нацелена на преодоление недостатков отечественной дидактической системы. Особый интерес в настоящее время к данной системе связан прежде всего с тем, что она практически полностью отвечает Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством РФ. Эта система способствует формированию инициативы, самостоятельности и ответственности, способности реализовывать свои возможности. Система предоставляет широкие возможности для разработки прямо на уроке новых методов работы взаимодействия, что несомненно делает систему Эльконина-Давыдова очень функциональной и мобильной, отвечающей современным требованиям. Однако следует отметить, что есть и определенные ограничения использования этой системы – в частности, нет целостного описания технологии развивающего обучения, так как это сравнительно новая образовательная система. Учителя нуждаются в новых методах и формах работы в соответствии с принципами концепции развивающего обучения. Другой существенной проблемой является внедрение системы Эльконина-Давыдова в школы, где уже много лет практикуется традиционная форма обучения.Среди наиболее ярких представителей концепции свободного воспитания можно выделить К.Н. Вентцеля(1857–1947) и С.Т. Шацкого(1878–1934). Они полагали, что богатство личности заключается в том, что она неповторима, понятие «личность» ими достаточно часто употреблялось в качестве синонима понятия «индивидуальность». Причем, индивидуальность являлась чем-то целостным, неким реальным фактом (К.Н. Вентцель).Принцип самоценности личности связан с направленностью процесса воспитания на то, чтобы сохранять и развивать «я» ребенка, которое, по мнению С.Т. Шацкого, особенно нуждается в поддержке, на то, чтобы вырабатывать механизм защиты «я» от разрушения, от возможности манипулирования детьми, их чувствами, волей, сознанием. Ребенок объявлялся самоцелью, а не средством к достижению какой-либо иной цели.К.Н. Вентцелем и С.Т. Шацким были разработаны многие принципы, которые находятся в иерархической зависимости друг от друга. В частности, можно выделить принцип самоценности детства. Согласно данному принципу, детство играет огромную роль в человеческой жизни, это крайне своеобразный период, который развивается по собственным законам, требует специфического подхода к каждому этапу. Авторы концепции полагали, что необходимо обратить наибольшее внимание на то, чтобы организовать воспитательно-образовательный процесс таким образом, чтобы он основывался на уважительном отношении к ребенку и его внутреннему миру.Как считали сторонники свободного воспитания, учебно-воспитательный процесс должен быть выстроен, исходя из закономерностей развития ребенка, взаимосвязи с окружающей средой.Здесь следует сказать о соответствии этой концепции принципу природосообразности, который основан на обеспечении развития личности в соответствии с её внутренней сущностью. Здесь предполагается включать ребенка в свободную творческую деятельность: познавательную, художественно-творческую, игровую, труд, общение. На основе этого принципа сторонники концепции свободного воспитания разрабатывали и проблему индивидуального подхода, подчеркивая, что каждый ребенок в образовании должен идти своим путем и при усвоении учебного материала, и по темпу учения, что позволит учесть особенность данной личности и нацелить учебно-воспитательный процесс на максимальное ее самораскрытие и самореализацию.В качестве важнейшего условия реализации концепции свободного воспитания выступаетсвобода, которая рассматривается в качестве запрета на то, чтобы оказывать целенаправленное воздействие на процесс формирования личности по заданному образцу. Учебно-воспитательный процесс должен быть создан так, чтобы не нарушался процесс естественного развития природных сил и дарований ребенка.Принцип свободы был связан с отказом от отметок, экзаменов, созданием атмосферы доброжелательности, веры в силы ребенка, его возможности, опорой на естественные мотивы в процессе обучения, отсутствием страха у ребенка перед наказанием, свободным выбором ребенком учителя и методов обучения и т.п. Также сторонники свободного воспитания утверждали, что школа должны быть освобождена от контроля государства. Достаточно радикальный в этом отношении характер носит позиция К. Вентцеля. В концепции свободного воспитания в качестве наиболее сложных проблем выступают проблемы, связанные с соотношением внутренней и внешней свободы личности, определением границ индивидуальной свободы, авторитета во всех его проявлениях, необходимости свободы как условия детского творчества. Задача воспитания заключается в подготовке личности к жизни в условиях внешней свободы, к тому, чтобы владеть внутренней свободой, направлять свои мысли, чувства и волю на творческий процесс. Сторонники концепции свободного воспитания отличались пониманием важности социальной среды в воспитании, в частности, речь идет о разных социальных институтах и их роли в становлении и развитии личности. Они отмечали, что эти институты порой оказывают неоднозначное воздействие на личность ребенка. Вентцель и Шацкий стремились учитывать это в процессе организации учебного и воспитательного процесса. Также разработка принципа роли социальной среды давала возможность решения проблем, связанных с социализацией ребенка. К. Вентцель отмечал, что ребенок является биосоциальным существом. Школа может и должна участвовать впреобразовании среды (С.Т. Шацкий), воспитание должно быть нацелено на формирование в личностикачеств социального творца (К.Н. Вентцель), в условиях негативного влияния среды на свободноетворческое развитие личности ребенка возможно организовать воспитание и обучение в особосозданной среде для детской жизни.Строя свою педагогическую деятельность на принципах концепции свободного воспитания, К.Н. Вентцель и С.Т. Шацкий внесли в педагогическую практику свои индивидуальные подходы, создав уникальные воспитательные системы.К.Н. Вентцель самой важной и трудной областью воспитания считал воспитание нравственное, целью которого является пробудить в человеке лучшие стремления. Основу нравственного воспитания он видел в воспитании воли, потому что ребенок должен научиться не только сознательно ставить перед собой цели, но и уметь их достигать.Особое внимание Вентцель обращал на развитие воли, поскольку воля, по его мнению, является условием расцвета умственных, нравственных, физических сил ребенка. Также Вентцель отмечал, что роль учителя заключается в сведении к минимуму дурного влияния среды, созданию условий для умственной и сознательной нравственной деятельности детей, он должен подавать личный пример.Активная педагогическая деятельность С.Т. Шацкого началась в 1905 г., когда вместе с А.У. Зеленко и Л.К. Шлегер было организовано общество «Сетлемент». Цель данного общества заключалась в распространеникультурных образцов, поиске новых путей социального воспитания детей. После того, как общество было закрыто, С.Т. Шацкий организовал новое общество – «Детский труд и отдых».Первый этап деятельности Шацкого был связан с тем, что ребенок рассматривался как высшая ценность, определением педагогического процесса как процесса, в рамках которого осуществляется свободное развитие природы ребенка. Педагог в этом процессе является равным другом и товарищем. Шацкий также полагал, что детей необходимо хотя бы временно изолировать от среды. Затем он пришел к выводу о том, что существует необходимость в обеспечении активной педагогизации среды обитания ребенка, использовании всех средств общества для помощи ребенку в самоопределении. Исходные теоретические построения Шацкого были связаны с положением о том, что развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды представляет собой процесс его социализации, саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет. Социализация происходит как в процессе стихийного взаимодействия человека с окружающей средой и неорганизованного влияния на него различных обстоятельств жизни, так и в относительно направляемом обществом процессе влияния на те или иные категории людей, а также в процессе целенаправленного создания условий для развития человека и его воспитания. С.Т. Шацкий отдавал предпочтение изучению детей как представителей определенной социокультурной среды. Он указывал, что влияние среды на ребенка проявляется во всех его работах: в детских тетрадях, при решении им задач, в почерке, словах, выражениях, наконец, в том сопротивлении, которое он оказывает по отношению к материалу, изучаемому в школе, во всем его поведении. Поэтому педагог должен стремиться понять ребенка в контексте его окружения, не вырывая его из среды, но постоянно повышая ее педагогический потенциал. С. Шацкий постоянно говорил о том, что улица оказывает негативное влияние на детей, дает им беспорядочные впечатления, вследствие чего у них отсутствует возможность получения навыков основательного делания, размышления, подавляется воля и происходит расшатывание нервной системы. Педагогизация среды, по мысли Шацкого, дает возможность получения определенности впечатлений, настойчивости в работе, привычки к труду. Идея детского труда в концепции Шацкогозанимает важную роль. Концептуально осмысливая место труда в детской жизни, он пришел к мысли, что на раннем этапе детства труд должен быть связан с искусством и игрой. Но чем старше становится ребенок, тем серьезнее он должен относиться к трудовой деятельности. Труд, игра, искусство – эти три элемента детской жизни неотделимы друг от друга и являются обязательным условием социализации и развития личности ребенка.Рассматривая детское сообщество как воспитывающую силу, С.Т. Шацкий видел в нем объединение свободных детей и разумных взрослых с четким распределением обязанностей и равными правами. В этих сообществах, подчеркивал С.Т. Шацкий, дети не только учатся, трудятся, играют, но и познают себя, оценивают товарищей, реализуют свои способности. Нормальное функционирование сообщества возможно только при соблюдении определенных условий, к которым он относил самостоятельность детей при создании сообщества, организацию разумной жизни, основой которой является труд, и жизнь сообщества как дружной семьи, где педагоги выступают старшими товарищами.Необходимо сказать о значительном вкладе в развитие отечественной педагогики В.П. Вахтерова (1853–1924), известного деятеля народного образования, педагога и методиста, обогатившего различные отрасли педагогической науки, особенно это касается методик начального обучения и воспитания.Вахтеров обращал особое внимание на данные, предоставляемые смежными науками, которые занимались изучением ребенка, поскольку эти данные могут помочь усовершенствовать процесс обучения и воспитания. В своем труде «Основы новой педагогики» В.П. Вахтеров изложил собственное понимание идеи развития, дал формулировку подходов к той педагогической концепции, которая на ней основана. Данная концепция была названа «эволюционной педагогикой». В её рамках обучение и воспитание являются по сути единым процессом. Основой педагогических обобщений, по его мнению, должны являться исследования практики воспитания и обучения с учетом достижений всех смежных наук, занимающихся изучением человека. Особое внимание Вахтеров обращал на то, чтобы исследовать возрастные и индивидуальные особенности детей, которые находят свое проявление в процессе их развития в плане речи, способностей, интересов. Он использовал разные методы, в частности, анкетирование, статистические методы, сравнительно-сопоставительный анализ. Это дало ему возможность для выработки типологии учащихся по тем склонностям, которые у него преобладают, а также показать, как эти склонности меняются под воздействием воспитания и обучения. Наконец, важно заметить, что Вахтеров пропагандировал идею всеобщего начального образования, полагал, что система народного образования должна быть демократизирована, а содержание обучения расширено, его методы усовершенствованы. Сам Вахтеров был широко известен и как методист по начальному русскому языку. При разработке методики обучения, создании учебников и учебных пособий Вахтеров стремился учитывать особенности познавательной деятельности учащихся. ЗаключениеТаким образом, гуманистическая педагогика направлена на то, чтобы воспитывать разностороннюю личность. Гуманистическая педагогика тесно связана с принципом права на самоопределение, она отказывается от принуждения, давая возможности учащемуся проявить собственную инициативу, раскрыть свой потенциал. Гуманистическая педагогика является основой для многих методик обучения, которые используются в отечественной педагогике. Во второй половине 20 века в отечественной педагогике начались поиски новых методик обучения, которые бы учитывали индивидуальные особенности учащихся, помогали раскрывать их потенциал – это и есть гуманистический подход. Одной из наиболее интересных является концепция развивающего обучения Эльконина-Давыдова, которая актуальна и для современного педагогического процесса, является основой для реализации метода личностно ориентированного обучения. В том случае, если данная система будет грамотно внедрена в систему общего образования, мы можем ожидать замечательных положительных результатов. В первую очередь, эта система будет работать на обучение и воспитание современного человека – мыслящего, мобильного, инициативного, ответственного, способного адекватно и возможно быстро решать поставленные перед ним задачи, успешно применять на практике полученные знания.На современном этапе особое внимание уделяется личностно-ориентированным технологиям в обучении. Эти технологии связаны с традициями гуманистической педагогики, а также позволяют сделать процесс обучения более комфортным и эффективным для учащегося за счет того, что в образовательном процессе учитываются его личностные особенности. Список литературыАйсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. – М., 2002. [Ресурс локального доступа]Бердникова А.Г. Основные принципы клиент-центрированного консультирования./Электронный ресурс: Журнал «Самиздат»// http://zhurnal.lib.ru/Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.Кудишина А.А. Основные принципы гуманистической педагогики.// http://www.humanism.ru/pedagogika4.htmКуртц П. Запретный плод. – М.: Гнозис, 1993.История педагогики и образования./Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001.Мухортова Е.А. Психолого-педагогические основы современных дидактических систем. Учебный курс. [Ресурс локального доступа]Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1985.// http://lib.ru/KIDS/SUHOMLINSKIJ/serdce.txtШабанова Т.Л., Фоминова А.Н. Педагогическая психология. – М., 2011./Электронный ресурс//http://fictionbook.ru/author/Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М., 2000.

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. – М., 2002. [Ресурс локального доступа]
2. Бердникова А.Г. Основные принципы клиент-центрированного консультирования./Электронный ресурс: Журнал «Самиздат»// http://zhurnal.lib.ru/
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
4. Кудишина А.А. Основные принципы гуманистической педагогики.// http://www.humanism.ru/pedagogika4.htm
5. Куртц П. Запретный плод. – М.: Гнозис, 1993.
6. История педагогики и образования./Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001.
7. Мухортова Е.А. Психолого-педагогические основы современных дидактических систем. Учебный курс. [Ресурс локального доступа]
8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1985.// http://lib.ru/KIDS/SUHOMLINSKIJ/serdce.txt
9. Шабанова Т.Л., Фоминова А.Н. Педагогическая психология. – М., 2011./Электронный ресурс//http://fictionbook.ru/author/
10. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.
11. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М., 2000.

Вопрос-ответ:

Какие основные принципы гуманистической педагогики?

Основными принципами гуманистической педагогики являются уважение к индивидуальности каждого ученика, активное взаимодействие между учителем и учеником, признание роли эмоций и личностных особенностей в обучении и развитии, предоставление свободы выбора и самостоятельности в учебном процессе.

Какие особенности гуманистического подхода в педагогике на примере концепций Сухомлинского, Эльконина и Давыдова?

В гуманистическом подходе педагогики, представленном концепциями Сухомлинского, Эльконина и Давыдова, основное внимание уделяется развитию индивидуальности и эмоциональной сферы учащихся, созданию благоприятной и эмоционально поддерживающей обучающую среды, сотрудничеству и взаимодействию между учителем и учеником, активной деятельности и саморазвитию.

Что означает психологические новообразования в системе Эльконина и Давыдова?

Психологические новообразования в системе Эльконина и Давыдова - это умение учащихся переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно. Это связано с развитием психических процессов и формированием способности к действию, а также с саморегуляцией и самоконтролем в учебной деятельности.

Какие представители отечественной педагогики применяют гуманистический подход?

К гуманистическому подходу в педагогике относятся такие представители отечественной педагогики, как А. Сухомлинский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и другие. Они разработали концепции и методики, основанные на учете психологических и личностных особенностей учеников, активном взаимодействии с ними и создании условий для саморазвития и самоопределения.

Какие основные принципы лежат в основе гуманистической педагогики?

Основными принципами гуманистической педагогики являются учет индивидуальных особенностей каждого ученика, активное включение ученика в учебный процесс, создание эмоционально-доверительной атмосферы в классе, развитие самостоятельности и творческого мышления, ориентация на личностные ценности и потребности учащихся.

Какие особенности гуманистического подхода в педагогике можно найти в концепциях А. Сухомлинского, Эльконина и Давыдова?

В концепции А. Сухомлинского основное внимание уделяется эмоционально-личностному развитию ребенка, формированию у него ценностных ориентаций и нравственности. В системе Эльконина-Давыдова особое внимание уделяется психологическим новообразованиям, которые помогают учащимся переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно.

Какие другие представители отечественной педагогики также используют гуманистический подход?

Кроме А. Сухомлинского, Эльконина и Давыдова, гуманистический подход в своей работе используют такие представители отечественной педагогики, как Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Б. Г. Ананьев и многие другие.

Что предполагает переход от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно?

Переход от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно предполагает, что учащиеся могут произвольно включать и выключать процессы мышления, оперировать мысленными образами и символами, а также воплощать их во внешние действия.

Какие ценности и потребности учащихся учитывает гуманистическая педагогика?

Гуманистическая педагогика ориентируется на индивидуальные ценности и потребности учащихся, учитывая их интересы, мотивацию, цели и жизненные ценности. Она ставит целью развитие личности, формирование гармоничного образа жизни и самореализацию учащихся.

Какие основные принципы гуманистической педагогики?

Основными принципами гуманистической педагогики являются индивидуальность, ценность и свобода ученика. Гуманистическая педагогика признает каждого ученика уникальным, учитывает его потребности, интересы и способности. Она акцентирует внимание на развитии личности, формировании самостоятельности и ответственности.

Какие особенности гуманистического подхода в педагогике на примере концепций А. Сухомлинского, Эльконина и Давыдова и других представителей отечественной педагогики?

Гуманистический подход в педагогике, на примере концепций А. Сухомлинского, Эльконина и Давыдова, и других представителей отечественной педагогики, обладает рядом особенностей. Во-первых, он ориентирован на развитие личности ученика, его творческие способности и индивидуальные задатки. Во-вторых, гуманистический подход акцентирует внимание на формировании мотивации к учению, воспитании гражданской ответственности и этических ценностей. В-третьих, гуманистическая педагогика предполагает тесное взаимодействие учителя и ученика, создание доверительных отношений и партнерского общения.

Что такое психологические новообразования в системе Эльконина-Давыдова?

Психологические новообразования в системе Эльконина-Давыдова – это способы мышления и понимания мира, которые формируются у учеников в процессе обучения. Они включают в себя различные логические операции, способности к абстрактному мышлению, решению проблем и постановке гипотез. Психологические новообразования позволяют учащимся успешно переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно, развивая у них умственные и практические навыки.