Кризис трех лет, причины и коррекция

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Возрастная психология
  • 2626 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 30.07.2014
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Теоретические познания о кризисе трёх лет 5
1.1 Литературные источники о кризисе трёх лет 5
1.2 Характеристика возраста и выделение особенностей 6
1.3 Суть кризиса трёх лет и вредные советы родителям 8
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 9
2. Эмпирические исследования 10
2.1 Методические рекомендации по развитию и коррекции кризиса трёх лет 10
2.2 Модель исследования психологического содержания кризиса трёх лет .16
2.3 Условия развития в кризисе трёх лет 19
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Фрагмент для ознакомления

При этом они увлекаются не всеми подряд предметами, и подтверждают свои познание не обо всех предметах(как это делали дети предыдущей группы), а только теми, которые необходимы им для своей деятельности. Второй шаг был ориентирован на изменение общения малыша и взрослого. Это было сделано потому, что как показано в исследовании Е. Е. Кравцовой вступление в кризис, соединено с изменением общения малыша с взрослым. Учитывая тот факт, что кризис 3-х лет связывается в психологической литературе со способностью малыша преднамеренно отсоединять себя от взрослого, 2-ой шаг был построен на принципе противопоставления, направленном на понимание ребенком себя. Ребенка в различных видах деятельности устанавливали в ситуацию, где взрослый был инициатором отделения себя от малыша. При этом взрослый находился на независимой позиции по отношению к ребенку, которую ярко показывал. Взрослый по желанию малыша начинал деятельность. Если это было строительство из кубиков, то взрослый сходу разделял кубики пополам, доказывая свою деятельность тем, что у каждого должны быть свои кубики. После разделения предметов начинал деятельность самостоятельно, поначалу создавал постройку, а потом включал в нее сюжетные игрушки, тем самым, обыгрывая ее.При этом на первой стадии взрослый сопровождал все свои действия речью, давая вероятность ребенку действовать в зоне ближайшего развития и воплотить полученную с поддержкой взрослого информацию в самостоятельной деятельности.На 2-ой стадии взрослый выражал в речи только главные моменты выполняемой деятельности. Таким образом, с одной стороны, взрослый создавал условия, где бы малыш мог воплотить активность без воспроизведения, а, с иной стороны, задавал некий эталон исполнения того или иного поручения.На третьей стадии малыш самостоятельно мог создавать деятельность, при демонстративном невмешательстве взрослого. Вместе с тем, взрослый так организовывал активность, чтобы малыш, с одной стороны, мог делать самостоятельно от него, а, с иной стороны, мог включить в свою активность те познания и ту информацию, которая еще не стало вхождением уровня его актуального развития. В.: Вот сюда, вниз поставлю огромную дощечку, на нее сверху в любой уголок поставлю по башенку. Башенки желтые, цилиндрические, но нужно же слово, какое трудное ци-лин-дри-чес-ки-е. В один угол- башенку, в другой угол- башенку, в третий угол, в 4-ый угол. Ух, ты красота! Р.: Ребенок смотрит за деятельностью взрослого, из собственных кубиков сооружает башню, ставит один кубик на другой. В.: А сверху поставлю на дощечку желтые цилиндрические башенки. Р.: Берет у себя и становит рядом с собой одну башенку. В.: А на вершине у меня будет шатер, вот таковой голубой, треугольный, большущий. Да у меня прямо дворец для принцессы вышел. Сейчас приедет принцесса в колеснице, посмотрит на дворец и скажет, что она не видела замка в мире прекрасней и перечисляет все детали замка.(Кукла - Барби, маленькая в роли принцессы.) И остается в нем жить, а позже к ней будут на бал приезжать гости.При организации изобразительной деятельности карандаши умышленно давались не в 2-ух отдельных коробках, а в одной большой. Взрослый так же подчеркнуто разделял карандаши и большой листок пополам. Отдавал половину карандашей и половину листа бумаги ребенку и начинал отдельно от малыша деятельность.Сопоставление данных, приобретенных от родителей с результатами этого шага формирующего опыта, приобретенными в дошкольном учреждении показало, что деление малыша от близкого взрослого, переживается им наиболее эмоционально, нежели отделение от взрослого в детском саду. С одной стороны, этот факт позволяет нам говорить о том, что детям в этом возрасте нужно общение с разными взрослыми, поскольку общая активность только с близким взрослым станет мешать выделению себя и своей деятельности. В то же время, с другой стороны, необходимо отыскать те сферы деятельности, в которых отделение малыша от близкого взрослого имело бы минимальные, отрицательные итоги. После проведенного нами разбора мы остановились на бытовой деятельности.Например, мама так делила деятельность с ребенком: я мою посуду, а ты раскладываешь ложки, я складываю вещи в шкаф, а ты убираешь игрушки в коробку... Если малыш чувствовал сильные затруднения, то тогда рядом с ним оказывался кто-то из домашних, который помогал ему улаживать имеющиеся трудности. Дети шестилетнего возраста на этом этапе работы чувствовали трудности в работе с маленькими детьми: они не давали детям вероятность считать действия при оперировании с теми или другими предметами, они если отделялись от малыша, то отделялись полностью, и по крупному счету их не интересовало, что делает малыш рядом с ним.ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕВо второй главе мы рассматривали практическую составную курсовой работы. Мы проанализировали методы помощи детям с «кризисом трёх лет», и ещё больше углубились в это понятие со стороны психологии и педагогики. Также мы исследовали развитие ребёнка в «кризисе трёх лет», то есть как он развивается, и развивается ли он вообще в этот период жизни. И в заключении мы смогли разработать модель психологического содержания кризиса трёх лет.ЗАКЛЮЧЕНИЕЗначение трудности эмоций едва ли нуждаются в обосновании. Какие условия и детерминанты ни определяли бы жизнь и активность человека – внутренне, психологически эффективными они становятся только в том случае, если им удаётся просочиться в сферу его эмоциональных отношений, переломиться и закрепиться в ней. Конституируя в человеке предвзятость, без которой немыслим ни один функциональный его шаг, эмоции со всей очевидностью обнаруживают своё воздействие в разных ситуациях жизнедеятельности.Такая универсальная значимость эмоций обязана проявляться, казалось бы, надёжным залогом как завышенного интереса к ним, так и сравнимо высочайшей ступени их изученности.Как понятно, детство человека – наиболее длительное по отношению ко всем остальным представителям живых существ на Земле. По мере развития науки о ребенке изменялись качественная черта каждого этапа и понятие о длительности детства.Кризисы трехлетнего возраста имеют огромное значение для предстоящего развития ребёнка. Поэтому чрезвычайно принципиально, чтобы взрослые с осознанием, и терпением относились к ребёнку в это время. Для этого рекомендуется избегать крайностей в общении с ребёнком(невозможно всё позволять малышу или всё запрещать). Важно согласовать стиль поведения со всеми членами семьи. Нельзя бросать без интереса то, что проистекает с ребёнком, но при этом нужно попытаться разъяснить ему, что у его родителей и остальных родственников есть остальные дела несчитая заботы о нём. И что в решении некоторых проблем он может посодействовать. Важно давать ребенку делать самостоятельно поручения, чтобы он ощутил свою бесконтрольность. Нужно поощрять его инициативу, вдохновлять к ней(если её нет). Но при этом ребёнок обязан постоянно ощущать помощь и согласие значимого для него взрослого. Нужно помнить, что запрещение и повышение голоса - наиболее неэффективные средства обучения, и попробовать обходиться без них.Когда ребёнок будет чуть- чуть старше, принципиально увеличивать круг знакомств ребёнка, чаще дарить ему поручения, связанные с общением c другими взрослыми и ровесниками. При этом следует закреплять убежденность ребёнка в собственных силах. Но нужно помнить, что ребёнок в собственном поведении и поступках подражает взрослым, и попытаться давать ему хороший личный пример. Однако всё это возможно лишь в том случае, если у ребёнка с взрослым(родителем) установлен тесный эмоциональный контакт.В кризисе 3-х лет проистекает внутренняя перестройка по оси социальных отношений.Негативизм нужно различать от обычного непослушания, а упорство от простой настойчивости, так как предпосылки данных явлений различные: в главном случае - общественные, во втором - аффективные.Кризис 3-х лет протекает как кризис социальных отношений малыша.Дошкольный возраст, как писал выдающийся отечественный психолог А.Н. Леонтьев, - это «период первоначального фактического склада личности».Младший дошкольный возраст – это период первоначального становления личности, период освоения ребенком новых знаний и умений, период активного познания мира.Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности ребенка, его индивидуальности. Традиционно ведущей деятельностью младшего дошкольного возраста считается игра. Именно в игровой форме ребенок познает мир, осваивает новые для себя роли, учится общаться со взрослыми и сверстниками.Л.С. Выготский отмечал, что развитие ребенка есть не что иное, как постоянный переход от одной возрастной ступени к другой. Критические периоды перемежаются стабильными. Кризис, не что иное, как переход на новый, более высокий уровень развития. Психологи выделяют три стабильных периода в развитии ребенка от 0 до 7 лет, каждый стабильный период завершается кризисом: в 1 год, в 3 года и в 6-7-летнем возрасте.Ребенка-дошкольника отличает непосредственность, импульсивность поведения, желание все узнать, яркая эмоциональность. 3 года – это возраст, когда у малыша созревает потребность во взаимодействии с коллективом сверстников.Три детских кризиса – не что иное, как три этапа взросления маленького человека.Задача взрослого – помочь малышу пережить все стадии взросления. Для этого важно понимать, что же именно происходит с вашим малышом.Взаимодействие с 3-х летними детьми осложнено тем, что они проходят через возрастной кризис 3-х лет – кризис становления воли, кризис «Я САМ»СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ«Роль кризиса трех лет в познавательном развитии дошкольника». Автор: Власова З.И, 2007 год.«Возрастные кризисы». Автор: Косякова О.О, 2007 год.«Психологический анализ кризисов возрастного развития». Автор: Поливанова К.Н, 2006 год.«Возрастная и педагогическая психология». Автор: Л.Н. Орлова, 2000 год.«Современные стратегии воспитания». Автор: Будинайте Г.Л, 2004 год.«Педагогика детей раннего возраста». Автор: Галигузова Л.Н, 2007 год. «Психологическое сопровождение ребёнка раннего возраста: из опыта работы. Автор: Е.В. Давыдова, 2008 год.«Детская практическая психология». Автор: Т.Д. Марцинковская, 2004 год.«Развитие личности ребёнка от года до трёх лет». Автор: В. Ильина, 2003 год. «Возраст строптивости. О кризисе трёх лет». Автор: Абросимова Н, 2005 год. «Об общих и специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса трёх лет». Автор: Власова З. И, 2004 год. «Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов». Автор: Волженина Т, 2010 год.«Детские капризы». Автор: Корнеева Е. Н, 2002 год.  «Тренинг общения с ребёнком в период раннего детства». Автор: Лютова Е. К., Монина Г. Б, 2003 год. «Я сам! Упрямый ребёнок: маленькие подсказки для родителей». Автор: Образцова Л. Н, 2010 год.«Психология развития. Словарь». Автор:А. Л. Венгера, 2006 год.«Справочник дошкольного психолога». Автор: Г. А. Широкова, 2006 год.«Психология». Автор: Немов Р.С, 2003 год.«Развитие ребёнка». Автор: Берк Л, 2006 год.«Возрастная психология». Автор: Мухина В.С, 2004 год.«Психология родительства». Автор: Овчарова Р.В, 2004 год.«Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста». Автор: Серебрякова Н.В, 2005 год. «Возрастная психология». Автор: Г.А Кураев, 2002 год. «Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами». Автор: Белогай К. Н. , Сонина Н.А, 2010 год.«Возрастная психология». Автор: Лощенкова Н, 2010 год.«Большой психологический словарь», Автор: Мещеряков Б, 2004 год. «Педагогика детей раннего возраста». Автор: Галигузова Л.Н, 2007 год.«Основы общей психологии». Автор: Рубинштейн С.Л, 2002 год.«Психология и педагогика». Автор: Реан А.А, 2005 год. «Детская психология». Автор: Смирнова Е.О, 2004 год. «Психология материнства». Автор: Филлипова Г.Г, 2007 год.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Роль кризиса трех лет в познавательном развитии дошкольника». Автор: Власова З.И, 2007 год.
2. «Возрастные кризисы». Автор: Косякова О.О, 2007 год.
3. «Психологический анализ кризисов возрастного развития». Автор: Поливанова К.Н, 2006 год.
4. «Возрастная и педагогическая психология». Автор: Л.Н. Орлова, 2000 год.
5. «Современные стратегии воспитания». Автор: Будинайте Г.Л, 2004 год.
6. «Педагогика детей раннего возраста». Автор: Галигузова Л.Н, 2007 год.
7. «Психологическое сопровождение ребёнка раннего возраста: из опыта работы. Автор: Е.В. Давыдова, 2008 год.
8. «Детская практическая психология». Автор: Т.Д. Марцинковская, 2004 год.
9. «Развитие личности ребёнка от года до трёх лет». Автор: В. Ильина, 2003 год.
10. «Возраст строптивости. О кризисе трёх лет». Автор: Абросимова Н, 2005 год.
11. «Об общих и специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса трёх лет». Автор: Власова З. И, 2004 год.
12. «Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов». Автор: Волженина Т, 2010 год.
13. «Детские капризы». Автор: Корнеева Е. Н, 2002 год.
14. «Тренинг общения с ребёнком в период раннего детства». Автор: Лютова Е. К., Монина Г. Б, 2003 год.
15. «Я сам! Упрямый ребёнок: маленькие подсказки для родителей». Автор: Образцова Л. Н, 2010 год.
16. «Психология развития. Словарь». Автор:А. Л. Венгера, 2006 год.
17. «Справочник дошкольного психолога». Автор: Г. А. Широкова, 2006 год.
18. «Психология». Автор: Немов Р.С, 2003 год.
19. «Развитие ребёнка». Автор: Берк Л, 2006 год.
20. «Возрастная психология». Автор: Мухина В.С, 2004 год.
21. «Психология родительства». Автор: Овчарова Р.В, 2004 год.
22. «Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста». Автор: Серебрякова Н.В, 2005 год.
23. «Возрастная психология». Автор: Г.А Кураев, 2002 год.
24. «Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами». Автор: Белогай К. Н. , Сонина Н.А, 2010 год.
25. «Возрастная психология». Автор: Лощенкова Н, 2010 год.
26. «Большой психологический словарь», Автор: Мещеряков Б, 2004 год.
27. «Педагогика детей раннего возраста». Автор: Галигузова Л.Н, 2007 год.
28. «Основы общей психологии». Автор: Рубинштейн С.Л, 2002 год.
29. «Психология и педагогика». Автор: Реан А.А, 2005 год.
30. «Детская психология». Автор: Смирнова Е.О, 2004 год.
31. «Психология материнства». Автор: Филлипова Г.Г, 2007 год.

Вопрос-ответ:

Какие причины вызывают кризис трех лет?

Кризис трех лет вызывается сочетанием различных факторов, таких как физические изменения, эмоциональные переживания и социальные изменения. Он связан с формированием самостоятельности ребенка и его стремлением к независимости от родителей.

Какие особенности выделяются в возрасте трех лет?

В возрасте трех лет выделяются особенности в развитии ребенка, такие как формирование негативистского поведения, стремление к самостоятельности и оппозиционность. Ребенок начинает проявлять интерес к своей индивидуальности и протестовать против внешнего контроля.

Какие неправильные советы могут давать родители в период кризиса трех лет?

Во время кризиса трех лет родители могут давать ребенку неправильные советы, такие как игнорирование его эмоций, насмешки или наказания за проявление негативного поведения. Это может усугубить кризис и привести к дальнейшим проблемам в развитии ребенка.

Какие методические рекомендации помогают в развитии и коррекции кризиса трех лет?

Для развития и коррекции кризиса трех лет рекомендуется активное взаимодействие с ребенком, поощрение его самостоятельности и поддержка его эмоционального развития. Важно также быть терпеливым и понимающим, принимать ребенка таким, какой он есть, и помогать ему в освоении новых навыков и умений.

Какие условия влияют на развитие в кризисе трех лет?

Развитие в кризисе трех лет зависит от таких условий, как эмоциональная поддержка со стороны родителей, социальное окружение, воспитательные методы и степень свободы, которую родители предоставляют ребенку. Также важными факторами являются физическое здоровье ребенка и его индивидуальные особенности.

Каковы причины кризиса трех лет?

Одной из основных причин кризиса трех лет является формирование у ребенка собственной личности и самостоятельности. В этом возрасте дети начинают осознавать себя как отдельные личности и стремятся к независимости. Также на формирование кризиса трех лет влияют изменения в мозге, физическое развитие и социальное окружение.

Какие литературные источники можно использовать для изучения кризиса трех лет?

Существует множество литературных источников, посвященных кризису трех лет. Некоторые из них – книги Карлоса Гонсалеса "Как растить ребенка и оставаться счастливым", Ольги Лаврентьевой "Кризис трех лет. Как вырастить самостоятельного ребенка" и Марии Монтессори "Самостоятельный ребенок". В этих книгах можно найти много полезной информации о причинах, особенностях и методах коррекции кризиса трех лет.

Каким образом проявляются особенности кризиса трех лет?

Кризис трех лет проявляется через оппозиционное поведение, упрямство и непослушание со стороны ребенка. В это время дети стремятся утвердить свою самостоятельность и часто проявляют бунтарское поведение. Они также начинают проявлять интерес к ролевым играм и имитации взрослых.

Какие советы можно дать родителям, чтобы помочь им справиться с кризисом трех лет?

Во время кризиса трех лет родителям стоит быть терпеливыми и понимающими, но при этом устанавливать ясные границы и правила. Важно также позволить ребенку проявлять свою самостоятельность и поддерживать его в этом. Родителям следует также поощрять положительное поведение и наставлять ребенка на путь самостоятельности, при этом избегая излишнего контроля и насилия.

Какие причины кризиса трех лет?

Основные причины кризиса трех лет связаны с развитием ребенка и его стремлением к самостоятельности. В этом возрасте дети начинают осознавать свою индивидуальность и постепенно отделяться от родителей, что может вызвать конфликты и негативное поведение. Также в этот период дети сталкиваются с новыми требованиями и ожиданиями, связанными с поступлением в детский сад или началом обучения в школе. Все эти факторы могут вызывать стресс и эмоциональные срывы у ребенка.

Какова суть кризиса трех лет?

Суть кризиса трех лет заключается в появлении у ребенка желания проявить свою самостоятельность и независимость. Ребенок начинает отделяться от родителей и проявляет сопротивление к их контролю. Он хочет самостоятельно принимать решения, делать все самостоятельно, отказывается от помощи взрослых. В то же время ребенок еще не обладает достаточной самостоятельностью и опытом, поэтому его действия могут быть неадекватными и вызывать конфликты.

Какие существуют модели исследования психологического содержания кризиса трех лет?

В исследовании психологического содержания кризиса трех лет используются разные модели. Одна из них - модель "смешанных эмоций", которая предполагает изучение совокупности эмоций, присутствующих у ребенка в процессе развития. Другая модель - модель "игровой активности", основанная на изучении игровой активности ребенка и ее изменений во время кризиса трех лет. Третья модель - модель "отношений с родителями", которая позволяет изучить взаимоотношения ребенка с родителями в данном возрасте.