Вам нужна курсовая работа?
Интересует Языкознание?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Лингвистические основы изучения морфологических категорий (имен существительных).

  • 23 страницы
  • 7 источников
  • Добавлена 15.07.2011
700 руб. 1 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Лингвистические аспекты формирования понятия о морфологических категориях имени существительного
1.1. Понятие о грамматической категории. Категории имени существительного
1.2. Лингвистические основы обучения грамматике в начальной школе
Глава 2. Особенности обучения категориям имени существительного в специальной (коррекционной) школе
2.1. Особенности обучения грамматике в коррекционной школе
2.2. Методические основы изучения категорий имени существительного в коррекционной школе
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

При этом роль осознания возрастает по мере усложнения материала, наблюдения и выделения конкретных признаков, присущих изучаемой языковой категории.
Осознанию грамматических категорий помогает использование терминологии: часть слова, название предмета, название признака, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные и т.д.
Четкая последовательность грамматических упражнений, способствующая выработке системности в речевой деятельности учащихся.
Темы «Предмет» и «Название предмета» впервые вводятся во 2 классе. Речевой материал для них отбирается таким образом, чтобы на начальном этапе работы у детей смысл слова «предмет» совпадал с житейским представлением о нем: названия вещей в классе, игрушек, животных. Так, детям предлагают назвать вещи, которые лежат на столе у учителя; посмотреть и назвать предметы, которые находятся в классе.
Целенаправленную работу над формированием навыков правильного использования грамматических категорий следует проводить при изучении слов всех частей речи. В частности, первая грамматическая категория, с которой начинается работа по теме «Названия предметов», — это число имен существительных, как наиболее наглядная и доступная детям категория. Формирование представления о числе и умение точно обозначать его в речи начинается на первом году обучения. С этой целью используются картинки букваря, специальный дидактический материал. Учащимся предлагают сказать, где, например, нарисован шар, а где — шары, назвать картинки с изображением одного и нескольких предметов.
С 3-го класса внимание детей начинают обращать на окончания. Школьники сравнивают, чем различаются картинки, чем отличаются друг от друга записанные слова. В качестве наглядной опоры для наблюдения за изменением слова может быть использована такая таблица, где различия в предметах и словах фиксированы.
Сложность обучения родовой принадлежности имен существительных связана с отсутствием отчетливо выраженного предметного содержания. Исключение составляют слова, обозначающие одушевленные предметы и фиксирующие принадлежность к определенному полу (Ира, Олег, учитель, учительница, тигр, тигрица). Именно с таких слов и начинается ознакомление с родом. Составляя предложения типа «Кого кормила Маша?», «Кого катал Вова?», учащиеся учатся согласовывать существительные и начинают наблюдать за закономерностями их взаимодействий.
Начиная с 3-го класса дети выполняют специальные упражнения: распределяют слова по вопросам с использованием притяжательных местоимений мой, моя. Такие упражнения можно проводить с помощью фотографий родственников детей: «Это чья мама?» «Это чей брат», добавляя затем изображения предметов и животных: «Чей петух? Чья машина?». В 4 классе вводится понятие среднего рода.
Изучение падежных форм и согласование существительных друг с другом начинается с первых дней обучения. Сложность изучения данной грамматической категории связана с ее большей абстрактностью по сравнению с числом и родом имени, разнообразием падежных форм и их функциональной многозначностью.
Начиная с третьего года обучения школьники ведут целенаправленное наблюдение за изменением слов в зависимости от вопроса, учатся ставить морфологические и синтаксические вопросы (над чем? где?), в системе отрабатывают употребление словоформ в различных падежах и значениях.
Выводы к Главе 2:
Основная трудность обучения грамматике в коррекционной школе связана с высокой абстрактностью грамматических правил в сочетании с недостаточным развитием способности учащихся к обобщению. На усвоение грамматики также влияют такие психолого-педагогические факторы, как бедный словарный запас, недостаточный объем внимания и памяти учащихся, механическое запоминание, неумение применять правила на практике.
При изучении категорий имен существительных соблюдаются такие методические требования, как приоритет практических действий над теоретическими, сознательность выполнения действий учащимися, последовательность и систематичность изучения материала.
Заключение
Важность обучения русскому (родному) языку обусловлена его важностью для общего и речевого развития учащихся, от которого зависит успешность дальнейшего школьного обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Изучение имени существительного является одной из ведущих тем в курсе грамматики ввиду разнообразия и важности данной части речи в русском языке, а также разноплановости материала, подлежащего усвоению.
Лингвистической основой изучения имени существительного является учение о частях речи и их морфологических категориях.
В современной лингвистике имя существительное определяется как класс слов с предметным значением, имеющих грамматические категории рода, числа, падежа, способных в предложении быть подлежащим и дополнением, а также определяться прилагательными. Как видно из данного определения, к морфологическим категориям имени существительного относятся род, число, падеж.
Первой категорией, подлежащей усвоению в начальных классах коррекционной школы, является число, далее – род, затем падеж. Это связано со степенью наглядности, однозначности, следовательно – простоты усвоения учащимися.
При обучении грамматическим категориям имени существительного используются игровые и практические занятия, позволяющие оперировать со словами и прослеживать закономерности их согласования и изменения.
Следует также отметить, что усвоение учащимися совокупности грамматических категорий существительного проходит в ходе всех занятий по разным предметам, а также в ходе повседневного общения.
Список литературы
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с. - (Коррекционная педагогика)
Камынина А. А. Современный русский язык. Морфология: Учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов. М.: Изд-во МГУ, 1999
Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения».— М.: Просвещение, 1979. — 431 с., ил.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
Радзиховская В.К. и др. Морфология современного русского языка. – М.: Флинта, 2001. – 500 с.
Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. Ч. 2.: Морфология. Синтаксис / В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др. М., 2001.
Щерба Л.В. О частях речи в русском языке.// Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 97-109.
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с. - (Коррекционная педагогика) – С.10

Камынина А. А. Современный русский язык. Морфология: Учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов. М.: Изд-во МГУ, 1999. – С.40

Радзиховская В.К. и др. Морфология современного русского языка. – М.: Флинта, 2001. – .265.
Камынина А. А. Современный русский язык. Морфология: Учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов. М.: Изд-во МГУ, 1999. – С.52
Камынина А. А. Современный русский язык. Морфология: Учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов. М.: Изд-во МГУ, 1999. – С.40
Радзиховская В.К. и др. Морфология современного русского языка. – М.: Флинта, 2001. – С.188

Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения».— М.: Просвещение, 1979. С.288

Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения».— М.: Просвещение, 1979. С.291

Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с. - (Коррекционная педагогика) – С.205

Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с. - (Коррекционная педагогика) – С.211
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с. - (Коррекционная педагогика) – С.238
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. – С.33

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. – С.50
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с. - (Коррекционная педагогика) – С.235
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с. - (Коррекционная педагогика) – С.240












3

Список литературы
1.Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с. - (Коррекционная педагогика)
2.Камынина А. А. Современный русский язык. Морфология: Учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов. М.: Изд-во МГУ, 1999
3.Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения».— М.: Просвещение, 1979. — 431 с., ил.
4.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
5.Радзиховская В.К. и др. Морфология современного русского языка. – М.: Флинта, 2001. – 500 с.
6.Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. Ч. 2.: Морфология. Синтаксис / В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др. М., 2001.
7.Щерба Л.В. О частях речи в русском языке.// Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 97-109.

КОНСПЕКТ

книга Ф. М. Литвинко

"Методика изучения разделов школьного курса русского языка"

и Выполнил

студентка 4 курса 5 группы

специальности "филология Русский"

Галушкина Марина

Содержание

1. Методика обследования звуковой стороны речи

1.1 Задачи обучения звуковой стороны речи

1.2 Содержание и место работы над звуковой стороной речи

1.3 Образец звука буквенного анализа слова

1.4 Принципы исследования слуховой

1.5 Природа фонетические упражнения

1.6 Типология фонетических упражнений

2. Методика изучения словообразования в школе

2.1 Значение и задачи изучения словообразования в школе

2.2 Словообразовательные понятия, изучаемые в школе

2.3 Принципы методики изучения словообразовательных понятий

2.4 Словообразовательный разбор и разбор слов по составу

2.5 Словообразовательные упражнения

3. Метод изучения морфологии

3.1 Задачи изучения морфологии в школе

3.2 Лингводидактические основы курса морфологии

3.3 Принципы изучения морфологии

3.3.1 Общеметодические принципы

3.3.2 Частнометодические принципы

3.4 Методы изучения морфологии

3.5 Морфологические ошибки

4. Методология изучения текста

4.1 Теоретические (лингвистические и методические) основы изучения русской орфографии

4.2 Особенности изучения орфографии в современном школьном курсе русского языка

4.3 Работа над орфограммой и орфографическим правилом

4.4 Практические методы понимания знаний и формирования навыков правописания

4.5 Повторение, обобщение и систематизация орфографического материала, совершенствование орфографических навыков

4.6 Предупреждение орфографических ошибок

4.7 Учет, анализ и классификация орфографических ошибок

4.8 Грубые и негрубые орфографические ошибки

5. Методика изучения синтаксиса

5.1 Задачи изучения синтаксиса в школе

5.2 Лингводидактические основы курса синтаксиса

5.3 Практические методы распознавания членов предложения

5.4 Принципы изучения синтаксиса

5.5 Этапы освоения синтаксического понятия

5.6 Методы изучения синтаксиса

5.7 Синтаксические упражнения

6. Методология исследования препинания

Узнать стоимость работы