Вам нужна курсовая работа?
Интересует Языкознание?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Лингвистические основы изучения морфологических категорий (имен существительных).

  • 23 страницы
  • 7 источников
  • Добавлена 15.07.2011
700 руб. 1 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Лингвистические аспекты формирования понятия о морфологических категориях имени существительного
1.1. Понятие о грамматической категории. Категории имени существительного
1.2. Лингвистические основы обучения грамматике в начальной школе
Глава 2. Особенности обучения категориям имени существительного в специальной (коррекционной) школе
2.1. Особенности обучения грамматике в коррекционной школе
2.2. Методические основы изучения категорий имени существительного в коррекционной школе
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

При этом роль осознания возрастает по мере усложнения материала, наблюдения и выделения конкретных признаков, присущих изучаемой языковой категории.
Осознанию грамматических категорий помогает использование терминологии: часть слова, название предмета, название признака, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные и т.д.
Четкая последовательность грамматических упражнений, способствующая выработке системности в речевой деятельности учащихся.
Темы «Предмет» и «Название предмета» впервые вводятся во 2 классе. Речевой материал для них отбирается таким образом, чтобы на начальном этапе работы у детей смысл слова «предмет» совпадал с житейским представлением о нем: названия вещей в классе, игрушек, животных. Так, детям предлагают назвать вещи, которые лежат на столе у учителя; посмотреть и назвать предметы, которые находятся в классе.
Целенаправленную работу над формированием навыков правильного использования грамматических категорий следует проводить при изучении слов всех частей речи. В частности, первая грамматическая категория, с которой начинается работа по теме «Названия предметов», — это число имен существительных, как наиболее наглядная и доступная детям категория. Формирование представления о числе и умение точно обозначать его в речи начинается на первом году обучения. С этой целью используются картинки букваря, специальный дидактический материал. Учащимся предлагают сказать, где, например, нарисован шар, а где — шары, назвать картинки с изображением одного и нескольких предметов.
С 3-го класса внимание детей начинают обращать на окончания. Школьники сравнивают, чем различаются картинки, чем отличаются друг от друга записанные слова. В качестве наглядной опоры для наблюдения за изменением слова может быть использована такая таблица, где различия в предметах и словах фиксированы.
Сложность обучения родовой принадлежности имен существительных связана с отсутствием отчетливо выраженного предметного содержания. Исключение составляют слова, обозначающие одушевленные предметы и фиксирующие принадлежность к определенному полу (Ира, Олег, учитель, учительница, тигр, тигрица). Именно с таких слов и начинается ознакомление с родом. Составляя предложения типа «Кого кормила Маша?», «Кого катал Вова?», учащиеся учатся согласовывать существительные и начинают наблюдать за закономерностями их взаимодействий.
Начиная с 3-го класса дети выполняют специальные упражнения: распределяют слова по вопросам с использованием притяжательных местоимений мой, моя. Такие упражнения можно проводить с помощью фотографий родственников детей: «Это чья мама?» «Это чей брат», добавляя затем изображения предметов и животных: «Чей петух? Чья машина?». В 4 классе вводится понятие среднего рода.
Изучение падежных форм и согласование существительных друг с другом начинается с первых дней обучения. Сложность изучения данной грамматической категории связана с ее большей абстрактностью по сравнению с числом и родом имени, разнообразием падежных форм и их функциональной многозначностью.
Начиная с третьего года обучения школьники ведут целенаправленное наблюдение за изменением слов в зависимости от вопроса, учатся ставить морфологические и синтаксические вопросы (над чем? где?), в системе отрабатывают употребление словоформ в различных падежах и значениях.
Выводы к Главе 2:
Основная трудность обучения грамматике в коррекционной школе связана с высокой абстрактностью грамматических правил в сочетании с недостаточным развитием способности учащихся к обобщению. На усвоение грамматики также влияют такие психолого-педагогические факторы, как бедный словарный запас, недостаточный объем внимания и памяти учащихся, механическое запоминание, неумение применять правила на практике.
При изучении категорий имен существительных соблюдаются такие методические требования, как приоритет практических действий над теоретическими, сознательность выполнения действий учащимися, последовательность и систематичность изучения материала.
Заключение
Важность обучения русскому (родному) языку обусловлена его важностью для общего и речевого развития учащихся, от которого зависит успешность дальнейшего школьного обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Изучение имени существительного является одной из ведущих тем в курсе грамматики ввиду разнообразия и важности данной части речи в русском языке, а также разноплановости материала, подлежащего усвоению.
Лингвистической основой изучения имени существительного является учение о частях речи и их морфологических категориях.
В современной лингвистике имя существительное определяется как класс слов с предметным значением, имеющих грамматические категории рода, числа, падежа, способных в предложении быть подлежащим и дополнением, а также определяться прилагательными. Как видно из данного определения, к морфологическим категориям имени существительного относятся род, число, падеж.
Первой категорией, подлежащей усвоению в начальных классах коррекционной школы, является число, далее – род, затем падеж. Это связано со степенью наглядности, однозначности, следовательно – простоты усвоения учащимися.
При обучении грамматическим категориям имени существительного используются игровые и практические занятия, позволяющие оперировать со словами и прослеживать закономерности их согласования и изменения.
Следует также отметить, что усвоение учащимися совокупности грамматических категорий существительного проходит в ходе всех занятий по разным предметам, а также в ходе повседневного общения.
Список литературы
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с. - (Коррекционная педагогика)
Камынина А. А. Современный русский язык. Морфология: Учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов. М.: Изд-во МГУ, 1999
Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения».— М.: Просвещение, 1979. — 431 с., ил.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
Радзиховская В.К. и др. Морфология современного русского языка. – М.: Флинта, 2001. – 500 с.
Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. Ч. 2.: Морфология. Синтаксис / В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др. М., 2001.
Щерба Л.В. О частях речи в русском языке.// Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 97-109.
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с. - (Коррекционная педагогика) – С.10

Камынина А. А. Современный русский язык. Морфология: Учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов. М.: Изд-во МГУ, 1999. – С.40

Радзиховская В.К. и др. Морфология современного русского языка. – М.: Флинта, 2001. – .265.
Камынина А. А. Современный русский язык. Морфология: Учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов. М.: Изд-во МГУ, 1999. – С.52
Камынина А. А. Современный русский язык. Морфология: Учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов. М.: Изд-во МГУ, 1999. – С.40
Радзиховская В.К. и др. Морфология современного русского языка. – М.: Флинта, 2001. – С.188

Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения».— М.: Просвещение, 1979. С.288

Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения».— М.: Просвещение, 1979. С.291

Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с. - (Коррекционная педагогика) – С.205

Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с. - (Коррекционная педагогика) – С.211
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с. - (Коррекционная педагогика) – С.238
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. – С.33

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. – С.50
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с. - (Коррекционная педагогика) – С.235
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с. - (Коррекционная педагогика) – С.240












3

Список литературы
1.Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с. - (Коррекционная педагогика)
2.Камынина А. А. Современный русский язык. Морфология: Учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов. М.: Изд-во МГУ, 1999
3.Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения».— М.: Просвещение, 1979. — 431 с., ил.
4.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
5.Радзиховская В.К. и др. Морфология современного русского языка. – М.: Флинта, 2001. – 500 с.
6.Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. Ч. 2.: Морфология. Синтаксис / В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др. М., 2001.
7.Щерба Л.В. О частях речи в русском языке.// Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 97-109.

У нас вы можете заказать