Расширение торгово-экономических отношений России со странами СНГ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика
  • 3434 страницы
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 22.07.2011
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
Глава 1. Особенности внешнеэкономической политики России и место в ней стран СНГ
Глава 2. Значение для России интеграционных процессов на пространстве СНГ
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Отсюда завышенные ожидания в отношении Содружества как новой формы объединения бывших республик СССР и естественное разочарование. СНГ не стало, да и не могло стать, ни конфедерацией, ни сложившимся интеграционным объединением.
Хотя у новых постсоветских государств все еще сохраняются ряд унаследованных от СССР черт, которые по-прежнему роднят их между собой, нельзя не считаться с тем, что после распада Советского Союза каждая из бывших советских республик пошла своей дорогой. Ни одна из них не желает вернуться в прошлое путем воссоединения в одно государство и даже в обмен на восстановление хозяйственных связей и экономическую помощь со стороны России снова оказаться в подчинении прежнего центра, утратив свою независимость. Поэтому речь могла идти не о реинтеграции, а только об интеграции на принципиально иной, «мягкой» основе, то есть о добровольном восстановлении разрушенных экономических и иных связей (естественно, только тех, которые в свое время себя оправдали), на условиях сохранения суверенитета, полного равенства и взаимной выгоды [16].
В целом в контексте интеграционных процессов экономическое сотрудничество занимало центральное место в первые годы существования СНГ, в котором за это время удалось добиться определенных результатов, в частности был создан и до сих пор функционирует Координационно-консультативный комитет СНГ для согласования действий в сфере экономического развития; было достигнуто соглашение о формировании единой экономической системы Содружества и создании Междугороднего экономического комитета (МЭК); до сих пор предпринимаются попытки перехода в рамках СНГ к общему рынку, где бы свободно перемещались товары, услуги, капиталы и рабочая сила; происходит юридическое оформление единого торгового пространства стран Содружества [16].
Бывшие республики СССР достаточно быстро пришли к пониманию, что ни одна из них не сможет в результате очевидной экономической несамостоятельности выбраться из экономического кризиса, если от них будут искусственно отсечены энергоносители России, машиностроительные и металлургические предприятия Украины, марганцевые шахты Грузии, хлопок республик Средней Азии. Опыт пятилетнего развития Содружества Независимых Государств показал, что обретение его членами политической независимости недостаточно для достижения позитивных сдвигов в социально-экономической сфере. По признанию президента Узбекистана И. Каримова, это теперь понимают во всех республиках, в экономическом плане главное - быстрее восстановить разорванные связи [4, c. 9].
Стремясь придать новый импульс процессу интеграции СНГ, Совет глав правительств в Москве в октябре 1996 года рассмотрел и принял конкретные решения по вопросам формирования транснациональных промышленных групп, создания общей транспортной системы, отладки торгово-экономического и платежно-расчетного механизмов [16]. В 2000 году завершились переговоры на пространстве СНГ о создании Таможенного союза между пятью государствами - Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном, Таджикистаном и Россией (ЕврАзЭС), в котором Украина и Молдавия являются наблюдателями.
В октябре 1996 года был создан Совет министров финансов - межгосударственный орган стран Содружества, который начал осуществлять согласование и взаимную координацию налоговой и бюджетной политики, определять принципы взаимодействия на рынке ценных бумаг и унифицировать национальные законодательные акты в этой области [16].
ЕврАзЭС ставит в качестве своих приоритетных целей формирование общих границ в таможенной сфере между участниками данной международной экономической организации [25, c. 60]. Кроме того, страны-члены согласились вырабатывать единую внешнеэкономическую политику, а также другие элементы, которые предусматривает экономическая интеграция.
Одним из главных «конкурентов» ЕврАзЭС на пространстве СНГ выступает ГУАМ, которая также является интеграционным объединением, ставящим перед собой цели в сфере экономики и политики. Данная структура является более политизированной в отличие от ЕврАзЭС, так как создавалась с помощью таких крупнейших международных игроков как Соединенные Штаты и Европейский Союз.
ГУАМ была создана в октябре 1997 года четырьмя государствами СНГ - Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией. В 1999 году к ним присоединился Узбекистан и организация стала называться ГУУАМ (по первым буквам названия государств), однако спустя шесть лет покинул это региональное объединение (в 2005 году).
ЕврАзЭС и ГУАМ были созданы, так как всем государствам пространства СНГ не удалось найти понимания в общности интересов (хотя они, безусловно, были) и развивать экономические интеграционные объединения с участием всех стран региона. Здесь определяющая роль осталась за политическим фактором, который сводился к формированию недружественных отношений, в частности, между Россией и Грузией, сложны отношения России и с Украиной. К тому же противоречия с РФ подогревались и со стороны США, которые заинтересованы в занятии также положения силы, которая оказывает влияние на развитие обстановки в регионе.
Поэтому на современном этапе в регионе происходит две тенденции. Во-первых, продолжаются попытки по сохранению интеграционных тенденций между всеми государствами СНГ, в частности, идет работа Исполнительного комитета СНГ, в 2007 году была принята Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств [12], где участники СНГ смогли совместными усилиями сформулировать единую систему приоритетов. Во-вторых, набирают силы тенденции развития и так называемого «субрегионального» сотрудничества, к которому и относится работа ГУАМ и ЕврАзЭС. Эти группы государств сформированы вокруг своих узких интересов, а механизмы взаимодействия развивают одни и те же – сотрудничество в сфере экономики, военно-политической области и т.д.
Формирование зоны свободной торговли на территории (ЗСТ) СНГ является ключевым звеном для дальнейшего общего тесного экономического развития всех стран постсоветского пространства. Данный вопрос не вызывает сомнений ни у одного государства-участника.
Еще при создании СНГ главной задачей стаяло создание сохранение единого экономического пространства. Однако в связи с тем, что это было время, когда государства содружества разрабатывали свои национальные законодательства и приоритеты, то на раннем этапе два этих процесса оказались несовместимы. На сегодняшний день предпринимаются усилия для изменения ситуация в сторону гармонизации, процесс создания зоны свободной торговли идет, хотя и медленно.
Таким образом, можно констатировать, что на современном этапе государства постсоветского пространства осознают общность экономических интересов, это служит важным фактором развития не только двусторонних контактов в сфере экономики и торговли, но также и на общерегиональном уровне – речь идет о процессах интеграции, которые имеют большие перспективы.




Заключение

Когда произошел распад Советского Союза, большая часть населения его республик была не готова к этому психологически, поэтому создание Содружества Независимых Государств сыграло роль важного психологического амортизатора.
Так, главной функцией СНГ стала структуризация большей части постсоветского пространства. Возникшие независимые государства изначально столкнулись с объективной необходимостью поиска своей своего места на международной арене.
Центральное место в контексте интеграционных процессов занимают вопросы экономического сотрудничества, взаимодействие в области безопасности, политические отношения и др.
Регион Содружества является ключевым направлением внешней политики России, что отражено во всех ее ключевых документах. Подтверждают эти намерения и конкретные действия российских государственных органов, которые активно развивают контакты по различным направлениям.
В частности, в экономической области было достигнуто соглашение о формировании единой экономической системы Содружества и создании Междугороднего экономического комитета; до сих пор предпринимаются попытки перехода в рамках СНГ к общему рынку, где бы свободно перемещались товары, услуги, капиталы и рабочая сила; происходит юридическое оформление единого торгового пространства стран СНГ.
Дальнейшие перспективы развития СНГ выглядят положительно, что обусловлено желанием государств-участников активизировать процесс своего сотрудничество по целому комплексу вопросов.
Список использованных источников и литературы

Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России. Под ред. С.А. Ситаряна. М.: Наука, 2003. 327 с.
Барковский А.Н. Вариантные сценарии развития внешнеторгового оборота Российской Федерации до 2025 г. // Проблемы прогнозирования. 2004. №5. С.130-131.
Барковский А.Н., Оболенский В.П. Внешнеэкономическая политика России в глобальном экономическом пространстве // Россия и современный мир. 2005. №3. С. 23-39.
Богатуров А.Д., Давыдов Ю.П., Дребенцов В.В. «Славянский фактор»: межславянские отношения в середине 90-х годов. М., 1995.
Богомолов О. Сложный путь интеграции России в мировую экономику // Мировая экономика и международные отношения. 2003. №9. С. 3-12.
Внешнеэкономические проблемы перехода России на инновационный путь развития. Под ред. С.А. Ситаряна. М.: Наука, 2003. 252 с.
Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. М.: ВНИКИ, 2004. Вып. 2. 90 c.
Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России. Под ред. И.П. Фаминского. М.: Республика, 2004. 448 с.
ГТК России // URL: http://www.customs.ru
Долгов С.И. Внешнеэкономическая деятельность и валютные операции. М.: Экономика, 2001. 445 с.
Зевин Л. Эволюция постсоветского экономического пространства // Общество и экономика. 2008. №3-4. С. 197-215.
Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств // URL: http://cis.minsk.by/main.aspx?uid=10182
Кулишер И.М. Основные вопросы международной торговой политики. М., Челябинск: Социум, 2008. 479 с.
Мау В.А. Посткоммунистическая Россия в постиндустриальном мире: проблемы догоняющего развития // Вестник Российской экономической академии. 2004. №4. С. 13-32.
Минаева Н.В. Экономические реформы советской и постсоветской России. М.: Высший институт управления, 2004. 87 с.
Москвин Л.Б. СНГ: тенденции и итоги развития интеграции // URL: http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2004/06/23/0000163129/005Moskvin.pdf
Нефть. Газ. Строительство. 2000. Сентябрь. С. 27-34.
Оболенский В.П. Внешнеэкономические связи России: возможности качественных изменений. М.: Наука, 2003. 197 с.
Оболенский В.П. Внешняя торговля и промышленность России в условиях повышения мировых цен на нефть // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. №2 (Февраль).
Петраков Н.Я. Актуальные проблемы стратегического развития российской экономики // Проблемы теории и практики управления. 2003. №1. С.15-21.
Поляков В.В. Сырьевые отрасли еще долгие годы останутся основным «локомотивом» развития не только экспорта, но и совершенствования отраслевой структуры российской экономики в целом: (Макроэкономический прогноз на период до 2050 г.) // Внешнеэкономический бюллетень. 2005. №9. С. 19-31.
Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2003. 17 мая.
Программа Правительства РФ «Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу» // URL: http://www.rusimpex.ru/index1.htm?varurl=Content/Law/
Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX–XX вв. СПб.: Наука, 1998.
Социально-экономические и политические процессы на постсоветском пространстве: проблемы развития стран СНГ. Под ред. В.И. Дашичева. М.: ЛКИ, 2008.
Спартак А.Н. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 2008. №5. С. 3-18.
Спартак А.Н. Проблемы развития экспорта и формирования международной специализации России в переходный период // Внешнеэкономический бюллетень. 2002. №11. С. 31-38.
Спартак А.Н. Россия в международном разделении труда: выбор конкурентоспособной стратегии. М.: Макс Пресс, 2004. 521 с.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года №537 // URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html
Тимошенко О.П. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Новосибирск: НГАСУ, 2002.
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Российская газета. 18 декабря.
Шишков Ю. Внешнеэкономические связи в ХХ в. – от упадка к глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 2001. №8. С. 14-21.
Шныров А. Энергетический фактор во внешней политике России // URL: http://www.rau.su/observer/N9-10_2004/9-10_05.HTM


Приложение
Таблица 1. Основные показатели внешней торговли России в 1992-2008 года
Год Внешнеторговый оборот, млн. долл. Экспорт, млн. долл. % к
периоду
преды-
дущего года Импорт, млн. долл. % к
периоду
преды-
дущего года Сальдо баланса 1992 96803 54236 - 42567 - 11669 1993 95232 59177 109,1 36055 84,7 23122 1994 105523 66862 113 38661 107,2 28201 1995 126578 79869 119,4 46709 120,8 33160 1996 131500 84900 106,3 46600 99,8 38300 1997 140193,7 86626,6 102 53567,1 114,9 33059,5 1998 116615,7 72537,5 83,7 44078,2 82,3 28459,3 1999 103162,8 72885,2 100,5 30277,6 68,7 42607,6 2000 136565,3 102796,3 141 33769 111,5 69027,3 2001 141850,9 99969,6 97,2 41881,3 124 58088,3 2002 152885 106712 106,7 46173 110,2 60539 2003 191002,2 133655,7 126,7 57346,5 124,8 76309,2 2004 257122,1 181532,2 135,8 75589,9 131,8 105942,3 2005 339857,4 241352,1 132,9 98505,3 130,4 142846,9 2006 439523,7 301976,1 125,1 137547,6 139,3 164428,5 2007 551684,1 351930 117 199754,1 144,9 152765,4 2008 734991,6 468073,2 133 266918,4 133,6 201154,9

Таблица 2. Географическая структура экспорта и импорта России, 1992-1998 года, млн. долл.
Год Страны дальнего зарубежья Страны ближнего зарубежья Экспорт / доля в общем экспорте Импорт / доля в общем импорте Сальдо Экспорт / доля в общем экспорте Импорт / доля в общем импорте Сальдо 1992 42376,3 36983,9 5392,4 11860 5582,8 6277,2 1993 44297,4 26806,7 17490,7 14880 9248,7 5631,3 1995 65607 33117 32490 14262,1 13592 670,1 1997 69959 39365 30594 16668 14203 2465 1998 58937 32791 26146 13601 11287 2314

Таблица 3. Географическая структура внешнеторгового оборота России, 2000-2008 года, млн. долл.
2000* 2001 ** 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Европа Великобритания 3919,4 3882,6 4862,2 4922,5 6361,5 7707,5 11056,3 14070,3 16674,4 ФРГ 9310 10892,1 14560,6 14658,3 18532 23857,8 33008,3 42962,2 52880,4 Италия 6149,9 6856,2 9638,2 9669,2 10920,4 15285 23468,8 30815,4 36066,6 Нидерланды 3784,8 4366,9 8268,6 8589,4 9931,6 16647,2 26555,4 38568,9 46736,8 Финляндия 3031,2 3361,2 4420,1 4454,5 6173,4 8164 10750,9 13195 15777,4 Франция 2187,9 2660,7 4529,6 4555 5837,4 7496,1 9784 13537,8 16450,1 Польша 3685 3980,9 5004,2 5019,9 6333,9 8009,8 11369,8 14890,2 17929,2 Швейцария 3183,9 2000,1 5760,6 5777,1 6344,1 8355,2 11649,3 13458,5 15270,8 Америка США 5381,6 5641,8 6914,6 6968,3 7177,8 9824,4 10886,6 15043,1 17804,8 Азия Япония 2380,1 2693,3 2772,3 2783,6 4304,4 7344,8 9573,8 12244,6 20380,6 Китай 3673,3 4942,9 9182,1 9238,1 11566,3 14851,3 20312,3 28668,4 40319,5 Турция 2459,1 2738,8 4071,1 4087,2 5735,5 8671,3 12573,6 17043,3 22712,1 СНГ Белоруссия 6709,6 6763,2 9896,4 9899,4 12481,8 17704,1 15833,9 19944,3 26083,5 Казахстан 3187,1 3636,3 4346,3 4348,8 5754,5 8092,7 9758,6 12806,7 16543,3 Украина 6169,6 6907,3 9060,5 9115,3 12035,3 16870,7 20220,9 24221 29754,9 * - указанны данные за первые 9 месяцев 2000 г.
** - указанные данные за первые 9 месяцев 2001 г.

Составлено по данным таможенной статистики ГТК России // URL: http://www.customs.ru
Составлено по данным таможенной статистики ГТК России // URL: http://www.customs.ru
Составлено по данным таможенной статистики ГТК России // URL: http://www.customs.ru












28


1.Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России. Под ред. С.А. Ситаряна. М.: Наука, 2003. 327 с.
2.Барковский А.Н. Вариантные сценарии развития внешнеторгового оборота Российской Федерации до 2025 г. // Проблемы прогнозирования. 2004. №5. С.130-131.
3.Барковский А.Н., Оболенский В.П. Внешнеэкономическая политика России в глобальном экономическом пространстве // Россия и современный мир. 2005. №3. С. 23-39.
4.Богатуров А.Д., Давыдов Ю.П., Дребенцов В.В. «Славянский фактор»: межславянские отношения в середине 90-х годов. М., 1995.
5.Богомолов О. Сложный путь интеграции России в мировую экономику // Мировая экономика и международные отношения. 2003. №9. С. 3-12.
6.Внешнеэкономические проблемы перехода России на инновационный путь развития. Под ред. С.А. Ситаряна. М.: Наука, 2003. 252 с.
7.Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. М.: ВНИКИ, 2004. Вып. 2. 90 c.
8.Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России. Под ред. И.П. Фаминского. М.: Республика, 2004. 448 с.
9.ГТК России // URL: http://www.customs.ru
10.Долгов С.И. Внешнеэкономическая деятельность и валютные операции. М.: Экономика, 2001. 445 с.
11.Зевин Л. Эволюция постсоветского экономического пространства // Общество и экономика. 2008. №3-4. С. 197-215.
12.Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств // URL: http://cis.minsk.by/main.aspx?uid=10182
13.Кулишер И.М. Основные вопросы международной торговой политики. М., Челябинск: Социум, 2008. 479 с.
14.Мау В.А. Посткоммунистическая Россия в постиндустриальном мире: проблемы догоняющего развития // Вестник Российской экономической академии. 2004. №4. С. 13-32.
15.Минаева Н.В. Экономические реформы советской и постсоветской России. М.: Высший институт управления, 2004. 87 с.
16.Москвин Л.Б. СНГ: тенденции и итоги развития интеграции // URL: http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2004/06/23/0000163129/005Moskvin.pdf
17.Нефть. Газ. Строительство. 2000. Сентябрь. С. 27-34.
18.Оболенский В.П. Внешнеэкономические связи России: возможности качественных изменений. М.: Наука, 2003. 197 с.
19.Оболенский В.П. Внешняя торговля и промышленность России в условиях повышения мировых цен на нефть // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. №2 (Февраль).
20.Петраков Н.Я. Актуальные проблемы стратегического развития российской экономики // Проблемы теории и практики управления. 2003. №1. С.15-21.
21.Поляков В.В. Сырьевые отрасли еще долгие годы останутся основным «локомотивом» развития не только экспорта, но и совершенствования отраслевой структуры российской экономики в целом: (Макроэкономический прогноз на период до 2050 г.) // Внешнеэкономический бюллетень. 2005. №9. С. 19-31.
22.Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2003. 17 мая.
23.Программа Правительства РФ «Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу» // URL: http://www.rusimpex.ru/index1.htm?varurl=Content/Law/
24.Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX–XX вв. СПб.: Наука, 1998.
25.Социально-экономические и политические процессы на постсоветском пространстве: проблемы развития стран СНГ. Под ред. В.И. Дашичева. М.: ЛКИ, 2008.
26.Спартак А.Н. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 2008. №5. С. 3-18.
27.Спартак А.Н. Проблемы развития экспорта и формирования международной специализации России в переходный период // Внешнеэкономический бюллетень. 2002. №11. С. 31-38.
28.Спартак А.Н. Россия в международном разделении труда: выбор конкурентоспособной стратегии. М.: Макс Пресс, 2004. 521 с.
29.Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года №537 // URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html
30.Тимошенко О.П. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Новосибирск: НГАСУ, 2002.
31.Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Российская газета. 18 декабря.
32.Шишков Ю. Внешнеэкономические связи в ХХ в. – от упадка к глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 2001. №8. С. 14-21.
33.Шныров А. Энергетический фактор во внешней политике России // URL: http://www.rau.su/observer/N9-10_2004/9-10_05.HTM


Вопрос-ответ:

Какие особенности есть во внешнеэкономической политике России?

Во внешнеэкономической политике России присутствует стремление к расширению торгово-экономических отношений со странами СНГ.

Какое место занимают страны СНГ во внешнеэкономической политике России?

Страны СНГ занимают важное место во внешнеэкономической политике России, так как являются приоритетными партнерами для экономического сотрудничества.

Какое значение имеют интеграционные процессы на пространстве СНГ для России?

Интеграционные процессы на пространстве СНГ имеют большое значение для России, так как способствуют развитию торгово-экономических отношений, укреплению внешнеэкономических связей и расширению экспорта.

Почему ожидания относительно Содружества не оправдались?

Ожидания относительно Содружества не оправдались по причине того, что СНГ не стало ни конфедерацией, ни сложившимся интеграционным объединением.

Какие есть источники и литература, которые использовались для написания статьи?

Список использованных источников и литературы не указан в статье.

Каковы особенности внешнеэкономической политики России и какое место занимают в ней страны СНГ?

Особенности внешнеэкономической политики России включают стремление к развитию и расширению торгово-экономических отношений с другими странами, в том числе со странами СНГ. Внутри СНГ Россия занимает особое положение, как крупнейшая экономика и потенциально важный торговый партнер для других стран.

Какое значение имеют интеграционные процессы в СНГ для России?

Интеграционные процессы в СНГ имеют большое значение для России, так как они позволяют укрепить экономические и политические связи с другими странами, создать условия для более эффективной торговли и сотрудничества. Они также способствуют улучшению инвестиционного климата и расширению доступа к рынкам других стран СНГ.

Почему ожидания относительно Содружества не оправдались?

Ожидания о создании Содружества как новой формы объединения бывших республик СССР были завышены, так как СНГ не стала ни конфедерацией, ни полноценным интеграционным объединением. Это оказало некоторое разочарование, так как многие рассчитывали на более глубокую интеграцию и сотрудничество между странами. Однако, несмотря на это, СНГ остается важной платформой для диалога и сотрудничества между государствами СНГ.

Какие страны СНГ являются наиболее важными торговыми партнерами России?

Наиболее важными торговыми партнерами России в СНГ являются Казахстан, Беларусь и Украина. Эти страны имеют с Россией обширные торгово-экономические связи и сотрудничают в различных сферах, таких как энергетика, транспорт, сельское хозяйство и другие.