Специфика консультирования подростков.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психологическое консультирование
  • 2020 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 25.03.2011
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Влияние возрастных особенностей подростков на особенности их психологического консультирования
1.1. Психологическое консультирование как практика помощи человеку в сложных жизненных ситуациях
1.2. Особенности психологического развития в подростковом возрасте
1.3. Влияние возрастных особенностей подросткового возраста на консультирование подростков.
Глава 2. Примеры индивидуального консультирования подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература

Фрагмент для ознакомления

Постепенно возникающее доверие к одному взрослому (в моем лице) дало начало росту доверия С. ко всему окружению: школе, родителям, друзьям, знакомым. По-настоящему сложными были психологические беседы с родителями С. Цель собеседований с матерью состояла в том, чтобы перевести ее формальные отношения с сыном на уровень теплых, доверительных взаимоотношений двух близких людей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Взаимопонимание между матерью и Стасом возникло не сразу, с трудом мать смогла принять в сыне человека, который имеет свои интересы, переживания или желания. Беседы с родителями С. были направлены на то, чтобы улучшить их отношения. Скорее всего, они уже никогда не будут вместе, болезненный и скандальный развод испортил их отношения. Но необходимо было понять и принять одну простую и одновременно сложную мысль: расходясь, бывшие супруги, если они имеют общих детей, все равно на всю жизнь связаны друг с другом - между ними и около них находятся их дети. По тем или иным вопросам, моральным или материальным, они все равно будут вынуждены и после развода общаться между собой. Поэтому расходиться в жесткой ситуации конфликта - это не только травмировать себя и детей на долгие годы, но и просто действовать неразумно и недальновидно. Да, событие свершилось, был брак, родились дети, и теперь разошедшиеся родители обречены искать пути и способы нормальных человеческих отношений между собой - надо воспитывать общих детей. Необходимо простить друг другу и думать о детях. Вот о чем мы долго и трудно говорили с родителями С. За месяцы моего общения с С. поведение его изменилось. Значительно улучшились дела в школе: он перестал пропускать занятия, стал прилично учиться, увереннее и активнее начал общаться с одноклассниками, нормализовались его взаимоотношения с учителями. Задумывалась и о том, почему это произошло? Ведь никакой "специальной психологической работы" я не проводила, я просто общалась со Стасом и его родителями, общалась по-человечески, скорее не как психолог, а именно как человек, женщина, мать. И я сделала для себя определенные выводы. С подростками нельзя общаться с позиций «психолог-взрослый - подросток-клиент», или «учитель – подросток», или «родитель – подросток». Это унизительно и мучительно для них. С подростками необходимо предельно открыто, доверительно, искренне и честно обсуждать их личные проблемы и вместе с ними искать выходы из сложных проблемных ситуаций. А если сказать точнее, с подростками надо просто дружить и общаться по-человечески, на равных, уважать их интересы, обсуждать их проблемы, спорить с ними и много чего еще делать. Но главное заключается в том, что необходимо не «воспитывать» подростка (в традиционном понимании: регулярно отчитывать за нарушения в поведении и учебе), а проживать с ним вместе и он этого ждет всеми силами своей юной, бескомпромиссной души) те проблемные периоды жизни, которые у него возникают. А такие остропроблемные периоды бывают у всех (именно у всех!) подростков.
Ниже представлен пример консультации с подростком, который плохо владел собой (Н.П. Самоукина [10]), консультация проводилась по обращению самого подростка.
На консультацию к психологу обратился старшеклассник Д. Он рассказал, что периодически у него возникают состояния внутренней напряженности и агрессии, при которых он не может затормозить самого себя. В эти периоды ему хочется ломать, быть сверхактивным, и он не может сдержать себя. Юноша стремится бороться со своими проблемами, но часто испытывает неудачу. Возникающие у него внутренние состояния напряжения прорываются наружу, и он без всякого повода может нагрубить матери, учительнице, совершить асоциальный поступок. После таких действий испытывает чувство стыда, вины и раскаяния. Первая консультация имела две фазы. На первой фазе психолог и Д. обсуждали конкретные ситуации, в которых у юноши возникали состояния внутреннего напряжения и агрессии. Было выявлено, что чаще всего такие состояния юноша переживал после переутомления, недосыпания и астенизации. Первая группа рекомендаций, высказанных психологом, содержала советы следить за своим здоровьем и не допускать моментов переутомления. На второй фазе консультации психолог провел непродолжительный релаксационный сеанс. Были опробованы психотехнические упражнения «Фокусировка» (фокусировка внимания на какой-то из частей своего тела), «Пресс» (представление внутри себя пресса, которые выталкивает энергию).
Случай низкой консультирования по вопросам якобы низкой самооценки представлен в работе Шнейдер Л.Б. [13], на деле за которой оказались другие причины.
Повод – отказ способной девочки участвовать в межшкольной олимпиаде, хотя изначально согласилась и участвовала в тренировках. Запрос зам. директора по науке: «Н. (15 лет, гимназический класс физического профиля) недооценивает свои способности, могла бы успешно выступать в межшкольных олимпиадах, но не уверена в своих силах». Данные от учителей: одноклассники ценят Н. за ум и способности, а также человеческие качества. У Н. есть лучшая подруга М., дружат с младшей школы, дружба крепкая, не сорятся, подруги всегда вместе. Когда учителя предложили Н. участвовать в межшкольной олимпиаде, она сначала согласилась, участвовала в тренировках, но накануне олимпиады отказалась, объяснив свой отказ недостаточными знаниями и страхом опозорить команду. К беседе с психологом отнеслась заинтересованно, хотя пришла не по собственному обращению, а по рекомендации учителей. Отвечала на все вопросы о себе, своей семье, выполнила диагностику. Ее позицию можно было охарактеризовать активное сотрудничество с психологом. Н. Живет вдвоем с мамой. Основное занятие вне учебного времени – прогулки и беседы с подругой М. Никогда не посещала кружки, т.к. не испытывает интереса к внешкольным занятиям, читает мало. Физический класс Н. с М. выбрали по двум причинам: их устраивают учителя и интересный коллектив, большую часть которого составляют мальчики. «Они всегда что-нибудь придумывают, у нас в классе не соскучишься». Н. удовлетворена отношением к ней одноклассников, она считает, что ребята по достоинству оценивают ее положительные качества. Дорожит своей репутацией у одноклассников. В будущем Н. видит себя прежде всего женой и матерью. Выявленная проблема - трудности в принятии решения, дезорганизация деятельности в ситуации повышенной ответственности. Дальнейшая работа строилась в проигрывании развития событий, которые представляются сложными, там, где нужно принимать самостоятельные решения и никто не подскажет в трудную минуту.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе произведено исследование специфики психологического консультирования в подростковом возрасте.
В теоретической части работы дано общее представление о психологическом консультировании как специфическом виде деятельности. Дана характеристика подросткового возраста как стадии возрастного развития человека. Значение подросткового периода в жизни человека - выход ребенка на качественно новую социальную позицию, где формируется и проявляется его сознательное отношение к себе как члену общества. Подростковый возраст выступает как важный момент социального развития, имеющий особую нагрузку в становлении личности. В этот период вырабатывается механизм социальной позиции человека, в дальнейшем выступающей основой взрослой жизни индивида. Главные психологические изменения переходного возраста связаны с открытием собственного внутреннего мира, его богатства и сложности. Интересы взрослеющего человека смещаются от событий и явлений вокруг него к собственному Я, уникальному и неповторимому. Главная потребность возраста - понимание со стороны взрослых и сверстников, принятие. Подростковый возраст - сложный период жизни человека с бурными эмоциональными процессами, множеством переживаний. Он может сопровождаться наличием девиаций в поведении. Особенности подросткового возраста определяют ряд специфических особенностей в консультировании подростков.
В практической части работы приведены примеры форм обращений по проблемам подростков, полные примеры консультирования подростков.



Литература

Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб: Питер, 2007.
Бурменская Г. В. Захарова Е. И., Карабанова О. А., Лебедева Н. Н., Лидерс А. Г. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М.: МПСИ, 2007
Воробьева Л.И., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И. Психологическая роль и место подросткового возраста в онтогенезе // Психология современного подростка. - М., 1987. – с.6-36.
Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. – М.: Издательство института психотерапии, 2000.
Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. СПб: Питер, 2008.
Кочюнас Р., Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999.
Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога. - М.: Эксмо, 2005
Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование. – М.: Смысл, 2005.
Мухина В.С., Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 1999.
Самоукина Н.П. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. - М.: Интор, 1997.
Федосенко Е. В., Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. - СП6: Речь, 2008.
Хухлаева О.В. Психология подростка. – М.: Академия, 2006.
Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование. - М.: Ижица, 2002.















20

Литература

1.Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб: Питер, 2007.
2.Бурменская Г. В. Захарова Е. И., Карабанова О. А., Лебедева Н. Н., Лидерс А. Г. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М.: МПСИ, 2007
3.Воробьева Л.И., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И. Психологиче-ская роль и место подросткового возраста в онтогенезе // Психология совре-менного подростка. - М., 1987. – с.6-36.
4.Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. – М.: Издательство института психотерапии, 2000.
5.Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. СПб: Питер, 2008.
6.Кочюнас Р., Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999.
7.Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практическо-го психолога. - М.: Эксмо, 2005
8.Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование. – М.: Смысл, 2005.
9.Мухина В.С., Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 1999.
10.Самоукина Н.П. Практический психолог в школе: лекции, консуль-тирование, тренинги. - М.: Интор, 1997.
11.Федосенко Е. В., Психологическое сопровождение подростков: сис-тема работы, диагностика, тренинги. - СП6: Речь, 2008.
12.Хухлаева О.В. Психология подростка. – М.: Академия, 2006.
13.Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое кон¬сультирование. - М.: Ижица, 2002.

Вопрос-ответ:

Какие особенности психологического развития у подростков?

В подростковом возрасте наблюдается активное формирование личности, появление новых потребностей и интересов, изменение отношения к себе и окружающим. Также отмечается стремление к самостоятельности, возрастание познавательных способностей и рост эмоциональной чувствительности.

Какие особенности психологического консультирования подростков?

При консультировании подростков необходимо учитывать их особенности: обращение к личности, а не только к проблеме, активное участие подростка в процессе, использование интерактивных методов работы, создание доверительной атмосферы. Также важно учитывать эмоциональную неустойчивость подростков и умение оперировать языком, понятным им.

Какие проблемы могут возникнуть при консультировании подростков?

При консультировании подростков могут возникать проблемы, такие как сложность установления доверительных отношений, непостоянство интересов и мотивации, повышенная эмоциональная реактивность, склонность к экспериментам и рисковому поведению. Также возможны проблемы с самоидентификацией и поиском своего места в обществе.

Какова роль психологического консультирования в решении проблем подростков?

Психологическое консультирование помогает подросткам разобраться в собственных переживаниях и проблемах, а также научиться находить адекватные способы их решения. Консультант помогает подростку осознать свои потребности, развить уверенность в себе и принять собственные решения.

Какова роль доверия в процессе консультирования подростков?

Доверие является основным фактором успешного консультирования подростков. Без установления доверительных отношений подросток не будет готов открыться и поделиться своими проблемами. Психолог должен создать доверительную атмосферу, проявить понимание и поддержку, чтобы подросток почувствовал комфорт и уверенность в процессе консультирования.

Какова специфика консультирования подростков?

Специфика консультирования подростков заключается в учете их возрастных особенностей, таких как стремление к самостоятельности, нестабильность эмоций, формирование своей самооценки. В работе с подростками важно использовать ненавязчивый подход, устанавливать доверительные отношения и помогать им развивать навыки саморегуляции.

Какое влияние оказывают возрастные особенности на психологическое консультирование подростков?

Возрастные особенности, такие как формирование идентичности, противоречивость, стремление к автономии, могут оказывать влияние на психологическое консультирование подростков. Консультант должен быть гибким и готовым адаптировать свои методы и подходы, чтобы эффективно работать с подростками в сложных жизненных ситуациях.

Какие особенности психологического развития наблюдаются в подростковом возрасте?

В подростковом возрасте происходит интенсивное развитие психологических процессов, таких как формирование личности, самооценка, эмоциональная сфера. Подростки сталкиваются с рядом вызовов и задач, таких как поиск своего места в обществе и принятие своего тела. Важно помнить об этих особенностях при проведении психологического консультирования.

Можете привести примеры индивидуального консультирования подростков?

Примеры индивидуального консультирования подростков могут включать такие ситуации, как помощь в преодолении стресса перед экзаменами, консультирование по проблемам с друзьями или семьей, помощь в разрешении конфликтов или поддержка при принятии сложных решений. В индивидуальном консультировании важно создать атмосферу доверия и помочь подростку развить навыки решения проблем и самореализации.