Теория свободного воспитания детей дошкольного возраста в педагогическом наследии Л. Н. Толстого и В. Н. Венцеля

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История педагогики
  • 3030 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 01.05.2011
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


Введение
1. История вопроса
1.1. Появление и развитие идеи свободного воспитания
1.2. Философско-мировоззренческие основы свободного воспитания в России
2. Педагогическая концепция свободного воспитания в трудах Л.Н. Толстого и К.Н. Вентцеля
2.1. Теория свободного воспитания Л.Н. Толстого
2.2. Теория свободного воспитания в трудах К.Н. Вентцеля
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

У К.Н. Вентцеля давно существовала идея создать Великую Хартию Свободы для детей, но реализовать эту идею он смог лишь в 1917 году, когда для Учредительного собрания он написал Декларацию прав ребенка и опубликовал ее в книге «Отделение школы от государства и декларация прав ребенка». Каждый из 18 пунктов Декларации утверждал право детей на свободу, право не подвергаться никакому насилию, с чьей бы стороны оно ни исходило и под какими бы формами ни практиковалось.
Почти все пункты «Декларации» многозначительны и актуальны, например:
1. Каждый ребенок, рождающийся на свет, каково бы ни было социальное положение его родителей, имеет право на существование, то есть ему должна быть обеспечена определенная совокупность жизненных условий, как она устанавливается гигиеною детского возраста, необходимых для сохранения и развития его организма и для успешной борьбы последнего с враждебными жизни влияниями.
3. Каждый ребенок имеет право на свободное развитие заложенных в нем сил, способностей и дарований, то есть право на воспитание и образование, сообразное с его индивидуальностью.
4. Каждый ребенок какого бы возраста он ни был, есть определенная личность, и ни в каком случае не может быть считаем ни собственностью своих родителей, ни общества, ни собственностью государства.
5. Каждый ребенок имеет право выбирать себе ближайших воспитателей и отказываться и уходить от своих родителей, если они оказываются плохими воспитателями.
10. Воспитание и образование на всех его ступенях является свободным даром ребенка. Каждый ребенок имеет право уклониться от того воспитания и образования, которое идет вразрез с его индивидуальностью.
12. Ни один ребенок не должен терпеть стеснения из-за своих убеждений, лишь бы их проявления не нарушали равные права других членов общества.
К сожалению, эта Декларация оказалась невостребованной. Учредительное собрание было разогнано, а Октябрьская революция, установив диктатуру пролетариата, политизировала все стороны жизни общества, в том числе и деятельность школьных учреждений.
К.Н. Вентцель считал, что главным воспитательным методом должен стать метод освобождения творческих сил в ребенке. Сущность его состоит в пробуждении и поддержании в ребенке духа искания, исследования и творчества. Изучение теории воспитания К.Н. Вентцеля дало возможность выделить такие методы, как вовлечение детей в общественно-необходимый производительный труд, организация свободных игр детей, свободных занятий детей искусством, удовлетворение научных запросов детей, организация детского самоуправления, отказ от наказаний, пример педагогов и родителей.

Заключение


Идеи свободной педагогики берут свое начало еще в античности, но действительную практическую разработку они получают в трудах Ж.-Ж. Руссо. Постепенно они проникают в Россию, и во второй половине XIX века отечественная педагогика начинает заниматься активной разработкой концепции свободного воспитания.
Несмотря на наличие определенной традиции в формировании взглядов на свободное воспитание, нельзя сказать, чтобы крупнейшие теоретики этого направления – Л.Н. Толстой и К.Н. Вентцель – в значительной степени опирались на историческую философскую традицию данного подхода. Такая особенность их трудов связана с одной из основополагающих идей самого свободного воспитания. Авторитет в ней осознается как источник материала, и не более. Поклонение авторитетам, их цитирование расцениваются как «иго мудрецов и мыслителей». И К.Н. Вентцель, и Л.Н. Толстой считали, что любая мысль человека должна стать результатом исключительно собственной творческой мысли, поэтому прямое цитирование редко появляется и в их работах.
Исторически первым концепцию свободного воспитания стал формировать Л.Н. Толстой. Его философская мысль строилась, прежде всего, на полемике с существующей системой образования и воспитания. Л.Н. Толстой указывает, что эта система представляет собой насильственное внедрение в природу ребенка нравственных, гражданских и иных принципов, принятых воспитателем и представляемым им обществом. Однако Л.Н. Толстой утверждает, что цель воспитания – это вовсе не формирование покорного члена общества, гражданина с проправительственной политической позицией или даже просто копии своих родителей. Цель воспитания по Толстому – это максимально гармоничное развитие ребенка.
Гармония является одной из центральных категорий в философии и педагогике Л.Н. Толстого. Писатель считает, что ребенок достаточно гармоничен в момент своего рождения, он наделен природной тягой к истине и красоте, поэтому задача воспитателя не напластовать на ребенка новые и новые принципы, нормы поведения, а лишь дать материал для самостоятельного гармоничного развития.
Толстой считает, что тяга к образованию – это тоже естественная особенность человека, поэтому за традиционной школой можно оставить задачу образования при условии, что она не будет даже пытаться воспитывать ребенка традиционными методами.
Недостатком теории Л.Н. Толстого, по мнению К.Н. Вентцеля, является слишком большая степень ее абстрагированности. Абстрактен человек: Толстой рассматривает не конкретного ребенка, а очень отвлеченную философскую модель, в результате его педагогическая теория оказывается малоприменимой на практике. Абстрактна и теория: Л.Н. Толстой разрабатывает в большей степени вопросы формы образования и воспитания, не затрагивая его содержания, и это опять же снижает степень применимости этой теории на практике.
К.Н. Вентцель стремился реализовать идеи свободного воспитания на практике, поэтому его главным достижением можно считать создание инновационного образовательного учреждения «Дом свободного ребенка». К.Н. Вентцель обращал гораздо большее внимание на методику, чем на теорию свободного образования. Он разрабатывает принципы «Дома», определяет список предметов и занятий, распорядок дня и т.д. – пытается построить действующую модель свободного образования.
В отличие от Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцель стремится к максимальному соответствию практики теории. Если Л.Н. Толстой допускал «тонкое насилие» в виде внедрения нравственно-религиозных истин в процессе воспитания, то К.Н. Вентцель считал, что даже такой диктат личности воспитателя над личностью воспитанника недопустим. По мысли К.Н. Вентцеля, воспитательный процесс должен быть организован так, чтобы ребенок сам в творческом поиске ответов на собственные нравственные вопросы сформировал определенные нормы поведения. И только тогда, когда ребенок станет самостоятельной творческой личностью, ему можно предлагать для осмысления религиозные концепции.
Разработка идей свободного воспитания в полном объеме была приостановлена Октябрьской революцией. Курс нового правительства на политизацию всех областей жизни, в том числе (и в первую очередь) образования, начисто разрушил любые стремления к гуманитаризации и демократизации воспитательного процесса.
Отдельные принципы свободного воспитания осмыслялись и советскими педагогами, но это уже была не исключительная концепция, а включение отдельных идей в общую канву учебно-воспитательного процесса.

Список использованной литературы


Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Пророк свободного воспитания / Антология гуманной педагогики. Вентцель. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – С. 5-29.
Вейкшан В.А. Л.Н. Толстой о воспитании и обучении. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. – 144с.
Вентцель К.Н. Детский дом // Антология гуманной педагогики. Вентцель. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – С. 39.
Вентцель К.Н. Деятельность учителя // Антология гуманной педагогики. Вентцель. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – С. 30-38.
Вентцель К.Н. Задача молодого поколения // Антология гуманной педагогики. Вентцель. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – С. 39-53.
Вентцель К.Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществления // Антология гуманной педагогики. Вентцель. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – С. 53-77.
Вентцель К.Н. Культура и воспитание // Антология гуманной педагогики. Вентцель. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – С. 78-85.
Вентцель К.Н. Неотложность осуществления идеи свободного воспитания // Антология гуманной педагогики. Вентцель. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – С. 85-89.
Вентцель К.Н. Нравственное воспитание и свобода // Антология гуманной педагогики. Вентцель. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – С. 89-96.
Вентцель К.Н. Отделение школы от государства // Антология гуманной педагогики. Вентцель. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – С. 97-114.
Вентцель К.Н. Педагог будущего // Антология гуманной педагогики. Вентцель. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – С. 115-119.
Вентцель К.Н. Принцип авторитета // Антология гуманной педагогики. Вентцель. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – С. 120-124.
Вентцель К.Н. Принцип индивидуальности // Антология гуманной педагогики. Вентцель. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – С. 125-141.
Вентцель К.Н. Роль производительного труда в школе будущего // Антология гуманной педагогики. Вентцель. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – С. 142-150.
Вентцель К.Н. Свободное воспитание и семья // Антология гуманной педагогики. Вентцель. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – С. 150-163.
Вентцель К.Н. Современный момент и свободное воспитание. Провозглашение декларации прав ребенка // Антология гуманной педагогики. Вентцель. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – С. 164-167.
Вентцель К.Н. Социализм и свободное воспитание // Антология гуманной педагогики. Вентцель. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – С. 168-179.
Вентцель К.Н. Этика, педагогика и политика // Антология гуманной педагогики. Вентцель. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – С. 179-188.
Гончаров Н.К. Педагогические идеи и практика Л.Н. Толстого // Историко-педагогические очерки. – М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1963. – С. 102-136.
Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / под ред. Н.Л. Селивановой Н.Л. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 336с.
Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 224с.
Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо. – М.: Наука, 2000. – 112с.
Джуринский А.Н. История педагогики и образования. – М.: Владос, 2010. – 400с.
Дружников Ю. Явная и скрытая жизнь К. Вентцеля // Дидакт. – 2000. – 5. – С 14-30.
Егоров С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогике в России. – М.: Просвещение, 1986. – 431с.
Желанова А. Ребенок в педагогической теории и в школьной практике: от древности до наших дней // История. – 1997. – 21. – С. 4-9.
История образования и педагогической мысли. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352с.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века / под ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512с.
Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М. Арсеньева. – М.: Педагогика, 1982. – 702с.
Латышина Д.И. История педагогики и образования. – М.: Гардарики, 2007. – 528с.
Ломунов К.Н. Лев Толстой: Очерк жизни и творчества. – М.: Детская литература, 1984. – 272с.
Матятин О.П. Евангелие от Корчака / Антология гуманной педагогики. Корчак. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – С. 5-12.
Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен / под ред. М.В. Захарченко. – СПб: Алетейя, 2000. – 496с.
Опульская Л.Д. Л.Н. Толстой. – М.: Наука, 1979. – 288с.
Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М.: Просвещение, 2001. – 350с.
Попов В.А. История педагогики и образования. – М.: Академия, 2010. – 208с.
Российское образование: история и современность / под ред. С.Ф. Егорова. – М.: ИТП и МИО РАО, 1994. – 253с.
Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. – М.: Адамант, 2004. – 320с.
Самойличенко Н.В. Идеи свободного воспитания в наследии Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля. – Иркутск, 2000. – 279с.
Свободное воспитание. Хрестоматия / сост. Г.Б. Корнетов. – М.: РОУ, 1995. – 224с.
Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика ненасилия. – М.: МИП «NB Магистр», 1994. – 132с.
Старикова Л.Д. История педагогики и философия образования. – М.: Феникс, 2008. – 448с.
Сухомлинский В.А. Соч. В 3-х т. Т. 1. Сердце отдаю детям. – М.: Педагогика, 1979.– 558с.
Теория и практика школьных воспитательных систем / под ред. Л.И. Новиковой. – М.: Новая школа, 1996. – 160с.
Толстой Л.Н. Божеское и человеческое: Произведения 1903-1910 гг. – М.: Панорама, 1994. – 443 с.
Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 т. Т. 16. – М.: Художественная литература, 1983. – С. 29-66.
Толстой Л.Н. Избранные философские произведения. – М.: Просвещение , 1992. – 528 с.
Толстой Л.Н. Исповедь // Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 т. Т. 16. – М.: Художественная литература, 1983. – С. 106-166.
Толстой Л.Н. Исповедь. В чем моя вера? – Л.: Художественная литература, 1991. – 412 с.
Толстой Л.Н. Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят? // Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 т. Т. 15. – М.: Художественная литература, 1983. – С. 10-34.
Толстой Л.Н. О народном образовании // Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 т. Т. 16. – М.: Художественная литература, 1983. – С. 7-29.
Толстой Л.Н. О языке народных книжек // Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 т. Т. 15. – М.: Художественная литература, 1983. – С. 331-336.
Толстой Л.Н. Об истине, жизни и поведении. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 1040 с.
Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989. – 542с.
Толстой Л.Н. Прогресс и определение образования // Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 т. Т. 16. – М.: Художественная литература, 1983. – С. 66-97.
Толстой Л.Н. Проект устава учебных заведений // Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989. – С.45-46.
Толстой Л.Н. Путь жизни. – М.: Эксмо, 2009. – 448 с.
Толстой Л.Н. Речь о народных изданиях // Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 т. Т. 15. – М.: Художественная литература, 1983. – С. 336-343.


Философия / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Проспект, 2009. – С. 81.
Там же. – С. 105.
Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. – М.: Адамант, 2004. – С. 30.
Там же.
Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989. – С. 57.
Там же.
Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989. – С. 62.
Там же. – С. 64.
Там же. – С. 65.
Там же.
Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989. – С. 78.
Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989. – С. 91.
Там же.
Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989. – С. 231.
Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989. – С. 150.
Там же. – С. 200.
Цит. по: Латышина Д.И. История педагогики и образования. – М.: Гардарики, 2007. – С. 170.
Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989. – С. 70.
Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989. – С. 402-403.
Цит. по: Самойличенко Н.В. Идеи свободного воспитания в наследии Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля. – Иркутск, 2000. – С. 94.
Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад / Антология гуманной педагогики. Вентцель. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – С. 30.
Там же. – С. 33.
Там же.
Там же. – С. 37.
Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад / Антология гуманной педагогики. Вентцель. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – С. 37.
Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад / Антология гуманной педагогики. Вентцель. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – С. 42.
Там же. – С. 49.
Там же. – С. 50.
Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад / Антология гуманной педагогики. Вентцель. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – С. 98.
Там же.
Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад / Антология гуманной педагогики. Вентцель. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – С. 100.
Там же.
Там же.
Цит. по: Латышина Д.И. История педагогики и образования. – М.: Гардарики, 2007. – С. 307.
См.: Латышина Д.И. История педагогики и образования. – М.: Гардарики, 2007. – С. 308-310.









2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Пророк свободного воспитания / Антология гуманной педагогики. Вентцель. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – С. 5-29.
2.Вейкшан В.А. Л.Н. Толстой о воспитании и обучении. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. – 144с.
3.Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад / Антология гуманной педагогики. Вентцель. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – С. 30-216.
4.Гончаров Н.К. Педагогические идеи и практика Л.Н. Толстого // Историко-педагогические очерки. – М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1963. – С. 102-136.
5.Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / под ред. Н.Л. Селивановой Н.Л. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 336с.
6.Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 224с.
7.Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо. – М.: Наука, 2000. – 112с.
8.Джуринский А.Н. История педагогики и образования. – М.: Владос, 2010. – 400с.
9.Дружников Ю. Явная и скрытая жизнь К. Вентцеля // Дидакт. – 2000. – 5. – С 14-30.
10.Егоров С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогике в России. – М.: Просвещение, 1986. – 431с.
11.Желанова А. Ребенок в педагогической теории и в школьной практике: от древности до наших дней // История. – 1997. – 21. – С. 4-9.
12.История образования и педагогической мысли. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352с.
13.История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века / под ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512с.
14.Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М. Арсеньева. – М.: Педагогика, 1982. – 702с.
15.Латышина Д.И. История педагогики и образования. – М.: Гардарики, 2007. – 528с.
16.Ломунов К.Н. Лев Толстой: Очерк жизни и творчества. – М.: Детская литература, 1984. – 272с.
17.Матятин О.П. Евангелие от Корчака / Антология гуманной педагогики. Корчак. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – С. 5-12.
18.Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен / под ред. М.В. Захарченко. – СПб: Алетейя, 2000. – 496с.
19.Опульская Л.Д. Л.Н. Толстой. – М.: Наука, 1979. – 288с.
20.Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М.: Просвещение, 2001. – 350с.
21.Попов В.А. История педагогики и образования. – М.: Академия, 2010. – 208с.
22.Российское образование: история и современность / под ред. С.Ф. Егорова. – М.: ИТП и МИО РАО, 1994. – 253с.
23.Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. – М.: Адамант, 2004. – 320с.
24.Самойличенко Н.В. Идеи свободного воспитания в наследии Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля. – Иркутск, 2000. – 279с.
25.Свободное воспитание. Хрестоматия / сост. Г.Б. Корнетов. – М.: РОУ, 1995. – 224с.
26.Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика ненасилия. – М.: МИП «NB Магистр», 1994. – 132с.
27.Старикова Л.Д. История педагогики и философия образования. – М.: Феникс, 2008. – 448с.
28.Сухомлинский В.А. Соч. В 3-х т. Т. 1. Сердце отдаю детям. – М.: Педагогика, 1979.– 558с.
29.Теория и практика школьных воспитательных систем / под ред. Л.И. Новиковой. – М.: Новая школа, 1996. – 160с.
30.Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989. – 542с.



Вопрос-ответ:

Что представляет собой теория свободного воспитания детей дошкольного возраста?

Теория свободного воспитания детей дошкольного возраста основана на идее о том, что дети должны иметь свободу выбора и самостоятельности в своем развитии. В основе этой теории лежит уважение к индивидуальности и потребностям ребенка, а также активное участие взрослых.

Какие философско-мирооззренческие основы свободного воспитания были в России?

В России философско-мирооззренческие основы свободного воспитания были основаны на идеях Л.Н. Толстого и К.Н. Вентцеля. Они выдвигали идею о том, что ребенок должен развиваться по собственным потребностям и интересам, без принуждения и строгих правил.

Какие концепции свободного воспитания разрабатывали Л.Н. Толстой и К.Н. Вентцель?

Л.Н. Толстой разработал свою концепцию свободного воспитания, основываясь на идее о самостоятельности и свободе в развитии ребенка. К.Н. Вентцель также разрабатывал концепцию свободного воспитания, подчеркивая важность уважения к индивидуальности и потребностям ребенка.

Какие идеи о свободном воспитании были выдвинуты в трудах Л.Н. Толстого?

В трудах Л.Н. Толстого были выдвинуты идеи о необходимости давать детям возможность самостоятельно и свободно изучать мир, развивать свои интересы и навыки. Он также призывал к отказу от принуждения и наказания в воспитании детей.

Какая идея свободного воспитания присутствует в трудах К.Н. Вентцеля?

В трудах К.Н. Вентцеля присутствует идея о том, что воспитание должно быть основано на уважении к индивидуальности и потребностям ребенка. Он подчеркивал важность свободы выбора и самостоятельности ребенка в процессе его развития.

Какая история вопроса свободного воспитания детей дошкольного возраста?

История вопроса свободного воспитания детей дошкольного возраста связана с появлением и развитием идеи свободного воспитания в России.

Какие философско-мировоззренческие основы свободного воспитания существовали в России?

Философско-мировоззренческие основы свободного воспитания в России были основаны на идеях Л.Н. Толстого и К.Н. Венцеля.

В чем заключается педагогическая концепция свободного воспитания в трудах Л.Н. Толстого?

Педагогическая концепция свободного воспитания в трудах Л.Н. Толстого заключается в том, что детям нужно давать свободу и возможность самостоятельно искать знания и развиваться, а не навязывать им готовые знания.

Какая теория свободного воспитания существует в трудах К.Н. Венцеля?

В трудах К.Н. Венцеля существует идея свободного воспитания детей, которая основывается на идее создания в особняке Вольно-нравственной Школы, где дети будут воспитываться в условиях свободы.

Какая идея существовала у К.Н. Венцеля?

У К.Н. Венцеля давно существовала идея создать Вольно-нравственную Школу, в которой дети будут воспитываться в свободной и поддерживающей среде.