Вам нужна курсовая работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Механизм государственной власти в странах Скандинавии.

  • 29 страниц
  • 14 источников
  • Добавлена 15.07.2011
700 руб. 1 400 руб.
Купить в 1 клик Скачать превью
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание:
Введение
1. Парламентаризм в Скандинавских странах
1.1. Порядок избрания парламента
1.2. Полномочия парламента
2. Влияние монархической формы правления на осуществление
исполнительной власти в Скандинавии
2.1. Особенности конституционного статуса главы государств
2.2. Роль правительства в системе исполнительной власти
3. Судебная ветвь власти в странах Скандинавии
Заключение
Список литературы:

Фрагмент для ознакомления

В скандинавских странах (Швеция, Норвегия, Дания, которые по форме правления являются парламентскими монархиями) монарха наделено верховной властью относительно участия в государственных делах. Король возглавляет Государственный совет, который представляет собой правительство во главе с монархом. Поэтому в этих странах такие понятия, как Государственный совет и правительство (Совет Министров, Кабинет) не совпадают. Все важнейшие правительственные мероприятия (все законопроекты) сначала обсуждаются в Государственном совете, а его решения выносятся от имени короля и за его подписью. Но поскольку монарх не отвечает за свои действия, они нуждаются в контрассигнатуре премьер-министра или министра, в ведении которого находится данный вопрос.
Такая практика свидетельствует о том, что назначение премьер-министра зависит от расстановки политических сил в парламенте. В Швеции король, даже формально, не принимает участия в назначении премьер-министра. Это право предоставлено Риксдагу, а предложение об избрании вносится тальманом (в Норвегии и Дании право назначения премьер-министра сохраняется за монархом).
Кроме того, в Норвегии и Дании правительство даже не представляется парламенту для получения его инвеституры. Парламент влияет на состав правительства непрямым образом. Правительство может функционировать, только если заручится поддержкой парламентского большинства.
В тех случаях, когда нет полной ясности относительно лидирующей партии, монарх (Норвегия, Дания) или тальман (Швеция) проводит консультации с лидерами разных политических партий. В результате переговоров может выясниться, что одну из партий поддерживает какая-то другая партия. Тогда может быть сформировано однопартийное правительство меньшинства. Если же большинство можно получить на основе согласования между несколькими партиями, то обычно создается коалиционное правительство.




















3. Судебная ветвь власти в странах Скандинавии
В Скандинавских странах судебная власть в системе разделения властей исполняет функцию сбаласирования противостояния законодательной и исполнительной ветвей власти, а также осуществляя правосудие, способствует защите прав и законных интересов юридических и физических лиц.
В Скандинавии судебная ветвь власти юридически провозглашена независимой и самостоятельной в своей деятельности, но фактически указанная ветвь власти тесно связана с законодательными и исполнительными органами государственной власти.
В большинстве стран исполнительная власть прямо или опосредствовано принимает участие в формировании судейского корпуса, а законодательная власть формирует нормативно правовую базу, на основании которой судебные органы осуществляют рассмотрение дел.
В Скандинавских странах отсутствует специализированный судебный орган, который бы был наделен рассматривать дела конституционной юрисдикции.
Под судебной системой понимается совокупность судебных органов (учреждений), которая построена в соответствии с компетенцией и заданиями, которые стоят перед ними. Судебная система Скандинавских стран построена в соответствии с административно-территориальным разделением государств.
В Дании, Швеции и Финляндии судебная система является трехзвенной.
Для обеспечения всестороннего, полного и объективного рассмотрения дел, законности судебных решений, в Скандинавских странах действуют суды первой, апелляционной и кассационной инстанции. Следует отметить, что в странах Скандинавии право кассационного обжалования является достаточно ограниченным, соответственно обжалуется не большое количество решений судов первой и второй инстанции.
Судебная система Скандинавских стран построена по так называемой модели судебной системы с внешней специализацией, которая характеризуется тем, что наряду с системой общих судов действуют другие самостоятельные специализированные суды.
Судебная власть осуществляет свои полномочия путем правосудия. В большинстве Скандинавских страны правосудия могут осуществлять исключительно суды, зато в Швеции правосудие имеют право осуществлять арбитражные суды, хотя при определенных обстоятельствах решения арбитражных судов могут быть обжалованы в суды общей юрисдикции.
Правосудие – это деятельность судов по рассмотрению и решению уголовных, гражданских, семейных, трудовых, административных и хозяйственных дел. Указанная выше деятельность осуществляется в соответствующей форме судопроизводства. Правосудие в Скандинавских странах осуществляется профессиональным судьей, который должен отвечать определенным критериям, закрепленным в законодательстве страны, например, возраст, профессиональный стаж. Требования, которые предъявляются к лицу, желающему занять должность судьи, отличаются в разных странах Скандинавии. Следует отметить, что к лицам, которые претендуют на должность судьи и адвоката в правовой системе скандинавского права, предъявляются все более суровые требования, и круг лиц, которые назначаются судьей, достаточно ограничен. Все эти требования направлены на повышение эффективности правовой системы.
В Скандинавских странах любое вмешательство в деятельность судов и судебных заседателей по осуществлению правосудия является недопустимым и имеет следствием предусмотренную законом ответственность.
В зависимости от категории и сложности спорных правоотношений, рассмотрение дел судами Скандинавских стран осуществляется коллегиально или единолично. Если дело рассматривается коллегиально, то в коллегии должно быть непарное количество судей.
Судебные органы в Скандинавских странах наделены полномочиями осуществлять контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц, то есть суды имеют право рассматривать административные дела. В Швеции и Финляндии действуют специализированные административные суды во главе с Высшим административным судом. В Дании административные дела рассматривают суды общей юрисдикции.
На органы судебной власти в Скандинавских странах возложена обязанность осуществлять контроль за соблюдением Конституции.
Специфика суда как органа судебной власти в Скандинавских странах заключается в том, что его деятельность при рассмотрении судебных дел сурово регламентирована соответствующей процессуальной нормой права.
В странах Скандинавии судебная власть, осуществляя правосудие на принципах верховенства права, обеспечивает защиту гарантированных законами прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, интересов общества и государства.


Заключение
Особенностью современной монархии вообще и монархий в странах Скандинавии в частности стоит назвать то, что роль монархов в политическом процессе не ограничивается сугубо формальными полномочиями, преимущественно закрепленными в конституциях этих стран. Институт монархии в Скандинавии занимает достаточно «привилегированное» положение, поскольку данный институт в этих странах в результате исторического развития наделен определенным традиционным смыслом.
Главной и наиболее определяющей особенностью является то, что монарх в данном случае выступает одним из существенных элементов системы сдержек и противовесов, что уже дает ему право быть политической фигурой, важным элементом политического процесса и фактором влияния на него.
Поскольку в большинстве скандинавских монархий фактически вся власть осуществляется от имени монарха, то традиционное уважение к короне автоматически продуцирует общенациональный консенсус касательно реального политического процесса. В поддержку данного тезиса можно привести результаты рейтинга доверия и расположения к королевской семье, которые регулярно проводятся в скандинавских странах и демонстрируют стойкий и чрезвычайно высокий уровень поддержки действий монаха и монаршей семьи, даже невзирая на некоторые ошибки и просчеты короны. Традиционно в скандинавских монархиях корона выступает мощным цементирующим фактором, позволяющим этим странам придерживаться достаточно принципиального и взвешенного курса на международной арене.
Полномочия в сфере законодательной власти в странах Скандинавии предоставлены парламентам, причем если компетенция датского парламента является несколько ограниченной Конституцией, то парламенты большинства Скандинавских стран (Швеции, Норвегии, Исландии) наделены практически неограниченной законодательной компетенцией, в том чсиле относительно функций контроля за деятельностью исполнительной и судебной ветвей власти.
Что касается исполнительной власти, то она в данных странах представлена правительством , состав которого зависит от расстановки политических сил в парламенте.
Судебная ветвь власти в Скандинавских странах представлена трехзвенной судебной системой, которая хотя юридически и провозглашается независимой и самостоятельной в своей деятельности, но фактически тесно взаимосвязана с законодательными и исполнительными органами государственной власти.
Таким образом, для парламентских монархий Скандинавских стран характер механизм функционирования государственной власти, построенной на системе сдержек и противовесов, при которой законодательная, исполнительная и судебная власти осуществляются различными государственными органами, оказывающими непосредственное влияние на деятельность друг друга.









Список литературы:
1. Все монархии мира: Королевство Дания. —
http://www.allmonarchs.net/denmark.html.
2. Все монархии мира: Королевство Швеция. —
http://www.allmonarchs.net/sweden.html.
3. Димитров Ю. Административная юстиция - атрибут демократического правового государства // Право - 1996 г. - №4.
4. Исаев М. А. Основы конституционного права Норвегии. – М., 2000.
5. Конституции государств Европы: в 3 т. Т. 1 / Под. общ. ред. Л.А. Окунькова. – М.: Норма, 2001. – 824 с.
6. Конституция Королевства Дании. —
http://clin.iatp.by/constitution/zapad_europe/dania—r.htm.
7. Конституция Королевства Норвегии. —
http://www.norge.ru/norway/constitusia.html.
8. Конституционное (государственное) право зарубежных стран// Под ред. Б.А. Страшун, т. 1-2 [Андреева Г.Н., Андреева И.А., Будагова А.Ш. и др.]; “БЕК”, Москва, 1996 г.
9. Могунова М. А. Скандинавские государства: центральные органы власти. – М., 1999 г.
10. Могунова М. А. Скандинавский парламентаризм. – М., 1998. – С. 320.
11. Старилов Ю.Н. Институты государственной службы: содержание и структура // Государство и право. - 1996 г.. - №5.
12. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. - Москва,1993.
13. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. - Москва, 1994.
14. Шаповал В. Высшие органы современного государства. – «Программа Л»: - К., 1995 г.
Старилов Ю.Н. Институты государственной службы: содержание и структура // Государство и право. - 1996 г.. - №5.
Могунова М. А. Скандинавский парламентаризм. – М., 1998. – С. 320.
Исаев М. А. Основы конституционного права Норвегии. – М., 2000.
Там же.
Могунова М. А. Скандинавские государства: центральные органы власти. – М., 1999 г.
Все монархии мира: Королевство Дания. - http://www.allmonarchs.net/denmark.html.
Конституция Королевства Норвегии. - http://www.norge.ru/norway/constitusia.html.
Шаповал В. Высшие органы современного государства. – «Программа Л»: - К., 1995 г.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран// Под ред. Б.А. Страшун, т. 1-2 [Андреева Г.Н., Андреева И.А., Будагова А.Ш. и др.]; “БЕК”, Москва, 1996 г.

Все монархии мира: Королевство Дания. - http://www.allmonarchs.net/denmark.html.
Все монархии мира: Королевство Дания. - http://www.allmonarchs.net/denmark.html.
Там же.
Конституция Королевства Норвегии. - http://www.norge.ru/norway/constitusia.html.
Конституция Королевства Норвегии. - http://www.norge.ru/norway/constitusia.html.
Все монархии мира: Королевство Швеция. - http://www.allmonarchs.net/sweden.html.

Могунова М. А. Скандинавские государства: центральные органы власти. – М., 1999 г.
Шаповал В. Высшие органы современного государства. – «Программа Л»: - К., 1995 г.
Конституция Королевства Норвегии. - http://www.norge.ru/norway/constitusia.html.
Все монархии мира: Королевство Дания. - http://www.allmonarchs.net/denmark.html.
Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. - Москва,1993.

Чиркин В.Е. Элементы сравнительного госдарствоведения. - Москва, 1994.
Димитров Ю. Административная юстиция - атрибут демократического правового государства // Право - 1996 г. - №4
Старилов Ю.Н. Институты государственной службы: содержание и структура // Государство и право. - 1996 г.. - №5.
Шаповал В. Высшие органы современного государства. – «Программа Л»: - К., 1995 г.
Исаев М. А. Основы конституционного права Норвегии. – М., 2000.
Могунова М. А. Скандинавский парламентаризм. – М., 1998. – С. 320.
Могунова М. А. Скандинавский парламентаризм. – М., 1998. – С. 320.
Могунова М. А. Скандинавские государства: центральные органы власти. – М., 1999 г.

Конституции государств Европы: в 3 т. Т. 1 / Под. общ. ред. Л.А. Окунькова. – М.: Норма, 2001. – 824 с.










28


29

Список литературы:
1. Все монархии мира: Королевство Дания. —
http://www.allmonarchs.net/denmark.html.
2. Все монархии мира: Королевство Швеция. —
http://www.allmonarchs.net/sweden.html.
3. Димитров Ю. Административная юстиция - атрибут демократиче-ского правового государства // Право - 1996 г. - №4.
4. Исаев М. А. Основы конституционного права Норвегии. – М., 2000.
5. Конституции государств Европы: в 3 т. Т. 1 / Под. общ. ред. Л.А. Окунькова. – М.: Норма, 2001. – 824 с.
6. Конституция Королевства Дании. —
http://clin.iatp.by/constitution/zapad_europe/dania—r.htm.
7. Конституция Королевства Норвегии. —
http://www.norge.ru/norway/constitusia.html.
8. Конституционное (государственное) право зарубежных стран// Под ред. Б.А. Страшун, т. 1-2 [Андреева Г.Н., Андреева И.А., Будагова А.Ш. и др.]; “БЕК”, Москва, 1996 г.
9. Могунова М. А. Скандинавские государства: центральные органы власти. – М., 1999 г.
10. Могунова М. А. Скандинавский парламентаризм. – М., 1998. – С. 320.
11. Старилов Ю.Н. Институты государственной службы: содержание и структура // Государство и право. - 1996 г.. - №5.
12. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: вве-дение в теорию. - Москва,1993.
13. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. - Москва, 1994.
14. Шаповал В. Высшие органы современного государства. – «Про-грамма Л»: - К., 1995 г.

У нас вы можете заказать