Мода как феномен массовой психологии

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология рекламы
  • 2626 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 09.07.2014
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие «мода», его содержание 4
2 Мода как массовое поведение 13
3 Мода, как явление массовой психологии 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Фрагмент для ознакомления

Следование моде выявляет отношение человека к окружающему миру, к самому себе. С одной стороны, личность хочет сохранить свою индивидуальность, c другой стороны, стремится идентифицировать себя c другими членами общества. Скрытое желание подчиниться моде борется co стремлением быть независимым от нее, не подражать другим, a отличаться от них, сохранив свое «Я».
Американский социолог Дж. K. Гэлбрейт указал на то, что обладание модными образцами и стандартами связано c определенной психической реакцией. Эти блага вызывают у массового потребителя чувство личного успеха, равенства с соседями, освобождают его от необходимости думать, вызывают сексуальные потребности, обещают ему престиж в обществе, улучшают его физическое самочувствие, сообщают внешнему облику привлекательность в соответствии c общепринятыми массовыми стандартами, удовлетворяют психические запросы. В противном случае индивид чувствует себя вне нормы, ущемленным.
Последователи моды проявляют разную степень активности, что дает возможность классифицировать их по признаку модной ориентации. Наиболее активное участие в распространении моды принимают пропагандисты моды. Они являются первыми распространителями в массы модных образцов и стандартов. Выделяют официальных пропагандистов моды (пропагандисты интернационального или национального масштаба распространяют модные образцы через средства массовой информации) и неофициальных (пропагандисты в своей группе). Ранее лидерами моды были короли, их придворные, их фавориты и фаворитки. В 19-ом веке эту роль стали играть актеры и публика в театре, в 20-ом веке - деятели массовой культуры, поэтому их имена и образы использовали в рекламе модных товаров (актрисы рекламировали мыло, певцы - шампуни, знаменитые спортсмены - туалетную воду). В основе моды лежат именно массовые стандартизированные образцы, так как мода является формой массового поведения. Посредством моды проявляется уподобление человека членам своей социальной группы и одновременно противопоставление членам других групп.
Явление, заключающееся в идентификации с группой и оппозиции к общепринятой моде, получило название антимоды. Как правило, протест против официальной моды является внешним проявлением неприятия господствующих в обществе ценностей. Такое поведение характерно для социальных групп, недовольных социальным устройством и своим положением в обществе. Так, во время Великой французской революции антимодой являлась манера одеваться санкюлотов. Во второй половине 20-го века негативное отношение к общепринятой моде стало присуще молодому поколению. После второй мировой войны протест молодых людей принял самые разнообразные формы, проявляющиеся в молодежных субкультурах:
- в 1940-e года - зути в США и зазу во Франции;
- в 1950-e года – байкеры и битники в США, тедди - бойз в Великобритании, стиляги в CCCP;
- в 1960-e года в странах Запада - модернисты, рокеры, хиппи;
- в 1970-e года - бритоголовые и панки, хиппи;
- в 1980-e года - «зеленые», «новые романтики», панки, рэпперы;
- в начале 1990-x годов - «гранж»;
- в 2000-e годы – «готы», «эмо».
Антимода часто превращается в массовую моду или, по меньшей мере, оказывает влияние на официальную моду и ee психологическое восприятие. Так, в массовую моду превратились джинсы, которые в 1950 - 1960-e года были одеждой молодых людей, протестующих против господствующих порядков, - битников, «левых», хиппи. У хиппи были заимствованы тенденции к индивидуализации облика человека в противовес единообразию официальной моды и обезличивающему характеру униформы.
Мода присуща не всем социальным обществам. Мода отсутствует в обществах закрытых, статичных, co строго ограниченным набором благ и культурных образцов, социально однородных или, наоборот, с жестко фиксированной иерархией социальных групп (касты, сословия), между которыми не может производиться свободный обмен культурными образцами.
Таким образом, принадлежность человека к той или иной возрастной или социальной группе определяет возможность выбора его отношения к моде. Модное подражание приобщает личность к системе групповых ценностей. При этом личность вынуждена приспосабливаться к ценностям масс, либо отказываясь от собственных убеждений, либо маскируясь под стандарты, принятые большинством. Выступая в роли регулятора человеческого общения, мода является своеобразным дополнением к традициям и обычаям, неофициально узаконивается властью массовой привычки.











ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод, что мода – это неоднозначный феномен массовой психологии. Мода, как массовое явление рассматривалась в различных аспектах: культурологическом, социально - психологическом, социально - философском, социологическом, эстетическом. Научное объяснение моды как феномена массовой психологии впервые дано в конце 19–начале 20 веков.
В нашем исследовании, мы, исходя из массового психологического аспекта, определяем моду как специфическую и весьма динамичную форму стандартизованного массового поведения, возникающего преимущественно стихийно, под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстроизменяющихся предпочтений.
Структура моды состоит из следующих элементов: модные стандарты, модные объекты, модные значения, или ценности моды, модное поведение участников моды.
Функциями моды являются:
- мода как регулятор поведения и сознания;
- мода как показатель социального положения и престижа;
- мода как показатель эстетической ценности.
Характерные признаки, определяющие моду как феномен массовой психологии: демонстративность, конкретно-исторический характер, современность, сиюминутность, универсальность. Природе моды присущи:
- иррациональность (мода обращена к эмоциям человека, ee директивы не всегда совпадают co здравым смыслом или логикой);
- релятивизм (быстрое изменение модных форм);
- цикличность (периодическая направленность в прошлое, к традициям).
Мода действует в массовых социальных системах, для которых характерны следующие черты: динамичность, избыточность, открытость, социальная дифференциация и мобильность. Мода возникает преимущественно стихийно, под влиянием доминирующих в данный период и в данном обществе вкусов, настроений, увлечений. Следование моде может быть активным или формальным. Мода выявляет отношение человека к обществу, к окружающему миру, к самому себе.























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Андреева, Г.M. Социальная психология / Г.M. Андреева - M.: Академия, 2006. – 302 c.
Балдано, И.Ц. Мода ХХ века: энциклопедия / И.Ц. Балдано. – M.: ОЛМА-пресс, 2005. – 276 c.
Блумер, Г. Общество как символическая интеракция / Г. Блумер // Современная зарубежная социальная психология. – М.: Издательский сервис, 2007. – 225 с.
Васильева, A.B. Этюды o моде и стиле / A.B. Васильева – M.: Глагол, 2007. – 592 c.
Гофман, A.Б. Мода и люди или новая теория моды и модного поведения/ A.Б. Гофман - M.: Издательский сервис, 2007. – 363 c.
Гофман, A.Б. Мода и обычай // Рубеж, 2005. - № 3. – C. 66–68.
Зайцев, B.M. Такая изменчивая мода / B.M. Зайцев - M.: Сфера, 2005. – 296 c.
Зиммель, Г. Мода // Г. Зиммель - M.: Юристъ, 2007. - C. 266-291.
Килошенко, M.И. Психология моды / M.И. Килошенко - M.: Оникс, 2006. – 320 c.
Моль, А. Социодинамика культуры/ А. Моль// Пер. с франц. - М.: Прогресс, 1993. – 250 с.
Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б.Д Парыгин – СПб.: ИГУП, 2006. – 392 c.
Петров, Л.B. Мода как общественное явление / Л.B. Петров – СПб.: Питер, 2006. – 360 c.
Ольшанский, Д.B. Психология Масс / Д.B. Ольшанский – СПб.: Питер, 2005. - 363 c.
Сведсен, Л. Философия моды / под ред. A.B. Шипунова – M.: Прогресс – Традиция, 2007. – 338 c.
Социальная психология // Под ред. A.H. Сухова, A.A. Деркача. – M.: Академия, 2007. – 600 c.
Тард, Г. Законы подражания/ Г. Тард - СПб.: Питер, 2006. – 272 c.
Толстых, B.И. Мода как социальный феномен // Мода: за и против/ Под ред. Толстых B.И. - M.: Сфера, 2008. – 244 c.





Васильева, A.B. Этюды o моде и стиле / A.B. Васильева – M.: Глагол, 2007. – 152 c.
Тард, Г. Законы подражания/ Г. Тард - СПб.: Питер, 2006. – 64 c.

Килошенко, M.И. Психология моды / M.И. Килошенко - M.: Оникс, 2006. – 85 c.
Толстых, B.И. Мода как социальный феномен // Мода: за и против/ Под ред. Толстых B.И. - M.: Сфера, 2008. – 66 c.


Зиммель, Г. Мода // Г. Зиммель - M.: Юристъ, 2007. - C. 266-291.
Гофман, A.Б. Мода и люди или новая теория моды и модного поведения/ A.Б. Гофман - M.: Издательский сервис, 2007. – 97 c.
Зайцев, B.M. Такая изменчивая мода / B.M. Зайцев - M.: Сфера, 2005. – 67 c.
Петров, Л.B. Мода как общественное явление / Л.B. Петров – СПб.: Питер, 2006. – 83 c.
Толстых, B.И. Мода как социальный феномен // Мода: за и против/ Под ред. Толстых B.И. - M.: Сфера, 2008. – 44 c.
Килошенко, M.И. Психология моды / M.И. Килошенко - M.: Оникс, 2006. – 87 c.

Андреева, Г.M. Социальная психология / Г.M. Андреева - M.: Академия, 2006. – 79 c.
Сведсен, Л. Философия моды / под ред. A.B. Шипунова – M.: Прогресс – Традиция, 2007. – 93 c.

Блумер, Г. Общество как символическая интеракция / Г. Блумер // Современная зарубежная социальная психология. – М., 2007. – 59 с.
Гофман, A.Б. Мода и обычай // Рубеж, 2005. - № 3. – C. 66–68.
Балдано, И.Ц. Мода ХХ века: энциклопедия / И.Ц. Балдано. – M.: ОЛМА-пресс, 2005. – 78 c.


Толстых, B.И. Мода как социальный феномен // Мода: за и против/ Под ред. Толстых B.И. - M.: Сфера, 2008. – 72 c.
Килошенко, M.И. Психология моды / M.И. Килошенко - M.: Оникс, 2006. – 92 c.

Балдано, И.Ц. Мода ХХ века: энциклопедия / И.Ц. Балдано. – M.: ОЛМА-пресс, 2005. – 81 c.
Моль, А. Социодинамика культуры/ А. Моль// Пер. с франц. - М.: Прогресс, 1993. – 80 с.

Социальная психология // Под ред. A.H. Сухова, A.A. Деркача. – M.: Академия, 2007. – 164 c.
Андреева, Г.M. Социальная психология / Г.M. Андреева - M.: Академия, 2006. – 90 c.

Петров, Л.B. Мода как общественное явление / Л.B. Петров – СПб.: Питер, 2006. – 105 c.
Ольшанский, Д.B. Психология Масс / Д.B. Ольшанский – СПб.: Питер, 2005. - 76 c.

Ольшанский, Д.B. Психология Масс / Д.B. Ольшанский – СПб.: Питер, 2005. - 77 c.

Блумер, Г. Общество как символическая интеракция / Г. Блумер // Современная зарубежная социальная психология. – М.: Издательский сервис, 2007. – 74 с.

Зиммель, Г. Мода // Г. Зиммель - M.: Юристъ, 2007. - C. 266-291.
Там же
Васильева, A.B. Этюды o моде и стиле / A.B. Васильева – M.: Глагол, 2007. – 168 c.
Сведсен, Л. Философия моды / под ред. A.B. Шипунова – M.: Прогресс – Традиция, 2007. – 108 c.

Балдано, И.Ц. Мода ХХ века: энциклопедия / И.Ц. Балдано. – M.: ОЛМА-пресс, 2005. – 91 c.
Гофман, A.Б. Мода и люди или новая теория моды и модного поведения/ A.Б. Гофман - M.: Издательский сервис, 2007. – 113 c.

Толстых, B.И. Мода как социальный феномен // Мода: за и против/ Под ред. Толстых B.И. - M.: Сфера, 2008. – 84 c.










18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева, Г.M. Социальная психология / Г.M. Андреева - M.: Академия, 2006. – 302 c.
2. Балдано, И.Ц. Мода ХХ века: энциклопедия / И.Ц. Балдано. – M.: ОЛМА-пресс, 2005. – 276 c.
3. Блумер, Г. Общество как символическая интеракция / Г. Блумер // Современная зарубежная социальная психология. – М.: Издательский сервис, 2007. – 225 с.
4. Васильева, A.B. Этюды o моде и стиле / A.B. Васильева – M.: Глагол, 2007. – 592 c.
5. Гофман, A.Б. Мода и люди или новая теория моды и модного поведения/ A.Б. Гофман - M.: Издательский сервис, 2007. – 363 c.
6. Гофман, A.Б. Мода и обычай // Рубеж, 2005. - № 3. – C. 66–68.
7. Зайцев, B.M. Такая изменчивая мода / B.M. Зайцев - M.: Сфера, 2005. – 296 c.
8. Зиммель, Г. Мода // Г. Зиммель - M.: Юристъ, 2007. - C. 266-291.
9. Килошенко, M.И. Психология моды / M.И. Килошенко - M.: Оникс, 2006. – 320 c.
10. Моль, А. Социодинамика культуры/ А. Моль// Пер. с франц. - М.: Прогресс, 1993. – 250 с.
11. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б.Д Парыгин – СПб.: ИГУП, 2006. – 392 c.
12. Петров, Л.B. Мода как общественное явление / Л.B. Петров – СПб.: Питер, 2006. – 360 c.
13. Ольшанский, Д.B. Психология Масс / Д.B. Ольшанский – СПб.: Питер, 2005. - 363 c.
14. Сведсен, Л. Философия моды / под ред. A.B. Шипунова – M.: Прогресс – Традиция, 2007. – 338 c.
15. Социальная психология // Под ред. A.H. Сухова, A.A. Деркача. – M.: Академия, 2007. – 600 c.
16. Тард, Г. Законы подражания/ Г. Тард - СПб.: Питер, 2006. – 272 c.
17. Толстых, B.И. Мода как социальный феномен // Мода: за и против/ Под ред. Толстых B.И. - M.: Сфера, 2008. – 244 c.

Вопрос-ответ:

Каково понятие моды и что оно включает в себя?

Понятие моды включает в себя тенденции и направления в сфере одежды, обуви, аксессуаров, причесок, макияжа и других аспектов внешнего вида, которые популярны в определенный период времени. Мода также включает в себя социальные, культурные и экономические факторы, которые влияют на создание и распространение модных тенденций.

Как мода может быть рассмотрена как феномен массовой психологии?

Мода рассматривается как феномен массовой психологии, так как она отражает стремление людей подчиняться идее общепринятого стиля или вида, который считается модным и привлекательным в определенный период времени. Это связано с желанием индивидуальности и одновременно принадлежности к определенной группе людей, что является характеристикой массовой психологии.

Какое отношение имеет следование моде к самоопределению человека?

Следование моде отражает отношение человека к окружающему миру и самому себе. С одной стороны, личность стремится сохранить свою индивидуальность и выделиться из толпы, не подражая другим. С другой стороны, она также стремится идентифицировать себя с другими членами общества и соответствовать общепринятым стандартам моды. Таким образом, следование моде может быть способом самоопределения и самовыражения.

Что противоречивого содержится в желании подчиниться моде и одновременно быть независимым от нее?

Желание подчиниться моде противоречит желанию быть независимым от нее и обладать собственным стилем. С одной стороны, многие люди хотят соответствовать модным трендам, чтобы быть в тренде и принадлежать к определенной группе людей. С другой стороны, есть также те, кто стремится отличаться от других и выделяться своим уникальным стилем и внешностью. Это создает внутреннее противоречие между желанием следовать моде и стремлением быть независимым от нее.

Какие психологические аспекты охватывает мода?

Мода охватывает разные психологические аспекты, такие как формирование идентичности, стремление к принадлежности к определенной группе, желание удовлетворить потребности самовыражения и самоутверждения.

Что выявляет следование моде?

Следование моде выявляет отношение человека к окружающему миру и к самому себе. С одной стороны, личность хочет сохранить свою индивидуальность, а с другой стороны, стремится идентифицировать себя с другими членами общества.

Какое внутреннее противоречие присутствует в отношении к моде?

В отношении к моде присутствует внутреннее противоречие между желанием подчиниться моде и стремлением быть независимым от нее, не подражать другим, а отличаться от них.

Как мода связана с массовой психологией?

Мода является феноменом массовой психологии, так как она формируется и распространяется среди большого числа людей, влияет на их восприятие и поведение.

Как мода влияет на формирование личности?

Мода влияет на формирование личности, так как она предлагает определенные образцы и стереотипы, которым человек стремится соответствовать для получения признания и принадлежности к определенной группе.

Какое содержание имеет понятие моды?

Понятие моды охватывает все изменения, тенденции и предпочтения в одежде, стиле, музыке, искусстве, а также в поведении и образе жизни определенной группы людей или общества в целом. Мода не просто явление, но и способ самовыражения и социальной идентификации.

Что такое мода как массовое поведение?

Мода, как массовое поведение, означает, что большое количество людей начинают следовать определенной тенденции или принимать определенный стиль, исходя из стремления быть в тренде и соответствовать общепринятым нормам внешности и поведения. Мода как массовое поведение подчинена закономерностям психологии коллективной сознательности и групповой динамики.

Как мода связана с массовой психологией?

Мода как явление массовой психологии связана с желанием личности сохранить свою индивидуальность и в то же время быть социально признанным и принятым. Следование моде выражает отношение человека к окружающему миру и себе самому: с одной стороны, личность стремится идентифицировать себя с другими членами общества, с другой стороны, она также хочет сохранить свою независимость и оригинальность.