Девиантное поведение подростков и его профилактика

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 4242 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 10.07.2014
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты психологии девиантного поведения в подростковом возрасте 6
1.1 Психологические особенности развития личности подростка 6
1.2 Определение и виды девиантного поведения в подростковом возрасте 10
1.3 Особенности профилактической работы с девиантными подростками 16
2. Эмпирическое исследование социально-психологических факторов, влияющих на формирование девиантного поведения в подростковой среде 23
2.1 База и методы исследования 23
2.2 Анализ результатов исследования 27
2.3 Программа для профилактики девиантного поведения в подростковой среде 32
Заключение 39
Список литературы 41
Фрагмент для ознакомления

б) Хороший руководитель ясно даёт понять, в чём состоит работа каждого подчинённого.25. а) Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.б) Не верю, что случай или судьба могут играть важную роль в моей жизни.26. а) Люди одиноки из-за того, что не проявляют дружелюбия к окружающим.б) Бесполезно слишком стараться расположить к себе людей: если ты им нравишься, то нравишься.27. а) Характер человека зависит, главным образом, от его силы воли.б) Характер человека формируется, в основном, в коллективе.28. а) То, что со мной случается, - это дело моих собственных рук.б) Иногда я чувствую, что моя жизнь развивается в направлении, не зависящем от моей силы воли.29. а) Я часто не могу понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.б) В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.Приложение 2Методика «Личностный дифференциал»Приложение 3Статистические данные исследования когнитивной ориентации у подростков (методика Д. Роттера)Экспериментальная группаКонтрольная группаИмя Экстерналы (баллы)Интерналы (баллы)Имя Экстерналы (баллы)Интерналы (баллы)Иван Б.185Игорь Б.716Сергей В. 167Рустам Б.518Анна Д.212Стас В.518Елена З.214Коля Г.914Алексей К.149Денис Е.149Алена К.716Роман К.716Витя Л..1310Игорь К.518Влад М.158Олег Л.518Игорь Н.185Лена М.716Олег Н.158Оля М.914Игорь П.1310Галя П.518Андрей П.149Радик П.716Артем Р.149Марат Р.914Тарас Р.716Влад Р.185Арсен С.212Витя Р.518Галя С.914Вова С.1013Влад Т.194Паша С.716Слава Т.149Саша С.815

Список литературы

1. Александрова Е.А. Самоопределение подростков в молодежных субкультурах. // Школьные технологии. 2000. № 5. – 182с.
2. Аракелов Г.Г. Психология подростка / Г.Г. Аракелов, Н.М. Жариков, Э.Ф. Зеер. – М.: Высшая школа, 1999. – 304с.
3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Эксмо, 2008.- 640 с.
4. Богданчиков В. Энциклопедия независимости / В. Богданчиков, О. Болдарев, А. Сурайкин. – Можайск: Здоровая страна, 2008. – 158с.
5. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика: Учебное пособие для студентов. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2000.
6. Волков Б.С. Психология подростка. – СПб.: Питер, 2010. – 240с. – (Серия Детскому психологу).
7. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность, истинное достоинство и здоровье / В.И. Гарбузов. – СПб., 2009. – 107с.
8. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2000.
9. Кондратьев М.Ю. Типичные девиации психосоциального развития подростков / В книге: Возрастная психология: Детство, отрочество, юность // Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 1999. – 624с.
10. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение: Общая характеристика и закономерности развития. - Обозр. психиат. и мед. психол., 2001. - № 1.
11. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. – СПб.: СПбГУП, 2010. – 519с.
12.Личко А.Е. Психология и акцентуация характера у подростков. – СПб., 2003. – 242с.
13. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – М.: Академия, 2004. – 456с.
14. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с. (Большая университетская библиотека).
15. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология: Учебное пособие. – М.: Издательский центр Академия, 2001.
16. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Ассоциация детских психиаторов и психологов. Под ред. С.Ю. Циркина. – СПб.: Питер, 1999.
17. Современный словарь по психологии / Автор-сост. В.В. Юрчук. – МН.: Элайда, 2000.
18. Фалькович Т.А. Подростки XXI века: психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях / Т.А. Фалькович, Н.В. Высоцкая, Н.С. Толстоухова. – М.: ВАКО, 2010. – 254с.
19. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. – 178с.
20. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 512с.

Вопрос-ответ:

Какие психологические особенности развития личности подростка могут привести к девиантному поведению?

Развитие личности подростка сопровождается такими особенностями, как стремление к самостоятельности, поиск смысла и идентичности, ребячество, изменения в эмоциональной сфере и повышение личностной ролевой неопределенности. Некоторые подростки сталкиваются с трудностями в адаптации к этим изменениям, что может привести к девиантному поведению.

Как определить и какие виды девиантного поведения существуют в подростковом возрасте?

Девиантное поведение в подростковом возрасте может быть определено как отклонение от социальных норм и правил. К нему относятся такие виды поведения, как агрессия, нарушение школьной дисциплины, употребление наркотиков, алкогольных напитков, суицидальное поведение, аномальная сексуальность и другие.

Какие особенности должны быть учтены при проведении профилактической работы с девиантными подростками?

В процессе профилактической работы с девиантными подростками необходимо учесть их индивидуальные особенности, степень нарушения нормативного поведения, психологические проблемы, а также влияние окружающей среды и социального контекста на формирование девиантного поведения.

Какие факторы социально-психологического окружения могут влиять на формирование девиантного поведения в подростковой среде?

В подростковой среде формированию девиантного поведения могут способствовать такие факторы, как неблагополучная семейная ситуация, низкий уровень образования родителей, плохая связь с учителями, отсутствие дружеской поддержки, проблемы адаптации в обществе, низкий социальный статус и др.

Какие методы профилактики девиантного поведения в подростковой среде существуют?

Для профилактики девиантного поведения в подростковой среде используются различные методы, такие как психолого-педагогическое консультирование, тренинги по развитию социальных навыков, создание адекватной системы школьной и семейной поддержки, обучение навыкам эмоционального регулирования, антинаркотическое и антиалкогольное просвещение, формирование положительной самооценки и другие.

Какие особенности развития личности подростка могут привести к девиантному поведению?

Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в физическом, психическом и социальном развитии. Неконтролируемые эмоции, стремление к самостоятельности и поиску своего места в обществе могут привести к проявлению девиантного поведения. Недостаток установленных норм и ценностей, несформированная социальная идентичность также могут быть факторами, способствующими девиантному поведению подростков.

Какие виды девиантного поведения могут проявляться у подростков?

Девиантное поведение в подростковом возрасте может проявляться различными способами: агрессия, наркотическая и алкогольная зависимость, суицидальное поведение, школьная хулиганство, проблемы с законом и другие формы асоциального поведения. Важно отметить, что каждый случай девиантного поведения требует индивидуального подхода и анализа конкретной ситуации.

Как проводится профилактическая работа с девиантными подростками?

Профилактическая работа с девиантными подростками включает комплекс мер и действий. Важными составляющими этой работы являются создание благоприятной психологической и социальной среды, формирование навыков адаптации и принятия правил общества, развитие социальной компетентности и эмоционального интеллекта, проведение тренингов и консультаций, а также сотрудничество с родителями и другими специалистами, работающими с подростками.