Воспитание основ гражданственности у детей младшего школьного возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Методика преподавания
  • 8686 страниц
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 30.01.2007
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы гражданского воспитания
1.1 Постановка проблемы гражданского воспитания зарубежными учеными
1.2 Педагогические идеи о гражданском воспитании в отечественной науке
1.3 Гражданственность как интегративное качество личности
1.4 Особенности воспитания элементарных основ гражданственности у детей младшего школьного возраста
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию основ гражданственности у младших школьников
2.1 Анализ программных документов по исследуемой проблеме
2.2 Исходный уровень сформированности гражданственности у младших школьников
2.3 Технология воспитания основ гражданственности у младших школьников
2.4 Динамика сформированности представлений младших школьников о гражданственности
Заключение
Библиографический список
Приложения……………………………………………………………...71
Фрагмент для ознакомления

диссерт.канд.пед. наук / А.В. Подгорнов. – Петрозаводск, 1998. – 180с.32. Поплавская Е.Ю. Воспитание гражданственности и патриотизма на современном этапе: Материалы стенограммы круглого стола. – М.: МДОО, 2010, С.15.33. Путешествие в страну ООН: Книга для детей всего мира. – М., 2001. – 56с.34. Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях / Материалы Всероссийской конференции. – М.: Университет, 2001. – С. 97-100.35. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX века / Преподавание истории и обществоведения в школе. – 2006. - № 9. – С.45-48.36. Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования / Педагогика. – 2002. - № 4. – С.40.37. Семенов П.П. Новые формы воспитательной работы с учащимися в инновационном образовательном учреждении / Классный руководитель. – 2001. - № 6. – С.13-18.38. Сборник материалов, разработанный под эдигой Совета Европы / под редакцией Н. Воскресенской, И. Фрумина. – М., 2000. – 190с.39. Смольников В.Г. Рождение гражданина / Социально-политические науки. – 1990. - № 8. – С.43-48.40. Суколенов И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях: Историко-педагогические аспекты / Дис.д-ра пед.наук. - М., 2002. – 198с.41. Усачев А. Декларация о правах ребенка / А. Усачев. – М., 1995.42. Усачев А. Приключение маленького человека: Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых / А. Усачев. – М., 1994, 2010. – 120с.43. Филонов Г.Н. Воспитание гражданина / Г.Н. Филонов. – М.: Педагогика, 1990. – 78с.44. Чутко Н.Я. Методическое пояснение к курсу Я - гражданин России: Мое настоящее и далекое прошлое / Н.Я. Чутко, Т.Е. Соколова. – Самара: Изд. Учебная литература, Издательский дом Федоров, 2005. – 64с.45. Шабельник Е. Ваши права / Е. Шабельник, Е. Каширцева. – М.: Вита-Пресс, 1965.46. Шабельник Е. Права на всякий случай / Е. Шабельник, Е. Каширцева. – М.: Вита-Пресс, 1965.47. Шевченко Н.И. Я – гражданин России: учебник нового поколения / Методист. – 2002. - № 6. – С.45-48.48. Щеглова С.Н. Методы и процедуры опросных исследований детей и подростков / Школьные технологии. – 2000. - № 2. – С.119-128.49. Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результатов отслеживания результатов воспитания школьников: Диагностика воспитательно работы. – Классный руководитель. – 2000. - № 6. – С.19-32.50. Шнекендорф З. Изучение прав человека в начальной школе / З. Шнекендорф. – М.: Вита-Пресс, 1995.Приложение 1Методика незаконченных предложений (вариант С.Н. Щегловой)1. Самые лучшие уроки в школе, это когда…2. О своих правах я узнал (узнала)…3. Учителя в школе часто ругают (кого, за что)..4. Обидными словами меня называют…5. Я хочу иметь право..6. Со мной на равных из взрослых говорят…7. Со мной что-то случилось. Рядом нет родителей. В этой ситуации мне помогут…Приложение 2Диагностическая программа изучения уровней проявления гражданственности у младших школьниковПоказатели гражданственностиПризнаки и уровни формирующихся качествОтношение к обществуI. Патриотизм1. Любовь к своему Отечеству3б. – интересуется и гордится историей и культурой своего Отечества, проявляет активную позицию.2б. – интересуется историей и культурой государства, но активной позиции не проявляет.1б. – мало интересуется историко-культурным прошлым Отечества.0б. – нет интереса к истории нашего государства.2. Гордость за свою страну3б. – гордится достижениями нашей Родины и рассказывает о них другим.2б. – есть интерес к достижениям Родины.1б. – знакомится с историей государства при побуждении взрослых.0б. – не проявляет интереса.3. Служение своими силами3б. – находит и организует полезные дела для процветания малой Родины.2б. – предлагает дела.1б. – участвует в полезных делах при организации учителя.0б. – не принимает участия.4. Забота о своей школе3б. – проявляет активность в делах класса и привлекает друзей.2б. испытывает гордость за свою школу и принимает участие в делах класса.1б. – участвует при содействии взрослых.0б. не участвует в классных делах, проявляет безразличие к школе.Отношение к умственному (интеллектуальному) трудуII. Познавательная активность1. Любознательность3б. – много читает, знает, делится информацией.2б. – прилежно читает.1б. – читает при побуждении учителя или родителей.0б. – мало читает.2. Стремление реализовать интеллектуальные способности3б. – желание учиться и помогать другим в достижении результатов.2б. – стремление лучше учиться.1б. – учится при контроле.0б. – слабая успеваемость, даже при контроле.3. Саморазвитие3б. – имеет полезное увлечение, может увлечь друзей.2б. – есть любимое занятие.1б. – нет полезного увлечения.0б. – во внеурочной деятельности не участвует.4. Организованность в учении3б. – на уроках и дома задания выполняет внимательно, оказывает помощь товарищам2б. – все задания выполняет аккуратно.1б. – задания выполняет под контролем.0б. – на уроках невнимателен., домашние задания не выполняются.Отношение к природе родного краяIII. Забота и охрана окружающей среды (природы)1. Любовь к родной природе3б. – любит природу, её животный и растительный мир, стремится её сохранить.2б. – принимает участие в озеленении.1б. - не проявляет чувств к природным богатствам, участвует в полезных делах за «компанию».0б. - проявляет равнодушие к красоте родного края.2. Самостоятельность и инициативность3б. – участвует и организовывает полезные дела.2б. – принимает активное участие в деятельности полезных дел.1б. – без интереса принимает участие в в трудовых делах. 0б. – нет желания участвовать в трудовых делах.3. Бережное отношение к природе (охрана)3б. – бережно относится к природе, заботится о лесных питомцах.2б. – заботливо относится к птицам и животному миру.1б. – требует контроля при участии в охране природы.0б. – проявляет разрушительные действия.4. Осознанность значимости практических действий3б. – осознает значение природы родного края, контролирует свои поступки.2б. – осознает значение природы, но не всегда бережно к ней относится.1б. – не имеет четкого представления о значимости природы.0б. – не осознает значимости природы.Отношение к людямIV. Доброта и отзывчивость1. Уважительное отношение к старшим3б. – уважает старших, оказывает им помощь.2б. – уважает старших.1б. к старикам не всегда проявляет уважение.0б. – не уважает старших, проявляет грубость.2. Дружелюбное отношение к сверстникам3б. – отзывчивый к друзьям, доброжелательный к одноклассникам.2б. – отзывчив к друзьям и близким.1б. – пробуждает дружелюбие, но нуждается в поддержке.0б. – груб и эгоистичен.3. Милосердие3б. – сочувствует и помогает слабым, побуждает на это других. 2б. – сочувствует и помогает слабым.1б. – помощь больным при условии поручения.0б. – неотзывчивый.4. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми3б. – честен во всех отношениях, не терпит лжи и обмана, требует это от других.2б. – честен в отношениях с друзьями и взрослыми.1б. – не всегда честен.0б. – нечестен.Отношение к себеV. Самодисциплина1. Развитая добрая воля3б. – стремление к развитию крепкой силы воли.2б. – стремление к развитию доброй воли.1б. – развивает волю в организованных учителем ситуациях.0б. – силой воли не обладает.2. Соблюдение правил поведения культуры3б. – добровольно соблюдает правила культуры и этикета, требует от других.2б. – соблюдает правила культуры поведения.1б. – соблюдает нормы, правила пр контроле.0б. – не соблюдает правила культуры.3.Организованность и пунктуальность.3б. – качественно и точно выполняет все поручения.2б. – своевременно выполняет свои дела.1б. – при выполнении поручений нуждается в контроле.0б. – не доводит ни одного дела до конца.4. Требовательность к себе3б. – требователен к себе и товарищам.2б. – требователен к себе.1б. – не всегда требователен к своим поступкам.0б. – проявляет себя в негативных поступках.Приложение3Статистические данные исследования основ гражданственности у учащихся 4А класса до экспериментаИмя ПатриотизмПознавательная активностьЗабота, охрана природыДоброта, отзывчивостьСамодисциплина1,2,3,4И. б1,2,3,4И. б1,2,3,4И. б1,2,3,4И. б1,2,3,4И. бКоля А.3,2,2,29.2,2,2,172,2,2,282,2,3,3102,2,2,28Вова Е.2,1,1,15.2,2,2,283,2,2,292,2,2,282,1,2,27Андрей И.2,2,1,161,2,2,162,2,1,272,2,2,172,1,1,15Витя К.2,2,2,172,2,2,172,2,2,282,2,2,281,1,1,14Стас Л.2,1,1,263,2,2,292,2,3,3102,1,1,261,1,1,14Влад М.1,2,1,262,2,2,282,2,2,172,1,1,261,1,1,14Толя Р.0,1,1,13.2,2,2,281,2,2,272,2,2,282,1,1,26Олег Т.1,2,2,27.2,2,2,281,2,2,271,2,2,271,2,2,27Вера Б.1,1,1,14.1,1,1,142,1,1,262,3,3,2102,2,2,28Таня В.1,2,2,27.2,2,2,283,2,2,292,1,1,263,2,2,29Ира О.2,2,2,28.1,2,2,272,2,2,281,2,2,272,1,1,26Оля М.2,1,2,16.2,1,2,272,2,2,282,3,1,177Вика М.1,2,2,27.1,2,1,262,1,2,272,2,2,282,2,2,28Люба Р.1,1,1,14.2,1,1,262,1,2,272,1,2,272,1,2,27Нина Т.2,2,2,28.2,2,2,283,2,2,292,2,2,282,1,2,27Ира Ф.2,3,3,311.3,3,3,3122,2,2,282,2,2,282,2,2,28Галя Х.3,3,3,110.3,2,3,3113,3,3,3122,1,2,273,2,2,29Настя Х.2,1,2,27.2,2,2,282,1,2,272,2,2,281,1,1,14Надя Ф.1,2,1,26.2,2,2,282,2,2,281,2,1,261,1,1,14Света Ш.2,2,2,28.2,1,2,372,2,2,281,3,2,281,1,1,14Приложение 4Статистические данные исследования основ гражданственности у учащихся 4Б класса до экспериментаИмя ПатриотизмПознавательная активностьЗабота, охрана природыДоброта, отзывчивостьСамодисциплина1,2,3,4И. б1,2,3,4И. б1,2,3,4И. б1,2,3,4И. б1,2,3,4И. бВитя Б.1,2,2,27.1,2,1,262,1,2,272,2,2,282,2,2,28Таня В.2,3,3,311.81,2,1,261,2,1,262,2,2,17Игорь В.3,3,3,110.3,2,3,3111,1,1,14.2,1,1,151,2,1,26Коля Г.1,1,1,14.2,1,1,151,2,1,261,1,1,251,1,1,14Оля Г.1,2,2,27.1,2,1,262,1,2,272,2,2,282,2,2,28Лена Н.1,2,1,262,2,2,282,2,2,171,2,1,262,2,2,28Ира М.0,1,1,13.2,2,2,281,2,1,262,1,1,152,2,2,28Вера О1,1,1,14.1,1,2,152,2,2,282,2,2,281,1,1,14Рустам П.2,3,3,311.2,2,2,282,2,3,3102,1,1,261,1,1,14Стас П.1,2,1,262,2,2,282,2,2,172,1,1,261,1,1,14Лев Р.0,1,1,13.2,2,2,283,3,3,3122,2,2,282,2,2,17Леонид С.1,1,1,14.1,1,1,252,2,2,173,3,3,3122,2,2,28Тихон С.1,2,2,27.1,2,1,262,1,2,272,2,2,282,2,2,28Люба С.2,1,1,151,1,1,142,2,2,171,2,1,262,2,2,28Катя Ф.2,3,3,311.3,3,3,3122,2,2,280,1,1,13.2,2,2,28Галя Ш.1,2,2,273,3,3,3122,2,2,283,2,2,291,1,1,14Таня Ш.2,3,2,183,2,3,3112,2,3,3102,1,1,261,1,1,14Нина Ч1,1,1,251,2,1,262,2,2,172,1,1,261,1,1,14Дина Я1,2,1,260,1,1,13.2,1,1,151,2,1,262,2,2,28Саша Я.2,1,2,381,2,1,262,3,3,311.2,1,1,262,2,2,28Приложение 5Дополнительный материал к классному часу по теме «Декларация прав ребенка»В 1959 году была принята «Декларация прав ребёнка».В ней записано о правах ребёнка:«Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это, возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющим семьи, и о детях, не имеющих достаточно средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям выдавались государственные или иные пособия на содержание детей».«Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться всеми детьми без всяких исключений… Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство».Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами.Только ты на свет родился,Право первое твое:Получи, чтоб им гордиться Имя личное свое.Очень трудно самому,жить на свете одному.Правом с Мамой жить и с Папой. Пользуйтесь везде, ребята.Есть еще такое право – Помнить, думать и творить, и другим свои раздумья,если хочешь, подарить.Я росточком не доволен, и пока не так силен,Но не смей мне делать больно - есть у нас такой закон.Если жар, все тело ломит. И совсем не до игры,То позвать врача на помощь - тоже право детворы.Чтоб с наукой подружиться, с книжкой в маленькой рукеПравом пользуюсь – учиться на родимом языке.Подросла, взяла я книжки, и пошла я в первый класс.В школу ходят все детишки - Это право есть у нас.Варианты занятий по формированию гражданственности▪ Занятие № 1.Тема урока: «Путь детей к демократии»Цель урока: дать понятия «демократия» и «демократические принципы» методом использования игровых ситуаций.Задачи: 1). Формирование понятий и умение их использовать в жизненных ситуациях.2). Развитие творческих ассоциативных действий и мыслительных процессов в ходе игры.3). Умение работать в команде.Ход занятия:1. Организационный момент: «Сегодня мы отправимся с Вами в путешествие в демократическое государство «Идеал». Перед вами большая карта – это дорога к государству. Как видите, дорога неровная, на ней много препятствий и преград. Каждый указатель позволит нам продвигаться дальше. Каждая группа – это экипаж. Итак, в добрый путь!».2. Каждая группа получает указатели, соответствующие плакату «Дорога к Демократии». Эти указатели содержат задание: их выполнение продвигает вперед. 1 группа указателей «Демократические принципы» (прямоугольники):- Участие граждан в управлении страной.- Участие школьников в ученическом самоуправлении - Равенство перед Законом- Равенство всех учащихся класса.- Толерантность.- Ответственность за свои поступки и слова.- Открытость власти и гласность.- Анализ ситуаций в государстве и в школьном коллективе: что между ними общего.- Власть Закона и соблюдение Устава и законов общеобразовательного учреждения.2 группа указателей (треугольники и круги) «Ошибки и трудности по претворению принципов демократии в жизнь». Эти задания индивидуальны к каждому классу и подбираются учителем для реализации конкретных проблем гражданского, нравственно-правового воспитания детей.3. Презентация мини-рассказов участников каждой группы: каждый правильный ответ продвигает группу по карте, каждый неправильный оставляет группу на прежнем месте. Варианты презентаций: - В каждом демократическом государстве есть определенные принципы, по которым живет все общество: и взрослые и дети. Эти принципы являются частью Конституции РФ.- Главный принцип Демократии – это участие каждого гражданина в управлении нашей страны. Если этот принцип соблюдается, значит, это еще один шаг к демократическому государству. На самом деле, мы прочитали, что это не только право человека, но и его обязанность.- Каждый ученик нашего класса может принимать участие в ученическом самоуправлении, но участие в самоуправлении – это личное решение каждого из нас. Если жизнь класса или школы зависит от этого, значит, мы сознательно должны участвовать во всех коллективных творческих делах.- Равенство предусматривает справедливое отношение ко всем, честность поступков и слов. - - В каждом классе должен соблюдаться принцип равенства, несмотря на то, что все мы принадлежим к различным национальностям, и наши родители имеют в обществе разный социальный статус.4. Подведение итогов урока: сегодня мы немного продвинулись на пути у демократическому государству, под названием «Идеал». На следующем занятии мы продолжим путешествие.5. Домашнее задание: придумать свой маршрут путешествия и оформить его на альбомном листе.▪ Занятие № 2.Тема урока: «Прошлое нашей Родины»Цель урока: познать исторические моменты возникновения и развития Древней Руси.Задачи: 1). Развивать навыки восприятия текста с историческими событиями, фактами.2). Учиться ориентироваться в историческом времени.3). Формировать навыки коллективного обсуждения–анализа.Вид урока: аналитическое чтение с элементами размышленияХод занятия:1. Учебная задача для наблюдения: перед вами иллюстрации воинов разных времен. - Определите, к какому времени относится каждый из воинов.- Охарактеризуйте их доспехи (одежду, оружие).2. Работа в парах: расскажите друг другу свою историю русского воина с использованием одной иллюстрации.3. Подготовка к восприятию текста: - Судя по доспехам русского воина, скажите, какие ремесла были хорошо развиты на Руси?- Зачем древним воинам необходимо было иметь одежду?- С кем сражались и кого защищали воины?4. Аналитическое чтение с элементами обсуждения текста «Древняя Русь» (текст можно взять из хрестоматии «Я гражданин России» или использовать из средств массовой информации).Когда-то давно (ещё до начала Киевского периода) на Западе Древнюю Русь называли Гардарикой, «страной городов и замков». Она занимала место на перекрёстке различных торговых и культурных путей, как с Востока на Запад, так и с Севера на Юг. Д.С. Лихачев предложил называть Древнюю Русь не Евразией, а Скандивизантией, подчёркивая тем самым преимущественную роль Византии в культурно - экономическом состоянии государства. Известно, что Русь уже тогда была государством с рыночной экономикой, ведущим активную внешнюю торговлю, в отличие от западноевропейских феодальных государств, экономика которых основывалась на «натуральном хозяйстве». Для Древней Руси было характерно ряд показателей, которые выделяли её среди других государств: активизация городской культуры, массовое, деревянное градостроительство, дощатые мостовые, обилие общественных мест: рынки, торговые ряды, постоялые дворы, ремесленные мастерские, большое количество ремёсел и народных промыслов. Велась активная торговля с другими странами.- Как Вы считаете, оправдывала ли свое название Русь – «страна городов и замков»?- Почему Русь считалась государством с рыночной экономикой?- Что было развито на Руси?- Почему была организована активная торговля с другими странами?5. Подведение итогов урока: подготовить своему товарищу вопрос по теме «Взаимоотношения гражданина с обществом».▪ Занятие № 3.Тема урока: «Прошлое нашей Родины». Крещение Руси.Цель урока: расширить знания школьников по истории нашей Родины.Задачи: 1). Совершенствовать интеллектуальные способности детей методом проблемной ситуации.2). Формировать навыки работы с историческим текстом.3). Совершенствовать навыки сотрудничества и взаимопонимания при выборе правильного ответа.Тип урока: чтение-погружение с проблемным заданием.Оборудование: подготовленный текст и карточки-задания.Ход занятия:1. Разминка: игра «Народная мудрость» - продолжи пословицу.- Мир строит, (а война разрушает). Русский ни с мечом, (ни с калачом не шутит). Чья земля, (того и хлеб). Не везде сила, где уменье, (а где и терпенье). Слово не стрела, (а хуже стрелы).2. Чтение текста в группах «Крещение Руси».«В 980 г. князь Владимир для укрепления и централизации власти и в качестве противоборства усилившимся в конце X века христианским веяниям, попытался реформировать язычество. В единый для всей Руси пантеон были включены самые известные и почитаемые разными племенами боги, в том числе, кроме славянских - Даждьбога и Стрибога, иранские - Хоре и Симаргл, финно-угорская - Мокошь. Первенство в иерархии богов было отдано княжеско-дружинному богу войны Перуну. Надо заметить, что эта реформа, проведенная путем механического объединения старых языческих богов, не дала желаемого результата. И когда встал вопрос о крещении в обмен на право получить в жены византийскую принцессу Анну, отъявленный язычник и многоженец Владимир устоять не смог. Породниться с великолепным византийским двором было великой честью для любого правителя того времени. Мудрый и прозорливый Владимир понимал, что языческая вера стоит преградой между Русью и христианскими странами, в первую очередь - Византией. Таким образом, случайность и закономерность соединились, и на рубеже Х- XI веков начался интенсивныйпроцесс христианизации Руси. Владимир - Красное Солнышко, князь новгородский и киевский, в 988 году принял крещение в городе Корсунь (Херсонес) и ввёл на Руси в качестве государственной религии христианство».3. Обсуждение в группах проблемных заданий.1 группа: Найти в тексте такие слова и выражения, которые бы Вам хотелось запомнить.2 группа: Как Вы думаете, чем привлекла князя Владимира христианская вера?3 группа: Каким богам поклонялись люди на Руси?4 группа: Расскажите о крещении князя Владимира. Что Вы знаете о нем?5 группа: Как Вы понимаете слова: «язычник» и «христианство»?4. Презентация ответов представителя каждой группы.5. Подведение итогов урока: работа с Лентой времени.▪ Занятие № 4.Тема урока: «Гражданин и общество»Цель урока: сформировать представления школьников о поведении гражданина в обществе, показать основные навыки гражданского поведения человека.Задачи: 1. Научить отличать гражданские поступки от обычных, жизненных явлений.2. Развивать навыки анализа поступков.3. Формировать умения работать сообща, выработки коллективного мнения.Оборудование: Конституция РФ, карточки-задания.Ход занятия:1. Вступительная часть урока: Стратегия «Вопрос-ответ по кругу».Каждый ученик задает своему однокласснику вопрос по теме урока:- Что такое поступок человека:- В чем разница слов – «поступок», «проступок», «преступность», «преступать».- От чего зависит поступок человека в семье, в школе?2. Чтение и анализ эпиграфа к уроку (можно мини-сочинения): «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).3. Кроссворд «Поступок человека»: в середине кроссворда слово «поступок», впишите все черты характера, которые проявляются в человеке при совершении любого поступка, например, подвиг, воля, ум, талант, любовь, культура, помощь, достоинство.4. Работа в группах: сравнительный анализ ситуаций. Подумайте, как бы Вы поступили в этих ситуациях.1 группа. – 1 ситуация: загорелся соседний дом (соседняя квартира). 2 ситуация: загорелась твоя квартира.2 группа – 1 ситуация: твой друг оказался в беде и попросил тебя о помощи. 2 ситуация: ты сам оказался в беде и обратился к друзьям.3 группа – 1 ситуация: старой бабушке потребовалось принести воды для поливки или для стирки. 2 ситуация: ты сам нуждаешься в большой помощи.4 группа – 1 ситуация: твоя соседка сильно заболела – надо быстро сходить (съездить) за лекарством. 2 ситуация: ты сам болен и нуждаешься в лекарствах.5 группа – 1 ситуация: в разговоре оскорбительно отозвались о нашем государстве. 2 ситуация: ты сам с пренебрежением отозвался о своей стране.5. Каждая группа предлагает варианты поведения человека. Учитель обобщает ответы, конкретизируя и разграничиваяпоступки – обычные и гражданские.6. Обобщающая беседа : - Какие качества гражданина проявились во всех ситуациях?- Прочтите статью 6 Конституции РФ: Статья 6. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от основания.Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.Гражданин Российской Федерации не может быть лишён своего гражданства или права изменить его.- Что необходимо делать, чтобы стать гражданином, достойным сыном Отечества?- Все ли жители страны являются её гражданами?7. Подведение итогов урока: эссе на тему: «Настоящий гражданин – это…».▪ Занятие № 5.Тема урока: «Сибирь – моя «малая родина».Цель урока: формировать чувство уважения к родному краю, к достопримечательностям и лучшим людям.Задачи: 1). Формирование нравственного качества – любовь к родине, патриотизм.2). Знакомство с особенностями развития родного края.3). Развитие кругозора и навыков самостоятельного анализа информационного материала.Ход занятия:1. Организационный момент: психологическая игра «Я в лучах солнца».2. Мотивация учебной деятельности: подготовка к формулировке темы и идеи урока.• Прочтите пословицы – каждую пословицу необходимо собрать из слов. Объясните каждую из них и определите по содержанию всех пословиц тему урока.- Мать за неё Родина постоять умей. – Родина - мать, умей за нее постоять.- Нет Родина на краше ничего, чем свете наша. – Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.3. Актуализация знаний и изучение нового материала.• - Что такое Родина? – Это место, где родился человек, где живут его родные и близкие люди.- Как называют нашу Родину. - Федерация.Что такое Федерация? – Федерация – это союз, объединение.• Творческие выступления учащихся о Сибири, о сибирских городах, наиболее значимых.4. Работа в тетрадях: составить по всем выступления опорный конспект или таблицу на тему «Города Сибири».5. Подведение итогов: какие выступления Вам особенно понравились и почему?▪ Занятие № 6.Тема урока: «Малая Родина – мой город».Цель урока: конкретизировать знания детей о «малой родине».Задачи: 1). Способствовать формированию понятия «малая родина».2). Осознанно понимать слова: «родной край», «Родина», «достопримечательность», «сыны Отечества».3) Создавать условия для равного проявления индивидуальных способностей и возможностью.Вид урока: лекция учителя с элементами игровой ситуации.Ход занятия:1. Организационный момент: тема, цель, виды работ, конечный результат.2. Проверка домашнего задания: презентация рисунков на тему «Мой край родной».3. Комментарий учителя по творческим работам – обязательно положительно оценить каждый рисунок детей!4. Мини-лекция учителя на тему «Мой край родной» с использованием областных, городских газет – заметки и публикации последних двух-трех месяцев:- новостройки города; - парки отдыха и Дворцы; - культура и искусство; - лучшие люди города.5. Игра «Пойми меня».- каждый ученик класса индивидуально берет сигнальную карточку, где написано одно слово, связанное с темой урока;- учащиеся расширяют понятие данного слова, составляя вопрос-описание или мини-рассказ на тему «Что это? Или Кто это»;- четвероклассники рассаживаются кругом, друг против друга и по очереди зачитывают свое описание;- остальные учащиеся должны догадаться, о каком месте, памятнике, то есть, достопримечательности, идет речь;- за каждый правильный ответ ученики получают жетон.6. Подведение итогов: взаимооценка или коллективная оценка.▪ Занятие № 7.Тема урока: «Правовые основы и дети». «Конвенция о правах ребенка».Цель урока: углубленное знакомство с правами ребенка с использованием мультимедиа.Задачи: 1) Создать в классе доброжелательную творческую атмосферу для осознания прав ребенка.2). Развивать познавательную активность учащихся с использованием компьютерной грамотности.3). Развитие индивидуальных способностей.Вид урока: создание слайдов.Ход занятия:1. Вступительное слово учителя о ресурсах урока и возможностях каждого ребенка.2. Каждый ребенок выбирает из «Конвенции о правах ребенка» одну статью и создает слайд или несколько слайдов. Задача учителя на этом этапе урока: способствовать выбору детей, чтобы были охвачены практически все права.- Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. - Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений. - Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие. - Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности. - Статья 9. Право на общение с обоими родителями. - Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. - Статья 14. Право исповедовать любую религию. - Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний. - Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию. - Статья 17. Право на доступ к информации. - Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. - Статья 27. Право на достойный уровень жизни. - Статья 28. Право на образование. - Статья 31. Право на отдых и досуг. 3. Мультипрезентация.4. Выходная карта урока: учащиеся рисуют символически голову человека или берут образец из средств Интернета и дают анализ своей деятельности и деятельности одноклассников: - Чем был интересен сегодняшний урок?- Какие навыки и умения Вы приобрели сегодня?- Какое изученное право запомнилось Вам больше всего?- Каждый ребенок вывешивает свой рисунок и по желанию комментирует ответы.▪Занятие № 8.Тема урока: «Права и обязанности человека».Цель урока: систематизация материала по теме через игровые ситуации.Задачи: 1). Увидеть уровень сформированности основных понятий по изученной теме.2). Способствовать осознанию ценности прав и законов, существующих в нашем государстве.Вид урока: викторина по сказкам.Ход занятия:1. Игра «Ты – мне, я – тебе» - углубление понятий по терминологии: первый ученик задает слово однокласснику – он отвечает, и задает слово – третьему и так далее. Если ребенок не ответил – ответ переходит следующему ученику. Примеры ключевых понятий по теме «Права человека»: гражданин, демократическое общество, общество, гражданские права, культурные права, Конституция, Конвенция, международное соглашение.2. Викторина: - каждая группа выбирает сигнальную карточку, в которой написано название сказки;- учащиеся коротко пересказывают сказку в своей группе и выбирают эпизод, в котором произошло нарушение прав литературных героев;- для презентации выходят два школьника: один кратко передает содержание эпизода, другой называет нарушение прав и комментирует.• Сказка «Красная шапочка».Ответ: нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.• Сказка «Три поросенка».Ответ: нарушено право на неприкосновенность жилища.• Сказка «Золотой ключик или Приключение Буратино».Ответ: нарушено право героя владеть своим имуществом.• Сказка «Волк и семеро козлят».Ответ: нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.• Сказка «Гуси-лебеди».Ответ: главная героиня не выполняет свои обязанности, поэтому у неё возникаю неприятности.• Сказка «Айболит».Ответ: нарушено право: где бы не находился человек, он всегда должен быть защищен Законом.• Сказка «По шучьему веленью, по моему хотенью».Ответ: нарушено право вступления в брак и создания семьи независимо от социального статуса.3. Подведение итогов и награждение активных участников викторины.▪Занятие № 9.Тема урока: «Прошлое нашей Родины – древнее поколение людей».Цель: развитие интереса к жизни древних людей, их обычаям, вере, принципам жизни. Задачи урока: 1). Формирование навыков комментированного чтения.2). Развитие творческого мышления и навыков свободной речи.3). Формирование навыков слышать и слушать других.Тип занятия: чтение с элементами прогнозирования.Ход занятия:1. Организационный момент: тема, цели, виды работ, конечный результат.2. Работа с текстом – поэма Гесиода « Труды и дни».• Подготовка к восприятию текста:- Что вы знаете о древнем поколении людей? - Кто такой Зевс?• Чтение с элементами прогнозирования1 Часть. «В то время, когда над миром владычествовал Кронос, жило золотое поколение людей. Подобно богам, эти люди вели блаженную жизнь, чуждую забот и труда. Не знали они старости; постоянно бодрые и сильные, не знакомые ни с каким горем, тешились они веселыми пирами, жили долго, и тиха, как сон, была смерть их».- Какими вы представили людей золотого поколения?- Как вы думаете, кто помогал им так счастливо и беззаботно жить?2 Часть. «При жизни не было у них недостатка ни в каком добре: кормилица- земля, невозделанная, в изобилии приносила плоды свои; многочисленные стада паслись у них на полях; спокойно, мирно и счастливо свершали они повседневные дела свои. Боги были к ним благосклонны и имели с ними дружеское общение. Когда же исчезли с земли эти люди»?- Предположите, что могло бы произойти? 3 Часть. «Они стали добрыми гениями, духами- хранителями людей. Незримые, обходят они землю, карают за зло и подают людям богатство и счастье. Эта служба была возложена на них волею великого Зевса.Затем небожители создали другое, серебряное поколение».- Чем, на ваш взгляд, отличались люди серебряного поколения от золотого?- Какие черты характера проявились у людей золотого поколения?4 Часть. «По сто лет проводили эти люди в младенчестве, сто лет дитя воспитывалось заботливой матерью. Когда достигали зрелого возраста, жили недолго, омрачали свою жизнь безрассудством: легко вступали в распри; буйные и дерзкие, они оскорбляли друг друга, никогда не приносили богам подобающих жертв».- Сбылись ли ваши предположения об этих людях?- Как вы думаете, будут они наказаны за такую жизнь?5. Часть. «За непочтение к богам Зевс в гневе своем истребил этих людей и сокрыл их под землей, где ведут они свою жизнь. Зевс создал третье поколение, медное; из ясеня, что идет на древки смертоносных копий, создал он это племя жестокосердное, крепкое, могучее. Кровавые войны, своевольство и насилие были этим людям потехою и отрадою»- Какими /внешне/ вы нарисуете этих людей?- Что представляли собой их жилища? 6 Часть. «Роста они были исполинского, силы непомерной; страшна была их тяжелая рука. Из меди они строили дома и из нее же делали орудия войны и труда. Дикие, жестокие – они истребляли друг друга»- Как вы думаете, какое поколение сможет прийти им на смену?- Как вы считаете, прав ли Гесиод, утверждая, что самое лучшее поколение было «золотым» и вело примерный образ жизни?3. Подведение итогов урока: Что нового мы узнали сегодня на уроке? Как Вы считаете: жизнь древних людей была сложнее нашей жизни?▪ Занятие 10.Тема урока: «Прошлое нашей Родины – древнее поколение людей».Цель: развитие интереса к жизни древних людей, их обычаям, вере, принципам жизни. Задачи: 1) Формирование нравственных и гражданских качеств личности.2). Навыки самостоятельной работы с информацией – составление конспекта.Ход занятия:1. Активизация познавательной деятельности: Мозговой штурм – ваши ассоциации к слову «милосердие»- Страдать - Помощь- Сочувствовать. - Вместе - Любовь - Жалость- Дружба - Готовность делать добро - Защитник - Человек - Природа - Растения- Животные - Нежность- Доброта - Справедливость2. Чтение-погружение текста поэмы Гесиода « Труды и дни».«Зевс создал в самом начале три поколения людей: золотое, серебряное, медное, но все они неоправдали надежд Зевса. И вскоре Зевс создал четвертое – божественный род героев. Они были благородные, правдивые, в отличие от старинных людей назывались полубогами.Но кровавые битвы истребили их. Одни погибли в Кадмейской земле, на войне с семивратными чудовищами, защищая стада Эдиповы; другие пали под Троей, в битве из-за похищенной Елены. После их смерти отец Зевс поселил их далеко от жилищ людей, у потока Океана. Там ведут они счастливую, беззаботную жизнь.Пятый род, появившийся после героев, продолжает жить и доныне, - железный. Днем и ночью люди трудятся, печалятся, а боги посылают им все новые и новые заботы. Суетны, нечисты помыслы и дела их. Отец не любит сына, сын отца; хозяин не верен гостю, товарищ – товарищу, брат не доверяет брату. Эти люди не уважают родителей, родители бьют /оскорбляют/ детей.Одни разрушают города, другие призывают к войнам; везде царит ложь, зависть, человек стал вероломным, жестоким. Богиня святого стыда и справедливости отлетела от земли на небо, и ничего не оставалось людям кроме горя и безысходности».3. «Займи позицию» - Согласны ли вы с точкой зрения Гесиода, что каждое новое поколение людей было все хуже и хуже. Аргументируйте свой ответ.- учащиеся формируют группы по желанию и обсуждают вопрос;- каждая группа вырабатывает один вариант ответа.4. Обобщающая беседа:- Как вы думаете, почему Зевс подарил людям «золотого поколения» Бессмертие? Счастье?- Всегда ли мы знаем о людях, совершивших подвиг, помним о героях? - Какие черты характера проявляются у людей железного поколения?- Как Вы считаете: эти черты характерны для нашего времени?Варианты внеклассных мероприятий по формированию гражданственности● Внеклассное мероприятие по теме: «Человек и природа». «Правила поведения в природе» - Сказка о лесном царе.Цель занятия: заинтересовать детей жизнью «лесного царства» и через познавательный интерес воспитать чувство бережного отношения к лесным жителям.1. Вступительная беседа с учащимися:- Какие сказки о животных и растениях вы знаете?- Что делают животные в сказках?- Кто такой Лесной царь? Зачем он нужен в лесу?- Каким вы представляете себе Лесного царя? Опишите его или нарисуйте.Сегодня мы побываем с вами в гостях у Сказки и познакомимся Лесным царем. У нас с вами есть правила поведения в школе, а в Лесном царстве – правила поведения в природе. 2. Сказка.В Природном царстве, Лесном-лесном государстве жил-был Лесной царь – защитник всякой зверушки и всякого растеньица – от мала до велика. Жилось всем вольготно и весело, да вот напала Чернь на Природное царство, стала топтать шелковую травушку-муравушку, рубить зеленую дубравушку, разорять гнездышки малых пташек. Вылавливать зверушек да красавиц бабочек. Стали собираться со всего Природного царства к Лесному царю все обиженные и беззащитные.Первым приплыл Осетр (показывается иллюстрация, желательно цветная) и стал жаловаться: «Горе-горе нам, рыбам. Нас истребляют из-за вкусного мяса и черной икры. Нам заграждают путь к нересту дамбами и плотинами. Загрязняют реки лесосплавом и отходами. Гибнем мы, Царь, и просим твоей защиты».С жалобой к Лесному царю прискакала Жаба (иллюстрация или рисунок) и, едва отдышавшись, проквакала: «Всемогущий Лесной царь, великий наш защитник! Выслушай меня старую жабу. Жили мы тихо и мирно в своем болоте, но пришла Чернь беззаконная и заставила нас жить по беззаконию. Нас отравляют и уничтожают, засыпают пути наши к водоемам, и мы вынуждены уходить с наших мест. А сколько мы пользы принесли! Мы поедаем вредных насекомых, вредителей садов и огородов, личинок москитов – обитателей тропиков, которые при укусе могут заражать людей тяжелыми инфекционными заболеваниями. Не могу понять я, за что к нам такое несправедливое отношение».Ж-Ж-Ж-Ж – прожужжало над самым ухом царя. Это Шмель спешит рассказать о своей беде. А тут и Жужелица подоспела и, едва Шмель замолчал, заговорила: «Ох, Царь, спасения нет от мальчишек и девчонок, которые собирают нас в баночки и коробочки. Коллекционируют, а порой просто выбрасывают, а ведь мы пользу приносим – вредителей, которые поедают ягоды клубники и земляники, уничтожаем. Никакой благодарности от человека!» Долго выслушивал Лесной царь жалобы лесных жителей, думал, размышлял над бедами своего народа и решил издать Указ. Если человек не выполнял этот Указ, то сам становился животным, птицей, бабочкой, насекомым, растением и вынужден был сам испытать все ужасы своей деятельности. Долго висел Указ на самом высоком дереве в Лесном царстве, но однажды налетел сильный ураган и унес его в неизвестное государство. Опечалились лесные жители. Давайте, ребята, поможем им и составим Правила поведения человека в природе.3. Работа в группах – дети по желанию объединяются в группы и начинают составлять правила поведения в природе: - каждая группа выбирает животное или растение и составляет правило в стихотворной форме;- каждое правило записывается на альбомном листе фломастером;- все плакаты вывешиваются на доске или стене и громко зачитываются.4. Учитель подводит итоги вместе с детьми.Анализ мероприятия:Название мероприятия: Сказка на экологическую тему «Правила поведения в природе».Дата и место проведения: классная комнатаСостав группы участников: учащиеся 4 классаВид деятельности: мероприятие по плануСоциально-педагогическая цель мероприятия: • наблюдение за эмоциональным состоянием детей – их отношением к миру живой и неживой природы;• формирование нравственно-экологических ценностей.Анализ этапа – подготовка мероприятия:К проведению мероприятия были подготовлены плакаты-иллюстрации с изображением рыб, животных, бабочек, насекомых, были подготовлены дети старших классов для чтения сказки по ролям.Анализ этапа – ход мероприятия:В этом возрасте дети любят сказки, именно через интересный сюжет можно сформировать навыки бережного отношения к природе, к ее животному и растительному миру. Детям было любопытно, кто из животных или насекомых придет просить помощи: когда сказка была прочитана, детям вначале захотелось ее продолжить, многие предлагали продолжение сказки. Их рассказы о жизни зверей и бабочек были поучительны. Работа в группах – придумывание правил поведения в лесу, на реке, на озере, в саду, - помогла детям задуматься о роли каждого живого существа и каждой травинке в жизни человека. Дети сделали выводы: человек не должен нарушать гармонию природного мира, охранять и беречь птиц, животных, зверей, рыб, насекомых.● Беседа с элементами дискуссии «Общество и личность»Цель: познакомиться с экономическими основами общества и увидеть их влияние на развитие личности;- формирование гражданственности1.Творческая работа в группах: создание «Кластера» на тему «Человек и общество»1 группа – экономика 2 группа – общество3 группа – личность 4 группа – свобода5 группа – семья 6 группа – СМИ2. Мини- лекция «Общественные организации и их роль в жизни человека»☻ Виды общественных организаций: профессиональные союзы, политические партии, ветеранские организации, творческие союзы, общественные благотворительные фонды, религиозные объединения, женские, молодежные и детские организации.☻ Общественное объединение – согласно Конституции и Закону «Об общественных объединениях», это существующие обособленно от государства самодеятельные и самоуправляемые объединения граждан для удовлетворения их общих интересов внутри объединении и для достижения целей во внешней среде методами и средствами, не противоречащими Закону.☻ Принципы взаимоотношений между государством и общественными объединениями:- со стороны государства: соблюдение прав и законных интересов общественных организаций;- со стороны общественных организаций: невмешательство в деятельность государственных органов и должностных лиц; участие в формировании органов государственной власти.3. Дискуссия «Займи позицию» - метод «Четыре угла»→ «В Республике Узбекистан свобода личности обеспечивается всем строем нашего общества и государства, гарантируется Конституцией и не нарушается» → «Средства массовой информации свободны и действуют в соответствии с законом. Цензура не допускается. СМИ несут ответственность за правдивость и достоверность публикуемой информации.»→ «Одно из прав человека – тайна переписки, которое гарантирует неприкосновенность всех видов почтово-телеграфных переговоров. Допускается ограничение тайны переписки..»→ «Каждый имеет право выступать в СМИ, открыто высказывать свое мнение и убеждение…» 4.Категориальный обзор – «Личность и общество»• Классный час по теме: «Нравственные ценности человека. Ценность человеческой жизни»Цели занятия: • систематизировать материал о правилах, определяющих поведение человека в обществе; • увидеть через ролевые игры положительные и отрицательные качества человека;• развивать чувства сопереживания при работе в группеВремя: 30 минутВид деятельности: чтение с элементами прогнозирования и игры.Методы и приемы:1. «Карточки чувств».2. Шкала человеческих ценностей.3. Чтение с элементами прогнозирования.4. Ролевые игры.Оборудование: цветные карточки, раздаточный материал (тексты), альбомные листы, фломастеры, творческие работы учащихся. Ход занятия:I. Вводная часть: заинтересовать учащихся проблемами урока;показать, какие мы все разные и неповторимые. 1. «Карточки чувств»- учащиеся каждой группы вытягивают набор из 4-5 «Карточек чувств» из конверта;- на каждой карточке только одно слово, выражающее чувство –☻ сердитый, возбужденный, стеснительный, одинокий, угрюмый, расстроенный, нервный, спокойный, огорченный;☻ боль, страдание, радость, горе, жалость, недоумение, сострадание, жалость.- 1в. учащиеся берут карточки и выражением лица, жестами показывают чувства;Все остальные должны угадать.- 2в. учащиеся берут карточку и рассказывают ситуацию, когда они испытывали такое чувство;2. Вопрос для обсуждения: «Что чувствовали, выполняя этот вид работы?»II. Презентация творческих работ «Шкала нравственных ценностей и деградации личности»III. Углубленная работа с текстом – Чтение с элементами прогнозирования.Отрывок из повести Л.Н.Толстого «Детство».1 часть «Иленька Грап был сыном бедного иностранца, который когда-то жил у моего деда, был чем-то ему обязан и почитал теперь своим непременным долгом присылать очень часто к нам своего сына. Если он полагал, что знакомство с нами может доставить сыну какую-нибудь честь, то он совершенно ошибался в этом отношении, потому что мы не только не были дружны с Иленькой, но обращали на него только тогда, когда хотели посмеяться над ним. Иленька Грап был мальчик лет тринадцати, худой, высокий,..с добродушно – покорным выражением. Он был бедно одет. Когда я теперь вспоминаю его, я нахожу, что он был очень услужливый, тихий и добрый мальчик; тогда он мне казался таким презренным существом, о котором не стоило ни жалеть, ни даже думать».1 остановка.- Как вы понимаете эти слова: «Он мне казался таким презренным существом, о котором не стоило ни жалеть, ни даже думать»- Можно ли презирать какого-либо человека?. 2 часть «Когда игра в разбойники прекратилась, мы пошли наверх, начали возиться и щеголять друг перед другом разными гимнастическими штуками. Иленька с робкой улыбкой удивления поглядывал на нас, и когда ему предлагали попробовать то же, отказывался, говоря, что у него совсем нет силы. Сережа был удивительно мил – он беспрестанно хохотал и затевал новые шалости: перепрыгивал через три стула, поставленные рядом, через всю комнату перекатывался колесом, становился кверху ногами, и при этом выделывал ногами такие уморительные штуки, что невозможно было удержаться от смеха».2 остановка.- Можно ли так себя вести в гостях? Какие черты характера проявляются у ребят?- Что может произойти дальше?3 часть «После этой последней штуки он задумался, помигал глазами и вдруг с совершенно серьезным лицом подошел к Иленьке: «Попробуйте сделать это; право, это нетрудно». Грап, заметив, что общее внимание обращено на него, покраснел и чуть слышным голосом уверял, что он никак не может этого сделать.- Да что же, в самом деле, отчего он ничего не хочет показать? Что он за девочка…,непременно надо, чтобы он стал на голову!»3 остановка.- Часто ли мы оскорбляем друг друга?- Предположите реакцию мальчика.4 часть «И Сережа взял его за руку.- Непременно, непременно на голову! – закричали мы все, обступив Иленьку, который в эту минуту заметно испугался и побледнел.- Пустите меня, я сам! Курточку разорвете! – кричала несчастная жертва. Но эти крики отчаяния еще более воодушевляли нас; мы помирали со смеху; зеленая курточка трещала на всех швах»4 остановка.- Какие качества проявились у ребят?- Приходилось ли вам наблюдать такие ситуации?IV.Ситуации для ролевых игр.Цель игры: увидеть себя «со стороны» и провести самоанализ своих поступков.1 группа. Перед началом урока учащиеся стоят в коридоре. Один у другого выхватил портфель и бросил на пол. Все смеются.(хулиганство)2 группа. Ученик (ца) приходит в школу в неряшливой одежде. Другой смеется над ним и оскорбляет по поводу его внешнего вида.(оскорбление, унижение)3 группа. Две девочки играют увлеченно. К ним подходит третья и просит разрешения присоединиться к их игре. Одной девочке это не нравится, и она говорит: «Нет». Другая молчит.(неприязнь, нерешительность) .4 группа. Два мальчика играют в шахматы во время перемены. Один из них незаметно убирает фигуру, второй этого не видел, но начинает обвинять друга в нечестной игре, отказывается играть дальше.(обман, обвинение, несправедливость)5 группа. На уроке физкультуры у многих пропали деньги. Подозрение падает на одного ученика, но реального доказательства нет. Как им быть?(кража, подозрение, недоверие)6.группа. Каждый ученик класса знает свои права, всегда обижается, когда его наказывают за –- постоянное опоздание- разговор и смех на уроке.Скажите, а в чем нарушаются его права? В чем несправедливость учителя?(обязанности и права, нарушение дисциплины, обида, несправедливость)Итог: возвращаемся к Шкале «Деградация человека» - Категориальный обзор- Оценивание учащихся: группа обсуждает совместную работу, оценивая вклад каждого;- Учитель вместе с лидерами групп оценивает творческие работы учащихся;- Ролевые игры оцениваются методом открытого обсуждения→ Домашнее задание: составить Памятки «Правила поведения в Приложение 6Статистические данные исследования основ гражданственности на контрольном этапе педагогического эксперимента в 4А классеИмя Отношение Когнитивный компонентДеятельностный компонентЭмоциональный компонент1233, 2, 1, 0б.3, 2, 1, 0б.3, 2, 1,0б.Коля А.333333Вова Е.333332Андрей И.322232Витя К.222232Стас Л.233333Влад М.222333Толя Р.333333Олег Т.233232Вера Б.233222Таня В.233232Ира О.322333Оля М.322232Вика М.222232Люба Р.322232Нина Т.222333Ира Ф.332333Галя Х.323333Настя Х.222222Надя Ф.222222Света Ш.222222Отношение: 1 – «Я и мир», 2 – «Я и общество», 3 – «Я и Я».Приложение 7Статистические данные исследования основ гражданственности на контрольном этапе педагогического эксперимента в 4Б классеИмя Отношение Когнитивный компонентДеятельностный компонентЭмоциональный компонент1233, 2, 1, 0б.3, 2, 1, 0б.3, 2, 1,0б.Витя Б.323333Таня В.333222Игорь В.323222Коля Г.232232Оля Г.233332Лена Н223222Ира М.323333Вера О233232Рустам 232222Стас П.233332Лев Р.222333Леонид 332121Тихон С.222222Люба С.322222Катя Ф.232222Галя Ш332222Таня 223333Нина Ч222222Дина Я222222Саша Я.222121Отношение: 1 – «Я и мир», 2 – «Я и общество», 3 – «Я и Я».

Библиографический список

1.Авдонин В.С. Исторический компонент в концепции патриотического воспитания молодежи / В.С. Авдонин. – Рязань, 1996. – 136с.
2. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе / И.А. Агапова. – М., 2002. – 160с.
3. Антонов В.В. Изучаем права человека / В.В. Антонов. М.: Вита-Пресс, 1996.
4. Антонов В.В. Изучение Всеобщей декларации прав человека в начальной школе / / В.В. Антонов. М.: Вита-Пресс, 1996.
5. Бабурова И. Пример как метод воспитания ценностных отношений личности. – Воспитательная работа в школе. – 2007. - № 2. – С.21-33.
6. Боголюбов Л.Н. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе / Л.Н. Боголюбов, А.Н. Кинкулькин, Л.Ф. Иванова и другие. – Преподавание истории и обществоведения в школе. – 2003. - № 9. – С.48-53.
7. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Изд. Рост.н/Д гос.пед.инс., 1995. – 190с.
8. Борисова О. Школьный климат как элемент гражданского общества / Воспитательная работа в школе. – 2007. - № 2. – С.91-94.
9. Брук И.В. Технология проблемного диалога, как средство, формирующее гражданскую компетентность у младших школьников: автореф. диссерт. / И.В. Брук. – Смоленск, 2010. – 170с.
10. Всеобщая Декларация прав человека: Иллюстрированный текст Всеобщей Декларации прав человека. – Ташкент, 2005. – 48с.
11. Горшкова Е.Г. Гражданственность – интегративное качество личности: Материалы конференции Философия образования личности / Е.Г. Горшкова, А.М. Секиринский. – Запорожье: ЗОС, 2010. – 340с.
12. Гражданское образование: ценности и приоритеты: Материалы Всероссийской научно – практической конференции. – Брянск: БИПКРО, 2006. – 250с.
13.Держиева Л.Б. Формирование гражданственности школьников СМИ: автореферат диссерт. / Л.Б. Доржиева. – Улан-Удэ, 2006. – 124с.
14. Защити меня: Сборник материалов, иллюстрирующих положения Конвенции ООН о правах ребенка. – М., 1995.
15. Здерева Г.В. Подготовка будущих учителей к патриотическому воспитанию школьников / Педагогика. – 2004. - № 7. – С.39-44.
16. Зингашин С. Вопросы правового воспитания / Народное образование. – 1974. - № 2. – С.21-23.
17. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей / Н.В. Ипполитова. – М.: Прогресс, 2001. – 230с.
18. Казаева Е.А. Основные направления развития гражданского воспитания / Е.А. Казаева, Л.А. Дорошук. – М.: Педагогика, 2009. – 245с.
19. Каримова Р. Уроки гражданственности / Народное образование. – 1983. - № 7. – С.52-56.
20. Классный руководитель года: Методическое сопровождение деятельности классного руководителя: Сборник методических материалов / Новосибирск: Юнитор, 2010. – 70с.
21. Крицкая, Н. Ф. Современные тенденции развития гражданского образования / Интегративный подход к воспитанию гражданственности в системе непрерывного образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Киров, апрель 2005. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005.
22. Кузнецова Л.В. Истоки гражданственности / Л.В. Кузнецова. М.: Педагогика, 1986. – 160с. – (Библиотека для родителей).
23. Кузнецова Л.В. Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России: Цели, ценности, эффективность: Монография / Л.В. Кузнецова. М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005. – 145с.
24. Куприянов Б. Деятельность классного руководителя: исследования и эксперименты / Б. Куприянов, С. Седов, М. Чистова, Н. Шевелева. – Воспитательная работа в школе. – 2007. - № 4. – С.115-124.
25. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России / Педагогика. – 1997. - № 3. – С.52-56.
26. Молчанова Л. Модель ученического самоуправления «В движении сила» / Воспитательная система школы «Юла» // Воспитательная работа в школе. – 2007. - № 2. – С.42-74.
27. Патрик Д.Д. Гражданское общество в период третьей волны демократии: его значение для гражданского образования / Гражданское образование: содержание и активные методы обучения // Под редакцией С. Шехтера и Н. Воскресенской. – М.: Межрегиональная ассоциация, 2008. – 190с.
28. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие / Авт.-сост. А.К. Быков, И.И Мельниченко. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 240с.
29. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: в 3-х томах / И.Г. Песталоцци. – М.: Педагогика, 1961. – Т.1. – 570с.
30. Петроченко Г.Г. Первые уроки гражданственности: пособие для учителя / Г.Г. Петроченко. – Минск, 1982. – 72с.
31. Подгорнов А.В. Ориентация учащейся молодежи на гражданско-правовые ценности: автореф. диссерт.канд.пед. наук / А.В. Подгорнов. – Петрозаводск, 1998. – 180с.
32. Поплавская Е.Ю. Воспитание гражданственности и патриотизма на современном этапе: Материалы стенограммы круглого стола. – М.: МДОО, 2010, С.15.
33. Путешествие в страну ООН: Книга для детей всего мира. – М., 2001. – 56с.
34. Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях / Материалы Всероссийской конференции. – М.: Университет, 2001. – С. 97-100.
35. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX века / Преподавание истории и обществоведения в школе. – 2006. - № 9. – С.45-48.
36. Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования / Педагогика. – 2002. - № 4. – С.40.
37. Семенов П.П. Новые формы воспитательной работы с учащимися в инновационном образовательном учреждении / Классный руководитель. – 2001. - № 6. – С.13-18.
38. Сборник материалов, разработанный под эдигой Совета Европы / под редакцией Н. Воскресенской, И. Фрумина. – М., 2000. – 190с.
39. Смольников В.Г. Рождение гражданина / Социально-политические науки. – 1990. - № 8. – С.43-48.
40. Суколенов И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях: Историко-педагогические аспекты / Дис.д-ра пед.наук. - М., 2002. – 198с.
41. Усачев А. Декларация о правах ребенка / А. Усачев. – М., 1995.
42. Усачев А. Приключение маленького человека: Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых / А. Усачев. – М., 1994, 2010. – 120с.
43. Филонов Г.Н. Воспитание гражданина / Г.Н. Филонов. – М.: Педагогика, 1990. – 78с.
44. Чутко Н.Я. Методическое пояснение к курсу Я - гражданин России: Мое настоящее и далекое прошлое / Н.Я. Чутко, Т.Е. Соколова. – Самара: Изд. Учебная литература, Издательский дом Федоров, 2005. – 64с.
45. Шабельник Е. Ваши права / Е. Шабельник, Е. Каширцева. – М.: Вита-Пресс, 1965.
46. Шабельник Е. Права на всякий случай / Е. Шабельник, Е. Каширцева. – М.: Вита-Пресс, 1965.
47. Шевченко Н.И. Я – гражданин России: учебник нового поколения / Методист. – 2002. - № 6. – С.45-48.
48. Щеглова С.Н. Методы и процедуры опросных исследований детей и подростков / Школьные технологии. – 2000. - № 2. – С.119-128.
49. Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результатов отслеживания результатов воспитания школьников: Диагностика воспитательно работы. – Классный руководитель. – 2000. - № 6. – С.19-32.
50. Шнекендорф З. Изучение прав человека в начальной школе / З. Шнекендорф. – М.: Вита-Пресс, 1995.

Вопрос-ответ:

Какие идеи о гражданском воспитании существуют в отечественной науке?

Отечественная наука предлагает различные идеи о гражданском воспитании. Одна из них связана с формированием у детей активной жизненной позиции, участия в общественной жизни и самоорганизации. Другая идея заключается в развитии у детей чувства любви и уважения к своей стране, ее истории и культуре. Еще одна идея - это формирование у детей навыков сотрудничества и толерантности, чтобы они могли эффективно взаимодействовать с другими людьми в разных сферах жизни.

Что такое гражданственность как интегративное качество личности?

Гражданственность как интегративное качество личности представляет собой комплекс связанных между собой черт и ценностей, которые формируются в ходе воспитания и направлены на развитие гражданских качеств, таких как ответственность, уважение к правам и свободам других людей, готовность к действию в интересах общества. Гражданственность как интегративное качество личности позволяет человеку активно участвовать в общественной жизни, вносить свой вклад в развитие общества и страны.

Какие особенности воспитания основ гражданственности у детей младшего школьного возраста?

Воспитание основ гражданственности у детей младшего школьного возраста имеет свои особенности. В этом возрасте особенно важно формирование у детей осознанного отношения к ролям и обязанностям граждан в обществе. Также важным аспектом является развитие у детей навыков конструктивного взаимодействия с другими людьми, в том числе с помощью игр и совместных проектов. Детям младшего школьного возраста нужно учиться сотрудничать, принимать общественные решения и отстаивать свои права. Это позволит им стать активными и ответственными гражданами в будущем.

Какие идеи о гражданском воспитании существуют в отечественной науке?

В отечественной науке существуют различные идеи о гражданском воспитании. Некоторые ученые подчеркивают важность формирования патриотического воспитания и привития гражданского долга. Другие исследователи подходят к вопросу гражданского воспитания с позиции развития нравственных и этических качеств личности. Еще одна идея гражданского воспитания в отечественной науке связана с формированием активной гражданской позиции и участия в общественной жизни. Большое значение также придается развитию социально-коммуникативных навыков и нравственных ценностей у детей.

Что такое гражданственность как интегративное качество личности?

Гражданственность как интегративное качество личности - это сложное понятие, которое включает в себя ряд нравственных, этических и социальных аспектов. Это способность человека воспринимать себя как часть общества, осознавать свои права и обязанности, уважать права других людей и действовать в интересах общества. Гражданственность также включает в себя готовность принимать активное участие в общественной и политической жизни, а также соблюдать законы и нормы общества.

Какие особенности воспитания элементарных основ гражданственности у детей младшего школьного возраста?

Воспитание элементарных основ гражданственности у детей младшего школьного возраста имеет свои особенности. В этом возрасте дети только начинают формировать представления о своей принадлежности к обществу и осознавать свою роль в нем. Они учатся уважать права других людей, соблюдать правила поведения и нормы морали. Детям важно формировать чувство справедливости, развивать эмпатию и учиться решать конфликты мирным путем. Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста также направлено на развитие навыков социального взаимодействия, умения работать в коллективе и сотрудничать с другими людьми.

Какие теоретические основы проблемы гражданского воспитания существуют?

Теоретические основы проблемы гражданского воспитания включают в себя постановку проблемы гражданского воспитания зарубежными учеными, педагогические идеи о гражданском воспитании в отечественной науке, а также гражданственность как интегративное качество личности.

Что такое гражданственность как интегративное качество личности?

Гражданственность как интегративное качество личности представляет собой способность человека осознавать себя как гражданина, принимать активное участие в общественной жизни, соблюдать права и обязанности, воспринимать общечеловеческие ценности и демократические идеалы.

Какие особенности воспитания элементарных основ гражданственности у детей младшего школьного возраста?

Особенности воспитания элементарных основ гражданственности у детей младшего школьного возраста заключаются в том, что в этом возрасте ребенок начинает формировать представления о гражданской идентичности, осознавать свою роль в обществе, развивать навыки сотрудничества, справедливости и ответственности. Важно создавать условия для формирования положительного гражданского опыта через участие в коллективных делах и проектах, обучение правилам поведения и уважению к окружающим.

Какую роль играют зарубежные ученые в проблеме гражданского воспитания?

Зарубежные ученые играют важную роль в проблеме гражданского воспитания, так как они вносят свой вклад в развитие теоретической базы данной проблемы. Они изучают различные аспекты гражданственности, анализируют педагогический опыт и разрабатывают методики и программы, способствующие формированию гражданских качеств у детей. Их исследования помогают педагогам лучше понять и применять эффективные подходы к гражданскому воспитанию.

Какие теоретические основы проблемы гражданского воспитания разрабатывают зарубежные ученые?

Зарубежные ученые разрабатывают теоретические основы проблемы гражданского воспитания, которые включают в себя идеи справедливости, равноправия, уважения к правам и свободам человека, активного участия в общественной жизни и развития ответственности перед сообществом.