Вам нужен реферат?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

школа Бихевиоризма.

  • 17 страниц
  • 4 источника
  • Добавлена 04.02.2012
539 руб. 770 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
1. Понятие, сущность, методы бихевиоризма
2. Идеи Дж. Уотсона
3. Разработки Б.Ф. Скиннера
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Б.Ф. Скиннер рекомендовал позитивное подкрепление как наиболее эффективный метод устранения нежелательного поведения. Он выдвинул тезис о том, что человек регулирует свое поведение так, чтобы максимизировать позитивное подкрепление и минимизировать наказание. В этой области идеи Скиннера поддерживаются и используются в педагогической науке [2].
Б.Ф. Скиннер исключал такие понятия психологии личности как автономия, свобода, творчество. С его точки зрения, невозможно говорить о реальной свободе человека, так как он никогда сам не управляет своим поведением, которое детерминировано внешней средой.
Основной идей Б.Ф. Скиннера является стремление понять причины поведения и научиться им управлять. Он исходил из того, что развитие есть научение, которое обусловливается внешними стимулами. Скиннером в этой области разработаны различные программы обучения и коррекции поведения.
Б.Ф. Скиннеру принадлежит понятие «оперантное поведение». Данное понятие основано на том, что психика человека опирается на рефлексы разного рода и разной степени сложности. Б.Ф. Скиннер сравнивал свой подход с теорией рефлексивной деятельности И.П. Павлова. Основное различие, по мнению автора, в данных теориях состоит в том, что условный рефлекс, формируемый в научных разработках И. Павлова, называется стимульным поведением, так как его развитие обусловлено ассоциацией между разными стимулами и не зависит от собственной активности субъекта. Например, в экспериментах с собакой, животное получает мясо независимо от того, что она в этот момент делает. Таким образом, устанавливается связь между мясом и звонком, в результате которой экспериментатор наблюдал слюноотделение. По мнению Б.Ф. Скиннера, такая реакция быстро формируется, но в то же время очень быстро исчезает, если ее не подкреплять какое то время, поскольку она не может быть основой постоянного поведения субъекта. В своей основной книге «Поведение организмов» Б. Скиннер излагает принципы «оперантного обусловливания». Например, крысу с определенным весом помещали в устройство, называемое «скиннеровским ящиком». Это устройство представляет собой тесную клетку, в которой крыса может совершать только те действия, которые экспериментатор может контролировать или наблюдать. Данное приспособление имеет отверстие, через которое подается пища, и рычаг. В процессе эксперимента крыса неоднократно нажимает на рычаг, чтобы получить порцию пищи. Это нажимание называется оперантной реакцией. При этом способ нажатия на рычаг – лапой, носом, хвостом, не имеет значения – оперантная реакция остается той же самой, поскольку вызывает одно и то же следствие – появление пищи. Поощряя (выдавая пищу) за определенное число нажиманий или за нажимание с определенным интервалом, можно получить устойчивые способы реагирования [3].
Таким образом, Скиннер развивал идеи классического бихевиоризма, Дж. Уотсона, поддерживал идею того, что предметом психологии является поведение. Концепция Скиннера рассматривается как отрицание свободы, личности, сознательной и творчески-преобразующей сущности человека. Вместе с тем, большая заслуга Скиннера заключается в том, что он расширил теорию условных рефлексов, конкретизируя знания в области поведения человека. Кроме того, идеи Скиннера о научении человека, о наказании можно использовать в педагогике. Скиннеру принадлежит идея программированного обучения, которая разрабатывает способы рациональных умственных действий ребенка, воспитывает умение логически мыслить.
Заключение

Бихевиоризм — господствующее и наиболее стойкое направление в психологии США XX в., оказавшее огромное влияние на философскую мысль в этой стране. Многие философские теории во многом определили мировоззренческие установки бихевиоризма. Возникнув под влиянием идей эволюционной биологии, бихевиоризм поставил перед собой задачу разработки объективных подходов в исследовании человека. Основоположники бихевиоризма Э. Торндайк и Дж. Уотсон выступили против субъективистского и идеалистического понимания сознания и человека, предложив вместо интроспективного подхода методы исследования внешнего поведения (бихевиоризм — от англ. behavior—поведение). Психологи-бихевиористы внесли определенный вклад в разработку конкретных вопросов психологии. Вместе с тем критиковались и недостатки данной школы: механистические теоретические установки этого течения создавали серьезные трудности, вынуждали его теоретиков переосмысливать и дополнять исходные принципы классического бихевиоризма, создавать различные варианты необихевиоризма.
Бихевиоризм как психологическая теория уже с момента своего появления стал объектом критики его оппонентов среди ученых-психологов, указывавших на его фундаментальный порок — попытку объяснить психику вне понятий сознания, мышления, воли, вне ее социальной природы.
Основателем бихевиоризма как науки о поведении считается Дж. Уотсон, основной идеей которого является изучение личности человека с позиций его поведения. Поведение человека он описывал с помощью схемы «стимул – реакция».
Наиболее последовательно природа поведения животных и человека выразилась в работах Берреса Фредерика Скиннера - одного из самых известных и влиятельных представителей данного направления. Ему принадлежит заслуга разработки оригинальных методик изучения оперантного поведения, расширения теории условных рефлектов.
Таким образом, бихевиоризм как наука о поведении внес существенный вклад в развитие психологической науки. Несмотря на ряд своих недостатков, среди которых рассматривались игнорирование личности, сознания человека, интроспективных методов изучения, основные идеи бихевиоризма следует учитывать в процессе психотерапевтической деятельности.

Литература

Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.: Академия, 2001. – 544с.
Морозов А.В. История психологии. – М.: Академический проект, 2005. – 288 с.
Шульц Д.П., Шульц Э.С. История современной психологии. Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.- 532с.
Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в. – М.: Директмедиа, 2008.












13

Литература

1.Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.: Академия, 2001. – 544с.
2.Морозов А.В. История психологии. – М.: Академический проект, 2005. – 288 с.
3.Шульц Д.П., Шульц Э.С. История современной психологии. Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.- 532с.
4.Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в. – М.: Директмедиа, 2008.

Два

Содержание

Введение

Бихевиоризм

Гештальтпсихология

Вывод

Список используемых источников

Введение

В начале десятых годов ХХ века психология вступила в период открытого кризиса, который продолжался до середины 30-х годов. Оценки ф Выготского, это был кризис методологических основ психологии и он является выражением того факта, что психология как наука в практическом продвижении вперед в свете требований ее практике, превысил возможности, допускавшиеся теми методологическими основаниями, на которые начали строиться психология в конце XVII - начале XIX века. Выход из кризиса определяется поиска, как новых теоретических подходов к пониманию предмета психологии, так и новых экспериментальных методов исследования психики.

Радикальное изменение ориентации в психологической науке отражало как запросы логики научного познания (переход к биологической причинности), так и актуальные общественные потребности. Это ярко проявилось в поисках факторов, обучающих организм эффективным приспособительным действиям, и в успехах психодиагностики.

Под влиянием их идей возникает мощное направление, утвердившее в качестве этого куска поведение, понятое как совокупность реакций организма, обусловленных воздействием стимулов среды, к которой он адаптируется. Кредо направления запечатлел термин "поведение" (англ. поведения), и это было названо бихевиоризмом.

При всех преобразованиях, которые испытывала психология, понятие о сознании, сохраняет, в основном, старые знаки. Изменились взгляды на отношение к поведению, неосознаваемым явлений психических, социальных влияний. Но новые представления о том, как само это сознание организовано, впервые произошло с появлением на научной сцене школы, кредо которой выразило понятие о "гештальте" (образ, целостая форма, структура, целостная). В отличие от интерпретации сознания как "сооружения из кирпичей (ощущений) и цемента (ассоциаций)" утверждался приоритет целостной структуры, от общей организации которой зависят ее отдельные компоненты. Сама идея, что целое не сводится к образующим его частям, было очень старым. С ней вы можете столкнуться также в работах некоторых психологов-эксперименталистов. Указано, в частности, что одна и та же мелодия, которую играют в различных ключе, воспринимается как та же, несмотря на то, что ощущения в этом случае совершенно различны. Быть, звуковой образ представляет собой особую целостность. Много фактов, аналогичных говорили о целостности восприятия.

Узнать стоимость работы