Семья как фактор социализации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социализация личности
  • 3232 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 30.09.2014
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ 5
1.1. ПОНЯТИЕ СЕМЬИ 5
1.2.СЕМЬЯ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ 6
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СЕМЬИ 24
2.1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ 24
2.2.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Фрагмент для ознакомления

Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Этот климат в значительной мере неблагоприятен ныне для адекватной потребности в семье и семейных ролях — отсутствие совместной деятельности родителей и детей, которая непосредственно цементирует семейное единение, ведет к атмосфере потребительства и бытового самообслуживания, к падению семейных ролей до уровня бытового сожительства. Профессиональная занятость членов семьи вне дома превращает эти редуцированные семейные роли и потребности в бремя. И, к сожалению, социальная проблема соотношения семейных и внесемейных (прежде всего профессиональных) ролей все чаще трактуется через перераспределениесемейных ролей, через "справедливое" разделение семейного "бремени" между мужем и женой.2. Проблемы и перспективы семьи2.1.Социальные проблемы семьиПроблемы семьи представляют интерес, как для специалистов, так и для неспециалистов, т.к. эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества.Социальные проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества. Семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социальную работу, направленную на совершенствование семейно-брачных отношений и укрепление семьи.Было бы утопией считать, что высокий уровень жизни и социальных услуг решит проблемы семейно-брачных отношений и предотвратит распад семей, разрешит другие проблемы семейно-брачных отношений.Статистика показывает, что в демократическом обществе при любом уровне жизни распад семей составляет 30%. При этом следует учитывать, что при одинаковой статистике мотивы распада семей, субординация этих мотивов, а также проблемы взаимоотношений в семьях имеют свои существенные различия в различных социальных системах.К одной из основных социальных проблем семьи можно отнести резкое омоложение браков. Нижняя планка юридического брачного возраста достигла 16 лет. Средний брачный возраст составляет 19-21 год. Статистика также показывает, что 40% молодых семей в возрасте до 24 лет распадается через год-два после женитьбы. В целом распад семей на сегодняшний день составляет 76-78% ежегодно. Таким образом, распад семей является самой серьезной социальной проблемой.Наряду с психоэмоциональными и физиологическими причинами к социальным причинам распада семей специалисты относят следующие причины:- Пьянство одного из супругов. Данная причина занимает первое место среди причин распада семей и в советский период. Но тогда по этой причине разваливалось до 50% семей, сегодня по этой причине распадается 80% семей.- Неблагоприятные жилищные и бытовые условия. - Несогласие с традиционным распределением ролей в семье. Исторически так сложилось, что основная нагрузка по ведению домашнего хозяйства выполняется женщинами. Социальная проблема заключается в том, что женщина наряду с мужчиной и наравне с ним участвует в общественном производстве.Таким образом, отвоеванное право для женщин участвовать в общественном производстве наравне с мужчиной обернулось для нее не только победой, но и поражением, так как прибавило женщине новые проблемы.- Низкий уровень культуры семейно-брачных отношений;- Повышение взаимной требовательности супругов друг к другу (Эту причину специалисты обычно называют в последнюю очередь).Наряду с негативными явлениями в семейно-брачных отношениях, приводящих к распаду семей, обозначились и положительные тенденции в росте самосознания супругов.Надо отметить, что объективной социальной причиной ухудшения семейно-брачных отношений является и низкий уровень социальных услуг, социальной работы с семьями.Проблемы семьи, имеющей детей, склонных к употреблению наркотических веществ.Проблемы семьи представляют интерес для специалистов, а также и для неспециалистов, так как эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества.Социальные проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества. Семья выполняет важные социальные функции в обществе, и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социальную работу, направленную на совершенствование семейно-брачных отношений и укрепление семьи.Было бы утопией считать, что высокий уровень жизни и социальных условий решит проблемы семейно-брачных отношений и предотвратит распад семей, разрешит другие проблемы семейно-брачных отношений.Статистика показывает, что в демократическом обществе при любом уровне жизни распад семей составляет 30%. При этом следует учитывать, что при одинаковой статистике мотивы распада семей, субординация этих мотивов, а также проблемы взаимоотношений в семьях имеют свои существенные различия в разных социальных системах.2.2.Перспективы развития семьиСемья проходит этапы своего становления и развития одновременно с происходящими аналогичными процессами в обществе, так как является его наиболее стабильным элементом.В настоящее время имеет место ценностный кризис семьи на основе противоречий между семейным и внесемейными отношениями.Общество заинтересовано в духовно прочной семье, способной вырастить биологически и нравственно здорового ребенка. Физическое, социальное, нравственное здоровье подрастающего поколения – это и здоровье нации в целом. Именно в семье формируются основы личности гражданина, его ценностные установки и ориентации, содержание которых отвечает потребностям социально справедливого, правового и экономически эффективного общества. Семья еще до недавнего времени служила организующим началом в выполнении индивидом собственно основных семейных функций, являлась источником овладения человеком некоторых трудовых навыков и умений, что гарантировало успешную адаптацию в социуме. Исследование семьи, ее места и роли в жизни индивида и общества, а также семья как основного фактора социализации личности является актуальным по следующим причинам: -история развития человечества показывает, что до сих пор ни одно общество, включая его самые примитивные формы, не могло обойтись без семьи, как исполнителя некоторых специфических социальных заказов социума; -семья уникальный и пока единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной, культурной, этнической информации; -ни один общественный, государственный, социальный институт при всем его совершенстве устройства и функционирования не может решить существующую проблему психологического одиночества. Успешность процесса социализации напрямую зависит от следующих факторов:-стабильного ритма социальных отношений,-долговременности отношений,-направленности данных отношений на реализацию высоких социальных и духовных ценностей.Социальное сиротство, девиантное поведение, подростковые суициды, социальная и школьная дезадаптация, детская проституция, наркомания, алкоголизм, преступность – это неполный перечень наблюдаемых сегодня асоциальных явлений в обществе, происхождение которых обусловлено состоянием института семьи, и устранение которых, с другой стороны, возможно лишь с созданием полноценного института семьи. Этой практической, жизненно важной задачей в первую очередь и обусловливается требование серьезного научного и философского исследования семьи, включая и ее современную эволюцию. Семья и семейные отношения в работах многих авторов рассматриваются с позиций различных подходов.Организация межполовых отношений всецело подчинялась необходимости продолжения рода. Основные дискуссии того времени концентрировались вокруг вопросов, связанных с причинами, приведшими к строгому упорядочиванию брачно-семейных отношений, которые в конечном счете организовали отношения родства в патриархальную модель семьи. Бахофен полагал, что к такому развитию привели исключительно религиозные воззрения человека. Морган и Энгельс считали, что единобрачие утвердилось благодаря женщине. В сложившейся моногамной патриархальной семье сохраняется господство мужа над женой, ориентация на рождение детей, закрепление ответственности за домашнее хозяйство и воспитание детей за женщиной. Семья часто рассматривается как социализирующая структура, воспроизводящая человека не только как биологическую единицу, но как индивида с некоторым набором социальных, культурных, нравственных качеств. Именно поэтому социализирующая функция семьи признается как одна из важнейших и востребованных обществом. Со времен Аристотеля, считавшего семью основополагающей ячейкой государства, и до сегодняшнего дня человечеством не разработан какой-либо иной институт, способный заменить семью в ее функции социализации и самоидентификации личности.ЗаключениеСемья является сложным социальным образованием по следующим основным причинам: -с одной стороны, социальный институт семьи показывает ее во взаимосвязи с другими институтами и процессами; - с другой стороны, понимание семьи как малой социальной группы основано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как целостности. Стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурных влияний, и от внутренних взаимодействий. Согласно Парсонсу семья не противостоит обществу, она его подсистема, обеспечивающая стабильность социума в целом благодаря установлению "инструментальных" отношении с другими социальными подсистемами и структурами, а также отношений внутри самой семьи, благодаря сохранению равновесия в межличностной динамике.Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет об общественных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества. Важно подчеркнуть, что это суть функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают действие основных. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные; все семейные функции главные, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функции семьи, как социального института. Брачные отношения, не должны быть сведены только к половым, так как брак представляет собой социальную организацию между полами, каждая из которых обладает присущими ей правами и обязанностями.Список использованной литературыАдлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. -Ростов-на-Дону, 2008. – 370 с.Голованова Н.Ф., Социализация младшего школьника. - Санкт-Петербург: Специальная литература, 2011. – 420 с.Гумплович Л. Основы педагогики / Пер. под ред. В.М.Гессена. - СПб., 2009. – 430 с.Гурко Т.А. Трансформация института семьи: постановка проблемы и ее последующее решение // Социологические исследования. 2009. - №10.Давидюк Г.П. Социализация личности. — Минск, 2009. – 398 с.Жуков В.И. Россия: Состояние, перспективы, проблемы и противоречия развития. — 2-е изд., доп. — М., 2010. – 270 с.Кареев Н.И. Введение в изучение педагогики. — СПб.: , 2009. - 280 с.Кон И.С. Психология личности. — М., 2010. – 310 с.Кравченко А.И. Социальная педагогика. — М. ПРЕСС-РЕАЛ, 2008. - 405 с.Леванов Е.Е. Семейное воспитание: состояние, проблемы и дальнейшие перспективы // Социологические исследования. 2009. - № 1. Немов Р.С., Психология. В 3 кн. - Москва: Просвещение: Владос, 2010. – 380 с. Парыгин Б.Д. Социальная психология для подготовки к экзаменам. - СПб.,2009. – 365 с.Токарева Т.Н. Проблемы личности в процессах взаимодействия// Психология.- 2010.- № 7.Щербаков С.А. Семья и личность// Проблемы теории и практики управления.- 2007.- №5.Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций для студентов и преподавателей высших учебных заведений. - М.: Апрель-Пресс, 2012.- 180 с.

Список использованной литературы

1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 2008. – 370 с.
2. Голованова Н.Ф., Социализация младшего школьника. - Санкт-Петербург: Специальная литература, 2011. – 420 с.
3. Гумплович Л. Основы педагогики / Пер. под ред. В.М.Гессена. - СПб., 2009. – 430 с.
4. Гурко Т.А. Трансформация института семьи: постановка проблемы и ее последующее решение // Социологические исследования. 2009. - №10.
5. Давидюк Г.П. Социализация личности. — Минск, 2009. – 398 с.
6. Жуков В.И. Россия: Состояние, перспективы, проблемы и противоречия развития. — 2-е изд., доп. — М., 2010. – 270 с.
7. Кареев Н.И. Введение в изучение педагогики. — СПб.: , 2009. - 280 с.
8. Кон И.С. Психология личности. — М., 2010. – 310 с.
9. Кравченко А.И. Социальная педагогика. — М. ПРЕСС-РЕАЛ, 2008. - 405 с.
10. Леванов Е.Е. Семейное воспитание: состояние, проблемы и дальнейшие перспективы // Социологические исследования. 2009. - № 1.
11. Немов Р.С., Психология. В 3 кн. - Москва: Просвещение: Владос, 2010. – 380 с.
12. Парыгин Б.Д. Социальная психология для подготовки к экзаменам. - СПб.,2009. – 365 с.
13. Токарева Т.Н. Проблемы личности в процессах взаимодействия// Психология.- 2010.- № 7.
14. Щербаков С.А. Семья и личность// Проблемы теории и практики управления.- 2007.- №5.
15. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций для студентов и преподавателей высших учебных заведений. - М.: Апрель-Пресс, 2012.- 180 с.

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет семейная социализация ребенка?

Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Она формирует у ребенка представления о семейных ролях, правилах и ценностях, которые будут влиять на его будущее отношение к созданию своей семьи и родительству.

Как семейные роли влияют на детей?

Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей собственной семьей. Если в семье существует гармония, взаимопонимание и поддержка, то дети склонны принимать положительные семейные роли, стремиться к созданию семьи и сохранению семейных ценностей.

Какие социальные проблемы семьи существуют?

Среди социальных проблем семьи можно выделить насилие в семье, разводы, низкий уровень семейного благополучия, отсутствие родительской ответственности и нежелание участвовать в воспитании детей. Все эти факторы влияют на здоровье семьи и приводят к разрушению семейных отношений и негативным последствиям для детей.

Какие перспективы развития семьи существуют?

Перспективы развития семьи связаны с изменением социально-экономической ситуации, расширением прав родителей и защиты интересов детей, развитием семейной политики и поддержки семейных ценностей со стороны государства. Важно также уделять внимание развитию коммуникационных навыков и конфликтологической компетенции среди членов семьи.

Какое значение имеет семья в становлении личности?

Семья играет основную роль в формировании личности ребенка. Взаимодействие с близкими людьми в семье влияет на формирование его ценностей, навыков социального взаимодействия, самооценки и мировоззрения. Семейная среда также определяет ряд других аспектов развития, таких как уровень образования, культурные предпочтения и перспективы на будущее.

Какое значение имеет семейная социализация для становления семейных потребностей?

Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Она помогает формировать представления о семейных ценностях, ролях и отношениях, а также учить ребенка социальным навыкам и нормам поведения внутри семьи.

Какой влияние оказывает общий семейный климат на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись семьей в будущем?

Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись семьей в будущем. Положительный и поддерживающий климат способствует формированию позитивного представления о семье и желанию создать собственную семью. В то же время, негативный и конфликтный климат может вызывать отрицательные представления о семейных ролях и семейной жизни, что может отразиться на желании создать семью в будущем.

Какие социальные проблемы могут возникать в семье?

В семье могут возникать различные социальные проблемы, такие как конфликты между членами семьи, насилие и жестокое обращение, нарушение прав детей, алкоголизм или наркомания одного из родителей, экономические трудности и др. Эти проблемы могут негативно сказываться на развитии и социализации детей.

Какие перспективы развития семьи можно выделить?

Среди перспектив развития семьи можно выделить изменение семейных ролей и функций, адаптацию к изменяющимся обстоятельствам и потребностям, развитие гендерного равноправия и более гибких форм семейного устройства, таких как однополые браки. Также важно развитие понимания и поддержки индивидуальных потребностей каждого члена семьи.

Как восприятие детьми семейных ролей может влиять на их желание иметь свою семью в будущем?

Восприятие детьми семейных ролей может значительно повлиять на их желание иметь свою семью в будущем. Если дети видят положительные и функциональные семейные роли, они могут хотеть повторить это в своей будущей семье. Напротив, если они видят негативные и деструктивные семейные роли, они могут стремиться избегать создания семьи или бояться повторить негативный опыт.

Какую роль играет семья в социализации?

Семья играет важную роль в социализации, так как она является первым и основным социальным окружением ребенка. В семье формируются основные ценности, навыки и образцы поведения, которые потом определяют отношение человека к обществу. Семья является местом, где ребенок учится социальным ролям, нормам и ценностям, развивает коммуникативные навыки и формирует свою личность.

Как влияет семейный климат на формирование личности ребенка?

Семейный климат, то есть общая атмосфера и отношения внутри семьи, оказывают прямое влияние на формирование личности ребенка. Если в семье царят любовь, поддержка и взаимопонимание, то ребенок будет чувствовать себя защищенным и уверенным. Это способствует его эмоциональному и психологическому развитию. В то же время, конфликты, насилие или отсутствие поддержки в семье могут оказывать негативное влияние на личностное становление ребенка.