Вам нужен реферат?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Развитие ценностно-смысловых основ трудовой деятельности молодого человека.

  • 18 страниц
  • 22 источника
  • Добавлена 03.10.2014
539 руб. 770 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ 4
1.1. Понятие и природа ценностей 4
1.2.Характер и виды ценностей 7
Глава 2. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
Фрагмент для ознакомления

Однако такая оценка может варьироваться и доходить до полярных значений (мужчины идущие к цели – амбициозны, чувствительные женщины – капризны). Следующим свойством, по мнению Т.Е. Рябовой, является их устойчивость и стабильность [12,c. 144]. Можно сказать, что гендерные стереотипы, как и стереотипы вообще, подвержены изменению под влиянием общественных практик. В последнее столетие произошли значительные изменения в представлении о гендерной идентичности мужчины и женщины, мужского и женского поведения. Теперь мужчина уже не так однозначно воспринимается как защитник и кормилец семьи, а женщина как домохозяйка, что связано с все возрастающей ролью женщины в общественной жизни, производстве, политике. Вместе с тем, изменения гендерных стереотипов, также как и социальных, проходят медленнее, чем общественные трансформации. Гендерные стереотипы широко разделяемы всеми членами общества. Стереотипными признаются образцы маскулинности и феминности (исследователи Р. Ашмоа, Ф. дель Бока), если они прослеживаются во мнении хотя бы 75 процентов представителей социальной группы. В то же время, можно отметить их нормативную составляющую, поскольку особенности гендерной идентичности, гендерных статусов и ролей зависят от социальных ожиданий и принятых в обществе стандартов поведения и самопрезентации. Феномен полярности гендерных стереотипов рассматривается в исследованиях X. Липса. Согласно его представлениям основной функцией гендерных стереотипов является поддержание полярности двух групп – мужчин и женщин. В случае такого разделения частичное несоответствие мужчины стереотипу мужественности становится основанием для приписывания ему женских качеств, а не полного отрицания его маскулинности. Таким образом, бинарная оппозиция маскулинности и феминности служит целям поддержки групповой идентичности, сплоченности всех членов внутри социальной группы. Помимо данной функции, гендерные стереотипы участвуют в когнитивном процессе, когда человек выучивает нормативы гендерного поведения и распределения гендерных ролей. С точки зрения идеологии, гендерные стереотипы также несут в себе социальные функции, аргументируя существующую социально детерминированную гендерную асимметрию, иерархию, а также с целью поддерживания, воспроизводства данных отношений, обеспечения стабильности социальных норм. Гендерные стереотипы транслируются через большинство социальных институтов – медиа, религию, семью, образование, политические и социальные институты, что способствует все большей популярности исследований ретрансляционной функции гендерных стереотипов. В современной научной среде актуализируется изучение таких тем, как трансляция и формирование гендерных стереотипов через основные механизмы стереотипизации сознания (социальные институты, литература, искусство, средства массовой информации и другие каналы). В современной научной мысли отмечаются следующие основные направления изучения особенностей влияния гендерных стереотипов на общество. Зачастую гендерные стереотипы как концепты мужественности и женственности определяют социально приемлемые образцы гендерной самопрезентации. Например, данные экспериментов, проведенных психологами, демонстрируют гендерную обусловленность различного поведения мужчины и женщины в процессе общения с работодателем. Осуждению зачастую подвергаются люди, чье поведение не соответствует общепринятой гендерной роли (декретный отпуск мужчины вызовет негативную реакцию со стороны общества). Гендерно-определяемым может стать также выбор профессии, предопределенный гендерными ролями. Для мужчины такие роли строго регламентированы и определяют спектр нормального и ненормального поведения. Данные нормы способствуют (или препятствуют) формированию и распространению гендерных стереотипов (например, мужчина – няня в детском саду). Таким образом, можно сделать вывод, что гендерные стереотипы выполняют функции социального контроля. С другой стороны, принадлежность к группе мужчин или женщин может послужить достаточной основой для восприятия и объяснения деятельности конкретного человека. Одной из негативных сторон гендерной стереотипизации является так называемое «самовыполняющееся пророчество». Так, Г. Олпорт высказывает мнение о том, что люди, ставшие жертвами социальных стереотипов, начинают развивать в себе именно стереотипные качества. Основываясь на идеях Г. Олпорта, западные ученые связывают формирование негативных женских качеств, программирование женщиной себя на неудачу с влиянием гендерной стереотипизации. Мужчины, в свою очередь, ориентируют свое поведение в соответствии с традиционными стереотипными качествами, свойственными маскулинности – амбициозности, целеустремлённости, доминировании. В случае же несоответствия традиционной гендерной роли, мужчины испытывают больший стресс, нежели женщины. X. Липс отмечает нарастание в современном обществе популярности идеи угнетения мужчин, проявляющейся в обязанности сражаться и принимать участие в войне. Российский исследователь С.Г. Айвазова отмечает наличие в советском обществе стереотипов, связывающих социальную роль женщины с ролью либо хранительницы домашнего очага/матери либо труженицы [2, c. 291]. Гендерные стереотипы – социально конструируемые устойчивые образы-представления о персональных характеристиках мужчин и женщин, предписывающие определенные стандарты поведения и сфер ответственности, как в производстве, так и в семье. Гендерные стереотипы следует рассматривать как один из основных видов социальных стереотипов, складывающихся в процессе общественной коммуникации, интериоризующихся индивидом в процессе социализации и играющих важную роль в поддержании существующих гендерных практик. Идеи «мужественности» и «женственности» здесь выступают как архетипы поведения, взаимодействий с другими людьми, социальных ожиданий и оценок. Исходя из значимости гендерных стереотипов для взаимодействия группы с внешней средой и обеспечения самого существования группы, представляется возможным использовать принятую классификацию гендерных стереотипов. Первая группа – гендерные стереотипы как образы-представления, сложившиеся в сознании субъектов о маскулинности и феминности, представляющие собой нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Вторая группа – гендерные стереотипы, включающие представления о распределении семейных и профессиональных ролей между мужчинами и женщинами. Итак, гендерные роли сконструированы обществом, и они формируются под влиянием истории, религии, национальных особенностей, социокультурных условий страны или региона, определяются спецификой содержания труда.ЗАКЛЮЧЕНИЕРазработкой понятия "ценностные ориентации" заняты социологи, психологи, философы. Но при всей широте диапазона подходов к этой категории большинство ученых определяют "ценностные ориентации" как систему установок на те или иные ценности. Содержание ценностных ориентаций обусловлено реальными общественными отношениями, в которые включена личность в процессе своей жизнедеятельности;Ценностные ориентации личности, связывающие ее внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему. Система ценностных ориентации является одним из важнейших компонентов структуры личности, представляет собой отражение мотивационно-потребностной сферы, системы личностных смыслов,следовательно, может рассматриваться как содержательная сторонасамосознания личности;Система ценностных ориентаций личности не остается неизменной на протяжении всей жизни человека, период юношества можно определить как ключевой в становлении этой системы, а период зрелости как этап критичной оценки достигнутого.СПИСОКЛИТЕРАТУРЫАбульханова - Славская Х.А. Стратегия жизни: /Х.А. Абульханова – Славская - Мысль, 1991.Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А.Г.Асмолов.-М. : Смысл,ИЦ Академия, 2002. – 416 с.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - М.: Просвещение. 1980. - 146с. Андронникова О.О., Коваленко В.И., Перевозкина Ю.М; Методология и методика написания рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ по направлению и специальности «психология»: учебно-методологическое пособие для студентов психологического факультета: Новосибирск, 2011. - 59 с.Бендас Т.В. Гендерная психология / Т.В. Бендас. - СПб.: Питер, 2006. - 431 с.Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 136 с.Буянас Т.М. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей - культурных смыслов - в индивидуальном сознании / Т.М. Буянас. - Вопросы психологии, 2006. - № 5. - С. 44 - 55.Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Е.И. Головаха. -Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб, Питер, 2000. - С. 256-269.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 2000. - 321 с.Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. - М.: Политиздат, 2004. - 222 с.Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2007. - 428 с.Иовенко Е.Ю. Гендерные особенности ценностных ориентаций студентов / Е.Ю. Иовенко. - Молодой ученый. - 2012. - №11. - С. 355-357. Титаренко А.И. Моральные ценности и личность. )А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. - М., 1994. -176 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. - 2-х т. Т. 2. - М., 1989. - 328с.Крейдлен Г.Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации. Эмоциональный аспект // Эмоции в языке и речи: Сборник научных статей / Под ред. Шаронова И.А. - М.: РГГУ, 2005. - 324 с.Леонтьев Д.А. Внутренний мир личности / Психология личности в трудах отечественных психологов / Д.А. Леонтьев. - СПб.: Питер,2005. -422с.Липпс Т. Самосознание, ощущение и чувство/ Т. Липпс ; пер. с нем. с предисл. и примеч. М. А. Лихарева. - СПб.: Слово, 1910. - 84 с. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России / В.Т. Лисовский. - СПб: СПб: ГУП, 2007. - 519 с.Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - Спб: Питер, 2002. - 54 с.Хайду П. Воспитание ценностных ориентаций./ П. Хайду. - М.: Школа, - 2001. - 255 с. Хлопова В., Озерникова Ж.Г. Трудовые ценности молодежи. // Народонаселение. - 2002 - №4. - с. 66 - 73.Якутенко С.С. Вечные ценности / С.С. Якутенко. - Львов: Кальвария, 2010. - 412 с.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова - Славская Х.А. Стратегия жизни: /Х.А. Абульханова – Славская - Мысль, 1991.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А.Г.Асмолов.-М. : Смысл,ИЦ Академия, 2002. – 416 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - М.: Просвещение. 1980. - 146с.
4. Андронникова О.О., Коваленко В.И., Перевозкина Ю.М; Методология и методика написания рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ по направлению и специальности «психология»: учебно-методологическое пособие для студентов психологического факультета: Новосибирск, 2011. - 59 с.
5. Бендас Т.В. Гендерная психология / Т.В. Бендас. - СПб.: Питер, 2006. - 431 с.
6. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 136 с.
7. Буянас Т.М. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей - культурных смыслов - в индивидуальном сознании / Т.М. Буянас. - Вопросы психологии, 2006. - № 5. - С. 44 - 55.
8. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Е.И. Головаха. -Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб, Питер, 2000. - С. 256-269.
9. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 2000. - 321 с.
10. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. - М.: Политиздат, 2004. - 222 с.
11. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2007. - 428 с.
12. Иовенко Е.Ю. Гендерные особенности ценностных ориентаций студентов / Е.Ю. Иовенко. - Молодой ученый. - 2012. - №11. - С. 355-357.
13. Титаренко А.И. Моральные ценности и личность. )А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. - М., 1994. -176 с.
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. - 2-х т. Т. 2. - М., 1989. - 328с.
15. Крейдлен Г.Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации. Эмоциональный аспект // Эмоции в языке и речи: Сборник научных статей / Под ред. Шаронова И.А. - М.: РГГУ, 2005. - 324 с.
16. Леонтьев Д.А. Внутренний мир личности / Психология личности в трудах отечественных психологов / Д.А. Леонтьев. - СПб.: Питер,2005. -422с.
17. Липпс Т. Самосознание, ощущение и чувство/ Т. Липпс ; пер. с нем. с предисл. и примеч. М. А. Лихарева. - СПб.: Слово, 1910. - 84 с.
18. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России / В.Т. Лисовский. - СПб: СПб: ГУП, 2007. - 519 с.
19. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - Спб: Питер, 2002. - 54 с.
20. Хайду П. Воспитание ценностных ориентаций./ П. Хайду. - М.: Школа, - 2001. - 255 с.
21. Хлопова В., Озерникова Ж.Г. Трудовые ценности молодежи. // Народонаселение. - 2002 - №4. - с. 66 - 73.
22. Якутенко С.С. Вечные ценности / С.С. Якутенко. - Львов: Кальвария, 2010. - 412 с.

Введение

российское общество Современные нескольких лет переживает период изменения ценностей, основ всех сфер жизни человека, в том числе и его профессиональной деятельностью. До сих пор прежние ценностно-нравственные и профессиональные ориентации личности, во многом не соответствуют реальной жизни, а новые еще не сформированы.

Это общественная проблема особенно актуальна для каждого человека, который находится на одном из этапов обучения, и именно на этапе выбора профессии. Под профессиональным самоопределением мы понимаем самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также, чтобы найти смысл проведенной деятельности в определенной социально-экономической ситуации.

Методологический подход к проблеме ценностно-смыслового развития студентов

Обзор и анализ исследований ценностно-смысловой сферы личности позволяет сделать следующее заключение: в исследованиях ценностно-смысловой сферы личности конца ХХ - начала XXI века делают главный упор на методологические аспекты данной реальности и ее развития, что касается как трактовок базовых понятий в данной области, так и понимания их характеристик, особенностей развития и формирования (Д. А. Леонтьев, Ф. Е. Василюк, М. Р. Гинзбург и др.).

в то же время в современной психолого-педагогическая практика продолжает базироваться на позициях онтологического подхода к ценностно-смысловому развитию, ориентированного на прямую ориентацию личности на те или иные ценности, соответствующие личной онтологии, с точки зрения психологической. В условиях современной России средства онтологического подход не решает в полной мере остро стоящую проблему трансляции ценностно-смысловых оснований и развития студентов в этой области.

Эта проблема снимается, на наш взгляд, через обращение к методологическому подходу, требования которого состоят в следующем:

· ясность личных ценностно-смысловых оснований формирующего. При чем в ходе психолого-педагогической деятельности, направленной на формирование ценностно-смысловых установок студентов происходит дальнейшее уточнение темы учителя, ценностно-смысловое развитие, что связано с диалогичностью обучения в рамках процесса методологический подход;

· для сопряжения онтологического и организационно-деятельностного аспектов личностного бытия. Данное требование реализуется нами через обращение к смысловой (онтологической) схеме стратегирования Н. Г. Алексеева. На основе этой схемы мы выделяем следующую схему сопряжения онтологического и организационно-деятельностного аспектов личностного бытия в рамках методологического подхода.

Узнать стоимость работы