духовные ценности и нравственные начала россии и дошкольное детство

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 1414 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 22.10.2014
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания 5
Глава 2. Особенности нравственного воспитания и развития дошкольников 11
Заключение 14
Список литературы 15



Фрагмент для ознакомления

Другой характерной чертой начальных этапов становления нравственности у дошкольников является слитность моральных чувств и знаний. Это проявляется не только по отношению к нравственным оценкам или представлениям, но и по отношению к реально выполняемым нормам, к нравственным поступкам дошкольников.Исследователями доказано, что поступательно дошкольник проходит три ступени развития эмоциональных отношений к нравственным ценностям и нормам. От прямой оценки конкретных действий или поступков человека, содержащей правила поведения в младшем возрасте, к оценке-состоянию человека, попавшего в затруднение, обеспечивающей регуляцию поведения, и к оценке-предвосхищению возможных последствий или дальнейшего развертывания ситуации, в которой эмоция выполняет опережающую функцию, побуждает старшего дошкольника к совершению нравственных действий.Другая особенность духовно-нравственного развития дошкольников состоит в том, что вербальное усвоение ребенком нравственных норм и национальных ценностей во многом опережает реальное поведение. В дошкольном возрасте рассогласованность вербального и реального поведения связана со многими причинами:Во-первых, нравственное действие дошкольника является достаточно сложным, поскольку в нем заложено три основных компонента: знание о том, как поступить, переживаемые чувства по поводу совершения морального действия и само практическое выполнение данного действия. Во-вторых, иногда нравственное поведение детей носит избирательный характер (дошкольники ориентируются в своем поведении на усвоенные ими ценности только по отношению к тем людям, к которым испытывают симпатию), избирательность начинает исчезать только в старшем дошкольном возрасте. В-третьих, реакция детей на вербальную и реальную ситуации принципиально отличается (в первом случае мотивы минимальны, а действия реализуются в рефлексивной форме или в форме планирующего и словесного действия; в другом случае в связи с необходимостью осуществления конкретных действий начинается внутренняя борьба между личным и общественным, между желанным, предпочитаемым и должным).По мнению Н. В. Мельниковой, нравственное поведение ребенка от 4 к 7 годам развивается в двух направлениях: в усилении роли нравственных норм, требований и образцов в поведении ребенка и его оценке; в повышении адекватности оценки собственного и чужого поведения на основе этических понятий. При этом, по мнению ученого, сохраняется большая зависимость поведения от внешнего стимулирования взрослого. Ребенок, выполняя нравственные нормы и требования, руководствуется стремлением избежать наказания или добиться поощрения, а не осознанием нравственного смысла действий и поступков. Адекватное поведение, позитивные моральные переживания и отношения ребенка при соблюдении им нравственных требований стимулируют новые нравственные действия и поступки. Постепенно на этой основе у ребенка вырабатываются устойчивые нравственные действия, не связанные с внешним стимулированием, а обусловленные позитивностью.ЗаключениеДуховно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста – сложный педагогически организованный процесс усвоения и принятия дошкольниками базовых национальных и нравственных ценностей.Духовно-нравственное воспитание представляет собой целостный процесс, имеющий две стороны: одна из них овладение духовно-нравственными знаниями и умениями оперировать ими (образование), другая – развитие духовно-нравственных отношений и соответствующего поведения. В процессе приобщения дошкольников к материальному и духовному наследию необходимо оказывать комплексное воспитательное воздействие на когнитивную, эмоционально-оценочную и поведенческую сферы дошкольников. Слабая сформированность одного из компонентов (этических представлений о национальных и общечеловеческих ценностях; положительного отношения к явлениям и объектам общественной и этнокультурной жизни или готовности действовать в соответствии с усвоенными ценностями и нормами по отношению к окружающим людям и т. д.) ведёт к несформированности нравственных качеств или ценностных ориентаций в целом. В дошкольном возрасте закладываются основы нравственности, усваиваются общечеловеческие моральные нормы, отношение ребенка к людям, к природе, к животным, к результатам человеческого труда. Все это определяет нравственную активность. Поэтому прививать духовно-нравственные ценности и мораль нужно еще в детстве.Список литературыАбраменкова В.В. Социальная психология детства: учебное пособие. – М.: ПЕРСЭ, 2008.Волков Г. Н. Этнопедагогика. − М.: Изд. центр «Академия», 2010.Выготский Л.С. Кризис семи лет. Собр. соч.: в 6-ти т. Т. 4. – М.: Просвещение, 1980.Детская психология / Под ред. Д.Б.Эльконина. – М.: Педагогика, 1984.Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – СПб.: Издательство «Речь», 2002.Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития дошкольников / Л.В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 5. Кондрашова Н. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности в условиях поликультурного региона // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2012. – № 7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.Логинова В. И., Саморукова П. Г. Дошкольная педагогика. М.: Просвещение, 2011. Мельникова Н. В. Развитие нравственной серы личности дошкольника: дис. … д-ра психол. наук. – Казань, 2009.Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Школьная пресса, 2013. Фридман Л. М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей.  М.: Институт  Психотерапии, 2005.Якобсон С. Г., Соловьева Е. В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста. – М.: Дрофа, 2006.

Список литературы
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: учебное пособие. – М.: ПЕРСЭ, 2008.
2. Волков Г. Н. Этнопедагогика. − М.: Изд. центр «Академия», 2010.
3. Выготский Л.С. Кризис семи лет. Собр. соч.: в 6-ти т. Т. 4. – М.: Просвещение, 1980.
4. Детская психология / Под ред. Д.Б.Эльконина. – М.: Педагогика, 1984.
5. Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – СПб.: Издательство «Речь», 2002.
6. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития дошкольников / Л.В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 5.
7. Кондрашова Н. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности в условиях поликультурного региона // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2012. – № 7.
8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
9. Логинова В. И., Саморукова П. Г. Дошкольная педагогика. М.: Просвещение, 2011.
10. Мельникова Н. В. Развитие нравственной серы личности дошкольника: дис. … д-ра психол. наук. – Казань, 2009.
11. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Школьная пресса, 2013.
12. Фридман Л. М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей. М.: Институт Психотерапии, 2005.
13. Якобсон С. Г., Соловьева Е. В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста. – М.: Дрофа, 2006.

Двадцать четыре

Министерство образования и науки Краснодарского края

от Государственного бюджетного профессионального образовательного

Краснодарского края "Краснодарский педагогический колледж"

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

По специальности Дошкольное образование

ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ духовно-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Выполнил(а):

студент(ка) 4 курса группы "В"

Сивочубова Мария Сергеевна

Научный руководитель:

k. p. н., Садовская, C.

Краснодар 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-нравственном воспитании ДЕТЕЙ и ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Понятие духовно-нравственного воспитания дошкольного образования

1.2 Формы и методы духовно-нравственного воспитания дошкольного образования

1.3 Особенности организации духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе детского сада

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ воспитанию ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Сравнительный анализ программы "От рождения до школы" и "Детство"

2.2. Анализ развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образования

2.3. Местно-событийное планирования, с включением работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста

2.4. Методические рекомендации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

ВЫВОД

СПИСОК литературы

ЗАПРОС

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольное детство - важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления о мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Общество только тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.