Теория развития цивилизации Данилевского. Её принципиальное различие от линейных теорий развития общества.теория развития цивилизации Данилевского. Её принципиальное различие от линейных теорий развития общества.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социология общая
  • 2525 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 22.10.2014
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Линейные концепции развития общества. Н.Я. Данилевский как исследователь общественного развития 5
1.1 Возникновение линейных концепций развития общества. Их основная характеристика 5
1.1.1 Христианская концепция истории 5
1.1.2 Рационалистические концепции истории 7
1.2 Данилевский - русский исследователь развития цивилизации 12
Глава 2. Анализ роли Данилевского Н.Я. в науке 15
2.1 Историческое значение работ Данилевского 15
2.2 Концепция культурно-исторических типов Данилевского 20
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Фрагмент для ознакомления

Данное учение представляет огромный интерес для всех историков и других гуманитариев в России и является значительной вехой в формировании славянофильски-почвеннического течения в  социальном самосознании 2-ой половины XIX и всего ХХ вв.
С первого взгляда может показаться, что обращение к философии Н.Я.Данилевского и к иным аспектам творческой работы мотивируется устремлениями историко-академического плана. Одновременно с этим, как минимум, в трех отношениях, анализ творческого наследия Н.Я. Данилевского вызывает неподдельный интерес.
Прежде всего, укажем на стабильный интерес к истории отечественной цивилизации и культуры и к русской философской мысли XIX века. Исходя из этого, отметим факт того, что интеллектуальная продукция, появившаяся в результате общественного интереса, очень неоднородна по качеству. Вместе с публикациями материалов по истории философской мысли, которые выдержаны в академических традициях и с серьезными работами, к сожалению, часто встречаются труды довольно скороспелые и легковесные, где небрежная подготовка текста сочетается с неразработанным справочным аппаратом или даже его отсутствием. В некоторых трудах концептуального плана умозрение превалирует над эмпирикой, часть трудов грешат крайней политизированностью и идеологической зашоренностью. Указанные недостатки публикаций часто увязаны с притоком в историко-россиеведческие дисциплины (например, отечественных истории и философии, специалистов из иных гуманитарных дисциплин. Но в целом концентрация умственного потенциала и усилий в историко-россиеведческих дисциплинах, без сомнений, имеет позитивный характер, так как позволяет существенно расширить сферы научного поиска.
Ориентируясь на то, что слагаемыми социального интереса к российской философской мысли XIX – нач. ХХ вв. являются как желание ознакомиться с почти неизвестными страницами русских мыслителей, так и желание отыскать ответы на актуальные проблемы современной общественно-политической и духовной жизни, нетрудно понять то, что изучение творчества видного мыслителя 2-ой половины XIX века, в особенности в монографической форме, вызывает определенный интерес.
Рассмотрение развития теории культурно-исторических типов в качестве важных частей включает анализ предпосылок и порядка создания и выдвижения базовых посылок теории.
Как могут реконструироваться предпосылки теории типов? Прежде всего, нужно установить содержательные составляющие этой теории. Под содержательными мы подразумеваем не любые существенные для теории компоненты, но лишь те, которые не являются дедуктивным следствием общих положений, т.е. особый первичный содержательный базис теории.
Данные первичные компоненты теории - базовые посылки опираются на предпосылки. Данная линия реконструкции предпосылок может быть названа регрессивно-логическим анализом - в соответствии с особенностями методической процедуры.
Другая процедура, применение которой важно для реконструкции предпосылок теории типов, основывается на выделении предпосылок в пределах анализа эволюции Н.Я.Данилевского.
Итак, в  эмпирико-историческом анализе рассматривается генезис и уточняется сущность тех содержательных образований - предпосылок - взаимодействие которых затем, в “силовом поле” очередной проблематики, и принесет создание основных идей теории культурно-исторических типов.
Пересекающаяся проверка и соединение итогов двух линий и позволяет реконструировать предпосылки этой теории культурно-исторических типов.
Чаще всего, излагая предпосылки некоторой теории, выделяют две группировки: в первую из них входят ценностные, социально-исторические и т.п., во вторую - теоретические (туда же философско-мировоззренческие).
При изучении генезиса теории вместе с анализом предпосылок особую роль играет рассмотрение формирования проблематики (или исходного вопроса) этой теории.
Стремясь понять сущность произошедших перемен, в первую очередь важно учесть особенности истолкования Н.Я.Данилевским социалистического учения Ш.Фурье.
Эти особенности, как известно, выражались в консервативной интерпретации социалиста. В отличие от революционных последователей социализма, которые понимали создаваемые царским правительством преграды на пути осуществления социалистического проекта в стране как проявление реакционной воли, эволюционно настроенный Данилевский мог другим образом понимать невозможность осуществления социалистического проекта (как минимум в ближайшем будущем). Враждебность государства и общества идеям социализма истолковывалась как итог осознания неприменимости к специфическим российским условиям.
Однако, не исключен тот факт, что в главе VI книги “Россия и Европа”, в которой говорится о кризисе веры - “французский социализм нашел трансцендентальную формулу, разрешаю общечеловеческую задачу”, а социалистический проект рассматривается как попытка “обрести общие формы общественного быта, в своем роде так же абсолютные, способные осчастливить все человеческое общество, без отличия времени, места либо племени”, высказываются мысли сформировавшиеся во время духовного разрыва с социализмом Фурье, который утопичен.
В свете сказанного истиной выглядит мысль о том, что главным мотивом разрыва Данилевского с фурье было осознание неприменимости универсальных рецептов социализма к самобытным общественным условиям России.
Учитывая тот факт, что в контексте социально-философски ориентированного осмысления ценностные предпосылки неизбежно обладают политическим или социально-политическим измерением, рассмотрим мысль о том, что особенности философско-исторических воззрений Данилевского определялись его социально-политическими (в том числе ценностной составляющей) воззрениями.
Если истолковывать данное утверждение в том ключе, что философско-исторические воззрения (и их теоретический компонент) способны рассматриваться в виде эпифеномена политических воззрений, имеющих ценностные компоненты, тогда такое утверждение нужно рассматривать как ошибку. Ошибочность суждения определяется игнорированием представления об автономности теоретического мышления.




Заключение
Из всего вышесказанного становится очевидным, каким многослойным и многозначным является термин «цивилизация». Многие современные философы считают, что пытаться дать какое-либо фиксируемое стабильное определение данной категории бессмысленно. Но, тем не менее, постараемся это сделать в качестве вывода. Прежде всего, цивилизацией называется нечто большее, чем культура. Она включает и технологический базис нашей жизни, и нравственные представления, ее определяющие, то есть это достаточно объемное представление о вариантах жизни человека на планете.
Говорить о зарождении цивилизации мы можем тогда, когда человек окончательно выделяется из животного мира. На данном этапе биологическое совершенствование человека завершилось, а эволюция перешла на новый этап общественного развития.
Что касается фундамента появляющейся философии, то, безусловно, им мы считаем цивилизацию и культуру античности. Всякий культурный человек не может не испытать уважения к ценностям, оставленным человечеству жителями Древних Греции и Рима.
И сегодня человеку предстоит создать новые международные институты, новый правопорядок, новую моральную основу.








Список использованной литературы

Бобахо В.А. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов / В.А. Бобахо, С.И. Левикова. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2010. - 400 с.
Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Под. ред. Е.В. Попова. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 336 с.
Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. – СПб., 2013.
Гуревич П.С. Культурология. – М.: Знание, 2011.
Иконникова С.Н. История культурологических теорий / С.Н. Иконникова. - СПб.: Питер, 2013. - 474 с.
Оганов А.А. Теория культуры: Учебное пособие для вузов / А.А. Оганов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2011. - 384 с.
Пивоев В.М. Культурология. Введение в историю и философию культуры: Учебное пособие / В.М. Пивоев. - М.: Гаудеамус; Академический Проект, 2013. - 564 с.
Радугин А.А. Социология. Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин.- М., 2012.
Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. - М., 2010.
Социология: Учебное пособие / Ахметова С.А., Беляев В.А., Большаков А.Г.; Под ред. Ерофеева С.А., Низамовой Л.Р.; Казан. гос. ун-т. Каф. социологии, Центр социологии культуры. - Казань, 2011. - 2-е изд. перераб. и доп. - 338 с.
Филатова О.Г. Социология культуры: Конспект лекций. - СПб.: Михайлов, 2010. 
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: Книга, 1991.
Данилевский Н.Я. Дарвинизм. – СПб.: Питер, 2003.
Политические труды Н.Я. Данилевского // http://gumilevica.kulichki.net/DNY/












2

Список использованной литературы

1. Бобахо В.А. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов / В.А. Бобахо, С.И. Левикова. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2010. - 400 с.
2. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Под. ред. Е.В. Попова. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 336 с.
3. Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. – СПб., 2013.
4. Гуревич П.С. Культурология. – М.: Знание, 2011.
5. Иконникова С.Н. История культурологических теорий / С.Н. Иконникова. - СПб.: Питер, 2013. - 474 с.
6. Оганов А.А. Теория культуры: Учебное пособие для вузов / А.А. Оганов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2011. - 384 с.
7. Пивоев В.М. Культурология. Введение в историю и философию культуры: Учебное пособие / В.М. Пивоев. - М.: Гаудеамус; Академический Проект, 2013. - 564 с.
8. Радугин А.А. Социология. Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин.- М., 2012.
9. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. - М., 2010.
10. Социология: Учебное пособие / Ахметова С.А., Беляев В.А., Большаков А.Г.; Под ред. Ерофеева С.А., Низамовой Л.Р.; Казан. гос. ун-т. Каф. социологии, Центр социологии культуры. - Казань, 2011. - 2-е изд. перераб. и доп. - 338 с.
11. Филатова О.Г. Социология культуры: Конспект лекций. - СПб.: Михайлов, 2010.
12. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: Книга, 1991.
13. Данилевский Н.Я. Дарвинизм. – СПб.: Питер, 2003.
14. Политические труды Н.Я. Данилевского // http://gumilevica.kulichki.net/DNY/

Вопрос-ответ:

Каково основное принципиальное различие между теорией развития цивилизации Данилевского и линейными теориями развития общества?

Основное принципиальное различие состоит в том, что теория развития цивилизации Данилевского считает, что история развития общества происходит не по прямой линии от примитивных форм к высшим, а по циклическому пути, чередуясь между фазами расцвета и упадка различных цивилизаций.

Каким образом Христианская концепция истории влияет на линейные концепции развития общества?

Христианская концепция истории считает, что история имеет конечную цель - конец света или Второе пришествие Христа. Идея прогресса от примитивных форм к высшим связана с прогрессом к этой конечной цели. Линейные концепции развития общества подразумевают постепенное улучшение и переход от менее развитых стадий к более развитым.

Какие основные принципы лежат в основе рационалистических концепций истории?

Основными принципами рационалистических концепций истории являются идеи примата разума, просвещения и науки. Такие концепции считают, что развитие общества происходит линейно и постепенно, и что прогресс достигается благодаря усовершенствованию рациональных знаний и достижений.

Почему теория развития цивилизации Данилевского рассматривает развитие общества как циклический процесс?

Теория развития цивилизации Данилевского считает, что развитие общества происходит циклически из-за культурных, этических и ментальных особенностей разных цивилизаций. Каждая цивилизация проходит через фазы роста, расцвета, упадка и гибели. Причиной этого являются, в частности, противоречия между разными цивилизациями и культурными ценностями.

Какое принципиальное различие существует между теорией развития цивилизации Данилевского и линейными теориями развития общества?

Главное принципиальное различие между теорией развития цивилизации Данилевского и линейными теориями развития общества заключается в том, что линейные теории считают, что общества развиваются постепенно и последовательно от простого к сложному, неизбежно проходя через все стадии развития, в то время как Данилевский утверждал, что разные цивилизации развиваются независимо друг от друга и имеют свои уникальные особенности. Таким образом, развитие цивилизаций находится в особом порядке, который не является прямолинейным.

Какие концепции развития общества лежат в основе линейных теорий развития истории?

В основе линейных теорий развития общества лежат концепции, такие как христианская концепция истории и рационалистические концепции истории. Христианская концепция истории предполагает, что история имеет начало и конец, а благочестивые действия человека приводят к продвижению общества к конечной цели. Рационалистические концепции истории считают, что развитие общества основано на разуме и научном прогрессе, и они ставят акцент на линейный прогресс и последовательный переход от примитивных культур к развитым и современным обществам.

Какие характеристики имеют линейные концепции развития общества?

Основные характеристики линейных концепций развития общества включают в себя представление об общественном развитии как последовательности прогресса, ожидание постепенного развития общества без возврата к предыдущим стадиям, веру в линейный прогресс и эволюцию общества, а также упор на единую модель развития для всех цивилизаций.

Какими основными характеристиками отличаются линейные концепции развития общества?

Линейные концепции развития общества имеют следующие основные характеристики: они предполагают однородность развития всех стран и народов, основываются на постулате единого направления развития и отсутствии цикличности процесса, утверждают, что развитие общества происходит постепенно и прямолинейно, идеализируют западноевропейскую цивилизацию и нередко подчеркивают исключительность ее развития.