Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Семейные взаимоотношения: конфликты и их разрешения

  • 35 страниц
  • 19 источников
  • Добавлена 23.10.2014
880 руб. 1 760 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 6
1.1. Супружеские отношения как основа брака и их особенности 6
1.2. Основные подходы к определению понятия «эмоциональное выгорание» 11
ГЛАВА II. АНАЛИЗ КОНФЛИКТНОСТИ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ И ПУТЕЙ ИХ РЕШЕНИЯ 23
2.1. Организация и методики исследования 23
2.2. Результаты методики «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» Ю.Е. Алешиной 24
2.3. Результаты личностного опросника Г. Айзенка 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ЛИТЕРАТУРА 34


Фрагмент для ознакомления

Изучение конфликтов в супружеских парах позволило авторам методики выделить 8 сфер, в которых чаще всего происходят столкновения: проблемы отношений с родственниками и друзьями; вопросы, связанные с воспитанием детей; проявление стремления к автономии; нарушение ролевых ожиданий; рассогласование норм поведения; проявление доминирования одним из супругов; проявление ревности; расхождения в отношении к деньгам [15].Методы математической обработки полученной информации включают в себя описательную статистику, U-критерий Манна-Уитни (использовался для выявления достоверности различий данных испытуемых, полученных по методикам), *- критерий Фишера (использовался для выявления различий данных по авторской анкете). Кроме методов статистической обработки результатов исследования, в данной работе использовались способы наглядного представления результатов (таблицы, графики).Экспериментальная выборка составила 20 супружеских пар со стажем совместной жизни не менее 5 лет, разного социального уровня и этнической принадлежности. Важным условием подбора испытуемых было наличие хотя бы одного ребенка, а также первый брак испытуемых. Выбор испытуемых обусловлен тем, что феномен эмоционального выгорания в браке связан именно с периодом функционирования семьи, когда в ней появляются дети, а супруги уже прожили вместе определенное количество времени. 2.2. Результаты методики «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» Ю.Е. АлешинойТест «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» направлен на выявление основных сфер конфликтного взаимодействия, а также уровня конфликтности в семьях. Результаты данной методики с учетом выделенных групп представлены в Таблице 1.Таблица 1.Сравнение результатов методики «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» в двух группах испытуемыхСфера семейной жизни1 группа (n=24)2 группа (n=16)Достоверность различийM±mM±mОтношения с родственниками и друзьями-1,7±0,30,4±0,03U=40,4при р≤0,01Воспитание детей0,1±0,040,7±0,08U=79,4 приp≥0,1Проявление автономии одним из супругов-0,9±0,070,8±0,06U=48,7 при р≤0,01Нарушение ролевых ожиданий-1,6±0,3-1,2±0,07U=96,5 приp≥0,1Рассогласование норм поведения-0,1±0,030,4±0,2U=94приp≥0,1Проявление доминирования одним из супругов0,3±0,071,1±0,2U=110,5приp≥0,1Проявление ревности1,1±0,020,4±0,05U=83приp≥0,1Разногласия в отношении к деньгам-1,5±0,4-0,4±0,2U=56,7при р≤0,05Общий уровень конфликтности-1,4±0,010,2±0,01U=36,4при р≤0,01В группе супругов, характеризующихся отсутствием эмоционального выгорания (2 группа), наиболее конфликтными сферами супружеских взаимоотношений оказались нарушение ролевых ожиданий (-1,2), а также разногласия в отношении к деньгам (-0,4). В группе супругов, характеризующихся наличием признаков эмоционального выгорания в браке, наиболее конфликтными сферами супружеских взаимоотношений оказались отношения с родственниками и друзьями (-1,7), проявление автономии одним из супругов (-0,9), нарушение ролевых ожиданий (-1,6), рассогласование норм поведения (-0,1), разногласия в отношении к деньгам (-1,5).При этом между группами испытуемых выявлены достоверные различия по некоторым параметрам. Прежде всего, выявлены достоверные различия между группами при оценке отношений с родственниками и друзьями: для испытуемых 1 группы эта сфера представляется более конфликтной по сравнению с представителями 2 группы (U=40,4 при р≤0,01). С течением времени супруги становятся друг другу ближе, у них появляется много общих интересов и дел, и мнение окружающих начинает становиться менее значимым. Если же между супругами отношения не сложились, они могут пытаться удовлетворить потребность в эмоциональной поддержке у родственников и друзей, что вызывает большое недовольство у другого супруга.Выявлены достоверные различия между группами испытуемых по фактору отношения к деньгам: для 1 группы испытуемых эта сфера чаще становится источником разногласий, чем для 2 (U=56,7 при р≤0,05). Скорее всего, это можно объяснить тем, что семейная жизнь супругов в нашей стране часто характеризуется бытовой неустроенностью, в связи с этим разногласия по поводу денег могут стать постоянным источником конфликтов.Также достоверные различия выявлены по шкале «проявление автономии одним из супругов»: для 1 группы испытуемых эта сфера чаще становится источником разногласий, чем для 2 (U=48,7 при р≤0,01). Возможно, в неблагополучных семьях у супругов может появиться страх, что второй супруг может захотеть уйти из семьи, где нет лада и покоя, и потому пытаются пресечь любые попытки автономии со стороны второго супруга. Выявлены достоверные различия между группами испытуемых по общему уровню конфликтности: у представителей 1 группы этот уровень достоверно выше (U=36,4 при р≤0,01). Для большей наглядности представим полученные данные на рисунке 1.Рис. 1.Средние данные по методике «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» в двух группах испытуемыхТаким образом, мы подтвердили одну из поставленных нами гипотез о том, что фактором риска наличия эмоционального выгорания в браке будет характер конфликтных взаимоотношений супругов в браке.2.3. Результаты личностногоопросника Г. АйзенкаЛичностныйопросник Г. Айзенка используется в данной работе для изучения индивидуально-типологических особенностей супругов, определения психодинамических характеристик (экстраверсии-интроверсии, эмоциональной устойчивости/ неустойчивости). Особенностью этой методики является то, что в нее встроена шкала лжи, проверка по которой показала, что ответы всех испытуемых не выходят за пределы допустимой нормы, а значит, могут быть использованы для анализа. Результаты данной методики с учетом выделенных групп представлены в таблице 2.Таблица 2.Сравнительный анализ данных по методике определения темперамента Г. Айзенка в двух группах испытуемыхШкалы1 группа (n=24)2 группа (n=16)Достоверность различийM±mM±mЭкстраверсия / интроверсия10,3±1,912,2±2,3U=84,4 при p≥0,1Нейротизм13,9±1,419,4±1,33U=52,6 прир≤0,05Для большей наглядности полученные данные можно представить на рисунке 2.Рис. 2. Показатели экстраверсии / интроверсии и нейротизма в двух группах испытуемыхПолученные по методике данные говорят о том, что 1 группа испытуемых характеризуется средним уровнем развития экстраверсии, как и 2 группа испытуемых, что проявляется в балансе между общительностью и закрытостью от общения. Достоверных различий между двумя группами не выявлено.Показатель нейротизма в 1 группе достаточно высок, что может быть показателем лабильности нервной системы и проявляться в эмоционально неустойчивости, озабоченности и беспокойстве, склонности к быстрой смене настроения, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Испытуемые могут проявлять импульсивность и неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, выраженную склонность к раздражительности, выдавать чрезмерно сильную и не соответствующую ситуации реакцию на раздражители. Испытуемые 2 группы обнаружили средний уровень развития нейротизма, который выражается в том, что по сравнению с госслужащими они более эмоционально устойчивы, менее напряжены и тревожны, более стрессоустойчивы. По этому показателю между двумя группами испытуемых выявлены достоверные различия (U=52,6 при р≤0,05).Таким образом, методика определения темперамента Г. Айзенка показала, что испытуемые 1 группы проявляют черты темперамента, свойственные холерическому типу, а испытуемые 2 группы – черты темперамента, свойственные сангвиническому типу. Наша гипотеза о том, что фактором риска развития эмоционального выгорания супругов являются их личностные особенности, подтвердилась частично. Уровень выраженности экстраверсии / интроверсии у супругов не оказывает влияния на развитие эмоционального выгорания. Практически у всех испытуемых показатель экстраверсии / интроверсии находится на среднем уровне, что К.Г. Юнг называл центроверсией. А вот показатель нейротизма оказывает влияние на выраженности эмоционального выгорания супругов в браке. Чем выше уровень нейротизма, тем больше вероятность развития в браке эмоционального выгорания.Сегоднясемейная жизньтребуетвысокой пластичностив поведении,которая проявляетсянауровнеадаптационных возможностеймолодых супругов, и включаетв частностиадаптацию:-К характеру, темпераментуидругиминдивидуальнымособенностямпартнера;-К системе ценностейпартнера;-К потребностям, интересам, привычкам, образу и стилю жизнипартнера;-Сексуальнуюадаптациюи т.д.Есливзаимной адаптациине происходит, то супругистановятсяна путьразводадаже при наличиисильныхлюбовныхчувствинеобходимых материальных ижилищных условий.Итак, становление семьи -это нетолько реализацияидеальныхпредставленийо браке, которыесложилисьу молодыхлюдей до брака, нои реальная жизньдвух, апозже инесколько человек, привсейее сложностиимногогранности. Супружествовключаетнепрерывныепереговоры, заключение соглашений, компромиссыи, конечно, преодоление трудностей, и разрешение конфликтов.Реформированиеобществатребует формированиякультурысемейных отношений.Уровеньсемейнойкультурыкак раз ипроявляетсяв том, каквыходят людииз конфликта, какие стратегииповедениявыбираютво время егорешения.ЗАКЛЮЧЕНИЕПовышенный интерес к семье и браку, наблюдаемый в настоящее время, обусловлен рядом причин. Треть всех браков оказывается нежизнеспособной. Вопрос об укреплении брака и улучшении брачной структуры населения приобретает важнейшее государственное значение. Решение таких проблем немыслимо без изучения механизмов внутрисемейных отношений. Социально-психологический климат в семье определяет устойчивость этих отношений, оказывает решительное влияние на развитие и детей, и взрослых. Большинство современных ученых пришли к выводу, что борьба с негативными социальными явлениями (мужская и женская апатия или агрессивность, алкоголизм и наркомания, растущая преступность, психические расстройства) не может быть эффективной, если не учитывать роль супружеских отношений в возникновении этих явлений. Психологический климат семьи не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Современный брак основывается на совместимости современных людей как личностей. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.Мы подтвердили одну из поставленных нами гипотез о том, что фактором риска наличия эмоционального выгорания в браке будет характер конфликтных взаимоотношений супругов в браке.Методика определения темперамента Г. Айзенка показала, что испытуемые 1 группы проявляют черты темперамента, свойственные холерическому типу, а испытуемые 2 группы – черты темперамента, свойственные сангвиническому типу. Наша гипотеза о том, что фактором риска развития эмоционального выгорания супругов являются их личностные особенности, подтвердилась частично. Уровень выраженности экстраверсии / интроверсии у супругов не оказывает влияния на развитие эмоционального выгорания. Практически у всех испытуемых показатель экстраверсии / интроверсии находится на среднем уровне, что К.Г. Юнг называл центроверсией. А вот показатель нейротизма оказывает влияние на выраженности эмоционального выгорания супругов в браке. Чем выше уровень нейротизма, тем больше вероятность развития в браке эмоционального выгорания.Сегоднясемейная жизньтребуетвысокой пластичностив поведении,которая проявляетсянауровнеадаптационных возможностеймолодых супругов, и включаетв частностиадаптацию:-К характеру, темпераментуидругиминдивидуальнымособенностямпартнера;-К системе ценностейпартнера;-К потребностям, интересам, привычкам, образу и стилю жизнипартнера;-Сексуальнуюадаптациюи т.д.Есливзаимной адаптациине происходит, то супругистановятсяна путьразводадаже при наличиисильныхлюбовныхчувствинеобходимых материальных ижилищных условий.Итак, становление семьи -это нетолько реализацияидеальныхпредставленийо браке, которыесложилисьу молодыхлюдей до брака, нои реальная жизньдвух, апозже инесколько человек, привсейее сложностиимногогранности. Супружествовключаетнепрерывныепереговоры, заключение соглашений, компромиссыи, конечно, преодоление трудностей, и разрешение конфликтов.Реформированиеобществатребует формированиякультурысемейных отношений.Уровеньсемейнойкультурыкак раз ипроявляетсяв том, каквыходят людииз конфликта, какие стратегииповедениявыбираютво время егорешения.ЛИТЕРАТУРААбалакина М.А., Агеев В.С. Анатомия взаимопонимания. – М.: Знание, 1990. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Автореферат дисс. …канд. психол. наук. – М., 1985.Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. – М.: Просвещение, 1987.Васильченко Г.С., Решетняк Ю.А. Любовь, брак, сексуальное партнерство. – М.: Медицина, 1990. Водопьянова Н.Е, Старченкова Е.А. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПБ.: Питер, 2005.Гозман Л.Я. Развитие семьи и проблемы психокоррекционной работы // Медико-психологические аспекты семьи и брака. — Харьков, 1985.Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998.Гурко Т.А., Игнатова И.В. Особенности брачного выбора в России в начале 90-ых // Семья в России. – 1997. – №3. – С. 24-29.Дружинин В.Н. Психология семьи. – 3 изд., испр. и доп. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.Зацепин В.И. О жизни супружеской. – М.: Просвещение, 1986.Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2002.Ковалев С.В. Психология современной семьи. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. – М.: Медицина, 1991.Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer. info/bibliotek_Buks/Culture/Article/_Knorring_MenFemin.phpМалкина-Пых И.Г. Семейная терапия. Справочник практического психолога. – М.: ЭКСМО, 2006.Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. – М.: Класс, 1998.Обозова А.Н., Штильбанс В.И. Аксиомы супружества (Психология супружеских отношений). – Л.: ЛГУ, 1984. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – М., 2006.Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. – 2001. – Т.22. – № 1.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абалакина М.А., Агеев В.С. Анатомия взаимопонимания. – М.: Знание, 1990.
2. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Автореферат дисс. …канд. психол. наук. – М., 1985.
3. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. – М.: Просвещение, 1987.
4. Васильченко Г.С., Решетняк Ю.А. Любовь, брак, сексуальное партнерство. – М.: Медицина, 1990.
5. Водопьянова Н.Е, Старченкова Е.А. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПБ.: Питер, 2005.
6. Гозман Л.Я. Развитие семьи и проблемы психокоррекционной работы // Медико-психологические аспекты семьи и брака. — Харьков, 1985.
7. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998.
8. Гурко Т.А., Игнатова И.В. Особенности брачного выбора в России в начале 90-ых // Семья в России. – 1997. – №3. – С. 24-29.
9. Дружинин В.Н. Психология семьи. – 3 изд., испр. и доп. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
10. Зацепин В.И. О жизни супружеской. – М.: Просвещение, 1986.
11. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2002.
12. Ковалев С.В. Психология современной семьи. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
13. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. – М.: Медицина, 1991.
14. Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer. info/bibliotek_Buks/Culture/Article/_Knorring_MenFemin.php
15. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. Справочник практического психолога. – М.: ЭКСМО, 2006.
16. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. – М.: Класс, 1998.
17. Обозова А.Н., Штильбанс В.И. Аксиомы супружества (Психология супружеских отношений). – Л.: ЛГУ, 1984.
18. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – М., 2006.
19. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. – 2001. – Т.22. – № 1.

Министерство Просвещения Республики Молдова,

Тараклийский Государственный Университет. "Gr. Цамблака"

Кафедра педагогики

диссертация

На тему: "Влияние конфликтов в семье на ребенка в младшем школьном возрасте многодетных семей".

Выполнил: Дериволкова Елена

Научный руководитель: магистр права Волков Ev. Ser.

Тараклия 2011 - 2012

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы определения конфликтов

1.1 Понятие конфликт, типы конфликтов

1.2 Особенности семейных конфликтов и их типология

1.3 Причины возникновения семейных конфликтов

Глава II. Психологические особенности детей из конфликтных семей и профилактика семейных конфликтов

2.1 Семья и функции семьи

2.2 Особенности многодетной семьи

2.3 Общая характеристика младшего школьного возраста

2.4 Формирование личности учащегося в семье

2.5 Психологические особенности детей из конфликтных семей

2.6 Предотвращение и способы разрешения конфликтов в семье в отношении "родители - ребенок"

Глава III. Практический аспект изучения влияния семейных конфликтов на психическое развитие учащегося в семье

3.1 обзор экспериментальных методик и их характеристика

3.2 Анализ результатов исследования психологического климата и характера взаимоотношений в семье

Вывод

Библиография

Приложение

Введение

Напряжение в обществе, вызванное ухудшением экономического положения семьи, привело к нарастанию конфликтов в семье, снижает устойчивость к стрессам человека, накопление негативных эмоций, часто находящих выход в агрессии на других, либо на себя. Взаимоотношения в семье становятся ведущим фактором развития и существования цивилизованного общества.

Большинство ученых считают, что существование семьи без конфликтов невозможно. Это необходимый элемент семейной жизни, который дает выход напряженности, энергии деятельности, порождая тем самым разные семейные изменения.

Проблема конфликта всегда была актуальна для любого общества. Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла.

Узнать стоимость работы