Банковский надзор

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Банковское дело
  • 2727 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 29.10.2014
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ 4
ГЛАВА 2 РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 9
ГЛАВА 3 НАДЗОРНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
ПРИЛОЖЕНИЯ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ А ДИНАМИКА КОЛИЧЕСТВА ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ, ДЕЙСТВУЮЩИХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ИМ ЛИЦЕНЗИЙ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИМ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ДИНАМИКА КОЛИЧЕСТВА ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ, ДЕЙСТВУЮЩИХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, СГРУППИРОВАННЫХ ПО ВЕЛИЧИНЕ УСТАВНОГО КАПИТАЛА 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Фрагмент для ознакомления

В рамках мероприятий по повышению открытости банковского сектора продолжаласьработа по раскрытию информации. По состоянию на 1.01.2014 согласие на раскрытие информации о структуре собственных средств(капитала) и информации о выполнении обязательных нормативов дали 878 кредитныхорганизаций, что составило 95% от общегоколичества кредитных организаций. Такжераскрывались отчеты кредитных организацийв форме оборотной ведомости по счетам учета и отчеты о прибылях и убытках — 888 кредитных организаций (96%).В рамках поддержания стабильности банковской системы Банком России предпринимались меры, направленные на пресечениедействий в целях недобросовестной конкуренции. Банк России, с учетом имеющихсяв законодательстве ограничений, проводилмероприятия по опровержению ложной негативной информации об отдельных кредитных организациях. О выявляемых фактахраспространения негативной информации,носящей дестабилизирующий характер,Банк России информировал правоохранительные органы.В целях повышения прозрачности действий Банка России подготовка изменений повопросам регулирования банковской деятельности проводилась при постоянном диалоге сбанковским сообществом. Консультации сбанковским сообществом, в том числе и с банковскими ассоциациями, велись как в режиме рабочих встреч, так и через размещениепроектов нормативных актов на официальномсайте Банка России в сети Интернет для сбора предложений и замечаний. Итоговые версии документов готовились с учетом обобщения полученных откликов и размещались наофициальном сайте Банка России в сети Интернет в целях антикоррупционной экспертизы. С целью учета специфики отдельных сегментов финансового рынка подготовка изменений осуществлялась также с участием представителей рабочих групп, создаваемых Банком России и банковскими ассоциациями,например по вопросам регулирования рисковипотечного, потребительского и синдицированного кредитования.При выявлении действий кредитных организаций, направленных на сокрытие реального уровня принятых рисков, существенного искажения представляемой вБанк России отчетности надзорными подразделениями Банка России проводилась работапо уточнению профиля и уровня рисков, принятых банками, применялись предупредительные, а при необходимости и принудительныемеры надзорного реагирования.В 2013 году к кредитным организациямприменялись преимущественно предупредительные меры воздействия: письменная информация направлена в адрес руководства896 банков, территориальными учреждениямиБанка России по разным вопросам проведенысовещания с 524 банками. Принудительныемеры воздействия в виде требований об устранении нарушений применялись в отношении575 банков, штрафные санкции — в отношении 171 банка. Ограничения отдельных операций вводились в отношении 194 банков, запреты на осуществление отдельных банковскихопераций — 45 банков, запреты на открытиефилиалов — 51 банка.В рамках реализации политики Банка России по предотвращению проведения черезкредитные организации сомнительных операций, связанных с обналичиванием денежных средств и выводом средств за границу, к115 кредитным организациям в 2013 году применялись жесткие меры надзорного реагирования ограничительного (запретительного) характера, направленные на полное прекращение данных операций.В 2013 году Банком России в соответствиисо статьей 74 Федерального закона № 86ФЗи статьей 20 Федерального закона № 3951отозваны лицензии на осуществление банковских операций у 32 кредитных организаций(в 2012 году — у 22 кредитных организаций).Основаниями для отзыва лицензий на осуществление банковских операций явились:— неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, еслив течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры,предусмотренные Федеральным законом№ 86ФЗ, — в 30 случаях (в 2012 году —в 21);— неоднократное нарушение в течение одного года требований, предусмотренных статьями 6 и 7 (за исключениемпункта 3 статьи 7) Федерального закона от 7.08.2001 № 115 ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее — Федеральный закон № 115ФЗ), — в восьмислучаях (в 2012 году — в одном);— установление фактов существенной недостоверности отчетных данных — в семи случаях (в 2012 году — в семи);— снижение размера собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала,установленного Банком России на дату государственной регистрации кредитной организации, — в шести случаях (в 2012 году — в шести);— достаточность капитала ниже 2% — в пятислучаях (в 2012 году — в семи);— неспособность удовлетворить требованиякредиторов по денежным обязательствам втечение 14 дней с наступления даты их удовлетворения — в двух случаях (в 2012 году — в 10);— неисполнение в срок, установленный Федеральным законом № 40ФЗ, требованияБанка России о приведении в соответствиевеличины уставного капитала и размерасобственных средств (капитала) — в одном случае (в 2012 году такие случаи отсутствовали);— задержка более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности — в одномслучае (в 2012 году такие случаи отсутствовали);— осуществление, в том числе однократное,банковских операций, не предусмотренныхвыданной лицензией, — в одном случае(в 2012 году такие случаи отсутствовали).Кроме того, в 2013 году у одной кредитнойорганизации лицензия аннулирована в связи спринятием акционерами решения о ее добровольной ликвидации (как и в 2012 году).В 2013 году практически в половине случаев (14 из 32) применение крайней меры воздействия связано с представлением кредитными организациями недостоверных отчетныхданных, скрывавших утрату капитала, а также фактическое банкротство.ЗАКЛЮЧЕНИЕСейчас в мире уже сложилось понимание того, что стабильное функционирование банковской системы предполагает комбинацию надзора регулирующих органов, высокого профессионального управления банком и рыночную дисциплину. При этомоценка рисков банковской деятельности призвана играть превалирующую роль в надзорных процедурах. Однако не только регулирующие органы должны побуждать банки к проведению осмотрительной, взвешенной политики, поддержанию финансовой устойчивости и стратегическому позиционированию. К этому должны подталкивать здоровая конкуренция и жесткая рыночная дисциплина. Именно эти концептуальные подходы были заложены в подготовленный Базельским комитетомосновополагающий документ – «Новое Соглашение о капитале» (Базель II), который ознаменовал собой рождение новой парадигмы банковского надзора. Ее смысл состоит в переходе от надзора, основанного на формальном выполнении количественных нормативов, хотя это и сохраняет свое значение, к риск-ориентированному банковскому надзору. Разумеется, рождение новой парадигмы произошлоне в одночасье. Предпосылки и условия для перехода к риск-ориентированному надзору накапливались в течение длительного времени. По существу весь период от Базеля I к Базелю II представляетсобой вынашивание и рождение этой парадигмы. Новая парадигма делает только первые шаги. Она не может и не будет служить панацеей от локальных и системных банковских кризисов. Потребуется время для того, чтобы предварение возможных угроз и адекватность оценок принимаемых рисков основывались действительно на профессиональном суждении и конструктивном диалоге всех участников надзорного процесса. Осмотрительность в принятии решений, первостепенное внимание к организации управления рисками, внутреннегоконтроля и корпоративного управления уже начинают входить в плоть и кровь бенефициарных владельцев и высшего менеджмента кредитных организаций. Но даже в условиях эффективной организации банковского дела и профессионального надзоравсегда остаются угрозы «внешних шоков» и форс-мажорных обстоятельств. В этих случаях исключительно важными становятся своевременность и согласованность действий органа надзора, банковскогосообщества, денежных властей, всех ветвей власти.Представляет интерес международная практика проведения консультаций надзорных органов с банковским сообществом по вопросам очередности реализации регулятивных инициатив. Особого внимания заслуживает вопрос об избыточности форм отчетности кредитных организаций, часть которых либо дублирует друг друга, либо не вытекает из существа надзорной практики. Поэкспертным оценкам, каждый банк тратит на составление отчетности в среднем примерно 10–15% совокупного фонда рабочего времени. Только в Банк России ежегодно он подает порядка 4 тыс. отчетовпо 84 формам. Кроме этого, различные формы отчетности направляются в другие органы государственной власти: Федеральную службу государственной статистики, Росфинмониторинг, налоговые органы, Федеральную службу по финансовым рынкам и т. д. Оптимизация объема и состава банковской отчетности неоднократно была предметом обсужденияна различных форумах. Официальные представители Банка России подтверждали готовность изучитьэту проблему и принять соответствующие решения. Вместо этого произошло расширение числа отчетных форм. К отчетности по российским стандартам добавилась отчетность по МСФО, а также дополнительная отчетность по системе страхования вкладов граждан. Более того, увеличилась частота ихсоставления: ежедневное соблюдение нормативов, включая величину собственного капитала, ведениереестра обязательств перед вкладчиками по состоянию на каждый день. ПРИЛОЖЕНИЯПРИЛОЖЕНИЕ А ДИНАМИКА КОЛИЧЕСТВА ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ, ДЕЙСТВУЮЩИХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ИМ ЛИЦЕНЗИЙ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИМ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙПРИЛОЖЕНИЕ Б ДИНАМИКА КОЛИЧЕСТВА ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ, ДЕЙСТВУЮЩИХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, СГРУППИРОВАННЫХ ПО ВЕЛИЧИНЕ УСТАВНОГО КАПИТАЛАСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. http://www.cbr.ru/2. http://base.garant.ru/3. http://www.consultant.ru/4. http://www.minfin.ru/ru/5. Банковские риски : учебник / под ред. О. И. Лаврушина, Н. И. Валенцовой. –3-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2013. – 292 с.6. Банковское дело : учеб.для бакалавров / под ред. Е. Ф. Жукова, Ю. А. Соколова. – М. :Юрайт, 2012. – 590 с.7. Банковское право Российской Федерации : учеб.пособие / отв. ред. Е. Ю. Грачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2013. – 399 с.8. Банковское право: учебник для магистров.- 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. Д.Г. Алексеевой, С.В. Пыхтина.– М.: Юрайт, 2012.- 1055с.9. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело организация деятельности коммерческого банка. Учебник для вузов. — М.:ИздательствоЮрайт, 2011 г. — 422 с.10. Букин С. Безопасность банковской деятельности: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2011 г. 288 с.11. Киреев, В. Л. Банковское дело : учебник / В. Л. Киреев, О. Л. Козлова. – М: КНОРУС, 2012. – 239 с.12. Колпакова, Г. М. Финансы, денежное обращение и кредит : учеб.пособие для бакалавров / Г. М. Колпакова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. – 538 с.13. Костерина, Т. М. Банковское дело : учеб.для бакалавров / Т. М. Костерина ; Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2013. – 332 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. http://www.cbr.ru/
2. http://base.garant.ru/
3. http://www.consultant.ru/
4. http://www.minfin.ru/ru/
5. Банковские риски : учебник / под ред. О. И. Лаврушина, Н. И. Валенцовой. –3-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2013. – 292 с.
6. Банковское дело : учеб.для бакалавров / под ред. Е. Ф. Жукова, Ю. А. Соколова. – М. :Юрайт, 2012. – 590 с.
7. Банковское право Российской Федерации : учеб.пособие / отв. ред. Е. Ю. Грачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2013. – 399 с.
8. Банковское право: учебник для магистров.- 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. Д.Г. Алексеевой, С.В. Пыхтина.– М.: Юрайт, 2012.- 1055с.
9. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело организация деятельности коммерческого банка. Учебник для вузов. — М.:ИздательствоЮрайт, 2011 г. — 422 с.
10. Букин С. Безопасность банковской деятельности: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2011 г. 288 с.
11. Киреев, В. Л. Банковское дело : учебник / В. Л. Киреев, О. Л. Козлова. – М: КНОРУС, 2012. – 239 с.
12. Колпакова, Г. М. Финансы, денежное обращение и кредит : учеб.пособие для бакалавров / Г. М. Колпакова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. – 538 с.
13. Костерина, Т. М. Банковское дело : учеб.для бакалавров / Т. М. Костерина ; Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2013. – 332 с.

Вопрос-ответ:

Какие основные правовые основы контрольно-надзорной деятельности Банка России?

Основными правовыми основами контрольно-надзорной деятельности Банка России являются Глава 1 и Глава 2 Закона РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". В них содержатся положения о целях и принципах банковского надзора, организации и проведении надзорной деятельности, регулировании деятельности кредитных организаций и надзорном реагировании.

Каким образом происходит регулирование деятельности кредитных организаций?

Регулирование деятельности кредитных организаций осуществляется с использованием нормативных актов Банка России, таких как инструкции, методические рекомендации, нормативы, санкции и т. д. Банк России также осуществляет лицензирование кредитных организаций и контролирует их финансовое состояние и деятельность.

Что такое надзорное реагирование и в каких случаях оно применяется?

Надзорное реагирование - это мера ответственности, применяемая Банком России в случаях выявления нарушений требований законодательства или низкого уровня финансовой устойчивости кредитных организаций. Оно может выражаться в выдаче предписаний, наложении административных штрафов, временном ограничении или отзыве лицензии на осуществление банковских операций.

Какова динамика количества зарегистрированных действующих кредитных организаций и предоставленных им лицензий на осуществление банковских операций?

Динамика количества зарегистрированных действующих кредитных организаций и предоставленных им лицензий на осуществление банковских операций представлена в Приложении А к статье "Банковский надзор". Там показана статистика за последние годы по числу зарегистрированных кредитных организаций и лицензий, а также их динамика.

Какими являются правовые основы контрольно-надзорной деятельности Банка России?

Правовые основы контрольно-надзорной деятельности Банка России закреплены в 2 главе Банковского надзора, где определяются полномочия и порядок осуществления надзора за кредитными организациями.

Каким образом регулируется деятельность кредитных организаций?

Деятельность кредитных организаций регулируется в 2 главе Банковского надзора, где устанавливаются основные требования, правила и условия для осуществления банковских операций.

Что такое надзорное реагирование?

Надзорное реагирование - это меры, принимаемые Банком России в случае выявления нарушений в деятельности кредитных организаций, чтобы предотвратить угрозу их стабильности и защитить интересы депозиторов и кредиторов.

Какова динамика количества зарегистрированных действующих кредитных организаций в России?

Динамика количества зарегистрированных действующих кредитных организаций в России представлена в Приложении А статьи, где показано изменение количества зарегистрированных организаций и предоставленных им лицензий на осуществление банковских операций.

Каким образом группируется количество зарегистрированных действующих кредитных организаций по величине уставного капитала?

Количество зарегистрированных действующих кредитных организаций группируется по величине уставного капитала и эта динамика представлена в Приложении Б статьи.