Вам нужна курсовая работа?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Теория и практика ценовой дискриминации.

  • 32 страницы
  • 23 источника
  • Добавлена 16.07.2011
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание


Введение
1. Теоретические основы дискриминации в ценовой политике фирмы
1.1. Цена как важный элемент современного рынка
1.2 Ценовая политика фирмы: понятие, цели и методы
1.3. Ценовая дискриминация: понятие и виды
2. Практика ценовой дискриминации на страховом рынке РФ
2.1. Оценка состояния страхового рынка РФ
2.2. Анализ практики ценовой дискриминации на страховом рынке РФ
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

CR4 = 0,28 - низкий показатель, свидетельствует о том, что на рынке присутствует слишком большое число игроков, занимающих значимое положение. Очевидно преимущество крупных СК, их своеобразный «монополизм». Однако в целом концентрация рынка довольна высока.

2.2. Анализ практики ценовой дискриминации на страховом рынке РФ

В целях выявления практики ценовой дискриминации сравним тарифы автостраховщиков.
Результаты сравнительного анализа тарифов автокаско, периодически проводимого экспертами, показывают, что величина тарифа страхования одного и того же иностранного автомобиля при одинаковых условиях страхования у различных страховщиков отличалась в 2009 г. – в 2,1 раза, отечественного автомобиля – в пределах 10–15%
В Москве величины тарифов автокаско у различных страховщиков отличаются на 35–50% в зависимости от года выпуска и стоимости автомобиля (см. таблицу).
Таблица 2.2.
Страховые тарифы автокаско в Москве (при условии эксплуатации одним водителем 30 лет со стажем 7 лет)

Ценовой диапазон Тариф %, страховой суммы Средний Минимальный Максимальны Год выпуска 2006 г. Средний (0,35-0,6 млн.руб) 12,4 10,4 14,8 Бизнес (0,85-1,5 млн.руб.) 8.1 6,5 9,6 Год выпуска 2009 г. Средний (0,35-0,6 млн.руб) 8,4 7,0 9,7 Бизнес (0,85-1,5 млн.руб.) 6,1 5,0 7,0


По данным сайта Insure.com, стоимость автострахования в США заметно ниже: для автомобиля Mercedes Benz SL600 составляет $2755 (примерный тариф 3,5%), Porsche 911 Carrera Turbo – $2706 (2,5%), Kia Sportage LX – $1138 (4,3%), Hyundai Tucson GLS – $1134 (3,8%). Стоимость страхования рассчитана для водителя мужчины 40 лет, не имеющего ранее аварий, тариф пересчитан с учетом примерной стоимости нового автомобиля.
Для оценки соответствия страховых тарифов автокаско реальной статистике рисков проведем исследование на примере Москвы.
Согласно данным «ruDoska. Доска объявлений Рунета», количество автомобилей в Москве к середине 2009 г. превысило отметку в 3,5 млн штук – 340 автомобилей на каждую тысячу жителей. Согласно статистическим подсчетам специалистов агентства «Автостат», 58% автомобилей из общего числа являются импортными. Наибольшее количество автомобилей в Москве относится к марке ВАЗ (976,4 тыс.), на втором месте – Ford (175,4 тыс.), на третьем – Toyota (170,6 тыс.). Для сравнения в начале 2005 г. в Москве было 3 млн автомобилей.
За 2008 г. сотрудники ГИБДД Москвы зарегистрировали 2,143 млн нарушений Правил дорожного движения со стороны водителей (в 2007 г. – 1,945 млн) и 314 тысяч нарушений со стороны пешеходов (в 2007 г. – 270 тыс.). За эти и другие нарушения правил наказанию в виде административного штрафа было подвергнуто 1,807 млн водителей (в 2007 г. – 1,473 млн) и 238 тыс. пешеходов (в 2007 г. – 198 тыс.). Лишены права управления транспортным средством более 64 тыс. водителей (в 2007 г. – 60,94 тыс.). Таким образом, в среднем половина водителей в Москве являются нарушителями правил, что приводит к дорожнотранспортным происшествиям (ДТП).
В среднем в Москве происходит 1300–1500 ДТП в день, но в отдельные редкие дни с особо сложными дорожными условиями, например при внезапном обильном снегопаде и заморозке, количество ДТП возрастает до 2600–2700 в день. Кроме ДТП, на величину тарифа в автостраховании влияет количество краж и угонов – в 2008 г. на территории Москвы произошло 12,3 тыс. краж и угонов (в 2007 г. – 13,6 тыс.) (www.avariyailiugon.ru). Большее всего было угнано автомобилей марки ВАЗ вследствие их численного преобладания и слабой противоугонной защиты.
Эти данные позволяют получить статистические оценки вероятности угона и повреждения автомобиля в ДТП для Москвы. Простейшие расчеты дают следующие величины: вероятность угона 0,00352; вероятность ДТП 0,146.
Для расчета неттотарифа (на основе статистики ДТП и угонов) в Москве воспользуемся известной методикой, утвержденной распоряжением Росстрахнадзора от 08.07.1993 №020336.
В качестве средней страховой суммы примем среднюю стоимость автомобиля, которую для автопарка Москвы можно оценить в 240 тыс. руб. для отечественных автомобилей и в $19 тыс. для иностранных, при этом средний страховой ущерб для водителейженщин составляет $990, мужчин – $1130. Центр юридических услуг «Гарант» оценивает средний ущерб в ДТП для отечественных автомобилей в 25 тыс. руб., для импортных – 65 тыс. руб.
Поскольку «битые» автомобили практически не угоняют, то с достаточной для практики точностью можно принять, что угон (хищение) и ДТП являются несовместными событиями, тогда общий неттотариф при страховании от ДТП и угона равен их сумме и составляет, исходя из общей статистики по Москве, 1,89% страховой суммы. Этот неттотариф, основанный на большом объеме статистики, можно считать минимально возможным. Даже при условии его увеличения в 1,5–2 раза (в среднем до 3,3%) для учета возможных неточностей в исходных данных и дополнительных рисков повреждения автомобиля в результате стихийных бедствий, пожара, взрыва этот расчетный тариф существенно ниже, чем действующие сегодня тарифы в автостраховании (см. таблицу 2.2.), но соизмерим с тарифами автокаско в США.
Сравнение минимального тарифа, рассчитанного на основе статистики ДТП и угонов в Москве и тарифов конкретных автостраховщиков, позволяет предположить, что они рассчитаны на основе иной статистической совокупности.
Действительно, по данным РИА «Финмаркет», в 2009 г. компания «Ингосстрах» застраховала автокаско 301,4 тыс. автомобилей в Москве и области (примерно 10% автопарка Москвы), при этом было заявлено почти 300 тыс. страховых случаев, урегулировано 283 тыс. случаев, то есть вероятность наступления страхового случая составила 0,939, что существенно выше общемосковской статистики. Судя по соотношению страховых выплат (9,9 млрд руб.) и премий (15,3 млрд руб.), страховой тариф «Ингосстраха» был достаточным для выполнения обязательств по договорам автокаско. Эти данные подтверждаются статистикой и других страховых компаний, согласно которой ДТП происходят с водителями женщинами с вероятностью 0,96, с мужчинами – 0,71.
Подобное расхождение в оценке тарифов свидетельствует, что, несмотря на заметную долю рынка автострахования, занимаемую компанией Ингосстрах в Москве и области, его страхователи отличаются от средних автовладельцев и являются, по сути, группой риска, осознающей свою подверженность рискам при пользовании автомобилем и имеющей средства для покупки страховой защиты.
Подобный состав страхователей с повышенными рисками, судя по страховым тарифам и соотношению страховых выплат и премий, характерен и для других крупных автостраховщиков.
Заключение

Таким образом, в ходе исследования теории и практики ценовой дискриминации получены следующие результаты:
Цена – это денежное выражение стоимости товаров или услуг. Таким образом, цена находится в прямой зависимости от стоимости. Все функции цены взаимосвязаны между собой и проявляются в системе разных цен, а не в отдельной цене конкретного товара.
Система цен – это совокупность различных цен, используемых всеми отраслями народного хозяйства страны. Ведущую роль в данной системе играют цены продукции базовых отраслей промышленности(нефтяной, газовой, угольной и т.п.). В каждой из отраслей экономики цены формируются исходя из общих подходов определения стоимости затрат, произведенных предприятием, а также учитывается специфика той или иной отрасли.
Ценовая политика фирмы определяется не только состоянием спроса и предложения, но и ее собственным потенциалом – наличием достаточного капитала и производственных мощностей, квалифицированных сотрудников и организацией производства и строится с учетом государственной политики ценообразования.
Стратегия ценообразования – часть общей экономической политики государства, направленная на общую финансовую стабилизацию в народном хозяйстве. Правильно выбранная ценовая стратегия в базовых отраслях промышленности определяет их уровень в народном хозяйстве и динамику инфляции, в потребительском секторе ценовая стратегия связана с динамикой доходов населения и определяет их уровень жизни.
Особым видим ценовой политики является политика дискриминация.
Ценовой дискриминацией называют практику установления различных цен на один и тот же товар (услугу) при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. Продавец использует ценовую дискриминацию, чтобы назначить максимальную цену на каждую продаваемую единицу товара (услуги). Таким образом, ценовой дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого количества товара, так и разные покупатели. Цены реальных сделок обычно отличаются друг от друга из-за несовпадения условий доставки, стра ховки, упаковки, кредита, дополнительного сервиса, комплектации, а также по причине обеспечения изготовителем особых качественных характеристик изделия в соответствии с индивидуальными запросами потребителей. В тех случаях, когда покупатель оплачивает особенности индивидуальной сделки, требующие соответствующих затрат, ценовые различия не являются дискриминационными. Но если при одинаковых затратах на поставку товара, последний поставляется потребителям по разной цене, то имеет место ценовая дискриминация.
В целом, ценовая дискриминация является не только действенным инструментом увеличения прибыли компании от работы с каждым клиентом, но еще и увеличивает общественное благосостояние так как в первом случае, компания имеет возможность продавать свой товар даже тем клиентам, которые не способны купить его по первоначальной цене, но в состояние заплатить за него сумму, превышающую его предельные издержки (компания все равно в плюсе). А общественное благосостояние улучшается за счет того, что менее обеспеченные люди получают возможность приобретать не доступные им ранее товары и услуги.
В бизнес практике РФ многие фирмы используют ценовую дискриминацию и не только третьего вида.
В качестве примера в исследовании проанализирована ценовая дискриминация на страховом рынке.
В качестве путей решения можно предложить следующий:
Существенные отличия в параметрах рисков застрахованных водителей и средних рисков, связанных с вождением автомобиля, требуют нового подхода к оценке ценовой конкуренции в добровольном автостраховании. У каждого крупного автостраховщика сформировалась своя устойчивая клиентская группа риска и его страховые тарифы «привязаны» к индивидуальным рискам этой группы. Снижение тарифа для привлечения новых страхователей приведет к повышению убыточности по действующим и возобновляемым договорам. Поэтому добросовестная конкуренция, исключающая ухудшение показателей финансовой устойчивости, должна основываться на привлечении новых страхователей за счет расширения страхового покрытия, лучшего обслуживания, развития сети продаж, активного применения андеррайтинга для уменьшения доли традиционных высокорисковых клиентов в структуре страхового портфеля. И только после этого возможно применение ценовой конкуренции. Очевидно, что, несмотря на дополнительные затраты на развитие сети продаж и урегулирование убытков, такие страховщики получат конкурентные преимущества за счет выравнивания рисков внутри портфеля, по сравнению теми, кто привлекает страхователей простым снижением цены.
Подводя итоги, отметим, что ценовая конкуренция, включая и ценовую дискриминацию, будет еще достаточно долго использоваться на страховом рынке страховщиками.






Список литературы


Асамбаева Н.Т. Качественные показатели роста отечественного страхового рынка: основные приоритеты и пути совершенствования [Текст] / Асамбаева Н.Т. // Страховое дело. 2011. №3.- С. 8-16.
Емельянова Т.С. Страховщики в поисках прямых путей. [Текст] / Емельянова Т.С.. // Финанс, 2010, №1 – С. 32-38
Коломин Е.В. О социальных приоритетах развития страхования [Текст] / Коломин Е.В. // Финансы. 2008. №9. – С. 58-61.
Лайков А.Ю. Актуальные задачи российского страхового бизнеса в условиях кризиса. [Текст] / Лайков А. Ю. // Финансы. - 2009. - №11. - С. 43 - 47.
Лайков А. Ю. Развитие кризиса на российском страховом рынке. [Электронный ресурс]: Сайт «Страхование сегодня». - Режим доступа: http://www.insur-info.ru/experts/20/
Лайков А. Ю. Актуальные задачи управления страховым бизнесом в условиях сжатия платёжеспособного спроса [Текст] / Лайков А. Ю. //Управление в страховой компании. – 2009 - № 4
Насырова Г.А. Формы и инструменты государственного регулирования страховой деятельности [Текст] / Насырова Г.А. // Страховое дело. 2008. №11. – С. 41.
Романова М.В. Тенденции развития Российского страхования и кризисная ситуация [Текст] / Романова М.В. // Финансы. 2009.№1.- С. 51-54.
Рой Л.В. Анализ отраслевых рынков [Текст] / Рой Л.В., Третьяк B.П. /. - М., ИНФРА-М. 2009.
Рыжкин И. О некоторых направлениях совершенствования работы страховых организаций по страхованию технических рисков [Текст] / Рыжкин И. // Страховое ревю. 2009. № 3. С. 20-21.
Таврель В.С. Основные проблемы развития страхового рынка [Текст] / Таврель В.С. // Страховое дело. 20011. №1.- С. 5-9.
Тарасевич В.М. Ценовая политика предприятия. [Текст] / Тарасевич В.М – СПб: «Питер», 2008. с. 377
Макроэкономика и микроэкономика. Теория и российская практика [Текст] / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думовой. – М.: КРОНУС, 2010. с. 566
Сажина  М.А. Экономический  Олимп. [Текст] / Сажина  М.А. – М.: Деловая литература.2008. с. 389
Сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.gks.ru
Сайт Федеральной службы страхового надзора. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fssn.ru
Сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.autofive.ru/news/22.html
Сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.dni.ru/auto/2009/1/13/156972.html
Сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.autostat.ru/view.asp
Сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://avtozhizn.ru/73rossijjskiezhenshhinypopadajutvdtpchashhe.html
Слепов В.А., Николаева Т.Е. Ценообразование: [Текст] / Под ред. проф. В.А. Слепова. / В.А., Николаева Т.Е. Слепов. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007. - 512 с.
Шиловская И.П. Некоторые аспекты развития мирового и российского рынков страхования жизни [Текст] / Шиловская И.П. // Финансы. 2009. N 2. С. 56-59.
Хитер Кен. Экономика отраслей и фирм [Текст] / Хитер Кен - М.: Финансы и статистика, 2011, с.
Слепов В.А., Николаева Т.Е. Ценообразование: [Текст] / Под ред. проф. В.А. Слепова. / В.А., Николаева Т.Е. Слепов. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007. - 32 с.
Слепов В.А., Николаева Т.Е. Ценообразование: [Текст] / Под ред. проф. В.А. Слепова. / В.А., Николаева Т.Е. Слепов. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007. - 41 с.
Слепов В.А., Николаева Т.Е. Ценообразование: [Текст] / Под ред. проф. В.А. Слепова. / В.А., Николаева Т.Е. Слепов. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007. - 43 с.
Слепов В.А., Николаева Т.Е. Ценообразование: [Текст] / Под ред. проф. В.А. Слепова. / В.А., Николаева Т.Е. Слепов. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007. - 52 с.
Тарасевич В.М. Ценовая политика предприятия. [Текст] / Тарасевич В.М – СПб: «Питер», 2008. с. 97
Тарасевич В.М. Ценовая политика предприятия. [Текст] / Тарасевич В.М – СПб: «Питер», 2008. с. 101
Тарасевич В.М. Ценовая политика предприятия. [Текст] / Тарасевич В.М – СПб: «Питер», 2008. с. 102
Тарасевич В.М. Ценовая политика предприятия. [Текст] / Тарасевич В.М – СПб: «Питер», 2008. с. 109
Сажина  М.А. Экономический  Олимп. [Текст] / Сажина  М.А. – М.: Деловая литература.2008. с. 109
Сажина  М.А. Экономический  Олимп. [Текст] / Сажина  М.А. – М.: Деловая литература.2008. с. 110
Сажина  М.А. Экономический  Олимп. [Текст] / Сажина  М.А. – М.: Деловая литература.2008. с. 111
Сажина  М.А. Экономический  Олимп. [Текст] / Сажина  М.А. – М.: Деловая литература.2008. с. 114
Макроэкономика и микроэкономика. Теория и российская практика [Текст] / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думовой. – М.: КРОНУС, 2010. с. 166
Таврель В.С. Основные проблемы развития страхового рынка// Страховое дело. 2011. №1.- С. 5-9.
Таврель В.С. Основные проблемы развития страхового рынка// Страховое дело. 2011. №1.- С. 5-9.
Асамбаева Н.Т. Качественные показатели роста отечественного страхового рынка: основные приоритеты и пути совершенствования// Страховое дело. 2011. №3.- С. 8-16.
Источник: Таврель В.С. Основные проблемы развития страхового рынка// Страховое дело. 2011. №1.- С. 5-9.
Источник: Таврель В.С. Основные проблемы развития страхового рынка// Страховое дело. 2011. №1.- С. 5-9.
Сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru
Сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru
Емельянова Т.С.. Страховщики в поисках прямых путей. // Финанс, 2010, №1
Емельянова Т.С.. Страховщики в поисках прямых путей. // Финанс, 2010, №1
Емельянова Т.С.. Страховщики в поисках прямых путей. // Финанс, 2010, №1
http://www.autofive.ru/news/22.html
http://www.autofive.ru/news/22.html
http://www.dni.ru/auto/2009/1/13/156972.html
http://www.autostat.ru/view.asp
http://avtozhizn.ru/73rossijjskiezhenshhinypopadajutvdtpchashhe.html












2

Список литературы


1.Асамбаева Н.Т. Качественные показатели роста отечественного страхового рынка: основные приоритеты и пути совершенствования [Текст] / Асамбаева Н.Т. // Страховое дело. 2011. №3.- С. 8-16.
2.Емельянова Т.С. Страховщики в поисках прямых путей. [Текст] / Емельянова Т.С.. // Финанс, 2010, №1 – С. 32-38
3.Коломин Е.В. О социальных приоритетах развития страхования [Текст] / Коломин Е.В. // Финансы. 2008. №9. – С. 58-61.
4.Лайков А.Ю. Актуальные задачи российского страхового бизнеса в условиях кризиса. [Текст] / Лайков А. Ю. // Финансы. - 2009. - №11. - С. 43 - 47.
5.Лайков А. Ю. Развитие кризиса на российском страховом рынке. [Электронный ресурс]: Сайт «Страхование сегодня». - Режим доступа: http://www.insur-info.ru/experts/20/
6.Лайков А. Ю. Актуальные задачи управления страховым бизнесом в условиях сжатия платёжеспособного спроса [Текст] / Лайков А. Ю. //Управление в страховой компании. – 2009 - № 4
7.Насырова Г.А. Формы и инструменты государственного регулирования страховой деятельности [Текст] / Насырова Г.А. // Страховое дело. 2008. №11. – С. 41.
8.Романова М.В. Тенденции развития Российского страхования и кризисная ситуация [Текст] / Романова М.В. // Финансы. 2009.№1.- С. 51-54.
9.Рой Л.В. Анализ отраслевых рынков [Текст] / Рой Л.В., Третьяк B.П. /. - М., ИНФРА-М. 2009.
10.Рыжкин И. О некоторых направлениях совершенствования работы страховых организаций по страхованию технических рисков [Текст] / Рыжкин И. // Страховое ревю. 2009. № 3. С. 20-21.
11.Таврель В.С. Основные проблемы развития страхового рынка [Текст] / Таврель В.С. // Страховое дело. 20011. №1.- С. 5-9.
12.Тарасевич В.М. Ценовая политика предприятия. [Текст] / Тарасевич В.М – СПб: «Питер», 2008. с. 377
13.Макроэкономика и микроэкономика. Теория и российская практика [Текст] / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думовой. – М.: КРОНУС, 2010. с. 566
14.Сажина М.А. Экономический Олимп. [Текст] / Сажина М.А. – М.: Деловая литература.2008. с. 389
15.Сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.gks.ru
16.Сайт Федеральной службы страхового надзора. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fssn.ru
17.Сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.autofive.ru/news/22.html
18.Сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.dni.ru/auto/2009/1/13/156972.html
19.Сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.autostat.ru/view.asp
20.Сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://avtozhizn.ru/73rossijjskiezhenshhinypopadajutvdtpchashhe.html
21.Слепов В.А., Николаева Т.Е. Ценообразование: [Текст] / Под ред. проф. В.А. Слепова. / В.А., Николаева Т.Е. Слепов. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007. - 512 с.
22.Шиловская И.П. Некоторые аспекты развития мирового и российского рынков страхования жизни [Текст] / Шиловская И.П. // Финансы. 2009. N 2. С. 56-59.
23.Хитер Кен. Экономика отраслей и фирм [Текст] / Хитер Кен - М.: Финансы и статистика, 2011, с.

У нас вы можете заказать