Роль Совета Федерации в законодательной деятельности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 2424 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 05.11.2014
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика законодательной функции Совета Федерации 5
1.1.Система законодательной власти в Российской Федерации 5
1.2. Место Совета Федерации в законодательном процессе 7

Глава 2. Деятельность Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на различных стадиях законодательного процесса 10
2.1. Реализация Советом Федерации права законодательной инициативы 10
2.2. Одобрение Советом Федерации федерального конституционного закона и федерального закона 12
2.3. Согласительные процедуры в процессе принятия законов…………………16

Заключение 20

Список использованных источников 22
Фрагмент для ознакомления

Рассмотрение постатейного вето происходит по упрощенной процедуре. В частности, в парламенте повторно обсуждаются и голосуются только статьи, предложенные Президентом в новой редакции, а не закон в целом. Но это правило должно быть предусмотрено в федеральном законодательстве и Регламентах палат. Непреодоление постатейного вето Президента, как правило, не означает непринятия закона в целом. В ряде государств президентская редакция либо становится действующей нормой закона, либо спорная статья вообще исключается из текста закона.
Таким образом, наделение Совета Федерации правом законодательной инициативы дает ему еще раз дополнительную возможность последовательно проводить свои политические и правовые идеи в жизнь и тем самым эффективно влиять на осуществление законодательной политики в стране. Это необходимо учитывать, ведь отсутствие у Совета Федерации непосредственных полномочий принимать законы, недостаточное время, предоставленное на рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, возможность последней преодолеть несогласие второй палаты по поводу принятого федерального закона приводят к явному неравноправию палат в процессе законотворчества, составляющих единый орган – Федеральное Собрание РФ. В связи с изменением порядка формирования этой палаты парламента в ближайшие годы, на наш взгляд, существуют предпосылки для повышения ее роли как в законотворчестве, так и в политическом процессе.

Заключение

Подводя итог, можно отметить, что Совет Федерации – это тот государственный и политический институт, который, несмотря на почти двадцатилетнюю историю существования, все еще находится в стадии реформирования. Причем преобразования главным образом касаются одной сферы. Продолжается поиск оптимальной модели формирования этого органа. Остается надеяться, что реализация на практике последних инициатив высшего руководства страны в рассматриваемой сфере позволит сделать процесс формирования Совета Федерации в большей степени легитимным, гласным и прозрачным, а деятельность парламентариев будет учитывать региональные интересы каждого субъекта РФ.
Однако отечественная практика законотворчества позволяет прийти к выводу, что верхняя палата одобряет практически все федеральные законы, принятые Государственной Думой. Вряд ли подобное положение является оптимальным и идет на пользу федерализму как одному из основ конституционного строя.
Мы согласимся с мнением ряда авторов о придании законодательным инициативам Совета Федерации (по вопросам совместного ведения) специального статуса, предполагающего обязательное и первоочередное рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Заслуживает обсуждения предложение бывшего Председателя Совета Федерации С.М. Миронова о том, чтобы приравнивать инициативы этой палаты при внесении в Государственную Думу к первоочередным законопроектам, как это сделано применительно к инициативам Президента и Правительства России.
Таким образом, предназначение Совета Федерации в законодательном процессе заключается в обеспечении контроля палаты за качеством законов, достижении политического и общественного согласия, в предоставлении возможности субъектам Федерации выразить свою волю, согласовании региональных и общероссийских интересов. Во многих сферах (включая законотворчество) роль этой палаты еще не столь значима, как в отдельных европейских государствах.

Список использованных источников

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 03.03.2014. № 9. Ст. 851.
Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 28.06.1999. № 26. Ст. 3170.
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.1995. № 1-П «По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 2-3. 1995.
Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.1996. № 10-П «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 3. 1996.
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // Собрание законодательства РФ. – 05.01.2009. – № 1. – Ст. 1.
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008. № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 05.01.2009. – № 1. – Ст. 2.
Указ Президента РФ от 21.09.1993. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 27.09.1993. № 39. Ст. 3597.
Указ Президента РФ от 09.02.2011. № 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов» // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. № 7. Ст. 939.
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 18.02.2002. № 7. Ст. 635.
Постановление Президиума ВС РСФСР от 17.07.1990 «О Федеративном договоре» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 8. Ст. 112.
Абрамова А.И. Взаимодействие палат российского парламента в современном законодательном процессе // Журнал российского права. 2008. № 7. С. 31 – 32.
Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. курс. 4-е изд., перераб. и доп.: В 2 т. – М.: Норма : Инфра-М, 2010. Т. 2. – 984 с.
Бобракова Е.Е. Согласительные процедуры в конституционном праве: общие основы и особенности применения в федеральном законодательном процессе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М.: Юрист, 2001. – 31 с.
Кабышев В.Т., Заметина Т.В. Совет Федерации: модернизация или консервация (размышления) // Конституционное и муниципальное право. – 2012. – № 3. – С. 32 – 35.
Кириченко П.Н. Представительный характер Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М.: Юрист, 2005. – 27 с.
Кленкина О.В. Парламентские процедуры в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Саратов, 2004. – 28 с.
Колесников Е.В., Пажетных Д.В. Взаимодействие Государственной Думы и Совета Федерации в законодательном процессе // Конституционное и муниципальное право. – 2011. – № 10. – С. 60 – 64.
Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотр. – М.: Норма, Инфра-М, 2011. – 1008 с.
Крестьянинов Е.В. Особенности порядка принятия федеральных конституционных законов // Государство и право. – 1995. – № 12. – С. 8.
Миронов С.М. Совет Федерации - палата стабильности и ответственности // Вестник Совета Федерации. – 2008. – № 12. – С. 4.
Путятина А.Г. Законодательный процесс как сфера взаимодействия различных ветвей власти // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 17. С. 15 – 19.
Щукин А.С. Конституционно-правовые основы участия Президента Российской Федерации в законодательном процессе. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ , 1999. – 98 с.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 03.03.2014. № 9. Ст. 851.
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // Собрание законодательства РФ. – 05.01.2009. – № 1. – Ст. 1; Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008. № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 05.01.2009. – № 1. – Ст. 2.
Постановление Президиума ВС РСФСР от 17.07.1990 «О Федеративном договоре» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 8. Ст. 112.
Указ Президента РФ от 21.09.1993. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 27.09.1993. № 39. Ст. 3597.
Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотр. – М., 2011. – С. 726.
Кабышев В.Т., Заметина Т.В. Совет Федерации: модернизация или консервация (размышления) // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 3. С. 32 – 35.
Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России (принята ВС РСФСР 12.04.1978) // Ведомости ВС РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407 (документ утратил силу).
Указ Президента РФ от 09.02.2011. № 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов» // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. № 7. Ст. 939.
См.: Колесников Е.В., Пажетных Д.В. Взаимодействие Государственной Думы и Совета Федерации в законодательном процессе // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 10. С. 60 – 64.
См.: Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. курс. 4-е изд., перераб. и доп.: В 2 т. – М., 2010. Т. 2. – С. 614.
См.: Авакьян С.А. Конституционное право России. Т. 2. С. 614.
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 18.02.2002. № 7. Ст. 635.
Абрамова А.И. Взаимодействие палат российского парламента в современном законодательном процессе // Журнал российского права. 2008. № 7. С. 31 – 32.
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.1995. № 1-П «По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 2-3. 1995.
Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.1996. № 10-П «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 3. 1996.
См.: Абрамова А.И. Взаимодействие палат российского парламента в современном законодательном процессе // Журнал российского права. – 2008. – № 7.
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.1995. № 1-П «По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. – № 2-3. 1995.
Крестьянинов Е.В. Особенности порядка принятия федеральных конституционных законов // Государство и право. – 1995. – № 12. – С. 8.
Кленкина О.В. Парламентские процедуры в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Саратов, 2004. – С. 21.
Бобракова Е.Е. Согласительные процедуры в конституционном праве: общие основы и особенности применения в федеральном законодательном процессе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2001. – С. 18.
Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 28.06.1999. № 26. Ст. 3170.
См.: Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебн. курс: В 2 т. – М., 2007. Т. 2. – С. 509.
Щукин А.С. Конституционно-правовые основы участия Президента Российской Федерации в законодательном процессе. – Оренбург, 1999. – С. 28.
Путятина А.Г. Законодательный процесс как сфера взаимодействия различных ветвей власти // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 17. С. 15 – 19.

Кириченко П.Н. Представительный характер Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2005. – С. 14 – 15.
Миронов С.М. Совет Федерации - палата стабильности и ответственности // Вестник Совета Федерации. 2008. № 12. С. 4.












24


Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 03.03.2014. № 9. Ст. 851.
2. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 28.06.1999. № 26. Ст. 3170.
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.1995. № 1-П «По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 2-3. 1995.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.1996. № 10-П «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 3. 1996.
5. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // Собрание законодательства РФ. – 05.01.2009. – № 1. – Ст. 1.
6. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008. № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 05.01.2009. – № 1. – Ст. 2.
7. Указ Президента РФ от 21.09.1993. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 27.09.1993. № 39. Ст. 3597.
8. Указ Президента РФ от 09.02.2011. № 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов» // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. № 7. Ст. 939.
9. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 18.02.2002. № 7. Ст. 635.
10. Постановление Президиума ВС РСФСР от 17.07.1990 «О Федеративном договоре» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 8. Ст. 112.
11. Абрамова А.И. Взаимодействие палат российского парламента в современном законодательном процессе // Журнал российского права. 2008. № 7. С. 31 – 32.
12. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. курс. 4-е изд., перераб. и доп.: В 2 т. – М.: Норма : Инфра-М, 2010. Т. 2. – 984 с.
13. Бобракова Е.Е. Согласительные процедуры в конституционном праве: общие основы и особенности применения в федеральном законодательном процессе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М.: Юрист, 2001. – 31 с.
14. Кабышев В.Т., Заметина Т.В. Совет Федерации: модернизация или консервация (размышления) // Конституционное и муниципальное право. – 2012. – № 3. – С. 32 – 35.
15. Кириченко П.Н. Представительный характер Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М.: Юрист, 2005. – 27 с.
16. Кленкина О.В. Парламентские процедуры в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Саратов, 2004. – 28 с.
17. Колесников Е.В., Пажетных Д.В. Взаимодействие Государственной Думы и Совета Федерации в законодательном процессе // Конституционное и муниципальное право. – 2011. – № 10. – С. 60 – 64.
18. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотр. – М.: Норма, Инфра-М, 2011. – 1008 с.
19. Крестьянинов Е.В. Особенности порядка принятия федеральных конституционных законов // Государство и право. – 1995. – № 12. – С. 8.
20. Миронов С.М. Совет Федерации - палата стабильности и ответственности // Вестник Совета Федерации. – 2008. – № 12. – С. 4.
21. Путятина А.Г. Законодательный процесс как сфера взаимодействия различных ветвей власти // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 17. С. 15 – 19.
22. Щукин А.С. Конституционно-правовые основы участия Президента Российской Федерации в законодательном процессе. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ , 1999. – 98 с.

Вопрос-ответ:

Какую роль играет Совет Федерации в законодательной деятельности?

Совет Федерации играет важную роль в законодательной деятельности в Российской Федерации. Он является одной из двух палат Федерального Собрания и представляет интересы субъектов федерации. Совет Федерации имеет право на законодательную инициативу, участвует в принятии федеральных законов, утверждает федеральные конституционные законы, решения о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации, а также международные договоры, которые имеют законодательное значение.

Какая система законодательной власти в Российской Федерации?

Система законодательной власти в Российской Федерации основана на двухпалатной структуре Федерального Собрания. Совет Федерации является верхней палатой, в которой представлены представители субъектов федерации, а Государственная Дума - нижней палатой, в которой избираются представители населения страны. Обе палаты имеют равные полномочия при принятии федеральных законов. Однако ряд вопросов требуют согласия обеих палат для принятия решения.

Какое место занимает Совет Федерации в законодательном процессе?

Совет Федерации занимает важное место в законодательном процессе Российской Федерации. После принятия законопроекта Государственной Думой, он передается на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации имеет право внести предложения и исправления в законопроект, а также может отказать в его утверждении. Если законопроект будет принят Советом Федерации, то после этого он поступает на подпись Президенту Российской Федерации и становится федеральным законом.

Каким образом Совет Федерации реализует свое право на законодательную инициативу?

Совет Федерации имеет право на законодательную инициативу. Для этого его члены могут предлагать разработку законопроектов по вопросам, относящимся к компетенции Совета Федерации. После разработки законопроекта он вносится на рассмотрение Государственной Думы, которая может принять его, внести изменения или отклонить. Если законопроект будет принят Государственной Думой, то он поступает на рассмотрение Совета Федерации, который может принять решение о его утверждении.

Какова роль Совета Федерации в законодательной деятельности?

Совет Федерации играет важную роль в законодательной деятельности, обеспечивая представительство интересов субъектов Российской Федерации. Он участвует в процессе принятия федеральных законов, одобряя или отклоняя их. Совет Федерации также имеет право на законодательную инициативу и может вносить свои законопроекты.

Какова система законодательной власти в Российской Федерации?

Система законодательной власти в Российской Федерации основана на принципах двухпалатной системы парламента. В состав законодательной власти входят два федеральных органа - Совет Федерации и Государственная Дума. Совет Федерации представляет интересы субъектов Российской Федерации, а Государственная Дума - интересы федерального уровня.

Каково место Совета Федерации в законодательном процессе?

Совет Федерации занимает важное место в законодательном процессе. Он одобряет или отклоняет федеральные законы, принятые Государственной Думой. Также Совет Федерации имеет право на законодательную инициативу и может вносить свои законопроекты. В случае несогласия между Советом Федерации и Государственной Думой по принятию закона, может быть создано совместное заседание для согласования текста законопроекта.

Какой вклад Совет Федерации вносит на различных стадиях законодательного процесса?

Совет Федерации вносит вклад на различных стадиях законодательного процесса. Он активно участвует в обсуждении и подготовке законопроектов на комитетных заседаниях и пленарных заседаниях. Совет Федерации также осуществляет право законодательной инициативы, внося свои законопроекты. На самой последней стадии законодательного процесса, Совет Федерации одобряет или отклоняет законы, принятые Государственной Думой.

Какова роль Совета Федерации в законодательной деятельности?

Совет Федерации играет важную роль в законодательной деятельности, он является одной из двух палат Федерального Собрания Российской Федерации. Совет Федерации участвует в процессе принятия законов, вносит свои предложения и изменения к проектам законов, а также одобряет законы, принятые Государственной Думой. Однако, в отличие от Государственной Думы, Совет Федерации представляет интересы субъектов Российской Федерации и проводит защиту их прав и интересов.