народный танец и особенности его изучения в Ростовской области

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Народное искусство
  • 40 40 страниц
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 15.11.2014
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РУССКОГО НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА 6
1.1. Ретроспектива исследований русского народно-сценического танца 6
1.2. Классификация и характерные особенности форм русского народно-сценического танца 11
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЮГА РОССИИ НА ПРИМЕРЕ РУССКОГО НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ 21
2.1. Особенности народно-сценического танца юга России 21
2.2. Сюжет и драматургия хореографической композиции 24
ВЫВОДЫ 35
ЛИТЕРАТУРА 37


Фрагмент для ознакомления

Завязка: 20 секунд. Развитие действия: 1 минута 35 секунд. Кульминация: 20 секунд. Завязка: 26 секунд. В музыкальном произведении «Ой, рябина кудрявая» (русская народная песня) используется одна тема, которая имеет спокойный характер и музыкальный размер ¾. Темп к концу ускоряеется и меняется манера исполнения музыки. В целом хореографическая композиция выполняется в медленном лирическом темпе. Экспозиция номера начинается под спокойную медленную музыку. В завязке музыка начинает ускорять темп и идет повторение темы. В развитии действия музыкальный материал украшается звуками народных русских инструментов, темп остается прежним. Кульминация обретает с помощью инструментов более громкого звучания и ускоряется темп. Композиция завершается затиханием музыки и замедлением темпа. Описание костюмов исполнителейКостюм солистки: вышитый сарафан; белая рубашка с широкими рукавами; головной убор: венчик из рябины; обувь: черные туфли; реквизит: веточки рябины. Костюм девушек: вышитый сарафан; белая рубашка с широкими рукавами; головной убор: зеленая лента в косе; обувь: черные туфли; реквизит: веточки рябины. 2.3. Графическое изображение танца1.9-16 т.т. Из левой верхней кулисы выходит солистка. Танец начинается с точки. Солистка выполняет комбинацию № 1 спиной к зрителю. Обычным переменным шагом выходит вперед. 2. 17-29 т.т. Солистка выполняет комбинацию № 2, двигаясь по линии влево. 3. 17-26 т.т. Солистка выполняет комбинацию № 2, двигаясь по линии вправо. 4. 27-32 т.т. Солистка выполняет комбинацию № 2, движется по линии вправо, возвращаясь к центру. 5. 33-40 т.т. Солистка обычным переменным шагом движется назад. Из правой и левой верхних кулис обычным переменным шагом выходят в двух колоннах, выполняющих комбинацию № 3. 6. 41- 42 т.т. Солистка выполняет комбинацию № 4 Девушки переменным шагом на полупальцах расходятся через одного вправо и влево организуя четыре колонны. 7. 43-46 т.т. Девушки обычным шагом на полупальцах, двигаясь к центру переменным шагом на полупальцах, снова заходят в две колонны, 8. 47- 48 т.т. Девушки и солистка вертятся в центр, становясь в одну колонну. 9. 49- 52 т.т. Солистка находится наверху сцены. Девушки обычным шагом на полупальцах, через одну расходятся с колонны, двигаясь по траектории полукругов, идя к верхним кулисам. 10. 53- 56 т.т. Исполнители движутся обычным шагом на полупальцах по траектории полукругов и становятся в одну линию вместе с солисткой. 11. 57 т. Обычным шагом на полупальцах девушки одной линией движутся вперед вместе с солисткой. 12. 57-58 т.т. Обычным шагом на полупальцах девушки через одну выходят вперед вместе с солисткой, другие тоже выполняют продвижения вперед, но оставаясь почти на месте. 13. 59-60 т.т. Девушки обычным шагом полупальцах снова возвращаются к одной линии вместе с солисткой. 14. 61-64 т.т. Девушки обычным шагом на полупальцах выполняют «до-за-до», слева от солистки изменение происходит по часовой стрелке, а справа от солистки- против час.стрелки, и снова приходят на свои места. 15. 65 т. Исполнители обычным шагом на полупальцах по тройкам выполняет обороты, которые выполняются от центра, слева от солистки по часовой стрелке, справа от солистки - против часовой стрелки. Солистка припаданияв повроте, оставаясь на месте. 16. 66 т. Исполнители обычным шагом на полупальцах по тройкам выполняют обороты, которые выполняются от центра, слева от солистки по часовой стрелке, справа от солистки - против часовой стрелки. Солистка выполняет припадение в повороте, оставаясь на месте. 17. 67 т. Девушки обычным шагом на полупальцах по тройкам выполняют обороты, которые выполняются от центра, слева от солистки по часовой стрелке, справа от солистки - против часовой стрелки. Солистка выполняет комбинацию № 8, оставаясь на месте. 18. 68 т. Исполнители обычным шагом на полупальцах по тройкам выполняют обороты, которые выполняются от центра, слева от солистки по часовой стрелке, справа от солистки - против часовой стрелки. Солистка выполняет припадание в повороте, оставаясь на месте. 19. 69 т. Танцовщицы обычным шагом на полупальцах, взявшись за руки, шестерками выполняют обороты, слева от солистки по часовой стрелке, справа от солистки - против часовой стрелки. Солистка выполняет припадание в повороте, оставаясь на месте. 20. 70 т. Исполнители обычным шагом на полупальцах, взявшись за руки, шестерками выполняют обороты, слева от солистки по часовой стрелке, справа от солистки - против часовой стрелки. Солистка выполняет припадание в повороте, оставаясь на месте. 21. 71 т. Девушки обычным шагом на полупальцах, взявшись за руки, шестерками выполняют обороты, слева от солистки по часовой стрелке, справа от солистки - против часовой стрелки. Солистка выполняет комбинацию № 8, оставаясь на месте 22. 72 т. Исполнители обычным шагом на полупальцах, взявшись за руки, шестерками, одной линией выполняют, слева от солистки по часовой стрелке, справа от солистки - против часовой стрелки. Солистка выполняет припадание в повороте, оставаясь на месте. 23. 73-74 т.т. Девушки обычным шагом на полупальцах, расходятсяв клин, спиной к зрителю. Солистка на переднем плане, в центре клина. 24. 75 80 т.т. Исполнители обычным шагом на полупальцах вместе с солисткой, спиной к зрителю, меняют направление клина. Центральная точка которого теперь наверху сцены. Выполняют оборот вокруг себя в правую сторону. 25. 81-84 т.т. Обычным шагом на полупальцах солистка и центральные четыре девушки в форме «звездочки» выходят вперед, к центру сцены. 26. 81-84 т.т. Обычным шагом на полупальцах четыре исполнителя и с правой четыре исполнителя движутся на задний план по полукругу, становясь в две линии. Девушки с левой стороны выходят в первой линии, девушки с правой стороны - во вторую линию. 27. 85-88 т.т. Обычным шагом на полупальцах с заднего плана исполнители переходят в крест. Солистка в центре выполняет обороты вокруг себя. 28. 89-96 т.т. Обычным шагом на полупальцах все исполнители движутся в кресте против часовой стрелки, выполняя волну от центра рисунка. 29. 97-102 т.т. Обычным шагом на полупальцах с «креста» исполнители расходятся в круг. Солистка остается в центре. 30. 103-104 т.т. Обычным шагом на полупальцах исполнители расходятся через одного на два круга: внутренний и внешний. Солистка остается в центре. 31. 105-108 т.т. Обычным шагом на полупальцах 6 девушек движутся по внешнему кругу против часовой стрелки, остальные шесть девушек двигаются по внутренней окружности по часовой стрелке. Солистка выполняет обороты на месте. 32. 109-110 т.т. Обычным шагом на полупальцах девушки выполняют «до-за-до» под правую руку по своим направлениям. 33. 111-112 т.т. Солистка вместе с девушками обычным шагом на полупальцах заходят к общему кругу, лицом к центру, взявшись на руки. 34. 113-116 т.т. Обычным шагом на полупальцах солистка заводит по верху сцены девушек в одну линию, двигаясь вправо, взявшись за руки. 35. 117-120 т.т. Обычным шагом на полупальцах солистка заводит девушек в «змейку», двигаясь влево, и становятся в одну линию. 36. 121-128 т.т. Солистка обычным шагом на полупальцах выполняет шен, двигаясь вправо, обходя по две девушки, которые потом идут, держась за руки, за солисткой. 37. 129-136 т.т. Обычным шагом на полупальцах солистка заводит, держась за руки, девушек с линии к «улитке», которая выполняется против часовой стрелки. 38. 137-140 т.т. Обычным шагом на полупальцах, делясь пополам, девушки одна за другой двигаются на верх сцены по двум полукругах, солистка выходит на передний план. 39. 141-143 т.т. Девушки, обычным шагом на полупальцах из двух колонн сходятся через одну к одной колонны по центру. Солистка первая в колонные. 40. 144 т. Танец завершается в колонне, девушки поднимают веточки, начиная сзади, образуя как бы дерево. Все замирают в рисунке. ВЫВОДЫВ выводах изложены основные результаты проведенного исследования: 1 Проанализированы и обобщены литературу по теме научного исследования, а именно труда Т.Устиновой, Т.Ткаченко, В.Уральськой, Н. Надеждина, Г. Богданова, А. Климова, П. Богатырева, В.Я. Проппа. Наиболее близко подошел к определению и классификации форм русского народно-сценичного А.А. Климов, взяв за основу хореографическую структуру, устойчивые хореографические признаки, которые на протяжении многих веков приобретала русская народная хореография. Для данного исследования было определено и уточнено содержание понятия «русский народно-сценический танец». Русский народно-сценический танец - это яркое, красочное творение народа России, которое является эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего мира. 2. В научной работе рассмотрены и исследованы классификации форм русского народно-сценического танца. Наиболее точной, признанной и принятой среди хореологив на сегодняшний день является классификация форм А.А Климова, ведь он выделил такие формы русского народно-сценического танца: хоровод (игровой, орнаментальный), пляска (парная пляска, массовый пляс, перепляс, групповая пляска), кадриль (квадратная, линейная). 3.Народное творчество Ростовской области многопланово и разнообразно. Глубоко уходя корнями в казачью вольницу Запорожской Сечи, на землях Кубани оно приобрело свою самобытность и неповторимость. Культурные традиции кубанского казачества стали первоосновой современного народного творчества.Геополитическое положение края, происходившие здесь исторические процессы способствовали обогащению народного искусства национальными традициями других народов, появлению новых видов, жанров и форм, творческому переосмыслению, развитию и созданию иных жанровых модификаций на основе традиционной культуры кубанских казаков. Для народного творчества Кубани характерны как традиционализм, так и восприимчивость к новому, динамичность развития, широкое влияние на формирование социокультурной среды в сельской местности. Оно является основой сохранения самобытности кубанской культуры в целом.ЛИТЕРАТУРАБанф Е. Избранное. - М .: Прогресс, 1965. - с. 92. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М .: Искусство, 1971. - 430 с. Богданов Г. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографический произведения. - М .: Искусство, 2008 - С. 21- 40. Богданов Г. Ф. Урок русского народного танца. М.: Всеросс. муз.об-во, 1955.Богданов, Г.Ф. Самобытность русского танца [Текст]: учеб. Пособие / Г.Ф.Богданов. - М.: МГУКИ, 2001. - 224с. Борзов А. А. Вопросы утверждения нового жанра сценической хореографии. Сб. «Вопросы воспитания балетмейстеров в театральном ВУЗе». М.: ГИТИС, 1980.Борзов А. А. Танцы народов СССР. Ч.1., - М .: Искусство, 1983. Бугаец Н.А., Полянская И. Методика преподавания хореографических дисциплин. Народно-сценический танец / Бугаец Н.А., Полянская И.М .// ХНПУ им. Г.С. Сковороды, - Х .: 2009. Веретенников, И.И. Южнорусскиекарагоды - Белград: Везелица, 1993. – 114 с. Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии. 1998. № 4. С. 50-63.Голейзовский, К.Я. Образы русской народной хореографии [Текст] / К.Я Голейзовский. — М.: Искусство, 1964. – 367 с. Есаулова, К.А. Народно-сценический танец [Текст]: учеб.пособие / К.А.Есаулова, И.Г.Есаулов. - Ижевск: Удмурдский университет, 2004. – 207 с. Заикин Н. И., Заикина Н. А. Областные особенности русского народного танца. Орёл, 1ч. 1999, 2ч. - 2004.Заикин, Н.И. Фольклорный танец и его сценическая обработка /Н.И.Заикин; Всерос.науч.-метод. Центр народного творчества и культпросветработыим.Н.К.Крупской. - М. , 1991. – 134с. Зайцев Е. Ю. Колисниченко. Основы народно-сценического танца. - Винница, 2007 - С. 3-21. Захаров В. М. Радуга русского танца. М.: Сов. Россия, 1986.Зацепина К., Климов А. Народно-сценический танец. - М.: Искусство, 1976, - 275 с. Климов,А.А. Основы русского народного танца / А.А.Климов. - М.: Искусство, 1981.- 270 с. Кукин А. Лапин В. К проблеме русских хороводов // Народный танец: Проблемы изучения. - СПб., 1991 - с. 16. Надеждина Н. Русские танцы. - М .: ГОСКУЛЬТПРОСВЕТИЗДАТ, 1951. с. 3-64. Померанцева Э.В. О русском фольклоре. - М .: Наука, 1977. - с. 14. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. - М .: Наука, 1976. - с. 39. Русские кадрили - М.: Сов. Россия, 1956. – 314 сСоколов А.А. Проблема изучения танцевального фольклора // Методы изучения фольклора. - Л., 1983 - с .131. Соколова А.Н. Кавказские танцы в традиционной культуре Кубани // Проблемы изучения и пропаганды казачьей культуры. Майкоп, 1998. С. 55-64.Степанова Л.Г. Народные танцы. - М .: Советская Россия, 1969.-115 с. Степанова Л.Г. Танцы народов России. - М .: Советская Россия, 1970 - с. 3-7. Танцы народов мира. - М.: - Советская Россия, 1959 - 126 с. Ткаченко Т. Народный танец: учебное пособие для хореографический отделений театральных институтов и хореографический училищ. М .: Искусство, 1954 - 123 с. Уральская В. И. Поиски и решения. Танец в русском хоре. М.: 1973.Уральская В. Соколовский Ю. Народная хореография. - М .: Искусство, 1972. с. 17-25. Уральская В.И. Природа танца. М.: Советская Россия, 1981.Устинова Т. Беречь красоту русского танца. - М .: Молодая гвардия, 1959 с. 9-32. Устинова Т. Русские танцы. - М .: Молодая Гвардия, 1955 с. 7-8. Устинова, Т.А. Избранные русские народные танцы/ Т.А.Устинова. - М.: Искусство, 1996. – 593с.Фомин А.С. Народный танец: проблемы изучения. - СПб., 1991 с. 69. Чижик А. Русские кадрили / Ч ижик А. - М .: Искусство, 1954 с. 3-32. Чистякова В. В мире танца. - Л., М .: Искусство, 1964. с. 6-10.


1. Банф Е. Избранное. - М .: Прогресс, 1965. - с. 92.
2. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М .: Искусство, 1971. - 430 с.
3. Богданов Г. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографический произве дения. - М .: Искусство, 2008 - С. 21- 40.
4. Богданов Г. Ф. Урок русского народного танца. М.: Всеросс. муз. об-во, 1955.
5. Богданов, Г.Ф. Самобытность русского танца [Текст]: учеб. Пособие / Г.Ф.Богданов. - М.: МГУКИ, 2001. - 224с.
6. Борзов А. А. Вопросы утверждения нового жанра сценической хореографии. Сб. «Вопросы воспитания балетмейстеров в театральном ВУЗе». М.: ГИТИС, 1980.
7. Борзов А. А. Танцы народов СССР. Ч.1., - М .: Искусство, 1983.
8. Бугаец Н.А., Полянская И. Методика преподавания хореографических дисциплин. Народно-сценический танец / Бугаец Н.А., Полянская И.М .// ХНПУ им. Г.С. Сковороды, - Х .: 2009.
9. Веретенников, И.И. Южнорусские карагоды - Белград: Везелица, 1993. – 114 с.
10. Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии. 1998. № 4. С. 50-63.
11. Голейзовский, К.Я. Образы русской народной хореографии [Текст] / К.Я Голейзовский. — М.: Искусство, 1964. – 367 с.
12. Есаулова, К.А. Народно-сценический танец [Текст]: учеб.пособие / К.А.Есаулова, И.Г.Есаулов. - Ижевск: Удмурдский университет, 2004. – 207 с.
13. Заикин Н. И., Заикина Н. А. Областные особенности русского народного танца. Орёл, 1ч. 1999, 2ч. - 2004.
14. Заикин, Н.И. Фольклорный танец и его сценическая обработка /Н.И.Заикин; Всерос.науч.-метод. Центр народного творчества и культпросветработы им.Н.К.Крупской. - М. , 1991. – 134с.
15. Зайцев Е. Ю. Колисниченко. Основы народно-сценического танца. - Винница, 2007 - С. 3-21.
16. Захаров В. М. Радуга русского танца. М.: Сов. Россия, 1986.
17. Зацепина К., Климов А. Народно-сценический танец. - М.: Искусство, 1976, - 275 с.
18. Климов,А.А. Основы русского народного танца / А.А.Климов. - М.: Искусство, 1981.- 270 с.
19. Кукин А. Лапин В. К проблеме русских хороводов // Народный танец: Проблемы изучения. - СПб., 1991 - с. 16.
20. Надеждина Н. Русские танцы. - М .: ГОСКУЛЬТПРОСВЕТИЗДАТ, 1951. с. 3-64.
21. Померанцева Э.В. О русском фольклоре. - М .: Наука, 1977. - с. 14.
22. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. - М .: Наука, 1976. - с. 39.
23. Русские кадрили - М.: Сов. Россия, 1956. – 314 с
24. Соколов А.А. Проблема изучения танцевального фольклора // Методы изучения фольклора. - Л., 1983 - с .131.
25. Соколова А.Н. Кавказские танцы в традиционной культуре Кубани // Проблемы изучения и пропаганды казачьей культуры. Майкоп, 1998. С. 55-64.
26. Степанова Л.Г. Народные танцы. - М .: Советская Россия, 1969.-115 с.
27. Степанова Л.Г. Танцы народов России. - М .: Советская Россия, 1970 - с. 3-7.
28. Танцы народов мира. - М.: - Советская Россия, 1959 - 126 с.
29. Ткаченко Т. Народный танец: учебное пособие для хореографический отделений театральных институтов и хореографический училищ. М .: Искусство, 1954 - 123 с.
30. Уральская В. И. Поиски и решения. Танец в русском хоре. М.: 1973.
31. Уральская В. Соколовский Ю. Народная хореография. - М .: Искусство, 1972. с. 17-25.
32. Уральская В.И. Природа танца. М.: Советская Россия, 1981.
33. Устинова Т. Беречь красоту русского танца. - М .: Молодая гвардия, 1959 с. 9-32.
34. Устинова Т. Русские танцы. - М .: Молодая Гвардия, 1955 с. 7-8.
35. Устинова, Т.А. Избранные русские народные танцы/ Т.А.Устинова. - М.: Искусство, 1996. – 593с.
36. Фомин А.С. Народный танец: проблемы изучения. - СПб., 1991 с. 69.
37. Чижик А. Русские кадрили / Ч ижик А. - М .: Искусство, 1954 с. 3-32.
38. Чистякова В. В мире танца. - Л., М .: Искусство, 1964. с. 6-10.

Министерство образования Республики Башкортостан

ГАОУ СПО СМПК

Курсы

на тему: "Влияние народных танцев на эстетическое развитие детей дошкольного возраста"

Выполнила студентка

III-курса группы № 38 по специальности 050144

Образование

Томская Инна Ильфатовна

Менеджер

Самоделкина Маргарита Рафаильевна

Стерлитамак, 2014

Введение

В последнее время возросло внимание к проблеме эстетического воспитания, которое является важнейшим средством формирования отношения к действительности, нравственное и умственное воспитание, формирование гармонично развитой и духовно богатой личности. Хореографии обучают в дошкольных образовательных учреждениях крайне редко, в основном ограничиваясь введением занятий музыкально-ритмических движений, являющихся составной частью хореографического обучения. Часто уроки построены почти очков хореографии, не используя возможности народного танца. Эстетическое воспитание ребенка средствами народного танца играет важную роль в развитии творческой и успешной личности ребенка. Народные танцы приобщают детей народной, традиции и обычаи.

Лихачев Б. Т., как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только режиссер педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную творческую деятельность, способного обеспечить глубокое понимание эстетических явлений, поднять до понимания красоты действительности и прекрасного в человеческой личности. Выдающиеся педагоги (Макаренко А. С., Сухомлинский В. А. и другие отметили, что сформировать личность и культура эстетика особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте дошкольном-от трех до шести лет. Дошкольный возраст - наиболее важный этап развития и воспитания личности, в период адаптации ребенка к познанию окружающего мира, его начальной социализации.

Отсутствие занятий хореографией в дошкольных учреждениях в том, что акцент на музыкально-ритмическом развитии детей, а хореографическому развитию детей особое внимание уделяется не существует специальных упражнений для укрепления осанки, развитие гибкости, координации, эмоциональные реакции.

Исходя из этого, выбрать тему исследования "Влияние народных танцев на эстетическое развитие детей дошкольного возраста".